Отсрочка обязательной уплаты налога на недвижимость для физлиц до 1 января 2014 года предусмотрена в правительственном законопроекте  №2405 «О внесении изменений в ст. 265 Налогового кодекса относительно объектов жилой недвижимости», подготовленному ко второму чтению в Верховной Раде.

Что ждет украинцев в случае принятия этого документа, рассказал в эксклюзивном интервью «Комментариям» начальник отдела имущественных налогов департамента доходов и сборов  с физических лиц Министерства доходов и сборов Украины Юрий Тимощук.

- Зачем правительство подготовило  и подало в парламент законопроект №2405?

- Этот законопроект устанавливает социальную справедливость между теми гражданами, которые владеют большой элитной жилой недвижимостью и теми, кто имеет 2-3 небольших жилых объекта в собственности. Например, квартиру в городе и сельский дом,  требующий ремонта, который достался от мамы в наследство. Сегодня, согласно действующему законодательству, человек может получить налоговую льготу либо на квартиру, либо на дом. А законопроект № 2405  предполагает суммировать жилую площадь всех объектов недвижимости человека и уменьшать базу налогообложения на 370 кв.м. То есть даже если у человека в собственности находиться 5  однокомнатных квартир по 20 кв.м. жилой площадью налог на недвижимость он платить не будет, поскольку суммарная жилая площадь его недвижимой собственности не будет превышать 370 кв.м.

- Если этот законопроект будет принят, украинцам не нужно будет платить налог на недвижимость в 2013 году?

- Это действительно так. Законопроект предусматривает, что в 2013 году налог на недвижимость украинцам насчитываться не будет. Гражданам предоставляется время до 31 декабря, чтобы они могли сверить данные, которыми располагает налоговая служба относительного их объектов жилой недвижимости, а также получить налоговую льготу на часть своего имущества. А в следующем году уже будет насчитываться налог на недвижимость за 2013 год.

- А что делать тем, кто уже успел уплатить в этом году налог на недвижимость?

- Когда меня спрашивают об этом, я всегда прошу показать мне хотя бы одну квитанцию, которую отправил налоговый орган.  На сегодняшний день налоговая служба не отправила ни единого уведомления-решения об уплате налога на недвижимость. Все что уже уплачено – это сделано гражданами добровольно. Просто есть украинцы, которые точно знают, что им придется платить налог на недвижимость. Они не дожидаются  от налогового органа  квитанции  и самостоятельно, авансом оплачивают сумму налога. Сделать это можно в любом отделении банка. У каждого свои причины. Кто-то планирует уехать в командировку или отпуск и не хочет пропустить срок уплаты налога, а тем более получить санкции за несвоевременную оплату налога на недвижимость.

- И сколько уже успели уплатить налога на недвижимость?

- Суммы незначительные – в пределах первого миллиона гривен.

- В последнее время часто озвучиваются предположения, что налоговая служба не владеет полной информацией об объектах недвижимости украинцев. Якобы Государственная регистрационная служба Украины только создана, и еще не владеет всеми этими данными. Кроме того, большинство данных до сих пор хранятся в архивах в бумажном виде.  Это так?

- Все эти разговоры распространяются теми, кто невнимательно читал статью 265 Налогового кодекса. Там написано, что налоговая служба получает данные, необходимые для начисления  налога на недвижимость из единой базы Укргосреестра. И неважно, в каком реестре они находились раньше. Могу сказать, что в Украине сейчас насчитывается 28 млн. объектов жилой недвижимости. Украинцев, которые владеют квартирами общей площадью более 200 кв.м и жилыми домами общей площадью более 500 кв.м,  – порядка 80-90 тыс. человек. Они и будут плательщиками налога на недвижимость.

- Когда налоговая служба начнет рассылать уведомления-решения об уплате налога на недвижимость? Или вы будете ждать принятия в целом законопроекта № 2405?

- Налоговая служба на местах не может и не будет ждать. Есть закон, и его нужно исполнять. Сейчас мы проводим работу с плательщиками налога на недвижимость, чтобы  они получили положенную им налоговую льготу, приняли решение о выборе плательщика для объектов жилищной недвижимости, которые находятся в общей совместной собственности нескольких лиц, но не разделенный в натуре. Для этого нужно заявление владельца недвижимости.  Но до 1 июля 2013 года мы обязательно разошлем всем плательщикам налоговое уведомление-решение, согласно которому нужно будет заплатить налог на недвижимость в течение следующих 60 календарных дней.

- Как будут возвращать уплаченный налог на недвижимость в случае принятие законопроекта № 2405?

- Такие ситуации могут возникать. Никто не будет заставлять плательщиков оставлять свои деньги в бюджете. Если у человека возникает желание их вернуть, он должен будет написать заявление в налоговую службу о возврате денег и предоставить оригинал квитанцию об уплате налога. При этом в своем заявлении он обязательно должен указать расчетный счет, на который ему нужно перечислить сумму. Наличными деньгами возврат производиться не будет. Но оставить эти средства для оплаты налога на следующий год также не запрещается.

- Как быстро будет возвращаться переплаченный налог?

- После того, как документы подаются в Госказначейство, выплата производится в течение 5 рабочих дней.

Невинный с виду законопроект — полторы страницы, семь статей, десяток абзацев, составленных из внешне безобидных канцеляризмов. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются детали, способные превратить этот документ в безотказный инструмент расправы с оппонентами.

