В средневековой Руси было принято отправлять чиновников «на кормление». То есть, например, воевода или староста представляли на своей территории царскую власть, но зарплаты из казны не получали. Они кормились — жили за счет подношений жителей подведомственной территории. Через много веков весь уклад жизни, казалось бы, изменился. Но «кормление» осталось до сих пор, чему живым примером успешно служат наши вельможные коррупционеры.
Взять хотя бы главное управление юстиции в Харьковской области — облюст.
Начальник облюста Сергей Мохончук ранее преподавал уголовное право в Национальном университете внутренних дел, откуда с помощью мэра Харькова — уголовного авторитета по кличке «Гепа» — перевелся на должность доцента кафедры уголовного права Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого. А затем он в точности повторил путь бывшего министра юстиции Украины Елены Лукаш.
Е. Лукаш до президентствования Януковича была его адвокатом. И Мохончук до вступления в должность начальника облюста был адвокатом мэра Кернеса-«Гепы». Он «отмывал» «Гепу» по целому ряду дел о наркотиках, представлял его интересы в качестве адвоката. Лукаш после успешной защиты патрона стала из адвокатов министром. И Мохончук тоже пошел на повышение — правда, должность его поскромнее. Но это только потому что в Харькове нет министерств.
«Кормление» — это безусловно интересная сфера его деятельности, но, чтобы оно было успешным и продолжалось долго, надо было соблюсти интересы его фактического работодателя. А потому блокировалась деятельность всех оппозиционных политических сил и общественных активистов, которые борются с режимом Януковича. Зато регионалы и их многочисленные «общественные» организации в Харькове и области моментально достигли пика развития.
За все время руководства Мохончука С.М. облюстом — ни одного отказа в регистрации документов регионалам, но в документах остальных политических сил проверяли все, вплоть до лексики, грамматики и стилистики. Но это не все, есть и еще интересная деталь — документы для «Партии регионов» по указанию Мохончука готовили и составляли специалисты юстиции — те же самые, которые впоследствии их и рассматривали, и принимали по ним решение. И допущенные ими нарушения в этих документах имеются до сих пор.
И поскольку политические интересы мэра Кернеса по кличке «Гепа» были соблюдены, самое время поговорить о «кормлении». Ибо кормиться Мохончук любит с широким размахом.
Самое любимое его детище —конечно же, регистрационная служба. Можно заметить, что Мохончук «выжил» из областной регистрационной службы её первых руководителей. Петров Г.В. ушел «по собственному», а Ус В.Э. уходил с помощью мэра и губернатора — «Гепы» и «Допы». А поскольку свято место пусто не бывает — назначения начальником областной регистрационной службы был назначен Олег Дробот.
И уже совсем скоро харьковчанам стало известно: для того, чтобы сдать документы государственному регистратору, мало выстоять очередь, нужно еще и получить «положительный» результат. А это намного сложнее и стоит денег, ибо более 90% документов, поступающих в регистрационную службу, после рассмотрения регистраторами возвращаются подателю с отказом. Иногда ему «дается срок для устранения недостатков, сбора дополнительных документов». Однако если оплатить некие «услуги» некой юридической фирмы — решение всегда будет положительным.
Буду конкретен. Учредителем ООО «Восточно-украинская юридическая компания» (код ЕГРПОУ 3833780, юридический адрес — г. Харьков, пр. Московский, 3) числится некий Безруков Антон Максимович с учредительным взносом в 100,00 грн. Казалось бы, при чем тут уважаемый чиновник Дробот? Но этот же Антон Безруков является учредителем гаражного кооператива «Садовая Горка», где его компаньоном числится Дробот Вячеслав Игоревич — брат начальника регистрационной службы. Этого, конечно, мало, но то, что Олег Дробот и Антон Безруков — давние компаньоны по юридическому бизнесу — наверняка говорит о многом.
Стоимость «юридических услуг» в этой фирме стартует от 1000 долларов США (за перерегистрацию недвижимости физических лиц) и достигает 50 000 долларов США (регистрация объектов собственности крупных промышленных предприятий).
