Главная
Приближается кортеж Президента, будьте осторожны!
Как выяснилось, Президент Украины приезжает на работу поздно, а оставляет рабочее место - очень рано. Не перерабатывает...
К какому времени вы спешите на работу? К восьми утра? К девяти? К десяти?
Тогда вы точно не Президент Украины. Виктор Янукович на работу не спешит. Это мы установили, проведя небольшое расследование.
Но это стало для нас неожиданным открытием. Потому что сначала мы поставили себе несколько иную цель: выяснить, сколько людей задействовано в ежедневных перекрытиях дорог Киева во время движения кортежа Президента на работу и с работы и в какую копеечку это обходится налогоплательщикам.
Вы же знаете, что Виктор Янукович еще не готов перенять в этом вопросе европейские манеры -- передвигаться так, чтобы не доставлять хлопот другим.
В украинских реалиях - все по-другому. Дважды в день многокилометровые "пробки" на дорогах, которые ведут в резиденцию "Межигорье", где поселился Янукович, становятся для киевлян и гостей столицы настоящим стихийным бедствием. Стоя в них, почти физически ощущаешь, как бесцельно проходит жизнь, в то время как вип- житель села Новые Петровцы Виктор Янукович наслаждается ею.
Эту транспортную кому создают искусственно. Ее цель - обеспечить беспрепятственный проезд Президента, не скованного определенными ограничениями морали.
Черные ворота
От Межгорья, где живет Виктор Федорович, до Банковой, где он работает, -- 26 километров.
По большей части путь из Новых Петровцов идет прямо чуть ли не к самому центру столицы, однако на нем мы все же насчитали 26 перекрестков: 11 - на окраинах города и 15 - в самой столице. На каждом из них проезд Януковича обслуживают экипаж ГАИ в составе двух мужчин и два "беркутовца". И одни, и другие -- в служебных автомобилях.
...В село прибываем в шесть часов утра. На одном из домов замечаем табличку "вул. Межигірська". Очевидно, нам сюда. Горбатая дорога впечатления не производит. По бокам -- скромные крестьянские домики. Закрадывается сомнение: неужели этим "убитым" путем ездит сам Президент? Впрочем, через сотню метров из низины выныривает высоченный зеленый забор, обнесенный колючей проволокой и с видеокамерами. Посредине - массивные ворота. С левой стороны -- автостоянка, с правой -- небольшая пристройка. Из нее нам навстречу сразу выбегают вооруженные "беркутовцы" и знаками дают понять, чтобы мы немедленно убирались прочь. Значит, все-таки попали по адресу. Поскольку время раннее, мы, чтобы не нарушить сон гаранта неожиданным визитом, разворачиваемся.
Местная женщина, которая случилась на обратном пути, помогает понять местную специфику:
"Там действительно живет Янукович, но вы заехали к черным воротам. Он тудою не ездит, это для обслуживающего персонала. Белые ворота - это чуть дальше, параллельная улица, надо проехать через царское село. Только зря вы туда едете", - предостерегла нас крестьянка и потом еще долго смотрела вслед.
Начиная от Новых Петровцов и до Минского проспекта, дорожная разметка указывает на то, что здесь -- не простая дорога.
Середина трассы, отделенная двумя сплошными полосами, и специальные дорожные знаки предупреждают, что собственно этим коридором Президент в сопровождении кортежа мчится навстречу своим нелегким трудовым будням.
"Незачем здесь болтаться!"
...Улицу Спасскую, что ведет к белым воротам резиденции Януковича, местные недаром окрестили "царским городком". В отличие от Межигорской, здесь вы не увидите колдобин и покосившихся крестьянских лачуг: идеально асфальтированное шоссе обрамляют фешенебельные трехэтажные виллы, нашпигованные устройствами внешнего наблюдения.
Еще не успели мы приблизиться к этому раю на земле и на сто метров, как позади звучит рев милицейской сирены. Авто с включенными "мигалками" перекрывает нам путь. С машины выходят коренастые "беркутовцы" и, держа руки на кобурах, грозно спрашивают: "Кто вы такие и что вы здесь делаете?".
Объясняем, что мы, журналисты, приехали пофотографировать местные пейзажи, ведь закон этого не запрещает. Суровые "беркутовцы" тщательно записывают данные наших журналистских удостоверений, записывают домашние адреса. Пока наши данные, по их словам, "пробиваются через компьютер", люди в камуфляже обыскивают редакционное авто.
Говорят, что у них приказ останавливать и проверять всех подозрительных.
Минует полчаса, и рядом останавливается еще один автомобиль с наглухо затемненными окнами. Мужчина, который из него вышел, демонстрирует "ксиву" работника СБУ. Снова те же вопросы и та же процедура.
По окончании эсбист раздраженно проговаривает: "Сюда нельзя приезжать без предупреждения, это охраняемый объект". На наши замечания, которые здесь нет знаков, которые запрещали бы въезд, он не реагирует.
Через мгновение появляется автомобиль ГАИ. Нам предлагают немедленно покинуть территорию. Понятно, предлагают без никаких на то законных оснований. Здесь свои законы, законы Януковича.
"Витя любит поспать"
Не спорим. Просто меняем автомобиль и начинаем все сначала.
Ждать приходится долго.
На часах уже десять утра, а на стратегической дороге - никаких признаков начала трудового дня главы государства. Неужели в канцелярии Администрации Президента гаранту сегодня поставят "прогул"?
И нет, нам все-таки повезло. В десять двадцать (!) на перекрестке появляются несколько постов ГАИ, а над трассой неустанно начинают летать три черных "Ленд Ровера" и милицейские патрули. Пока нам не заблокировали выезд с заправки, начинаем "спецоперацию".
Наша задача непростая -- попробовать, образно говоря, промчаться перед кортежем за несколько минут до перекрытия улиц, чтобы сосчитать персонал и технику, которые обслуживают ежедневные визиты украинского вождя в столицу и назад.