Речь идет о правительственном проекте закона о повторных выборах народных депутатов. Планировалось, что он будет одобрен в минувшую среду, причем представители Партии регионов еще в понедельник утверждали, что оппозиционеры не станут противиться законотворческой инициативе Кабмина.

Напомним, что осенью прошлого года ЦИК заявил о невозможности установить результаты парламентских выборов в пяти одномандатных округах (№94, 132, 194, 197, 223). Вопреки профильному закону, который подобного не предусматривал. Напомним, что на это решение в кабинете главы ЦИК Шаповала дали согласие лидеры трех оппозиционных сил. В итоге Рада не досчиталась пяти штыков, а механизм доизбрания народных избранников в законодательстве отсутствовал. В мае Кабмин решил восполнить этот пробел и подал в парламент проект (как было сказано в заявлении пресс-службы) "закона одноразового действия", в котором была расписана процедура повторных выборов. В том же заявлении указывалось, что решение о непосредственном проведении выборов будет принято ЦИК в течение 15 дней после вступления закона в силу.

Однако близкое знакомство с правительственной инициативой вызвало массу вопросов.

Во-первых, выяснилось, что власть предлагает провести выборы не в пяти, а в семи мажоритарных округах. Это следовало из текста прилагавшейся к законопроекту объяснительной записки. Ее подписал министр юстиции Александр Лавринович. Именно он, как полагают, —фактический творец самого документа (поскольку номинально субъектом законодательной инициативы является Кабинет министров, и проект завизирован премьером).

Откуда взялись еще два округа? Все просто. 8 февраля сего года Высший административный суд своим постановлением лишил высокого звания депутатов Александра Домбровского и Павла Балогу, избранных в 11-м и 71-м округах. Решение беспрецедентное, ибо такой способ "отъема" мандатов в Конституции не прописан, и каким образом подобное осуществить, никому не известно. Домбровский и Балога добровольно расставаться с креслами отказались, а Рада за досрочное прекращение их полномочий не голосовала. Группа депутатов обратилась за разъяснениями в Конституционный суд и 24 апреля получила в высшей степени любопытный ответ. Но об этом — чуть позже. Как бы там ни было, "лишенцы" формально остаются депутатами, посещают пленарные заседания, принимают участие в голосовании и на официальном сайте ВР в списке выбывших не значатся.

Таким образом, выяснилось, что власть решила "выдавить" упорствующих из Рады при помощи новых выборов в их округах. Но на этом неожиданности не закончились.

Ибо, во-вторых, обнаружилось, что пресс-служба КМ несколько поторопилась назвать правительственную инициативу "законом одноразового действия". Почему? Семь мажоритарных округов упоминаются в объяснительной записке, но в самом законопроекте говорится о "некоторых округах". Это раз. 15 дней с момента обретения законом силы, в течение которых ЦИК должен принять решение о проведении выборов, фигурируют в заявлении пресс-службы. Но в тексте проекта иная формулировка — "Решение о проведении повторных выборов депутатов принимает Центральная избирательная комиссия". Это два. Что из этого следует? Что речь идет о законе не одноразового, а многоразового использования. Что депутатам предложили освятить не столько механизм доизбрания депутатского корпуса, сколько инструмент его будущей зачистки. Схема, апробированная ВАСУ в феврале на Балоге и Домбровском, может быть применена неоднократно.

Если до сих пор приведение депутата к присяге являлось гарантией неприкосновенности его мандата, то с недавних пор непреложность этого правила, прописанного в ст. 81 Конституции, поставлена под сомнение.

Поясним. В "историческом" решении ВАСУ есть занятный пассаж — "Статус и полномочия народного депутата являются производными от законности избрания лица народным депутатом. Анализ законодательных норм дает основание считать, что лицо может быть признано лишенным статуса и полномочий народного депутата Украины при условии признания нелегитимным одного из этапов избирательного процесса, в том числе в случае признания недостоверными данных, занесенных в протокол ЦИК о результатах выборов, и, как следствие, неправомерного признания лица избранным народным депутатом".

Переведем цитату на общечеловеческий язык. До сих пор результаты выборов не могли подвергаться ревизии, если сроки их обжалования прошли. А ВАСУ разрешил делать это в любой момент. Вопреки профильному закону. До сих пор депутата могли досрочно лишить мандата, только если он:

— добровольно слагал полномочия;

— умирал или пропадал без вести;

— признавался недееспособным;

— отказывался от гражданства или покидал Родину;

— оказывался фигурантом обвинительного приговора.

А ВАСУ самочинно расширил это список: с февраля прекращать полномочия народного избранника можно и на основании постановления Высшего административного суда. Вопреки Конституции.

Представители ВАСУ (неизвестно, на каком основании) перебрали на себя полномочия и законодателя, и толкователя Конституции. И все это проглотили. Включая стража Основного закона — Конституционный суд.

Мы уже упоминали постановление КС от 24 апреля. Пришло время его процитировать. Итак, группа нардепов попросила блюстителей конституционности растолковать положения 76, 79, 81, 124 и 129 статей КУ, дабы понять: должно ли считаться депутатом лицо (избранное в соответствии с законом и приведенное к присяге в соответствии с Конституцией), легитимность победы которого на парламентских выборах позже поставлена под сомнение судом? Постановление КС оказалось не менее оригинальным, чем постановление ВАСУ. Для начала судьи поставили депутатов на место, пояснив, что они толкователи Конституции, а не судебных решений. А затем с легкостью фактически узаконили противозаконное нормотворчество коллег из Высшего административного, объявив: "Положения статьи 81 Конституции Украины распространяются исключительно на лицо, избранное народным депутатом легитимным способом (здесь и далее выделено автором. — Прим. ред.), в частности, вследствие волеизъявления избирателей и достоверно установленных результатов выборов в Верховную Раду Украины в соответствующем избирательном округе. В соответствии с частью пятой статьи 124 Конституции Украины судебные решения выносятся судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины".