А работа фирмы заключается в том, чтобы получить документы заказчика и передать их с другими «документами», на которых изображены мертвые американские президенты, в регистрационную службу. Изучения этого процесса в течение более чем года показало, что значение имеет не то, что подают, а то, кто подает документы. Например, все поданные в регистрационную службу пакеты документов, по которым были «отказы», после их подачи представителями фирмы прошли все процедуры и рассмотрения в регистрационной служба без сучка и задоринки.
Цены указанной фирмы пишутся с потолка, и для одних и тех же регистрационных действий могут меняться в самых широких пределах. Чаще всего их цена определяется в зависимости от внешнего вида и способностей заказчика.
Особое место в иерархии регистрационной службы занимает начальник регистрационной службы Харьковского городского управления юстиции Лариса Щербина. Если начальник облюста был назначен на должность только через мэра Харькова, то здесь мы сразу понимаем, что без вмешательства все того же «Гепы» не обошлось. Поэтому Лариса Николаевна по сей день все свои служебные вопросы «решает» лично с Кернесом, который в итоге просто ставит перед фактом Мохончука и Дробота — о делах Щербины. Любое вмешательство в её дела равносильны покушению на интересы Кернеса-«Гепы».
Ценность деятельность Щербины для «Гепы» представляет совсем простую — все предприниматели и юридические лица города Харькова без её «добра» не могут ничего. То есть, регистрация или перерегистрация их документов без указания Щербины невозможна.
Именно поэтому неугодные городской власти политические силы и общественные организации, предприятия и предприниматели постоянно сталкиваются с непреодолимым «барьером Щербины». Обойти его — только через низкий и щедрый «поклон» Щербине. В абсолютных границах стоимость преодоления варьируется от «спасибо» для «своих» до 10 000 — 20 000 долларов США — для серьезных предпринимателей и фирм.
К слову, на момент назначения в регистрационную службу Дробот О.И. использовал неприметный автомобиль Тойота Камри, но как только регистрационный бизнес «пошел», приобрел себе автомобиль Тойота Хайлендер, стоимостью более 80 000 долларов США. При этом, при зарплате примерно в 3000 гривен в месяц, Дробот О.И. позволяет себе пользоваться услугами личного водителя и использует исключительно свои средства для заправки автомобиля. Таким образом, зарплата Дробота О.И. ежемесячно должна составлять примерно минус 5000 гривен. Вот вам и факт!
Но вернемся же к Мохончуку. Какого его положение в вышеуказанной схеме, а самое непосредственное — выполняет указание ГАКа и получает свой процент от деятельности подрегистрационных структур. Но у Мохончука есть и иные направления деятельности — деятельность органов нотариата Харьковской области и государственные закупки, на которых остановимся далее.
Говорят — неофициально, разумеется — должность нотариуса ранее приобреталась по ценам от 20 000 до 70 000 долларов США. Плюс частных нотариусов подконтрольные Мохончуку отделы областного управления юстиции изматывали проверками.
В итоге частный нотариус должен был быть готов «делиться» с Мохончуком своими прибылями ради того, чтобы дали возможность нормально работать. Неугодные же нотариусы лишались свидетельств. И по мелочам — нотариусы обязаны тратиться на то, что показывает сам смысл существования управления юстиции в его нынешнем виде — на подписку периодической литературы, на подарки руководителям облюста.
Для государственных нотариальных контор есть и еще обязанность — поборы с харьковчан. Так законодательством Украины предусмотрены возможности предоставления нотариусами дополнительных правовых услуг, которые не связаны с совершением нотариальных действий. Это как правило различные консультационные услуги, стоимость которых варьируется от 50 гривен. Но оплачивая такие дополнительные услуги, их никто и никогда не получал.
Например, вместо госпошлины в размере 34 коп. за оформление обычной доверенности посетитель платит еще 100 гривен за заведомо неполученную правовую консультацию нотариуса, о которой он не просил и которой он не получал. А если житель обращался в госнотконтору для регистрации недвижимости, но при этом оценку недвижимости провел заранее, тут возникает «небольшая» проблема — нотариус отказывается проводить регистрационные действия без оценки имущества строго определенной фирмы — ООО «Эксперт-2012», которая через подставных лиц была создана Мохончуком.
