Статьи
Игорь Перегинец, медик по образованию с магистерской степенью американского университета по специальности «Общественное здоровье», 15 месяцев работал заместителем министра здравоохранения, в команде Александра Квиташвили. До 2015 года Игорь Перегинец был заместителем представителя Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и главы бюро ВОЗ в Украине.
8 июня 2016 года премьер-министр Владимир Гройсман подписал заявление о его отставке. На выходе из министерства в багаже бывшего чиновника, помимо бесценного опыта, два криминальных дела по факту и щепотка оптимизма.
Медицина для «чайников», или Политика решает всё
Чтобы реформировать систему, надо понимать, как она работает. С чего начали вы?
— В системе здравоохранения есть чётко обозначенные элементы: финансирование, планирование и подготовка кадров, качество предоставляемых услуг, доступность лекарственных препаратов и управление данными. Сегодня каждая из составляющих системы требует преобразования. И за 15 месяцев наша команда разработала концепции реформ практически по каждому из элементов.
Первый шаг для обеспечения правовой основы этой реформы был сделан: парламент в первом чтении одобрил законопроект об автономизации медучреждений, что позволит им распоряжаться собственными средствами по своему усмотрению. К слову, этот закон не могли принять целый год из-за того, что авторами значились Минздрав и Кабмин, а не представитель законодательной власти. Но спишем это на причуды депутатов. Дело «за малым» — второе чтение, подпись президента, план действий, приказы министерства…
То есть ещё год как минимум, и это в лучшем случае, чтобы изменения в больницах и поликлиниках начались?
— Другого пути нет. Для реализации реформ в системе необходимо внести изменения и в бюджетный кодекс, и в законодательство по здравоохранению, принять новые законы. У нас ведь какие взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью? Мы написали как умели, а вы, лузеры, не можете исполнить. Так это невозможно выполнить, это ж бред с практической точки зрения. Нет, это вы никудышные исполнители.
Проблема в том, что приоритет политической составляющей, по сути, являющийся масштабным пиаром, нацелен исключительно на удовлетворение эмоциональной потребности населения. Политическое «облачение» проблем у нас отлично научились шить — армия политтехнологов придумывает удачные лозунги и правильные слова для ублажения слуха жаждущих перемен. Но до реализации никогда дело не доходило — правительства менялись, чиновники отбывали на должности год-полтора — этого как раз хватало на озвучивание разумных идей. Например, в Министерстве здравоохранения за неполных 25 лет было 22 или 23 министра. Мы двигаемся не вперёд, а по кругу — новые или адекватные старые идеи озвучиваются, «продаются» людям, и на этом всё заканчивается. Хочу надеяться, что, несмотря на пертурбации в политике, вектор развития страны останется неизменным. Думаю, критическая масса депутатов, поддерживающих реформы, только формируется.
Украина не может позволить себе такой раскачки, когда реформы нужны были позавчера. Изменился и сам дискурс: сегодняшняя риторика власти, касающаяся здравоохранения, уже мало похожа на реформаторскую. Или я ошибаюсь?
— Дело в том, что системные изменения не являются политически и публично привлекательными, даже наоборот. Например, тема сокращения койко-мест с 80 до 60 на 10 тысяч населения. Это используется исключительно для шоу «я спаситель больниц, не дам оставить людей без помощи», хотя койко-место, конечно, никак не равно качественной медицинской услуге. Эти койко-места и съедают ресурсы, с помощью которых тех же людей можно лечить в разы эффективнее. Шоу продаётся лучше, второй тезис предполагает необходимость более сложного объяснения. Но с точки зрения развития системы, сокращение дыры, в которую проваливаются бюджетные деньги, это жизненно необходимо.
Не проводить системных изменений уже невозможно. Да, они могут казаться рискованными: а что, если не сработает? Но мы достигли настолько критического состояния, что спастись можно, только меняясь, времени на сомнения не осталось. Кроме того, все наработки прошлого года учитывают риски, все за и против. Совершенствовать методы по ходу дела можно, менять вектор — нет. Я на 100% уверен, что это правильный путь. Уверен ли я, что это так же понимают люди при власти? Нет. Но надеюсь, что инстинкт самосохранения у политиков в данном случае сработает.
Как вылечить систему здравоохранения
Как должен измениться подход к планированию и распределению ресурсов в системе?
— Медучреждения должны быть не бюджетными, а автономными, тогда они смогут нанимать работников по компетенциям. Они будут платить специалистам зарплату в соответствии с государственным заказом и спросом на их услуги. В перспективе это создаст конкурентный рынок медработников и заведений. Но под контролем государства, которое станет заказчиком услуг для граждан. Государство — национальный закупщик — будет оплачивать пакет услуг для каждого и требовать соответствующего качества.
Следующая составляющая здравоохранения — доступ к лекарственным средствам и медицинским технологиям. Чтобы препараты стали более доступными для граждан, нужно чётко распределить: какое лечение государство обеспечивает, стоимость каких лекарств компенсирует полностью или частично. То есть необходима реформа системы частичной компенсации денег (реимбурсации) за те или иные лекарства.
И последнее — управление данными и информационные технологии. Управление данными, начиная от единого национального реестра пациентов, где будут наши имена, и, независимо от того, в какую больницу мы бы обратились, каждый врач имел бы доступ к этой электронной форме, вместо бумажной, которая до сих пор используется в поликлиниках и превращается в тома. Это позволит как минимум не сдавать анализы для каждого врача отдельно, а как максимум — получить помощь в любом городе, в любом медучреждении, где вы оказались по тем или иным причинам. Также можно будет проследить затраты на охрану здоровья каждого пациента, сейчас это сделать нереально. «Подушный» бюджет рассчитывается, но эти деньги просто растворяются в регионах, они направляются на содержание койко-мест, ставки врачей, коммунальные услуги инфраструктуры.
Жить в системной шизофрении — наш конёк. Но вы перечислили такой объём работы, что дождаться реализации хотя бы одного пункта не представляется возможным. Оглядываясь на «движение» законопроекта об автономизации учреждений, к примеру.
— Да, каждый в отдельности компонент системы имеет свои правила, доказательную базу и даже свою науку. Здравоохранение невозможно свести к простяцкому подходу, как у нас все эти годы делалось. Всё плохо? Давайте в три раза увеличим бюджет! Но это не решает вопрос рационального функционирования каждого из компонентов. Это создание иллюзии решения — деньги заканчиваются быстрее, чем успевают дойти до адресатов. Без системных изменений, сколько бы денег ни влить в здравоохранение, вопрос качества медицинского обслуживания для конкретного гражданина не изменится. Поэтому, как бы политикам ни хотелось абстрагироваться от техничности процесса, от практики отвлечься невозможно. Придётся изучать эти моменты, слушать специалистов, чтобы разобраться в деталях. Иначе полная безысходность.
Такие специалисты есть в Украине? Их слышат? Они авторитетны для принимающих решения?
— По каждому из направлений есть свои специалисты, но их очень мало, буквально по несколько человек. К сожалению, у нас авторитетными являются те, кто громче кричит, и, как показывает практика, выкрикиваемые лозунги не имеют ничего общего с реальными знаниями. Поэтому я повторяю, что система здравоохранения не должна быть элементом политики.
Ну как не должна, если есть?
— Реальных изменений не предвидится, пока не будет прямого политического обязательства на самом высоком уровне — президента, премьера — осуществить эту реформу. Реформа здравоохранения должна быть выведена из поля остальных реформ. Нацсовет реформ должен собираться не реже, чем раз в квартал, исключительно по здравоохранению, Кабмин — заседать по этой теме каждые две недели, там для всех есть работа. Для Минфина, Минсоцполитики, Минэкономики, Минэкологии, даже Минагро.
Есть такое понятие, как «социальная детерминанта здравоохранения», — факторы, влияющие на сохранение здоровья и защиту от болезней. Это условия проживания, работы, питание, образование, семейный доход. Невозможно рассчитывать, что в условиях, когда значительная часть населения сталкивается с безработицей, не может позволить себе качественные продукты питания, пребывает в стрессовом состоянии, —существующая система здравоохранения решит их проблемы со здоровьем.
Один из моих любимых авторов, канадский исследователь Дэннис Рафаэль, вывел альтернативные правила для сохранения здоровья. Есть традиционные, такие как не курить, заниматься спортом, не употреблять алкоголь и жирную пищу. А он обозначил такие, которые, по его мнению, больше отвечают современной жизни человека, это 14 социальных детерминант, влияющих на здоровье. На первом месте — доход. Затем образование, работа или её отсутствие, условия труда, развитие в раннем детстве, доступ к еде, условия проживания, социальная адаптивность, и лишь на девятом месте — доступ к системе здравоохранения. Потом статус этничности в стране, пол, раса, инвалидность. Сначала не будь бедным, не работай в стрессе за копейки, не живи на мусорнике и возле больших транспортных развязок, имей возможность путешествовать хотя бы раз в год, знай свои права и умей ими воспользоваться, в том числе социальными благами, которые тебе полагаются, а потом уже не кури, занимайся спортом, соблюдай диету и т. д. То есть здоровье каждого — приоритет для государства в любом случае. Я настаиваю, что сфера здравоохранения — топовая для политической жизни страны. Это и благосостояние, и национальная безопасность. Это сфера не частных страховых компаний, как некоторые хотят преподнести, а именно государственной важности. Государство должно сохранить эту важнейшую функцию за собой, гарантируя финансовую безопасность, доступ к качественным услугам и защиту на случай болезни.
