Принято считать, что проблема экономической и политической коррупции остро стоит исключительно в странах с переходной экономикой и в так называемом третьем мире. Поскольку к распространению коррупции приводят недостатки демократических систем, то она менее характерна для государств с долгой историей демократических институтов и развитым гражданским обществом. Но современные тенденции свидетельствуют о росте коррупционной угрозы и в демократических обществах, и странах с развитой рыночной экономикой. Существенным толчком к усилению внимания к указанной проблеме стал анализ причин нынешнего мирового финансового кризиса, а также критика формирования современных институтов экономических отношений на нынешнем этапе.
Таким образом, в современном обществе возникла необходимость исследовать внутренние процессы развитых экономик и выявить новые причины формирования коррупционных отношений. Способно ли гражданское общество быть движущей силой противодействия распространению коррупции? Каким может быть ответ современным макровызовам?
Западные исследователи не первый год поднимают эти вопросы. Влиятельные экономисты, политологи обращают внимание на негативные тенденции последних десятилетий и начинают говорить о кризисе демократического общества.
Сегодня важно понять, как механизмы функционирования политикообразующих организаций формируют экономическое поведение и какие новейшие формы взаимодействия общества и государства возникли в последние годы. Нужно помнить, что коррупционное влияние на государственные институты меняет первоочередные цели учреждений. В современных условиях глобальной экономики это усиливает угрозы для развивающихся стран. С учетом этого важно оценить опасность влияния коррупционных отношений на цели институтов в сфере экономической политики развитых стран относительно стран с переходной экономикой.
До недавнего времени коррупция считалась проблемой развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Для этого существовали объективные причины, которые и привлекли повышенное внимание к коррупции на рубеже ХХ—ХХІ столетий. Поскольку коррупция появляется из-за недостатков демократической системы, главной проблемой считается отсутствие или недостаточная сформированность демократического общества. Система выборов в развивающихся странах и в переходных экономиках тесно связана с необходимостью формировать принципы демократического общества, ведь через эти институты осуществляется функция общественного контроля. Нобелевский лауреат по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц описывает, в том числе на примере распада СССР, как возникает и углубляется проблема формирования принципов демократического общества в условиях асимметричного распределения информации и распространения должностных злоупотреблений государственными служащими. Известны его критика деятельности Международного валютного фонда и негативные оценки влияния этого учреждения на организационные процессы в молодых экономиках.
Поскольку политическая система непосредственно взаимодействует с системой экономической, то неэффективная организация отношений грозит попаданием в коррупционную ловушку. Это ситуация, когда политические и экономические элиты склонны сотрудничать и защищать интересы друг друга. Преимущество на выборах получают политические силы, имеющие лучшую поддержку финансового капитала, который можно инвестировать в политические кампании. В обществе, где объемы инвестирования в политические кампании оказывают определяющее влияние на результаты выборов, происходит искажение общественных отношений, а коррупция глубоко внедряется во все его слои. Считается, что коррупционная ловушка характерна для малоразвитых экономических систем со слабым гражданским обществом и появляется при отсутствии демократических институтов контроля за властью.
Но и развитые страны становятся заложниками созданных и длительное время функционирующих институтов власти. Развитие системы сопровождалось формированием сложных и непрозрачных взаимосвязей, доминирующая позиция крупных политических партий препятствовала оперативному обновлению правящей верхушки, а постоянная концентрация власти в одних руках приводила к формированию новых неформальных отношений между властью и экономическими элитами. Так, инструменты лоббирования в США, Великобритании, Германии и других странах предназначены для продвижения и защиты интересов экономических игроков с целью развития новых отраслей национального хозяйства, оперативного информирования власти и более эффективного распределения общественных благ. Но вследствие постоянного пребывания политических партий в окружении определенных экономических кругов и скрытой природы процессов лоббирования произошло тесное слияние политической и экономической сфер.
И сегодня становится очевидным, что некоторые громкие политические решения были направлены на защиту интересов экономического меньшинства. Хорошую иллюстрацию привел Роберт Рейх, министр труда США (1993—1997). Он рассмотрел различия между уплатой взятки на таможне для получения разрешения на ввоз в страну запрещенных веществ и стимулированием сенатора США с целью отменить юридические ограничения на ввоз запрещенных веществ на законодательном уровне. На самом деле оба действия направлены на достижение одной цели, и сложно провести границу между взяточничеством и лоббированием.
Процессы стагнации политических систем в промышленно развитых странах вызвали резкую критику на современном этапе. Нынешний мировой финансовый кризис выявил ряд недостатков и угроз современному формату рыночных отношений и высветил возможность значительных злоупотреблений властью из-за искажения информационной среды, что создает чрезвычайно благоприятные условия для развития коррупционных отношений. Вернемся к событиям стремительного экономического развития 2000-х, когда вне должного внимания остался ряд следующих действий: ипотечные гиганты «Фрэдди Maк» и «Фэнни Мей» добились снижения ограничений относительно резервов этих компаний. Они израсходовали миллионы долларов на лоббирование своих интересов в конгрессе США, чтобы получить возможность осуществлять рискованные операции. В апреле 2004 года на заседании Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) представители Goldman Sachs, самого крупного инвестиционного банка, убедили членов комиссии позволить им значительно увеличить суммы своей задолженности.
В то же время лондонское отделение AIG, кроме прочего, через операции страхования финансовых инструментов смогло приукрасить свое финансовое положение благодаря ослабленному нормативному надзору. Это позволило ему взять на себя чрезмерные риски, выпустив синтетические финансовые инструменты (кредитные дефолтные свопы — CDS), покрытие которых со временем нанесло сокрушительный удар по компании AIG с ее 100 тысячами работников в 130 странах и ускорило глобальный финансовый кризис.
