Недавно вице-премьер Борис Колесников подводил итоги последнего года подготовки страны к Евро-2012. Говорил вице-премьер, как всегда, предельно жестко и конкретно. С цифрами, фактами и полным удовлетворением от проделанной работы. Да, в предельно сжатые сроки под руководст-вом Колесникова был сделан внушительный рывок. Чему подтверждением решение УЕФА оставить право на турнир за Украиной. Иное дело цена вопроса. По словам вице-премьера, подготовка непосредственно к Евро-2012 обошлась бюджету страны в 700—800 млн. долл. Т.е. стадионы во Львове и Киеве. Все остальное — это инфраструктура, которой Украина будет пользоваться еще не один год и после финального свистка на НСК «Олимпийский». Здесь как бы тоже вопросов нет. Поскольку без Евро-2012 главными воздушными воротами страны еще долго оставался бы убитый бориспольский терминал В, а дороги по-прежнему смахивали бы на декорации к фильмам о войне.

К тому же сократить бюджетные расходы помогли и инвесторы. Правда, полный список инвесторов от А до Я ограничивается всего лишь двумя этими буквами. В смысле, Ахметов и Ярославский. Но все равно немало. Поскольку Ахметов — это стадион «Донбасс-Арена», тренировочная база ФК «Шахтер» и гостиница «Донбасс Палас». А Ярославский — это терминалы харьковского аэропорта, стадион и тренировочная ФК «Металлист», а также гостиница «Харьков Палас». Т.е. еще несколько сот миллионов долларов, или порядка пяти—семи процентов от всех расходов в масштабах государства.

Но у этой медали есть и вторая сторона. Та, где количество тех самых инфраструктурных объектов, втиснутых именно в рамки подготовки к Евро-2012, глазом не обшаришь. Ибо за этим кроется освоение уже не сотен миллионов, а миллиардов бюджетных долларов. Со всеми льготами, скидками, раздутыми сметами, откатами и бестендерными процедурами с одним изначально известным победителем. Понятно, что ради престижа победа нынешней власти нужна была любой ценой, за которой никто не собирался постоять. Так что, может быть, именно потому наиболее скептически настроенные эксперты уже сейчас заявляют, что проведение турнира нанесет Украине убытков порядка 7—8 млрд. долл. Если это так, то распил действительно получился царским. Хотя и в это до конца верить сложно, поскольку методики расчетов потерь тоже предоставлены не были.

Маэстро, урежьте марш

Но в любом случае жонглирование миллиардами впечатляет. Вот, скажем, свежее заявление замглавы ХОГА Юрия Сапронова о том, что «подготовка к Евро-2012 уже обошлась Харькову почти в 11 млрд.грн». И конкретные цифры. По словам вице-губернатора, из 10 млрд. 397 млн.грн. — «средства государственного бюджета —

 3,14 млрд. грн. (29% от общих затрат); областного и городского бюджета — 1,031 млрд. грн. (10%); инвесторов — 6,357 млрд. грн. (61%) , в том числе средства DCH (т.е. Александр Ярославс-кий. — А.К.) — 2,39 млрд. грн. (23% от общих затрат, или 34,6% от затрат инвесторов)». Хотя, по данным УЕФА, стоимость подготовки Харькова к Евро-2012 составляет 8 млрд. грн. (с учетом последних изменений Госпрограммы —

 8,5125 млрд. — А.К.) и профинансирована из следующих источников: Государственный бюджет Украины — 31,5%, средства местных бюджетов — 26,1%, Александр Ярославский — 30%, прочие источники — 12,4%. Так что есть вопросы. В том числе и по поводу роста суммы расходов, по поводу долга местных бюджетов в виде 26 млн.грн. на обеспечение энергетической безопасности стадиона, без чего не будут выданы сертификаты УЕФА. А также по поводу того, откуда вдруг взялись «остальные инвесторы», вложившие в проект, если верить Сапронову, почти 800 млн.долл.? Когда тот же Борис Колесников ни о ком, кроме Ахметова и Ярославского, не упоминал. Хотя сумма, согласитесь, явно достойна упоминания.

Но даже если скептики и будут посрамлены, то бравурный марш «Ура, ура! Мы проведем Евро лучше всех!» все равно был урезан. И, что обидно, будет урезаться и дальше. Тем более что и в иных городах, принимающих Евро, ситуация печальная. Обещания привлечь толпы иностранных инвесторов так обещаниями и остались.

Первую порцию холодного душа (так и хочется сказать — оплеуху) Украина получила аккурат после декабрьской жеребьевки. Когда выяснилось, что в Украине готовы базироваться лишь три национальных сборных из шестнадцати. Причем одной из этой отчаянной тройки является сборная Украины. Остальные, несмотря на весь дискомфорт и затратность перелетов, готовы гонять на матчи из Польши.

Правда, здесь особой вины правительства нет. Потому что на самом деле финал чемпионата Европы по футболу — это как минимум две составляющих. Где за первую отвечает государство. Т.е. обязательства перед УЕФА на макроуровне. Куда относится, помимо подготовки стадионов, аэропортов, тренировочных баз, маршрутных автомагистралей или обеспечения безопасности и планов мобильности, еще и размещение семьи УЕФА в пятизвездочных отелях. Все остальное, в том числе и обеспечение надлежащих условий пребывания для зрительской массы, было возложено на плечи местных властей.

В этой части государство обязательства выполнило. Семья УЕФА будет расселена в соответствии со всеми требованиями. «Пятерок» и «четверок плюс» по стране наскребли. Кроме того, до июня планируют открыть еще с полсотни объектов. Но ведь, помимо семьи УЕФА, в атмосферу турнира хотят окунуться (по прикидкам местного оргкомитета) еще миллиона полтора болельщиков…

Рецепт успеха от Мартина Каллена vs чиновничьего креатива

В середине декабря прошлого года, где-то за 175 дней до Евро-2012, автору этих строк довелось неофициально пообщаться с операционным директором УЕФА Мартином Калленом, который специально приехал в Харьков на открытие гостиницы «Харьков Палас». Т.е. с тем человеком, который фактически отвечает за подготовку Украины и Польши к турниру. Обсуждали в том числе и актуальную тогда боль для Украины — отказ национальных сборных жить в принимающих украинских городах. Включая и вопрос: а можно ли еще что-то изменить? На что обычно дипломатичный г-н Каллен жестко и однозначно отрезал: нет, это все. Финиш…

И добавил, что теперь главная задача украинской стороны — хотя бы не потерять европейских болельщиков. А успешное решение этой задачи, по мнению одного из руководителей УЕФА, подготовившего не один европейский футбольный турнир, полностью зависит от местных властей. Которые после Нового года по логике должны были бы устроить агрессивную экспансию в Европе. Вылезти из шкуры, но суметь переубедить тамошних болельщиков не бояться страшилок, которые стабильно появляются в поисковых системах при наборе слова Ukraine.