Но всё-таки непонятно, что мешает уже сейчас менять правила? Почему бы, наконец, не взять скальпель?
— На мой взгляд, главная проблема в том, что многих управленцев устраивает существующая система координат. Они знают, как управлять этой системой с максимальной для себя выгодой. Это огромная бюджетная система, где деньги, условно, ничьи. Поэтому коррупция — от крупных схем до индивидуальных расценок за услугу — процветает. Новая система несёт риски для привычного существования. Если сейчас реформировать финансирование, это может вскрыть недостатки системы в целом. Если изменить форму управления медучреждений, создать рыночные условия для их существования, можно будет увидеть, где и какое заведение работает эффективно, как тратит ресурсы, какого уровня специалистов привлекает, можно будет сравнить стоимость лечения одного заболевания в разных больницах, что, вместе со свободным волеизъявлением пациентов, касающимся выбора врача и медучреждения, оздоровит всю систему, от чего выиграют все.
Когда система говорит «да, но нет»
Кому и где перешли дорогу лично вы? На заседаниях профильного парламентского комитета вас обвиняли во всех грехах.
— Я работал над передачей государственных закупок международным организациям. Это огромные бюджетные деньги. Возможно, я недооценил влиятельность фармацевтической отрасли, у которой есть серьёзный ресурс для политического и медийного влияния. Где есть деньги — там политическое влияние, где есть политическое влияние — там неадекватные решения. Плюс невосприятие депутатами кадровой ситуации в министерстве. Всё это создало действительно непродуктивную атмосферу. Возможно, путь угроз и неадекватных заявлений — переход на личности без рационального обоснования — это единственный путь для некоторых депутатов проявить свою значимость, силу. То есть не умом, не обоснованными решениями, не пониманием, а ущербным давлением на неугодных через прокуратуру и другие силовые ведомства. Ясно, что это признак слабости, некомпетентности, страх обнаружить непрофессионализм. Для них возможность реализовать свои амбиции через провокацию конфликта — единственный выход.
В силу того, что мне пришлось заниматься слишком чувствительными темами, я попадал под обстрел, но всё равно пытался что-то сделать. Были ли ошибки? Конечно.
Делегировать обязанности, правильно распределять не получалось?
— В министерстве многие делают всё, чтобы избежать даже минимальной ответственности, переждать «до лучших времён». Грамотно распределить функции, чтобы не навредить качеству, — во многом недостижимая задача. Да и времени для этого у нас не было. Я пришёл в конце марта 2015-го, а уже с 1 мая в министерстве была масштабная проверка Национального агентства государственной службы, инициированная депутатами, и буквально съевшая полтора месяца. Мы писали тома ответов, почему не проводятся национальные и международные закупки, ведь всё должно происходить молниеносно. А мы пересматривали номенклатуру лекарств, на которую было много жалоб, убирали барьеры для фармрынка. В итоге я получил выговор от Кабмина.
За что? Существующая нормативная база, все эти бюрократические правила, которые никто не собирается менять, не позволяли запустить процесс через месяц после принятия закона о закупках. Необходимы согласования, ответы от сотен структур, объяснения, подписи, визирования…
Активный процесс передачи закупок начался 15 мая и закончился лишь перед подписанием третьего, последнего, договора в конце октября. То есть пять месяцев ушло на банальную реализацию норм закона — с постоянными проверками, бесконечными отчётами, ведь целые управления готовят ответы на запросы депутатов и общественных организаций — с откровенным прессингом и спекуляциями в прессе. В то же время министерство обладает более чем скромным ресурсом для такой работы, осуществляемой, напоминаю, впервые: никто не знал, как это должно выглядеть и работать. Мы привлекали внешних консультантов и за пять месяцев сформировали фактически новую систему закупок. Сегодня в Украину уже поставлено лекарств на 900 млн грн. Они закуплены по прозрачной процедуре, с существенной экономией, что позволяет за те же деньги из бюджета купить, а значит, пролечить большее количество пациентов.
Какие ещё преимущества у этой системы закупок?
— В 2014 году был подписан договор с поставщиком лекарственных препаратов, который на сегодня не поставил предусмотренный условиями договора товар на 72 млн грн. Государственные деньги украдены, и судебная перспектива их возвращения довольно туманна. Из 72 млн грн на 42 млн грн должны были быть поставлены антиретровирусные препараты для лечения ВИЧ-инфицированных. С новой системой закупок такие случаи невозможны.
Более 2 млрд грн использованы прозрачно и эффективно, с существенной экономией, что позволяет покрыть потребность в лекарствах в большей мере. Детский фонд ЮНИСЕФ, например, ещё вложил и свои деньги — $200 тыс., чтобы как можно быстрее и безопаснее развезти вакцины и антиретровирусные препараты по Украине. Кроме того, ЮНИСЕФ обеспечил холодильным оборудованием для хранения вакцин ряд регионов. То есть до 10 млн грн фонд просто подарил Украине, это существенная помощь.
Если в этом году не будут подписаны договора с международными организациями, если процесс повернётся вспять, тогда станет понятно, почему в прошлом году было столько спекуляций, к чему криминальные дела, и заодно прояснится цена заказных публикаций.
«Если вы не терминатор, сметающий всё на своём пути, если вы уязвимы эмоционально или из-за семьи, если вы боитесь ходить на допросы по клеветническим доносам, лучше, наверное, не идти работать в государственную систему здравоохранения»
Такой общественный, такой контроль
Общественных организаций тьма, их работа часто сводится к так называемому контролю государственных органов власти. В контролёрах недостатка нет. Что с исполнителями?
— Это наша особенность. Контролёров всегда больше. Уверен, что каждый, кто считает, что можно действовать эффективнее, должен прийти и действовать. Возможно, так: год — я общественный контролёр, следующий год — госслужащий. Тогда будет понятно, что и где пробуксовывает и куда направлять усилия.
В процессе работы над передачей закупок международным организациям для меня стало очевидным, что в общественных организациях есть серьёзные расхождения по этой теме. Когда дошло до поставок, стало понятно, что некоторые из них являются карманными и лоббируют интересы так называемых фармацевтических баронов и ориентированы совершенно не на интересы пациентов. Таким образом они во многом исполняют подрывную функцию, если говорить о доверии к общественным организациям как к инструменту контроля. И это достаточно опасный тренд, когда в обществе нивелировано понятие государства, нельзя, чтобы общественный фактор терял авторитет.
Сейчас против вас открыты криминальные дела?
— Есть два криминальных дела, открытых Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой. Оба касаются якобы неправильного хранения оральной полиомиелитной вакцины (ОПВ) — история, которая тянется с прошлого мая. На допросе я всю информацию, касательно соблюдения правил хранения вакцины и её качества, предоставил, закрыто ли дело, мне не известно. Мы полгода доказывали, что белое это белое, потратили массу нервов, сил. Вместо того чтобы заниматься реальными делами, мы развенчали инспирированную провокацию, призванную подорвать авторитет министерства и доказать, что перемены невозможны, что, мол, чиновники даже не знают, как правильно хранить вакцины. Опять же, мы хорошо умеем организовываться против чего-то и крайне плохо за что-то.
Вы будете подавать в суд за клевету?
— Нет, не хочу тратить время. Но я написал два заявления в НАБУ. Первое касается хранения вакцины и моей лично заинтересованности в передаче закупок международным организациям, и второе — по поводу заявления о том, что я участвовал в разворовывании денег ОХМАТДЕТа. Мои адвокаты написали заявление, чтобы НАБУ проверило сообщение, публично высказанное депутатом. Я хочу предоставить компетентным органам всю информацию, касающуюся строительства комплекса, и буду настаивать, чтобы народный депутат также предоставил факты. Расследование НАБУ докажет, что я никогда не имел отношения к строительству ОХМАТДЕТа. Да, я первый чиновник Минздрава, который написал два заявления с просьбой проверить мои собственные действия на предмет коррупционной составляющей.
Публичных разъяснений — что делается, какие риски, зачем, кто виноват, как нужно, каким будет результат и когда — было за год крайне мало. Почему?
— Это одна из ошибок. Нам не удалось привлечь к работе в Минздраве нужное количество сотрудников, способных профессионально разъяснять необходимость и суть реформ. Я очень часто обращался к людям, которые могли бы это делать, но они отвечали: «спасибо, я уже там был» или «нет, я лучше буду просто консультантом», или «я не могу по 16 часов работать за копейки», или «нет, это рискованная тема, наживу себе врагов», или «я не готов работать под прессингом, неизвестно чем это всё закончится». Сейчас я слышу: «нет, спасибо, нам достаточно твоего примера». Но я не хотел, конечно, отбить охоту работать на госслужбе, мне самому не хватало единомышленников в министерстве, чтобы лучше и больше сделать. А без команды качественные изменения невозможны. Была команда, нарабатывающая концепции, нужна команда, способная их реализовывать. Возьмём удачный пример реализации реформ, систему закупок PROZZORO. Была команда экспертов, работающих исключительно на этот продукт, она пользовалась политической поддержкой внутри страны, а также международных организаций. Они делали конкретный продукт, который имел чёткий, измеряемый результат. То, что делали мы, измерить (кроме экономии в госзакупках, благодаря международным организациям) сложно на этом этапе. Это soft, но команда, я считаю, доказала свою эффективность.
