После долгого пути закулисных договоров и уговоров коалиция определилась с составом нового правительства. Накануне Верховная Рада 239 голосами утвердила его.

Четыре месяца понадобилось украинской власти для принятия такого решения.

Уже в ноябре 2015 года было понятно, что Украина вкатывается в политический кризис из-за слабого премьера, рыхлого и неоднородного правительства и погрязшего в популизме парламента.

Заявление Арсения Яценюка об уходе должно было поставить все точки над «і», но созрел премьер для такого шага только 10 апреля. На этом, казалось бы, все, но дальнейшие события подсказывают, что это только начало политического кризиса.

Многие люди, которые в четверг принимали поздравления в Верховной Раде, еще три дня назад даже не могли себя представить в такой роли.

Представляя новый Кабмин в парламенте, президент Петро Порошенко сказал: «Идея технократического правительства не нашла поддержки в коалиции. Выглядело так, что утверждение премьера-технократа стало бы единственным решением этого парламента. Но новое правительство будет «политически ответственным».

Как известно, в правительстве Яценюка министры-реформаторы и экспаты в большинстве своем относились к экономическому блоку правительства.

Это были министр финансов Наталья Яресько, министр транспорта и инфраструктуры Андрей Пивоварский, министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, министр аграрного развития и продовольствия Алексей Павленко.

ЭП проанализировала, кто пришел им на смену.

Степан Кубив - вице-премьер - министр экономического развития и торговли

Степан Кубив - народный депутат Украины 8 и 7 созывов. Давний знакомый Арсения Яценюка - с 1998 года.

С 2000 по 2008 Кубив был председателем правления Кредит банка (ныне Кредобанк). В 2010 году баллотировался на должность мэра Львова от партии Яценюка «Фронт змін».

Во время революции был финансовым комендантом Евромайдана. На волне формирования власти из представителей Майдана Кубив возглавил Нацбанк.В этом кресле он пробыл всего несколько месяцев – до июня 2014.

На позиции НБУ Кубив больше всего запомнился рекордными объемами рефинансирования. В 2014 году больше всего кредитов рефинансирования сроком более месяца регулятор выдал в марте-июне, когда руководителем Нацбанка был именно Кубив.

За эти четыре месяца НБУ предоставил кредитов рефинансирования на 63,02 млрд грн, что составляло 55% от всего «длинного» рефинанса 2014 года.

Больше других в тот года получил «Приватбанк» Коломойского - примерно 20 млрд грн. Далее идут банковские группы Николая Лагуна и Олега Бахматюка.

Так, например, «Дельта Банк» получил в течение года более 10 млрд. Банки «Финансовая инициатива» и «VAB Банк», принадлежащие Бахматюку, получили 8,3 млрд грн и 5,5 млрд грн соответственно.

Собеседник в «БПП» говорит, что cейчас Кубив входит в пул депутатов, которые представляют аграрного бизнесмена в Раде.

Также по словам собеседника, Кубив известен как «компромиссный человек», с четким представлением о субординации. Как самостоятельная фигура, отмечает источник, он редко действовал.

Как отметили ЭП собеседники из БПП, Кубив стал компромиссной фигурой. После того как Юлия Ковалив отказалась от министерского портфеля, кандидатура Кубива устроила и «Народный фронт», и Владимира Гройсмана.

Александр Данылюк - министр финансов

Место главы Минфина оставалось вакантным до последнего момента. Изначально на эту должность рассматривался экс-министр финансов Словакии Иван Миклош.

Назывались также фамилии экс-министра финансов Александра Шлапака и главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной.

В итоге выбор пал на Данылюка. Он оказался единственным замглавы Администрации президента, который попал в состав нового правительства.

В 2002-2005 годах Данылюк работал старшим консультантом компании «МакКинзи энд компани» в Лондоне. В 2010 году - возглавил Координационный центр по внедрению экономических реформ при Януковиче.

В июле 2014 года стал представителем президента в Кабмине, а позже - заместителем главы АП.

В канун назначения Данылюка министром финансов общественные активисты заявили, что он указан директором двух фирм - Rurik Real Estate Investment Limited и CEE Investment & Advisory LLP, зарегистрированных в Лондоне. Позже Данылюк объяснился.

Как заместитель главы АП в том числе курировал сотрудничество с МВФ и согласование проекта меморандума с фондом.

«По всем основным вопросам сотрудничества с МВФ у АП и лично у Данылюка были альтернативне взгляды - пенсионная реформа, приватизация, управление госкомпаниями, реформа «Нафтогаза», реформа госбанков, тарифы на газ», - отзывается источник издания в Минфине.

Например, по его словам, Данылюк вписал, чтобы независимые набсоветы отбирала комиссия из представителей АП и Кабмина, тогда как Минфин настаивал на отсутствии квотного отбора.

Собеседники ЭП в парламентском комитете по вопросам бюджета отмечают: первые две вещи, которые должен будет сделать Данылюк на посту министра финансов, - наладить управление таможней, чего не смогла сделать Наталья Яресько, и разобраться с бюджетом на 2016 год.

По их словам, уже видны проблемы с расходной частью, не полностью профинансированы зарплаты некоторым социальным категориям населения, например, пограничникам. Все идет к тому, что по итогам второго полугодия нужно будет готовить поправки к смете.

О Данылюке отзываются как о «неплохом связисте»: он работал в АП, был представителем президента в Кабмине. У него неплохие стартовые позиции для того, чтобы наладить коммуникацию между Минфином и парламентом. Этого не удалось сделать Яресько.

Главная задача Данылюка - создать сильную команду заместителей и наладить эффективное управление бюджетным процессом. По информации ЭП на одном из последних заседаний фракции БПП из нынешней команды замов было предложено оставить Оксану Маркарову. После ухода с поста первого заместителя министра финансов Игоря Уманского она исполняет его функции.