Страшилок этих хоть отбавляй. Среди наиболее парализующих можно навскидку назвать европейское лидерство Украины по распространению ВИЧ и туберкулеза. Расползающуюся по стране корь. Плюс объявленную киевскими властями в конце прошлого года эпидемию бешенства. Плюс нарастающие по всей Европе акции протеста против убийства бездомных животных. А украинские власти, несмотря на заявления и УЕФА, и футбольных союзов, дальше обещаний никуда не двинулись. Плюс экология. Плюс непонятного качества продукты и непитьевая питьевая вода. Плюс отсутствие нормальной туристической инфраструктуры. Плюс коррупция правоохранительных органов. Плюс дороговизна на фоне полного разбега цена—качество.

Однако к концу января, т.е. где-то за 130 дней до старта Евро-2012, о десантах из Киева, Львова, Донецка и Харькова на площадку ЕС не было слышно ничего. Такое же безмолвие наблюдалось и в информационном пространстве стран-участниц. Вместо этого мы получили привычно бодрый рапорт о запуске сайтов принимающих городов. Что, по логике офисов местных градоначальников, должно было создать просто немыслимую давку из желающих попасть на украинскую часть турнира. С учетом того, что подготовка этих самых сайтов была начата под руководством УЕФА еще в октябре 2010 года, казалось, что особых проблем не возникнет. К тому же рекомендации футбольного союза были предельно дуракоемкими. Т.е. доступными для понимания самыми ограниченными чиновниками.

Впрочем, судите сами. УЕФА рекомендовал, чтобы на сайте имели место обязательная версия на английском языке, конкретные требования к доменным именам и стандартам веб-страниц, размеры баннеров, статистика трафика и эффективная система управления контентом. Помимо этого УЕФА рекомендовал осветить на сайтах вопросы, которые могут возникнуть у болельщиков в первую очередь, а именно: информацию о расселении и системе бронирования в онлайн режиме с соответствующими ссылками; справочник города — достопримечательности и общепит плюс городские карты; информацию о стадионе — характеристика, место расположения, доступ, запланированные матчи и т.д. Информацию о фан-зонах: доступ, рабочее время, специальные мероприятия. Ин-формацию о транспорте — как добраться до города, стадиона, аэропорта, как купить билеты. И опять же карты, схемы и планы.

Мало того, чтобы к нам было как можно больше флагов, УЕФА предоставил еще и возможность популяризации принимающих городов непосредственно на своем сайте.

Словом, было сделано все, что делается в таких случаях. За исключением одной, но весьма существенной ошибки. В УЕФА забыли, с кем они имеют дело, и разрешили принимающим городам принимать решения относительно содержания своих веб-сайтов самостоятельно.

История о том, как на профильном сайте Евро-2012 города Донецка вместо bus, т.е. автобус, написали bass, а в английской версии названия стадиона «Донбасс-Арены» куда-то исчезла одна буква «с», уже стала притчей во языцех. Правда, пос-ле шквала критики сайт поставили на реконструкцию, но то, что при его подготовке (опять же за бюджетные деньги) тупо использовали машинный перевод, немало говорит об уровне тех, кто отвечает за подготовку турнира на местах. Понятно, что проблемы с английским у нас не только среди гаишников — но кто-то же должен за это отвечать.

Нет, ну хоть кто-нибудь может объяснить даже не рекламную цель, а смысл следующего пассажа, представляющего «Экономику Киева»: «Місто було зас-новане як торговельний вузол, однак після занепаду Київської Русі аж до промислової революції XIX століття в Російській імперії про економічне процвітання мова не йшла… Сьогодні Київ — найбільше за територією та населенням місто країни, а також є бізнес-двигуном держави. Це промисловий, науковий та освітній центр держави, де розвинені авіабудування, виробництво будівельних матеріалів, добрив. Особливої цінності це набуло після аварії на Чорнобильській АЕС, розташованої за 100 кілометрів на північ від Києва»…

В разделе «Интересные факты» содержится «увлекательный» рассказ о «Макдоналдс» на Вокзальной площади в Киеве, «сдобренный» упоминаниями о «Макдоналдс» в Мюнхене и Дюссельдорфе. Все. Больше интересных фактов о принимающем городе Киеве на официальном сайте принимающего города Киева нет. Кстати, интересно, сколько могла стоить контекстная реклама торговцам бигмаками?..

Ну, допустим, аппарату КГГА во главе с г-ном Голубченко, отвечающим за подготовку столицы к Евро-2012, более мил жуткий чиновничий канцелярит. Они на нем и думают, и общаются. Но что делать, скажем, с картами? Нет, не с игральными, а теми, что по-английски называются map. Ибо тем, что вывалено на столичном, простите, интернет-непотребе, пользоваться нельзя. В первую очередь потому, что создателям этого продукта, похоже, неизвестно о существовании сочетания кнопок ctrl+ на клавиатуре. Которое, как известно, обеспечивает увеличение масштаба страниц. Ибо при попытке рассмотреть карту повнимательнее она попросту уползает куда-то вбок.

Туда же, кстати, и карты на сайте Харькова. Где в англоязычной версии предлагается карта города в смешанном русско-украинском варианте без каких бы то ни было признаков латиницы.

Чьи флаги в гости смогут к нам?

Отдельным мрачным массивом в этом перечне высится тема расселения зрительской массы. Массив настолько велик и многогранен, что в рамках данного исследования охватить его попросту нереально. Разве что констатируем: речь идет об увлекательной безвыигрышной игре под названием «Забронируй экономичное жилье на Евро-2012 в Украине». Ибо алчность отечественных туроператоров в сочетании с жадностью отельеров пока продолжают лишь отталкивать тех, кто еще не потерял желания приехать на турнир.

Цифры говорят сами за себя

Львов. На середину июня самый популярный международный сайт booking.com выдает 13 предложений. Разброс цен (в сутки) таков. Кровать в общем номере на 32 кровати — 43,52 долл. Кровать в общем номере на три кровати с удобствами в коридоре — 373,05 долл.

 (сейчас — 12,44 долл.). Номер «люкс» в пятизвездочной гостинице — 777,23 долл. (сейчас — 120 долл.).

В Донецке имеются четыре доступных варианта бронирования. Два кемпинга с разбегом цен за двухместную палатку от 98 до 163 долл. Один хостел, т.е. койка в четырехместном общем номере — 99,48 долл. (залоговая стоимость не возвращается, сейчас подобных предложений нет). И один отель, который предлагает стандартный номер «Твин» за 1596,66 долл. (сейчас — 68,39 долл.).

Харьков на начало турнира предлагает три варианта расселения. Один из которых находится в Белгородской области РФ. Палатка в кемпинге —  96,98 долл. Апартаменты в гостинице на четырех человек — 2362,36 долл. (сейчас — 43,52 долл.). И российский вариант по неизменной цене полулюкса — 165 долл.

