Закрытие популярного файлообменника ex.ua вызвало небывалый резонанс в обществе. Простые граждане просто возмущались действиями власти в форумах и социальных сетях. Более креативные – с помощью картинок и «демотиваторов» пытались высмеять эту ситуацию. А самые талантливые – принялись атаковать власть. В течение нескольких дней один за другим «легли» сайты МВД, СБУ, порталы Президента, Кабмина и Верховной Рады, Нацбанка, партийный сайт Партии регионов. Одним словом, для Интернет-ресурсов власти начался своеобразный апокалипсис.

Справиться с проблемой более ли менее оперативно смогли пока только в Администрации Президента. Местные спецы заявили, что сумели отбить атаки хакеров, однако признали, что сайт по-прежнему работает с перебоями. Зато сайт МВД «лежит» до сих пор, и когда он возобновится свою работу, сказать не может никто.

История с закрытием ex.ua и последующие хакерские атаки неожиданно вскрыла несколько проблем. Во-первых, выяснилось, что почти все органы власти в Украине работают на нелицензионном, пиратском программном обеспечении. Например, в МВД, по словам главы пресс-службы ведомства Владимира Полищука, краденых программ почти половина – 47%. Во-вторых, стало понятно, что IT-службы ключевых институций в стране не в состоянии справиться с атаками хакеров. Иными словами, к атакам хакеров, не имеющих никаких политических пристрастий, зато готовых быстро «завалить» сайты министерств и ведомств, никто не был готов.

В Украине «полная разруха» в отношении сетей безопасности, заявил «Комментариям» директор Украинского сетевого информационного центра Юрий Гончарук. «Попытки создать в Украине отлаженную централизированную систему сетевой защиты закончились еще в 2005 год. В развитых странах уже давно были созданы специальные службы, которые отвечают за безопасность и работают сообща с госорганами, МВД и операторами связи. У нас такая служба должна работать в Госспецсвязи, но о ней почему-то ничего не слышно», - сказал он.

Действительно, во всем мире существует проблема хакеров, пиратских сайтов и «запрещенного» контента. Но на Западе с этим борются цивилизовано. Если на том же Youtube появляется нечто запрещенное, то соответствующие органы обращаются к руководству ресурса с требованием снять это нечто. Законопослушные владельцы удаляют запрещенный контент. Еще один пример цивилизованного поведения связан с фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой». Продюсерская компания обратилась к руководству ведущих поисковиков (google, yahoo, mail.ru) с просьбой блокировать любые ссылки на пиратские копии фильма. Ситуация с закрытием ex.ua показала, что наши силовики проигнорировали элементарные правила пиара. Ведь если бы перед закрытием файлообменника была проведена информатака на этот сайт, руководство милиции заклеймило позором «пиратов», вспомнило о том, что пару месяцев назад этот сайт вошел в десятку «самых пиратских» сайтов Европы по версии весьма уважаемых американских институций, такого ажиотажа бы не было.

Есть и другая проблема. Она состоит в том, что, найти кибер-террориста гораздо сложнее, чем, допустим, «живого» преступника, который оставляет на месте преступления следы и отпечатки пальцев. Взломщики компьютерных программ и сайтов могут теоретически находиться в любой точке Украины (а то и мира). Поэтому в этой ситуации гораздо легче будет назначить «кибертерориста».

Этим, судя по всему, и займется созданная недавно Президентом информационная контрразведка в составе СБУ. Очень возможно, что после ряда проверок это подразделение доложит главе государства, что Украину готовы атаковать орды хакеров, причем не только внутри страны, но и на Западе. Может даже прозвучать напоминание, что «арабская весна» тоже начиналась в социальных сетях. Соответственно, борьба с кибертеррористами требует не только выделения отдельного бюджета (желательно шестизначного), но и значительных усилий и тщательных проверок.

Президент, осознав серьезность ситуации, конечно, даст информационной контрразведке полный карт-бланш. Что может начаться после этого – остается только догадываться. Скорее всего, под шумок борьбы с хакерами начнутся репрессии на многих интернет-ресурсах. Придраться можно будет к чему угодно: ворованное программное обеспечение, пиратский контент… Проще говоря: для того, чтобы закрыть ресурс, много усилий не понадобится. Особенно учитывая слабую законодательную базу в Украине, регулирующую деятельность Интернета, сферу авторских прав и прочие составляющие информационного рынка.