Переведем. Если через полгода, год, два, три ВАСУ решит, что некий депутат-мажоритарщик был избран нелегитимно, а результаты выборов в его округе установлены недостоверно, то суд вправе лишить подобного нардепа мандата. И это решение будет носить императивный характер.

Нужно ли говорить, что, опираясь на два процитированных нами решения, власть может в любой момент лишить мандата любого неугодного депутата, избранного в одномандатном округе.Оставалось только придумать, как именно выдворить "лишенца" из Рады. Правительственный законопроект призван был стать последним пазлом в этой мозаике. На его основании можно в любой момент провести выборы в любом округе. А поскольку двух депутатов в одной "мажоритарке" быть не может, то полномочия нардепа, предварительно приговоренного ВАСУ, должны быть прекращены Радой досрочно. Сегодня на Подолье и в Закарпатье, где были избраны Домбровский и Балога. Далее — везде.

Отсутствие у Банковой стабильного большинства стимулирует изобретательность президентских юристов. Чем больше удавок окажется в арсенале режима, тем легче ему будет управляться как с действующими оппонентами, так и с потенциальными строптивцами. Янукович небезосновательно причисляет членов неформальных групп Ахметова и Левочкина—Фирташа к разряду вероятных дезертиров. Наличие безотказного автомата лишения иллюзий и мандатов, по мнению Виктора Федоровича, должно надежно сцементировать ряды его сторонников. Во фракции ПР замысел вождя, похоже, разгадали. Возможно, поэтому регионалы не слишком рьяно отстаивали правительственный закон. Каждый понимал: сегодня "под раздачу" попадет "чужой" мажоритарщик, а завтра, случись что, — "свой".

Впрочем, почему только мажоритарщик? Что мешает ВАСУ, окрыленному одобрением коллег из КС, пойти дальше и поставить под сомнение легитимность победы не одного конкретного лица, а целой партии? А, возможно, и не одной. Вы сильно удивитесь, если подобное случится?

В проекте закона о повторных выборах есть еще две примечательные детали. Во-первых, принимать решение о проведении повторных выборов должна ЦИК, а не ВР.

Во-вторых, средства на проведение таких выборов должны выделяться из резервного фонда в порядке, определяемом Кабмином. До сих это делала Рада путем принятия соответствующего закона. Вывод: парламентариев устраняют из процесса формирования собственного центрального органа. Рулить поручают исполнительной власти. В ручном режиме.

Самое трогательное, что власть поясняла необходимость принятия подобного закона требованиями ЕС. И опять лукавила. Поскольку Запад предлагал устранить недочеты в действующем избирательном законе, а не принимать параллельный. Кстати, соответствующий законопроект представитель "Батьківщини" Руслан Князевич внес 22 апреля. А еще Европа рекомендовала сначала исправить ошибки и только потом проводить выборы. Не наоборот.

Оппозиция расставленные властью капканы вовремя рассмотрела. Под ее давлением спикер Рыбак

15 мая объявил, что решение вопроса переносится на неделю. Но на следующий день выяснилось, что он, возможно, поторопился. Заместитель министра иностранных дел Украины Андрей Олефиров на международной конференции в украинской столице заявил: "В случае положительного заключения Венецианской комиссии и принятия Верховной Радой закон позволит провести повторные выборы в тех одномандатных округах, где они были признаны несостоявшимися". На том же мероприятии глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский пообещал, что Венецианская комиссия обнародует свои выводы предположительно в июне.

Успеет ли власть придумать что-нибудь новенькое?

Если не выходить на улицу, а читать украинские газеты и смотреть украинские телеканалы, можно потеряться во времени. Такое ощущение, что за окном не 2013, а 1942 год. Фашисты маршируют по Украине, и дать им отпор – общая задача государства и всякого честного человека. Как сказал бы кот Бегемот, будь он современным украинским политологом, это опять случай так называемого вранья.

Настоящие фашисты в Украине, как и в России, конечно есть. Периодически на стенах домов рисуют свастику, то появляются надписи «белая энергия» и призывы бить чужаков. Иногда и в самом деле бьют. В России даже чаще чем у нас, но не будем себя этим оправдывать. В Европе и Америке, кстати, они тоже проявляют себя. Фашисты, нацисты и расисты были, есть и будут. Как уличная преступность и бытовое хамство – полностью они неискоренимы. Всегда найдется неудачник, оправдывающий свои провалы не дефицитом интеллекта, ленью или бездарностью, а понаехавшими чурками или слишком шустрыми евреями. Ну и пусть себе бурчит – пока к действиям не переходит он просто смешной.

Во всех цивилизованных странах, в том числе и в Украине, движения нацистов или фашистов запрещены законом и не воспринимаются обществом всерьез. Маргиналы. Иногда чертовски опасные маргиналы, но без серьезных перспектив в политике и общественной деятельности. В современном глобальном мире интернета и прозрачных границ борцы за расовую чистоту не имеют шансов на успех. Исторические условия не те.