Помимо прочего, депутаты от БПП настаивали на возврате Уманского в Минфин. Этот вопрос обсуждался на заседании фракции.

«Мне официальных предложений не поступало, с Александром Данилюком не общался несколько месяцев», - уточнил в комментарии ЭП Игорь Уманский.

По информации источников ЭП, на уход настроен замминистра финансов Артем Шевалев, который курировал банки и работу с МФО.

Собеседники ЭП в правительстве не исключают, что замминистра финансов Роман Качур, занимавшийся расходной частью бюджета, может остаться работать в министерстве. Так или иначе - многое будет зависеть от позиции Данылюка.

По словам собеседников издания из БПП, глава ГФС Роман Насиров остается. В разговорах депутаты не исключают, что вопрос смены руководства ведомства также может поднять новый министр финансов.

Андрей Рева - министр социальной политики

Рева по образованию юрист. Имеет звание офицера. Карьеру чиновника начал в 1998 году, став заместителем мера Винницы Дмитрия Дворкиса. Проработал на этой должности два года. С уходом Дворкиса покинул эту должность. Последующие пять лет проработал директором социального управления.

Спустя пять лет занял аналогичное кресле при мэре Владимире Гройсмане. В министерское кресло попал с должности заместителя мэра Винницы.

«Рева? Ну, он человек Гройсмана. Его бывший соратник и друг. У премьера будет гарантированный голос на заседаниях Кабмина. А что еще о нем можно сказать? Вам этого мало?» - иронично отметил в разговоре с ЭП представитель фракции «Самопомощь».

В громких скандалах Рева не замечен. В последнее время активно критиковал действующую систему субсидирования населения.

На посту министра социальной политики у Ревы много дел. Вопреки обещаниям экс-министр Павло Розенко не дал ход пенсионной реформе, монетизации льгот, вошел в клинч с Минфином по теме верификации социальных расходов.

Как отмечает собеседник ЭП из бюджетного комитета, вопрос в том, как Рева уживется с Розенко-вице-премьером. Не исключено, что Розенко захочет сохранить за собой контроль над министерством и как профильный вице-премьер - он сможет это делать.

«Эти два человека - это гарантированная линия конфликта», - говорит он.

Игорь Насалык - министр энергетики и угольной промышленности

У официальных биографических справок есть одна общая проблема - они отражают только публичную часть жизни человека, не давая представления о реальной. Лучше других это касается 53-летнего Игоря Насалыка, который стал министром энергетики.

Ярких строк в его трудовой книжке просто нет. В 1987 году работал водителем в Рогатинском АТП, после развала СССР уехал в Россию и устроился на должность рядового сотрудника Ульяновского центра микроэлектроники, а в 1992 году вернулся в западную Украину, сосредоточившись на развитии частного предпринимательства.

В общем, относительно рутинный путь советского человека, который воспринял горбачевскую перестройку как шанс жить лучше и не прогадал. Правда, у этой предприимчивой категории людей есть стандартный набор слабостей.

Первая заключается в том, что, заработав на старте серьезные деньги, они тут же инвестировали их в политику с целью защитить и приумножить нажитое. Вторая сводится к тому, что в новом - политическом - статусе они продолжают заниматься бизнесом, отчаянно это скрывая. В итоге качественно не получается ни то, ни другое.

Например, из биографии Насалыка можно сделать вывод, что с 1998 года, когда он впервые стал народным депутатом, он свернул предпринимательскую деятельность.

В тоже время его младший брат Сергей до последнего времени числится владельцем ООО «Галпласт» - производство пластиковой тары и минеральной воды - и ООО «Возрождение-2011» - владелец здания кинотеатра в Калуше, где Игорь Насалык был мэром. При этом на каждую из этих компаний записано еще несколько коммерческих структур.

Критикам также не терпится подчеркнуть, что у новоиспеченного министра нет опыта работы в отрасли, которой ему поручили руководить. Это не так.

Во-первых, за плечами министра - несколько лет операций с энергоресурсами, например, через уже ликвидированные ООО «НВ Энергия» и ООО ПКФ «Нефтьэнерго-инвест».

Кстати, в Едином государственном реестре юридических лиц говорится, что Игорь Насалык является соучредителем ООО «Евроэнергогрупп» - предприятия с офисом в центре Киева - Бассейная, 6а, обозначающего основным видом своей деятельности добычу природного газа.

Хотя, по словам народного депутата из фракции БПП Сергея Лещенко, на заседании коалиции он ему заявил, что якобы продал свой бизнес еще десять лет назад.

Во-вторых, будучи народным депутатом Насалык входил в состав парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса.

В этом смысле отставной министр Владимир Демчишин со своим опытом банкира-инвестиционщика ему явно проигрывает. Правда, основная проблема Демчишина в другом.

За два года управления министерством он либо не смог, либо не захотел выстроить нормальные отношения со всеми филиалами президентской команды, оставшись верным только одному - Игорю Кононенко.

Именно поэтому получилось так, что сейчас участок БПП, представленный Борисом Ложкиным и Владимиром Гройсманом, сбил Демчишина с должности.

Означает ли это, что влияние глав Администрации президента и Кабмина на энергетику гарантированно вырастет? Нет. Хотя бы потому, что Насалык не командный игрок. Он легко меняет лагеря, ориентируясь на внутренний интерес.

Чтобы с этим согласиться, достаточно беглого взгляда на список политических проектов, в которых он участвовал: «Наша Украина», «Регионы Украины», Украинская народная партия, Блок Юлии Тимошенко, «Эко+25%», Украинская партия, Блок Петра Порошенко.