Таксист, автомобиль которого стоит рядом с нашим, подтверждает: "О, щас Витя поедет. Витя любит поспать. Может выехать в девять часов, может в двенадцать, а может и вообще на работу не поехать. Счастливый человек. Если ГАИ расставляет посты, значит, через полчаса пойдет кортеж", - рассказал мужчина.
На скорости 200
Время давить на газ. Несмотря на незаконные запреты, начинаем наш маршрут прямо от белых ворот.
Мчимся "царским селом", в каждом переулке замечаем вооруженных бойцов "Беркута". Для них, очевидно, наше появление -- истинная неожиданность, потому что смотрят они на нас с искренним удивлением: что делают здесь эти варяги?
Дорогую вот-вот перекроют, а потому стараемся по возможности быстрее и дальше промчаться трассой, по которой вскоре поедет кортеж первого лица государства. Считаем милицейские посты. Один, второй, третий... Посты ГАИ размещены друг от друга через несколько сот метров. И так почти по всему пути.
Перед улицей Богатырской работник ГАИ активно машет жезлом, требует от нас съехать на обочину. Подчиняемся. За несколько минут пролетает президентский кортеж. Скорость -- 190-200 километров за час. Не дай Бог, на дороге неожиданно окажется ребенок или инвалид. А это возможно, ведь перекрывают лишь перекрестки от движения авто.
Специалисты по вопросам безопасности говорят, что двигаться с такой скоростью Януковича заставляет страх -- на такой скорости, дескать, практически невозможно осуществить точный выстрел из любого оружия.
Пока посты еще не сняты, доезжаем до Банковой.
Кстати, в тот день Янукович оставил Банковую около трех. Красиво жить не запретишь.
Президентская математика
Итак, только на перекрестках передвижения Януковича вообще контролировали 104 правоохранителя в 52 автомобилях.
Кроме того, в ходе наших "гонок" мы заметили еще и 11 промежуточных постов, размещенных на обочинах лесных полос. Большей частью это были экипажи ГАИ по два человека. То есть, еще 22 милиционера. Прибавляем сюда шесть патрульных милиционеров, что стояли на входах трех, подмеченных нами подземных переходов, над которыми должен был промчаться президентский кортеж, а также шесть патрульных нарядов или групп в среднем в составе трех человек. Общая цифра -- 150 человек и 63 автомобиля.
Проезд кортежа Президента обеспечивали 98 милиционеров и 52 "беркутовца". И неужели все ради передвижения одного человека?
...Средняя зарплата младшего милицейского состава, в том числе и работников ГАИ, -- 2000 гривен. У работников "Беркута", которые служат в пятой роте, которая дислоцируется в Межигорье, по свидетельству наших источников, жалованье вдвое большее и составляет около 4000 тысяч гривен. Нетрудно посчитать, что один трудодень рядового милиционера исчисляется приблизительно 83 гривнами, "беркутовца" -- 166 гривнами. Один час, который в среднем тратят правоохранители на обеспечение проезда Президента, у патрульных милиционеров и "беркутовцев" стоит, соответственно, 10 и 20 гривен.
Множим их количество на стоимость часы их службы и получаем общую сумму 2020 гривен. С дорогой назад -- 4040 гривен. Следует заметить, что около 90 процентов из этих 98 патрульных милиционеров несут службу в столице, а следовательно, выезжая за ее границы, должны получать так называемые суточные в размере не менее 50 гривен. Это еще 4500 гривен. Всего -- 8540 гривен на один президентский "трудодень". Множим эту сумму на 288 рабочих дней в годе, на протяжении которых Президент должен бы ездить на работу, и получаем 2 миллиона 459 тысяч гривен.
Но это еще не все. Как мы уже отмечали, нам удалось насчитать свыше 60 автомобилей, которыми ездит эта мини-армия. В среднем каждая из этих автомобилей сжигает восемь литров горючего на сотню километров. Из Киева в Новые Петровцев и назад -- 52 километра. То есть, бак милицейской машины пустеет на четыре литра. Если это бензин марки 95, то в денежном эквиваленте имеем сумму приблизительно 45 гривен. Для 60 автомобилей -- это 2700 гривен на день и почти 778 тысяч на год.
Добавив затраты на "живую силу" и технику, получаем 3 миллиона 237 тысяч гривен в год. Значит, за свою пятилетнюю каденцию Виктор Янукович израсходует из государственного бюджета 16 миллионов 185 тысяч гривен -- только на доставку с Межигорья на Банковую.
Заметим, что эти расчеты базируются на тех фактах, которые нам удалось зафиксировать. Если сюда добавить "невидимую" службу работников СБУ, черные джипы которых каждый день бороздят пространство между столицей и резиденцией Президента, разведки и других структур, амортизацию автомобильной техники, формы и снаряжения правоохранителей и т.п., то эта сумма возрастет по меньшей мере в несколько раз.
Это в бедной Германии, с победой над которой в последней войне поздравлял украинский народ Виктор Янукович, подъезд канцлера Ангелы Меркель стерегут всего лишь два полицейских. В Украине, где каждый день власть работает над улучшениями в жизни народа, Президенту можно жить масштабно и с размахом.
Юрий Грицик
P.S. На следующий день Президент снова на работу не спешил -- кортеж появился на дороге только в 10.20. Правильно сказано: Президентом работать нетрудно, тяжело им стать.
- Информация о материале
Таможенный союз: чего ждать «маленькому украинцу»
Взяв курс на Восток, власти надеются решить несколько проблем, главная из которых — снижение цены на российский газ. Впрочем, далеко не факт, что создание единого таможенного пространства с Беларусью, Казахстаном и Россией обеспечит Киеву новую цену на голубое топливо. Опыт Минска, получившего только временные газовые льготы, и то лишь после сдачи «Газпрому» 100% «Белтрансгаза» — прямое тому доказательство. Очевидно, что и Украине за газовые скидки придется пойти на новые «харьковские соглашения». Впрочем, «Комментарии» решили оставить за кадром глобальные последствия вхождения Украины в ТС и разобраться, чем хороши российские стандарты жизни, которые станут внедряться у нас вслед за этим.