Тем не менее, именно Украину сегодня сотрясает настоящая истерика по фашизму. «Дадим отпор, не пройдет, это есть наш последний и решительный…», - готовятся масштабные митинги, куда активно загоняют студентов и бюджетников. Политики разных цветов (от красного до голубого), чиновники всех уровней. Еще вчера спокойно врали людям про страну и народ, про «покращення» и «папередникив», спокойно крали из бюджета и в ус не дули. А тут как с ума сошли – не хотим денег и кресел, дайте нам бороться с фашизмом. Наших редких фашистов успешно ловит СБУ и прокуратура. Или некоторые чиновники хотят сказать, что уважаемый Генпрокурор Виктор Пшонка не справляется со своими обязанностями? Так прямо и скажите – дайте нам сенсацию. Не заставляйте журналистов догадываться, что вы имели в виду.

Понятно, что со страниц газет и плакатов вдоль дорог нам в голову пытаются влить порцию бреда о страшной угрозе фашизма. Что это такое? Массовый психоз? Большой эксперимент гипнотизеров из спецслуцжб? Можно спросить «Почему?», но это вопрос для дураков, а им вопросы задавать вообще не положено – им Янукович другое занятие нашел. Мы зададим вопрос для умных – «Зачем?». А в хорошем и умном вопросе всегда заключена половина ответа.

Конечно, есть идеи, которые приходят не в голову, а сразу на производство и в кабинеты. Такие идеи, которым тараканы в головах аплодируют стоя. И если угрозы фашизма в Украине не существует, его нужно придумать. Зачем? А очень просто. Народ недоволен, оппозиция проводит акции. Пока коварный жареный птах со скверными привычками сзади еще не подошел, но кружит рядом, что-то замышляет. А куда отступать Виктору Януковичу после нарушения всех конвенций? Отступать ему некуда – все отнимут и посадят. Значит, народ нужно отвлечь.

Проще всего отвлечь народ хлебом и зрелищами. Повысить зарплаты втрое, пенсии впятеро, дать каждому дом роскошный, как у сторожа или дворника в Межигорье. Футбол, хоккей, бокс, концерты и турпоездки, хорошие дороги и вежливую милицию вместо бандитов в погонах. Сытый, спокойный и удовлетворенный духовно народ на акции протеста не пойдет. А при слове «революция» будет отвешивать оппозиционеру ленивого пинка. Потому что жизнь хороша, а мир справедлив. Но этот вариант нам категорически не подходит – казнокрадство и бездарная административная машина загнали экономику очень глубоко «туда». И речь уже не идет о повышении стандартов всерьез и надолго. Если в сентябре нас таки накроет волной неплатежей и дефолтом, для революции будет достаточно просто бросить клич. Власти это надо? Не надо.

Есть другой путь – он сложнее, но тоже оправдал себя за мировую историю. Чтобы голодный и злой народ не шел свергать царя, нужно объединиться против врагов. Внешних или внутренних – не важно. Можно дать отпор полчищам азиатских варваров, можно ловить колдунов, евреев, буржуев или гугентов. Главное, чтобы народ поверил – все беды от указанной вождем категории. То есть во всем виноваты козлы, которые (по меткому замечанию Виктора Федоровича) мешают нам жить. На внешних врагов у нас нет сил, да и не любит Виктор Федорович войнушки – не служил он, не проникся. Заставить народ ненавидеть буржуев даже Симоненко не может – не та ментальность у украинцев.

Фашисты на эту роль внутреннего врага подходят очень даже хорошо. Но их то мало, то совсем нет. Не проблема – их можно придумать. Век информации – реальность при помощи коммуникаций можно здорово разворачивать и масштабировать. И если всех как следует испугать фашистами и героически повести в бой на борьбу, про перебои с харчем и недостаток свободы народ на время забудет. Может даже до 2015 и не вспомнит, если фашисты окажутся достаточно страшными и будут упорно сопротивляться.

Что-то подсказывает мне в нынешней политической ситуации, что фашисты окажутся очень страшными и сопротивляться будут с невероятным упорством. Иначе к чему было весь огород городить? В общем, флюгер нашей внутренней политики приколочен намертво, и ветер обреченно дует в указанном направлении. Дискуссионным остается вопрос – можно ли нам считать этот ветер попутным? Мне кажется, ветер в голове попутным быть не может по определению…

Количество безработных в Украине сокращается. Согласно данным Государственной службы статистики, в марте этого года смогли найти себе работу 17,5 тыс. человек, состоящих на учете в центрах занятости. Размер средней зарплаты украинцев сейчас составляет 3 тыс. грн. в месяц ($380). Это в разы меньше, чем в соседних странах. Например, средняя зарплата в Польше по итогам 2012 года составила $1130, в Росси - $906, Беларуси - $553. Меньше чем в Украине зарабатывают только в Молдове – около $275.

Отчасти в низком уровне оплаты труда виноваты сами украинцы. Они часто недооценивают стоимость своей работы и просят у работодателей зарплату меньше, чем те готовы платить. Об этом свидетельствуют результаты исследований агентств по найму персонала. Чаще других этим грешат педагоги и IT-специалисты, музыканты и специалисты по недвижимости. (см. ниже «Топ-7 профессий,  специалисты которых себя недооценивают»). С другой стороны, охранники, банкиры, рекламисты и страховые агенты требуют заработную плату на 20-50% выше, чем им реально готовы платить работодатели (см. ниже «Топ-7 профессий, специалисты которых себя переоценивают»).