Как с помощью градусника вылечить рак
Система управления в государственных органах власти построена так, что любой реформатор сломает о неё зубы. Как можно делать что-то новое по старым правилам, с людьми, не заинтересованными в изменениях?
— Да, процедуры убивают всё. Например, передача закупок — это 90% процедурного бумажного круговорота, это согласование вопроса с десятками служб и ведомств. Каждый правильный шаг в направлении реформ — это сумма неэффективных процедур и движений. И когда суммируются эти реформаторские шаги, видна сплошная неэффективность. Чтобы вдруг не оказаться ответственными за что-то не то, люди внутри системы предпочитают не отвечать ни за что, не проявлять инициативу никогда и ни при каких обстоятельствах. Работающие в системе много лет прекрасно разбираются, как любое неприятное для кого-то решение затормозить: кому «забыть» принести на подпись, что из документов «потерять» и куда не спешить их отправлять. В результате рядовое дело может растянуться почти на год. И, будем справедливы, зарплата чиновника не предполагает самоотверженности.
И с такими исходными данными необходимо браться за реформирование. Да. Рисковать, действовать, не бояться.
А потом ходить на допросы.
— Ну да… Если человек в системе никогда не работал, как я, например, очень сложно оценить риски. Можешь браться за неподъёмное в системе, когда ты наивный дурак. Потому что просто не знаешь, что за спиной уже составляется досье: где ты не написал поручение, где докладную, что подписал и почему. Ты не представляешь себе последствий своих ежедневных обычных действий госслужащего. Система взаимоотношений построена так, чтобы не принимать ответственности, а если принимать, то минимальную и с отсылом к вышестоящему или заручаться необходимыми справками и документами. Не браться за сложные решения: они могут оказаться ошибочными. Это опасно для служащего.
Но до сих пор никто не собирается менять правила управления внутри системы.
— Я верю, что понимание необходимости этих шагов уже есть. Значит, будет движение вперёд. Пока, если вы не терминатор, сметающий всё на своём пути, если вы уязвимы эмоционально или из-за семьи, если вы боитесь ходить на допросы по клеветническим доносам, лучше, наверное, не идти работать в государственную систему здравоохранения. Для романтиков, искренне верящих в перемены, это нагрузка, несоизмеримая с человеческими возможностями. Хотя, конечно, опыт бесценный. Госслужба в Украине — это такая школа, что-то вроде буддийского монастыря Шаолинь — воспитание специальных крепышей, которые ничего не боятся, умеют медитировать, вовремя отключаться, ставят защиту, спят два часа в сутки, слышат, но не воспринимают, бездетные. Путь украинского реформатора-госслужащего — путь силы.
Можно даже определить уровни посвящения…
— Да. Например, уровень «бессмертный». Шутки шутками, но в системе здравоохранения для чиновника главное — человеческие ценности. Сейчас и в бизнесе ведутся дискуссии на эту тему: что главное — управленческие качества, нацеленность на результат или умение мотивировать сотрудников работать лучше, и как именно. То есть на первый план выходит новый менеджмент, в основе которого — ценности каждого. В здравоохранении большинство, наверное, соглашается работать с мыслью о помощи, о защите, это люди самоотверженные, альтруистичные. Это не менеджерские качества, а ценностные. И это главное в системе здравоохранения.
Ваш рецепт долголетия для Украины.
— Не назначать виноватых, не искать блох в действиях предшественников, не жить жаждой наказать кого-то, а доверять, объединять усилия, думать об эффективности шагов, о том, как найти профессионалов для работы — так мы будем двигаться в пять раз быстрее. Необходимо объединяться вокруг идей преобразования жизни, а не возможности побить кого-то.
И ещё нужно уметь идентифицировать лидеров. Лидер не тот, кто знает ответы на все вопросы, но тот, кто умеет найти профессионалов и равномерно задействовать их в процессе преобразований, лидер понимает, что есть люди, умнее его, он готов пожертвовать своими амбициями ради того, чтобы достичь результата. Люди, прошедшие Майдан, прошли огонь, воду, но… могут погореть на медных трубах. Такова наша карма.
- Информация о материале
Никаких отношений у меня с ним нет», – так год назад на вопрос «Украинской правде» о президенте Петре Порошенко ответил газовый олигарх Александр Онищенко. Бизнесмен лукавил.
Несколько собеседников «Украинской правды» в президентском окружении тогда утверждали, что Онищенко нашел поддержку своего бизнеса в лице Порошенко.
Еще летом прошлого года коммуникация между Александром Онищенко и Петром Порошенко, по утверждению собеседников в окружении обоих, осуществлялась по прямой телефонной связи – без посредников. Отдельным предметом гордости народного депутата в бизнес-кругах было то, что чаще звонил президент, а не он ему.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. Онищенко отчаянно пытается понять причину своих проблем, главной из которых является обвинение в организации преступной группировки и хищении средств в особо крупных размерах. По этим статьям ему уже даже озвучили потенциальное наказание – до 12 лет заключения.
Правда, у бизнесмена есть все шансы отсидеть этот срок экстерном – в стиле братьев Клюевых – за границей. А занесенный над головой Онищенко топор команда президента может конвертировать в укрощение сразу двух близких ему политических сил – депгруппы «Воля народу» и фракции «Батькивщины».
Лошадиная сила
Утром 15 июня у многоэтажного элитного дома по улице Крещатик, 27б высадился десант детективов Национального антикоррупционного бюро.
Этот визит напряг минимум двух участников столичного бомонда: Льва Парцхаладзе, владеющего квартирой в этом доме, и Александра Онищенко, у которого в этом помещении офис.
Буквально через несколько минут стало понятно, что первый замглавы Киевской облгосадминистрации нервничал зря – пришли к народному депутату Онищенко.
Пока шел обыск в его офисе, Антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий и глава НАБУ Артем Сытник давали пресс-конференцию. Они рассказывали о вменяемых подозреваемому преступлениях и планах по его привлечению к ответственности.
Со слов главы Сытника, речь идет об организации схемы выкупа газа по заниженной цене у государственной «Укргаздобычи» и последующей реализации этого ресурса промышленным потребителям. Естественно, уже по рыночным ценам.
Уже сейчас известно, что участниками этих коммерческих операций было около 20 человек, половина из которых задержана. При этом главный подозреваемый – Онищенко – считается организатором схемы. Убыток государства в антикоррупционном ведомстве оценили в 3 млрд гривен.
Материалов по этому делу у НАБУ действительно в избытке.
Вот, к примеру, один только маленький эпизод: компания «Цефей», пользуясь статусом оператора совместной деятельности при добыче газа с «Укргаздобычей», фактически присваивала деньги от реализации ресурса, добытого в паре с госкомпанией. Хотя в прописанном договоре о совместной деятельности имела право забирать только часть добытого газа.
Предлоги для этого у фирмы были разные. Самые распространенные – расходы на ремонтные работы, которые якобы выполнялись компаниями с классическими для прокладок, ничего не говорящими названиями типа «Профи-Хаус», «Филис Комфорт» или «Лана Груп».
По данным НАБУ, собранных ими фактов достаточно для того чтобы посадить Онищенко, контролирующего упомянутый «Цефей», на срок от 7 до 12 лет.
«Я надеюсь, что сегодня или завтра представление на снятие неприкосновенности с этого депутата будет поддержано Верховной Радой, чтобы еще на этой пленарной неделе оно могло пройти и регламентный комитет в том числе», – сказал Холодницкий.
Просьбу подписать ходатайство на снятие неприкосновенности с Онищенко, Генпрокуратура получила от НАБУ еще вчера, 15 июня, в день обыска.
Правда, даже подпись Юрия Луценко под ходатайством о лишении депутата неприкосновенности, еще не означает, что Александр Онищенко не избежит какой-либо ответственности.
Мой до дыр
Дело даже не в том, что до (теоретического) снятия неприкосновенности подозреваемому депутату никто не может помешать покинуть территорию Украины.
Собеседники «Украинской правды» в окружении бизнесмена говорили о возможных проблемах у Онищенко еще в первых числах июня. По их словам, он даже покинул страну на какое-то время, но затем решил вернуться – якобы с целью решить возникшие сложности.
Главная проблема для следствия – неприлично близкие взаимоотношения Онищенко с президентской вертикалью власти.
И дело тут даже не в частых визитах Онищенко на Банковую. Куда больше о взаимоотношениях Онищенко с властью говорят следующие факты
Первый. В ноябре-декабре 2015 года, когда НАБУ уже вовсю расследовало уголовное дело по факту выведения средств из «Укргаздобычи», Государственная фискальная служба рассрочила для компаний Александра Онищенко («Хас» и «Надра геоцентр») выплату 1,3 млрд гривен долга по рентным платежам. Этому решению предшествовала встреча Онищенко с главой ГФС, ставленником БПП Романом Насировым. Она состоялась в октябре 2015 года
Второй. 30 мая 2016 года Печерский районный суд Киева наложил арест на счета «Укргаздобычи» в ПАО «Банк Инвестиций и сбережений». Авторы этого решения рассчитывали на то, что таким образом они заморозят 373 млн гривен «Укргаздобычи», которые должны были поступить на эти расчетные счета с депозитного.
