Статьи
После того как президент Виктор Янукович освободил Валерия Владимир Рокитский. Скорее всего, он и займет эту должность, поскольку удовлетворяет главным требованиям сегодняшнего дня: личной преданностью главе государства и отсутствием самостоятельности.
Эксперты прочат несколько кандидатур на должность председателя СБУ: руководителя Службы внешней разведки Григория Ильяшова, заместителя секретаря Совбеза Владимира Сивковича, замгенпрокурора Рената Кузьмина. Или же сам Владимир Рокитский перейдет из категории и.о. в полноценного хозяина одного из ключевых силовых ведомств страны.
Политологи последний вариант считают «усилением» группы Хорошковский — Фирташ. Однако, судя по всему, этого не опасается президент, увольняя азаровского протеже Федора Ярошенко и ставя на его место Валерия Хорошковского.
Так или иначе, главным качеством нового главы СБУ должна быть сейчас, накануне парламентских выборов, абсолютная лояльность по отношению к главе государства. «Главный критерий выбора из уже известных фигур — не профессионализм, а доверие и близость к президенту и его семье,— подтверждает «i» эту мысль Александр Скибинецкий, генерал-лейтенант СБУ, глава парламентского подкомитета по вопросам государственной безопасности, бывший первый замглавы СБУ.— Я допускаю назначение любого из указанных претендентов. Хотя возможно и совершенно неожиданное назначение. Но опять же, это будет сделано исключительно из соображений личной преданности этой фигуры высшему руководству, а не безопасности Украины. СБУ давно уже — это служба безопасности президента».
Некоторые эксперты считают, что рассуждать на эту тему рановато, поскольку должность главы СБУ будет утверждаться парламентом, который до февраля прекратил свою работу. «До новой сессии ВР Украины, которая начнется 9 февраля, ничего решаться не будет, нет смысла делать сейчас предположения,— заявил «i» Геннадий Москаль, генерал-лейтенант милиции, первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.— Если бы это была прерогатива только президента, глава СБУ был бы уже назначен. Но президент должен внести эту кандидатуру на обсуждение ВР. Если он сегодня обнародует кандидатуру председателя СБУ, то еще до начала работы сессии из него сделают «узбека», наденут тюбетейку и халат. Проверят все: от рождения до любовниц и жен. Власти это невыгодно. Все будет тихо».
По мнению депутата, все делается сейчас по одной и той же схеме: так было с министром внутренних дел, налоговой службы, теперь — с СБУ. «Президент ставит перед фактом. Главный фактор — личная преданность. Между президентом и министром теперь никто не стоит. Раньше это пространство было заполнено олигархами и разными политико-финансовыми кланами. Министры были людьми, рекомендованными кланами, которые внесли существенный вклад в победу Януковича. У него был моральный долг их отблагодарить»,— говорит депутат. Министры, по его словам, назначенные таким образом, не выполняют напрямую указания президента, а идут советоваться с теми, кто пролоббировал их назначение.
Виктор Янукович заменил таких чиновников на лично преданных себе людей. На ключевых постах появились Захарченко, Клименко. Появится кто-то такой и на должности председателя СБУ. «Хорошковский — слишком самостоятельная фигура,— считает господин Москаль.— У него собственный бизнес. Он, что бы о нем ни говорила оппозиция, менеджер высокого класса. Экономист и политик в одном лице. В кресле министра финансов он больше на месте, чем на должности председателя СБУ. А Захарченко и Клименко прекрасно понимают: шаг вправо, влево — как они высоко поднялись, так сразу обратно окажутся в Донецке. Так что в кресле главы СБУ нужна преданная темная лошадка».
«На этой должности требуется не только преданная Виктору Януковичу фигура, но также и не скомпрометировавшая себя,— считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.— Не нужны «рискованные» фигуры, чтобы не нарываться на новые скандалы. Кузьмин слишком известен по делу Тимошенко. Он уже не подойдет».
По словам эксперта, ни президенту, ни Партии регионов не нужны резкие «движения», провоцирующие публику. Нужна работа СБУ, которая была налажена при господине Хорошковском. Особых претензий к нему не было. Валерия Хорошковского перевели на повышение, а не потому, что не справился. «Рокитский назначен исполняющим, скорее всего, он возглавит СБУ,— говорит политолог.— Осторожно, без шума и пыли. Тихая работа рыцарей плаща и кинжала». Что касается Дмитрия Фирташа, то, по мнению господина Карасева, Валерий Хорошковский думает не о Фирташе, а о премьерстве или даже президентстве. «А Рокитский и есть преданный власти человек. И темная лошадка — никто его не знает. Он — идеальная кандидатура на эту должность».
- Информация о материале
В начавшей обретать четкие черты системе сдержек и противовесов на верхушке украинской власти снова образовался перекос. С назначением Валерия Хорошковского министром финансов снова заговорили о монопольном усилении группы Фирташа в окружении Януковича. Но так ли все однозначно? Министр Хорошковский, безусловно, поставлен на место министра для распределения и контроля за денежными потоками. Но вот выиграет ли от этого Фирташ – это вопрос.
Новая надежда?
