Главная
Жизнь по-новому. Парламентская версия
Важнейшее решение Верховной Рады шестого созыва было принято за день до того, как Виктор Янукович бежал из Украины: депутаты проголосовали за возвращение к Конституции в редакции 2004 года. Янукович его не подписал, и днем позже депутаты приняли аналогичное постановление, не требующее президентского одобрения. После того как центр принятия решений в стране переместился с Банковой на Грушевского, перед депутатами появились вызовы, на которые требовалось реагировать с максимальной быстротой и сплоченностью. Мы напоминаем о самых важных депутатских инициативах, ставших законами с того времени, как Верховная Рада вновь почувствовала вкус власти.
Вызовы войны
Значительная часть поддержанных нардепами законопроектов обусловлена требованиями военного времени. Верховная Рада воссоздала Национальную гвардию, расформированную 14 лет назад, усилила ответственность за преступления против национальной безопасности, остановила сокращение армии, разрешила дополнительные ограничения прав и свобод граждан в зоне проведения АТО, приняла нормативные изменения для усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации и т.д.
Кроме того, государство позаботилось о своих военнослужащих. Последний акт такого рода, направленный на подпись президенту, — признание бойцов АТО и работников предприятий, которые привлекались к участию в антитеррористической операции, участниками боевых действий со всеми положенными им в дальнейшем выплатами и льготами. Причем депутаты старались не только облегчить положение военнослужащих, находящихся в местах сражений, — например, приняв постановление о лечении раненых в Феофании, — но и не забыли об их родных. Депутаты повысили пенсию членам семей погибших военных, узаконили льготы при поступлении в вузы детям военнослужащих. Еще до того, как на востоке отгремят последние оружейные залпы, украинский бюджет ощутит на себе последствия законов, которые не могли быть не приняты. А профессия военного может снова стать популярной не только из-за окружающего ее ореола героизма, но и из-за сопутствующих государственных гарантий.
Если ради украинских военных налогоплательщикам придется раскошелиться, то на народных депутатах они смогут сэкономить. 301 народный избранник проголосовал за то, чтобы лишить себя части установленных законодательством льгот, например, двухмесячной помощи на оздоровление или одноразового получения годовой зарплаты в случае выхода на пенсию.
Шаги к прозрачности
У украинцев наконец-то появится общественное телевидение. О том, что Украине необходим независимый от власти источник информации, начали говорить еще десять лет назад, а после зачистки медиапространства предыдущим руководством страны стало понятно, что больше с этим тянуть нельзя. Правда, соответствующий законопроект был вынесен в сессионный зал еще правительством Николая Азарова, но подписывал его уже Александр Турчинов. Первые четыре года работа общественного ТВ будет финансироваться из бюджета, а потом корабль должен уйти в самостоятельное финансовое плавание. Следствием того, что страна собралась жить по-новому, стало и принятие изменений в законодательство, упрощающих доступ к публичной информации, и новый закон о госзакупках, сокращающий возможности для коррупционных схем и делающий процедуру закупок намного прозрачнее. Эти три законодательные инициативы не относятся к разряду таковых, чьи последствия обыватель мог бы ощутить на себе уже завтра. Но будем надеяться, что это существенный вклад в будущее.
Для предпринимателей хорошей новостью стали нововведения по упрощению процесса открытия бизнеса. Регистрационный сбор отменен, а процесс регистрации юрлица и предпринимателей путем подачи электронных документов — упрощен. Кроме того, сведена к нулю ранее могущественная роль печати, которую можно было подделать, либо, завладев ею, использовать для рейдерской атаки, либо просто не отдавать новому руководству, продолжая контролировать бизнес. Другая приятная новость: Верховная Рада отменила утилизационный сбор, введенный в прошлом году.
Резкое падение гривни стало серьезной головной болью, в том числе для украинцев, оформивших валютный кредит. Верховная Рада попыталась смягчить этот удар, введя мораторий на изъятие имущества у заемщиков, которые не могут выполнить свои кредитные обязательства. Иначе говоря, люди, живущие в квартире, кредит за которую еще не погашен, могут не бояться, что завтра банк вышвырнет их на улицу. Конечно, если заемщики вообще перестанут расплачиваться по кредитам, банковская система рухнет, поэтому данный закон изначально позиционирован лишь как временная мера.
Владельцы автомобилей в крупных городах могут прочувствовать принятое Верховной Радой нововведение относительно парковки транспортных средств. За неоплаченную стоянку автомобиля на парковке теперь будут выписывать штрафы, а безосновательно припарковавшихся на местах для инвалидов штрафовать вдвое строже. В то же время исполкомы областных центров теперь обязаны обеспечить город местами для парковки в размере 5% от численности населения, а в случае со столицей речь идет о местах для 10% киевлян.
Наконец, сельские учителя и родители, которым в скором времени пришлось бы возить детей в школу в соседнее село, могут успокоиться хотя бы на год — парламент ввел мораторий на закрытие общеобразовательных учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности. Правда, оплата работы полупустых школ опять-таки ляжет на бюджет.