Переходим на российское
Таможенный союз — это прежде всего унификация таможенных ставок. И, по мнению экспертов, как раз это принесет Украине в случае вступления в ТС несколько неприятных сюрпризов. Сейчас уровень таможенных ставок в Украине существенно ниже, чем в ТС. Несмотря на тот факт, что в прошлом году Россия вступила в ВТО и обязалась привести средневзвешенный таможенный тариф в соответствие с нормами, приемлемыми для мирового торгового клуба, в 2013 году этот показатель для РФ (а значит и для всего ТС) составит 7,4%. Для сравнения: в Украине он равен примерно 5,8%. Причем таким высоким (по европейским меркам) его делает сельхозпродукция со своей средневзвешенной ставкой в более чем 10%. Если же брать только промышленные товары, то средневзвешенный тариф у нас составляет 4,7%. ТС к этой цифре по плану должен прийти не ранее 2016 года.
Сейчас в стоимости непродовольственных товаров доля таможенных платежей, по экспертными оценкам, составляет около 7–10%. То есть если в ТС ставка в полтора раза выше, то в случае вступления Украины в этот тройственный союз товары для украинцев автоматически станут дороже на 3–5%. Если в два раза выше, то на 8–10%.
К примеру, в Украине ставка на бытовые холодильники колеблется от пяти до 10%, в России — 15–20%. Значит, привычный домашний прибор в рознице подорожает, скажем, с 6 тыс. до 6,4 тыс. грн. Правда, есть и приятный момент. Огромное количество техники сегодня собирается в РФ. И при покупке холодильника или стиральной машины российской сборки цена останется неизменной. Аналогичная ситуация с автомобилями. Российские пошлины на легковые транспортные средства в этом году снизились с 30–35 до 25%. Однако до украинских 10% им еще далеко. Значит, в случае вступления в ТС рядовые украинцы станут перед выбором — платить за авто на 15% дороже или покупать собираемые у соседей форды и рено.
Что примечательно, опыт Казахстана показывает, что дороже станут не только импортные товары, но и отечественные. Один из экспертов, председатель совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков, приводит наглядный пример: «Пошлины на оборудование увеличились на 10–20%, на сырье и компоненты — на 20%. И теперь, например, ламинат, произведенный в Казахстане на бельгийском оборудовании, будет в любом случае дороже, чем привезенный напрямую из Бельгии. В итоге вся высокотехнологичная продукция, которая у нас производится, стала значительно дороже».
Пищепром уйдет на экспорт
Сегодня Украина имеет положительное сальдо внешней торговли продукцией АПК со странами Таможенного союза. По итогам 2012 года этот показатель почти в полтора раза больше по сравнению со странами ЕС ($2,5 млрд.). Причем, несмотря на «сырную войну» с Россией, украинский экспорт в страны Таможенного союза вырос на 28%. Эта тенденция, безусловно, положительная для пищепрома, таит опасность для отечественных потребителей. В случае вступления в ТС предприятия, скорее всего, воспользуются возможностью нарастить экспортные поставки, переориентировавшись на более платежеспособный российский и казахский рынок. Учитывая, что основу экспортных поставок в страны ТС составляет отечественная кондитерская продукция и сыры, с открытием ворот экспортного рынка они автоматически подорожают внутри страны. Что касается некоторых других отраслей, они тоже имеют хорошие шансы для выхода на рынки стран союза с аналогичными для украинцев последствиями. В то же время «производителям из стран ТС активная экспансия в Украину на фоне отсутствия прозрачных стандартов качества и большой конкуренции со стороны отечественных предприятий малоинтересна», считает руководитель аналитического департамента «Консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник.
Однако на сегодняшний день требования к качеству пищевых продуктов, например тех же молочных, в России и Беларуси намного выше, чем те, которые действуют в Украине. Согласно Техническому регламенту на молокопродукты в РФ четко разделяют молочные и молокосодержащие продукты (с растительными жирами). В Украине подобной градации нет. Поэтому действующие стандарты придется подвергнуть существенной корректировке, обозначив более жесткие рамки для украинских производителей. Аналогичная ситуация и с мясопереработчиками — отечественные стандарты на колбасу уступают российским. Это может повлечь за собой определенный рост цен, однако потребителям больше не придется детально рассматривать этикетки с мелким шрифтом, пытаясь понять, присутствует ли в составе продукта пальмовое масло или другие добавки.
Бензиновый рай
Россия — страна богатая не только газом, но и нефтью. С одной стороны, это позволяет украинцам надеяться на более низкую цену бензина и дизельного топлива в случае вступления нашего государства в Таможенный союз. Ведь по итогам 2012 года средняя стоимость бензина марки АИ-95 в соседней Беларуси составила 0,71 евро, в России — 0,76 евро, тогда как в Украине она составляла 1,01 евро. Однако тут есть несколько но. Во-первых, рост стоимости топлива в РФ определенный период искусственно сдерживался, но со второго полугодия 2012 года цены неуклонно ползут вверх. Прогноз на этого год — плюс 17 евроцентов. Во-вторых, Россия, по прогнозам аналитиков, сама в этом году может столкнуться с дефицитом бензина, соответственно, на соседей топлива точно не хватит.
Конечно, в этом вопросе и ей, и себе могли бы помочь украинские НПЗ. Особенно те, которые находятся в руках российских инвесторов. Однако в планы России наращивание нефтепереработки в Украине не входит. О чем свидетельствует исследование Евразийского банка развития. Так, по этому прогнозу, у нас производство нефтепродуктов (доля в ВПП) в случае интеграции в ЕЭП (в частности в ТС) через пять лет должно снизиться в 1,6 раза, через десятилетие — в шесть раз. Так что бензин нам придется покупать импортный.