Хорошковский начинает играть ту роль «молодого дарования», которая ранее была у Яценюка, а потом у Тигипко – эти герои пока отправлены во второй состав труппы. Новым вызовам времени власть «конкретно держащим» показался бывший лидер «озимого поколения» (помните такое?) Валерий Хорошковский. Его назначение министром финансов взволновало весь околополитический Олимп по одной простой причине – его уже видят следующим премьером. И всем понятно, что конфигурация политических сил в Украине кардинально меняется.
Почему же Янукович сделал ставку на Хорошковского? Вряд ли он не догадывается об амбициях своего подчиненного и, безусловно, осведомлен о его умении достигать цели. И вряд ли главе государства не пытались объяснить, как Хорошковский в должности главы СБУ постоянно создавал сложности для Януковича-президента. Тут и спецоперации против правых националистов, и второй арест Тимошенко в СИЗО, и постоянное продвижение идей о покушении на главу государства. Неужели он после этого так доверяет Хорошковскому, что ставит его на один из самых серьезных в государстве постов – рядом с членами собственного «семейного» клана?
Мотивации Януковича могут быть уложены в две схемы.
Версия первая: «взятие под контроль». Суть ее состоит в устранении Хорошковского от управления силовиками и переводе его в изначально проблемное ведомство. Где, с одной стороны, он просто обязан принести Януковичу деньги «в клювике», а с другой – успех не гарантирует дальнейшего карьерного возвышения.
В спецслужбах Хорошковский был чужаком. Более присущее ему поле деятельности – как раз менеджмент, а не руководство карательным ведомством. СБУ при Хорошковским стало частью всеобщей системы «крышевания» и курирования различных отраслей легального и теневого рынков. Распределять денежные потоки эффективный менеджер Хорошковский умеет отлично, почему и оказался главным финансистом. Во главе СБУ он тоже был поставлен ради вполне конкретных задач. В первую очередь, ради возвращения газа, отобранного у Дмитрия Фирташа, и ради завершения расправы над Тимошенко. Но та излишняя самостоятельность, которую давал этот пост, в сочетании с тем, что Хорошковского считают главным фигурантом «русского лобби» в окружении президента, не давало Януковичу спокойно спать.
И гарант решил отправить Валерия Ивановича на новое поле деятельности. Теперь ему предстоит координировать и налоговую, и таможню, и Минэкономики. Специфику работы всех этих ведомств он знает. Да и опыт службы в СБУ ему весьма поможет: в эту структуру стекалось множество интересного фактажа обо всех потоках, схемах и откатах, в том числе и тех, которые могут идти мимо семьи президента.
На новой должности у Хорошковского может и не быть все так гладко: очень сложная сфера деятельности ему досталась. И главное – теперь он будет под намного более пристальным контролем лично Януковича, чем на посту в СБУ. Хорошковский теперь оказывается наедине с президентом и его ближним кругом. И будет выжимать из экономики все соки, дабы доказать: он достоин поста премьер-министра. А там, возможно, и стать потенциальным преемником Януковича.
Версия вторая: «посыл Путину». В данном случае речь идет о ставке на группу РУЭ, прежде всего, в тактическом плане – Украине нужен более дешевый газ. Хорошковский же – не просто член группы РУЭ, он считается в Белокаменной одним из пророссийских политиков – то есть, тем персонажем, которого безуспешно ищут в украинской политике уже долгие годы.
Уже циркулировали слухи, что от Януковича в Москве напрямую требовали сделать Хорошковского премьер-министром. Возможно, слухи эти распускались противниками тогда еще главы СБУ. Однако такая идея вполне логична. Переговоры по газу «зависли». А Дмитрий Фирташ с января потерял возможность получать среднеазиатский газ, который поступал к нему по льготной схеме с 1 апреля 2011 года. Фирташу нужно спасать принадлежащий ему химпром. И назначение Хорошковского должно стать сигналом Путину: в Киеве готовы пойти навстречу. Авось, обрадуются, и уступят в газовых переговорах. После чего Хорошковского премьером можно будет и не назначать…
Деньги маленькие – должность большая
Украинские эксперты в своих оценках назначения Хорошковского разделились на две группы. Одна считает, что новый поворот карьеры Хорошковского – это трамплин для взлета на премьерство и даже выше. Мнение этой части экспертного сообщества емко выразил директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. «Это можно рассматривать как еще одну ступень на пути восхождения Хорошковского.… Со временем возможно, чтобы премьер-министром стал молодой, телегеничный, гибкий и достаточно опытный политик, который смог бы повести Партию регионов на выборы».
Иное мнение – у аналитиков, считающих, что увольнение из СБУ – «понижение» для Хорошковского. Янукович «сливает» группу Фирташа как мешающую ему установить полный контроль над страной, и Хорошковский вовремя убегает от былого соратника, предлагая свои управленческие способности Януковичу, дабы остаться в «обойме».
Взгляды этой части экспертов формулирует политолог Юрий Романенко. «Янукович хочет обезопасить себя как от фронды олигархов, так и от народных волнений. В этих условиях ему нужно проводить тасовку кадров, и устранять те фигуры, которые ранее решали иные задачи. В силовых структурах нужен однозначно человек президента. Рокитский, ставший ныне и.о. главы СБУ, долго там не продержится. Потому для Хорошковского уход в Минфин – понижение. Он лишается мощной спецслужбистской автономии».