В целом именно к возрастанию расходной части главной сметы страны и приведет значительная часть парламентских законодательных новелл. Ничего удивительного, как говорится, для победы в войне нужны лишь три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги. Вот только вопрос, за счет чего будут покрыты эти расходы, депутаты проработали с меньшей тщательностью, чем вопрос расходов. Возможно, надеются, что свои плоды принесет упрощение жизни предпринимательского сословия (впрочем, этот эффект не будет моментальным), а скорее всего, считают, что проблема наполнения казны — головная боль уже исполнительной власти.
- Информация о материале
Среднему образованию необходимо шоковое реформирование
Приняв закон о высшем образовании, мы поставили телегу впереди коня. Ибо высшая школа никогда не будет успешной, если не будет опираться на успешное среднее образование. Первая буквально питается второй. Именно поэтому реформирование средней школы — дело сегодня неотложное и, в сущности, не менее, а более сложное, чем реформирование высшей школы. К тому же оно должно осуществляться в режиме "без права на ошибку" — следует понимать, что лимит ошибок уже исчерпан.
У нас нет опыта успешного реформирования. И не только в образовании, но и в любом другом секторе жизни. Вроде бы и намерениями руководствуемся правильными, и силы прилагаем немалые, а получается как всегда, а часто и хуже. Сам по себе процесс реформирования — дело чрезвычайно сложное, такое, что нуждается в безупречном менеджменте. Коллективная воля, безошибочно разработанная концепция реформирования, четкое, даже образное, с благородными эмоциональными порывами, видение конечной цели, системность мышления, умение выделить ключевые проблемы, соответствующее разъяснительное и пропагандистское обеспечение и т. д. и т.п. — все это и многое другое и является наукой и практикой успешного реформирования.
Остановлюсь на нескольких ключевых моментах возможного реформирования нашего среднего образования. Именно на тех опорных моментах, на реализации которых держится успех реформирования.
Продумывая концепцию реформ, крайне важно ориентироваться на успешные, уже реализованные модели. Изобретать в наше время свой велосипед — бессмысленно. Успех обеспечивается умением использовать самые эффективные инновации мирового опыта. Например — современная инновационная польская образовательная система. Ее формирование, начавшееся два десятилетия назад, сегодня успешно завершается — происходит корректировка отдельных узловых моментов системы. Показательно, что в недавно оглашенном документе "Концептуальные основы новой редакции Закона Украины "Об образовании" (проект), подготовленном президентом Ассоциации "Возрожденные гимназии Украины" Ярославом Турянским, предлагается ориентировать реформирование нашего среднего образования на польский образец: начальная школа (шесть лет), гимназия (три года), лицей (три года). Многое в этом документе является дискуссионным, но он дает основание считать, что в понимании проблемы — лед тронулся...
Есть несколько вполне объективных основ, суровое соблюдение которых обеспечивает успешное функционирование образования как собственно системы. Известно, что явление тем успешнее работает на результат, чем выше его системная организация. И если одна из указанных основ реформирования не будет соблюдена, выстраиваемая система просто не заработает на должном уровне.
Какие это условия?
Первоеиз них касается структурирования общего среднего образования. Собственно, с этого и должна начинаться разработка концепции реформирования. Однозначно надо возвращаться к 12-летней школе. Начальная школа должна быть 6-летней и состоять из двух этапов (3+3). Это весьма распространенная практика во многих успешных в образовательном плане странах. На первом этапе (1–3 классы) учащиеся под руководством одного учителя получают базовые знания и умения. Т.е. учатся читать, писать, считать, усваивают основные правила поведения, осознают основные моральные ценности. На втором (4–6 классы, дети 10–13 лет) усваиваются четыре основных интегрированных дисциплины: 1) родной язык; 2) математика; 3) природоведение; 4) история и общество.
Следующий этап — 3-летняя гимназия. Это непрофильная общеобразовательная школа, где учатся дети в возрасте 13–16 лет. Выпускник гимназии выбирает свой дальнейший путь по возможностям и желанию. Кто-то продолжает обучение в 3-летнем лицее, после которого — прямой путь в университет. Кто-то идет в 4-летний техникум, после окончания которого получает диплом специалиста, а вместе с ним и выбор — идти работать по профессии или продолжить обучение в высшем учебном заведении. Другие — не проявившие особых успехов в учебе, идут в 2-летнюю широкопрофильную профессиональную школу, где готовят к профессии таким образом, чтобы выпускник мог переквалифицироваться и приспосабливаться к рынку труда.
Обратим внимание на необходимость переименовать нынешние этапы среднего образования. Глубоко ошибается тот, кто на попытку сравнить названия этапов у нас (школы І, ІІ, ІІІ степеней...) и в Польше (начальная школа, гимназия, лицей...) скажет почти традиционное: "А какая разница, как назвать? Главное — суть". Не совсем так, далеко не так! Разница огромная, поскольку за тем, как названы эти образовательные этапы, — уровень творческого мышления чиновника, если хотите — искренность и глубина сугубо эмоционального отношения к делу. Известное выражение "как корабль назовешь, так он и поплывет" хотя и обозначено определенной условностью, все же содержит немало истинного. Сравним хотя бы условно статус "пэтэушника" и учащегося, например, "профессионального лицея" — и все станет понятно.
