Главная
Как защитить имущество. Рецепт окружения Александра Януковича
Хозяйственный суд Донецкой области в конце декабря узаконил приватизацию пяти обогатительных фабрик: «Узловская», «Красная звезда», «Комсомольская», «Украина» и «Россия». С 1999 года их арендовала компания ДРФЦ, которую многое связывает с сыном президента Александром Януковичем. Летом 2012 года фабрики были приватизированы. Процесс был непубличным, никаких конкурсов не проводили. По просьбе арендатора на базе фабрик создали одноименные акционерные общества, чьи акции распределили между ним и Фондом госимущества. Ведомству Александра Рябченко остались меньшие доли – около 20-25%. За это оно не получило ни копейки.
Но уже через пару месяцев государство передумало. 14 ноября Министерство энергетики и угольной промышленности обратилось в Хозяйственный суд Донецкой области с просьбой отменить приватизацию. «При создании ПАО «ЦОФ «Узловская» (и других фабрик. – Forbes) и определения доли государства в его уставном капитале были допущены нарушения законодательства, в частности, необоснованно завышена доля арендатора», – сказано в письменном ответе первого заместителя Минэнергоугля Игоря Поповича, подготовленном для Forbes.
В материалах дела сказано, что истец ссылается на закон «Об управлении объектами государственной собственности», в соответствии с которым доля государства не могла быть меньше 50%. Правда, иск основан на старом варианте закона. «Указанные ограничения не распространяются на случаи преобразования арендных предприятий в хозяйственные общества», – говорится в новой редакции закона. Эту правку парламент внес в марте 2012 года – за пару месяцев до приватизации. Неудивительно, что в конце декабря суд поддержал арендатора-ответчика. Министерство обжаловало решение. Апелляция будет рассматриваться по всем фабрикам одним составом судей 13 февраля с разницей в 10-20 минут. Но шансов на победу с таким иском нет.
Почему министерские юристы играют на руку ответчику? Возможно, потому что основанная Эдуардом Прутником ДРФЦ пару лет назад обрела могущественных покровителей. Два независимых друг от друга источника на угольном рынке ранее говорили Forbes, что ее контролирует старший сын президента Александр Янукович. В его корпорации «МАКО-Холдинг» от ДРФЦ и обогатительных фабрик открещиваются. «В ответ на ваш запрос сообщаем, что Александру Викторовичу не принадлежат указанные компании», – сказано в письме пиар-службы.
Напрямую президентскому сыну действительно не принадлежит ни одна из этих компаний. Но о его близости к ДРФЦ говорят не только источники Forbes. И в ДРФЦ, и на обогатительных фабриках работают люди из ближайшего окружения Януковича, компании, на которые оформлены права собственности, входили в состав совладельцев его активов. Например, контактные данные одной из фабрик совпадают с телефоном Андрея Федорука. Сейчас он возглавляет Донецкий облсовет, а в прошлом работал генеральным директором компании МАКО, принадлежащей Александру Янукoвичу. Другая фабрика владела долей в Украинском бизнес банке, который также связывают со старшим сыном президента. С 2010 года, когда, по словам источников Forbes, ДРФЦ вошла в орбиту семьи президента, на нее посыпались заказы государственных шахт. Правку в закон, благодаря которой компания смогла получить в уставных капиталах обогатительных фабрик значительно больше, чем полагавшиеся ей 50%, 17 февраля 2012 года в Верховную раду внес лично президент Украины Виктор Янукович.
Иск Минэнергоугля – лишнее подтверждение особого отношения власти к ДРФЦ. В Украине довольно часто используется такой инструмент защиты, как решение суда, признающее приватизацию законной. Старший юрист МЮГ AstapovLawyers Максим Услистый говорит, что это снижает риск реприватизации. Судебное решение, гипотетически, может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам. Но законодательство отводит на это всего три года. «Этот срок – граничный, его невозможно продлить», – подчеркивает Юлиана Малеева, юрист Юридической группы LCF.
Иными словами, после президентских выборов оспаривать будет уже нечего. Игра стоит свеч. Общая мощность пяти обогатительных фабрик – 14 млн т угля в год, выручка за 2011 год – 670 млн грн., прибыль – 17,6 млн грн.