В итоге это ни к чему не привело потому что в день истечения срока депозита – 31 мая – «Укргаздобыча» внепланово перевела эти деньги в «Укргазбанк».
Но осадок остался: упомянутое решение об обездвиживании счетов было принято судом по инициативе координируемой командой президента ГПУ, что фактически должно было сработать на хозяев «Банка Инвестиций и сбережений».
Среди них – однопартиец Онищенко из «Воли народа» Степан Ивахив. Им обоим приписывали оперативный контроль над «Укргаздобычей», когда ее возглавлял Юрий Костюк, в 2014-2015 годах.
Так что, в команде гаранта Конституции есть кому заступиться за Онищенко.
Если сделать это грамотно, можно, с одной стороны, выдержать паузу в вопросе лишения Александра Онищенко депутатской неприкосновенности и выпустить его за пределы Украины. Сам нардеп в разговоре с УП 15 июня утверждал, что сбегать из страны не собирается. Правда, уже на следующий день не отвечал на телефонные звонки.
С другой, стороны запущенный по нему уголовный процесс можно развивать для того чтобы держать на коротком поводке сразу две ячейки Верховной Рады.
Первая – Батькивщина, на который уже собран компромат в части прошлогоднего лоббирования ее лидером Юлией Тимошенко снижения ставок ренты для компаний Онищенко.
Вторая – «Воля народа», финансовое благополучие которой сильно зависит от положения дел у ее теперь уже опального члена. В общем, с формированием минимального количества голосов в парламенте – 226 голосов – у власти в ближайшее время все должно быть хорошо.
- Информация о материале
«Ми стараємося мінятися, а система, блін, не змінюється, - на емоціях розповідає старший дільничий із Деснянського району - Я от пройшов детектор брехні (а міг же і відмовитися!). Признався, що брав хабарі. Ну, а хто ж не брав?! Але це в минулому залишилося. Більше ми травку підкидати не будемо, нє».
Створення і робота нової патрульної поліції - однозначний успіх. Але що за «фасадом»? Тобто у тих структурах Поліції/міліції, з якими громадяни не стикаються щодня? Ми пішли до дільничних і слідчих, аби подивитися, що змінилося у їхній роботі.
Дільничі інспектори: вбивають час на заходах, на розслідування часу не вистачає
На одного дільничного інспектора поліції/міліції в середньому припадає 3 тисячі мешканців міста або 2,2 тисячі жителів сільської місцевості. Часто дільничний виконує не лише своє головне завдання – ведення профілактичної роботи для запобігання виникненню злочинів, але й змушений заступати на чергування, і проводить розслідування у кримінальних справах.
Для вирішення проблеми перенавантаження в МВС планують скоротити штат дільничих у містах, передавши частину навантаження патрульним поліцейським, а в селах дільничим хочуть додати нових прав та функцій.
- Дільничому ми хочемо передати додаткові функції, попередньо прийнявши закон про кримінальні проступки. Після цього він частково перетвориться в детектива. Тобто, якщо вкрадуть, наприклад, курку, він не повинен викликати оперативну групу. Спецгрупи залучать тільки в разі серйозного злочину, - анонсував Аваков у липні 2015 року.
Міністр обіцяв, що реформовані дільничні міліціонери з новими функціями почнуть працювати до кінця того ж року. Втім, далі заяв справа не пішла. І дільничі цьому дуже раді, бо завдань їм і так достатньо для того, аби скаржитися на пекельний графік роботи. Разом з тим, вони шкодують про те, що нездійсненними залишилися мрії про нову форму, екіпіровку, рації та планшети. І про високу зарплатню, само собою.
Замість обіцяних високих зарплат у силовому відомстві не жаліють паперу на почесні грамоти та відзнаки. Та навіть такий зразковий дільничий отримує від сили три тисячі гривень на місяць
- Планшет? Де я вам візьму планшет? У мене ось комп’ютер робочий на ладан дише. Ще й світло періодично відключають. Ото і сидимо у своєму підвальчику, як щури. А об нас ще й ноги витирають, - каже Андрій, котрий уже 15 років працює дільничим у Святошинському районі столиці.
І справді, у якому б місті ви не жили, приміщення, у яких працюють дільничі інспектори, переносять вас на кілька десятків років назад. Така собі машина часу: стара техніка (якщо вона взагалі є), убиті меблі, облізлі шпалери і зграї тарганів. А ремонт – за кошт самих правоохоронців. Ну, або за рахунок сусідів – якщо скинуться грошима.
Коли міністр минулого року розповідав про нове обладнання та зарплату, дільничі не дуже в це вірили. І правильно робили, ілюзії міністра дуже скоро розвіяла сувора реальність: за офіційною версією для реформування інституту дільничних інспекторів не вистачило якихось 350 мільйонів доларів.
- Ми стараємося мінятися, а система, блін, не змінюється, - на емоціях розповідає мені на умовах анонімності старший дільничий із Деснянського району, кабінет якого рясніє від почесних грамот. - Я от пройшов детектор брехні. Чесно пройшов (а міг же і відмовитися!). Признався, що брав хабарі. Ну, а хто ж не брав?! Але це в минулому залишилося. Більше ми травку підкидати не будемо, нє.
Дільничий пояснює, що його робочий день, як і раніше, так і зараз, триває понад 12 годин на добу, а робота у вихідні дні залишається радше правилом, аніж винятком.
Завдань вистачає: це і обхід неблагонадійних сімей та наркоманських притонів, прийом заяв про правопорушення у своєму районі, перевірка документів у підозрілих осіб, спілкування із людьми, які відбувають умовний строк або нещодавно вийшли із місць позбавлення волі... А обіцяна оптимізація робочого графіка існує хіба лише на папері. Тобто, у звітах для начальства та журналістів.
Ще одне зло, яке не дає дільничим виконувати свої прямі обов'язки, – це стояння у формі на різноманітних заходах. Казенною мовою це чомусь називається «охорона громадського порядку».
- Я приходжу на роботу о 9-й ранку, а додому повертаюся не раніше, ніж пів на десяту. Вихідний – неділя. І то не факт. Бо в будь-який момент – і вдень і вночі – мені може зателефонувати начальник і поставити перед фактом, що я іду на заходи, - розповідає про свої робочі будні дільничий інспектор Голосіївського району Дмитро Н.
- Заходи відбирають купу часу. На футбол чи під Раду – буває по 5 разів на тиждень викликають. Тобто, замість того, щоб справи розслідувати, я на Хрещатику сиджу, - бідкається його колега із Деснянського району Олег. - Питання на засипку: після шести годин перебування під пекельним сонцем, або на морозі, або під дощем чи буду я сповнений сил і ентузіазму займатися розслідуваннями?!
Про нові підходи до форм та методів роботи й обсяги робочого навантаження дільничі інспектори лише мріють. Тому що вже не раз переконалися в тому, що реформування правоохоронної системи відбувається лише в уяві міністра. Та по телевізору.
- Оце мода у нас є – політиків садити під домашній арешт в електронних браслетах. Роздута ця тема. Бо ми, пересічні дільничі і слідчі – навіть не знаємо, як ці браслети виглядають та як ними користуватися. Але ж багато злочинців отримують покарання у вигляді домашнього арешту! Ми повинні якось контролювати, чи людина виходить за межі квартири, чи не виходить. Але дієвого механізму контролю немає. Ну ж не буду я цілодобово стирчати під дверима! У мене, в кінці-кінців, заходи…, - пояснює дільничий Сергій О.
В цілому ж, після атестації дільничі стали більш обережними. Але через те, що система роботи не змінилася, зарплатня істотно не виросла, а вимоги лише збільшилися, стимулу лізти зі шкіри у них немає. От і працюють за старими схемами.
Робота слідчих: маразми залишилися
Правоохоронців, загалом, величезна кількість. Та через дублювання функцій багатьох підрозділів та роздутий адміністративний апарат, офіцерів, які безпосередньо займаються розкриттям злочинів, недостатньо для того, аби робота велася оперативно та ефективно.
- Я постійно знаходжуся під ковпаком у десяти «наглядачів», які тільки те і роблять, що перевіряють, як я працюю. Парадокс у тому, що це, так зване, начальство ще й нагороди отримує за свої «спостереження». А ми – робочі конячки – весь час у приниженому стані. Скільки не роби – все мало, мало, - каже слідчий Олександр із Дніпровського району столиці.
Слідчі констатують – через застарілу радянську модель роботи, вони щодня марнують час на дурниці. Наприклад, навіщо проводити наради двічі на день – вранці та ввечері – вони не розуміють.
Незважаючи на заявлену відміну морально застарілої системи кількісних показників боротьби зі злочинністю, і слідчі, і дільничі інспектори стверджують, що їх начальство і досі задає на цих нарадах запитання, що починаються зі слова «скільки».
- Показники не відмінилися. На нараді тільки й розмов, що про те, скільки підозр ми в суд відправили, скільки справ закрили, які слідчі дії провели… Якщо кількість не влаштовує начальника – значить, ти гі*но. Після наради неприємний осад на душі завжди залишається.
Чергування, грабежі, убивства, самогубства – це будні слідчих.
Правоохоронці впевнені, що розслідування будуть проводитися швидше та більш якісно лише за умови, якщо окрім реформи МВС буде вдосконалене профільне законодавство.