Киев ближе к финалу предоставляет выбор из 21 варианта. От явно «краснокнижного» хостела где-то на выселках с ценой кровати в четырехместном номере 12,44 долл., до кровати в 12-местном номере за «привычные» 149,22 долл. (сейчас — 9,95 долл.) Палатка в кемпинге, аналогичная донецкой —  76,48 долл. Апартаменты с тремя спальнями в центре — 1989 долл. (сейчас — 248,7 долл.). И эта информация на 38 языках доступна любому желающему.

Так что пока, увы, подтверждается невеселый прогноз по поводу того, что многие болельщики предпочтут посещать украинские матчи в основном по схеме аэропорт—стадион—аэропорт. Игнорируя столь прославляемое в промороликах украинское гостеприимство. Что, кстати, подтвердил и Борис Колесников, заметив, что перелет туда—обратно на три матча при цене одного билета от 250 до 400 долларов обойдется европейцу не дороже 10—12 дневного пребывания в Украине. Хотя, с учетом обнародованных заоблачных цен только на жилье, может быть и дешевле. Причем ощутимо. Да еще и в отсутствие упоминавшихся выше рисков и угроз.

Правда, к счастью, точка невозврата пока не пройдена. И еще можно успеть попробовать облагородить очередной продукт жизнедеятельности исполнительных органов. Сообщить, скажем, о нюансах обмена валюты. О том, где, как и какие именно принимаются в стране кредитные карты. Поведать о том, где размещены костелы, кирхи, мечети или синагоги. Поскольку не все болельщики исповедуют православие. Проинформировать о специфике украинского проката автомобилей. Рассказать о том, каким бензином заправляют на украинских АЗС и на какой уровень автосервиса можно рассчитывать на украинских дорогах. Сообщить не только о борще или котлете по-киевски, но и о диетических и вегетарианских меню. Попытаться завлечь шопингом. Разместить на киевском сайте вместо портретов Попова и Голубченко в сочетании с доморощенным видео, лучшие клипы украинских музыкантов. Словом, добавить побольше заманушного драйва. Если власти не могут (а они, нигде, кроме Львова и не могут), то пусть обратятся к профессионалам в области туризма, пиара, IT и краеведения. А то ведь так не хочется в который раз повторять вслед за Верещагиным из «Белого солнца пустыни» насчет державы и обиды…

P.S. И еще одна убедительная просьба к чиновникам из КГГА. Невзирая на то, будете ли вы что-то кардинально менять на сайте или нет, избавьтесь, пожалуйста, от подраздела «аккредитация» в разделе «Медиа». Пос-кольку ваши исполнители разместили там на пяти языках правила аккредитации журналистов при освещении работы КГГА. Хотя на самом деле сайт посвящен финалу футбольного чемпионата Европы, где аккредитация СМИ является исключительно прерогативой УЕФА…

Лишь 8% украинцев считают, что наша судебная система полностью заслуживает доверия, 43% - убеждены, что вовсе не заслуживает. Такие данные приводит социологическая группа «Рейтинг». Тем не менее, по словам юристов и правозащитников, количество исковых заявлений в украинских судах ежегодно увеличивается. Очевидно, наши граждане и не доверяют судам, и не могут по-другому защитить свои права. Но среди тысяч истцов есть такие, которые обращаются в Европейский суд по правам человека. Бывший военный летчик-истребитель, а в настоящее время правозащитник Леонид Пидчибий - один из них. Он подал несколько исков в Европейский суд, один из которых уже удовлетворен. Правозащитник называет себя одним из чемпионов по количеству обращений в Европейский суд и делится опытом с людьми, в частности с юристами, о защите прав в Страсбурге. В беседе с «Днем» Леонид Пидчибий развенчивает миф о недоступности и сложности процедуры обращения в высшую европейскую судебную инстанцию.

- Леонид Васильевич, почему вы называете себя чемпионом Украины? Возможно, у нас еще есть такие граждане, которые три и более раз обращались в Европейский суд?

- Я считаю, что есть такие люди, которые уже подали иски. У меня в ближайшее время будет еще три иска. Думаю, что это - воля случая, ведь я обратился в Европейский суд, поскольку мы с моим адвокатом (когда впервые судились в Украине) зашли в тупик. Одним из исков был иск против Государственной исполнительной службы. Дело в том, что когда украинец выигрывает какой-то иск, то обязанностью Государственной исполнительной службы является его выполнение. Так предусмотрено законом. Но в моем случае эта структура не выполнила своих обязанностей по непонятным мне причинам. И когда стала очевидной разница между тем, что выполнено и что фактически есть, тогда я и подал иск в Страсбург.

- Что не выполнялось?

- Несколько лет назад в Украине началась эпопея, когда военные пенсионеры массово отсуживали у государства по 20-30 тысяч гривен доплат к пенсиям. По законодательству того времени, если увеличивают зарплаты военнослужащим, то также должна увеличиваться и военная пенсия. Вместе с тем пенсионеру также должны начислить две денежных позиции. Первая - это компенсация инфляции, вторая - банковский процент, который насчитывается за месяцы невыплаченной пенсии на банковском счете. Этого мне и не сделали. Следовательно, в 2005 году я подал иск, выиграл, однако Государственная исполнительная служба его не выполнила. Потом обратился в Европейский суд - и в настоящее время решение этого суда в мою пользу находится на стадии выполнения. Списки тех, кто выиграл Европейский суд, формируются в Страсбурге и посылаются в Украину, согласно договоренности между правительством Украины и Страсбургом о порядке выплат. Поэтому вышел такой парадокс: государство мне должно было выплатить несколько тысяч гривен, а выигрыш составлял полторы тысячи евро. Следовательно, из-за некомпетентности украинских чиновников наносится такой ущерб украинскому государству.

- Какая тематика исков, которые вы подавали и которые собираетесь подать?

- Два иска, которые я подал, касаются квартирной очереди. Первый - что меня неправильно поставили на очередь и второй - что мне не предоставили квартиру. По нынешнему законодательству (эта норма действует со времен бывшего СССР), когда военнослужащий, который вышел на пенсию, приезжает в город, где он будет проживать, то в течение трех месяцев ему должны выделить квартиру. Этого не произошло, и я подал иск. Еще один иск - против Киевского городского совета - касается земельного участка под строительство дома - он уже выигран. И второй иск, против Киевского городского совета - о предоставлении участка для дачи, садоводства, городничества и для гаража. Этот иск также выигран в Окружном административном суде города Киева. По первому - Государственная исполнительная служба опять не выполнила исковых обязательств. А относительно дела, где четыре земельных участка, то этот процесс тянется. И, наконец, еще один иск - относительно защиты прав свободы совести, но об этом говорить еще не время.

