В ближайшие дни будет назначен новый глава СБУ. И не важно, кто им станет: Ренат Кузьмин, ориентирующийся на Юрия Иванющенко, глава контрразведки Ильяшов (муж главного юриста «семьи») или кто-либо еще. Можно уже сейчас уверенно говорить, что этот человек будет выходцем из «семьи». И проблема не в том, что Президент не доверял экс-главе СБУ, а ныне министру финансов Валерию Хорошковскому. Никаких поводов Валерий Иванович не давал. Просто у нас строится та модель власти, при которой 100% доверие заслуживает только «семейный» человек (о том, что эта модель лопнет через 2-3 года, поведает любой историк-аматор, но не наступать на грабли не в наших традициях).

Как бы то ни было, но сегодня уже можно подвести промежуточные итоги первого этапа админреформы Януковича. Во-первых, у нас выработалась система ценностей, которую возглавляет такое чувство как «страх».Президент любит, чтобы все делали вид, что его боятся. Именно страх лежит в основе кодекса строителя нового украинского государства. Причем, страх существует только в одной парадигме: страх перед Президентом. Не перед законом, не перед невыполненными обещаниями, а именно перед Президентом. Завершение формирования команды своих силовиков должно укрепить этот страх. При этом на сложнейший вопрос государственного строения: «Почему мы должны бояться Президента?» ответа нет. Мы должны бояться просто так. И это является главнейшей проблемой для всех граждан, включая особо напуганных чиновников – ведь страх, не подпитанный идеологией, предполагает отсутствие правил игры. Но пока в такие дебри, как идеология никто не лез.

Вторым важнейшим моментом админреформы стало то, что отныне у нас больше нет олигархов в прямом значении этого слова. Наши миллиардеры перестали быть серьезными политическими игроками. Их роль - спонсорство, передача ресурсов в нужные руки, развлечения и обслуживание. То же самое касается министров, вице-премьеров, глав администраций и т.д. В стране не может быть людей, которые могут быть более влиятельными, чем Президент. Даже в отдельно взятых регионах.

И, наконец, третий вывод, который все мы должны сделать – админреформа прошла только свой первый этап. На втором аппетиты у победителей первого этапа только возрастут.

У многих может возникнуть резонный вопрос, а почему Президент тянул так долго. Ведь по идее он имел возможность все поменять и раньше. Но на самом деле это миф. У него не было «семейной» команды два года назад (да и сейчас она только формируется). Два года назад его еще не боялись олигархи. Два года назад многие видные деятели не были повязаны (в первую очередь на западном фронте) сомнительными с точки зрения международного сообщества судебными процессами. В конце концов, не готов был к этому и Янукович – он ведь тоже имеет свои страхи.

Что нас ждет на втором этапе админреформы? Во-первых, победа пропрезидентских сил на выборах. Любой ценой. Ослабление всех, кто не стал «семейным человеком». А потом, крах этой модели управления. Правда, открытым остается вопрос, когда этот крах наступит.