- Кількість маразмів у нашій роботі вражає. Ось стандартна ситуація – у вас вкрали телефон.
Я маю надрукувати цілу пачку документів (а папір треба купувати за власний кошт), потім ці документи подаю в прокуратуру, а після цього прокуратура погоджує це подання, і дозволяє мені шукати ваш телефон.
Потім слідчий прокурор іде в суд, і аж через 10 днів суд виносить ухвалу на три оператори: Київстар, Лайф і МТС. Офіси цих компаній, до речі, знаходяться в різних частинах міста.
Далі за власний рахунок їжджу в метро (дякую Кличку!). Заходжу в офіс мобільного оператора, а там ще на тебе ротяку відкривають – то те не так в ухвалі, то дата не збігається. Словом, суцільні нерви, - ділиться досвідом слідчий Деснянського райвідділку міста Києва Наталя.
- Кожен, хто вмирає, потрапляє в морг по статті 115 КК. От приміром, у лікарні на день 20 чоловік вмирає. І ти сидиш в морзі, як дурак, і описуєш «труп чоловічої статі, знаходиться в положенні лежачи, руки зігнуті». І ще й двох понятих треба знайти. А діду 92 роки, між іншим. Йому, блін, пора уже, - додає інший приклад слідчий Яна.
Невдоволення жінки не безпідставне. За її словами, графік слідчого настільки напружений, що йому ніколи голову догори підняти. Кожного дня слідчий вносить в Єдиний реєстр досудових розслідувань (ЄРДР) 3-5 впроваджень. Тобто, за 21 робочий день накопичується від 63-х до 110-ти справ! Крім того, що треба займатися величезною кількістю розслідувань, вони по 7-10 разів на місяць заступають на добові чергування, після яких без дня відпочинку знову виходять на роботу.
Застарілі методи роботи могли хоч якось спростити анонсовані новітні інформаційні технології для поліцейських. Але в той час коли у міністерстві внутрішніх справ розповідають про аналіз криміногенної ситуації на основі інформаційної платформи Crime mapping та запровадження відкритого інтерактивного ресурсу для автоматизованого обліку звернень громадян, слідчі продовжують працювати на ноутбуках, куплених за власний кошт та мріють про ліцензійний Windows.
- Навіть антивіруси нам не купують за рахунок держави. А от у генпрокуратурі прогрес – там флешки захищені, - з іронічною посмішкою каже Яна. - Електронний документообіг із сучасними механізмами захисту та уніфіковані бази даних? Про це поки що лише по телевізору ми можемо послухати.
Достойна зарплата: «почекайте ще трошки»
Поліцейські всі як один твердять - реформа неможлива при нинішньому рівні фінансування. Нині грошей, що виділяються із держбюджету, вистачає лише на 40% існуючих потреб. А дефіцит бюджету працівники поліції часто-густо змушені покривати із власної кишені.
Арсен Аваков запевняє, що посадові оклади поліцейських виросли в середньому в 2-3 рази, а оклади за спеціальні звання - в 12-18 разів. І посилається на постанову Кабміну №988 «Про грошове забезпечення поліцейських Національної поліції» від 11 листопад 2015 року.
- Новачок і наймолодший за званням поліцейський, який не має вислуги, відразу, зі старту, буде отримувати 6 163 гривні, оперуповноважений, слідчий, інспектор (майор, вислуга від 7 до 10 років) - 10 012 грн, оперуповноважений, слідчий, дільничний інспектор (старший лейтенант, вислуга від 7 до 10 років) 7 839 грн,- каже міністр, і додає – нові зарплати співробітники НПУ отримуватимуть тільки тоді, коли пройдуть переатестацію.
В той же час у МВС констатують: «протягом 2015-2016-х років нормативна база та механізми зміни структури оплати із трьохскладової (оклад, вислуга, надбавки/премії) на двохскладову (оклад+вислуга) для ліквідації суб’єктивних компонентів при встановленні платні та підвищення незалежності персоналу від керівництва та корупційних схем не розроблялася».
- Нам зарплату обіцяли підняти ще у січні. А зараз що у нас? Травень. І як було дві тисячі, так і залишилося. І кожен місяць кажуть – почекайте ще трошки. І саме образливе, що до кого не прийду, мені тицяють: «Давай працюй, у тебе зарплата десять тисяч!».
А я кажу – яка зарплата? Досить уже телевізор дивитися. То на екрані все так класно – все змінюється. А реально реформа б’є ключем тільки по голові!, - бідкається 37-річний поліцейський Сергій, який десять років служив у Голосіївському райвідділку, а потім за власним бажанням перевівся до Ірпеня – бо чим менший населений пункт, тим менше в ньому роботи. А зарплата і тут, і там однакова – 2400 грн.
- Слідчий, який працював 20 років, 5700 грн отримує, а після інституту – 3700-4000 грн. В рамках реформи оклад дільничих зріс на 300-1000 грн залежно від посади. Але інфляція це «покращення» з’їдає нещадно, - додають поліцейські.
Так і не отримавши обіцяних високих зарплат, дільничі інспектори та слідчі щомісячно купують картридж, папір, іншу канцелярію, витрачаючи щоразу близько 500 гривень. А щоб грошей на життя таки вистачало, продовжують брати хабарі.
- У нас зарплата 8-11 тисяч, а в слідчих в два-три рази менша. От вони і компенсують цю несправедливість тим, що відпускають впійманих нами злочинців. Такса залежить від виду порушення – і 2000 гривень (хуліганство), і 10 тисяч доларів (вбивство) може бути, - розповідає патрульний поліцейський із Дніпровського району Андрій.
- При затриманні підозрюваного слідчий може дуже просто і швидко заробити навіть без хабарів. У документах елементарно не зазначаються коштовні речі, які були при ньому. Пишу «на чоловікові був сірий піджак, біла сорочка, сірі джинси, взутий у чорні туфлі». А от про золотий ланцюжок і айфон не пишу. Будуть претензії – скажу, що сам загубив, - ділиться схемами незаконного заробітку слідчий із Одеси Борис С.
Що змінилося
10 листопада 2014 року на офіційному сайті Національної поліції України з’явився документ під гучною назвою «Стратегія розвитку органів внутрішніх справ України», в якому детально розписано, як і коли мають відбутися зміни в МВС.
ТЕКСТИ проаналізували документ і на його сонові направили до МВС запит з 28 пунктів, у якому просили детально пояснити, що ж змінилося, крім патрульної поліції. Але відповідь прийшла аж через півтора місяці. При цьому, на більшу половини запитань у МВС не знайшли, що сказати. «Начальство мовчить, бо хвалитися нічим», - у розмовах із ТЕКСТАМИ пояснюють поліцейські.
Що встигли зробити за півтора роки?
Начальник департаменту документального забезпечення МВС України Роман Ковальов розповів, що за півтора роки міністерство потрудилося над тим, щоб скоротити чисельність працівників та оптимізувати структуру поліції.
Як і планувалося, кількість працюючих в органах внутрішніх справ у рамках реформи значно скоротилася – з 261 тисячі осіб (як це було у 2013-му році) до 152-х тисяч станом на зараз. Таким чином, у перерахунку на кількість поліцейських на кожні 100 тисяч населення, український показник тепер такий самий, як і в країнах Євросоюзу.
«У складі поліції утворено кримінальну поліцію, патрульну поліцію, органи досудового розслідування, поліцію охорони, спеціальну поліцію та поліцію особливого призначення», - констатують у МВС, пояснюючи, як саме змінилася структура Національної поліції в ході реформи.
Анонсована у жовтні 2015-го року нова структура Національної поліції, яка покликана наблизити поліцію до громадян, оптимізувати видатки міністерства та покращити матеріально-технічне оснащення, поки що на порядку денному не стоїть.
«Сейчас процесс создания полиции вошел в активную фазу практического этапа. Изменения происходят каждый день. Очень высокая динамика. И дальше будет больше…. ВСЕ ОЧЕНЬ СКОРО! Шаг за шагом, но быстро. Поддерживайте - и пойдем еще быстрее!», - писав тоді Аваков на Фейсбуці.
Зараз концепція змінилася і за словами чиновників МВС повністю нова поліція запрацює лише після закінчення реформи. Тобто, за прогнозами заступника міністра Еки Згуладзе, через 5-10 років.
Станом на зараз, якщо опустити формальні перейменування департаментів на підрозділи, то виходить, що із нового:
1) створена патрульна поліція, яка виконує функції ліквідованого ДАІ та вуличних патрулів міліції;
2) держава на законодавчому рівні закріпила створення підрозділу поліції особливого призначення, КОРД. Він затримуватиме особливо небезпечних злочинців. У квітні цього року тільки почали набирати бійців;
3) усі безкоштовні та платні послуги (як то видача водійських прав та виготовлення номерних знаків) передали новому органу – Головному сервісному центру.
При цьому, серед важливих нововведень, закріплених новим законом про поліцію, який прийняли рік тому, - призначення на посади в поліції через конкурс, який проводять Поліцейські комісії з використанням поліграфа; призначення керівників поліції на контрактній основі на 5 років; поява права сесій місцевих рад двома третинами голосів зняти будь-якого працівника поліції громадської безпеки (патруль, дільничний) та дорожньої поліції.