Что касается краткосрочной перспективы, то в случае вступления в ТС Украина имеет все шансы стать бензиновой свалкой для России. С этого года там уже не действует стандарт Евро-2, а многие нефтяники не готовы перейти полностью на топливо класса Евро-3 и выше. Это притом, что через год уже и Евро-3 будет вне закона. Украина же на неопределенный срок отложила введение новых стандартов, и весь поток устаревшего бензина беспошлинно устремится в Украину.
С другой стороны, ТС может сыграть на руку автолюбителям. Россия, озабоченная тем, чтобы дешевый бензин не вывозился с ее территории, не устанавливала в рамках ТС никаких импортных пошлин. Наоборот, говорит о свопах для удешевления импорта. А значит вечные украинские инициативы ввести заградительные пошлины на импортные бензины в рамках Таможенного союза обречены на провал.
Безработных меньше не станет
Поборники идеи вступления Украины в Таможенный союз обещают украинцам золотые горы. Одним из бонусов ожидаемого увеличения товарооборота и оживления в промышленности должно стать сокращение безработицы. «По самым скромным подсчетам, только на первых порах интеграция в Таможенный союз обеспечит нашей стране 166 тыс. новых рабочих мест. А в будущем их количество будет неуклонно расти», — подсчитал коммунист Владимир Матвеев. Такие выводы были сделаны на основании последних данных по безработице в РФ — в минувшем году она снизилась до отметки 5,2% (в Украине — около 8%).
Впрочем, скептики настаивают, что экономическое оживление в России отнюдь не означает автоматического снижения безработицы для ее партнеров. Прогнозируемый рост занятости может оказаться призрачным, как и само увеличение объемов торговых потоков. Не стоит забывать, что зона свободной торговли между странами СНГ уже существует. Поэтому объем товарооборота стран Таможенного союза и Украины близок к своему максимуму. По предварительным данным за январь-октябрь 2012 года он составил $52,9 млрд., из них экспорт — $26,1 млрд., импорт — $30 млрд. «Вступление в Таможенный союз, возможно, увеличит спрос на продукцию украинской промышленности — пищевой отрасли, металлургии, машиностроения и т.д. — но этот рост будет совсем незначительным. Большинство наших товаров сейчас и без того активно экспортируются в страны ТС благодаря как давно налаженным связям, так и выгодной ценовой политике. Поэтому не стоит ожидать ни расширения производства, ни увеличения занятости», — убежден экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Снижение уровня безработицы в РФ может лишь активизировать потоки наших соотечественников, отправляющихся на заработки к северным соседям и работающих на российскую экономику. По данным Федеральной миграционной службы, количество трудовых мигрантов из Украины и без того сейчас составляет в РФ около 1 млн.
Зарплаты расти не будут
Отсутствие роста в промышленности после вступления в Таможенный союз будет означать стагнацию заработных плат, а в некоторых случаях даже их снижение. Членство в альянсе затруднит отношения Украины с ЕС, усложнит доступ и удорожит импорт западных технологий, которые необходимы для развития бизнеса. Например, в Казахстане этот фактор привел к снижению уровня заработных плат на 0,5%.
К тому же нашим соотечественникам придется надолго распрощаться с мечтами о западных стандартах жизни. «Уход от вектора евроинтеграции вернет Украину на советские рельсы. Будет процветать принцип найма дешевой рабочей силы, когда люди работают за копейки. Это только усугубит сложившуюся в стране плачевную ситуацию: явление, когда работающие украинцы находятся за чертой бедности, становится для нас нормой. Сейчас в таком положении находится 25% семей, в которых работают оба супруга», — констатирует депутат фракции УДАР Павел Розенко.
Процесс обнищания украинцев усугубится растущей инфляцией, которая неизбежна ввиду грядущего подорожания импорта. Сейчас средневзвешенный импортный тариф в Украине — 4,45%, в Таможенном союзе — 9,43%. Если Украина войдет в альянс, ей придется подтягивать тарифы до этого уровня, что автоматически приведет к сокращению и удорожанию импорта из европейских стран либо замещению его менее качественными российскими товарами.
Финансисты сменят гражданство
Присоединение к Таможенному союзу станет сигналом к бегству нерезидентов, пока еще остающихся на нашем рынке. «В этом случае из страны на протяжении одного-двух лет уйдет часть западного капитала. Причем в первую очередь эта тенденция будет характерна для финансового сектора. В итоге уровень интеграции страны в цивилизованный мир вернется к показателям 90-х годов», — утверждает старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Евгений Гребенюк.
Западные финучреждения, столкнувшиеся со сложностями у себя на родине и вынужденные мириться с неказистыми украинскими реалиями — «непрозрачными» правилами игры и регулирования финансовых рынков, — постараются выйти из страны любой ценой. На данный момент на продажу уже выставлено около десятка «дочек» западных банков и примерно столько же страховщиков. Ссора Украины с Западом только ускорит процесс их бегства. «Зато присоединение к ТС облегчит дальнейшую неограниченную экспансию российского капитала в Украину. Никто из остальных членов альянса не сможет конкурировать с россиянами», — прогнозирует Евгений Гребенюк. Интерес к покупке западных активов могут проявить Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, а также украинские «СКМ» и «Смарт». В итоге уже к 2015 году среди топ-20 банков останутся исключительно российские и украинские государственные финучреждения, локальные банки нескольких финансовых групп и ни одного западного банка. Так что вскоре граждане почувствуют на своей шкуре результаты отсутствия конкуренции и особенности местных стандартов обслуживания.
Коммунальные услуги подешевеют ненадолго
Наиболее ощутимым эффектом от вступления в Таможенный союз для украинцев может стать отсрочка повышения коммунальных тарифов, на которой уже несколько лет настаивает МВФ. Москва не раз намекала на возможность возобновления конструктивных газовых переговоров после вступления Украины в ТС. По некоторым оценкам, если Киев проявит уступчивость, цена на газ может быть снижена на $100–200 за 1000 кубометров и даже более (в прошлом году входящая в ТС Беларусь покупала российский газ по $185 за тысячу кубометров, Украина — по $432). Правда, для этого Киеву, очевидно, придется в виде дополнительного бонуса удовлетворить отдельные пожелания Москвы (в последний раз скидку Украина получила за продление пребывания на своей территории Черноморского флота РФ). Зато эти договоренности избавят правительство Азарова от проведения непопулярных реформ, в том числе по либерализации газового рынка и повышению тарифов для населения.
