Главная
Санкции. Стрельба с отдачей
Принятый Верховной Радой Закон "О санкциях" позволит Украине ответить стране-агрессору. Из финальной редакции документа были изъяты спорные пункты, касающиеся ограничения почтовой связи, закрытия средств массовой информации, ограничения телетрансляций. Некоторые правозащитники сравнили эти пункты с печально известными януковическими законами от 16 января. Вместе с тем, документ, предусматривающий свыше 25 видов санкций, позволяет блокировать активы, ограничивать торговые операции, приостанавливать и аннулировать лицензии, влиять на работу банков с иностранным капиталом и пр. Поскольку закон рамочный, никаких конкретных решений он не предполагает. Однако его принятие позволяет Верховной Раде, КМУ, НБУ и СБУ вносить на рассмотрение СНБО конкретные предложения о применении тех или иных санкций, и уже после согласия СНБО санкции будут вводится в действие указом президента Украины.
Примечательно, что, таким образом премьер Яценюк, инициировавший законопроект, снял с себя прямую ответственность за принятие решений, которые могут и будут негативно влиять и на украинскую экономику. КМУ подготовил список из 172 физлиц и 65 юрлиц Российской Федерации и других стран, на которых в первую очередь должны распространиться санкции. Однако под утверждающим их окончательным документом — президентским указом — будет стоять подпись Петра Порошенко.
Безусловно, экономические силы не равны, и Украина от введения санкций может потерять больше, чем Россия. Безусловно, действовать необходимо крайне осторожно, стараясь выбирать наименьшее зло для отечественной экономики, изможденной военным конфликтом, нереформированностью, коррупцией, а зачастую просто глупостью отраслевых пастухов. Однако не вводить санкции нельзя, ибо страна платит несоизмеримо большую цену: в Украине из-за активного вмешательства России каждый день гибнут люди, рушатся дома, закрываются производства, планомерно разрушаются промышленность и инфраструктура целого региона, ранее производящего около 25% всего ВВП Украины. В таких условиях ответить нужно. Да и как взывать к ужесточению санкций со стороны международного сообщества, если сама Украина до сих пор не решилась фактически ни на какие значимые меры?
Несмотря на то, что в данном случае Украина находится в наименее выгодном положении хотя бы потому, что на ее территории идет война, все же есть болевые точки, на которые можно надавить. Прежде всего, речь идет о транзите российского газа, тяжелом машиностроении, продукции ОПК и космической отрасли. Но именно эти "болевые точки" тесно связывают экономики Украины и России, и введение санкций отразится на обеих. Куда эффективнее и не так болезненно для нашей экономики, по мнению многих экспертов, вводить санкции против физических лиц, бить не по государственному карману, а по личному кошельку и имиджу. Как именно решат поступать правительство, СНБО и президент? Будут ли задеты чувствительные российские точки? Какие? Каков будет масштаб наших потерь? Какой объем мы сможем компенсировать за счет других рынков? Даже приблизительных цифр в правительстве еще нет, поскольку неизвестно, будут ли применяться санкции к целым отраслям, отдельным предприятиям или к их собственникам. Очень хочется думать, что хотя бы на принятии этих решений никто в верхах не наживется… А о том, почему четких ответов у власти нет спустя 165 дней войны, лучше даже не спрашивать. Пока же опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что построить экономический барьер между Украиной и Россией, прекратить сотрудничество и торговлю невозможно — слишком тесна связь экономик двух стран.
Павел Шеремета, министр экономического развития и торговли Украины:
Закон о санкциях — рамочный, в нем не упоминается ни одна страна или компания, речь идет о "стране-агрессоре", и хотя все мы знаем, о ком именно идет речь, говорить о чем-то конкретном можно будет только после того, как СНБО начнет принимать решения относительно санкций. В то же время, наибольшие потери, которые сейчас несет Украина, — не экономические. Украина каждый день теряет человеческие жизни. Поэтому проводить подсчеты относительно того, сколько потеряет наша экономика от введения санкций, на мой взгляд, просто неуместно.