- Информация о материале
Облгазы-банкроты влетят украинцам в копеечку
Период рождественских праздников в Украине ознаменовался массовым началом процесса банкротства целого ряда облгазов. Хозяйственными судами разных регионов было открыто производство по делу о банкротстве сразу одиннадцати предприятий, являющихся практически монопольными поставщиками голубого топлива для населения, бюджетных предприятий, а также малого и среднего бизнеса.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что все дела о банкротстве были открыты в промежутке между 1 и 19 января 2013 года. А производство по делу о банкротстве «Сумыгаза» удалось открыть и вовсе лишь со второй попытки, но, тем не менее, уложившись в вышеуказанные сроки – после отказа 8 января, Хозсуд Сумской области таки открыл производство 17 января.
Такая поспешность имеет определенную логику. С одной стороны, до 1 января 2013 года законодательством было запрещено банкротить предприятия, занимающиеся газоснабжением и газификацией. Раньше действие запрета, принятого еще в 2005 году, ежегодно продлевали, но вопрос о его пролонгации на 2013 год еще даже не рассматривался парламентом.
С другой стороны, с 19 января начала действовать новая редакция закона о банкротстве, которая очень значительно меняет правила излюбленной игры украинских олигархов. По мнению экспертов, собственникам было выгодно успеть начать процедуру банкротства именно до вступления в силу нового законодательства – для того, чтобы процесс банкротства проходил по старым правилам.
«Начиная процедуру по старому закону, они в некоторых вопросах освободили себя от судебного контроля. Это дает больше возможностей управления банкротством, больше контроля над процессом банкротства. В старом законодательстве многое было на усмотрение сторон и давало предприятиям большую свободу действий», – подтвердил эту догадку «Комментариям» Роман Дрожанский, партнер адвокатского объединения «Волков и партнеры».
Кроме того, старое законодательство позволяло кредиторам и собственникам самим предлагать кандидатуру арбитражного управляющего, который распоряжается имуществом предприятия в процессе банкротства.
«Естественно это дает больше свободы действий, особенно если банкротство инициируется самим предприятием, тем легче обеспечить назначение «правильного» арбитражного управляющего», – пояснил Дрожанский.
Также, согласно новой редакции закона, при определении количества голосов кредиторов с правом решающего голоса не будут учитываться суммы неустойки. Старое законодательство позволяло раздувать размер штрафных санкций с целью обеспечения контроля за собранием кредиторов.
Стоит обратить внимание, что во всех банкротящихся газоснабжающих предприятиях есть доля подконтрольной Дмитрию Фирташу компании «Газтек». Часть пакетов акций уже была в собственности компании раньше, часть была выкуплена на аукционах в 2012 году, небольшие пакеты также были куплены на бирже у ФГИ или других акционеров.
С другой стороны, инициатором процессов банкротства также выступили либо структуры, которые связывают с Дмитрием Фирташем, либо, в большинстве случаев – дочернее предприятие «Укртрансгаз» НАК «Нефтегаз Украины». Его возглавляет Сергей Винокуров, который, по информации СМИ, некогда значился в списке топ-менеджеров одного из входящих в Ostchem Holding Дмитрия Фирташа предприятий.
При чем, причиной для открытия дел о банкротстве служили порой сравнительно незначительные суммы. Например, оказалось, что «Днепрогаз» задолжал «Укртрансгазу» 1,3 млн. грн. В то же время, по информации самого «Днепрогаза», предоставленной в ходе одного из судебных разбирательств, на 1 декабря 2012 года долги НАК «Нефтегаз Украины» перед компанией по договору транспортировки газа промышленным потребителям составляли 49,6 млн. грн.
И не исключено, что ДП «Укртрансгаз» является далеко не крупнейшим кредитором банкротящихся облгазов. Судя по всему, Фирташ не пошел по пути Коломойского, и предоставил возможность банкротить облгазы другим подконтрольным компаниям. Ведь обратившись с заявлением о банкротстве напрямую, предприятиям пришлось бы назвать общие суммы долгов и стоимость активов.
Безусловно, стоит учесть мнение, что массовое банкротство облгазов должно не только показать, что цена, по которой Фирташ купил облгазы в прошлом году, не была занижена, но и может сбить цену на госпакеты акций 14 газораспределяющих компаний, которые готовятся к приватизации в 2013 году. Но в основном речь идет о небольших пакетах акций или небольших предприятиях, которые и так, скорее всего, достались «Газтеку» легко и недорого.
Но главной причиной массового банкротства облгазов все же можно считать реструктуризацию газового бизнеса.