Пока же слухи о грядущем подорожании становятся все упорней. В Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, настаивают на необходимости повышения тарифов на тепло- и водоснабжение до экономически обоснованного уровня до 1 января 2015 года. Согласно подсчетам регулятора, тарифы на тепло должны вырасти на 30%, на водоснабжение — на 40%. «Возможно, в случае вступления в ТС этого удастся избежать, тарифы будут даже чуть-чуть снижены, но ненадолго. У нас уже есть история получения льгот от РФ. Можно вспомнить ситуацию с Харьковскими соглашениями, которые якобы дали нам скидку при закупках российского газа на $100 за тыс. кубометров в обмен на продление пребывания Черноморского флота РФ в Крыму. Но не прошло и полгода, как правительство было вынуждено поднимать цены на газ для населения на 30–50%», — говорит Павел Розенко.
Скорее всего, нынешняя ситуация будет развиваться по уже накатанному сценарию. «На данный момент проблема стоимости услуг ЖКХ настолько запущена, накопилось столько долгов, что даже снижение цен на газ не поможет. Стоимость услуг ЖКХ будет расти независимо от того, войдет Украина в Таможенный союз или нет», — уверен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
- Информация о материале
Закон непредвиденных последствий
Просто поразительно, насколько легкомысленно наши сограждане относятся к разного рода государственным (читай — силовым, поскольку других преимуществ у государства нет) вмешательствам в нашу с вами жизнь. Насилие над естественным порядком вещей, то есть на самом деле над самим собой, поддерживают не только "люди с улицы", но и государственные деятели, предприниматели и даже коллеги по экспертному сообществу. А ведь общество и, в частности, экономика — это живые организмы, точнее, экосистемы, где все может быть и не столь гармонично, как хотелось бы кому-то, но взаимосвязано и переплетено так, что сам черт ногу сломит. Конечно, время от времени в них приходится вторгаться. Но часто те же люди, которые трепетно относятся к непредвиденным последствиям такого вторжения в окружающую природу, с удалью, достойной 1930-х годов, бросаются "улучшать" человеческое общество, особенно его экономическую жизнь, не задумываясь о непредвиденных последствиях, которые не преминут проявиться.
В наше время доказывать, что вмешательство в природу имеет свою цену, — значит, ломиться в открытую дверь. После историй с завозом кроликов в Австралию, уничтожением воробьев в Китае, засолением почв в Средней Азии, вырубкой лесов в Карпатах и тысяч им подобных никто уже не отваживается "осваивать" природу без экологической экспертизы, а предложения ее "улучшить" звучат, как ересь. Тем временем правительства многих стран объявили негласное социалистическое соревнование "кто больше запретит, поддержит или отрегулирует". При этом очень часто сторонники вмешательства государства во все и вся не задумываются над последствиями или просто замалчивают их. А лоббисты на службе тех, кто выигрывает от такого вмешательства, нещадно эксплуатируют распространенные предрассудки, да и просто элементарное невежество в своих интересах. Из чего же складывается реальная цена практически любого регулирования?
Во-первых, искажаются стимулы, что, как правило, снижает эффективность экономики. Допустим, государство ввело минимальную зарплату, и тот, кто на нее не нарабатывает, остался за бортом. Человек мог бы работать, приносить пользу и ощущать себя достойным членом общества, а оказался бездельником на пособии. Причем, что характерно, не по своей воле, а благодаря медвежьей услуге тех, кто хотел за него порадеть. Исследования подтверждают, что повышение минимальной зарплаты, не основанное на росте экономики, увеличивает бедность. В итоге многие страны вообще отказались от такого инструмента.
Более того, очень часто сторонники вмешательства недоучитывают воздействие стимулов, которые оно создает, — ведь они обычные люди, не всеведущие, не всемогущие и не ясновидящие. Даже если они себя справедливо считают умными и образованными, их интеллектуальный потенциал несопоставим с суммарным интеллектом миллионов, которые, к тому же, активно обмениваются изобретенными уловками. И в итоге нередко начинают себя вести вовсе не так, как было задумано.
Нарицательной стала история с попыткой английской колониальной администрации истребить индийских кобр руками местного населения. Колонизаторы нашли, казалось бы, простой и остроумный способ: назначить вознаграждение за голову каждой змеи. Народ бедный, деньги всем нужны, так что поначалу дело пошло. Но по мере успеха заработки на этом "промысле" стали падать, и тогда хитрые индусы начали… выращивать змей на убой! Осознав, что затея провалилась, англичане отменили вознаграждение. А поскольку убивать животных для местных жителей — грех (или, может быть, в надежде заставить колонизаторов возобновить выплату вознаграждений), змей просто выпустили на волю. В итоге их стало еще больше, чем было, не говоря уже о напрасно потраченных деньгах.
Примерно так же сработали, например, пособия одиноким матерям в США. Наверное, они помогли многим детям, волею судеб оказавшимся без отцов. Но в еще большей степени они породили таких детей: малоимущие (особенно афроамериканцы) превратили пособия в источник дохода. В результате Америка получила поколения неблагополучных подростков, которые не имеют ни нормальной семьи, ни других условий для жизненного старта и пополняют ряды преступников.
Во-вторых, в любой ситуации, где государство выделяет средства или, наоборот, заставляет их тратить, возникает риск коррупции. Причем она, как и любая гниль, имеет свойство распространяться по всей структуре государства. Поэтому чем дальше оно пытается простирать свои руки, тем хуже. Конечно, многое зависит от традиций: что возможно отрегулировать в Скандинавии без фатального роста коррупции, невозможно в Италии или Украине. Но при прочих равных: чем меньше уязвимостей, тем меньше и коррупции. Поэтому при нашем ее уровне актуально не то что расширение регулирования, а наоборот, просто отсечение прогнивших "ветвей" государства. Даже если они теоретически могли бы приносить какую-то пользу, коррупция сводит ее на нет. Именно такой подход в свое время сработал в Грузии.