Игорь Бураковский, руководитель Института экономических исследований и политических консультаций:
Любые экономические санкции — это прежде всего политическое решение. Искать в них рациональную с экономической точки зрения составляющую не приходится. Если Россия закрывает свой рынок для какого-либо вида товаров, то Украина симметрично должна закрывать свой рынок для товаров из России. Но прежде чем говорить о санкциях, нам нужно определить для себя статус России: это страна, которая мешает нам развиваться, это страна, поддерживающая терроризм, или это страна, осуществляющая прямую агрессию. Именно это политико-юридическое определение и должно определять глубину и обширность вводимых санкций. Грубо говоря, если мы воюем по-взрослому, то уже не стоит бояться последствий вводимых нами же санкций. Полное закрытие торговой границы между Украиной и Россией маловероятно. В самом жестком варианте, как мне кажется, возможна отмена режима свободной торговли, но и это большой вопрос. Тем не менее, все санкции имеют свои "за" и "против". Если говорить о банковской сфере, то российские банки, работающие в Украине, аккумулируют 1/8 всех активов нашей банковской системы. С одной стороны, эти банки являются для нас вражескими, с другой — они полноценные юридические лица, на них распространяется наше законодательство, они обслуживают украинцев, в них находятся вклады наших граждан. Естественно, вводить против них санкции не совсем правильно и разумно. Соответственно, система не так однозначна, и поделить всех на "своих" и "чужих" не получится.
Любые санкции имеют свою цену, но какой она будет, мы сможем определить, только когда увидим реальные намерения власти и их последствия. Пока говорить о том, что, дескать, вот мы им покажем, вот мы им докажем — рано. В принципе основная задача санкций — не "нагадить", а повлиять на партнера, чтобы он изменил тактику своего поведения, не важно — военного, политического, экономического. На мой взгляд, Украина, сама по себе, не может принять санкции, способные повлиять на позицию России. Поэтому наши санкции должны быть скоординированы и согласованы с международными. И если мы действительно хотим влиять на Россию, то должны влиять на нее через международные санкции, а они уже и так работают. Опять-таки, возникает вопрос масштабов санкций: что собственно мы можем сделать, достаточный ли наш потенциал? Есть такая поговорка: санкции — это молоток, а не шило. Они должны бить по голове, а не ковырять. Но при этом важно избрать наиболее действенный инструмент — не всегда прямой и обширный запрет так же эффективен, как более мягкие, но глубокие ограничения. Второй вопрос заключается в том, что санкции всегда крайне сложно вводить против автократических режимов. Ибо автократы плюют на свое население и его благосостояние. Реально ощутимым будет только введение санкций против самих автократов, только влияя на их личное благосостояние можно добиться какого-либо эффекта. И, наконец, главное, о чем следует помнить, говоря о санкциях: они никогда не бывают бесплатными, и страна, вводящая санкции, через определенный период времени обязательно будет за них платить. Как и в каком масштабе — зависит от множества факторов.
Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU):
Есть положительные и отрицательные стороны введения санкций. Для Украины негативным будет то, что наши санкции определенно будут иметь ответ со стороны РФ (кроме того, что мы уже имели до этого момента времени). Положительно то, что конкретные действия властей Украины против военного агрессора — в плоскости экономических санкций, которые согласуются с аналогичными действиями развитых стран мира и вместе с активной фазой операции АТО помогают восстанавливать уверенность граждан Украины (и особенно представителей бизнеса) в наличии контроля над процессами в стране и в экономике в целом.
Не в последнюю очередь геополитическая агрессивность руководства России продиктована именно внутренними проблемами макроэкономического характера. По сути длящаяся уже несколько лет стагнация экономики РФ, которая в этом году, как ожидается, перерастет в падение реального ВВП, довлеет над экономикой соседних государств. Это вынуждает экономики соседей сталкиваться со снижением спроса от российских потребителей и промышленных заказчиков.
По нашему мнению, этот процесс в РФ усугубился после аннексии Крыма и еще больше — после трагедии с лайнером Малазийских авиалиний. Таким образом, падающая экономика РФ и геополитическая агрессивность Кремля порождает торговые войны, которые по отношению к Украине длятся с середины 2013 г., и, следовательно, предопределяет затяжное снижение товарооборота Украины с РФ.
Существуют два типа собственников/руководителей украинских предприятий, ориентированных на российский рынок. К первому типу относятся те, что более склонны пережидать кризисы, т.е. в меньшей степени готовы к риску. Ко второму причисляют людей, более склонных к риску и, соответственно, способных инвестировать или перестраивать свои операции таким образом, чтобы найти потребителей на более динамично растущих рынках. Бизнес с руководителями первого типа ожидает стагнация на производстве с последующим сокращением рабочего времени, замораживанием зарплат и сокращением персонала. Предприятия, которыми руководит второй тип собственников, возможно, ждет менее пессимистический исход.