Во-первых, банкротство может позволить очистить предприятия от долгов и переоформить активы на другие юридические лица. Таким образом, собственники смогут окончательно избавится от многомиллионных долгов облгазов, которые накапливались годами, и частично обезопасят себя от возможных неприятностей с госструктурами. Особенно актуальным это выглядит на фоне тревожных новостей о вмешательстве прокуратуры в вопросы оформления распределительных газопроводов «Запорожгаза», а также признания ФГИ созданного в августе прошлого года ООО «Грин Сервис Компании» собственником 15,3% акций «Уманьгаза», продажу которых «Газтек» в конце прошлого года оспорил в суде. Кроме того, появились и слухи о возможном интересе сына Президента – Александра Януковича – к газовому бизнесу Дмитрия Фирташа.
Во-вторых, как показывает украинская практика, процедура банкротства может быть использована для перераспределения доли собственности акционеров предприятий, путем выпуска дополнительной эмиссии акций. Существование такой возможности подтверждает и Роман Дрожанский. «Акционер предприятия имеет преимущественное право на приобретение доли в случае увеличения уставного капитала в рамках банкротства. Поэтому если будет принято такое решение, то акционеры в первую очередь смогут этим воспользоваться», – подчеркнул он «Комментариям».
Собственно, косвенное подтверждение того, что банкротства облгазов являются частью планов Фирташа по построению газовой империи, которая будет включать в себя бизнес по продаже газа конечным потребителям, можно найти и в недавних заявлениях топ-менеджеров бизнесмена.
«У нас есть пакеты акций отдельных облгазов. Мы готовы их консолидировать. Мы готовы их наращивать. И будем в этом направлении сейчас активно двигаться», – заявил в ходе прошедшего на прошлой неделе экономического форума в Давосе управляющий директор группы Group DF International Борис Краснянский.
Далеко идущие планы предприятий Фирташа в газовой сфере понятны, учитывая, что правительство отменило монопольное право Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» продавать импортный газ внутри Украины, а подконтрольная бизнесмену Ostchem Holding уже в прошлом году поставила около четверти всего газа, закупаемого Украиной. При этом, как заявил в декабре 2012 года на заседании Федерации работодателей Украины сам Дмитрий Фирташ, в 2013 году его предприятия планируют поставить уже 8 млрд. куб. м газа, при чем по более низкой цене, чем та, которая предусмотрена сегодня контрактом «Нефтегаза Украины» с «Газпромом».
Таким образом, благодаря контролю над большим количеством облгазов, структуры Дмитрия Фирташа вполне могут не только конкурировать с госкомпанией на рынке продажи газа конечным потребителям, а и вовсе вытеснить государство из этого рынка. Ведь несмотря на то, что официально газораспределительные сети остаются в госсобственности, согласно постановлению Кабмина, они все равно должны находится на балансе газоснабжающих компаний и не могут быть отделены от их основного производства. И пускай сейчас еще можно спорить о прибыльности этого сегмента торговли «голубым топливом», но сомнений в том, что цены на газ для населения и коммунальной сферы будут повышаться, нет уже, наверное, ни у кого.
Кроме того, в ближайшее время должно произойти разделение государственного монополиста, компании «Нафтогаз Укрины», на несколько предприятий, на базе которых будут созданы акционерные общества. Как недавно заявил президент Виктор Янукович, это даст толчок развитию инвестиций, поскольку «государственные инвестиции ограничены». Кто станет этим частным инвестором, еще предстоит увидеть. Но уже сегодня можно констатировать, что на смену государственной монополии по продаже газа конечным пользователям приходит монополия частная.
- Информация о материале
Армия — без излишеств
Министерство обороны Украины продолжает работу по реализации недвижимого военного имущества и земель и рассчитывает в течение двух-трех лет получить от этого около шести млрд грн дополнительных средств, отмечает вр.и.о. министра обороны Александр Олейник.
Как сообщает агентство "Интерфакс—Украина" со ссылкой на пресс-службу Минобороны, 31 января в ходе видеоконференции с четырьмя гарнизонами А.Олейник рассказал, что в 2013 году оборонное ведомство планирует завершить работу по урегулированию на законодательном уровне механизма реализации недвижимого военного имущества вместе с земельными участками, на которых оно расположено.
"Это позволит в течение двух-трех лет получить дополнительные поступления в государственный бюджет Украины в сумме до шести млрд. грн. Эти средства могут быть направлены на финансирование программ реформирования и развития Вооруженных сил Украины, строительство и приобретение жилья, решение других социальных проблем", — отметил Александр Олейник.