В-третьих, каждый вид государственной помощи, каждая регуляция, каждый запрет требуют управления и контроля. А его возможности не безграничны (см. "Судьба вертикалей", ZN.UA №25 от 27 июля 2012 г.) и в Украине давно уже многократно превышены. Поэтому не стоит удивляться, что попытки "навести порядок" в тех или иных секторах на самом деле порождают только больше бардака и коррупции.
Наконец, в-четвертых. Откуда уверенность в том, что намеченные меры вообще будут приняты именно в том виде, в котором задумывались? Ведь стоит государству объявить о намерении куда-либо вмешаться, это само по себе открывает ящик Пандоры. Поскольку от любого вмешательства кто-то может выиграть, а кто-то — и проиграть, лоббисты всех затронутых сторон сразу мобилизуются. В результате процесс разработки превращается в состязание их организованности, связей и капиталов. Обычно в таких случаях в проигрыше оказываются потребители как самые многочисленные и потому хуже других организованные. А в выигрыше — отдельные предприятия и хорошо организованные отрасли, часто уже даже не просто старые, а отмирающие ("Последнее прибежище лузеров", ZN.UA № 34 от 28 сентября 2012 г.).
Даже когда государство вроде бы защищает интересы потребителей, не стоит обольщаться: это происходит за их же собственный счет. Например, многие ратуют за установление более строгих стандартов безопасности и качества — чтобы в молоке ни при каких условиях не было пальмового масла, дети не травились краской на игрушках и т.д. На первый взгляд, дело, безусловно, хорошее: надо приструнить зарвавшихся производителей и импортеров, нечего зарабатывать на нашем здоровье! Но все имеет свою цену. Если речь идет просто об обязанности честно указывать на упаковке все ингредиенты читабельным шрифтом, то производителю это не стоит ничего, а государственные расходы минимальны: даже если соответствующие ведомства не особо потратятся на контроль, то конкуренты, СМИ и гражданские организации вряд ли будут сидеть сложа руки — были бы суды, чтобы взыскать с нарушителей ущерб и штраф! А осведомленные потребители сами будут искать на упаковках заветные сертификаты. Конечно, не все из них, а только те, у кого есть финансовая возможность выбирать более безопасный продукт. Остальные же, которые этого себе позволить не могут, вынуждены, увы, выбирать между не очень натуральным продуктом и голодом.
Так и хочется их защитить… Но каким образом? Если сделать стандарт обязательным, запретить не особо полезные продукты, то они даже такого выбора лишатся! Кто-нибудь считал, скольких украинских детей из малообеспеченных семей в свое время спасли от белкового голодания якобы вредные "ножки Буша"? И скольким повезло меньше, когда их запретили завозить? "Зато у нас теперь есть собственное производство курятины!" — скажут некоторые и будут глубоко неправы.
Потому что, с одной стороны, вряд ли благополучие владельцев и даже работников этой уважаемой отрасли стоит лишений и подпорченного здоровья миллионов соотечественников. Как же это, скажут некоторые, наоборот, американские окорочка вредны, вот и ЕС их запрещает? Да, возможно, и не полезны, если сравнивать потребление дешевого "плохого" продукта с таким же количеством дорогого, но "хорошего". Однако такое сравнение актуально только для достаточно богатых — их-то и нужно убедить не гоняться за дешевизной в ущерб здоровью. А у среднего украинца середины 90-х проблема была в другом: как на доллар в день обеспечить хотя бы физиологическую норму питания. Поэтому применительно к той ситуации сравнивать надо было результаты потребления "нехороших" и "хороших" продуктов на одну ту же сумму, которая едва позволяла выжить. Хотя… Вы уверены, что реальной заменой тогда и для этих людей стал действительно более качественный продукт?
С другой стороны, отрасль все равно поднялась бы, только чуть позже, когда кризис отступил и появился спрос на вкусные свежие продукты. В "сухом остатке" эффект "заботы" государства о потребителях таков: бедным стало еще хуже, а богатые стали богаче. Что, впрочем, неудивительно.
Но, возможно, навязывание стандартов может заставить производителей и импортеров заботиться о потребителе за свой счет? Там, где нет конкуренции, — в плановой экономике или естественных монополиях, например, — действительно другого выхода нет. В остальных случаях о качестве заботится рынок. Однако даже в случае со стандартами безопасности, которые большинство боится отдать на волю продавцов, не стоит думать, будто бы государство заставляет раскошеливаться именно бизнес. На самом деле оно заставляет потребителя платить за собственную безопасность, хочет он того или нет. Ведь расходы растут у всех производителей отрасли. И даже если жесткая конкуренция не дает им возможности сразу же переложить их на потребителя, это происходит со временем: снижается прибыльность, а с ней — инвестиции, кто-то вообще выходит из этого бизнеса, конкуренция ослабевает… — и потребитель платит за все. А то и вообще попавший в затруднительное положение производитель сам начинает лоббировать "поддержку" себя любимого, и тогда потребитель платит дважды. Другой вопрос: насколько оправданно заставлять его это делать? Но в такой постановке общество будет решать проблему совсем по-другому, чем когда политики обманывают его обещаниями "защитить и гарантировать", не называя при этом, кто за это заплатит.