- Информация о материале
Кто ответит за человекопад?
За последнее время возле одного из многоквартирных домов в городе Чугуеве Харьковской области пострадали 5 женщин, которые впоследствии оказались на больничных койках. Кто виноват? – Бандиты? Насильники? Полтергейст? Все гораздо прозаичнее – дорога, точнее, ее отсутствие.
В ходе опроса жителей дома № 30 по ул. К. Либкнехта и домов №№ 18 и 20 по бульвару Комарова, который был проведен волонтерами общественных организаций «Центр правовых и политических исследований «ДУМА» и «Чугуевская правозащитная группа», удалось выяснить, что наиболее актуальной проблемой для граждан, проживающих в указанных многоквартирных домах, является неудовлетворительное состояние придомовой внутреннедворовой дороги. Которая превратилась в сплошные ямы и выбоины, движение по ней довольно затруднено, а на некоторых участках – почти невозможно.
Учитывая, что при отсутствии тротуара во дворе этих домов, данная дорога используется не только автомобилями, а по большей части – пешеходами – местными жителями и горожанами, которые идут в управление Пенсионного фонда в Чугуевском районе и другие учреждения, граждане часто подвергаются опасности для своего здоровья и жизни.
К примеру, относительно недавно пожилая гражданка Б., которая живет в доме по бульвару Комарова, 18, упала и сломала ногу. Уже в этом году – в апреле – 2 пожилые женщины из этого же дома упали и сломали руки. Кроме того, по словам опрошенных, падала и разбивала лицо старушка С., живущая в доме 20 по бульвару Комарова, а также на этой злосчастной дороге недавно упала и оказалась в больнице работница, разносившая квитанции за потребленную электроэнергию.
Как сообщили местные жители, после их неоднократных жалоб руководство города пообещало отремонтировать внутридворовую дорогу возле указанных домов «в III-м квартале 2014 года».
Учитывая вышесказанное и руководствуясь ст. 34 Конституции Украины и ст. 3, 4, 14 Закона Украины «О доступе к публичной информации», председатель «Центра правовых и политических исследований «ДУМА» Юрий Чумак обратился в горисполком с информационным запросом, в котором, изложив вышеописанную ситуацию, просил сообщить:
1) внесен ли соответствующий ремонт в план работы коммунальных служб города Чугуева на III квартал 2014?
2) когда и какими службами будет произведен ремонт внутридворовой дороги возле домов 18 и 20 по бульвару Комарова и дома № 30 по ул. К. Либкнехта?
Пришедший ответ не был неожиданным. В нем чиновники мэрии признавали, что возле указанных домов необходимо выполнить работы по укладке твердого асфальтного покрытия общей площадью 741 кв. м. и ремонт твердого покрытия тротуара (где они его там нашли – неизвестно) общей площадью 60 кв. м. Но тут же сообщали: «выполнение данных работ, к сожалению, сейчас невозможно».
Неожиданным оказалась причина «невозможности»: горисполком ссылался на постановление Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 г. «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета».
Но пытливый читатель, при желании, может ознакомиться с текстом данного «страшного» постановления, в котором говорится о мерах по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета.
Постановление указывает на необходимости:
- прекращения приобретения автотранспортных средств и недопущения использования для обслуживания одного учреждения более одного легкового автомобиля;
- прекращения осуществления расходов на оплату услуг мобильной связи;
- прекращения оплаты чартерных рейсов;
- недопущения принятия решений относительно увеличения численности работников подчиненных органов и учреждений;
- ограничения максимального размера месячной заработной платы (денежного обеспечения) руководящих работников 15 размерами минимальной заработной платы;
- разработки и утверждения ежегодных планов мероприятий по энергосбережению с обеспечением уменьшения расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей;
- прекращения осуществления расходов на проведение выставок, ярмарок, съездов, симпозиумов, конгрессов за счет средств общего фонда бюджета;
- обеспечения минимизации расходов на служебные командировки путем оптимизации количественного состава делегаций и сроков их пребывания, уменьшения расходов на оплату проезда, наем жилья и других расходов, связанных с командировкой…
И множество других пунктов, нацеливающих чиновников на то, что в условиях экономического кризиса нужно экономить именно на себе, родимых.