Он также сказал о том, что в целом продолжается работа по освобождению ВС от несвойственных им функций, лишней инфраструктуры, избыточного военного имущества. "Это еще один источник дополнительных финансовых поступлений для обеспечения реформирования и развития Вооруженных сил", — подытожил вр.и.о. министра.
- Информация о материале
«Семью» накормят «орлы Клименко»?
Так называемая «реформа центральных органов власти» в Украине, похоже, преследует одну цель: сохранение безраздельной власти президентского семейства над страной и ее гражданами. За разговорами о реформах кроется кропотливая работа клана Януковича по подготовке к президентским выборам-2015.
Обеспечить победу Виктора Федоровича должны полностью подконтрольные «Семье» МВД, СБУ, ГПУ и суд. Но мало того: президентская семья намерена тотально контролировать все финансовые потоки в государстве — вплоть до «карманных расходов» украинцев. Новой «дубинкой» власти станет финансовая милиция.
Что обещают
С весны 2012 года в украинских СМИ активно ведется рекламная кампания «финансовой полиции» — нового фискального органа. Серии публикаций и телесюжетов на эту тему содержат два основных посыла. Первый: создание финансовой полиции — задумка исключительно реформаторов: теперь уже экс-вице-премьер-министра Сергея Тигипко и некоей общественной организацией «Реформаторский клуб» с безымянным «экспертным советом».
Посыл второй: появление финансовой полиции покончит с бессистемными проверками бизнеса со стороны МВД, ГПУ и СБУ, сосредоточив эти функции исключительно за финансовой полицией. Этот шаг якобы сократит число проверок и положит конец поборам с бизнесменов со стороны силовиков. И украинский бизнес откроет в себе «второе дыхание».
Вся эта обещанная бизнесу благодать должна начать функционировать с лета нынешнего года.
На самом деле
Идею, которая продвигалась под явно растущие амбиции первого-вице-премьера и министра финансов Валерия Хорошковского, в новом составе Кабмина успешно перехватил и адаптировал под себя другой младореформатор — Александр Клименко. К слову, термин «полиция», как и вся прочая «либеральщина», вокруг которой крутился предыдущий пиар, из версии Клименко была благополучно вычищена.
В СМИ просочилась информация о том, как будет выглядеть структура нового фискального монстра — Министерства доходов и сборов (МДС, создано Указом Президента № 726 от 24 декабря 2012 г.).
Министерство возглавил Александр Клименко — фаворит «Семьи», один из друзей президентского сына Александра Януковича. Тот самый: госчиновник и главный налоговик Клименко носит часы за 40 тысяч долларов. А еще был скандал: работников налоговой принуждают помогать Александру Януковичу материально. И еще: коррупция — банк сына Президента Украины обслужит ГНАУ, руководимую другом сына Президента. И т.д.
Еще Александр Клименко известен как организатор расправы над оппозиционными СМИ, чего в Украине не было со времен «раннего Кучмы».
Перечисленные выше «подвиги» — своеобразный портрет министра, замашки и правовой нигилизм которого будут «делать погоду» в Министерстве доходов и сборов. По крайней мере, до президентских выборов 2015 года. Никаких иллюзий быть не должно: А. Клименко — это аналог прокурора Рената Кузьмина на налоговом поприще. Никакой законности! И никакой пощады недругам «Семьи».
Так вот, судя по публикуемой выше структуре МДС, «финансовой милиции» в ней отводится далеко не последняя роль, как может показаться на первый взгляд.
Также, судя по публикуемой выше структуре МДС, налоговой полиции (в «Структуре...» фигурирует название «налоговая милиция», хотя законопроект называется «О финансовой полиции в Украине» — «А») в министерстве отведена ключевая роль. Наряду со Следственным управлением.
На базе МДС планируется сформировать полностью закрытую корпорацию с широкими специальными функциями, включая собственное следствие, внутреннюю безопасность и оперативные подразделения (то есть права «слежку», «прослушку» и негласное проникновение в жилище (офис)). Можно даже не сомневаться, что при таком размахе вопросом времени станет формирование собственого спецназа, разведки и следственного изолятора. Финансовая милиция — будет абсолютно недосягаема для внешнего контроля и абсолютно вездесуща, как Инквизиция.