Свого часу Аваков голосно піарив атестацію всіх працівників старої міліції. І процес пішов: атестаційні комісії, у яких працювали і громадські активісти, і журналісти, і поліцейські відсіювали найбільш одіозних мєнтів. Це вселяло надію у серйозність намірів. Та не довго музика грала. Через «дірку» у законодавстві міліціо-поліцейські, котрі не прийшли атестацію, почали відновлюватися на роботі через суди.
А згодом громадські активісти вийшли із складу атестаційних комісій, заявивши: «Якщо раніше організацією процесу повністю займалася незалежна рекрутингова агенція, то зараз їздити по регіонах та відбирати громадські організації почали радники міністра внутрішніх справ Арсена Авакова та його кадровий департамент. Тобто, представники МВС самі обирають «громадськість», яка буде їх атестувати.»
Також у МВС до досягнень зараховують те, що за півтора роки впровадили Автоматизовану систему управління нарядами поліції, які залучаються до охорони громадського порядку. Правда, коли в МВС анонсували створення цієї суперсучасної системи, то крім центру управління нарядами міліції та центру моніторингу систем відеонагляду мала б почати працювати система відеоспостереження.
В рамках реформи камери відеоспостереження повинні були з’явитися на блокпостах та об‘єктах критичної інфраструктури та на автошляхах. До відеофіксації порушень правил дорожнього руху прив'язувалася і нова система штрафів. За cловами працівників МВС, хто має встановлювати відеокамери на дорогах вирішувати Кабміну, але йому не до ПДР і камер так і немає.
Більше того, патрульні автомобілі мали б бути обладнані GPS-навігаторами та мобільним комунікаційним обладнанням і використовувати для своєї роботи літальні апарати. Де ці технічні інновації можна побачити – в МВС не уточнили. Навряд чи через скромність.
Власне, з точки зору практичного застосування (пусті декларації та інструкції ми до уваги не беремо), із нововведень – це все.
На фоні повільного просування реформ здається наївним те, що в МВС планують розробити систему професійних стандартів поведінки, спрямовану на розвиток у персоналу ініціативи, самостійності в прийнятті рішень, готовності нести відповідальність за власні вчинки… Бо навряд чи новий номінальний папірець призведе до кардинальних змін у свідомості правоохоронців. При нинішніх темпах реформування органів внутрішніх справ зміни триватимуть не одне і не два десятиліття...
- Информация о материале
То, что в Киеве называют коррупцией, в регионах — обычная жизнь. С ней не то чтобы свыклись, ее просто не замечают. Тем более что большинство историй воровства проходит здесь в рамках как закона, так и местной специфической морали. А если иногда от жадности и приходится перейти черту, то на подстраховке стоят местные силовые органы. Ведь чужаков здесь нет.
Недавно наша редакция оказалась обречена соприкоснуться с прекрасным. «Прекрасное» — это проект по анализу коррупции в пяти восточных областях Украины. После года ежедневного мониторинга всех открытых и полуоткрытых потоков информации можем уверенно сказать: коррупции в восточных регионах нет. Дело в том, что все, что в столице считается коррупцией, на местах — просто обычная жизнь.
Но поскольку мы пока не прониклись региональной спецификой, то все же решили описать самые популярные проявления этой жизни. По крайней мере, для того, чтобы дать почувствовать пульс глубинки. Итак.
Воруем коллективом
Безусловно, самая популярная схема изъятия народной собственности — это решения депутатских рад. Оно и понятно: при коллективной ответственности максимум, чем грозит незаконное решение, — это отмена его через суд. Анализируя документы сессий, приходишь к выводу, что депутаты могут проголосовать за что угодно, невзирая на интерес правоохранительных органов и ропот толпы. Яркий пример — Харьков.
В этом городе несколько лет назад придумали удивительную схему раздачи земли «лучшим людям города». Суть ее в том, что по законам еще УССР жилищно-строительные кооперативы имеют право получать бесплатные наделы. Фишка Харькова состоит в том, что местные кооперативы — это не сотни томящихся в квартирной очереди харьковчан (как подразумевал советский закон), а буквально несколько малоизвестных людей. Потому главное предназначение кооператива не построить дом, а заработать денег: после получения земли сразу перебросить ее на нужных товарищей. В списке финальных получателей — вся элита города, даже Михаил Добкин построил себе дом именно на таком участке. Так сказать, не побрезговал.
Размах схемы впечатляет. С 2008 г. таким образом было роздано 900 га городской земли, оценочная стоимость — 4,3 млрд грн. Но больше впечатляет даже не сумма, а то, что схема здравствует и поныне. После Майдана-2014 местная прокуратура оживилась и подала целый букет исков по признанию таких земельных решений незаконными. Дело в том, что члены кооператива по тому же закону от УССР должны были бы стоять в очереди, быть моложе 30 лет, ну и квартир они должны построить ровно столько, сколько существует членов ЖСК. Некоторые суды удалось выиграть, но лишь некоторые. В общей массе сохранился статус-кво: «народу — народная власть, народной власти — земля».
Но удивительно то, что даже после всех потуг прокуратуры Харьковская горрада продолжила победную раздачу. В последний раз акция состоялась в декабре 2015-го: три ЖСК получили более 35 га.
Тут важно то, что решение принимали депутаты уже нового созыва. В который впервые попала, к примеру, фракция «Самопомочі». Однако пикетов-демонстраций или других неприятных историй для царствующего в Харькове Геннадия Кернеса зафиксировано не было. Не заинтересовалась происходящим и пресса, что, впрочем, неудивительно: практически все СМИ города принадлежат людям, зависимым от местной власти.
Если же говорить о более мелких прегрешениях, то можно с уверенностью сказать, что на каждой сессии любого крупного города (по крайней мере, на Востоке Украины) принимаются решения, от которых местная громада теряет, а конкретный гражданин — находит. Начиная от снижения земельного налога и заканчивая раздачей в аренду помещений. К примеру, продажу земли местным депутатам с понижением цены в 20 раз от рыночной мы фиксировали неоднократно. Ну, а поскольку ответственности за все это буйство красок нести некому, то, думается, по крайней мере, в ближайшее время изменений здесь не предвидится.
«Туалетная схема»
Несмотря на непритязательное название, эта схема крайне популярна. Суть ее заключается в том, что для получения земли надо иметь строение на этой земле. Любое. Так, в некоторых случаях роль капитального здания исполнял туалет, что и дало название всей схеме.
Важным обстоятельством является то, что величина строения никоим образом не коррелирует с величиной участка. Собственник здания в 20 квадратных метров подает прошение местной власти отдать ему в аренду, а потом и на выкуп «землю под строением» в полгектара, и депутаты обычно не заморачиваются несоответствием желаний просящего.
Сама схема делится на два этапа. Первый — получить недвижимость, второй — оформить землю. Если со вторым этапом все более-менее стандартно, то первый — это огромное разнообразие вариантов, начиная от «купить» и заканчивая — «легализировать самострой».
Существует еще редкий вариант — упросить собственника здания его задешево продать. Именно таким образом во времена Януковича окружение мэра Харькова Геннадия Кернеса убедило местный облпотребсоюз отказаться от строений на нескольких рынках города. Дальше уже все пошло по накатанной: передача коммунальной земли в аренду новому собственнику зданий, и сразу — выкуп, причем с рассрочкой на пять лет.
Что удивительно в этой истории, так это влияние хозяйственной деятельности на память руководителей облпотребсоюза. Хотя с той поры прошло всего несколько лет, на вопрос журналистов: «За сколько были проданы здания?», ответ был лаконичным: «Не помним».
Плохая память может объясняться тем, что покупателями лакомых зданий стали партнеры сына Кернеса — Даниила Привалова. В любом случае, все прошло быстро, законно и без лишних пресс-релизов. Если на улице спросить любого харьковчанина, кому принадлежат Конный, Центральный и Сумской рынки, правильного ответа не услышите. Это не та тема, которую стоит обсуждать горожанам.
Старые добрые закупки
Закупки в регионах по сравнению с центром имеют свою безусловную специфику. Во-первых, в отличие от Киева, здесь можно решить вопрос победителя по звонку. Все потенциальные участники получают месседж о том, что тендер будет «под Ивана Петровича», а потому даже не стоит пытаться принять в нем участие. Поэтому большинство коррупционных тендеров на местах — это игра для двоих участников, когда один пришел победить, а второй — проиграть. Все остальные даже не потыкаются. В тех редких случаях, когда на тендер попадает залетная фирма, ее отсекают в связи с отсутствием какой-либо бумажки.
Финансовый результат для бюджета ожидаем. Так, если цена вырубки одного кубического метра сухостоя в Ровно стоит 445 грн, то в Харькове — 840. Зато все законно.
Особенно ярко проявляется отсутствие конкуренции на примере поставок продуктов питания в школы, детские сады и т.д., Казалось бы, простой товар обречен привлечь десятки желающих. Не получается. Во всех городах Востока повсюду — лишь один монополист, прячущийся за разные фирмы.
В последнее время, правда, некоторые бизнесмены, особенно мелкие, уверовав в возвращение справедливости, начали неучтенно регистрироваться на тендерах. Поэтому закупки начали выводить в «тень». Самый популярный метод — дробление предмета закупки, когда покупается не вся партия товара, а поштучно, в результате чего цена позволяет провести операцию без тендеров. Такой кульбит уже считается незаконным, но кто ж проверит. Самое веселое дробление состоялось в этом году в Славянске. Заказывали разработку нескольких сотен проектов по установке домовых счетчиков тепла, ну и саму установку. Поштучно получалось дешево, так что все деньги слили на несколько ФЛП. Зато общая сумма — 5 млн грн. Неплохой заказ для небольшого города, да еще и с неидентифицируемой маржой.