В общем, в указанном постановлении Кабмина нет ни слова о запрете выделять средства на ремонт дороги, на которой регулярно получают травмы и калечатся наши граждане.
Спрашивается: зачем же тогда Чугуевский горисполком выдает на-гора такого рода отписку?
По-видимому, посыл был прост и прозаичен: жильцов дома послали с их поломанными руками-ногами, переведя стрелки на центральную власть: мол, мы бы и рады, да Киев латать дороги не велит.
Но Юрий Чумак, движимый лозунгом «мы не привыкли отступать», совместно с многострадальными жильцами домов планирует добиваться решения данного острого вопроса. Чтобы «человекопад» в самом центре Чугуева наконец-то прекратился.
- Информация о материале
Обвалит ли "Нафтогаз" гривну
"Хочу предупредить всех, кто подвергается паническим настроениям. Все, кто скупает валюту по завышенному курсу на теневом рынке, скоро будут об этом сожалеть, так как НБУ стабилизирует систему уже в ближайшее время", - заявила глава НБУ Валерия Гонтарева 12 августа.
Межбанковский рынок сигнал оценил, и 13 августа передал регулятору привет очередным повышением курса доллара.
Если днем ранее американская валюта стоила 13,6 грн, то новая отметка - 13,65.
Как известно, еще месяц назад цена была кардинально другой - 11,73 грн за долл. Никто не ожидал никаких проблем.
В августе? После уже прошедшей девальвации с 8 грн за долл? При хорошем состоянии платежного баланса? При тотальном обеднении населения? Нет, самые ранние позывы к росту курса ожидали не раньше октября.
И вдруг - все полетело. Вместо того, чтобы гасить нелепую ситуацию, глава НБУ передает рынку послания в духе: "НБУ планирует пока применять рыночные меры. Впрочем, мы обсуждали с МВФ инструментарий административных мер".
Так поступал и предшественник Гонтаревой Степан Кубив. Обращения к доброй воли банкиров не дали ничего, кроме курса 14 грн за долл. "Убедить" банки удалось лишь при помощи административных мер.
И вот спустя несколько месяцев курс опять почти на отметке 14. Только НБУ, похоже, не против очередного витка девальвации. Он готовится валить курс совместно с Кабмином и подконтрольным тому "Нафтогазом".
Почему Нацбанк позволяет происходить девальвации? Вот главный вопрос, который задают себе банкиры.
Аналогичный вопрос должен задавать себе президент Петр Порошенко. Он лишь в середине июня заменил человека Арсения Яценюка (Кубива) на собственного представителя (Гонтареву). И точно так же, как неконтролируемая девальвация и огромные объемы рефинансирования били по имиджу Яценюка, так теперь неразбериха с курсом уничтожает поддержку Порошенко накануне парламентских выборов.
"Экономическая правда"уже писала, что регулятор имел непосредственное отношение к начавшейся девальвации. Глава НБУ туманно ссылается на нервозность, связанную с АТО в Донбассе. Интересно, что бы это означало?
Банкирывыдвигаюткуда более правдоподобные версии. Одна из них - игры с курсом происходят в угоду крупным экспортерам зерна. Другая - курс держат на высоком уровне, чтобыолигархи завелив Украину и продали валютную выручку.
Конечно же, рассматривается тот вариант, что крупные экспортеры просто не заводят валютную выручку в страну, либо же не продают ее. Но тогда где заявление НБУ, изобличающее такое поведение продавцов валюты? Кроме того, уже давно ходят разговоры, что в попытке избежать санкций крупнейшие олигархи Украины забрали с оффшоров и завели в Украину приличные суммы валюты.
Тем временем на горизонте замаячила реальная опасность еще более глубокого падения курса. 4 августа Кабмин принял неприметноепостановление 302, которым увеличил уставный фонд "Нафтогаза" на 63,3 млрд грн.
Как рассказал ЕП источник в компании, вся сумма уйдет на покупку инвалюты. По нынешнему курсу это почти 5 млрд долл. Для сравнения: весь объем торгов валютой на межбанке в последнее время составляет 200-300 млн долл в день.