Хорошковский вовремя начал отходить от лоббирования интересов Дмитрия Фирташа, и теперь играет только на одном поле – президентском. Во всяком случае, ему удалось убедить в этом президента, и тот поставил его «на испытательный срок» в Минфин.
«Хорошковский начал дрейф в сторону семьи Януковича. Для Фирташа же уход от него такого игрока – поражение и предупреждение. В энергетическом секторе идут процессы перераспределения собственности. Фирташ владеет украинскими облгазами. Его монополия в этом плане мало кому нравится, и президенту тоже. Посредничество Фирташа и группы РУЭ в сфере газа раздражает и Януковича, и Москву. В ближайшее время группу Фирташа просто «вынесут», а следующим свой пост может потерять Бойко», - уверен Юрий Романенко.
Преемник поневоле
Версии мотивации назначения Хорошковского полярны, но каждая может вести к премьерскому посту для этого «эффективного менеджера»: либо в качестве преемника, либо – технического премьера.
Застрять «на финансах» он тоже может. Или быть послан на любую иную должность, где нужен будет «учет и контроль». Хотя логично, что после поста главы Минфина он может стать только вице-премьером. Такое назначение ему прочили уже в декабре 2011 года, пытаясь при этом соединить функции СБУ с финансовой разведкой, находящейся в ведении Минфина. Лоббировала это назначение все та же группа РУЭ. Тогда не получилось: ставить себя в зависимость от этой группы в период переговоров по газу Янукович счел неоправданным.
Теперь же он решил, что время Хорошковского пришло. И сразу насторожил все прочие группировки внутри элиты. Хорошковский становится первым конкурентом групп Ахметова - Колесникова и Клюева. Возможно даже временное единение этих игроков против столь опасного соперника.
Да и семья президента не может быть уверена, что Хорошковский будет послушно играть по нужным им правилам. До поры до времени он может изображать управляемость. И даже достаточно долго ее изображать – пока не почувствует, что настало время «расправлять крылья».
Ахметов проиграл?
Означает ли назначение Хорошковского поражение группы Ахметова? Только отчасти. Эта группа все более показательно уходит в бизнес, и максимально дистанцируется от политики. Пока что угрозы для положения Ахметова нет. Если Россия среагирует на назначение Хорошковского, и скинет цену на газ, тогда и Ахметов будет не в накладе. Если же этого не произойдет, то вряд ли Хорошковский начнет свою игру против Ахметова – для этого у него пока нет возможностей. Сейчас ему нужно доказывать свою эффективность во главе финансового ведомства.
Иное дело – стратегическое измерение этого назначения. Конечно, Азаров будет убран с поста, и убран в течение 2012 года. Наиболее вероятно – после выборов, когда могут образоваться новые центры влияния в самой Партии Регионов. Хорошковский в этот момент может оказаться единственной проходной кандидатурой на пост премьера.
Есть и иной вариант развития событий: Хорошковский станет сугубо техническим премьером еще до выборов. И «спалится» на этой должности – слишком много людей и факторов будут работать против него. Слишком опасен он как кандидат в преемники. В условиях, когда Янукович сделает его премьером, многим может показаться, что лучше сохранить старого вождя, чем выбирать нового – молодого, хищного и рьяного, да еще и пользующегося специфическим доверием в Москве...
Может быть, именно этого и хочет наш гарант?
- Информация о материале
В ближайшие дни будет назначен новый глава СБУ. И не важно, кто им станет: Ренат Кузьмин, ориентирующийся на Юрия Иванющенко, глава контрразведки Ильяшов (муж главного юриста «семьи») или кто-либо еще. Можно уже сейчас уверенно говорить, что этот человек будет выходцем из «семьи». И проблема не в том, что Президент не доверял экс-главе СБУ, а ныне министру финансов Валерию Хорошковскому. Никаких поводов Валерий Иванович не давал. Просто у нас строится та модель власти, при которой 100% доверие заслуживает только «семейный» человек (о том, что эта модель лопнет через 2-3 года, поведает любой историк-аматор, но не наступать на грабли не в наших традициях).
Как бы то ни было, но сегодня уже можно подвести промежуточные итоги первого этапа админреформы Януковича. Во-первых, у нас выработалась система ценностей, которую возглавляет такое чувство как «страх».Президент любит, чтобы все делали вид, что его боятся. Именно страх лежит в основе кодекса строителя нового украинского государства. Причем, страх существует только в одной парадигме: страх перед Президентом. Не перед законом, не перед невыполненными обещаниями, а именно перед Президентом. Завершение формирования команды своих силовиков должно укрепить этот страх. При этом на сложнейший вопрос государственного строения: «Почему мы должны бояться Президента?» ответа нет. Мы должны бояться просто так. И это является главнейшей проблемой для всех граждан, включая особо напуганных чиновников – ведь страх, не подпитанный идеологией, предполагает отсутствие правил игры. Но пока в такие дебри, как идеология никто не лез.