По этому поводу даже появилась шутка, что Игорь Насалык - это второй Юрий Продан, в бытность которого Министерство энергетики не управляло отраслью, а лавировало между интересами первых лиц страны и их команд.

Кто-то считает эту манеру менеджирования ускорением процесса скатывания ТЭК в пропасть. Однако с такой точкой зрения будут согласны далеко не все участники рынка.

Возможно, среди них будет группа WOG, один из бенефициаров которой - Петр Дыминский - знаком с новоиспеченным министром еще с 1990-х годов благодаря совместным операциям с нефтепродуктами и баллотированию в Верховную Раду по линии упомянутой партии «Эко+25%».

Кстати, возможно, именно этими связями объясняется согласие голосовать за новый состав Кабмина парламентской группы «Воля народа», поведенческая линия которой во многом определяется бенефициарами WOG.

Правда, западноукраинский нефтетрейдер точно не будет единственным выигравшим от перезагрузки в Минэнерго. Произошедшая кадровая перестановка явно на руку ДТЭК, перед которой открывается возможность сменить конфликтный тон общения с министерством на деловой.

Приятно, что общая точка соприкосновения у Рината Ахметова с Игорем Насалыком уже есть. Последний в 2015 году лоббировал повышение тарифов в НКРЭ для альтернативной энергетики, в которой донецкий бизнесмен, как и аграрное бизнес-крыло Петра Порошенко, занимает не последнее место.

Владимир Омелян - министр инфраструктуры

Когда новоизбранный премьер утверждал список новых министров, на должность главы Мининфраструктуры предлагался Владимир Омелян, работавший в команде министра Андрея Пивоварского заместителем.

Его кандидатуру поддерживали и Гройсман, и представители «Народного фронта», но за сутки до голосования в НФ передумали и решили, что лучшей кандидатуры, чем Валерий Лунченко, который с марта по сентябрь 2014 года был главой Закарпатской ОГА, быть не может.

В итоге после недолгих торгов «Народный фронт» все же поддержал кандидатуру Омеляна.

Омелян - достаточно молодой чиновник, ему всего 37 лет. Свою карьеру он начинал в 2000 году в качестве специалиста второй категории отдела НАТО и ЗЕС Управления евро-атлантической интеграции Министерства иностранных дел.

До 2012 года он занимал различные должности в МИД, в 2012-2014 годах работал в патронатной службе при Министерстве финансов.

После Революции достоинства Омеляна назначили на должность руководителя Службы министра Кабмина. Там он проработал до декабря 2014 года, пока не был назначен заместителем министра инфраструктуры и руководителем аппарата.

Жена Омеляна - известный украинский дизайнер Светлана Бевза.

За 2015 год Омелян и его жена заработали 1,47 млн грн. Из них зарплата Омеляна - всего 120 тыс грн, 680 тыс грн указаны в качестве дохода от отчуждения недвижимости. Жена Омеляна заработала 679 тыс грн.

При Пивоварском Омелян занимался в основном организационными вопросами. В частности, он обеспечивал подготовку предложений по выполнению задач, планы работы министерства, занимался формированием команды.

Омелян контролировал эффективность использования бюджетных средств, которыми распоряжалось министерство, и координировал госзакупки. Он также координировал и контролировал разработку проектов нормативно-правовых актов и отвечал за координацию законотворческой работы министерства.

Именно Омелян отвечал за подготовку законопроектов «О дорожном фонде», «О железнодорожном транспорте», «О таксомоторном бизнесе» и другие, которые застряли в транспортном комитете и Верховной Раде.

В министерстве Омелян также координировал работу по финансовому планированию. Главное, что сделано, - значительно сокращены убытки «Укрзализныци». Если за девять месяцев 2014 года они составили 8,1 млрд грн, то в конце 2015 года они сократились до 47,9 млн грн.

Самое главное, что при выборе Омеляна на должность министра не было ни одного нарекания со стороны проевропейских депутатов и представителей общественных организаций.

Например, Сергей Лещенко, выступавший против нового состава Кабмина, был готов проголосовать за Владимира Омеляна наравне с Иванной Климпуш-Цинцадзе, которая стала в новом правительстве вице-премьер-министром.

То, что именно Омелян возглавит Министерство инфраструктуры, означает, что в деятельности министерства мало что изменится в худшую сторону.

Основная задача Омеляна - завершить ту 31 реформу, которые указаны в «дорожной карте» министерства. При этом основной сложностью будет именно взаимодействие с транспортным комитетом, в котором застряло большинство подготовленных министерством законопроектов.

Другой важной задачей Омеляна станет сохранение сильной команды. По словам источников, многие сотрудники, проработавшие в министерстве почти год, написали заявления на увольнение или уже уволились из-за низких зарплат, которые так и не удалось повысить, и сопротивления со стороны системы.

Тарас Кутовой - министр аграрной политики и продовольствия

«У Кутового все очень хорошо с коммуникациями, он может находить общий язык абсолютно со всеми», - отмечает народный депутат из «Батькивщины» Вадим Ивченко.

Каждый раз, когда такие разговоры заходили, на горизонте возникала фигура Тараса Кутового, у которого есть немалый опыт работы в аграрном комитете парламента, и который имеет поддержку БПП.

В Блок Петра Порошенко он попал из обоймы партии УДАР Виталия Кличко. Приход в Минагрополитики Кутового точно не был неожиданностью.

Разговоров об уходе Алексея Павленка было немало - его списывали со счетов, как минимум, дважды. Во второй раз он и сам заявлял, что готов уйти, когда «Самопомощь» его отозвала, но потом следом за Пивоварским забрал заявление об отставке.

Другой депутат, член аграрного комитета, который пожелал остаться неназванным, называет Кутового «земельным князьком».