НБУ вряд ли сможет продать весь этот объем из своих резервов. Он скован требованиями МВФ. Фонд дал новый кредит, по большому счету, чтобы Украина вовремя вернула ему же старые долги.
Резервы НБУ только в июле сократились на 1 млрд долл до критических 16,1 млрд долл, поэтому там планируют пополнять свои авуары за счет рынка.
"НБУ намерен пополнить резервы до конца 2014 года за счет покупки валюты. Ее источниками станут поступления от экспорта продукции АПК и средства инвесторов, заинтересованных в покупке НДС-облигаций", - уверяет Гонтарева.
На вопрос ЭП - есть ли у "Нафтогаза" договоренности с НБУ о покупке валюты напрямую из резервов в августе-сентябре - в пресс-службе газового монополиста отвечают уклончиво: "Нафтогаз", как и другие субъекты хозяйственной деятельности в Украине, приобретает валюту через уполномоченные банки".
"В данный момент Нацбанк не получал заявок от "Нафтогаза Украины" на покупку у него иностранной валюты", - подтверждают в пресс-службе регулятора. Значит, опасаются финансисты, "Нафтогаз" может начать скупать доллары на межбанке.
"Выход на открытый рынок покупателя с такими объемами неизбежно обвалит рынок, и курс гривны достигнет новых исторических минимумов", - предупреждает председатель правления одного из банков с иностранным капиталом.
Показательно, что постановление 302 предписывает "Нафтогазу" часть из полученных 63 млрд грн потратить на покупку 3,1 млрд долл для собственных резервов. В эквиваленте это около 40 млрд грн.
"Нафтогазу" обеспечить использование полученных облигаций внутреннего госзайма в хозяйственной деятельности в соответствии с уставом компании.
В том числе использовать средства, полученные от реализации облигаций, для покупки и бронирования 3 100 000 тыс долл на счету компании, открытом в Нацбанке, использование которых будет осуществляться по решению Кабмина", - говорится в постановлении за подписью премьера Арсения Яценюка.
Источники ЭП в "Нафтогазе" и госбанках утверждают, что и остальные примерно 20 млрд грн из уставного фонда также пойдут на покупку валюты для расчетов за газ.
Как известно, сейчас газовый монополист активно ищет новых поставщиков в ЕС. При этом купить его на условиях реверса можно только по предоплате.
"НАК давно не платит по банковским кредитам, и в этот раз нам дали понять, что погашений не будет", - утверждает член правления одного из госбанков. Так, на начало 2014 года долг НАК лишь по кредитам Ощадбанка превышает 15 млрд грн.
Интересно, что в последнее время "Нафтогаз" покупает иностранную валюту для расчетов за газ исключительно на межбанке.
"В течение последних трех месяцев крупный импортер НАК "Нафтогаз Украины" покупает на рынке иностранную валюту для оплаты реверса газа из Европы в нормальном режиме", -утверждаетГонтарева.
Все эти заявления регулятора вызывают у участников рынка тоску и уныние. На условиях анонимности они рассказывают, что на рынке паника сменилась беспомощным ожиданием резкого обвала курса гривны, который должен состояться в связи с выходом на рынок гигантского "пылесоса" в лице НАК.
Глубину возможно падения точно никто предсказать не может. По слухам, экспортеры уже около месяца не заводят валюту в страну, надеясь продать ее в ближайшем будущем по 15 грн за долл или даже дороже.
Ситуация сложилась таким образом, что скорость обвала курса зависит от скорости, с которой НАК будет конвертировать полученные ОВГЗ в гривну и пускать ее на межбанк.
Это, опять же, зависит от НБУ, который должен "напечатать" огромное количество гривны для выкупа облигаций в собственный портфель или портфель госбанков.
Похоже, процесс уже стартовал. 11 августаНБУ сообщил, что в понедельник портфель ОВГЗ регулятора увеличился на 2,1 млрд грн.
Скорее всего, речь идет о покупке Нацбанком облигаций, внесенных в уставный фонд "Нафтогаза". По крайней мере, при этом портфель ОВГЗ банков не снизился, а напротив - увеличился на 0,8 млрд грн. И только небанковские держатели облигаций уменьшили свой портфель на 0,6 млрд грн.
Ответы пресс-службы "Нафтогаза" на письменные вопросы ЭП
- Недавно Кабмин решил увеличить уставный фонд "Нафтогаза" на 63 млрд грн за счет ОВГЗ. Сколько из этих ОВГЗ будет конвертировано в гривны в августе и сентябре 2014 года?