Вторым важнейшим моментом админреформы стало то, что отныне у нас больше нет олигархов в прямом значении этого слова. Наши миллиардеры перестали быть серьезными политическими игроками. Их роль - спонсорство, передача ресурсов в нужные руки, развлечения и обслуживание. То же самое касается министров, вице-премьеров, глав администраций и т.д. В стране не может быть людей, которые могут быть более влиятельными, чем Президент. Даже в отдельно взятых регионах.
И, наконец, третий вывод, который все мы должны сделать – админреформа прошла только свой первый этап. На втором аппетиты у победителей первого этапа только возрастут.
У многих может возникнуть резонный вопрос, а почему Президент тянул так долго. Ведь по идее он имел возможность все поменять и раньше. Но на самом деле это миф. У него не было «семейной» команды два года назад (да и сейчас она только формируется). Два года назад его еще не боялись олигархи. Два года назад многие видные деятели не были повязаны (в первую очередь на западном фронте) сомнительными с точки зрения международного сообщества судебными процессами. В конце концов, не готов был к этому и Янукович – он ведь тоже имеет свои страхи.
Что нас ждет на втором этапе админреформы? Во-первых, победа пропрезидентских сил на выборах. Любой ценой. Ослабление всех, кто не стал «семейным человеком». А потом, крах этой модели управления. Правда, открытым остается вопрос, когда этот крах наступит.
- Информация о материале
Стартовые позиции президента Украины в 2012 году мало у кого способны вызвать зависть. Европейские социалисты родство с Партией регионов признают, но с брезгливостью; Путин просто издевается; рейтинг президента и его партии на малой электоральной родине обвалился в два с половиной раза; госбюджет, после внесенных единомышленниками президента за год в Налоговый кодекс более чем 500 поправок, может прикрыть только срам; олигархи собираются на сходки и ропщут; в ряде сопредельных стран спецслужбы и избранные интеллектуалы проводят закрытые диспуты на тему: «Как поступать с украинскими землями после того, как несостоявшееся государство Украина неизбежно придет к югославскому варианту?».
Но, похоже, Виктор Федорович большинство этих проблем держит на периферии сознания. В повестке дня пункт №1 — взятие страны. Не власти в ней — она есть. А просто — страны. Как это напоминает фразу, сказанную в 1996 г. Павлом Лазаренко: «Я начну делиться тогда, когда все станет моим». Малая кадровая скамейка, представленная людьми, заслужившими доверие у Семьи, сдерживает разрастание ее влияния. Однако уже сегодня конфиденты Виктора и Александра Януковичей взяли под контроль МВД, налоговую и Службу спецсвязи, где человека Ахметова сменил человек Януковича-среднего. Верный Эдуард Ставицкий во главе НАК «Надра України» не расскажет широкой общественности о том, как меняется состав собственников лицензий на добычу. Впрочем, собственники тоже не болтливы. Как и киевские девелоперы, получающие ордена в компенсацию за убыточную переуступку уродующих лицо Киева офисных центров. Не расскажет о сути процессов, реально происходящих в Минздраве, на ладан дышащий министр здравоохранения. Сделают вид, что не поймут ваших вопросов директора одесских портов. И уж совсем потеряется глава Министерства аграрной политики, мечущийся между Семьей и попавшим под секвестр Банковой Юрием Иванющенко. Вряд ли стоит напоминать о том, что в центре картины (или паутины, кому как нравится) глава Нацбанка Сергей Арбузов — столичный администратор всех схем, доверенное лицо Семьи.
Очередной тотальный передел собственности, который проводит нынешняя власть и который, очевидно, решила возглавить Семья, проходит в полной тишине. В целом же на выполнение задачи брошены основные силы правоохранительных органов. Вместо того, чтобы заниматься поиском экономических преступлений, оперативники занимаются поиском экономических объектов, представляющих интерес. «А почему вы молчите?», — спрашиваю у бизнесмена средней, но крепкой руки. Человек отвечает обреченно-задорно, но честно: «Ну, во-первых, мы ждем, кто первым из наших высунется. Чтобы занять место павшего на рынке. А, во-вторых, мы понимаем: без Кармелюка не обойтись. Но нам нужен Абрам Кармелюк, чтобы с ним потом договориться». Ну-ну... Очевидно, жировой слой украинского бизнеса настолько велик, что до нервных окончаний еще не добрались. Мозги, видать, тоже жиром заплыли, раз готовы менять шило на мыло. Посему, в ожидании договороспособного Кармелюка бизнес откупается, отдает доли, выезжает из страны, мирясь активно или пассивно с происходящим.
Однако наметившиеся тенденции не на шутку встревожили самых больших, чем и был вызван саммит в олигархических кругах, состоявшийся 9 января. По отрывочной информации, полученной ZN.UA из разных источников, как до встречи олигархов при общении с некоторыми участниками, так и после нее, можно говорить о том, что обсуждались следующие вопросы: как не быть вынесенными на вилах вследствие проводимой властью политики; как изменить качество работы власти; как запустить реформы; что делать с возрастающим активом Семьи на бизнес-поле; как решить вопрос падающего рейтинга власти; как изменить способствующую падению рейтинга ситуацию с Тимошенко? (Последнее — весьма любопытно. Слишком долго состоятельные кроты преодолевали путь от тезиса «она единственная в этой стране, кто может отбирать собственность, пусть сидит» до «он единственный, кто может отобрать у любого свободу, без которой собственность не в радость».)