В почете работа с перспективой

Большинство украинцев – честолюбивы и амбициозны. Согласно данным опроса портала rabota.ua, при выборе нового места работы для 74% соискателей является важным условием - наличие возможности для профессионального роста. На новом месте работы украинцы хотят повышать свою квалификацию, расширить круг обязанностей и продвигаться по карьерной лестнице.

Ищут коллектив с хорошей атмосферой две трети всех соискателей (65%). Они описывают команду своей мечты как «дружный и сплоченный коллектив профессионалов». При этом количество сослуживцев для украинцев значения почти не имеет. Они одинаково рады работать в маленьких и крупных компаниях.

Что интересно, месторасположение и благоустройство офиса оказалось важным фактором при выборе работы для половины соискателей (51%).  Еще более трети украинцев (35%) особо обращают внимание на внутренний распорядок в компании. Они мечтают о вакансиях со свободным графиком работы и без строгого контроля над их деятельностью.

Примечательно то, что, выбирая новое место работы, украинцы не руководствуются советами друзей и рекрутеров. И уж совсем они не склонны доверять публичному образу компании, созданному в СМИ. Главным критерием оценки привлекательности фирмы для них являются отзывы ее бывших и нынешних сотрудников.

Прибавку к жалованию просить не принято

Размер заработной платы для украинцев очень важен.  Лишь менее 5% людей мирятся с зарплатой, которая, по их мнению, является несправедливой. Что интересно, считают, что работодатель им недоплачивает 61% всех трудоспособных украинцев. При этом только каждый четвертый из них решится просить у начальства прибавки к жалованию. Большинство просто начинают искать новое рабочее место с более выгодными условиями. Хотя, как отмечают рекрутеры, нашлись и 7% сотрудников, которые искренне считают, что получают больше, чем следовало бы.

А вот то, что украинцы трудолюбивы, подтверждают все рекрутинговых компании страны. Согласно их исследованиям 90% соотечественников готовы работать больше и дольше, чтобы увеличить свой заработок. Правда, удается найти вторую работу только каждому десятому сотруднику.

В путь за зарплатой

Чтобы зарабатывать больше, украинцы все чаще решаются менять место жительства. Переехать в другой город сегодня готов каждый пятый сотрудник. При этом особое значение имеет место «прописки» работодателя. Желающих променять большие города на райцентры – единицы. Наоборот, около половины профессионалов из регионов желают переехать жить и работать в столицу. Еще 30% были бы не прочь поработать в комфортных условиях на берегу Крыма. Существенно меньше желающих отправляться, даже в случае выгодного предложения, в Одессу (24%), Львов (22%) и Днепропетровск (17%).

От нового иногороднего работодателя сотрудники ждут помощи в решение жилищного вопроса: предоставления служебного жилья или выплаты «подъемных» в размере двух-трех месячных окладов.

Топ - 7 профессий, специалисты которых себя недооценивают*

Сферы деятельности

Какую среднюю зарплату просят соискатели, грн.

На сколько больше готов платить работодатель, грн.

IT, компьютеры, Интернет

5152

+1221

Культура, музыка, шоу-бизнес

4358

+427

Образование, наука

3281

+407

Красота, фитнес, спорт

3474

+404

Недвижимость

4727

+246

Транспорт, автобизнес

4196

+202

Дизайн, творчество

4639

+200

* по данным портала work.ua. Показатели рассчитаны на основе данных из 44 841 вакансии и 927 324 резюме.

Топ - 7 профессий, специалисты которых себя переоценивают*

Сферы деятельности

Какую зарплату просят соискатели, грн.

На сколько меньше готов платить работодатель, грн.

Охрана, безопасность

4796

-2019

Страхование

5234

-1176

Продажи, закупки

5433

-966

Рабочие специальности, производство

4852

-950

Сельское хозяйство, агробизнес

5521

-900

Финансы, банк

4841

-835

Маркетинг, реклама, PR

4876

-752

* по данным портала work.ua. Показатели рассчитаны на основе данных из 44 841 вакансии и 927 324 резюме.

Как сделать из Украины инвестиционный клондайк? Сложно открыть Америку, сказав, что для этого прежде всего госорганы должны начать соблюдать действующее законодательство. Но преодолеть тотальный правовой нигилизм чиновников можно, наверное, лишь при условии принципиальных изменений или на самой верхушке властной пирамиды, или в ее основании — в мировоззрении большинства рядовых граждан.

То есть если хочется, чтобы поступали инвестиции, чтобы в государстве развивалось конкурентоспособное производство, чтобы граждане не думали о девальвации, а анализировали целесообразность ревальвации и т.п., нужно побуждать к изменению прежде всего правосознания в нынешнем украинском обществе. Деньги же найдутся — сейчас в мире их более чем достаточно.

Возможная точка разлома для тектонических сдвигов, собственно, уже неоднократно определена — это защита прав "священной коровы" рыночной экономики, то есть частной собственности, прав инвесторов и кредиторов. Детонатором здесь может стать не появление нового цербера типа перенафаршированной полномочиями финансовой полиции, а скорее (при адекватном применении!), института бизнес-омбудсмена — медиатора между государством и бизнес-средой, возможность внедрения которого уже начали активно обсуждать в СМИ.