Именно с таких позиций нужно подходить к различным запретительно-регуляторным инициативам последнего времени. Нужно ли регулировать цены на автомобильные перевозки, особенно такси? Нет, если мы не хотим, чтобы такси снова стало недоступной роскошью, а люди потеряли возможность добраться до сел! Нужно ли вмешиваться в отношения торговли с поставщиками и вообще регулировать эту отрасль, в частности ограничивая размеры магазинов и их расположение? Нет! Если уж заботиться о конкуренции, то для начала отменить незаконные требования "разрешений на торговлю", прекратить борьбу с МАФами и уличными торговцами и отменить или ослабить все остальные ограничения на торговлю: мы не настолько богаты, чтобы позволить себе монополизацию ради внешнего вида городов. И уж крайне сомнительно выглядит очередная попытка запретить секонд-хэнд, чтобы в который раз дать богатым заработать на бедных. Бороться со злоупотреблениями (контрабандой, неуплатой налогов, антисанитарией и пр.) путем запрета самой деятельности — все равно, что лечить зубную боль гильотиной. Или, например, запрещать такси и маршрутки на том основании, что их водители часто нарушают правила движения.
Легкость, с которой можно прописать в законодательстве ту или иную норму, очень обманчива. На самом деле нет, наверное, ничего более сложного, чем сделать это таким образом, чтобы в конечном счете принести людям больше пользы, чем вреда. Поэтому настоящий государственный деятель, в отличие от лоббиста-популиста, должен быть не просто умным, а мудрым, чтобы осознавать степень ограниченности своих возможностей что-либо "подправить" и использовать их только на самое важное. Ведь есть же дела, в которых государство действительно нечем заменить, по крайней мере, в обозримом будущем…
- Информация о материале
Нефтенедоработка
Бизнесмен Сергей Курченко до сих пор не осуществил покупку Одесского НПЗ. На состоявшемся недавно собрании акционеров не произошло ожидаемой смены набсовета, в его состав были переизбраны менеджеры "Лукойла". В компании говорят, что сделка откладывается на несколько месяцев по техническим причинам. Но участники рынка не исключают, что дело в судебных разбирательствах компании ВЕТЭК Сергея Курченко и НАК "Нафтогаз Украины".
Вчера Одесский нефтеперерабатывающий завод распространил официальное заявление, согласно которому на внеочередном собрании акционеров 30 мая был переизбран наблюдательный совет предприятия. Свои места в набсовете сохранили Олег Дуров (ранее занимал управляющие должности в нефтяной компании "Лукойл"), Сергей Зуев, Андрей Тихонов и Алексей Бибик (заместитель генерального директора Одесского НПЗ). В набсовет также вошел Рустем Гималетдинов (главный специалист блока нефтепереработки, нефтехимии и газопереработки "Лукойла"). Кроме того, были вновь назначены члены ревизионной комиссии предприятия: Наталья Чибисова, Оксана Янковская, Анна Севастьянова, Людмила Борисюк, Наталья Богатюк.
В "Лукойле" официально отказались комментировать результаты собрания акционеров. Но источник "Ъ" в компании сообщил, что на нем должны были назначить новое руководство набсовета из состава менеджеров Восточноевропейской топливно-энергетической компании (ВЕТЭК). В начале марта "Лукойл" подписал с группой ВЕТЭК предпринимателя Сергея Курченко соглашение о продаже Одесского НПЗ. Тогда стороны объявили, что сделка должна быть закрыта до 1 июня "после выполнения сторонами ряда предварительных условий", и ВЕТЭК получит контроль над 99,6% НПЗ (см. "Ъ" от 5 марта).
В начале апреля бывший исполнительный директор ВЕТЭК Александр Каплан сообщил, что на заводе уже начались пусконаладочные работы, и к началу июня тут приступят к переработке нефти. Позже господин Каплан покинул ВЕТЭК, заявив о том, что не нашел общего языка с нынешним собственником компании — господином Курченко.
Как заявляют в "Лукойле", к июню планировалось полностью передать НПЗ ВЕТЭК. "Но пока нам не удалось решить ряд технических вопросов. В частности, ВЕТЭК обратилась к нам с просьбой провести расконсервирование мощностей и подготовить их к переработке нефти. У украинской компании, оказывается, нет собственных специалистов, способных выполнить эти работы», — рассказал собеседник "Ъ" в компании.
В пресс-службе ВЕТЭК "Ъ" сообщили, что сделка по покупке Одесского НПЗ находится в стадии завершения, и потому до ее закрытия компания не сменит набсовет. "Закрытие сделки происходит согласно плану",— заявили в компании.
Директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич констатирует, что ВЕТЭК до сих пор не занималась нефтепереработкой — поэтому в штате компании и нет специалистов, которые могли бы подготовить предприятие к работе. Компанию также обвиняют в использовании схем по уходу от налогообложения на нефтерынке. В январе народный депутат от партии "Свобода" Юрий Сиротюк направил в Генпрокуратуру депутатский запрос с требованием проверить эту информацию. Примечательно, что этот запрос совпал с информацией Министерства доходов и сборов о том, что поступления от акцизного сбора с бензинов и дизельного топлива в госбюджет в I квартале этого года уменьшились на 36%, до 1,6 млрд грн, притом что импорт нефтепродуктов сократился лишь на 9,1%.
То, что перерабатывать нефть на предприятии без налоговых преференций невыгодно, следует и из расчетов самого "Лукойла". Так, мощность переработки нефти на Одесском НПЗ — 2 млн т в год. По расчетам "Лукойла", сегодня цена нефти составляет $750 за тонну, значит, общая стоимость сырья для завода достигнет $1,5 млрд. Из переработанных 2 млн т нефти будет получено 500 тыс. т бензина, этот объем может быть продан за $475 млн (по цене $950 за тонну). Дизтоплива будет получено 600 тыс. т, и продать его можно за $550 млн (по $875 за тонну). Мазута и других темных нефтепродуктов — 800 тыс. т на сумму $440 млн (по $550 за тонну). Остальное составят потери. Итого при затратах на покупку сырья в $1,5 млрд выручка от продажи нефтепродуктов — $1,46 млрд. То есть маржинальная прибыль будет отрицательной, не говоря уже о чистой прибыли.
Задержка с покупкой НПЗ может быть связана с финансовыми проблемами ВЕТЭК. Источник "Ъ" в Минэнерго рассказал, что сейчас НАК "Нафтогаз Украины" ведет судебные разбирательства с компаниями, входящими в группу "ГазУкраина 2009" Сергея Курченко, которые не вернули монополии средства за проданные в 2013 году сжиженный газ и нефтепродукты. В пресс-службах ВЕТЭК и НАК эти заявления не комментируют.