В настоящий момент нет оснований говорить о рождении олигархической фронды Януковичу. Особенно, если учесть, что квинтэссенцию встречи Ринат Ахметов впоследствии обсудил с президентом во время своего затяжного визита на Банковую. Однако, думается мне, Януковичу изменило его легендарное чутье. И если он не попытается в ближайшее время, во-первых, самоограничиться, а во-вторых, качественно изменить политику власти им возглавляемой, то внутри команды могут произойти тектонические сдвиги. Не за счастье Александра Викторовича Януковича гнулись на полях политических сражений столпы ПР. Конечно, можно небеспочвенно утверждать, что Ахметова, Клюева, Колесникова и прочих игроков калибром поменьше, Янукович поствыборными слонами не обделил. Кто-то может считать, что в потоках и объектах, сыпящихся на партрегиональных олигархов как из рога изобилия, 100 процентов добычи принадлежит им. Лично я на 50 процентов в этом не уверена. Для освоения страны необходим инструментарий — отмытый, красивый, легализованный капитал. Семейный пыжится, но пока на такой не тянет. Им энергетику не скупишь, и самый жирный уголь не проглотишь. Вот и производит Ахметов впечатление сорвавшегося с цепи маньяка-добытчика. А что касается 100 процентов, то они, несмотря на «сейфовые» соглашения, в итоге достанутся тому, кто сделает меньше ошибок. Ведь этим переделом в Украине все не закончится. И борьба, разворачивающаяся сегодня не столько между властью и оппозицией, сколько внутри власти, идет за то, кто возглавит следующий передел.
Просто для начала некоторые лидеры оппозиции могут получить финансирование, существенно превосходящие санкционированные Банковой объемы.
Президенту могут попытаться помочь отвлечься от мыслей о расширении Семейного бизнеса, создав ощутимую политическую конкуренцию. Усиление финансовой поддержки оппозиции — не последний патрон. На порядок эффективнее — тихий саботаж решений и распоряжений главы государства. Некоторые олигархи могут посчитать, что в мутной воде внутриполитического противостояния и даже революции, они смогут решить вопрос своего выживания в будущем. Ну пока есть за счет чего решать...
Понимает ли это Янукович? Очевидно уже догадывается. В день казни Федора Ярошенко на стол президенту были положены проекты двух указов: об отставке действующего министра финансов и назначении на его пост Валерия Хорошковского. Однако между выходом первого и второго прошло пять часов. За это время высокопоставленных президентских окруженцев облетела весть о том, что актуальным кандидатом на пост министра стал заместитель Сергея Арбузова — Юрий Колобов. Телефоны ближнего круга накалились добела: Семья берет Минфин. Не взяла. Но и не отдала. Валерий Хорошковский — не линейное, но верное, с точки зрения президентских задач, эффективное решение. В этой части народного хозяйства Семья будет работать под прикрытием. Экс-председатель СБУ — волк-одиночка. Воспринимать его как неотъемлемую часть команды Фирташа—Бойко—Левочкина — значит упрощать ситуацию. Однако правила игры с царем зверей Валерий Иванович понимает — он ведь трудовую деятельность начинал водителем в зоопарке. Жесткий фискал, ведущий за собой молодую команду, апробированную в СБУ, кадровой революцией в Минфине только обозначит начало новых времен. Зоркий глаз Валерия Ивановича отследит любые несанкционированные игры с бюджетом неприкосновенных вице-премьеров, либо избранных министров. Хочется посмотреть, назовет ли его кто-нибудь при этом «оттраханным кенгуру», навешает ли килограммы лапши о нуждах избирательной кампании и проведет ли во время заседания правительства с голоса и без согласования вопросы, находящиеся в прямом ведении Минфина.
Формально в ведении министра финансов — налоговая и таможня. С таможней все ясно — руку на ее пульсе Хорошковский держал и продолжает держать. С налоговой — не так просто. Во-первых, это — Семья. Во-вторых, Клименко — молод, но орешек тоже непростой. У таких людей двух хозяев не бывает. Укрепить свое влияние в самом главном министерстве правительства Валерий Хорошковский может за счет назначения своего человека на Госказначейство, которое сейчас возглавляет преданный лично Николаю Азарову Сергей Харченко. Подпорками могут служить такие структуры, как экономическая разведка и КРУ. Сохранят ли за собой посты Сергей Гуржий и Петр Андреев — вопрос. Но еще больший вопрос — чьи люди займут эти три стратегические высоты?