В потоке прошлогодних реляций власти о повышении позиций Украины в рейтинге Doing Business-2013 Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, за скобками (без внимания) оказался тот факт, что по параметру "защита инвесторов" наше государство ухудшило позиции на три пункта, переместившись с 114-го на 117-е место. Согласно же последнему отчету Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности государств по уровню защищенности прав владельца Украина заняла 129-е место, по эффективности правовой системы — 141-е.

В ходе опроса, проведенного Европейской бизнес-ассоциацией по итогам первого квартала 2013 г. среди топ-менеджеров 115 компаний — членов этого объединения, бизнесмены констатировали тенденции усиления давления на бизнес, его перераспределения в интересах политической верхушки, невозможности для предприятий получить достойную защиту своих прав в судах.

"Мой опыт свидетельствует, что налоговая система в Украине, регламенты работы бизнеса и прочее по сравнению с теми странами, в которых группа "Райффайзен" присутствует, не являются радикально неблагоприятными. Большая часть наших опасностей и отрицательного настроения лежит в плоскости не экономики, а юридической защиты своей инвестиции. И такую защиту, к сожалению, мы не можем получить", — констатирует председатель правления "Райффайзен Банка Аваль" Владимир Лавренчук.

По признанию и бизнеса, и независимых экспертов, ключевая "юридическо-инвестиционная" проблема Украины — не столько несовершенство законодательства, сколько его неадекватное применение. Поэтому и не удивительно, что в нашем государстве инвесторы (в том числе банки) постоянно работают, будто сидя на пороховой бочке, в ожидании очередного судебного решения, которое "ни словами сказать, ни пером описать". Так было с нашумевшими делами о незаконности выдачи кредитов в валюте. Так есть и со "свежей" историей с многомиллионными убытками одного из крупнейших банков в Украине из-за удовлетворения в том числе судом вышестоящей инстанции гиперстранного иска от посторонней компании (даже не заемщика) о возмещении ей банком эфемерной "упущенной выгоды". Опасность, в частности, этого случая заключается в том, что его могут "растиражировать" по всей стране. А значит, под удар попадают не только все банки, их акционеры, но и вкладчики этих банков.

"Я занимаюсь делами, связанными с банковским сектором, последние пять лет. И впервые встречаю решение о возмещении ущерба, в котором суд не установил все четыре состава правонарушения: вину, ущерб, причинно-следственную связь, правонарушение. В рейтинге необоснованности это судебное решение, возможно, может занять первое место", — отмечает партнер ЮФ "Василий Кисиль и партнеры" Ярослав Теклюк.

Отечественная судебная ветвь власти (номинально независимая) в одних ситуациях выступает как бесконтрольный и безответственный институт ("что хочу, то и ворочу"), а в других — как марионетка высшего государственного руководства, принимающая "правильные", "целесообразные" решения. Это касается как уголовных, так и хозяйственных, административных и гражданских дел.

Определенные предохранители против злоупотреблений служителей Фемиды вроде бы существуют (уголовная ответственность за неправосудные решения, дисквалификация судей Высшим советом юстиции и др.), но они на практике малоэффективны. "Влиять на суды довольно трудно", — признает начальник управления правового обеспечения рынка банковских услуг и законодательной инициативы НБУ Ирина Саченко.

Старший советник "Альфа-Банка" (Украина), экс-вице-премьер-министр по экономическим вопросам Роман Шпек указывает на то, что из-за коррупции одни и те же суды часто принимают взаимоисключающие решения. Суды же, скажем, нижестоящей инстанции игнорируют разъяснения, обобщения судебной практики судов вышестоящей инстанции. "Акционеры уже не готовы рисковать своими деньгами. Если каждый раз после всех заседаний на высоком уровне все раздали карты и сказали, что мы играем в покер, а играют с нами в подкидного дурака, то так дальше продолжаться не будет", — констатирует финансист.

Каким образом повысить качество судопроизводства в Украине? Даже если абстрагироваться от уже надоевшего всем фактора политической воли, теоретически бизнесу и гражданскому обществу можно было бы совместными усилиями попытаться одержать пусть и небольшие, но победы (по крайней мере, моральные) относительно конкретных судей. А инструментом борьбы могла бы стать гласность — обнародование фактов принятия более чем сомнительных решений конкретными служителями Фемиды. Кстати, в феврале прошлого года тогдашний первый вице-премьер Андрей Клюев озвучивал идею создания публичного реестра судей (как, в конце концов, и компаний и физлиц), задействованных в рейдерских атаках. Будем рады ошибиться, но с того момента такой реестр так никто и не обнародовал...

С другой стороны, специалисты отмечают, что для защиты прав инвесторов полезным могло бы быть развитие в Украине третейского судопроизводства и внедрение института бизнес-омбудсмена. "Такая система мер позволит противодействовать судейскому произволу", — убежден заместитель директора Института государства и права им. Корецкого Владимир Нагребельный.

О новом и немного подзабытом старом

Институт бинес-омбудсмена существует, в частности, в США, России, Грузии. Дискуссии о его имплементации в Украине велись и осенью прошлого года. Тогда Госкомпредпринимательства примерил к себе эту ипостась и намеревался добиться функций контроля над контролирующими госорганами. Вторым дыханием для "бизнес-омбудсменской" темы стал недавний призыв Европейского банка реконструкции и развития к В.Януковичу создать такое учреждение в Украине для улучшения местного инвестиционного климата.