- Чтобы обратиться в Европейский суд по правам человека, какие инстанции нужно пройти в Украине?

- Нужно пройти суд первой инстанции и второй - апелляционный. Потом подать в Верховный Суд. Вся необходимая информация есть на сайте суда по правам человека в Страсбурге. Там есть страницы на украинском языке, где изложены все документы. К тому же, также предусмотрено обращение на украинском языке. Все документы, а также этапы их предоставления и заполнения - на сайте. Нужно лишь оплатить доставку документов по почте с сообщением о вручении. Это около 30 гривен, может - до 50-ти, если много материалов. Личное присутствие в Страсбурге не обязательно. Вы обязаны предоставить не оригиналы, а копии ваших документов, и суд проходит без вашего присутствия. Лишь в исключительных случаях истца могут вызвать в Страсбург.

- Сколько вам пришлось ждать ответа?

- В Страсбурге законодательство отличается от нашего, украинского. Есть понятие прецедента: если где-то когда-то был похожий случай, и было принято определенное решение, то и следующее решение по такому факту выносится аналогично. Если нет прецедента, то проводится подробное изучение случая и вынесение решения. Конечно, на это нужно много времени, чтобы судья ознакомился (судьи работают из Франции, Швеции, Германии, Британии). Поэтому по делу о квартирной очереди мне приходится ждать ответа уже четвертый год. Относительно иска о выплате инфляции и банковского процента, то там уже были прецеденты. В Украине было время, когда часто не выплачивали зарплату, и эти решения были давно наработаны.

- Люди, которые имеют дело с судами, жалуются, что это забирает много сил. А вам, похоже, нравится судиться?

- Если вы помогаете людям, то потом они обращаются к вам за помощью и за информацией. И это произошло со мной. Я провел семинары для десятков людей в адвокатской фирме. Подобные встречи, обсуждения побуждают меня работать не только для защиты моих собственных прав, но и помогать менее осведомленным рядовым украинцам. К тому же, интересный факт: студенты наших украинских юридических вузов очень плохо ориентируются в этом вопросе.

При этом Украина стабильно остается в лидерах тех, кто подает иски в Европейский суд. В прошлом году наше государство лидировало, потому что апелляционные суды завалены исками на многие месяцы вперед. Раньше такого не было. Это значит, что определенная часть из них будет направлять апелляции впоследствии и в Европейский суд. Есть разные способы достичь справедливости: революционные, а есть способ отстаивания своих прав. Если каждый будет это делать, то впоследствии мы будем обращать внимание власти на эти проблемы, и она будет совершенствовать законодательство. Я считаю, что украинцы должны учиться защищать свои права и выигрывать.

 

Наверное, «долгожданный» не то слово, которое можно применить к налогу как таковому. Хотя, почему нет? Ведь длительное время ждать можно вещи не только приятные. И если подходить именно с этой позиции, то налог на недвижимость, а если быть точнее — налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, действительно долгожданный. Семнадцать лет понадобилось украинскому государству, чтобы ввести в действие налог, заявленный как часть налоговой системы Украины еще в далеком 1994 году в Законе «О системе налогообложения». И даже при этом положительный результат нововведения остается под вопросом…

Льгота для коммерсантов

Сегодня налог на недвижимость существует практически во всех развитых странах. Структура налога, конечно, не без национальных особенностей, повторяется в общих чертах в странах с различными политическими, социальными и правовыми системами, разделенных между собой морями и континентами, языками и культурными особенностями. Такое единство подходов обуславливается, в первую очередь, экономической природой налога и особенностями объекта налогообложения.

Именно поэтому на общем фоне ярко и своеобразно выделяется украинский вариант налога на недвижимость, разрабатывая который, авторы Налогового кодекса пошли своим, уникальным путем, и здесь наследуя давнюю традицию украинской власти. В опровержение старой народной мудрости отечественные законодатели на собственном примере показали, что насмешить людей можно не только поспешив, и 17-летняя предыстория разработки налога ни в коем случае не может быть предпосылкой утверждения его качественной модели.

Анализ ст. 265 Налогового кодекса вызывает вопросы не только о том, почему мы решили игнорировать мировую практику правового регулирования аналогичных налогов в других странах, но и почему законодатель, конструируя механизм налога, проигнорировал элементарные законы экономики, а иногда и просто логики?. Признаться честно, в большинстве своем вопросы остаются без ответа. Хотя нет, некоторые ответы все-таки подсказывают сегодняшние украинские реалии. Вот, к примеру, объектом налогообложения налога на недвижимость в подавляющем большинстве стран Европы (возможно, за исключением Швеции), Америки, Азии является вся, а не только жилая недвижимость. Это логично и правильно. Почему коммерческая недвижимость, которая ко всему еще и приносит доход, не должна быть объектом налогообложения? Ведь ее объем значительно превышает объем недвижимости жилой, превращая мелкий местный налог в значительный источник пополнения местных бюджетов.

К примеру, местные бюджеты в Великобритании получают от налога 24,6 млрд. фунтов в год (2009 г.), что составляет 4,5% всех доходов консолидированного бюджета страны. Прямо скажем, разработчики украинского варианта налога на недвижимость вряд ли ставили перед собой такие амбициозные цели, справедливо предполагая, что собственники крупной коммерческой недвижимости в Украине, которые по счастливой случайности совпадают с подавляющим большинством депутатского корпуса Верховной Рады, вряд ли поддержат инициативу о налогообложении их недвижимости.

В большинстве стран Европы (Германия, Испания, Венгрия и др.) данный налог, уплаченный юридическим лицом, относится на его расходы, уменьшая базу налогообложения корпоративного налога на прибыль. При этом обеспечивается основополагающий принцип справедливости налогообложения, полностью отсутствующий в украинском варианте налога, предоставляющем неоправданную льготу для нежилой недвижимости.

Из мелкого в карликовый

Так или иначе, согласно ст. 265 Налогового кодекса, налогом облагается объект жилой недвижимости. Плательщиками налога являются юридические и физические лица — собственники объекта независимо от их резидентного статуса. Здесь разработчики столкнулись с еще одной проблемой — политической. Дело в том, что недвижимость — собственность подавляющего большинства украинских семей, изъятие дополнительного налога у которых повлекло бы недовольство граждан даже не столько не желающих делиться с государством, сколько не верящих в перспективность использования очередного пожертвования государству во благо общества. Но, с другой стороны, сокращение базы налогообложения повлечет уменьшение прогнозируемых фискальных поступлений, превращая налог из мелкого в карликовый.

Возможно, авторы проекта Налогового кодекса просто «не желали связываться», возможно, хотели вернуться к доработке налога позднее, но проблему недовольства общества решили просто, изъяв с последовательностью, достойной лучшего применения, из налогооблагаемой базы основную часть жилого фонда страны, чем придали налогу декоративный характер.