Важно подчеркнуть: каждая ступень школьного образования должна быть наделена определенной автономностью, определяемой не только административно, но и четко сформулированными "конечными результатами". Последние подлежат максимально точному и объективному образовательному измерению — имею в виду тестовые экзамены. И чем больше такой автономности, и чем она четче — тем лучше.
Каждая ступень — это отдельно функционирующая система, а точнее, субсистема — составляющая общей системы. Чем эффективнее функционирует каждая субсистема (т.е. каждая из трех ступеней), тем успешнее будет функционировать вся система.
Второе условие: точное и объективное (независимое! государственное!) измерение знаний и компетенций, которым завершается каждая (в том числе и начальная!) образовательная ступень. Оно является одним из системообразовательных и одновременно стимулирующих (мотивирующих) учебный процесс факторов. Результаты экзаменов точно должны определить, кто есть кто. Это касается отдельного ученика, отдельного класса, отдельной школы, отдельного учителя. Рейтинги должны быть прозрачными. На данном этапе развития нашего общества создание такой рейтинговой, а следовательно, и конкурентной, среды просто необходимо.
Третье условие: все три ступени среднего образования одинаково важны, тем не менее особенно выделяется третий — лицей. Профильность общеобразовательного лицея возможна и необходима, но она должна быть "мягкой". Это означает, что в общеобразовательном лицее за счет увеличения часов функционируют отдельные специализированные классы гуманитарного, физико-математического или естественного профиля. Более глубокая профильность обеспечивается наличием техникумов (колледжей) и профессиональных училищ.
Общеобразовательный лицей благодаря своей четко определенной автономности должен выстраиваться в организационно-педагогическом плане как целостная педагогическая (учебно-воспитательная) среда, в которой происходит интенсивное интеллектуально-духовное вызревание гражданина. Здесь подчеркиваю слово интенсивное — что должно обеспечиваться мотивацией учащихся, собирающихся продолжить учебу в вузах. Лицеи должны быть укомплектованы учителями высочайшей квалификации. Обязательное требование — диплом магистра. Заметим, что в Финляндии, образовательная система которой считается самой успешной в мире, в школе, в том числе в младших классах, имеют право преподавать только выпускники педагогических университетов с дипломами магистров.
Именно в таких условиях наши вузы будут получать абитуриентов новой качественной волны. Без реформирования среднего образования о повышении качества образования в высшей школе нечего и мечтать — здесь никакие новопринятые законы не помогут.
В самом тщательном концептуальном реформировании нуждаются техникумы (колледжи) и профессиональные училища. Но это — тема для отдельного разговора.
Четвертое условие. Чрезвычайно важно оптимизировать сеть учебных заведений. Оптимизация означает не сокращение их количества, а максимально взвешенную продуманность в создании сети учебных заведений различного уровня и направления для сельских районов, небольших и крупных городов. Необходимо, чтобы в каждом районном центре были школы разной специализации — и лицей, и гимназия. При этом следует учитывать производственный потенциал и структуру региона, поэтому без профессиональных социологов, демографов и экономистов не обойтись.
Введение 6-летнего начального образования даст возможность сохранить школу в небольших селах, где уже закрылись или находятся под угрозой закрытия 9-летние школы с немногочисленным (40–80 учащихся) контингентом. Переход на 6-летнее начальное обучение даст возможность не только избежать драматических для села моментов, когда оно остается без школы, но и сэкономит немало бюджетных средств, которые можно направить на другие образовательные сферы.
Пятое условие. Новые задачи должны подниматься перед Центром оценивания качества образования. Они связаны с необходимостью осуществлять независимое оценивание знаний и умений не только претендентов на получение аттестата зрелости, но и тех, кто оканчивает начальную школу и гимназию. Необходимо определять, кто есть кто, не только по знаниям и приобретенным компетенциям, но и по способностям и естественным задаткам (последнее измерение жизненно важно с профориентационной точки зрения).
Ежегодный срез знаний и компетенций выпускников начальных школ, гимназий и лицеев дает богатый материал для анализа состояния образования, умелое использование которого содействует внесению управленческих корректив в образовательную деятельность.
Кроме того, объективное применение оцениваемого принципа "кто есть кто", которое касается не только учеников, но и классов, школ, учителей-предметников и школьного руководства, является мощным стимулом для самоорганизации.
Шестое условие касается бескомпромиссного и одновременно глубоко профессионального применения принципа бережливости в образовании, предложенного знаменитым испанским философом Ортега-и-Гассет в своем трактате "Миссия университета" (1930). Он рекомендовал образовательное дело начинать с учащегося (студента), определяя не только его естественные возможности в усвоении того или иного объема знаний, но и реальную потребность в этих знаниях. Во времена, когда Ортега-и-Гассет сформулировал свой принцип, еще было далеко до тех информационных обвалов, из-под которых современному человеку все труднее выбираться. Тогдашнее образование виделось философу как буйно зарастающий "тропический лес". "Нет ничего иного, — пришел он к выводу, — как восстать теперь против такой всеобъемлемости и воспользоваться временно принципом экономии, как топором. И первое, что необходимо сделать, — это беспощадно обрубить все лишнее". Наши школьные программы напоминают этот непроходимый тропический лес, в котором уже многие заблудились.