«Он собрал уже около 10 тыс га земли в Полтавской области, в Лохвицком и Лубенском районах, в основном это земли государственные. Он также проявляет интерес к землям Академии аграрных наук. В кулуарах эти земли постоянно делят. Поэтому, думаю, он захочет навести порядок в первую очередь в Академии аграрных наук», - отмечает собеседник.

Также по мнению бывшего коллеги Кутового министр будет настаивать на возвращении Госгеокеадастра под контроль Минагрополитики. «Возможно, тут с Гройсманом они войдут в клинч, так как у последнего свой человек в земельном ведомстве (Максим Мартынюк, глава Госгеокадастра. - ЭП)», - допускает он.

Тем более, что Кутовой уже об этом заявлял, еще будучи главой аграрного комитета.

«Он говорил, что некоторые полномочия Госгеокадастра следует вернуть Минагрополитики. Они же забрали нетипичные для них вопросы по охране земли, контроля севооборота или ее плодородия. Я тоже считаю, что этим должно заниматься профильное министерство», - отмечает Ивченко.

По его словам, будущий министр заверял, что поднимет этот вопрос перед премьер-министром. При этом Ивченко считает, что у Кутового с Гройсманом конфликта из-за земли не будет, так как они будут в одной команде.

Собеседники ЭП также допускают, что у Кутового могут возникнуть конфликты со Степаном Кубивым из-за того, что тот поддерживает Бахматюка, а Кутовой, в свою очередь, близок к собственнику «Кернела» Андрею Веревскому».

Если Кутовой будет поддерживать связь с «Кернелом», то автоматически он также включается в войну «Кернела» с «Мироновским хлебопродуктом» за налоговые льготы.

«Его часто связывают с Хомутынником или с «Кернелом», но, по-моему, это не больше, чем слухи. Я также дружу со многими собственниками аграрных предприятий, но это не значит, что я являюсь проводником их интересов. Я не видел, чтобы он кому-то подыгрывал, пока он был в комитете», - считает Ивченко.

Яка відважилася говорити про оборудки з фірмами-посередниками в системі оформлення закордонних паспортів.

«Діяльність Позивача на посаді керівника, навпаки, свідчить про боротьбу з фірмами-посередниками, здійснення позитивних змін у роботі ДМС. Комерційні організації вимушені були зняти зовнішню рекламу на вул. Римарській в Харкові, яка була розміщена на кожному куті на час вступу Позивача на посаду», – говориться в позовній заяві «про захист честі, гідності та ділової репутації», поданій до Дзержинського районного суду начальником Головного управління Державної міграційної служби України в Харківській області Гузем В.В.

І направду: зняли фірми-посередники свою зовнішню рекламу з ЗОВНІШНЬОЇ сторони будівлі ГУ ДМС, що розташована в Харкові на вул. Римарській, 24. І розвісили рекламні банери… з внутрішнього двору будови, а також на Римарській, 13. Очевидно, на цьому вся «боротьба» ГУ ДМС з фірмами-посередниками й завершилася.

Однак численні звернення та скарги з цього приводу, що готувалися фахівцями громадської організації «Всеукраїнська ліга правників проти корупції», «достали» очільника обласної ДМС настільки, що він вирішив позиватися проти громадської організації та її голови Олени Шостко.

У позовних вимогах зазначено:

Важко сказати, як оціночні судження, що містяться у наведених цитатах, взагалі можуть бути предметом оскарження. Ще більш складно збагнути, який стосунок до публікації посту на Facebook невідомою «Olena Shostko» має фізична особа Олена Шостко?

Також Гузь В.В. вимагає оприлюднити спростування зазначеної інформації на Інтернет-сайті ГО http://nocorrupt.com/ та стягнути з громадської організації та її керівниці по 170 грн.

Буцімто й не багато. Але справа не в грошах (хоча суму потім можна й «уточнити» в бік збільшення). Точніше, не в цих грошах! А в тих, що, вочевидь, «крутяться» під час оборудок з оформленням багатьох документів через фірми-посередники. Тому чиновникам від ДМС конче необхідно «закрити рота» тим, хто заважає цьому, з дозволу сказати, «бізнесу».

Адже ГО «Всеукраїнська ліга правників проти корупції» у процесі статутної діяльності дійшла висновку, що значна частина адміністративних послуг в Україні надається споживачам через посередницькі комерційні фірми, які існують і діють тільки завдяки своїм тісним зв’язкам зі службовими і посадовими особами Державної міграційної служби України.

Повноваження щодо оформлення закордонних паспортів, посвідки на проживання, оформлення запрошення для іноземця з метою отримання візи для в’їзду в Україну та інші послуги покладено на Державну міграційну службу (ДМС) України, що є центральним органом виконавчої влади, діяльність якої спрямовується і координується Кабінетом Міністрів через міністра внутрішніх справ України. Однак фактично вищезазначені функції перебрали на себе чисельні комерційні фірми – суб’єкти господарювання (туристичні агенції, консалтингові та юридичні фірми тощо), які, використовуючи зв’язки в органах ДМС України, за матеріальну винагороду сприяють в отриманні різних адміністративних послуг у непередбачені законом скорочені строки або поза чергою.

Перелік таких суб’єктів підприємницької діяльності є загальновідомим завдяки зовнішній та Інтернет-рекламі та складається не з десятка комерційних структур, а з цілої розгалуженої мережі, що працює як на національному, так і на регіональному рівнях, створюючи паралельну до державних органів систему.

«Всеукраїнська ліга правників проти корупції» найбільш ретельно в цій сфері досліджувала проблему, пов’язану із закордонними паспортами. Термін оформлення паспорта громадянина України для виїзду за кордон в регламентному режимі, встановлений чинним законодавством, – 20 робочих днів; термінове оформлення – 7 робочих днів, однак фірми-посередники пропонують термінове оформлення паспорта за 5, 3 і навіть за 1 день.

