Так называемая «реформа центральных органов власти» в Украине, похоже, преследует одну цель: сохранение безраздельной власти президентского семейства над страной и ее гражданами. За разговорами о реформах кроется кропотливая работа клана Януковича по подготовке к президентским выборам-2015.
Обеспечить победу Виктора Федоровича должны полностью подконтрольные «Семье» МВД, СБУ, ГПУ и суд. Но мало того: президентская семья намерена тотально контролировать все финансовые потоки в государстве — вплоть до «карманных расходов» украинцев. Новой «дубинкой» власти станет финансовая милиция.
Что обещают
С весны 2012 года в украинских СМИ активно ведется рекламная кампания «финансовой полиции» — нового фискального органа. Серии публикаций и телесюжетов на эту тему содержат два основных посыла. Первый: создание финансовой полиции — задумка исключительно реформаторов: теперь уже экс-вице-премьер-министра Сергея Тигипко и некоей общественной организацией «Реформаторский клуб» с безымянным «экспертным советом».
Посыл второй: появление финансовой полиции покончит с бессистемными проверками бизнеса со стороны МВД, ГПУ и СБУ, сосредоточив эти функции исключительно за финансовой полицией. Этот шаг якобы сократит число проверок и положит конец поборам с бизнесменов со стороны силовиков. И украинский бизнес откроет в себе «второе дыхание».
Вся эта обещанная бизнесу благодать должна начать функционировать с лета нынешнего года.
На самом деле
Идею, которая продвигалась под явно растущие амбиции первого-вице-премьера и министра финансов Валерия Хорошковского, в новом составе Кабмина успешно перехватил и адаптировал под себя другой младореформатор — Александр Клименко. К слову, термин «полиция», как и вся прочая «либеральщина», вокруг которой крутился предыдущий пиар, из версии Клименко была благополучно вычищена.
В СМИ просочилась информация о том, как будет выглядеть структура нового фискального монстра — Министерства доходов и сборов (МДС, создано Указом Президента № 726 от 24 декабря 2012 г.).
Министерство возглавил Александр Клименко — фаворит «Семьи», один из друзей президентского сына Александра Януковича. Тот самый: госчиновник и главный налоговик Клименко носит часы за 40 тысяч долларов. А еще был скандал: работников налоговой принуждают помогать Александру Януковичу материально. И еще: коррупция — банк сына Президента Украины обслужит ГНАУ, руководимую другом сына Президента. И т.д.
Еще Александр Клименко известен как организатор расправы над оппозиционными СМИ, чего в Украине не было со времен «раннего Кучмы».
Перечисленные выше «подвиги» — своеобразный портрет министра, замашки и правовой нигилизм которого будут «делать погоду» в Министерстве доходов и сборов. По крайней мере, до президентских выборов 2015 года. Никаких иллюзий быть не должно: А. Клименко — это аналог прокурора Рената Кузьмина на налоговом поприще. Никакой законности! И никакой пощады недругам «Семьи».
Так вот, судя по публикуемой выше структуре МДС, «финансовой милиции» в ней отводится далеко не последняя роль, как может показаться на первый взгляд.
Также, судя по публикуемой выше структуре МДС, налоговой полиции (в «Структуре...» фигурирует название «налоговая милиция», хотя законопроект называется «О финансовой полиции в Украине» — «А») в министерстве отведена ключевая роль. Наряду со Следственным управлением.
На базе МДС планируется сформировать полностью закрытую корпорацию с широкими специальными функциями, включая собственное следствие, внутреннюю безопасность и оперативные подразделения (то есть права «слежку», «прослушку» и негласное проникновение в жилище (офис)). Можно даже не сомневаться, что при таком размахе вопросом времени станет формирование собственого спецназа, разведки и следственного изолятора. Финансовая милиция — будет абсолютно недосягаема для внешнего контроля и абсолютно вездесуща, как Инквизиция.
Кое-какими полномочиями с новой силовой структурой должны будут поделиться Минфин, МВД, Госфинмониторинг, КРУ и еще несколько контрольных органов. Кое-какие полномочия, как например, по борьбе с недобропорядочными налогоплательщиками-физлицами, будут наращиваться в порядке совершенствования действующего законодательства. Например, на сегодняшний день МДС не может косвенно оценивать реальное благосостояние украинцев по фоткам в соцсетях, но соответствующие планы уже озвучиваются.
На фоне полностью подконтрольных персонально Виктору Януковичу ГПУ, МВД и СБУ создается монстр с неограниченными полномочиями по части эффективного «отъема денег» не только у бизнеса, но и вообще у кого-угодно в Украине. Плательщиками налогов и сборов в Украине не являются разве что покойники, бродяги и лица находящиеся в коме.
При этом МДС берет под контроль всю внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов: ведь оно контролирует и таможню. И если раньше хоть какую-то конкуренцию в продвижении через границу товаров обеспечивали таможенные «завязки» видных чинов из СБУ, прокуратуры и МВД, то теперь «монополька» у МДС. И никакой конкуренции — даже в извращенном ее виде.
