Никаких отношений у меня с ним нет», – так год назад на вопрос «Украинской правде» о президенте Петре Порошенко ответил газовый олигарх Александр Онищенко. Бизнесмен лукавил.

Несколько собеседников «Украинской правды» в президентском окружении тогда утверждали, что Онищенко нашел поддержку своего бизнеса в лице Порошенко.

Еще летом прошлого года коммуникация между Александром Онищенко и Петром Порошенко, по утверждению собеседников в окружении обоих, осуществлялась по прямой телефонной связи – без посредников. Отдельным предметом гордости народного депутата в бизнес-кругах было то, что чаще звонил президент, а не он ему.

Сегодня ситуация кардинально изменилась. Онищенко отчаянно пытается понять причину своих проблем, главной из которых является обвинение в организации преступной группировки и хищении средств в особо крупных размерах. По этим статьям ему уже даже озвучили потенциальное наказание – до 12 лет заключения.

Правда, у бизнесмена есть все шансы отсидеть этот срок экстерном – в стиле братьев Клюевых – за границей. А занесенный над головой Онищенко топор команда президента может конвертировать в укрощение сразу двух близких ему политических сил – депгруппы «Воля народу» и фракции «Батькивщины».

Лошадиная сила

Утром 15 июня у многоэтажного элитного дома по улице Крещатик, 27б высадился десант детективов Национального антикоррупционного бюро.

Этот визит напряг минимум двух участников столичного бомонда: Льва Парцхаладзе, владеющего квартирой в этом доме, и Александра Онищенко, у которого в этом помещении офис.

Буквально через несколько минут стало понятно, что первый замглавы Киевской облгосадминистрации нервничал зря – пришли к народному депутату Онищенко.

Пока шел обыск в его офисе, Антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий и глава НАБУ Артем Сытник давали пресс-конференцию. Они рассказывали о вменяемых подозреваемому преступлениях и планах по его привлечению к ответственности.

Со слов главы Сытника, речь идет об организации схемы выкупа газа по заниженной цене у государственной «Укргаздобычи» и последующей реализации этого ресурса промышленным потребителям. Естественно, уже по рыночным ценам.

Уже сейчас известно, что участниками этих коммерческих операций было около 20 человек, половина из которых задержана. При этом главный подозреваемый – Онищенко – считается организатором схемы. Убыток государства в антикоррупционном ведомстве оценили в 3 млрд гривен.

Материалов по этому делу у НАБУ действительно в избытке.

Вот, к примеру, один только маленький эпизод: компания «Цефей», пользуясь статусом оператора совместной деятельности при добыче газа с «Укргаздобычей», фактически присваивала деньги от реализации ресурса, добытого в паре с госкомпанией. Хотя в прописанном договоре о совместной деятельности имела право забирать только часть добытого газа.

Предлоги для этого у фирмы были разные. Самые распространенные – расходы на ремонтные работы, которые якобы выполнялись компаниями с классическими для прокладок, ничего не говорящими названиями типа «Профи-Хаус», «Филис Комфорт» или «Лана Груп».

По данным НАБУ, собранных ими фактов достаточно для того чтобы посадить Онищенко, контролирующего упомянутый «Цефей», на срок от 7 до 12 лет.

«Я надеюсь, что сегодня или завтра представление на снятие неприкосновенности с этого депутата будет поддержано Верховной Радой, чтобы еще на этой пленарной неделе оно могло пройти и регламентный комитет в том числе», – сказал Холодницкий.

Просьбу подписать ходатайство на снятие неприкосновенности с Онищенко, Генпрокуратура получила от НАБУ еще вчера, 15 июня, в день обыска.

Правда, даже подпись Юрия Луценко под ходатайством о лишении депутата неприкосновенности, еще не означает, что Александр Онищенко не избежит какой-либо ответственности.

Мой до дыр

Дело даже не в том, что до (теоретического) снятия неприкосновенности подозреваемому депутату никто не может помешать покинуть территорию Украины.

Собеседники «Украинской правды» в окружении бизнесмена говорили о возможных проблемах у Онищенко еще в первых числах июня. По их словам, он даже покинул страну на какое-то время, но затем решил вернуться – якобы с целью решить возникшие сложности.

Главная проблема для следствия – неприлично близкие взаимоотношения Онищенко с президентской вертикалью власти.

 И дело тут даже не в частых визитах Онищенко на Банковую. Куда больше о взаимоотношениях Онищенко с властью говорят следующие факты

Первый. В ноябре-декабре 2015 года, когда НАБУ уже вовсю расследовало уголовное дело по факту выведения средств из «Укргаздобычи», Государственная фискальная служба рассрочила для компаний Александра Онищенко («Хас» и «Надра геоцентр») выплату 1,3 млрд гривен долга по рентным платежам. Этому решению предшествовала встреча Онищенко с главой ГФС, ставленником БПП Романом Насировым. Она состоялась в октябре 2015 года

Второй. 30 мая 2016 года Печерский районный суд Киева наложил арест на счета «Укргаздобычи» в ПАО «Банк Инвестиций и сбережений». Авторы этого решения рассчитывали на то, что таким образом они заморозят 373 млн гривен «Укргаздобычи», которые должны были поступить на эти расчетные счета с депозитного.

В итоге это ни к чему не привело потому что в день истечения срока депозита – 31 мая – «Укргаздобыча» внепланово перевела эти деньги в «Укргазбанк».

Но осадок остался: упомянутое решение об обездвиживании счетов было принято судом по инициативе координируемой командой президента ГПУ, что фактически должно было сработать на хозяев «Банка Инвестиций и сбережений».

Среди них – однопартиец Онищенко из «Воли народа» Степан Ивахив. Им обоим приписывали оперативный контроль над «Укргаздобычей», когда ее возглавлял Юрий Костюк, в 2014-2015 годах.

Так что, в команде гаранта Конституции есть кому заступиться за Онищенко.

Если сделать это грамотно, можно, с одной стороны, выдержать паузу в вопросе лишения Александра Онищенко депутатской неприкосновенности и выпустить его за пределы Украины. Сам нардеп в разговоре с УП 15 июня утверждал, что сбегать из страны не собирается. Правда, уже на следующий день не отвечал на телефонные звонки.

С другой, стороны запущенный по нему уголовный процесс можно развивать для того чтобы держать на коротком поводке сразу две ячейки Верховной Рады.

Первая – Батькивщина, на который уже собран компромат в части прошлогоднего лоббирования ее лидером Юлией Тимошенко снижения ставок ренты для компаний Онищенко.

Вторая – «Воля народа», финансовое благополучие которой сильно зависит от положения дел у ее теперь уже опального члена. В общем, с формированием минимального количества голосов в парламенте – 226 голосов – у власти в ближайшее время все должно быть хорошо.