І суть «консультацій» фірм-посередників зводиться до неофіційних домовленостей і «вирішення питань». Однак деякі фірми (наприклад, харківське консалтингове агенство «Аск») навіть безпосередньо вказують оформлення закордонних паспортів як сферу СВОЄЇ діяльності: http://асконсалт.укр/services

З січня 2015 року і дотепер ГО «Всеукраїнська ліга правників проти корупції» написала понад 30 заяв, скарг, спрямованих на «гарячу» урядову лінію, до Генеральної прокуратури, МВС України, СБ України, Адміністрації Президента України, Комітету Верховної Ради України з питань запобігання і протидії корупції. Втім, більшість державних органів пересилало заяви до ДМС України. А відповіді керівників ДМС носили характер «відписок».

Щоправда, майже рік тому правозахисники домоглись внесення відомостей в ЄРДР за фактами «крутень» у цій сфері та відкриття кримінального провадження за ст. 369-2 Кримінального кодексу України (зловживання впливом). Заяву про кримінальне правопорушення було подано на ім’я прокурора Харківської області Ю. Данильченка 16 квітня 2015 року. Однак кримінальне провадження всупереч ст. 214 КПК України так і не було розпочате. Бездіяльність прокуратури оскаржили в суді, який 5 травня 2015 року зобов’язав внести відомості до ЄРДР і розпочати кримінальне провадження (після цього прокуратура Харківської області не виконувала ухвалу суду ще понад місяць).

15 червня 2015 року було розпочато досудове розслідування в рамках кримінального провадження № 42015220000000423, яке проводилось слідчим відділом міського управління ГУМВС в Харківській області. Восени 2015 року справу було передано до Дзержинського РВ ХМУ ГУМВС (зараз Дзержинський відділ ГУНП в Харківській області). До цього часу жодній особі не пред’явлено підозру.

Тому у «Всеукраїнської ліги правників проти корупції» й з’явилися підстави вважати, що керівники місцевих правоохоронних органів просто саботують розслідування незаконної діяльності комерційних структур (фірм-посередників), а також зловживань, вчинених службовими особами Головного управління Державної міграційної служби України в Харківській області та його територіальних підрозділів.

Така бездіяльність місцевих правоохоронних органів призвела до створення нових фірм-посередників (і продовження безтурботної діяльності «старожилів»), найбільша кількість яких розташована біля сектору централізованого оформлення документів №2 ГУ ДМС України в Харківській області на вул. Правди, 5, що надає послуги мешканцям Луганської і Донецької областей.

Оскільки одержання паспортів терміново (за 3 дні) відповідно до закону можливе тільки у 3 випадках (у зв’язку з необхідністю термінового виїзду за кордон, пов’язаною з нагальною потребою в лікуванні особи, що від’їжджає, від’їздом особи, яка супроводжує тяжкохворого, чи смертю родича, який проживав за кордоном) при наявності підтверджуючих документів, масове одержання паспорта громадянина України для виїзду за кордон без відповідних довідок, за участі фірм-посередників, свідчить про налагоджену систему, яку неможливо побудувати без її «прикриття» з боку очільників ГУ ДМС у Харківській області і центрального апарату ДМС України.

І замість того, щоб займатися справжньою дієвою боротьбою з корупційними схемами, начальник обласної ДМС вирішив позиватися до правозахисників, які активно критикували цю прикру практику.

В суді інтереси Олени Шостко та ГО «Всеукраїнська ліга правників проти корупції» захищає адвокат, голова Чугуївської правозахисної групи Роман Лихачов. Він переконаний, що право громадян знати про можливі корупційні оборудки чиновників переважає над бажанням владників працювати поза межами громадського контролю.

14 апреля в Верховной Раде коалиция, состоящая из тех, кто не хочет идти на досрочные выборы, утвердила правительство, состоящее из тех, кого им не жалко. 257 депутатов позорно проголосовали за отмену своего предыдущего решения о признании работы правительства Яценюка неудовлетворительной, утерев с лиц «божью росу», которой Арсений Петрович пометил территорию своей, запланированной в будущем, борьбы за президентство.

Президент Украины, получив в последние дни подтверждение своим худшим предчувствиям, ткнул букетом в живого человека, и вернулся во дворец для отработки моделей не узурпации, а сохраняции власти. Бабушки, обсуждающие на базаре президентские офшоры; СБУшники неспособные даже подать президенту адекватный анализ прослушанных телефонных разговоров; прокурорские следователи, выставляющие, даже после самого высокого звонка, ходокам счет — это «спелый желтый» сигнал светофора.

А Владимир Гройсман — новоназначенный премьер — вложил в незапланированный спичрайтерами и самим собой отчаянный вскрик «Я вам покажу, что такое управление государством!» — все: и унижение от необходимости полтора года демонстрировать публичную безропотную лояльность президенту; и напряжение ночных бессмысленно-беспощадных битв за кадры; и абсолютную уверенность в своих силах изменить страну; и непонимание своей неконгруэнтности вызовам и задачам, стоящим перед премьером сегодня.

Кстати, аналогичную фразу в 2004 году в лицо Леониду Кучме бросил Виктор Янукович. Президент не явился на празднование в «Зоряном», где Виктор Федорович гулял оглашение Киваловым результатов второго тура выборов. Возмущенный отсутствием Леонида Кучмы, Янукович лично отправился в Кончу требовать полагающихся поздравлений. Поднятый с постели второй президент спросил у недотретьего: «А как ты собираешься управлять страной? Из бункера в Донецке или Луганске?». Вот тогда-то ставленник Кучмы и изрек: «Я вам покажу, что такое управление государством!».