По мнению председателя комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлии Дроговоз, инициатива о повышении возможностей для отстаивания предпринимателями своих интересов потенциально значительно более полезна для государства (в том числе через призму потенциального наращивания доходов госбюджета за счет улучшения инвестиционного климата и роста деловой активности), чем репрессивные меры (типа скандальной идеи создания Службы финансовых расследований с очень уж берберскими полномочиями).

"С точки зрения меньшего зла для бизнеса и улучшения инвестиционного климата идея о создании института бизнес-омбудсмена только приветствуется предпринимательской средой, поскольку рассматривается как цивилизованный инструмент решения конфликтов и споров между властью и бизнесом", — соглашается руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

О конкретных форматах работы бизнес-омбудсмена (в т.ч. с точки зрения полномочий) говорить еще слишком рано — эти вопросы пока лишь проговариваются. Понятно, что пространство для фантазии здесь огромное — от возможности представлять интересы предпринимателей в судах или даже быть "третейским судьей" в отдельных делах до, например, обязательного визирования (права вето?) правительственных решений, решений других органов власти относительно предпринимательства, права законодательной инициативы и др.

По мнению президента Американской торговой палаты Хорхе Зукоски, к основным задачам бизнес-омбудсмена следовало бы отнести, в частности, рассмотрение жалоб инвесторов на действия органов исполнительной власти в налоговой, таможенной, земельной, антимонопольной сферах. "Такая структура должна быть непредвзятой и объективной, поддерживаться деловым сообществом, влияние которой контролируется и поддерживается государством. Вместе с тем эффективность проекта может быть обеспечена при наличии политической воли", — констатирует Х.Зукоски.

Юлия Дроговоз высказывает мнение, что бизнес-омбудсмен мог бы также предоставлять экспертные заключения, которые будут учитываться госорганами (в т.ч. административными судами) при принятии решений. Как добавляет В.Нагребельный, защитник прав предпринимателей мог бы, по крайней мере, в резонансных хозяйственных, гражданских судебных делах выступать как третья сторона — по аналогии с привлечением органов опеки к судебным процессам для защиты интересов несовершеннолетних.

То есть вариантов, как отмечалось, видимо-невидимо. Понятно, чем больше будет полномочий, тем больше заинтересованных сторон на них будет претендовать. А желающих поделить шкуру неубитого медведя сейчас уже более чем достаточно. Как рассказывают источники ZN.UA в правительстве, в подковерной борьбе по этому поводу уже начали ломать копья. Условно всех претендентов можно разделить на три группы, отображающие три основные модели (философии) создания и функционирования института бизнес-омбудсмена в государственно-бизнесовой иерархии.

Первая — это выполнение функций бизнес-омбудсмена коллективным органом, формально удаленным от государства. Им может быть, например, одно из существующих бизнес-объединений — Федерация работодателей, Ассоциация налогоплательщиков, Европейская бизнес-ассоциация, Американская торговая палата, УСПП и др.

Вторая модель — бизнес-омбудсменом может стать один из существующих госорганов или связанная с государством структура. А это может быть Минэкономразвития, Госкомпредпринимательства или, например, Совет предпринимателей при Кабмине (его состав утверждает правительство из числа лиц, рекомендованных всеукраинскими общественными организациями, организациями работодателей, общественными советами при КМУ, министерствами, другими органами исполнительной власти и т.п.).

Третий вариант — предоставить определенному человеку (с сопроводительным аппаратом) статус бизнес-омбудсмена. Он может быть номинально независимым или подчиняться, скажем, определенному совету бизнес-объединений или госинститутам — президенту, Кабмину или Верховной Раде (по аналогии с Уполномоченным ВР по правам человека).

Каждая из моделей имеет свои преимущества и недостатки. Вице-президент УСПП Максим Кунченко не исключает, что возможность бизнес-омбудсмена напрямую доносить мнение первому лицу государства должна значительно повысить его эффективность. Вместе с тем и.о. президента Всеукраинской ассоциации работодателей Вячеслав Быковец отрицательно относится к перспективам прямого влияния государства на такой орган, указывая на двойственность интересов государства: с одной стороны, обеспечить налоговые поступления в бюджет, а с другой — создать комфортные условия для ведения предпринимательской деятельности. Исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко дипломатично отмечает, что залог успеха бизнес-омбудсмена — это прежде всего четкое определение механизма его функционирования и "урегулированность с существующей системой власти".

Один из возможных форматов деятельности бизнес-омбудсмена описывает Роман Шпек. При этом он ссылается на украинский же опыт 1997—1999 гг. "Этот институт тогда работал довольно эффективно. Там было десять арбитров с украинской стороны и десять иностранных арбитров — из Канады, США, Европы. Были разработаны положения, процедуры, были слушания. Органы власти имели право защищать свои интересы. Но когда это жюри из трех представителей принимало решения, они были обязательными для органов власти", — рассказывает экс-вице-премьер.

Ради справедливости следует отметить, что сегодня функции бизнес-омбудсмена в том или ином виде исполняют некоторым образом бизнес-объединения и отдельные органы государственной власти. В случае создания этого института, конечно, оптимально было бы обеспечить максимальную синергию существующих наработок. При этом важно четко разграничить функции, во избежание корпоративно-ведомственных войн. Кроме того, не помешает подумать над антикоррупционными предохранителями (соответствующие риски, безусловно, будут существовать, если речь будет идти о широких полномочиях органа).

