Политики разных мастей вместе с именитыми пиарщиками и штабистами расшибают лбы, чтобы всеми правдами и неправдами мобилизовать свой электорат и заманить симпатиков на избирательные участки. Однако с каждым годом сделать это становится все труднее. И если выборы всеукраинского масштаба еще представляют хоть какой-либо интерес хотя бы для половины украинцев, то привести избирателей на местные выборы для политика задача не из легких.
И прошедшие 2 июня выборы (в 25 регионах Украины избирали 102 сельских, 9 поселковых и 6 городских голов, в том числе и пригорода Киева – Василькова, а также Ялты и Алчевска) в очередной раз подтвердили эту уже давно сложившуюся тенденцию. Так, на момент закрытия избирательных участков - в Василькове явка избирателей составила лишь - 35,3%, в Ялте, по неофициальным данным, – 41%, а жители Алчевска вообще поставили антирекорд – голосовать пришли только 22,3% избирателей. А если взглянуть на результаты параллельных подсчетов, которые проводили различные наблюдательные миссии, то видно, что даже эти маленькие цифры созданы искусственно и они не отражают реальной картины. Например, по данным Гражданской сети «ОПОРА», на выборы в Васильков пришли 32,5% избирателей. И в региональном отделении Комитета избирателей Украины заподозрили, что явка избирателей в Ялте завышена: на 16.00 она не превышала и 15%, но уже к 18.00 резко выросла, хотя наблюдатели не зафиксировали массового подхода людей. При этом именно избирательная активность была определяющей на этих выборах.
Несмотря на то, что «регионалы» смогли провести шесть градоначальников из шести и на 86% закрыли вакантные кресла своими представителями, эта победа стала для них пирровой. Даже у себя в вотчине, где украинцы по-старинке голосуют за «бело-голубых» и выборы можно было провести показательно чисто и демократично, власть не смогла избежать громких скандалов. Наблюдатели от оппозиционных кандидатов зафиксировали и предали огласке ряд нарушений во время выборов на Луганщине и в Крыму. В частности, в Алчевске представители «УДАРа» обнаружили протоколы с якобы уже готовыми результатами голосования вне территории участков и еще до их закрытия, а также выявили факты массового подкупа.
А в Ялте на фоне внезапного всплеска активности избирателей, который случился аккурат во время удаления журналистов и наблюдателей с участков, КИУ зафиксировал выдачу бюллетеней неустановленным лицам, внесение членами комиссий каких-то записей в списки избирателей и квалифицировал это как признаки одной системной фальсификации. С таким активом оппозиция уже может идти в суды оспаривать свой проигрыш. И даже если не получится пересмотреть результаты голосования, то оставить жирное пятно на провластных победителях и вызвать сомнения в их легитимности вполне можно.
И если на местных выборах низкая явка в «бело-голубом» поясе лишь доставила мелкие неприятности власти - то на выборах всеукраинского масштаба она уже может решить их исход.
Еще более показательными нынешние выборы стали и для оппозиции. В противостоянии с административным ресурсом, который власть использовала без ограничений, оппозиция могла рассчитывать лишь на мобилизацию протестно настроенного населения Василькова, где кредит доверия оппозиции все еще очень высок. На предыдущих парламентских выборах в так называемом «проблемном» округе №94, куда входит и Васильков, за оппозиционные силы проголосовало в совокупности более 60% избирателей. Однако политическая апатия жителей Василькова стала решающей и фактически обеспечила проигрыш единого кандидата Сергея Сабова. А власть не преминула этим воспользоваться. По словам Сабова, накануне выборов неизвестные предлагали избирателям деньги в обмен на то, что они не придут на выборы и предоставят копии своих паспортов. Позднее в Василькове была зафиксирована обновленная версия так называемой «карусели» с использованием проездных билетов.
Заигравшись в противостояние, политики не заметили, что стали не интересны украинцам. Однако это вовсе не означает, что последним совершенно наплевать, кто будет руководить городом или представлять их интересы в разноуровневых советах. Просто украинцы больше не верят, что могут повлиять на исход выборов и поэтому игнорируют их.