Так, базой налогообложения стала не обычная, рыночная, налоговая, регистрационная или любая другая, но все-таки экономическая стоимость недвижимости, которая является базой налогообложения или основой для ее исчисления (например, в Италии) во всех без исключения странах, где введен такой налог, а квадратный метр — единица, абсолютно неадекватная экономической сути налога. Ведь квадратный метр в разных регионах страны и даже одного города может представлять собой разную экономическую ценность и, следовательно, должен порождать разные налоговые обязательства. Но смелые новаторы-налоговики на этом не остановились. Они обложили налогом не просто квадратный метр недвижимости, а «квадрат» жилой площади объекта недвижимости! В первую очередь хочется поблагодарить их за то, что не предложили очень распространенную в средневековой Европе базу налогообложения недвижимости, исходя из количества окон в доме, а во вторую очередь поинтересоваться, что это такое, собственно, — «жилая площадь»? Где на уровне закона или хотя бы подзаконного акта дано определение этого термина? И еще: можем ли мы применять этот термин вообще и вводить в действие механизм налогообложения, если понятие жилой площади на уровне закона не определено? Рискну предположить, что ни один суд не сможет ответить на этот вопрос утвердительно.

В Европе — в процентах от стоимости имущества

Обращаясь к практике правового регулирования налогообложения в развитых странах, отметим, что в Великобритании налог на недвижимость начисляется в фиксированной сумме по отношению к базовой ставке налогообложения, составляющей 1354 фунта в год. Недвижимость распределяется на девять категорий в зависимости от налоговой оценки объектов, пересматриваемой каждые пять лет. В Дании недвижимость стоимостью до 3,04 млн. датских крон облагается по ставке 1% от ее стоимости, а свыше — 3%. В Германии налог установлен в объеме от 0,35% до 2,31% от стоимости имущества. В Китае ставка составляет 1,2% от стоимости объекта или 12% от оценочной годовой арендной платы, начисляемой на объект.

Угадывая мотивы разработчиков налога, которые не хотели утруждать себя разрешением спорных вопросов о стоимости объектов недвижимости, очень сложно определяемой в условиях отсутствия полноценного Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, отметим, что проблема отсутствия реальной стоимости на недвижимость существует не только в нашем государстве. Это относится, скажем, к Российской Федерации, где проблему удалось решить, приняв за основу стоимость объектов по состоянию на 1991 год с последующей их индексацией. И вообще, удалось же в Украине создать вполне сносный механизм налогообложения земли, где также не все однозначно со стоимостью и земельным кадастром. Почему в части недвижимости понадобилось конструировать нежизнеспособный и экономически необоснованный механизм?

Конечно, Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество как источник информации об объектах налогообложения является одной из основных проблем введения налога на недвижимость. Реестр введен совсем недавно, и информация, содержащаяся в нем, мягко говоря, сырая. Кроме того, она прямо может не соответствовать тем определениям объектов жилой недвижимости, которые содержатся в НК. К примеру, согласно п. 14.1.129, дачный дом — жилой дом для использования на протяжении года с целью загородного отдыха. Этот объект освобождается от налогообложения согласно п-п. г) п. 265.2.2 ст. 265 НК. А какой статус этот дом имеет в правоустанавливающих документах и, соответственно, в реестре? Если он именуется просто как жилой дом, или жилой дом усадебного типа, то льготу на него можно будет получить только в судебном порядке. Это же касается здания детских домов семейного типа. Они освобождены от налогообложения. Без всякого сомнения, льгота оправданна. Но как, по мнению разработчиков налога, детский дом семейного типа будет доказывать, что здание (или несколько зданий) именно его, если данные об объектах налогообложения берут исключительно из реестра (п. 265.3.2)? Переделывать правоустанавливающие документы? Вносить изменения в реестр? Но ведь такая операция просто не предусмотрена, как, кстати, и такой вид жилого объекта.

Еще пример. Вы осуществили достройку и не можете ее узаконить, или еще лучше — снесли старый дом и на его месте возвели новый и не зарегистрировали это в БТИ? Для вас хорошая новость: платить налог с нового объекта недвижимости (с нового метража) вы не будете именно потому, что основой для расчетов являются данные реестра, в которых информации о доме пока нет. Отметим, что проблемы с реестром вещных прав — проблемы объективные, не зависящие от несовершенства налога, а лишь дополняющие его. Точно так же, как и в случае с налогообложением земли, они должны быть разрешены системной и последовательной работой по приведению в порядок данных реестра.

Государственный интерес

Вероятно, реализуя свое желание умертвить и без того нежизнеспособный налог, в п. 265.4.1 ст. 265 разработчики решили почему-то освободить от налогообложения основную часть жилого фонда, предоставив право каждому плательщику один раз в год уменьшить налогооблагаемую (т.е. жилую) площадь квартиры на 120 кв. м, а жилого дома на 250 кв. м. Иными словами, чтобы заплатить налог, я должен иметь в собственности квартиру жилой площадью более 120 кв. м. или несколько квартир. Если же семья, как известно, владеющая недвижимостью на праве общей совместной собственности без выделения долей, имеет две квартиры, то супруги могут, распределив между собой обязанности по уплате налога согласно п-п. б) п. 265.1.2. ст. 265, избежать налогообложения в принципе. Ту же самую операцию можно проделать и с детьми, и с другими сособственниками.

Являясь собственником квартиры общей площадью 63 кв. м, я, как и любой другой налогоплательщик, не могу не радоваться тому, что не буду платить налог, но, с другой стороны, ведь есть еще и государственный интерес, который теоретически должен представлять собой совокупность интересов украинских граждан в том, чтобы наше государство в условиях кризиса имело тот же источник наполнения бюджета, как и его соседи. Конечно, такое желание в украинских реалиях выглядит смешно и лицемерно. Но смогли же бельгийцы, дополнительно к тем налогам, которые они платят, по своей инициативе прокредитовать собственное правительство на 2,7 млрд. евро? Кто сказал, что для того, чтобы потребовать справедливости, честности и прозрачности действий власти мы, как граждане, не должны сделать первый шаг? Утопия? Возможно. Но молчать и тихо радоваться тем подачкам, которые умышленно или по своей низкой квалификации власть делает своим гражданам в виде мертворожденного налога в обмен на освобождение от его уплаты за принадлежащие власть имущим недвижимые нежилые активы, мне кажется не менее аморальным, чем прямо голосовать за такие решения в Верховной Раде.

Именно потому введение налога на недвижимость не в существующем, а в цивилизованном виде, когда налог платят все граждане и организации справедливо и соразмерно стоимости недвижимости, которой они владеют, максимально соответствует интересам построения цивилизованного современного общества, а значит, и интересам, всех граждан независимо от их социального статуса или имущественного состояния. И, кстати, не в этой ли плоскости лежит налогообложение роскоши, за которое так ратуют сегодняшние реформаторы от власти, предлагая красивые, но не вполне адекватные прожекты?