Кое-какими полномочиями с новой силовой структурой должны будут поделиться Минфин, МВД, Госфинмониторинг, КРУ и еще несколько контрольных органов. Кое-какие полномочия, как например, по борьбе с недобропорядочными налогоплательщиками-физлицами, будут наращиваться в порядке совершенствования действующего законодательства. Например, на сегодняшний день МДС не может косвенно оценивать реальное благосостояние украинцев по фоткам в соцсетях, но соответствующие планы уже озвучиваются.
На фоне полностью подконтрольных персонально Виктору Януковичу ГПУ, МВД и СБУ создается монстр с неограниченными полномочиями по части эффективного «отъема денег» не только у бизнеса, но и вообще у кого-угодно в Украине. Плательщиками налогов и сборов в Украине не являются разве что покойники, бродяги и лица находящиеся в коме.
При этом МДС берет под контроль всю внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов: ведь оно контролирует и таможню. И если раньше хоть какую-то конкуренцию в продвижении через границу товаров обеспечивали таможенные «завязки» видных чинов из СБУ, прокуратуры и МВД, то теперь «монополька» у МДС. И никакой конкуренции — даже в извращенном ее виде.
Теперь пресечь экспорт (импорт) любой неугодной фирме можно одним телефонным звонком. Жаловаться — некому. Таможня даст «добро» только компаниям лояльных к «Семье» бизнесменов.
Банковская тайна, тайна вкладов?.. Теперь под большим вопросом: преступления в банковской, как и в бюджетной сферах — также компетенция финансовой милиции. Получить информацию о финансах любого гражданина в рамках ОРД не представит никакого труда. А всеобщее декларирование доходов в Украине введут с 2014 года.
По полномочиям, функционалу решаемых задач МДС — уже не сервисная, как обещалось ранее и даже не фискальная, а сугубо силовая структура. Еще одна — в дополнение к уже имеющимся. Не хватает, пожалуй, своей ведомственной медицины, отдельного пенсионного обеспечения и корпоративной кампании по управлению активами. Кстати, а почему бы и нет?..
Быть может, новое супер-ведомство будет создано с «нуля» в кадровом отношении — на службу придут отсеянные тестами, собеседованиями и спецпроверками на профпригодность спецы (как это было, например, в Грузии)?
Нет, такими тонкостями «реформаторы» не заморачивались. Налоговая полиция создается на информационной и кадровой базе налоговой милиции. Которая берет свое начало от советского еще... ОБХСС, кадры которого и стали костяком налоговой милиции (и службы БЭП) независимой Украины. С теми же самыми традициями кумовства и повальной коррупции.
Поскольку нынешних кадров налоговой милиции будет недостаточно для заполнения всего функционала ФП и выполнения возложенных на нее функций, рискнем предположить, что в новую «блатную» и создаваемую впопыхах контору, как в «колхоз-милионер во время голодухи» потянутся все те, кого в последние годы вывели в распоряжение, заставили уйти по собственному желанию или просто не успели выгнать за гламур и коррупцию из других правоохранительных структур.
Взгляните еще раз на «Структуру...» центрального аппарата МДС. Финансовая милиция, равно как и Главное следственное управление подчинены министру напрямую, в то время как «налоговые», «таможенные» и прочие департаменты подчинены заместителям министра. Такая «завязка» на первое лицо предполагает специальный, особый статус этих подразделений министерства.
Все кадры которого будут «завязаны» персонально и исключительно на министра, и только от него персонально будет зависеть судьба каждого налогового следователя и подследственного. И это при том, что Александр Клименко — уже обладатель образа человека, не выбирающего средства при достижении поставленной перед ним цели. Такими же будут и действия его подчиненных. Или они останутся без работы.
Лично у нас теперь не возникает никаких сомнений на счет того, кто станет первым-вице-премьером при премьере Арбузове (а возможно и его сменщиком), а также иллюзий на счет реального первенства в доступе к «Стоматологу».
В преддверии президентских выборов 2015 года все камлания власти о «партнерстве налоговой и налогоплательщика» — не более чем отвлекающий маневр. Никакого перехода налоговиков от фискальных функций к сервисным за два с лишним года президентства Януковича не произошло.
Зато окружение Президента Украины получило невиданную раньше возможность контролировать в режиме реального времени все товарно-денежные операции в стране и на них влиять. При этом в Украине практически уничтожены какие-либо механизмы контроля за самой властью. И нет никакой возможности свою собственность защитить (отъем футбольного клуба у А. Ярославского — последний тому пример). И только наивный может рассчитывать на защиту своих интересов в украинских судах.
В свете этого печальной памяти «орлы Кравченко» — цыплята перед «орлами Клименко». И о «подвигах» этих орлов мы точно скоро услышим.