Но никто и не думает браться за топор. А без него не обойтись. Другого выхода, кроме беспощадной вырубки всего лишнего, просто нет. Но при этом должны придерживаться одного требования: беспощадно обрубая все лишнее — оставлять главное, сущностное, которое и должно стать объектом учебного постижения. Выделение и определение сущностного нуждается в высокой научной подготовке. Умение растолковать сущностное, сделать его понятным, таким, что приоткрывается ученику, принося ему радость открытия нового, — это уже дело педагогического таланта. Экстенсивный способ обучения, построенный на стремлении постичь необъятное, должен быть заменен на интенсивный способ сконцентрированного постижения сущности. Все сказанное касается программ и, соответственно, учебников.
Реализация принципа бережливости образования нуждается в хорошо продуманном менеджменте, который, по моему мнению, должен начаться с организации рабочих групп, ответственных за создание программ по каждой учебной дисциплине. Подбор участников таких групп должен проходить по нескольким важным критериям. Во-первых, все они должны быть единомышленниками относительно необходимости применения принципа бережливости. Во-вторых, в состав рабочей группы должны войти, с одной стороны, известные специалисты — ученые академического плана, способные определять и формулировать сущностные моменты (содержательный каркас) каждой учебной дисциплины, а с другой — педагоги самой высокой квалификации, умеющие прогностично моделировать процесс усвоения отобранного учебного материала. Речь идет о реальной гармонизации науки и практики.
Одно из важных условий формирования состава группы — наличие в ней потенциальных авторов учебников, которые будут создаваться на основе новых программ. Важно, чтобы авторы будущих учебников прошли закалку во внутригрупповых дискуссиях о новых концепциях в преподавании того или иного предмета.
И последнее, седьмое, условие. Реформирование образования должно быть быстрым. Если хотите — шоковым. Именно поэтому чрезвычайно важным является его безупречное предварительное моделирование. Наименьшая ошибка, допущенная как в таком моделировании, так и в практической реализации модели реформирования, будет тормозным фактором. Не обойтись и без хорошо продуманного и реализованного идеологически-информационного обеспечения процесса реформирования.
Почему, собственно, необходимо быстрое, шоковое реформирование? Опыт показывает, что растянутая во времени реформа обречена на неудачу. В качестве примера можно сослаться на растянутую на десятилетие попытку перейти к 12-летней системе обучения. Известно, чем это закончилось...
В этих размышлениях о тактике и стратегии реформирования среднего образования ничего не сказано о воспитательной составляющей. Это не означает, что она проигнорирована. Просто она нуждается в отдельном и, к тому же, весьма серьезном внимании. Сегодня следует уже отказываться от терминов "образование", "учебно-воспитательный процесс" и, идя за мировой тенденцией, употреблять термин "эдукация", обозначающий триединство понятий "обучение", "развитие", "воспитание". А это уже отдельная образовательная философия, нуждающаяся в разработке теоретического базиса, который бы не был диссертационно засушенным, квазинаучным и, следовательно, бесплодным.
Мы входим в начальные этапы формирования гражданского общества, украинской политической нации. И потому есть острая необходимость в концептах живых и истинных, способных зажигать стремлением создания нового украинского человека. Говорю о "новом украинском человеке", помня, что в свое время Н.Шлемкевич описал "потерянного украинского человека".
Ориентация на эдукацию, а не на воспитательный процесс, предусматривает тотальность воспитательного педагогического влияния, его органическую "вмонтированность" не только в учебно-образовательный процесс, но и в информационную и культурно-гуманитарную политику государства.
В этой статье мы не затронули проблему учителя. Проблему, решение которой видится, прежде всего, в повышении его социального статуса, зависящего, в свою очередь, от достойной оплаты труда. Здесь государство в огромном долгу перед учителем.
Мы должны хорошо понимать, что все годы независимости не были обозначены динамичностью развития нашего государства. Были лишь попытки избавиться от тяжелого груза прошлого. И поэтому удачное реформирование образования будет едва ли не самым главным свидетельством того, что наше общество уже пережило кризис своего становления и выходит на путь динамического обновления.
- Информация о материале
За полшага до ненависти
В последнее время я жила в своей комфортной реальности. Я обсуждала с чиновниками МВД возможные формулировки для нового эксперимента о том, что можно сделать сейчас, чтоб поменять украинскую милицию, и какую милицию будущего мы хотим строить, мечтала о велопарковке в школе сына, философствовала о гражданском активизмеипользе внутреннего туризма, планировала байдарочный поход и взвешивала дилемму про то, когда пойти в отпуск.
В одной из последних колонок я смело утверждала о том, что самыеприоритетные инвестиции должны идти в образование, а потом в оборону и критиковала страну за отсутствие должного внимания человеческой безопасности.
Война была физически близко, но ментально все еще далеко.
Сегодня погиб мой родственник. И факт, что в 500 км от тебя погиб дальний, но при этом самый близкий из всех, что есть, родственников, будоражит мое сознание.
Пролилась моя кровь. Она пролилась на чьей-то чужой войне, с не совсем понятными исходными данными, мутными "стейкхолдерами", грязными деньгами и намерениями.
