Зона свободной торговли (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Как известно, подписание 27 июня 2014 г. экономической части Соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза (далее — Соглашение) в экономике означает, прежде всего, постепенное создание с ним зоны свободной торговли путем взаимного открытия украинского и европейского рынков.

При этом Соглашение не запрещает участникам создавать таможенные союзы или зоны свободной торговли (если они не нарушают договоры в рамках Соглашения). Позже канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Соглашение об ассоциации Евросоюза с Украиной начнет действовать не сразу, а лишь после переговоров с участием России, что, по словам канцлера, позволит найти решения для снятия российских опасений в связи с подписанием этого документа.

До подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС Россия неоднократно заявляла, что перекроет торговлю с Украиной для защиты собственного рынка от экспорта европейской продукции под видом украинской, а также поставит вопрос об исключении Украины из зоны свободной торговли СНГ.

Начался процесс "защиты" и в Таможенном союзе. 30 июня на заседании совета Евразийской экономической комиссии Россия предложила Беларуси и Казахстану принять общую резолюцию о новом режиме для украинских товаров, но предложение было отвергнуто, поскольку вред пока только воображаемый, а не фактический. А раз Беларусь и Казахстан не согласились, то Россия в соответствии с правилами Таможенного союза получила право действовать в одностороннем порядке.

Для защиты своего рынка от украинского импорта Россия хочет использовать приложение 6 к Договору о зоне свободной торговли СНГ. Оно позволяет отменить преференции, если импорт из страны — члена зоны свободной торговли возрастает так сильно, что наносит ущерб их экономике или если есть такая угроза. Вместо нулевой пошлины в этом случае будет применяться единый таможенный тариф по правилам ВТО, т.е. ввозные пошлины для украинских товаров могут вырасти с 0 до 7–8% — какой будет средневзвешенная ставка российского импортного тарифа.

Осмелимся утверждать, что проблема надумана, и это просто очередной повод "прижать" Украину. Во-первых, таможенная граница не отменяется, происхождение товаров можно контролировать по сертификатам происхождения, и двигатель от вертолета Ми-8 можно отличить от двигателя "Еврокоптера", как и украинский сыр от немецкого или швейцарского, а нарушения — обычная контрабанда и подделка документов.

Во-вторых, страна может одновременно находиться сразу в двух зонах свободной торговли. Примеров тому множество. Так, если посмотрим на карту зон свободной торговли в мире, то обратим внимание на "полосатые" страны. Именно они находятся в двух зонах свободной торговли. Например, Египет, наряду с Ливией и Суданом, состоит как в африканской зоне свободной торговли (African Free Trade Zone, AFTZ), так и в большой арабской зоне свободной торговли (Greater Arab Free Trade Area, GAFTA). Мексика является членом как Латиноамериканской ассоциации интеграции (The Latin American Integration Association/Associacao Latino-Americana de Integracao, LAIA/ALADI), так и Североамериканского соглашения о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA). Правда, общий рынок в рамках LAIA фактически не работает, но юридический факт есть.

Индия и Бангладеш являются членами как Азиатско-Тихоокеанского торгового соглашения (Asia-Pacific Trade Agreement, APTA), так и Юго-Азиатской зоны свободной торговли (South Asian Free Trade Area, SAFTA).

Да, Украина будет в Европе исключением (наряду с Молдовой), но это не мировое исключение, как хочет представить Россия. Кроме того, еще большим "исключением" планируют стать США: если у них будет зона свободной торговли с ЕС, то у них будет членство сразу в трех(!) зонах свободной торговли (сейчас они члены североамериканской NAFTA наряду с Канадой и Мексикой и Dominican Republic-Central American Free Trade Agreement, CAFTA-DR).

Более того, сама Россия скоро будет одновременно в двух зонах свободной торговли наряду с Казахстаном и Беларусью (в планах — Армения и Кыргызстан). Ведь с 1 января 2015 г. начнет функционировать Евразийский экономический союз, и эти страны будут как в зоне свободной торговли СНГ, так и в ЕврАзЭС, где вообще общий рынок.

И процесс понимания права Украины на две зоны свободной торговли уже пошел. В Минэкономразвития России считают, что вариант, когда Украина будет присутствовать в двух ЗСТ, вполне реален. Глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев считает возможным попытаться совместить присутствие Украины в зонах свободной торговли и СНГ, и ЕС, хотя это будет непросто.

Глава Минэкономразвития отметил, что это очень сложная задача. Он напомнил, что у этого вопроса есть правовая сторона — около 400 соглашений, которые связывают Украину и СНГ, "из которых около 40 — жизненно важные". "Нельзя сделать вид, что этих соглашений нет или что их можно нарушать, потому что нарушение соглашений — это риск. И политики не должны на себя такую ответственность принимать", — подчеркнул российский министр.

Россия не обращает внимания на то, что все российские компании, которые имеют торговые, экономические интересы в Украине, получат выгоды от более тесных отношений между Украиной и Европейским Союзом. Ведь европейский рынок — самый большой и богатый рынок в мире!

Остается еще вариант, при котором украинские экспортеры попробуют ввозить товары через Беларусь. Однако в таких случаях Россия будет защищать свой рынок и от поставок из стран — участниц Таможенного союза.

Кроме того, Украина могла бы иметь зону свободной торговли с Европой и косвенным путем. Для этого мы должны вступить в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ, EFTA), в ней сейчас четыре страны (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн), имеющие зону свободной торговли с ЕС. И шаги в этом направлении были. Министр иностранных дел Украины Константин Грищенко четыре года назад, 24 июня 2010 г., находясь с рабочим визитом в Исландии, подписал Соглашение о зоне свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ, вступило в силу 1 июня 2012 г.). Но это было только соглашение о свободной торговле, а не членство в ЕАСТ.

Кстати, аналогичные с украинскими проблемы с Россией и у Молдовы. Первый вице-премьер России Игорь Шувалов допускает, что Молдова может быть исключена из Договора о зоне свободной торговли стран СНГ. Такое заявление он сделал в понедельник, 7 июля 2014 г., на совещании у председателя правительства РФ Медведева. Российский вице-премьер отметил, что в отношении Молдовы возможно применение положений статьи 62 Венской конвенции о праве и международных договорах, которая указывает на коренное изменение обстоятельств как основания для прекращения или приостановки действия договора. Также он сообщил, что совет Евразийского экономического союза рассмотрит 16 июля с.г. возможные защитные меры в отношении торговых отношений с Молдовой. Как может большая Россия бояться маленькую Молдову? Это же простой международный шантаж...

P.S. Украина до 30 июля с.г. ждет оценок Российской Федерации по возможным рискам имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Об этом сообщил на брифинге 15 июля и.о. директора департамента информационной политики МИД Украины Василий Зварич. До 1 сентября эти аргументы и оценки будут отработаны на экспертном уровне, и 12 сентября планируется следующий раунд трехсторонних консультаций на министерском уровне между Украиной, Европейским Союзом и Российской Федерацией.