Все эти события стали возможны из-за усложнения системы балансов и отчетности. Даже при достаточном доступе к информации ее огромные объемы значительно замедляют адекватную реакцию, создавая возможности для дополнительных злоупотреблений. Дискуссионными являются вопросы, были ли коррупционными мотивы чиновников, ослабивших регуляторное давление, или же дело в банальном недостатке квалификации и низком уровне ответственности регулирующих органов? В любом случае система доказала свою неэффективность из-за непрозрачности и сложности процессов принятия решений.
Дальнейшие последствия международного финансового кризиса еще больше усилили критику системы организации современных институтов мировой экономики. Институционный анализ нынешней организации инструментов мировой экономики вскрывает значительные искажения в этой сфере. В действующей системе экономических отношений мы влияем на эту систему для получения определенных результатов. Экономические агенты оценивают ожидаемые результаты, планируя с учетом этого свою деятельность. Однако существует дополнительная сила, которая тоже в это же время влияет на систему. Таким образом, результаты деятельности экономических агентов искажаются, и фактические последствия не совпадают с ожидаемыми. Коррупция является именно этой силой, а ее скрытая природа не позволяет адекватно оценить ее место в системе.
Именно искажение антикризисной политики правительств вызвало рост диспропорций в промышленно развитых странах. Исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указывают на тенденцию к увеличению разрыва в благосостоянии в течение последних двух десятилетий.
Коэффициент Джини определяет долю совокупного дохода страны, который нужно перераспределить, чтобы достичь условия равномерного распределения среди всего населения. Таким образом, чем выше этот показатель, тем меньшая доля людей концентрирует благосостояние нации в своих руках. На протяжении последних 20 лет из 20 стран ОЭСР только во Франции, Венгрии и Бельгии не зафиксирована негативная динамика к усилению разрыва между бедными и богатыми.
Процесс углубления экономических диспропорций начался еще в докризисный период, но последствия соответствующей экономической политики сегодня значительно более заметны. На фоне снижения благосостояния среднего класса в США и ЕС рост доходов привилегированных кругов воспринимается населением чрезвычайно негативно. Такие тенденции подрывают доверие в обществе, исчерпывают социальный капитал. Демократическая система построена на основе общественного договора, ведь демократия предусматривает объединение граждан вокруг единой цели. При низком уровне доверия общественный договор перестает выполняться, а при отсутствии эффективных механизмов ответственности нарушаются базовые принципы демократической системы. В экономическом контексте это приводит к росту трансакционных расходов, усложнению условий ведения бизнеса и дальнейшему углублению проблемы неэффективного распределения ресурсов в экономике.
Еще одним следствием потери доверия в обществе является увеличение разрыва между властью и электоратом. Предотвращая падение рейтингов, власть способна прибегнуть к популистским мерам, препятствующим развитию и восстановлению экономики. Проблема усложняется при отсутствии конструктивного взаимодействия с оппозицией, как это можно было наблюдать в США при голосовании за бюджет. Отсутствие согласованных действий между республиканцами и демократами поставило Соединенные Штаты под угрозу экономического дефолта. Оппозиционная партия выдвинула условия по ограничению социальных реформ действующего правительства, что можно расценивать как целенаправленную атаку на политический рейтинг конкурентов. Таким образом, интересы страны, которые должен защищать институт демократии, оказались существенно искаженными внутренними инструментами влияния.
Очевидно, что дальнейшее сохранение такой системы управления и организации экономической системы, в свою очередь, формирует ошибочные принципы поведения. Когда политические партии преследуют собственные цели, отличные от выполнения социальных обязательств перед электоратом, то, опять-таки, доверие несет потери. Главной угрозой является потеря высокого уровня социального капитала, ведь при таких условиях ситуация приобретет черты, характерные для стран с переходной экономикой — когда отсутствие ответственности толкает в избирательную гонку представителей интересов бизнес-элит вместо представителей интересов общества. Таким образом, перед развитыми странами сегодня встала угроза попадания в коррупционную ловушку, как это происходит в развивающихся странах.
Коррупция в развитых странах в условиях интенсификации международного бизнеса становится проблемой и для стран с переходной экономикой. Поскольку процессы формирования экономических отношений инициируются в основном экономически более мощными странами, то из-за искажения экономических институтов будет усиливаться неэффективность распределения благосостояния и углубляться нерациональность использования ресурсов и результатов экономической деятельности. Кроме того, при формировании институтов экономической деятельности и государственного регулирования развивающиеся страны берут в качестве модели отношения в развитых странах, таким образом повторяя систему коррупционных взаимосвязей.
Искажение целей действующих институтов регулирования экономических отношений из-за коррупционного влияния служит причиной ряда негативных последствий: ресурсы и результаты экономической деятельности распределяются асимметрично и неэффективно. Соответственно, капитал не способен восстанавливаться достаточно оперативно. Усиление экономических диспропорций, вызванное неэффективным распределением благосостояния в обществе, подрывает доверие и уничтожает социальный капитал, что, в свою очередь, увеличивает расходы на ведение экономической деятельности. В условиях углубления международного сотрудничества в экономической сфере коррумпированные отношения также пронизывают экономическую среду стран, что создает особую угрозу при формировании институтов регулирования экономической деятельности. Учащение коррупционных скандалов в развитых странах чрезвычайно отрицательно влияет на развивающиеся страны, поскольку развитые страны выступают ориентиром развития и мерой оценки эффективности экономических реформ.