Администрацию Президента, которая на самом деле является если не автором, то уж точно заказчиком новации с «налоговой полицией», даже не беспокоит, что создание финансовой полиции противоречит ранее утвержденному национальному плану реформ (согласно которому все функции по экономическим правонарушениям против государства должны быть переданы в один орган). И, как минимум, конфликтует с самой логикой админреформы (раздел уровней компентенции и устранение дублирования функций).
Абсолютно игнорируются требования МВФ и ВБ по снижению фискального пресса на бизнес и усилению контроля за расходованием бюджетных средств Счетной Палатой.
Никого не тревожит тот факт, что без малейшего экспертного обоснования, в одной из ключевых сфер государства и общества, создается супер-министерство, которое будет само себе создавать нормы, исполнять их, контролировать собственную работу и бороться с нарушениями внутри себя.
Ну и тем более, никого не останавливает такая мелочь, как неминуемые дополнительные бюджетные расходы на расширение штата, технический апгрейд и материальное обеспечение работы новой спецслужбы.
Вопрос о том, целесообразно ли проводить любую новую реформу с правоохранительным уклоном до подведения хотя бы предварительных итогов действия нового УПК, похоже, вообще ни у кого не возникает...
- Информация о материале
Украина: вся власть – кидалам?
Разрешите задать странный вопрос. Зачем нужна власть? Разрешите ответить на него. Власть обеспечивает соблюдение законов государства. Разрешите еще один вопрос. Как же быть, если власть не в состоянии обеспечить законность хотя бы в одной области? Или даже на территории одного-единственного города этой области? Скажете, так не бывает? Разрешите Вам возразить.
В 2002 году предприниматель Сергей Корольков выкупил 55 квадратных метров земли на рынке г. Чугуева – на этом участке стоял его магазин. Выкуп был оформлен честь по чести – через договор купли-продажи с Чугуевским горсоветом, соответственно – оплату, оформление государственного акта на право собственности на землю. В акте было записано целевое назначение участка – обслуживание магазина. В следующем году Сергей Корольков произвел реконструкцию магазина, для чего также оформил все до единого необходимые документы, начиная с акта обследования строения. В 2006-м закончил реконструкцию и получил свидетельство о праве собственности на здание магазина. Можно сказать, образцово оформил все документы, уплатив при этом все причитающиеся пошлины, налоги и саму стоимость как земли, так и здания.
Рядом с его магазином находились нежилые помещения Чугуевского рынка, которые арендовал Сергей Кудря. Последний тоже затеял реконструкцию арендованных помещений в 2010 году. Но все это у него получилось неудачно – то крыша зайдет на крышу магазина Королькова, то еще каким боком причинит соседу ущерб. То вообще – стену магазина Королькова использует как несущую для своих построек, отчего она начинает разрушаться. А когда-то и крыша магазина Королькова стала мешать строительству – Кудря ее разбирать стал.
На все попытки договориться добром ответом был решительный отказ. В конце концов Королькову ничего не оставалось, кроме как обращаться в суд и прочие органы, дабы поставить точку в затянувшемся споре и Кудрю привлечь к ответу. Но после разговора с руководством Чугуевского рынка Сергей Корольков с удивлением узнал, что его земля ему не принадлежит. Его участок был поделен между неизвестными ему лицами, а часть магазина была обозначена как проход.
«Это не твой зуб, и не мой зуб. Это их зуб.» В кино это возможно, но в реальной жизни такие ситуации на корню пресекаются реальной властью. И Корольков отправил запрос в облуправление Госкомзема – как в учреждение, которое ведает земельными вопросами. Но ответ оказался довольно неожиданным, мягко говоря. Оказывается, участок земли площадью 0,812 га в 2009 году передали в собственность потребительскому обществу «Чугуевский рынок», в том числе и участок, принадлежащий Королькову. Ошибочка вышла – отписали чиновники – вместо того, чтобы согласовать границы участка рынка с Корольковым, как с уже существующим владельцем, их согласовали с… рынком. Ну а последний, надо понимать, рад был стараться…Далее была серия запросов-ответов – Чугуевский горсовет, горрайонное управление Госкомзема, Госинспекция сельского хозяйства, Госагентство земельных ресурсов Украины.
Практически все чиновники признавали: да, ошибочка вышла, не с теми согласовали границы. Но в то же время горсовет утвердил отчет о денежной оценке участка, выделенного рынку – того, на котором также расположен и участок Королькова.