 

Год назад завершилась показательная для наших судов эпопея со сдачей депутатского мандата председателем Высшего спецсуда по уголовным и гражданским делам (ВССУГД) Леонидом Фесенко. Тот факт, что депутат-регионал четыре месяца подряд параллельно осуществлял как судейскую, так и депутатскую деятельность, практически закрывает дискуссию о реальном положении дел в отечественной судебной системе. После этой истории остается только гадать, кто не покривив душой сможет назвать независимыми, объективными и беспристрастными семь сотен общих судов, замкнутых сегодня на ВССУГД.

Ситуация, сложившаяся с Леонидом Фесенко на стыке 2010 и 2011 гг., имеет для украинского правосудия и всего украинского общества гораздо более серьезные последствия, нежели это может показаться на первый взгляд. Суть в том, что правосудие — это великолепная лакмусовая бумага для оценки положения дел в любом обществе. Особенно если учесть, что суды являются одной из весьма немногих приемлемых возможностей для разрешения конфликтов в цивилизованном обществе. В этой связи работа судей должна вызывать у большинства граждан как можно более крепкое ощущение объективности, незаангажированности и независимости. Собственно, справедливость правосудия на том и закончится, когда появятся обоснованные признаки пристрастной работы вершителей правосудия. Если подобные признаки не просто проявляются, а имеют место в самых что ни на есть судебных верхах (да еще и в прямой привязке к всевластной политической силе), то тут приходится уже говорить не просто об иллюзии правосудия в стране. Тут уже практически приходится говорить об отсутствии здорового общества с цивилизованными взаимоотношениями между гражданами и властью.

Да, ныне Леонид Фесенко уже не парламентарий от Партии регионов, но толку от этого, по большому счету, мало — с таким же успехом он мог и дальше продолжать депутатствовать в статусе судьи или судить в статусе депутата. Ведь его четырехмесячное совместительство несовместимого вскрыло слишком много нюансов, которые категорически не позволяют считать работу украинских судей независимой и непредвзятой. И, как следствие, приходится серьезно задаться вопросом, есть ли вообще в Украине правосудие как таковое, которое бы, в том числе, позволило бы не бояться встречи в суде с представителем Партии регионов или действующей власти.

Напомним, что судьей ВССУГД Леонид Фесенко был избран 7 октября 2010 г. Восьмого октября он получил рекомендацию Совета судей общих судов на должность главы нового Высшего суда, а уже 11 октября Высший совет юстиции (ВСЮ) наделил его соответствующими председательскими полномочиями. В дальнейшем президент Виктор Янукович ввел Леонида Фесенко по своей квоте в состав ВСЮ.

И все это время господин Фесенко сохранял за собой статус депутата-регионала. И когда организовывался и запускался ВССцУГД. И когда подбирались и избирались десятки судей в этот суд. И когда назначались новые и увольнялись старые председатели местных и апелляционных судов общей юрисдикции, а также их заместители.

Помимо этого, все эти четыре месяца налицо было выполнение Леонидом Фесенко депутатских функций — его карточка активно голосовала в парламенте, а 12 января он как член комитета Верховной Рады по правосудию принимал участие в заседании этого комитета.

Но и это еще не все. Во-первых, такое положение дел считал совершенно нормальным сам господин Фесенко, много лет проработавший судьей и председателем Апелляционного суда Луганской области. Во-вторых, такое положение дел считали совершенно нормальным и влиятельные юристы действующей власти.

И в этой связи, кажется, не имеет особого значения юридическая и прочая аргументация, позволявшая судье совмещать априори несовместимые должности. Суть проблемы следует видеть совершенно в другом направлении. Избежать вполне корректных подозрений в заангажированности и непредвзятости господин Фесенко мог только в одном случае — отказавшись от возобновления судейской карьеры, имея за плечами конкретную политическую деятельность как член фракции Партии регионов. Но даже согласившись на это, Леонид Фесенко не должен был работать судьей и главой ВССУГД в статусе депутата-регионала. Изначально было заметно, что руководство Партии регионов по своим соображениям затягивает с лишением господина Фесенко депутатских полномочий. В его же интересах и в интересах всей судебной системы было по собственной инициативе отстраниться от выполнения соответствующих функций на судейских должностях. Но этого в итоге не произошло.

Важно, что регионалы, пришедшие к власти в начале 2010 г., обещали украинцам многое, в том числе — в отношении судебной системы. Нам говорилось об улучшении доступности правосудия и о повышении прозрачности работы судов, о ликвидации коррупции в процедурах назначения как судей, так и руководителей судебных инстанций и о прочих не менее важных для общества вещах. Но в действительности ситуация, кажется, выглядит несколько иначе — если кто и получил выгоды от масштабных преобразований правил игры в судах, так это только высокопоставленные представители действующей власти. Задумаются ли после этого украинские граждане о том, кого они поддерживают на выборах и что реально делают их избранники с приходом во власть,— покажет время.

Закрытие популярного файлообменника ex.ua вызвало небывалый резонанс в обществе. Простые граждане просто возмущались действиями власти в форумах и социальных сетях. Более креативные – с помощью картинок и «демотиваторов» пытались высмеять эту ситуацию. А самые талантливые – принялись атаковать власть. В течение нескольких дней один за другим «легли» сайты МВД, СБУ, порталы Президента, Кабмина и Верховной Рады, Нацбанка, партийный сайт Партии регионов. Одним словом, для Интернет-ресурсов власти начался своеобразный апокалипсис.

Справиться с проблемой более ли менее оперативно смогли пока только в Администрации Президента. Местные спецы заявили, что сумели отбить атаки хакеров, однако признали, что сайт по-прежнему работает с перебоями. Зато сайт МВД «лежит» до сих пор, и когда он возобновится свою работу, сказать не может никто.

История с закрытием ex.ua и последующие хакерские атаки неожиданно вскрыла несколько проблем. Во-первых, выяснилось, что почти все органы власти в Украине работают на нелицензионном, пиратском программном обеспечении. Например, в МВД, по словам главы пресс-службы ведомства Владимира Полищука, краденых программ почти половина – 47%. Во-вторых, стало понятно, что IT-службы ключевых институций в стране не в состоянии справиться с атаками хакеров. Иными словами, к атакам хакеров, не имеющих никаких политических пристрастий, зато готовых быстро «завалить» сайты министерств и ведомств, никто не был готов.

В Украине «полная разруха» в отношении сетей безопасности, заявил «Комментариям» директор Украинского сетевого информационного центра Юрий Гончарук. «Попытки создать в Украине отлаженную централизированную систему сетевой защиты закончились еще в 2005 год. В развитых странах уже давно были созданы специальные службы, которые отвечают за безопасность и работают сообща с госорганами, МВД и операторами связи. У нас такая служба должна работать в Госспецсвязи, но о ней почему-то ничего не слышно», - сказал он.