О критичности массы

При прогнозах потенциальной эффективности института бизнес-омбудсмена в Украине мысли экспертов расходятся. Кто-то традиционно более оптимистично настроен, ссылаясь в том числе на свежий опыт России и необходимость для власти попиариться на реальных делах перед президентскими выборами, кто-то — более пессимистично. Так, председатель правления Института собственности и свободы Дмитрий Ляпин сомневается в том, что только одной инициативой удастся компенсировать системность коррупции в государстве, пренебрежение правами граждан.

"Не исключаю, что подобную позицию готовят для кого-то из окружения главы государства, чтобы он имел возможность вмешиваться в существующие отношения между бизнесом и госструктурами, исполнял роль арбитра в сложных ситуациях. В таком случае возможна переориентация прежде всего крупного бизнеса в сторону поиска поддержки у такой персоны вместо госструктур", — добавляет, в свою очередь, аудитор, управляющий партнер PSP Audit Дмитрий Сушко.

Безусловно, даже лучший мировой опыт модернизации государства и экономики может разбиться об отечественную "специфику". Однако это не означает, что не нужно даже пытаться что-то сделать.

Если даже предположить, что создание института бизнес-омбудсмена многих проблем не решит (а это вполне объективная перспектива), он может стать одним из точечных ударов, который в совокупности с другими (например, восстановлением и активизацией работы антирейдерской комиссии при Кабмине, усилением прав миноритарных акционеров и др.), на первый взгляд, не очень глобальными инициативами таки пробьет стену инвестиционной обреченности, которую многие усматривают в Украине.

Как отмечалось, если не хочется полагаться на политическую волю одного человека или группы людей, можно действовать, по крайней мере, согласно тактике малых побед. А количество непременно перейдет в качество.

В кризисной экономической ситуации необходима решительность. С этим никто не спорит. Но эффект от решительных мер может быть не только положительный, но и отрицательный. Все зависит от правильности оценки ситуации. Если идти правильной дорогой, несмотря на трудности, рано или поздно кризис будет преодолен. Если упорствовать в заблуждении – обязательно окажешься в пропасти.

Украинская власть три года назад выбрала курс на усиление фискального давления, максимальный контроль и закручивание гаек. Результаты не заставили себя ждать – малый и средний бизнес придушили, ряд крупных предприятий переходит на неполную рабочую неделю. В проекте бюджета на четвертый квартал вообще не запланированы социальные выплаты, а прогнозы на сентябрьский дефолт звучат все увереннее. Власть объясняет все провалы мировым кризисом и происками «папередников». И продолжает затягивать гайки. Никакой связи между ухудшающейся экономической ситуацией и своими действиями президент и правительство не замечают.

На днях Совет Национального банка рекомендовал правлению ввести ограничения на расчеты наличными. «С целью усовершенствования наличных расчетов и стимулирования уменьшения доли наличных вне банков Национальному банку рекомендовано принять меры по установлению предельной суммы наличных расчетов между предприятиями (предпринимателями) и физическими лицами, а также наличных расчетов физлиц между собой по договорам купли-продажи, подлежащими нотариальному заверению», – отмечается в сообщении.

Не ахти какая новость – о таком проекте НБУ заявлял и ранее. Сумму озвучивали в пределах 150 тысяч гривен, но окончательное решение будет принято позже. И все покупки выше суммы ограничений можно будет делать только по карточке. Казалось бы – европейская практика и ничего плохого в этом нет. Авторы идеи утверждают, что она поможет бороться с теневыми доходами и позволит вывести на чистую воду участников нелегальных схем. Но реальная мотивация может быть куда мрачнее. Как и перспективы. Слишкомпечален наш опыт взаимодействия с властью в финансовых вопросах.

Переход на безналичные расчеты позволит Нацбанку и тем, с кем он решит поделиться информацией, буквально под микроскопом рассматривать жизнь украинцев. С одной стороны – можно любого схватить за руку и требовать отчета – не утаил ли ты от налоговой копеечку? Вторая выгода – можно будет быстро взять за горло тех, кто не доверял банкам и хранил деньги в матрасе.

Как бы честно ты не зарабатывал, теперь столкнешься с проблемой легализации своих сбережений. И понесешь в банк – куда деваться. Зачем власти это делать очевидно. Не так давно был принят закон о векселях, и теперь депозиты украинцев можно будет просто забрать – выдав в качестве компенсации непонятную бумажку. Так что заставить украинцев проститься с наличными – важная текущая задача.

Казалось бы – не самый лучший способ пополнять казну, залезая в карманы к небогатым украинцам. Чтобы понять, у кого реальные доходы слишком отличаются от официальных, достаточно посмотреть на автопарки под прокуратурой или милицией. И под налоговой – тоже впечатляет. Почему власть не начинает перестройку с себя, а борьбу с нелегальными доходами со «своих» понятно. Непомерно богатые правоохранители и есть опора власти. Но в этом случае говорить о легализации доходов и европейскости курса не приходится. Просто нас впереди ждет очередной грабеж государством своих граждан.

Говорить, что «работающим честно бояться нечего», неоправданный оптимизм. Как раз они всегда становятся жертвами государства в первую очередь. Более трети украинцев чтобы выжить подрабатывают. Чтобы выжить! Ну и презумпция невиновности для бедных у нас работает очень условно. Так что впереди нас ждет «большая стрижка». И мучительные раздумья на тему – зачем мне такое государство. Ну, это вопрос для умных. Покорное стадо может привычно страдать на тему «Почему я?»