Учредителем ее числится некий Стрелец Дмитрий Викторович, бывший сотрудник концерна «АВЭК». Он же числится подставным учредителем еще одной фирмы — ООО «Международная консалтинговая коллекторская компания», так что скандалов, связанных с незаконными действиями коллекторов, можно вскоре ожидать.
Но вернемся к проблемам харьковской юстиции. И с удивлением заметим, что с марта 2014 года государственным нотконторам дано указания отменить отсылку людей в ООО «Эксперт-2012», что может указывать на панику в рядах Мохончука и подельников.
Особая статья доходов начальника облюста — «откаты» при проведении госзакупок. Особенно с учетом того, что главным управлением юстиции в Харьковской области введена простая система проведения тендеров на проведение госзакупок — кто больше предложит. Отсюда и результаты — ремонтные и строительные работы выполняются по ценам, завышенным в 2-3 раза, а ремонт служебных автомобилей облюста в год стоит дороже, чем купить новые машины.
И всему есть простое объяснение — за счет средств, потраченных на ремонт служебного автомобиля, осуществляется ремонт личных автомобилей руководства областной юстиции. Кроме того, без каких-либо тендеров областным управлением в 2011-2013 годах проводились закупки кондиционеров и компьютерной техники через приближенные к Мохончуку фирмы. То есть, только Мохончук, не говоря об остальных сотрудниках, отвечающих за эти вопросы обогатился по самым скромным подсчетам на 15-20 миллионов гривен.
Не отстает и исполнительная служба области, которую по «донецкой квоте» (была и такая!) возглавила неоднозначная или попросту неадекватная личность — Сергей Розумный, лицо, приближенное... нет, не к императору, берите выше — к небезызвестному Борису Колесникову.
Как именно работают наши исполнительные службы — всем хорошо известно: снятие ареста с автомобиля по штрафам ГАИ стоит 400-500 гривен, не наложение ареста на имущество — от 10 до 50% от стоимости имущества. А уж ликвидированная ныне система торгов арестованным имуществом — только при их проведении Розумный приобрел более 15 объектов недвижимости в Харькове, 3 автомобиля, один из которых (Porshe Kayen turbo) длительное время использовался им самим.
Все это имущество было приобретено Розумным по очень заниженной цене, благодаря результатам «оценки» исполнителями и с учетом 50% скидки исполнительным службам — система уценки имущества к третьим торгам. При этом, Розумный катался на двух личных автомобилях Toyota Landcruser Prado 60 Anniversary — черного и белого цвета, цена которых превышает 100 000 долларов США. А с марта 2014 года руководитель областной исполнительной службы Сергей Розумный пересел на скромную Mazda 6.
Что же до торгов — некоторые руководители районных исполнительных служб также успели воспользоваться этоой лазейкой. Например, начальник Московского отдела государственной исполнительной службы Харькова использует автомобиль Тойота Камри, который не очень удачно приобрел с торгов (пришлось немного посудиться с предыдущим владельцем).
Коррупция в виде назначения на должности в облюсте родственников начальства хоть и выглядит сущей мелочью на фоне регистрационной деятельности и прочих «спасибо», но тоже заслуживает внимания. Например, начальником отдела легализации общественных организаций регистрационной службы Харьковского городского управления юстиции с января 2014 года назначена кума Олега Дробота Н. Басова. Возможно, она и является профессионалом высочайшего класса, но наличие родственных связей с правой рукой начальника облюста мешает это хоть как-нибудь проверить.
Так и живет юстиция в Харькове, разрываясь между верностью уголовнику «Гепе» и страхом быть наказанной. С одной стороны, Кернес-«Гепа» все еще мэр города Харькова, хоть ему и нездоровится. И возможностей расправиться с неугодным чиновником у него пока хватает. А с другой стороны, поборов и взяток, незаконных отказов в регистрации скопилось столько, что не только Мохончуку, Дроботу и Щербине, а и всем харьковским чиновникам от юстиции хватит на многие-многие... приговоры.
Ибо решение суда у нас пока еще не означает наказание. Но есть и третья сторона. Поскольку фирмы Мохончука-Дробота все еще успешно процветают, даже не думая отпасть от кормящего управления, процесс взимания мзды будет продолжаться и далее. Во всяком случае, планов на то громадье.