Я чувствую как с осознанием пролитой своей крови пробуждается животное желание ненавидеть и мстить. И когда это желание ненавидеть берет за горло, возникает вопрос: "Кого ненавидеть за Вовкину смерть? За смерть тысячи таких же украинских пацанов?". Путина, играющего в геополитические войны? Россиян, дающих ему 82% поддержки? Ополченцевили террористов, подыгрывающих Путину и "регионаловским" элитам? Местных? Российских? Украинских генералов, разворовавших всю армию?
Офицеров, привыкших протирать штаны и не умеющих командовать взводами? Олигархов, борющихся хоть за какое-то влияние в Киеве и спасение своих "нажитых тяжким трудом" активов? Журналистов и политтехнологов, разыгрывающих сюжет новой серии, еще более жестокогофильма"Собака виляет хвостом"? Восток, приведший к власти Партию Регионов? Или Запад, паразитировавший на всем оранжевом и виновный в коллективном разочаровании века всей страны?
Я не могу выбрать кого-то одного из этого списка потому, что есть поводы ненавидеть всех. И себя в их числе – потому чтоя как гражданин не достаточно сделала, чтобсберечьВовку, предотвратить эту мясорубку и укрепить свою страну.
Наступил момент истины. В этот момент либо я осознаю тупиковость ненависти, либо утону в ней, принося новые жертвы в круговороте зла.
В этот момент надежда лишь на сердце да разум. Сердце – про то, как ты умеешь любить и верить, несмотря ни на, что и вопреки всему. Разум – про способность, несмотря на всю сложность ситуации нестандартно мыслить и направлять свой фокус на поиск решения, а не на кровавую эскалацию.
В ненависти много энергии. И от того, к чему я применю эту энергию зависит – останусь ли я человеком, ведомым разумом и сердцем, или стану животным, управляемым гневом.
Я много изучала вопросы мира и войны, получила магистерскую степень в сфере миротворчества, но только когда погиб Вовка я прочувствовала на своей шкуре, что жизнь дана нам как испытание на прочность – можешь ли ты сохранить человечность или нет.
Во всем потоке горя мы не имеем право тратить эту рождающуюся энергию ненависти на саму ненависть потому, что погибший Вовка и его сестра двойняшка, оставшиеся в живых, нам не простят, если мы растранжирим тот карт-бланш на жизнь, который получаем в этой войне.
У нас нет времени на ненависть.
Моя подруга из Сербии, пережившая войну и распад Югославии, написала, что сейчас самое главное – строить вокруг себя тот мир, в котором ты хочешь жить. Не воевать, а жить.
А это означает, что вторая линия фронта пролегает в наших сердцах – и это борьба за новое качество жизни в будущей стране. Качество, которое необходимо отвоевать в борьбе с беспорядком, безразличием, бессовестностью и обесцениванием человеческой жизни.
Победить там, где есть ты. В том, что умеешь делать ты.
- Информация о материале
Как защититься от поборов ГАИшников
Платить «штрафы» гаишникам прямо в карман? Но это чревато последствиями для обеих сторон. И, кстати, взятки тоже подорожали за последний год. Причин две: инспекторы стали больше бояться и потому ценят себя выше; ну и штрафы тоже подросли.
Киевский дизайнер Андрей Иванишин рассказал такую историю: он засиделся с другом из Кировограда допоздна, из-за чего тот чуть не опоздал на поезд. Чтобы не ждать такси, Андрей предложил своему товарищу довезти его на вокзал. Естественно, по закону подлости друзей тормознул патруль ГАИ, хотя нарушения не было. Вежливый, на первый взгляд, инспектор стал дотошно проверять документы, осматривать авто. На просьбы Андрея поторопиться он не реагировал. «В итоге, поняв, что придраться не к чему, он отдал документы. И вдруг вспомнил, что не проверил мой полис «автогражданки». Его-то, как на зло, с собой не было, хотя стикер красовался на лобовом стекле», – рассказывает Андрей. Для гаишника оплошность друзей стала удачей. Он сразу же «запел» о штрафе в 850 грн. и даже об изъятии автомобиля на штрафплощадку. «Честно говоря, просто взял на испуг. Так как мы очень торопились, разошлись за «вознаграждение» в 500 грн.», – признается Андрей. Ситуация типична: взяточники пользуются мелкими оплошностями водителей и дефицитом времени. Но не платить «на карман» можно и даже нужно. Когда-то же надо начинать?
Жадность их не губит
У любого автовладельца найдется целый ворох историй, связанных с произволом со стороны сотрудников ГАИ. Например, в ситуации Андрея Иванишина остановка авто без видимой причины, а также требование показать полис (хотя этот документ нужно предъявлять лишь при нарушении правил или во время ДТП, а также при таможенном оформлении) – явное нарушение.
Вообще, от большинства нарушений можно откупиться по тарифу, который в 2–2,5 раза меньше официального штрафа. «Обычно размер взятки составляет 100–200 грн. в зависимости от вида нарушения и региона (в Киеве – дороже всего)», – рассказывает водитель с 20-летним стажем, главный редактор журнала «Автоцентр» Сергей Матусяк. Именно по такой цене можно обойтись без протокола за самые популярные проступки на дороге: превышение скорости более чем на 20 км/ч, нарушение требований знаков и разметки, остановки и стоянки, проезда пешеходных переходов, за езду по тротуарам. Официальный штраф при этом колеблется от 255 до 340 грн.