Как рассказал вчера "Ъ" Юрий Сиротюк, он знает об этих фактах и направил в Генпрокуратуру депутатский запрос. Депутат попросил прокуратуру проверить информацию о том, что задержки с покупкой Одесского НПЗ якобы связаны с тем, что группа, по сути, лишилась возможности направить на покупку предприятия $325 млн, ранее невозвращенных "Нафтогазу" за купленные у него сжиженный газ и нефтепродукты, после того как монополия подала в суд на НАК. "Если информация подтвердится, это будет означать, что Сергей Курченко с самого начала пытался купить завод за деньги, невозвращенные государственной монополии",— пояснил господин Сиротюк.
- Информация о материале
Священники зарабатывают миллионы на "липовых" иконах, сверхприбыльных свечах и "паленом" коньяке
Как удалось выяснить журналистам программы "Територія обману", зарабатывают деньги на всем. Так, продажа свечей - бизнес в процентах, который прибыльнее наркотиков и торговли оружием.
Владелец предприятия по производству свечей утверждает, что церковь платит только наличными, а налоговая закрывает глаза. В частности, ежемесячно одна епархия закупает 5 -10 тонн свечей.
При этом, в Украине Московский патриархат имеет 46 епархий, Киевский патриархат - 26. У греко-католиков насчитывается 12. В итоге примерно 1,75 млн свечей. Если посчитать каждую свечу по гривне, то получится 1,4 млн грн. на месяц чистой прибыли.
Итак, по подсчетам, Московский патриархат на свечах зарабатывает около 65 миллионов гривен в месяц. Киевский - почти 44 миллиона. Греко-католической церкви "свечной" бизнес ежемесячно приносит около 17 миллионов чистой прибыли.
Другой статьей бизнеса церковников является крещение, похороны и свадьбы. В столичных храмах предлагают за 350 гривен два варианта крещения, а еще нужно заплатить за фото - и видеосъемку.
Что касается похорон, расценки здесь разные - от 400 до 800 грн.
Как оказалось, священники иногда и сами держат собственный бизнес, например, ритуальный. В Черкасской области местный служитель церкви имеет машину, гробы, которые продаются сразу в помещении храма. Так, за катафалк священник берет 50 гривен, выкопать яму на кладбище стоит 200 гривен. По словам священника, у конкурентов эта услуга обойдется в 400 грн. К этому отпевание идет в качестве бонуса.
Получать деньги удается даже от незаконной продажи места на кладбище.
В частности, сельсовет села Синяк Киевской области выделил землю на захоронение, но священник напечатал "липовый" сертификат, который продает за тысячу гривен.
Сверхприбыльной является продажа икон в лавках. Реставратор, который посетил одну из церковных лавок, заявил, что наценка идет в несколько раз.
Так, внимание реставратора привлекла небольшая икона, ценой в 800 гривен, словно писаная на золоте. Как оказалось, в иконе не только золото фальшивое, но и вообще картины почти нет, только картинка принтера. В свою очередь, писаные иконы обойдутся в 2-3 раза дороже. В среднем цены выше рыночных втрое, а историческая или культурная стоимость - вообще нулевая.
Не отказывается церковь торговать и кагором, туристическими поездками в святые места. При этом, алкоголь можно продать без каких-либо акцизов и в обход закона. Что касается паломничества, то цены здесь недешевые, а условия проживания ужасные.
Если ехать в Израиль, то жить придется в Палестине в условиях, которые больше напоминают советские санатории.
- Информация о материале
Борьба за туристов в Украине превращается в "войну"
Ловушек и опасностей в летнем сезоне отдыха 2013 года немало, - говорится в сюжете ТСН-Тижня. Например, начало прошлой недели ознаменовалось новостью о банкротстве крупного туроператора. Около трех тысяч человек, по информации нескольких изданий, потеряли деньги и не полетели на отдых. Еще полторы тысячи остались разбросанными по всему миру.
Однако информация о его банкротстве не подтвердилась. Генеральный директор этого туроператора говорит, что их просто хотели уничтожить. Неизвестные взломали защиту серверов компании и исчезли все базы данных. В то же время, пока серверы компании пустовали, на нескольких крупных информационных ресурсах появилась новость о том, что компания находится на грани банкротства, долги достигают 10 млн. Таким образом злоумышленники хотели захватить рынок этой компании.
В ассоциации туроператоров говорят, что конкуренция в этом году безумно повысилась. Потому что украинский турист - обеднел. Поэтому если компания предлагает дешевые туры, то начинается откровенный демпинг, чтобы перед началом сезона компании-конкуренты могли заработать хоть что-то. Они демпингуют и предлагают очень дешевый отдых и этим подвергают риску туриста. А некоторые, чтобы заработать на захудалом украинском рынке, поднимают цены - на примере дорогих туров это особенно заметно.
Например, в случае неожиданного банкротства туристической компании, людям пришлось бы просто ночевать в аэропорту, потому что их выбрасывали бы из отелей и домой пришлось бы возвращаться за собственный счет.
Украина - единственная в Европе страна, где туриста не страхуют от риска банкротства туроператора. Переговоры относительно обязательного страхования продолжаются уже довольно давно. Результата - нет. Перестраховываться туристам сейчас предлагают самостоятельно. Советуют еще дома убеждаться, что денег, которые они берут с собой, хватит на билет домой.
Говорят, в Украине нет прецедентов возмещения туристам в судебном порядке их расходов после банкротства туроператора. Большинство обанкротившихся фирм сменили вывески и продолжают деятельность. Из трех сотен операторов, которые сейчас работают на украинском рынке, неоправданно рискуют, по оценке экспертов, по меньшей мере, несколько десятков. А нынешняя конкурентная "война" на уничтожение усиливает опасность для путешественников вдвое.
- Информация о материале
Страница 1272 из 2102