Действительно, во всем мире существует проблема хакеров, пиратских сайтов и «запрещенного» контента. Но на Западе с этим борются цивилизовано. Если на том же Youtube появляется нечто запрещенное, то соответствующие органы обращаются к руководству ресурса с требованием снять это нечто. Законопослушные владельцы удаляют запрещенный контент. Еще один пример цивилизованного поведения связан с фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой». Продюсерская компания обратилась к руководству ведущих поисковиков (google, yahoo, mail.ru) с просьбой блокировать любые ссылки на пиратские копии фильма. Ситуация с закрытием ex.ua показала, что наши силовики проигнорировали элементарные правила пиара. Ведь если бы перед закрытием файлообменника была проведена информатака на этот сайт, руководство милиции заклеймило позором «пиратов», вспомнило о том, что пару месяцев назад этот сайт вошел в десятку «самых пиратских» сайтов Европы по версии весьма уважаемых американских институций, такого ажиотажа бы не было.

Есть и другая проблема. Она состоит в том, что, найти кибер-террориста гораздо сложнее, чем, допустим, «живого» преступника, который оставляет на месте преступления следы и отпечатки пальцев. Взломщики компьютерных программ и сайтов могут теоретически находиться в любой точке Украины (а то и мира). Поэтому в этой ситуации гораздо легче будет назначить «кибертерориста».

Этим, судя по всему, и займется созданная недавно Президентом информационная контрразведка в составе СБУ. Очень возможно, что после ряда проверок это подразделение доложит главе государства, что Украину готовы атаковать орды хакеров, причем не только внутри страны, но и на Западе. Может даже прозвучать напоминание, что «арабская весна» тоже начиналась в социальных сетях. Соответственно, борьба с кибертеррористами требует не только выделения отдельного бюджета (желательно шестизначного), но и значительных усилий и тщательных проверок.

Президент, осознав серьезность ситуации, конечно, даст информационной контрразведке полный карт-бланш. Что может начаться после этого – остается только догадываться. Скорее всего, под шумок борьбы с хакерами начнутся репрессии на многих интернет-ресурсах. Придраться можно будет к чему угодно: ворованное программное обеспечение, пиратский контент… Проще говоря: для того, чтобы закрыть ресурс, много усилий не понадобится. Особенно учитывая слабую законодательную базу в Украине, регулирующую деятельность Интернета, сферу авторских прав и прочие составляющие информационного рынка.

С начала года вступило в силу постановление Кабмина Украины №1172, которым Украина впервые обозначила шаг к реальной оценке платы за использование земли под базирование российского Черноморского флота. Шаг такой тихий и осторожный, что остался почти незамеченным в Украине, а название самого постановления России как бы и не касается — «Об утверждении критериев распределения дополнительной дотации из госбюджета местным бюджетам на компенсацию потерь доходов вследствие размещения ЧФ РФ на территории Севастополя и АР Крым». Органам местного самоуправления рекомендовано до конца этого года провести нормативную денежную оценку земельных участков, которые используются ЧФ РФ, и установить размер арендной платы за пользование ими «на уровне 3% их нормативной денежной оценки на 2013 год и 4% для расчетов на 2014 и следующие годы».

 Госагентству земельных ресурсов, МИД, Минобороны и Фонду госимущества поручено также завершить до 2013 года согласование документов по инвентаризации и нормативной денежной оценке участков, которые используются ЧФ РФ, а Минфину — предусмотреть в бюджетах на соответствующие годы те самые дотации на компенсацию потерь местным бюджетам. Но, опять же, — после согласования с российской стороной документов по инвентаризации земель под базами ЧФ.

В Крыму конца года не ждут и уже подсчитывают возможные поступления из центра. Такую дотацию из госбюджета всегда получал Севастополь (в пределах 100 миллионов гривен, но уже несколько лет город настаивает на удвоении суммы), теперь же на компенсацию рассчитывают и местные бюджеты автономии, на территорию которых, собственно, и приходится основная площадь занятой российскими военными земли — 14,7 тыс.га. (в Севасто-поле — 3,3 тыс.га). Компенсация может потянуть на реальные сотни миллионов гривен из украинского бюджета, притом, что рассчитанная в соответствии с постановлением КМ арендная плата все так же останется условной и «для внутреннего пользования». По простой причине — аренды как таковой по-прежнему не существует. Российские военные по-преж-нему остаются самыми большими «самозахватчиками» на Крымском полуострове, поскольку ни на один клочок используемой ЧФ земли нет правоустанавливающих документов, та же картина — и с объектами недвижимости.

Проблеме многолетних и многотрудных переговоров Москвы и Киева по поводу инвентаризации занятой земли и акватории, объектов недвижимости и гидрографии

 ZN.UA уделяло немало публикаций, но всякое возвращение к теме требует напоминания о положениях, закрепленных базовыми соглашениями по ЧФ, подписанными 28 мая 1997 года. Их три: два межгосударст-венных — о статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Ук-раины и о параметрах раздела Черномор-ского флота бывшего СССР, и одно межправительственное —о взаиморасчетах. Заметим, что Харьковские договоренности, продлившие временное пребывание ЧФ на украинской земле до 2042 года, никаких изменений по условиям базирования в тело базовых соглашений не внесли. А они гласят: «Украина передает российской стороне в аренду…..», а « «российская сторона использует арендованные земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфра-структуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины». То есть — в соответствии с Земельным и Водным кодексами, законами об аренде земли, государственного и коммунального имущества, которые российская сторона абсолютно беззастенчиво и безнаказанно все эти годы нарушает. Поэтому инвентаризации земли под объектами ЧФ Украина добилась с трудом и только к 2005 году, но документы до сих пор полностью с РФ не согласованы, и подробнее об этом — чуть ниже. Инвентаризацию объектов недвижимости заново и уже совместно начали делать только в октябре 2011 года. Предыдущая, проведенная Украиной в одностороннем порядке в 2006 году, напомним, выявила у ЧФ множество объектов, не учтенных в приложениях к соглашениям, самовольно разобранных или построенных. И сколько еще времени пройдет до момента узаконивания базирования ЧФ (то есть заключения договоров аренды земли и имущества) — не известно никому.

На сегодня, как сообщили ZN.UA в рескомитете по земельным ресурсам АРК, российской стороной не согласованы документы на 13 земельных участков площадью в 14,187 тыс.га. Получается, что Москва не дала «добро» на инвентаризацию подавляющей части занимаемой в автономии территории, ведь общая площадь «арендуемой» земли — 14,7 тыс.га. Самый большой участок — это полигон «Опук» в Ленинском районе, занимающий более 13 тысяч гектаров, где появились третьи землепользователи. Во-первых, на полигон накладывается 880 гектаров заповедника, созданного указом президента Кучмы в 1998 году (то есть на следующий после подписания соглашений год). Во-вторых, не оформленные договорами аренды земли под объектами ЧФ, соответственно, не имели закрепленных границ, а потому органы местного самоуправления вполне законно и рационально ими распорядились, передав в долгосрочную аренду фермерам. И в-третьих, по той же причине отсутствия оформленных прав аренды в городах участки были отданы под застройку — правдой и неправдой, с помощью российских военных, отказывавшихся от пользования, либо судебных схем и т.д.