Лучше не давать
Кормить гаишников – не лучшая практика. Во-первых, унизительно, во-вторых – небезопасно для автовладельца. Ведь не нужно забывать, что дача взятки наказывается штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан (3400–8500 грн.) или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет. Дача взятки, совершенная повторно, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет, в том числе с конфискацией имущества.
Кроме того, очень часто гаишники пользуются банальным незнанием автовладельцами правил и своих прав. Например, отправка автомобиля на штрафплощадку допускается лишь в случаях, когда у инспектора исчерпаны любые другие меры влияния (например, он не может установить личность водителя или составить протокол о нарушении на месте). Угрожать же изъятием авто по любому поводу – нарушение.
Также, если есть подозрение на алкогольное или наркотическое опьянение. При этом тестирование нарушителя проводится с его согласия и только в присутствии двух свидетелей. В случае отказа водителя, обоснованно подозреваемого в употреблении алкоголя, его отправляют на медэкспертизу.
Если же налицо откровенное вымогательство, автовладелец может воспрепятствовать и этому. Во-первых, инспектор обязан составить протокол о правонарушении. И дать копию водителю, который со своей стороны имеет полное право указать, с чем он не согласен. Во-вторых, все общение с гаишниками автовладелец вправе документировать на видео или фото. «Работник ГАИ является должностным лицом при исполнении, а не частным, поэтому запрета на фиксацию быть не может», – уверяет адвокат Ирина Дедковская. В то же время инспектор не имеет права вести съемку общения с автовладельцем без его согласия, это прописано в статье 307 Гражданского кодекса.
Также если инспектор ведет себя агрессивно, пострадавшему следует звонить на горячую линию МВД Украины (0–800–50–02–02), либо просто по номеру 102 и вызывать наряд.
Впоследствии протокол и зафиксированные факты злоупотреблений станут хорошими аргументами в пользу автовладельца в суде. «В суд обязательно нужно идти, так как чаще всего представители ГАИ туда не являются, и решения принимают в пользу пострадавшего», – уверяет Ирина Дедковская.
При наличии достаточной доказательной базы, злоупотреблявшего служебным положением инспектора могут даже привлечь к ответственности. Получение взятки, согласно действующему законодательству, карается штрафом от 12 750 грн. до 25 500 грн., увольнением и даже лишением свободы на срок 2–12 лет.
Защищаемся от рэкета со стороны гаишника
1. Требуем от инспектора назвать причину и основания остановки.
2. При заполнении протокола в отсутствии нарушения вносим свои замечания и – если нет вины – ее не признаем.
3. Документируем все общение с инспекторами на видео, при попытке запрещать съемку – указываем, что он не частное, а должностное лицо, что суду потребуется запись общения.
4. Игнорируем любые намеки оплатить штраф в обход протокола.
5. В случае необходимости звоним на «горячую линию» ГАИ +38(044)272–46–59.
6. В случае агрессивного поведения инспекторов вызываем наряд милиции, а также адвоката (если ситуация становится жесткой).
7. С доказательной базой (протоколом, фото и видео) обращаемся в суд.
Наиболее популярные поборы гаишников
| Нарушение, под предлогом которого вымогается взятка | Официальный штраф | Размер откупа/взятки | Дороже, чем год назад |
| Превышение скорости | 255–680 грн. | 150–500 грн. | +100–250 грн. |
| Нарушение требований знаков и разметки | 255–340 грн. | 100–250 грн. | 0 грн. |
| Остановка и стоянка в неположенном месте | 255–340 грн. | 100–150 грн. | 0 грн. |
| Нарушение проезда перекрестков, езда на красный свет | 425–510 грн. | 200–400 грн. | +100–150 грн. |
| Нарушение правил обгона | 425–510 грн. | 200–500 грн. | +100–300 грн. |
| Создание аварийной ситуации | до 680–850 грн. | 300–600 грн. | +100–400 грн. |
| Вернуть машину со штрафплощадки | –* | 1500–2000 грн. | +300–700 грн. |
| Езда в нетрезвом виде («решение проблемы на месте») | 2550–3400 грн. | 3500–4000 грн. | +1000–2000 грн. |
- Информация о материале
Фашизм прошёл
Луганщина боролась с фашизмом последние лет эдак десять. Мы растягивали огромные георгиевские ленточки, ходили на митинги под синими флагами, устраивали косплей-пати на тему Великой Отечественной, помнили и гордились. В общем, делали, что могли. Фашизм утробно урчал где-то из-за Збруча, но напасть на шахтёрскую твердыню не решался. Но зимой прошлого года случилось страшное: галицко-фашистские захватчики всё же начали свой Dang nach Osten. Наша ярость благородная вскипела, как волна… и мы вдруг сами стали фашистами.