Это совсем не значит, что Владимир Гройсман повторит судьбу Виктора Федоровича. Это значит, что в момент произнесения этой фразы, Петр Порошенко, так же как и Леонид Кучма 12 лет назад, окончательно понял: не на того поставил.

Как это ни покажется странным, личные отношения Порошенко и Яценюка все это время были весьма легкими. Они «одноклассники» — представители одного класса. В одно, примерно, время начинали, их судьбами распоряжались одинаковые люди, они шли к одинаковым целям, одинаковыми путями, за одинаковые деньги. Они понимали друг друга. И только надевая пиджаки становились непримиримыми оппонентами. Гройсман — человек не их круга, фигура не их масштаба, где девяностыми измеряют и мозг, и живот.

Полтора года Владимир Гройсман просидел у всех на виду в президиуме ВР. Под самым ярким фонарем в стране. И при этом остался «темной лошадкой». Спикер выглядел безотказным инструментом президента и, фактически, ни разу не дал публичного повода считать иначе. Для простоты решений политических задач нюансы взаимоотношений между Порошенко и Гройсманом обычно списывались на погрешность. Зря. «О!», — восклицали посвященные люди. — «Президент еще вспомнит подельчивого Яценюка! В принципе ж, Арсений был не жадный: нужные направления защищал, конечно, а остальное — бери, сколько унесешь. С Гройсманом так не получится».

Владимир Борисович действительно отличается от Арсения Петровича. Яценюк — опытный оратор, Гройсман — фонтанирует пафосом провинциальных наградных грамот. Яценюк сравнительно неплохой макроэкономист, Гройсман — опыт своего винницкого мэрства считает панацеей. Яценюк — мизантроп, Гройсман — не сказать, что сентиментален, но люди ему небезразличны. Яценюк — лепил себя: в золоте и «зелени», Гройсман — себя не забудет — чай, не Данко, но романтизм общественной полезности ему не чужд. Яценюк, конечно не всецело, но был открыт к ротации команды, Гройсман исступленно сражается за винницких рыцарей своего круглого столика. Яценюк — вещал, Гройсман — научился прислушиваться.

Нет, вы, конечно, будете смеяться, но пообщавшись с рядом людей, близко знающих или работавших длительное время с Гройсманом, я пришла к неожиданному выводу: он настоящий украинский кулак, куркуль. Один из тех, на ком когда-то строилась аграрная и ментальная прочность нашего народа. Он трудолюбив, цепок, упрям, ценит все им созданное. Именно поэтому Винница — история ЕГО успеха, где он уважаем и любим, — так часто приводится им в качестве примера к месту и не к месту. Не любит разбросанности и умеет выстраивать систему. Консервативен, но при этом жаден к новым знаниям. Обидчив и неотходчив. Но со временем умеет миловать. Даже тех, кто этого порой не заслуживает. Ему стыдно не справиться, поэтому он будет стараться. По крайней мере, две-три реформаторские грядочки в правительстве он замкнет на себя, и постарается сделать их образцовыми.

От Владимира Гройсмана не надо ждать чуда. Завышенные ожидания не должны вырастать на почве полученного в МАУП образования; желания во чтобы то ни стало, на любой пост во власти, пристроить свою команду-трансформер: социальщика Реву, порученца Кистиона, консильери Сташинского, образотворца Кошелюка или орговика Саенко; из вездесущности в ключевых винницких бизнесах; из шапок, заброшенных на Всеукраинский земельный кадастр, ГАСК и т.д. Да и поход на Банковую Владимир Борисович не возглавит: центром открытого сопротивления президенту не станет. Надо же на кого-то опираться в этом неравном бою между амбициями и возможностями. Хотя подломленная опора в виде отношений с главой государства не будет единственной в конструкции устойчивости Гройсмана. Он попытается выстроить свои отношения с Западом. И без сомнения — с гражданским обществом. А они, в свою очередь, совместно с независимыми СМИ, возьмут Гройсмана и правительственную команду в тиски жесткого контроля.

Новоизбранный премьер — яркий представитель переходной формы, заполняющей пространство между политическим классом рожденным эпохой первичного накопления капитала и нарождающейся альтернативой — будущей политической элитой. Страна вступила в период сдувания, обмыливания Больших и бурного хаотичного роста Маленьких.

С этой точки зрения стоит смотреть и на качество утвержденного Кабмина. Начнем с того, что творцы правительства — Порошенко, Яценюк и Гройсман — парадоксально превратили создание исполнительной власти в раздел имущества при разводе. В подавляющем большинстве случаев, им важно было, не что будут делать люди, вписанные в пустографку, а чьими они будут, кого будут слушать. Но поскольку на самых верных клевретах президента и экс-премьера клейма негде ставить, то от делегированных полуверных можно ждать сюрпризов. Причем как Порошенко, так и Яценюку. Ибо их ставленники — представители второго и третьего ряда доверенных лиц — считают, что только выехали на базар, тогда как патроны уже повернули оглобли оттуда.

Нет нужды фантазировать по поводу того, чем будет заниматься посол по особым президентским поручениям Кубив. Постыдное назначение на пост первого вице-премьера человека, облегчившего в 2014-м страну на миллиарды, говорит о реальных президентских целях гораздо больше, чем любой спич. Украсил Кабмин и культурист-министр ТЭК Насалик: плюс «кубики» — минус кубы и баррели. Жечь сердца глаголом продолжит Аваков, но в приоритете все равно будут числительные. В здании Кабмина появятся свои привидения: толпы никому не нужных вице-премьеров будут выскакивать из-за угла и строить козни министрам, наделенным реальными полномочиями и ответственностью. И только никому не нужное, внеприоритетное Министерство здравоохранения, так и не дождавшееся своего министра, будет напоминать о суетности происходящего. Красным крестом.

