Указ Президента о проведении конверсии частот до 15 августа и конкурсов на 3G-лицензии до ноября 2014 поднял ставки в игре и разогрел аппетиты причастных к ней игроков. Однако предъявленные операторам «драконовские» условия способны спровоцировать операторов саботировать запуск 3G.

До падения «режима» формально главным препятствием на пути внедрения 3G была позиция Нацкомиссии регулирования связи и информатизации, которую обвиняли в лоббировании интересов «Укртелекома» ― единственного на сегодня обладателя лицензии на связь третьего поколения. Продажа лицензий конкурентам способна обвалить стоимость бывшего госоператора на 1-2 млрд. грн., что не входит в планы его главного акционера, для которого телеком-актив не является профильным и теоретически может быть продан.

Однако падение «режима», смена состава НКРСИ и главы Госспецсвязи (наряду с главой НКРСИ одна из ключевых фигур в процессе запуска 3G ― прим. ред.) не привело к технологической революции в украинской телекоммуникационной отрасли. Начиная с марта 2014, когда НКРСИ поддержала намерение операторов запустить в Украине связь 3G и 4G, дело дальше разговоров не идет.

Одним из камней преткновения стал План конверсии частот, который Министерство обороны до сих пор не предоставило НКРСИ. Очевидно, военные опасаются недополучить от операторов 2 млрд. грн., запрашиваемые для замены радиолокационных станций и освобождения частот. И надо признать, их опасения обоснованы, поскольку операторы считают финансовые запросы военных нереальными.

«Несколько лет тому назад военными назывались другие цифры ― порядка 800 млн. грн. В Украине не было инфляции 200%, чтобы стоимость конверсии выросла в 2,5 раза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что цифра 2 млрд. грн. завышена», ― говорит Олег Проживальский, директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина».

Между тем, на следующий день после публикации указа Порошенко, глава Госспецсвязи «подлил масла в огонь» сообщив, что его ведомство намерено использовать для конверсионных работ по внедрению 3G отечественные радиолокационные станции. «Для проведения конверсионных работ по внедрению 3G необходима замена 8 радиолокационных станций, которых в Украине выпускают по две в год», ― сказал Владимир Зверев. Т.е., если запуск 3G пойдет по сценарию Госспецсвязи, то процесс растянется на 4 года, что наверняка не особо радует операторов.

Кроме того, запуск 3G остается под большим вопросом еще из-за позиции НКРСИ, согласно которой операторы сначала покупают на аукционе у государства лицензии на частоты, а затем сами договариваются с Министерством обороны о финансовых условиях конверсии.

«Мы понимаем, что Министерству обороны нужны средства для проведения конверсии, и мы готовы их заплатить, но пусть эта сумма будет включена в общую стоимость лицензии, — комментирует Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар». — При этом стоимость лицензии должна быть прозрачной и единой для всех операторов. Также мы считаем, что операторы могут сразу оплатить стоимость лицензии, в которую уже должна быть включена стоимость работ по конверсии радиочастот, а не растягивать эти платежи на несколько лет».

«У операторов сегодня нет гарантий, что после выдачи лицензий они не столкнутся с бюрократией и попытками военных тормозить процесс освобождения и передачи частот. Именно поэтому важны политические решения и контроль за выполнением всеми вовлеченными ведомствами поставленных перед ними задач и сроков», ― поддерживает коллегу Олег Проживальский.

Однако пока НКРСИ не вняла просьбам операторов и опубликовала на своем сайте проект тендерных условий, а также примерные расчеты стоимости лицензий на 3G-связь. По условиям, каждый оператор-победитель аукциона должен будет отдельно заплатить за лицензию в среднем около 1 млрд. грн. и отдельно за конверсию ― 670 млн. грн. Это при том, что «Киевстар» готов заплатить за все не более 1 млрд. грн.

Если сумма будет больше, операторы в один голос говорят, что скорость развертывания сетей 3G будет крайне низкой в силу нехватки финансовых ресурсов, а стоимость услуг для абонентов слишком высокой.

Также в общую копилку противостояний следует добавить желание «Киевстара» «под шумок» запуска 3G добиться признания в Украине принципа технологической нейтральности. Это позволит оператору первому на рынке запустить 4G, что даст колоссальное конкурентное преимущество. Против таких преференций всячески выступает «МТС Украина».

Подводя итог и комментируя последние кадровые перестановки в отраслевых госструктурах директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина» отмечает: «Несмотря на новые назначения и появление новых руководителей во многих ведомствах, исполнители остаются прежними, и именно на их уровне тормозятся реформы и важные для страны изменения. Важно победить саботаж и затягивание принятия решений на исполнительском уровне».

В свою очередь, обобщая текущую ситуацию вокруг запуска 3G, Роман Химич из экспертной группы Netton.Telecom считает, что государство пошло по пути изъятия максимально возможного объёма средств у операторских компаний. «Во-первых, в пользу бюджета, куда должны поступить средства от продажи лицензий. Во-вторых, в пользу Министерства обороны и его подрядчиков, которые должны осваивать средства, выделенные на конверсию. Во втором случае однозначно можно говорить о коррупционной составляющей, без которых уже много лет невозможно никакое «освоение» такого рода средств», ― говорит эксперт.

По его словам, наибольшую выгоду от ситуации получают всё те же собственники «Тримоба» и его эксклюзивной лицензии на частоты для UMTS. «Малоадекватная позиция государства провоцирует операторов саботировать конкурс, в очередной раз загоняя процесс в глухой угол», ― резюмирует Роман Химич.