То есть, в переговорах с российской стороной несогласованными остаются несколько спорных перечней участков, и претензии есть у обеих сторон. Это 18 земельных участков, которые используются российскими военными, однако в приложениях №2 и №3 соглашения о параметрах раздела ЧФ они не значатся, то есть не передавались в пользование. Это, в основном, участки, на которых находятся такие же спорные объекты — маяки и РНС, и их площадь — 23,3 гектара. Второй перечень — это 22 участка из земель ЧФ, в границах которых обнаружены сторонние землепользователи. Причем, не только частные лица, которым местные советы выделили землю под застройку, садовое товарищество или фермерское хозяйство, но и госорганы и ведомства. К примеру, Феодосийс-кий военкомат.

Несогласованностей в «инвентарном деле» ЧФ за полтора десятилетия накопилось немало, кроме того, уже стало очевидно, что многие участки флотом просто не используются. «Мы предлагаем, в принципе, вполне государственный для обеих сторон вариант: реально оценить, где и сколько земли необходимо для базирования ЧФ, а где можно от нее отказаться без потерь для выполнения задач, — расска-зывает председатель рескомзема Крыма Александр Чабанов. — К примеру, участок, примыкающий к галерее Айвазовского в Феодосии, который ЧФ не используется, но числится за ним, что сдерживает развитие музея — важного туристического объекта курортного города».

Такая же ситуация с участками земли, переданной сельсоветами в Ленинском районе в аренду. «Нужно просто выехать и совместно посмотреть: если эти участки ЧФ не нужны — пусть фермеры используют их и далее. Если нужны — мы через суд расторгнем договора аренды этих участков, предоставив людям другие. Но делать это нужно не откладывая, — говорит А.Чабанов. — И мы выполним поставленную задачу — до конца года нормативная денежная оценка участков, которые используются ЧФ Рос-сии, будет проведена. В границах населенных пунктов эта работа уже завершена, но основная — за границами. Для этого необходимо не так много средств — 3,5 миллиона гривен. Однако мы можем ее начать только после согласования с российской стороной материалов инвентаризации земель».

В принципе, России торопиться некуда и незачем. «Плата» за пребывание базы в Украине капает маленькими дозами погашения товарных долгов, оформленных как госкредит, списывая ежегодно по 97,75 миллиона долларов из 2,347 миллиардов на 1997 год. В 2008 году Минфин в ответе на запрос ZN.UA сообщил: «На 10.07.2008 года… остаток долга составляет 1.192.355.860,0 долл. США».

Тогда же ZN.UA  обращало внимание руководства страны на замечательное положение статьи 2 Соглашения о взаиморасчетах, которое дает Украине шанс перейти на совершенно иной уровень взаимоотношений с Россией и возможность вывода «флотской» темы из газовых переговоров: «После погашения Украиной государственного долга перед Российской Федерацией арендная плата осуществляется российской стороной прямыми платежами». То есть, погасив долг, Украина вправе была бы требовать денежную плату за аренду земли, акватории и имуществ. Отдав миллиард, Украина могла бы требовать столько же, а то и в полтора раза больше, за каждый из оставшихся до 2017 год, — уверяли эксперты, с помощью которых ZN.UA по двум методикам произвело подсчет возможной арендной платы.

Шанс прежним руководством Украины был проигнорирован (и многие вправе считать, что преступно), а Харьковские соглашения еще туже увязали базирование ЧФ и газ пресловутой скидкой в 100 долларов. Виртуальной скидкой при виртуальной аренде, но при вполне реальном пребывании ЧФ в Крыму. На сегодня тот старый долг Украины в сравнении с нынешними внешними задолженностями, а также размахом воровства из бюджета выглядит и вовсе смешно. С учетом ежегодного погашения указанной суммы от него должно остаться уже чуть менее 900 миллионов долларов. То есть, немногим больше двух «вышек Бойко»!

Между тем всем якобы понятно, что без наведения порядка с землями пользователей-военных в Крыму о рынке земли говорить несерьезно. И это касается не только ЧФ России. Не меньше проблем и с землями другого «маркиза Карабаса» — Минобороны Украины. По данным рескомзема АРК, более 17 тыс. га сельхозземель, находящихся в пользовании МО Украины, не обрабатываются годами и не используются по назначению. Добав-лю: некоторые земли военных сов-хозов все таки используются, но незаконно — передаются в аренду либо засеваются нелегально, и таких «неучтенных» полей — на тысячи гектаров. В деле экс-спикера ВР Крыма и экс-главы Ленинской РГА Анато-лия Гриценко, который распорядился всего 200 гектарами, сейчас завершается судебное следствие, а высший хозсуд Ук-раины на этой неделе признал договора аренды земель военного совхоза «Азовский» недействительными.

Общая площадь земель Мин-обороны Украины в Крыму — 37,8 тысячи гектаров. При этом госакты на право пользования ими оформлены только на 67% площади. По данным проверок рескомзема, 408,7 га используются не по целевому назначению, а 16,7 тыс. — нерационально. «Только в Симферополе и прилегающем районе выявлено 1,6 тыс.га, которые военными не используются, они просто пустуют. При этом у Симферополя огромные проблемы с предоставлением участков и для репатриантов, добровольно освобождающих самозахваты, и остальным гражданам для строительства жилья, и просто — для развития города», — говорит Александр Чабанов.

По его словам руководство СМ Крыма уже неоднократно обращалось к Минобороны и другим цент-ральным ведомствам, земельные участки которых нерационально используются, однако ответов либо совсем нет, либо они отрицательные. Минобороны ссылается при этом на распоряжение КМ «Некоторые вопросы сохранения объектов госсобственности» и… резолюцию первого вице-премьера Украины от 31.01.2007 года, которыми Мин-обороны запрещено осуществлять операции по реализации земель (в том числе под объектами недвижимости). В общем, приехали: резолюция первого вице-премьера пятилетней давности — против Земельного кодекса, требующего и оформления прав, и рационального пользования землей. К слову, в указанном распоряжении есть запрет на отчуждение, а Совмин Крыма о приватизации и не просит. Зато там же содержится требование оформления правоустанавливающих документов на земли, использующиеся госорганами и гос-предприятиями. Но тут может оказаться, как и в случае с землями и объектами ЧФ — на свет полезут все «рациональности» с пользованием земли, ее неправедной застройкой и теневой продажей.