Правительство, получившее на этой неделе мандат, изначально разделено на фракции теми, кто его создавал. Кроме того, оно будет делиться на тех, кто рад служить и тех, кто прислуживать. На тех, кто путает наведение порядка с реформами. На тех, кто видит в назначении последнюю попытку урвать и тех, кто в представившемся шансе усматривает начало и постарается не сорваться. На тех, кто говорит «отнюдь» и тех, кто говорит «стуло».

Но в любом случае, даже такое правительство лучше, по моему мнению, чем досрочные парламентские выборы. Они, скорее всего, пройдут в 2017 году. Тогда, когда смогут изменить не только доли пайщиков отечественной экономики, а когда смогут поменять качество депутатского состава. И как производную — качество исполнительной власти.

За эти год-полтора общество должно сделать большую работу. Научиться отличать настоящую оппозицию от имитаторов. Изыскать источники финансирования политических партий, альтернативные ныне безальтернативным — олигархическим. От политики уличения власти перейти к созданию инструментов, способных творить качественно иную политику. Пройти путь от Фейсбук-партий к реальному политическому строительству. От самолюбования — к самоиронии. От уверенности каждого, получившего тысячу лайков, в том, что он может «показать всем, как нужно управлять государством», — к способности управлять своими амбициями. И ничтожности этих амбиций в сравнении с огромной пахотой, предстоящей всем, несогласным с утверждением, что Украина это failed state.

Елітною землею на березі Печенізького водосховища у селищі Революційне Вовчанського району «традиційно» володіють непрості та вельми знані харків’яни

Серед власників земельних ділянок тут є колишні прокурори, мери та топові бізнесмени.

Власником однієї з найбільших ділянок (площею 8,6 га) є двічі екс-прокурор Харківської області та теперішній прокурор АР Крим Василь Синчук.

КП «Харківський метрополітен» в І кварталі 2016 року замовив послуг та робіт без проведення тендерних процедур закупівлі на суму 50,48 млн грн.

Про це йдеться у звіті підприємства, розміщеному у «Віснику державних закупівель».

Найбільшу суму за одним договором отримало ТОВ «Грандресурс». За капітальний ремонт покрівлі 5-го відстійного прогону електродепо «Московське» фірмі заплатили 4,93 млн грн. ТОВ «Грандресурс» була створена 1 березня 2016 року, а вже 18-го отримало підряд від КП. Засновником фірми є Дмитро Демідов, директором Ільдар Сакаєв. Статутний фонд підприємства склав 1 тис грн.

Але найбільший обсяг замовлень отримало ТОВ «Пауер Експерт» – за січень-березень 2016 року фірма отримала 8,23 млн грн.  Гроші були перераховані за модернізацію обладнання системи  МРЦ станцій «Академіка Барабашова», «Історичний музей», «Метробудівників ім, Ващенко», «Героїв Праці». Засновником ТОВ «Пауер Експерт» є Дмитро Iскренко, директором –  Петро Стародуб.

ТОВ «НВП «Промсистема» отримало, за ремонт покрівлі будівлі головного корпусу й адміністративно-побутового корпусу електродепо «Московське» 3,85 млн грн Підприємство належить Катерині Хілімовій,а директором є Світлана Діденко.

Також «Харківський метрополітен» заплатив ТОВ «Старсен» за роботи з капітального ремонт  зенітних ліхтарів головного корпусу електродепо «Салтівське» 3,49 млн грн. Засновником ТОВ «Старсен» є Іван Кравцов, а керівником – Сергій Греков. Раніше єдиним засновником цього підприємства був Олександр Стаматін – син директора КП «Харківський метрополітен» Вячеслава Стаматіна та віце-мера Харкова Марини Стаматіної.

Іван Кравцов також є засновником ТОВ «Інвест-Тур», яке отримало від метрополітену 2,85 млн грн. за роботи з доопрацювання поїзної апаратури автоматичного ведення поїздів на рухомому складі Салтівської лінії метрополітену.

Ще 1,91 млн грн. отримає ТОВ «Благоспецбуд +» за модернізацію металоконструкцій на станціях «Південний вокзал» та «Центральний ринок».

ТОВ «Благоспецбуд+» було засноване Дмитром Яковцем у лютому 2015 року у селищі Сковородинівка Золочівського району Харківської області. При реєстрації ТОВ «Благоспецбуд+» вказало два номери телефону: +380957110978 та +380506054633. Перший належить засновнику, а другий номер також є контактним для ТОВ «Добробудстрой+» Володимира Колісника та ТОВ «Старсен».

Ще 381 тис. грн. за ремонт обладнання отримало ТОВ «Ваго-Рев». Ця фірма використовує однаковий номер телефону з ТОВ «Інвест-тур».  В 2009 році засновниками підприємства були Олег Дивінець, Андрій Артеменко й Олексі Ахвледіані. Дивінець такоє був засновником ТОВ «Інвест-тур».З жовтня 2013 р. засновником «Ваго – Рев» значиться Ян Сивинський.

Нагадаємо, що фірми з оточення керівництва метрополітену були лідерами з закупівель без проведення торгів й у 2015 році.

Что подразумевается под зоной свободной торговли? Соглашение о сокращении барьеров и увеличении торговли для обоюдной экономической выгоды обеих сторон. 1 января ЕС и Украина, наконец, начали процесс формирования глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ГВЗСТ).

Многие тарифы на импорт были либо ликвидированы, либо снижены и будут снижаться до конца 7-летнего переходного периода, предусмотренного соглашением. К тому времени 99% (общей стоимости) товарооборота не будет облагаться тарифами. Снижение тарифов и ликвидация прочих  законодательных барьеров обеспечивают более легкий доступ на другие рынки, способствуют созданию новых рабочих мест, росту экономики, приплыву инвестиций, а также модернизации и повышению конкурентоспособности украинской промышленности.