Услужить народу. Дорого
Так как бюджетных денег обычно на всех не хватает, а земля и недвижимость — ресурс ограниченный, одним из самых популярных заработков является залезание в кошельки граждан напрямую.
Монополия на автобусных перевозках, закупки втридорога мазута для местных электростанций, что потом ложится в тариф, платные парковки — подойдет все.
Относительно последнего, то тут впереди Украины всей, безусловно, Харьков. Еще несколько месяцев назад здесь на парковочном талончике было указано целых три выгодоприобретателя: коммунальное предприятие, частное ООО и ФЛП. То есть сессия горрады сначала наделила правом собирать деньги коммунальщиков, те передали его частникам, а потом все это распылилось по ФЛП. В результате наших подсчетов получилось, что город недобирает на плате за парковки не менее 5 млн грн в год. И это по самым скромным прикидкам.
Кстати, цифры реальных заработков удалось узнать случайно: одна из ООО-шек несвоевременно заплатила налог, фискалы подали в суд, в котором и засветили оборот парковщиков. Обычно такие удачи случаются редко: кэш вообще труден для отслеживания. А на правоохранительные структуры надежды немного: по истории с парковками местная полиция тоже открыла дело, но, исходя из эмпирического опыта, оно затухнет, как и сотни других похожих историй.
Деньги любят слепоту
Хотя в большинстве своем региональная коррупция — законна (через решения сессий или тендеры с двумя участниками), понятно, что лишние разговоры все равно ни к чему. Поэтому часто самые неприятные в смысле пиара документы власти прячутся подальше от глаз людских. Скажем, находим земельный участок, на котором поселился чиновник, смотрим, как земля была получена: «по решению районного суда, дата, номер». Смотреть в судебный реестр можно даже не пытаться — его там не будет. А выбить документ из стен самого суда — практически невыполнимая задача.
Или вот еще судебное. Журналисты Краматорска заинтересовались, сколько денег ушло на ремонт переехавшего из Донецка суда. Получили отказ. Мотивировка: «Работники суда, в том числе руководство, во время поездок в свои дома на временно оккупированных территориях Донецкой области вынуждены пересекать блокпосты незаконных вооруженных формирований». Поэтому распространение информации о стоимости и условиях ремонта нового помещения «в настоящее время может повредить жизни и здоровью работников и руководства суда».
Лидерами по сокрытию информации, безусловно, являются все же горрады. В архиве принятых решений — просто зияющие дыры. Не говоря уж о том, что земельные решения публикуются со сноской: «список прилагается», только его нет. О проектах решений и говорить нечего — с голоса выносится все, что только можно. Правда, местную прессу, как правило, такие нюансы интересуют нечасто. Оно и неудивительно: практически все медиа принадлежат «высоким договаривающимся сторонам».
Ну, а лучшей историей об открытости власти стало распоряжение мэра Харькова Геннадия Кернеса от декабря 2014 г. под названием «Перечень сведений, составляющих служебную информацию, которым предоставляется гриф ограничения доступа». В длинном списке пункт первый: «Сведения о финансовом состоянии коммунальных предприятий».
Так что, подытоживая наши ощущения от жизни в регионах, можем еще раз уверенно написать: здесь коррупции нет. Ее либо не видно, либо это не считается коррупцией.
А потому фактически единственным путем к изменениям остается банальное: постоянное изменение депутатского корпуса через выборы и активизация правоохранительных органов. Короче, волшебной палочки не существует. Но даже если она есть, то махать ею придется долго и упорно.
- Информация о материале
Філія «УМГ «Харківтрансгаз» ПАТ «Укртрансгаз» 5 травня за результатами тендеру замовила ТОВ «Статусінвестбуд» метанолу на 15,26 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Поставлять 493 т технічного метанолу не вказаного виробника по 30 950 грн., або $1 228 за тонну.
У травні ПАТ «Укргазвидобування» купило білоруський метанол майже в півтора рази дешевше – по 21 тис грн., або $835 за тонну.
За даними Консалтингової групи «А-95», на 7 червня російський метанол від ТОВ «Торговий дім «Щокіноазот-Україна» з акцизом, митом, антидемпінговим митом, ПДВ, доставкою, страхуванням та експедицією коштував $829 за тонну. Білоруський продукт не обкладений антидемпінговим митом у розмірі 9,4%, відтак може бути ще дешевшим.
Єдиним допущеним конкурентом було ТОВ «Консалекс Оіл Україна».
Дорожчу заявку ТОВ «Форис-Транс» відхилили через претензії до документів.
Вінницька фірма «Статусінвестбуд» перемогла на тендері вперше. Зараз нею володіє і керує Серго Георгадзе.
До жовтня 2015 року директором був Дмитро Правосудов, а засновником – Сергій Навертюк. Сестрі останнього Світлані Навертюк належить ТОВ «Статусінвестгруп», яке в січні виграло торги «Черкаситрансгазу» на поставку фітингів до труб на 26,89 млн грн.
Обидві фірми зі схожими назвами фігурують у кримінальному провадженні щодо підробки палива. Окрім того, «Статусінвестбуд», використовуючи транзитні та фіктивні фірми, безпідставно формував податковий кредит з ПДВ.
У жовтні 2015 року колишньому засновнику фірми-переможця із двома спільниками оголосили підозру і призначили застави.
Київська фірма «Консалекс Оіл Україна» Ганни Колесник зареєстрована по вул. Васильківській, буд. 34, корпус А, офіс 208. Там само прописане ТОВ «Рем”Сервіс”Буд» Юрія Федьківа.
Із 2013 року фірма-конкурент виграла торгів на 17,63 млн грн.
- Информация о материале
За два года российской агрессии сформировалась и утвердилась новая политико-идеологическая реальность в отношениях Киева и Москвы. Произошли тектонические, долгосрочные перемены – де-факто, аннигилирована договорно-правовая база, разрушены межгосударственные институции, демонтированы торговые механизмы. Украина получила беспрецедентный травматический опыт, и возникло глубинное (в масштабах поколений) отчуждение между народами Украины и России.
Очевидна потребность и необходимость создания концептуально новой модели сосуществования с нынешней Россией, которая отражала бы современные реалии, определяла перспективы взаимоотношений Киева и Москвы и учитывала позиции западных стран-партнеров. Речь идет о среднесрочной стратегии на российском направлении.
При этом важно понимать, что выстраивать новую систему отношений приходится не с неким далеким и малозначимым для нас государством, а со страной, с которой Украина имела (и имеет) многочисленные экономические, культурные, межлюдские и исторические связи, наибольшую общую сухопутную границу (около 2 тыс. км.), которую, кстати говоря, за 2015г. пересекло (туда и обратно) более 7,5 млн человек. (Это примерно в два раза меньше по сравнению с 2014г., но тем не менее).
Перспективы сосуществования: освобождение от иллюзий
Можно ли прогнозировать в ближайшем будущем позитивные перемены в российской политике на украинском направлении? Вопрос скорее риторический и не подразумевающий положительного ответа.
При этом вряд ли стоит руководствоваться прогнозами как о быстром экономическим крахе и распаде России (трудно представить чем это грозит!), так и о скорых переменах в высшем кремлевском руководстве (добровольный уход Владимира Путина, дворцовый переворот и т.д.). Заметим, что, подобные перемены в условиях зачищенной государственно-политической элиты и тотальной информационной вакцинации граждан отнюдь не сулят изменений к лучшему. Во-всяком случае, весьма вероятной и реальной выглядит следующая президентская каденция Путина.
По данным мониторинга Фонда «Общественное мнение», если бы президентские выборы состоялись в июне 2016г., «в ближайшее воскресенье», за Путина готовы были бы голосовать- 66%. Причем, ближайшие соперники нынешнего президента - Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов набрали бы 9% и 5% голосов россиян.
Не лишне так же напомнить, что в 2018г. к избирательным урнам придут молодые люди, родившиеся и выросшие уже при путинском режиме.
Поэтому, а также исходя из нижеизложенных причин, практическая нормализация отношений Киева и Москвы в ближней перспективе (даже при гипотетическом варианте урегулирования ситуации на Донбассе) не представляется возможной, ибо:
Во-первых. Есть ряд базовых проблем, где компромисс ныне невозможен. Не найдено международно-правовых, политических, экономических и др. путей решения проблемы аннексированного Крыма. Вообще для России тема Крыма закрыта и необсуждаема. Европейская интеграция Украины была и будет для России вызовом и угрозой ее геополитическим планам на постсоветском пространстве, а евроатлантический курс Киева для Москвы решительно и категорически недопустим.
Во-вторых. В результате российской агрессии Украина понесла колоссальные людские, территориальные и экономические потери.
- Более 10000 граждан Украины погибли на Донбассе. Более 20 тыс. раненых. 1, 8 млн вынужденных переселенцев.
- В результате аннексии Крыма и военных действий на Донбассе оккупировано около 44 тыс. кв. км. территории.
- На территории Донбасса разрушена коммунальная, социальная и промышленная инфраструктура. Украина утратила примерно 20% своего экономического потенциала.