Из агентства земельных ресурсов отписали – мол, давно ошибочка случилась, не имеем возможности наказать виновных согласно КЗоТ, идите-ка Вы, уважаемый… в суд.
Разве что из ГАСК пришла бумага – Кудрю, мол, за самовольное строительство оштрафовали и предписали работы прекратить. Но они почему-то не прекратились.
Органы власти отвечают, мол, ошибочка случилась. Странный ответ, если учесть, что за «ошибочкой» кроется вполне конкретный материальный ущерб вполне конкретному предпринимателю. И тут возникает вопрос – эта «ошибочка» - она единственная ли? И немного поинтересовавшись получаем ответ. В июне 2001 года в Чугуевский райотдел милиции поступило коллективное заявление жителей дома №82 по ул. Харьковской города Чугуева о том, что гражданин Кудря Сергей Владимирович угрожает всем физической расправой. А в ноябре того же года милиция получает заявление председателя ЖСК «Украина» о том, что гражданин Кудря самовольно занял помещения в доме по ул. Харьковской, 82 в г. Чугуеве. Но и теперь нельзя сказать, что он изменился. Например, в 2011 году гражданин Т. вынужден был обратиться в милицию. Он приобрел в магазине «Органза», принадлежащем частному предпринимателю Кудре С. В., шторы, которые оказались бракованными. Предприниматель Кудря возвращать деньги за некачественный товар отказывался настолько уверенно, что пришлось обращаться к правоохранителям. А в марте 2012 года частный предприниматель Кудря сам обратился в Чугуевский райотдел с заявлением, будто бы реализатор Татьяна К., работавшая у него в магазине, обокрала его. А та, в свою очередь, также подала заявление, что в то самое время, когда Кудрю обокрали, он же и присутствовал в своем магазине и выносил похищенный товар. В дальнейшем обмен заявлениями продолжился – выяснение отношений там же, возле магазина на рынке обе стороны определили скандалом. Но справедливости ради надо отметить, что мнение большинства людей, знающих и Кудрю, и его реализатора, говорит в пользу последней. А о предпринимателе рассказывают не очень приятные слуху вещи.
Поскольку горсовет и госкомзем откровенно ответили, что их собственная «ошибочка» не волнует, предпринимателю осталось разве что обращаться в суд. Но и там для любого с улицы пришедшего есть порядок, который предполагает дли-и-инное рассмотрение. И, может быть, через несколько лет он получит какое-нибудь удовлетворительное решение. Когда его магазин будет разрушен, а на том месте уж несколько лет будет красоваться какой-нибудь супермаркет, владелец которого купил участок земли после того как он несколько раз был перепродан. Есть еще надежда на общественную организацию «Антикоррупционный форум», куда предприниматель обратился, и где ему предложили помощь.
Органы власти отвечают – ошибочка случилась. Хоть этого никто дословно и не написал, но смысл «ошибочки» – один и тот же участок был продан дважды. Приблизительно так, как в 90-х «братва», набиравшая тогда силу – читай, капиталы – продавала «лохам» квартиры. Такие случаи тогда были массовыми, но с легализацией «общаков» отошли в прошлое, поскольку квартиры уже стали мелочью, появились другие схемы. Но, как известно, история повторяется и теперь «братва» и власть, словно поменялись местами. Впрочем, возможно так оно и есть?
- Информация о материале
Новый УПК разгрузил СИЗО, но дал хулиганам больше воли
Больше двух месяцев Украина живет по новому, европеизированному Уголовно-процессуальному кодексу. Внешне все выглядит отлично: МВД и прокуратура рапортуют, что все идет как надо.
Чтобы узнать, что же все-таки изменилось, защищает ли в реальности УПК права подозреваемых и как он может отразиться на судьбе людей, к криминалу не причастных, "Комсомолка" опросила рядовых сотрудников милиции. Беседовали на условиях анонимности - начальство не любит, чтобы подчиненные с прессой откровенничали.
Реестр подвисает
Все жалобы, с которыми люди обращаются в милицию и прокуратуру, заносятся в Единый реестр досудебных расследований. Вплоть до мелочей - об украденных солениях и варениях. Следователи жалуются на колоссальные нагрузки и на то, что электронная система их периодически подводит.