Как минимум, это стороны пообещали друг другу сделать. Основополагающий фактор - понимание украинской стороны, что местному бизнесу придется адаптировать свою работу в соответствии с современными международными стандартами и бизнес-практиками. Украинский бизнес должен будет конкурировать по таким показателям как цена, инновации и качество. Модель работы, при которой бизнес мог защитить себя путем монополизации рынка, ограничения возможностей для конкурентов, получения субсидий или поддержки со стороны государства в ущерб другим предпринимателям, должна уйти в прошлое. Правила Всемирной торговой организации – к которой Украина принадлежит с 2008 года – и ЕС во многом нацелены на пресечение подобных защитных мер и открытие рынков для всех, предоставляя честные и недискриминационные условия работы. Такой рынок и такие равные условия для любого бизнеса привлекают инвестиции и усиливают конкуренции, что в итоге приводит к снижению цен и улучшению качества товаров.

Что же происходит в деревообрабатывающем секторе украинской экономики? С 1 ноября прошлого года экспорт необработанного дерева из Украины был полностью запрещен. Благодаря законопроекту, который продвигали тесно связанные с деревообрабатывающей промышленностью народные депутаты, необработанная древесина из украинских лесов доступна только для тех компаний, которые расположены на территории Украины. Запрет наложен на 10 лет. Подобное ограничение прямо противоречит принципам свободной торговли и является ярким примером старых традиций ведения бизнеса в Украине, которых не должно быть сегодня.

Украине крайне необходимы иностранные приватные инвестиции. А инвесторы, со своей стороны, хотят предсказуемого и справедливого отношения к себе. Это подразумевает четкое следование международным обязательствам. Украина должна продемонстрировать ЕС и потенциальным инвесторам, что она является надежным партером. Запрет на экспорт дерева противоречит обязательствам Украины, как члена ВТО. Кроме того, он прямо противоречит ключевому принципу ГВЗСТ, согласно которой обе стороны договариваются не накладывать каких-либо ограничений на экспорт. Нет ничего более ограничивающего, нежели полный запрет. Чтобы быть до конца справедливыми, нужно отметить, что по этим же причинам правительство в прошлом году рекомендовало президенту наложить вето на данный законопроект. Тем не менее, глава государства все равно подписал его.

Украина должна играть в международную торговую игру честно. ГВЗСТ и без того в основном составлена в пользу Украины. Благодаря тому, что ЕС снижает свои тарифы, украинский бизнес получает доступ к одному из самых больших и богатых рынков в мире, сохраняя при этом определенный уровень защиты для своих товаров в течение еще нескольких лет. Таким образом, украинскому бизнесу дано время приспособиться.

Сегодня Украина настаивает на предоставлении доступа украинским товарам на рынок ЕС быстрее, чем это предполагалось в условиях ГВЗСТ, что вполне понятно, учитывая ущерб, который Россия нанесла торговле страны в восточном направлении. Тем не менее, члены ЕС вряд ли удовлетворят просьбу Украины, если будут видеть, что она в то же время вводит ограничения на экспорт сырьевых товаров в угоду своему бизнесу и, соответственно, в ущерб европейского.

Более того, запрет на экспорт леса из Украины не помогает развитию сектора. На самом деле он создает преференции для одного сектора (переработчиков дерева) в ущерб другим (лесорубам, экспортерам и переработчикам дерева в других странах). Он искусственно занижает цену на древесину для местных промышленников, что, конечно, и было главной целью, через законодательный фаворитизм. Именно так некоторые бизнесы всегда и работали в Украине: перекраивая рынок в свою пользу через законодательство и выдавливая потенциальных конкурентов. У ЕС нет экспортных ограничений ни на какие продукты. Никаких запретов, квот, налогов. Дело в том, что Евросоюз понимает, что экспорт генерирует экономический рост и рабочие места. Страны с успешными экспортными стратегиями – к примеру, Германия – сочли бы ограничение экспорта безумием.

Между прочим, этот запрет не имеет ничего общего с защитой окружающей среды. Если бы Украина решила, что хочет защитить свои леса – включая больше уникальной биосферы Карпат – ЕС был бы только за. Запрет на вырубку в определенных районах абсолютно приемлем – если, конечно, в равной мере распространяется на всех.

ЕС предложил Украине помощь в поиске более подходящих путей по поддержке деревообрабатывающего сектора и его развития. Схемы лицензирования, подобные тем, которые применяются во многих странах Евросоюза – один из возможных вариантов: они поспособствуют росту местных бизнесов и одновременно будут препятствовать незаконной вырубке и коррупции.

Несколько недель назад правительство, пристыженное существующим положением дел, внесло поправку в законопроект, благодаря которой запрет будет снят через три года переходного периода. Это хорошая новость, хотя сложная система аукционов, которая предлагается на переходной период, кажется дискриминирующей и открытой для злоупотреблений. ЕС хочет немедленного снятия запрета.

Дерево, разумеется, не самый важный товар в отношениях между Украиной и ЕС. Но эта тема важна, поскольку поднимает серьезные вопросы о том, насколько серьезно Украина настроена на проведение экономических реформ и принятие правил и практик ЕС. Опасения вызывает тот факт, что предложение отменить запрет встретило серьезное сопротивление со стороны Рады, так как многие считают запреты моделью экономического развития некоторых секторов. За последнюю неделю прозвучали призывы о усилении ограничений на экспорт металлолома (в данном случае – повышенные экспортные пошлины). Зона свободной торговли подразумевает именно торговлю без ограничений и возможности, к которым все будут иметь равный доступ.