Теперь пресечь экспорт (импорт) любой неугодной фирме можно одним телефонным звонком. Жаловаться — некому. Таможня даст «добро» только компаниям лояльных к «Семье» бизнесменов.
Банковская тайна, тайна вкладов?.. Теперь под большим вопросом: преступления в банковской, как и в бюджетной сферах — также компетенция финансовой милиции. Получить информацию о финансах любого гражданина в рамках ОРД не представит никакого труда. А всеобщее декларирование доходов в Украине введут с 2014 года.
По полномочиям, функционалу решаемых задач МДС — уже не сервисная, как обещалось ранее и даже не фискальная, а сугубо силовая структура. Еще одна — в дополнение к уже имеющимся. Не хватает, пожалуй, своей ведомственной медицины, отдельного пенсионного обеспечения и корпоративной кампании по управлению активами. Кстати, а почему бы и нет?..
Быть может, новое супер-ведомство будет создано с «нуля» в кадровом отношении — на службу придут отсеянные тестами, собеседованиями и спецпроверками на профпригодность спецы (как это было, например, в Грузии)?
Нет, такими тонкостями «реформаторы» не заморачивались. Налоговая полиция создается на информационной и кадровой базе налоговой милиции. Которая берет свое начало от советского еще... ОБХСС, кадры которого и стали костяком налоговой милиции (и службы БЭП) независимой Украины. С теми же самыми традициями кумовства и повальной коррупции.
Поскольку нынешних кадров налоговой милиции будет недостаточно для заполнения всего функционала ФП и выполнения возложенных на нее функций, рискнем предположить, что в новую «блатную» и создаваемую впопыхах контору, как в «колхоз-милионер во время голодухи» потянутся все те, кого в последние годы вывели в распоряжение, заставили уйти по собственному желанию или просто не успели выгнать за гламур и коррупцию из других правоохранительных структур.
Взгляните еще раз на «Структуру...» центрального аппарата МДС. Финансовая милиция, равно как и Главное следственное управление подчинены министру напрямую, в то время как «налоговые», «таможенные» и прочие департаменты подчинены заместителям министра. Такая «завязка» на первое лицо предполагает специальный, особый статус этих подразделений министерства.
Все кадры которого будут «завязаны» персонально и исключительно на министра, и только от него персонально будет зависеть судьба каждого налогового следователя и подследственного. И это при том, что Александр Клименко — уже обладатель образа человека, не выбирающего средства при достижении поставленной перед ним цели. Такими же будут и действия его подчиненных. Или они останутся без работы.
Лично у нас теперь не возникает никаких сомнений на счет того, кто станет первым-вице-премьером при премьере Арбузове (а возможно и его сменщиком), а также иллюзий на счет реального первенства в доступе к «Стоматологу».
В преддверии президентских выборов 2015 года все камлания власти о «партнерстве налоговой и налогоплательщика» — не более чем отвлекающий маневр. Никакого перехода налоговиков от фискальных функций к сервисным за два с лишним года президентства Януковича не произошло.
Зато окружение Президента Украины получило невиданную раньше возможность контролировать в режиме реального времени все товарно-денежные операции в стране и на них влиять. При этом в Украине практически уничтожены какие-либо механизмы контроля за самой властью. И нет никакой возможности свою собственность защитить (отъем футбольного клуба у А. Ярославского — последний тому пример). И только наивный может рассчитывать на защиту своих интересов в украинских судах.
В свете этого печальной памяти «орлы Кравченко» — цыплята перед «орлами Клименко». И о «подвигах» этих орлов мы точно скоро услышим.
Администрацию Президента, которая на самом деле является если не автором, то уж точно заказчиком новации с «налоговой полицией», даже не беспокоит, что создание финансовой полиции противоречит ранее утвержденному национальному плану реформ (согласно которому все функции по экономическим правонарушениям против государства должны быть переданы в один орган). И, как минимум, конфликтует с самой логикой админреформы (раздел уровней компентенции и устранение дублирования функций).
Абсолютно игнорируются требования МВФ и ВБ по снижению фискального пресса на бизнес и усилению контроля за расходованием бюджетных средств Счетной Палатой.
Никого не тревожит тот факт, что без малейшего экспертного обоснования, в одной из ключевых сфер государства и общества, создается супер-министерство, которое будет само себе создавать нормы, исполнять их, контролировать собственную работу и бороться с нарушениями внутри себя.
Ну и тем более, никого не останавливает такая мелочь, как неминуемые дополнительные бюджетные расходы на расширение штата, технический апгрейд и материальное обеспечение работы новой спецслужбы.
Вопрос о том, целесообразно ли проводить любую новую реформу с правоохранительным уклоном до подведения хотя бы предварительных итогов действия нового УПК, похоже, вообще ни у кого не возникает...