Валерия Хорошковского в узких кругах уже назвали смотрящим Виктора Януковича в Кабмине. Появится ли смотрящий за Хорошковским? Иными словами, какая функция будет отведена новому премьер-министру? В том, что новый будет почти никто не сомневается. Ведь Николай Азаров с антирейтингом в 78% уже не может выполнять главную функцию — впитывать негатив. Кроме того, не только олигархам, но и президенту понятно, что качество работы правительства необходимо менять. В настоящий момент Колесников, Тигипко и Клюев работают над новой программой реформ. А Виктор Янукович выстраивает новые балансы, что в условиях кадрового дефицита, сдувания группы Фирташа, роста притязаний Семьи, негативных экономических реалий, ропота старой гвардии (которой теперь у принцев принято считать не Рыбака со Звягильским и Азаровым, а Колесникова, Ахметова и Клюева) — весьма непросто. Вопрос не в том, кто станет новым премьер-министром. Вопрос — какая задача будет поставлена перед этим человеком. Украшать состав Кабмина? Контролировать инкассацию? Оперативно провести необходимые косметические реформы перед выборами? Или найдется универсал?
Что касается претендентов, имеющих шанс по своей или чужой воле занять этот пост, то их по-прежнему немало.
Некоторые эксперты восприняли назначение Хорошковского как открытие дороги на пост премьер-министра Сергею Арбузову. Готов ли Янукович бросить такой вызов своим старым соратникам? При этом взяв на себя лично — не по букве закона, а по сути — всю ответственность за исполнительную власть.
Андрей Клюев, еще несколько месяцев назад считавшийся фаворитом кандидатской гонки, сегодня подотстал. Складывается впечатление, что Андрей Петрович как-то заметался и растерялся. И полеты в Москву не помогли обрести былую уверенность в завтрашнем премьерском дне. Злые языки поговаривают, что неподельчивый трудоголизм первого вице-премьера оставил царапины на стальных душах Владимира Владимировича и Виктора Федоровича. В связи с чем в новом составе Кабмина мы Андрея Петровича вообще можем не увидеть. Тем более что ему необходимо сосредоточиться на выборах. Правда как он будет ковать победу Партии регионов сидя в каком-нибудь «Зоряном», а не на Грушевского — понять сложно.
Ирина Акимова — человек, возглавляющий придуманную историю под названием «Комитет экономических реформ». Коммуникационное звено между McKenzie и Азаровым. Есть те, кто считает, что лишние звенья — помеха реформам. Почему бы Ирине Михайловне, переполненной передовыми идеями, не возглавить их непосредственную реализацию? Есть информация о том, что предварительно ее кандидатура на пост премьера обсуждалась с самыми западными партнерами Украины.
Борис Колесников — воевал, имеет право. Как единственный сиделец при оранжевой власти считает, что обделен. Не смейтесь! Энергия Бориса Викторовича фонтанирует. Возмущение бесталанностью происходящего — в не меньшей степени. Похоже Колесников убежден, что он бы все делал быстрее, резче, беспощаднее и системнее. Он убежден в том, что лишь обрезав власть и ее чиновничьи аппетиты, можно просить народ сдать кровь в пользу государства. Иными словами, мало того, что реформы еле движутся, так они еще и начались не с того конца — с Налогового кодекса и потрошения бизнеса вместо примерно-резкого сокращения чиновничьего аппарата и реальной дерегуляции. Но достаточно ли будет поддержки Рината Ахметова для того, чтобы президент перешагнул через свою предубежденность по отношению к вице-премьеру?
Сергей Тигипко. Не отказался бы от поста. И, в принципе, имеет некий шанс его украсить. Другое дело, что Сергея Леонидовича готовят украсить другой пост — список Партии регионов на выборах. А премьер в переживающей экономический кризис стране и первый номер списка, как уже поняли на Банковой, — вещи несовместимые. Словом, на какой чайник одеть эту куклу в этот раз, президент еще не решил.
Впрочем, кандидатом на место разоруженного, с точки зрения влияния, Николая Азарова, может быть кто угодно. Кто бы что ни говорил, а голова Януковича как барабан в «Спортлото» — каждый из приближенных вбрасывает туда свои шары, но какой выкатится и окажется выигрышным, знает только хозяин Банковой.
Абсолютно понятно, что Кабмин ожидают большие кадровые встряски. Тянуть с этим уже бессмысленно. И на месте министров, все еще действующих, было бы правильно опасаться не столько отставки, сколько посадки. Некоторые из них совокупно могли бы, по мнению отдельных технологов, уравновесить эффект произведенный заключением Тимошенко. Другой вопрос, есть ли у Януковича качественная альтернатива действующему составу правительства? А главное, способен ли он осознать необходимость ее поиска?
Призывать Виктора Федоровича подумать о стране, к шкуре которой уже присматриваются по периметру, — пустая затея. Янукович наступил на все грабли до которых только смог дотянуться. И это несмотря на то, что обо всех из них его предупреждали те или иные окруженцы. Юля, бизнес-булимия, серое ворье — вместо профессиональных кадров, ставка на силовиков — вместо ставки на интеллект, плевок в душу Европе, Януковичем же рассматриваемой в качестве альтернативы России. Кажется я поняла, что означала дверь, хлопнувшая президента в день инаугурации. Она была символом всех других дверей, которые сейчас закрылись или закрываются перед Януковичем. Не может о стране, так пусть подумает о себе. Ибо столкнувшись с последней закрытой дверью он рискует, обернувшись назад, не увидеть ни одного доброжелательного взгляда.