- Первые два дня, когда в реестр бросились вносить все новые и заново регистрировать недорасследованные дела, он прочно завис, - рассказывает следователь Сергей. - Сейчас уже легче, но все равно время от времени сайт подвисает. Да и как иначе, если в минуту со всей Украины около тысячи заходов? Не успел сделать подтверждение - пропадает все, что писал. Но к этому мы как-то привыкли, а вот бумаг приходится изводить сейчас вдвое-втрое больше. Если раньше протокол допроса свидетеля занимал один лист, то теперь 5-6 листов. И все это из-за расширения прав. Есть даже пункт, который предусматривает вопрос: не являлись вы депутатом какого-то созыва Верховной Рады…
Вопрос с бумагой, оказывается, не столько трудоемкий, сколько меркантильный. Милиции ее дают мало, поэтому приходится покупать самим либо клянчить у адвокатов.
- Я уже устал эти пачки в милицию таскать, - жалуется адвокат Дмитрий Боженко. - И взяткой это не считается - так, спонсорская помощь.
Сыщики сетуют, что и бегать больше приходится. Раньше начальник дал поручение - иди выполняй. А теперь все приходится согласовывать со следователем, прокурором.
- Пока вот так находишься по кабинетам, вся оперативная тайна превращается в пшик, - резюмирует работник уголовного розыска Игорь. - Но это еще полбеды. Беда, когда следователь плохо поручение пишет.
Поручение - это описание того, что сыщику надо сделать. Перегруженные работой следователи забывают о деталях, в итоге розыскникам приходится идти уточнять.
- А он и забыл, что я писал и просил дать почитать материалы дела, - продолжает Игорь. - В итоге времени уходит в два раза больше.
Без адвоката больше никуда
За раскрываемость преступлений с милиции по-прежнему спрашивают, поэтому намного гуманнее с новым УПК она не стала. Свежий пример в Запорожской области, где трое милиционеров отбили жителю Вольнянска селезенку, требуя признаться в 12 кражах.
- И все же мы стали осторожнее, - откровенничает Игорь. - По новому УПК, если задержанный напишет жалобу, милиционеров положено отстранять от работы на время проверки. Таким образом половину отдела можно нейтрализовать, элементарно некому будет работать. Да и процедура задержания сейчас дело сложное.
По новому кодексу задерживать человека без санкции суда можно на три часа и обязательно предоставить адвоката. Без его подписи протокол будет недействительным даже при административном нарушении. Не успеет приехать адвокат - будет жалоба на незаконное задержание. Права защищены, но это тоже палка о двух концах: пьяных хулиганов, которые наш с вами покой нарушают, милиция предпочитает теперь не трогать. Совершит явное преступление - тогда другое дело.
Кстати, по этой причине в начале декабря прошлого года случилась трагедия в Одесском ресторане Bellini. Посетитель затеял драку из-за девушки, свидетели вызвали патрульных, а те погрозили дебоширу пальцем и уехали. Хулиган ушел и вернулся с автоматом Калашникова: двое молодых людей были убиты, трое ранены.
Адвокаты таким новшеством тоже не совсем довольны.
- С одной стороны, с новым УПК у нас стало больше прав и возможностей, с другой - появились дежурства по линии безоплатной правовой помощи, - говорит Дмитрий Боженко. - Если задержанный, к которому меня вызвали, изъявит желание, чтобы я его и дальше защищал, отказать не смогу. В прошлом месяце у меня выпало семь дежурств, трижды приходилось выезжать по вызову и одного клиента брать, хотя его дело мне совсем неинтересно и невыгодно.
С обысками стали осторожничать
Следователи говорят, что с новым УПК тяжело получить санкцию на обыск - суды стали чаще отказывать, поскольку одной оперативной информации о том, что Иванов украл у Петрова ноутбук и пользуется им у себя дома, недостаточно. Нужно больше оснований, чтобы получить санкцию. С одной стороны, это хорошо, что милиция больше к нам в дом просто так не заявится. С другой - Петрову плохо, он жалуется, что украденное возвращать не хотят.
К слову, во всех следственных изоляторах и некоторых колониях уже оборудованы залы для видеоконференций. Всего по Украине установлено 33 комплекта и уже проведено около тысячи судебных заседаний в режиме видео.
Только цифры
С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса суды стали чаще применять меры пресечения, не связанные с лишением свободы. Это нам подтвердили в Государственной пенитенциарной службе. Если в четвертом квартале 2011 года в СИЗО поступили 16 171 человек, то за этот же период 2012-го (напомним, новый УПК вступил в силу в ночь на 20 ноября) 12 134 человека.
- Информация о материале
Страница 1356 из 2102