В кино и литературе часто встречается сюжет, когда увлечённый изучением зла сам начинает практиковать зло. Донбасс слишком долго обсасывал злодеяния Третьего Рейха и в критической ситуации сам уподобился ненавистному врагу. Ведь то, что сейчас творится в «народных республиках» — это и есть самый настоящий фашизм. Разница лишь в том, что в Германии ему дали развернуться, а нашего сразу погнали пинками в могилу. Однако, родовые черты зла уже проявились достаточно, чтобы делать вполне однозначные выводы.
Вспомните, что первым делом сделали власти «республик» — запретили все политические партии, кроме выслужившейся перед ними КПУ. Гражданским активистам и оппозиционерам пришлось бежать подальше от «народной» демократии, спасая жизнь и здоровье. Для остальных в подвалах захваченных админзданий быстренько оборудовали тюрьмы и пыточные. Приведём лишь свежее свидетельство луганчанина, побывавшего в застенках ЛНР за нарушение комендантского часа. «Людей не кормят, постоянно бьют» — рассказываетпарень на своей страничке в Фейсбуке. «Еще запомнился один парень, у которого буквально не было половины головы, вытек глаз и была реальная открытая черепно-мозговая травма, как он еще держался я не знаю».
Вслед за политическими преследованиями потянулись и религиозные. Например, в Донецке боевики похитили батюшку УПЦ Киевского патриархата, католического священника, отобрали помещение у протестантского Донецкого христианского университета и т.д. Казалось бы, чем насолили «народным республикам» мирные богомольцы? А потому что идеологически неправильные, вот почему… Преследуя инакомыслящих, власти «республик» не гнушаются использовать доносы, а население – их писать. Тоталитаризм — он как раковая опухоль, расширяется, пока может, захватывая всё новые и новые общественные слои и институты. Кстати, об институтах. Не даром свои карательные органы «республики» называют КГБ, СМЕРШ, НКВД. Антифашизма в этом столько же, сколько в совместном советско-нацистском параде в Бресте 1939-го.
Милитаризм аля «Всё для фронта, всё для победы» тоже имеет двойное дно, равно как и риторика от имени народа. Да, миазмы разлагающейся совчины при вдыхании вызывают галлюцинации о Новороссии и народных массах, вставших под ружьё. Дурман всегда разный, но итог – один: какой тоталитарный режим ни возьми, везде диктаторы говорят от имени миллионов и призывают граждан слиться в единое целое для великой миссии. «К поездам цепляли лишние вагоны, чтобы вместить обезумевшую толпу. В них удирала сытая, избалованная молодежь» — так описываетбеженцев из Донецка российская «журналистка» Дарья Асламова. Мажоры, клубные шлюшки, зомбированные хомячки. В общем, кто не с нами, тот против нас! Такая вот «народная» демократия.
Человек слаб и подвержен злу. Это издавна знали христиане, а в 1970-х подтвердили и психологи. В ходе знаменитого Стенфордского эксперимента выяснилось, что мы очень быстро вживаемся в предложенные социальные роли, какими бы странными или страшными они ни были. Поэтому развитые общества стараются всячески оградить себя от соскальзывания в фашизм и прочие социально-политические извращения. Но от ошибки не застрахован никто. Даже Германия – страна высокой культуры, науки и искусств – на несколько лет впала в нацистское безумие. Художник Гитлер превратился в диктатора, банковский клерк Геббельс – в проповедника зла, агроном Гиммлер – в главу ордена убийц.
Что уж говорить о депрессивном, измученном вечным кризисом, полунищем Донбассе. Искусить потерянных афганцев, люмпенов из шахтёрских городков, пацанов с района оказалось очень легко. Им внушили чувство священной правоты, развязали руки и подбросили оружие, а дальше всё понеслось само собой. Точно так же в прошлом веке народился большевизм, осуществивший переворот от имени народа. Возможно, советский пломбир и правда делали очень вкусным – чтобы заглушить железный привкус крови, пролитой в пыточных ЧК и НКВД.
Злокачественные государственные новообразования ДНР и ЛНР несомненно будут ликвидированы и Донбассу предстоят ещё долгие годы восстановления. Но главное, что мы получили настоящий урок антифашизма, растянувшийся на несколько месяцев. И это уже не перформанс под флагами Партии регионов и не открытый показ фильма «Иди и смотри». Не надо уже никуда ходить – можно просто выглянуть в окно, фашизм уже там, стрелят из «Градов» рядом с многоэтажками. Поэтому жители Донбасса, как никто, заинтересованы в том, чтобы дело было доведено до конца. Своего Нюрнберга у нас нет, но и какой-нибудь Славянск тоже сгодится. Зло должно быть не только побеждено, но и осуждено. И мы проследим, чтобы так и произошло. Ничто не будет забыто.
- Информация о материале
Связь третьего поколения загоняют в глухой угол
Указ Президента о проведении конверсии частот до 15 августа и конкурсов на 3G-лицензии до ноября 2014 поднял ставки в игре и разогрел аппетиты причастных к ней игроков. Однако предъявленные операторам «драконовские» условия способны спровоцировать операторов саботировать запуск 3G.