- Информация о материале
О назначении Валерия Хорошковского министром финансов судачили последние несколько месяцев после того, как премьер-министр Николай Азаров стал терять одну позицию за другой, сдавая своих доверенных людей в угоду донецким землякам и представителям группы «РосУкрЭнерго». Но Янукович все медлил с назначением Хорошковского – и неудивительно: замена министра финансов стала символическим событием, знаменующим новый поворот в противостоянии кланов в ближайшем окружении президента страны.
До этого назначения границы влияния кланов распределялись достаточно просто. «Донецкие» контролировали позиции в правительстве, РУЭ – администрацию президента, энергетический сектор и частично силовые структуры. Одновременно усиливались позиции семьи президента, заявлявшей о все новых и новых желаниях в бизнесе и руководстве страной – вплоть до Национального банка и Министерства внутренних дел. В этом противостоянии, разворачивающимся на фоне стремительно ухудшающейся финансовой и экономической ситуации в стране, Николай Азаров играл (по примеру фаворитов французских монархов) роль генерального контролёра финансов, в ручном порядке распределяющего оставшиеся деньги между бюджетными потребностями и теми, кто стремится поживиться на счет бюджета. Ну, а маловразумительный Федор Ярошенко играл роль всего лишь помощника этого генерального контролёра.
Самовлюбленный и честолюбивый Валерий Хорошковский, конечно же, не будет помощником Азарова. Можно сказать, что Хорошковский – сам генеральный контролёр, а Азаров в своей новой ситуации – всего лишь зиц-председатель Фунт, на которого в свое время спишут все просчеты и огрехи первого бесславного периода пребывания Виктора Януковича в президентском кресле. Но Хорошковский будет совершенно другим генеральным контролёром. Получив доступ к бюджету, он начнет оттеснять от него донецких олигархов, приватизируя государство в интересах блока группы РУЭ и президентского семейства.
Такая ситуация развивается в украинской истории отнюдь не впервые. В свое время днепропетровец Леонид Кучма, который был обязан своим президентством землякам и российской поддержке, бестрепетно «кинул» и тех, и других, обнаружив новые группы поддержки в Киеве и сосредоточившись на обогащении лично близких себе людей. То, что Кучма был арбитром клановых интересов - миф последнего периода его пребывания у власти. Кучма стал арбитром, только разгромив земляков-днепропетровцев во главе с их новым лидером Павлом Лазаренко. Отголоски той давней войны можно заметить даже в сегодняшних реалиях: днепропетровчанку Юлию Тимошенко преемник Кучмы и Ющенко Виктор Янукович отправил в колонию, а один из ведущих сотрудников кучмовской администрации Сергей Левочкин рулит президентской администрацией и презентует в ней интересы группы РУЭ.
Назначив Валерия Хорошковского министром финансов, Виктор Янукович фактически благословил блок своей семьи и РУЭ, продемонстрировал, что является покровителем двух этих группировок и дистанцируется от донецких. И если земляки Януковича этого еще не поняли, то очень скоро поймут по уровню своего влияния во власти и возможностям экспансии в бизнесе. А поняв, начнут сопротивляться – Януковичу предстоит тяжелейшее изматывающее противостояние с теми, кто помог ему прийти к власти в Донецке и с теми, кто ждал этого прихода в Москве – и крайне разочаровался в Викторе Федоровиче. И, только разгромив донецких, заставив их подчиниться и забрав у них часть бизнеса в пользу своих родственников и новых соратников, житель Межигорья станет настоящим «папой» – если получится, разумеется.
Потому что Кучма вел свою войну в ситуации, когда ему не было никаких альтернатив. Оппозиции как таковой не существовало, Лазаренко был единственным олигархом среди днепропетровцев, для команды Кучмы не было лучшего президента. Да и сам Леонид Данилович был хитрым, гибким, изворотливым и циничным. Янукович не может позволить себе открытых военных действий, потому что ими немедленно воспользуются оппозиционные силы – или донецкие миллиардеры воспользуются ими.
Сильных игроков, недовольных превращением Януковича из чиновника-лоббиста в одного из самых состоятельных людей страны, среди донецких предостаточно – и они не борются с ним только до момента, пока его амбиции не затрагивают их собственных интересов. Россия сегодня намного сильнее, чем при Кучме – потому что от цены на ее энергоносители зависит само выживание украинской экономики. И, наконец, группировка РУЭ воспринимает Януковича как попутчика, а не как идеального для своих интересов главу государства. Лоббистам интересов газотрейдера удалось договориться с Кучмой и поставить себе на службу Ющенко – и они вполне могут верить, что для минимизации рисков лучше не президент, с которым придется договариваться, а глава государства из собственных рядов. В этом смысле назначение Хорошковского может выглядеть лишь первым шагом на пути его превращения в «сильного канцлера», договаривающегося с Брюсселем и Москвой после которого вопрос о смещении Януковича может оказаться уже чисто техническим. Не будем забывать, что на этот момент на украинской политической сцене не должно быть никакой оппозиции и никаких донецких – только семья и РУЭ, которым придется схлестнуться в последней смертельной схватке.
