Что подразумевается под зоной свободной торговли? Соглашение о сокращении барьеров и увеличении торговли для обоюдной экономической выгоды обеих сторон. 1 января ЕС и Украина, наконец, начали процесс формирования глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ГВЗСТ).

Многие тарифы на импорт были либо ликвидированы, либо снижены и будут снижаться до конца 7-летнего переходного периода, предусмотренного соглашением. К тому времени 99% (общей стоимости) товарооборота не будет облагаться тарифами. Снижение тарифов и ликвидация прочих  законодательных барьеров обеспечивают более легкий доступ на другие рынки, способствуют созданию новых рабочих мест, росту экономики, приплыву инвестиций, а также модернизации и повышению конкурентоспособности украинской промышленности.

Как минимум, это стороны пообещали друг другу сделать. Основополагающий фактор - понимание украинской стороны, что местному бизнесу придется адаптировать свою работу в соответствии с современными международными стандартами и бизнес-практиками. Украинский бизнес должен будет конкурировать по таким показателям как цена, инновации и качество. Модель работы, при которой бизнес мог защитить себя путем монополизации рынка, ограничения возможностей для конкурентов, получения субсидий или поддержки со стороны государства в ущерб другим предпринимателям, должна уйти в прошлое. Правила Всемирной торговой организации – к которой Украина принадлежит с 2008 года – и ЕС во многом нацелены на пресечение подобных защитных мер и открытие рынков для всех, предоставляя честные и недискриминационные условия работы. Такой рынок и такие равные условия для любого бизнеса привлекают инвестиции и усиливают конкуренции, что в итоге приводит к снижению цен и улучшению качества товаров.

Что же происходит в деревообрабатывающем секторе украинской экономики? С 1 ноября прошлого года экспорт необработанного дерева из Украины был полностью запрещен. Благодаря законопроекту, который продвигали тесно связанные с деревообрабатывающей промышленностью народные депутаты, необработанная древесина из украинских лесов доступна только для тех компаний, которые расположены на территории Украины. Запрет наложен на 10 лет. Подобное ограничение прямо противоречит принципам свободной торговли и является ярким примером старых традиций ведения бизнеса в Украине, которых не должно быть сегодня.

Украине крайне необходимы иностранные приватные инвестиции. А инвесторы, со своей стороны, хотят предсказуемого и справедливого отношения к себе. Это подразумевает четкое следование международным обязательствам. Украина должна продемонстрировать ЕС и потенциальным инвесторам, что она является надежным партером. Запрет на экспорт дерева противоречит обязательствам Украины, как члена ВТО. Кроме того, он прямо противоречит ключевому принципу ГВЗСТ, согласно которой обе стороны договариваются не накладывать каких-либо ограничений на экспорт. Нет ничего более ограничивающего, нежели полный запрет. Чтобы быть до конца справедливыми, нужно отметить, что по этим же причинам правительство в прошлом году рекомендовало президенту наложить вето на данный законопроект. Тем не менее, глава государства все равно подписал его.

Украина должна играть в международную торговую игру честно. ГВЗСТ и без того в основном составлена в пользу Украины. Благодаря тому, что ЕС снижает свои тарифы, украинский бизнес получает доступ к одному из самых больших и богатых рынков в мире, сохраняя при этом определенный уровень защиты для своих товаров в течение еще нескольких лет. Таким образом, украинскому бизнесу дано время приспособиться.

Сегодня Украина настаивает на предоставлении доступа украинским товарам на рынок ЕС быстрее, чем это предполагалось в условиях ГВЗСТ, что вполне понятно, учитывая ущерб, который Россия нанесла торговле страны в восточном направлении. Тем не менее, члены ЕС вряд ли удовлетворят просьбу Украины, если будут видеть, что она в то же время вводит ограничения на экспорт сырьевых товаров в угоду своему бизнесу и, соответственно, в ущерб европейского.

Более того, запрет на экспорт леса из Украины не помогает развитию сектора. На самом деле он создает преференции для одного сектора (переработчиков дерева) в ущерб другим (лесорубам, экспортерам и переработчикам дерева в других странах). Он искусственно занижает цену на древесину для местных промышленников, что, конечно, и было главной целью, через законодательный фаворитизм. Именно так некоторые бизнесы всегда и работали в Украине: перекраивая рынок в свою пользу через законодательство и выдавливая потенциальных конкурентов. У ЕС нет экспортных ограничений ни на какие продукты. Никаких запретов, квот, налогов. Дело в том, что Евросоюз понимает, что экспорт генерирует экономический рост и рабочие места. Страны с успешными экспортными стратегиями – к примеру, Германия – сочли бы ограничение экспорта безумием.

Между прочим, этот запрет не имеет ничего общего с защитой окружающей среды. Если бы Украина решила, что хочет защитить свои леса – включая больше уникальной биосферы Карпат – ЕС был бы только за. Запрет на вырубку в определенных районах абсолютно приемлем – если, конечно, в равной мере распространяется на всех.

ЕС предложил Украине помощь в поиске более подходящих путей по поддержке деревообрабатывающего сектора и его развития. Схемы лицензирования, подобные тем, которые применяются во многих странах Евросоюза – один из возможных вариантов: они поспособствуют росту местных бизнесов и одновременно будут препятствовать незаконной вырубке и коррупции.

Несколько недель назад правительство, пристыженное существующим положением дел, внесло поправку в законопроект, благодаря которой запрет будет снят через три года переходного периода. Это хорошая новость, хотя сложная система аукционов, которая предлагается на переходной период, кажется дискриминирующей и открытой для злоупотреблений. ЕС хочет немедленного снятия запрета.

Дерево, разумеется, не самый важный товар в отношениях между Украиной и ЕС. Но эта тема важна, поскольку поднимает серьезные вопросы о том, насколько серьезно Украина настроена на проведение экономических реформ и принятие правил и практик ЕС. Опасения вызывает тот факт, что предложение отменить запрет встретило серьезное сопротивление со стороны Рады, так как многие считают запреты моделью экономического развития некоторых секторов. За последнюю неделю прозвучали призывы о усилении ограничений на экспорт металлолома (в данном случае – повышенные экспортные пошлины). Зона свободной торговли подразумевает именно торговлю без ограничений и возможности, к которым все будут иметь равный доступ.