В-третьих. За период российско-украинского конфликта коренным образом изменились позиции и оценки граждан Украины относительно России и ее руководства, политики Кремля на украинском направлении, перспектив сотрудничества с РФ. За прошедшие два года возник разлом отчуждения, недоверия и враждебности между гражданами двух стран. Такие изменения в общественном сознании имеют долгосрочный, «гемоглобинный» характер и длительное время будут определять характер контактов Киева и Москвы.
Нынешние российские реалии таковы, что, Путин, аннексировавший Крым и развернувший военную экспансию на Донбассе, пользуется беспрецедентной поддержкой граждан РФ, которая не снилась никому из европейских лидеров.
Сегодня сложно сказать, когда и как в России наступит отрезвление и похмелье от: агрессивной антизападной внешней политики, пафосных имперских ценностей величия и самодостаточности, идеологии «осажденной крепости», силового доминирования на постсоветском пространстве, самоубийственного изоляционизма.
Украина-РФ: новые идентификационые координаты
За два года «гибридной» войны происходит запоздалый пересмотр идеологической, нормативно-правовой, экономической парадигм политики Киева на российском направлении. Речь идет о актах Верховной Рады, указах Президента, решениях Кабмина и Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Не касаясь практических шагов (определение статуса и формата контактов с аннексированным Крымом, меры по укреплению обороноспособности, санкции относительно России, денонсация ряда соглашений, усиление контроля на границе с РФ, иски в международные судебные инстанции и др.) обратимся к некоторым концептуально важным решениям, определяющим нынешнюю идеологию украинской власти на российском направлении.
- Верховная Рада Украины в «Обращении к ООН, Европейскому парламенту, ПАСЕ…» от 27 января 2015г. (спустя почти год после российского вторжения в Крым) признала Россию страной-агрессором, а Украину - объектом военной агрессии со стороны РФ.
- В Заявлении Верховной Рады «Про отпор вооруженной агрессии Российской Федерации…» от 21 апреля 2015г. определены хронология, этапы, последствия агрессии и сформулированы конкретные требования к стране-агрессору.
- Стратегия национальной безопасности (26 мая 2015г.) определяет цели, характер и особенности российской агрессии против Украины. Констатируется, что российская угроза имеет долгосрочный характер, и агрессивные действия РФ имеют целью уничтожение государства Украины.
- В ежегодном Послании Президента Украины к Верховной Раде (6 июня 2015г.) отмечается, в условиях угрозы со стороны РФ очевидно придется жить не одному поколению украинцев, и враг будет пытаться дестабилизировать ситуацию в Украине, истощить ее экономику, разрушить Украину изнутри.
- В Военной доктрине Украины (24 сентября 2015г.) фиксируется, что актуальной военной угрозой для Украины является вооруженная агрессия РФ, военно-политическим вызовом - вмешательство России во внутренние дела Украины. Основная цель в сфере военной политики Украины - отражение вооруженной агрессии РФ. Россия на сегодня является военным противником Украины.
Кстати говоря, эти правовые новеллы должны найти отражение в базовом законе «Об основах внутренней и внешней политики»!
Однако, перечисленные нормативно-правовые акты являются лишь неким концептуальным каркасом для создания целостной, сбалансированной среднесрочной стратегии на российском направлении, которая бы являла собой как идеологическую матрицу, так и комплекс вполне конкретных действий на российском направлении в разных сферах (политика, безопасность, экономика, энергетика, гуманитарная сфера и др.)
Потребность в этом обусловлена, по крайней мере, двумя обстоятельствами: во-первых, разрушением всей системы довоенных двусторонних отношений, а во-вторых, необходимостью создания целостного комплекса контрмер на российском направлении.
Паллиативность тактики и дефицит стратегии
Отсутствие внятной стратегии, концепции, или комплексного плана действий на российском направлении наиболее критично сказывается на ситуации с Донбассом. Более двух лет продолжается антитеррористическая операция, объявленная указом и.о. президента Александром Турчиновым еще 14 апреля 2014г. А в вышеперечисленных базовых документах говорится не о безымянных террористах, а о вооруженной российской агрессии. К примеру, в Стратегии национальной безопасности действия России четко определяются как «военная агрессия, участие регулярных войск, советников, инструкторов, наемников в боевых действиях на территории Украины». То есть речь идет о военном конфликте с соседним государством и отражении внешней агрессии.
Если так, то уже давно перезрела необходимость трансформировать Постановление Верховной Рады от 17 марта 2015г. «Про признание отдельных районов, городов, сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями» в полноценный Закон Украины со всеми вытекающими политико-правовыми последствиями.
Политико-правовые действия и международные усилия Украины относительно разрешения ситуации на Донбассе определяются скорее тактическими соображениями вне среднесрочной перспективы - продолжается бег по замкнутому «нормандско-минскому» кругу с непрогнозированным результатом и угрозой дальнейшей эскалации. Ситуация «ни войны, ни мира» дает передышку, но эта передышка выгодна если она используется максимально эффективно для объединения и усиления страны…
С другой стороны дефицит внятной стратегии оставляет нерешенными ряд важных принципиальных вопросов. К примеру, стоит ли нам поддерживать дипломатические отношения со страной-агрессором? Необходимо ли Украине вводить визовый режим с Россией? Нужно ли идти на двусторонние разноуровневые переговоры или осуществлять их в многостороннем формате? Необходимо ли Украине сохранять формальное участие в пророссийском СНГ? В каком формате и режиме торговать со страной-оккупантом? В конце концов, стоит ли Украине в 2016г. пролонгировать по умолчанию еще на 10 лет Большой договор с Россией или денонсировать его?
Новая матрица отношений
Реалии двухлетней «необъявленной», «гибридной» войны из всего модельного ряда межгосударственных отношений (не говоря о войне как таковой) оставляют Украине, пожалуй, только формат сосуществования с Россией. Это сосуществование может быть - ограниченным, вынужденным, враждебным, холодным и, возможно, будет длится в разных модификациях до поры, пока не будет прекращена российская агрессия (военная, экономическая, энергетическая, информационная), восстановлена территориальная целостность Украины, компенсированы ее утраты, и на практике признано Кремлем ее право на геополитический выбор.
Ныне для Украины подобный формат сосуществования с РФ предполагает, по крайней мере, четыре безотлагательных пункта: а) создание действенной системы мер противостояния российской агрессии с параллельным осуществлением внутренних реформ и обеспечением внешней поддержки; б) пересмотр (ограничение/ликвидация) контактов и договоренностей во всех сферах и отраслях; в) жесткое отстаивание национальных интересов с привлечением (помощью) международных структур, стран-партнеров; г) ликвидация финансово-экономической, энергетической зависимости от России, эффективное противостояние информационной экспансии.
А в целом, концептуальные составляющие украинской политики на российском направлении в максимально обобщенном виде могут выглядеть следующим образом.
Первое. Россия является страной-агрессором. Нормализация отношений с нынешней путинской Россией не представляется возможной, ибо ожидать в ближайшем будущем перемен к лучшему в политике Кремля на украинском направлении не приходится.
Второе. Учитывая разные военно-экономические потенциалы стран, реальной является минимизация, но не полная нейтрализация российской угрозы. В этих условиях противостоять агрессии РФ можно только совместными международными усилиями. Поэтому международная солидарность с Украиной и поддержка являются крайне важными.
Третье. Ныне неприемлемы формулы «стратегического партнерства», «добрососедства», «братских народов», равно как и российская модель государственно-политического устройства.
Четвертое. Необходима четкая маркировка карты двусторонних отношений по «красным линиям», то есть официальная фиксация пакета проблем, по которым компромисс с Россией невозможен. Это касается внешнеполитического курса Украины, ее внутригосударственного устройства и участия в военно-политических блоках.
Пятое. Киев не будет участвовать в каких бы то ни было сегодняшних или грядущих интеграционных проектах на постсоветском пространстве под эгидой Москвы. Киев и Москва - не партнеры в системе отношений интеграционного типа. Европейская интеграция - безальтернативна. Более того, - реальная, а не декларативная интеграция в ЕС является наиболее эффективным средством противостояния российскому вызову.
Шестое. Условиями поэтапной нормализации отношений Киева и Москвы должны быть: прекращение Россией агрессии против Украины, освобождение оккупированных территорий, компенсация ущерба, вызванного аннексией и военными действиями, отказ от практики вмешательства во внутренние дела Украины.
(Детальный вариант концепции отношений Украины с РФ (по сферам) был опубликован в журнале Центра Разумкова «Національна безпека і оборона» № 8-9, 2015г. ).
Конечно, это всего лишь предварительный и далеко не полный набросок некоторых наиболее общих концептуальных подходов, рассчитанных на определенный период сосуществования (возможно длительного) с таким политическим режимом РФ, который представляет угрозу украинской государственности.
Однако, стоит иметь ввиду, что политические режимы приходят и уходят, а отношения между народами продолжаются. Исходя из этого, принципиально важно учитывать, по крайней мере, две важные вещи.
Во-первых, отделять нынешний политический режим и Россию как таковую. А во-вторых, видеть стратегическую цель - возобновление заинтересованности народов обеих стран в мирном сосуществовании и уважении права каждого определять, как внутреннее устройство своей страны, так и геополитический (цивилизационный) вектор ее развития.
- Информация о материале
Страница 404 из 1561