Все это стратегическое планирование, разумеется, не подразумевает, что борьба за власть и деньги происходит в нищей деградирующей стране, населению которой может в один прекрасный день надоесть это непрофессиональное измывательство проходимцев. Но разве лилипуты, чей дворец поставлен на стол задремавшего великана, подозревают, где они находятся и могут предположить, что его неловкое движение рукой может смахнуть на пол всю их тщательно выстроенную конструкцию, полную маленьких желаний и примитивных амбиций смешных людей, по иронии судьбы повершивших, что они повелевают сном великана?
- Информация о материале
Евро-2012 еще не начиналось, а Украина уже пережила первые разочарования. И дело не в успехах или неудачах футбольной сборной, и даже не в жеребьевке, хотя с ней, можно сказать, Украине даже повезло – не в плане соперников для своей команды, а в шансах заработать на туристах из более благополучных стран. Речь идет об отношении к стране и ее подготовке к турниру, проявленном извне.
Взгляд со стороны всегда более объективен. А тут – аж до боли. Ведь как ни напрягались, как ни уверяли друг друга и весь мир, что подготовка по плану и все нормально, а оказалось, что ехать базироваться в Украину практически никто не захотел. 13 из 16 сборных выбрали для поселения Польшу, даже несмотря на то, что играть им придется в основном в Украине. Самый показательный в этом отношении пример – команда Нидерландов. Ей календарем определено три матча подряд – то есть половину, если не больше турнира – провести в Харькове, до которого из Польши не близкий свет. Но голландцы все равно остановили свой выбор на польской базе, хотя и под Харьковом таковых, и вообще по Украине – выбирай на любой вкус.
«Тренировочная база для сборной – это очень серьезная структура», – объясняет такую избирательность журналист и любитель футбола Савик Шустер. «Особенно когда сборная прилетает на короткий срок, на две недели», – заметил он.
По-видимому, в такой ситуации любой мельчайший недостаток может стать фатальным, и команды стремятся не отвлекаться от главного ни на какие нюансы. А нюансов может быть очень много: взять хотя бы страхи и ожидания самих участников турнира. «Есть сложившийся стереотип неизвестности перед Украиной, поэтому и не хотят. Я могу сказать это на примере авторалли, когда западные гонщики прописывали все до мелочей. Они боялись неизвестности, они не понимали, что это за страна такая – Украина», – признался фанат автогонок, глава департамента авиации МЧС Украины Евгений Червоненко.
Опыт организатора спортивных мероприятий подсказывает ему, что способ исправить ситуацию есть только один, но верный – на деле показать, что мы не хуже, чем заграница. «Безусловно, это морально неприятно и для болельщиков, и для участников, ведь футбол – это же не только футбол, это ритуал, игра. Это общение болельщиков, они едут на край света увидеть звезд. И то, что они, к сожалению, увидят их только на поле, это хуже, если бы они здесь жили, общались, могли у них брать автографы, фотографироваться, то есть если бы они жили украинской жизнью», – отметил Червоненко.
Сразу несколько мотивов для того, чтобы не ехать в Украину, обнаружил певец Виктор Павлик. «Самый простой ответ – что люди, которые не согласились жить в Украине, искали информацию в Интернете, смотрели, что делается в стране, какое политическое положение, что по чем, какие цены. Я думаю, что просто не хотят ехать в Украину, наверно, думают, что им тут будет плохо. Но если по большому счету, то они понимают, что Польша для них более цивилизованная страна, нежели Украина», – заметил он.
Человек в праве выбирать, констатирует артист. Поэтому обижаться на кого-то не стоит. «Украина намного интереснее своей природой. Возможно, в нашей стране не хватает того комфорта, который хотели бы видеть футболисты. Я думаю, может, те, кто уже побывал здесь и на себе почувствовал какие-то неудобства, и передают друг другу, чтобы они не ехали в Украину, а ехали в Польшу», – предположил Павлик.
Каждая команда выбирает то место, где именно ей будет удобно, признается футбольный тренер, а в прошлом знаменитый футболист Александр Заваров. Он вспомнил чемпионат мира 1990 года в Италии, когда выступал в составе сборной СССР. «У нас была группа в Неаполе, а мы жили аж в Пизе, то есть летали до Пизы на вертолете, потом до Неаполя на самолете. Тут сложно что-то сказать, но я думаю, что руководителям команды, тренерам виднее, где им удобнее», – рассудил он.
«У нас есть условия для того, чтобы команды останавливались. Не знаю, им виднее. Может, и в Германии можно было жить. Сколько там им лететь-то до Харькова или до Киева?» – спросил Заваров.
Известный журналист Дмитрий Гордон объяснил факт выбора сборными Польши до безупречности просто. Все дело в том, что по границе Украины проходит кордон ЕС. «Если выбирать между Европой и Украиной, то лучше условия, естественно, в Европе», – резюмировал он.
«В том числе и безопасность, это понятно сегодня каждому ребенку, здесь не надо быть даже футбольными сборными. Сервис в гостиницах, инфраструктура и все остальное, оттуда вытекающее», – сказал Гордон.
- Информация о материале
Страница 1220 из 1561