До падения «режима» формально главным препятствием на пути внедрения 3G была позиция Нацкомиссии регулирования связи и информатизации, которую обвиняли в лоббировании интересов «Укртелекома» ― единственного на сегодня обладателя лицензии на связь третьего поколения. Продажа лицензий конкурентам способна обвалить стоимость бывшего госоператора на 1-2 млрд. грн., что не входит в планы его главного акционера, для которого телеком-актив не является профильным и теоретически может быть продан.
Однако падение «режима», смена состава НКРСИ и главы Госспецсвязи (наряду с главой НКРСИ одна из ключевых фигур в процессе запуска 3G ― прим. ред.) не привело к технологической революции в украинской телекоммуникационной отрасли. Начиная с марта 2014, когда НКРСИ поддержала намерение операторов запустить в Украине связь 3G и 4G, дело дальше разговоров не идет.
Одним из камней преткновения стал План конверсии частот, который Министерство обороны до сих пор не предоставило НКРСИ. Очевидно, военные опасаются недополучить от операторов 2 млрд. грн., запрашиваемые для замены радиолокационных станций и освобождения частот. И надо признать, их опасения обоснованы, поскольку операторы считают финансовые запросы военных нереальными.
«Несколько лет тому назад военными назывались другие цифры ― порядка 800 млн. грн. В Украине не было инфляции 200%, чтобы стоимость конверсии выросла в 2,5 раза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что цифра 2 млрд. грн. завышена», ― говорит Олег Проживальский, директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина».
Между тем, на следующий день после публикации указа Порошенко, глава Госспецсвязи «подлил масла в огонь» сообщив, что его ведомство намерено использовать для конверсионных работ по внедрению 3G отечественные радиолокационные станции. «Для проведения конверсионных работ по внедрению 3G необходима замена 8 радиолокационных станций, которых в Украине выпускают по две в год», ― сказал Владимир Зверев. Т.е., если запуск 3G пойдет по сценарию Госспецсвязи, то процесс растянется на 4 года, что наверняка не особо радует операторов.
Кроме того, запуск 3G остается под большим вопросом еще из-за позиции НКРСИ, согласно которой операторы сначала покупают на аукционе у государства лицензии на частоты, а затем сами договариваются с Министерством обороны о финансовых условиях конверсии.
«Мы понимаем, что Министерству обороны нужны средства для проведения конверсии, и мы готовы их заплатить, но пусть эта сумма будет включена в общую стоимость лицензии, — комментирует Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар». — При этом стоимость лицензии должна быть прозрачной и единой для всех операторов. Также мы считаем, что операторы могут сразу оплатить стоимость лицензии, в которую уже должна быть включена стоимость работ по конверсии радиочастот, а не растягивать эти платежи на несколько лет».
«У операторов сегодня нет гарантий, что после выдачи лицензий они не столкнутся с бюрократией и попытками военных тормозить процесс освобождения и передачи частот. Именно поэтому важны политические решения и контроль за выполнением всеми вовлеченными ведомствами поставленных перед ними задач и сроков», ― поддерживает коллегу Олег Проживальский.
Однако пока НКРСИ не вняла просьбам операторов и опубликовала на своем сайте проект тендерных условий, а также примерные расчеты стоимости лицензий на 3G-связь. По условиям, каждый оператор-победитель аукциона должен будет отдельно заплатить за лицензию в среднем около 1 млрд. грн. и отдельно за конверсию ― 670 млн. грн. Это при том, что «Киевстар» готов заплатить за все не более 1 млрд. грн.
Если сумма будет больше, операторы в один голос говорят, что скорость развертывания сетей 3G будет крайне низкой в силу нехватки финансовых ресурсов, а стоимость услуг для абонентов слишком высокой.
Также в общую копилку противостояний следует добавить желание «Киевстара» «под шумок» запуска 3G добиться признания в Украине принципа технологической нейтральности. Это позволит оператору первому на рынке запустить 4G, что даст колоссальное конкурентное преимущество. Против таких преференций всячески выступает «МТС Украина».
Подводя итог и комментируя последние кадровые перестановки в отраслевых госструктурах директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина» отмечает: «Несмотря на новые назначения и появление новых руководителей во многих ведомствах, исполнители остаются прежними, и именно на их уровне тормозятся реформы и важные для страны изменения. Важно победить саботаж и затягивание принятия решений на исполнительском уровне».
В свою очередь, обобщая текущую ситуацию вокруг запуска 3G, Роман Химич из экспертной группы Netton.Telecom считает, что государство пошло по пути изъятия максимально возможного объёма средств у операторских компаний. «Во-первых, в пользу бюджета, куда должны поступить средства от продажи лицензий. Во-вторых, в пользу Министерства обороны и его подрядчиков, которые должны осваивать средства, выделенные на конверсию. Во втором случае однозначно можно говорить о коррупционной составляющей, без которых уже много лет невозможно никакое «освоение» такого рода средств», ― говорит эксперт.
По его словам, наибольшую выгоду от ситуации получают всё те же собственники «Тримоба» и его эксклюзивной лицензии на частоты для UMTS. «Малоадекватная позиция государства провоцирует операторов саботировать конкурс, в очередной раз загоняя процесс в глухой угол», ― резюмирует Роман Химич.
- Информация о материале
Страница 987 из 2102