- С целью исполнения статьи 16 закона "О государственном бюджете на 2014 год" в редакции закона от 31 июля 2014 года №1622-VII Кабинет министров принял постановление от 04 августа 2014 года №302 "Об увеличении уставного капитала национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины".
Согласно положениям указанного постановления, Кабинет министров среди прочего постановил увеличить уставный капитал Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" на 63 272 276 тыс грн путем выпуска дополнительных акций существующей номинальной стоимости с сохранением 100 процентов акций в собственности государства.
Согласно пункту 3 постановления Кабинета министров от 04 августа 2014 года №302 национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" необходимо обеспечить использование полученных ОВГЗ в хозяйственной деятельности в соответствии с уставом компании, в том числе использовать средства, полученные от реализации облигаций, для покупки и бронирования 3,1 млрд долл на счету компании, открытом в Национальном банке, использование средств с которого будет осуществляться по решению Кабинета министров.
Таким образом, "Нафтогаз Украины" будет использовать полученные ОВГЗ в своей финансово-хозяйственной деятельности согласно уставу, исходя из фактических потребностей компании в выполнении первоочередных обязательств, а также на основании соответствующих решений Кабмина.
- Сколько иностранной валюты "Нафтогаз" планирует купить для расчетов за газ в августе и сентябре?
- На данный момент компания располагает необходимым запасом валюты для обеспечения ближайших платежных обязательств.
- Есть ли у "Нафтогаза" договоренность с НБУ о покупке валюты из резервов, или валюта будет покупаться на межбанковском рынке?
- "Нафтогаз Украины", как и другие субъекты хозяйственной деятельности в Украине, приобретает валюту через уполномоченные банки.
Приложение. Председатель правления НБУ Валерия Гонтарева, выступление в Верховной Раде 12 августа (из стенограммы вечернего заседания парламента)
Гонтарева В.О.Доброго дня, шановні народні депутати! Я дякую вам за те, що ви запросили мене сьогодні до Верховної Ради, тому що якраз зараз я маю можливість звернутися до кожного громадянина України з цієї трибуни.
Зрозуміло, що всіх вас турбує питання валютного курсу та фінансової стабільності банківської системи. Тому почну з валютного курсу. Перш за все, що відбувається зараз на валютному ринку, та друге питання, що надалі має вжити Національний банк для стабілізації ситуації на валютному ринку. На жаль, як ви знаєте, останніми тижнями склалася нестабільна ситуація на валютному ринку. Цьому є об'єктивні та суб'єктивні причини. Головні – об'єктивні причини. По-перше, це воєнні дії на Сході країни, тому очікування суб'єктів ринку, що щоденно підкріплюється провокаційними заявами різних політичних партій щодо високої вірогідності початку повномасштабної війни з Росією, ці панічні настрої тільки поширюються. Наприклад, вчора ввечері декілька провідних банкірів зателефонували мені і сказали, що війна з Росією вже почалася, тому що російській конвой вже на території України. Але, як ви знаєте, це була гуманітарна місія, яка теж ще не відбулася. Тому все це провокує додаткове навантаження на курс гривні.
По-друге, це реальний, так званий, Business Interupption, який склався за розбалансуванням економічних показників щодо інфляції, щодо падіння ВВП, а також очікування жорстоких санкцій як з боку Росії, так і з боку України. Тому що любі санкції, які очікують, але ніхто ще не знає, що це буде, можуть привести до погіршення показників ВВП на майбутнє.
Тепер перейдемо до суб'єктивних факторів. Це цілком панічні настрої серед населення та представників бізнесу, пов'язані вони з об'єктивними факторами, які я вже навела. Так що це наша реальність. Але усі повинні пам'ятати, що Україна з квітня місяця цього року перед прийняттям програми Stand-by Міжнародного валютного фонду погодилася на дотримання гнучкого валютного курсу та переходу до режиму інфляційного таргетування. Але гнучкий валютний курс не означає free fаll або вільного падіння. Тому Національний банк вже тричі за останні сім днів виходив на ринок з інтервенціями щодо продажу валюти і щодо підтримки стабільності валютного ринку. Національний банк проводив інтервенції не по фіксованому курсу, а за рыночным курсом та згладжував панічну поведінку учасників ринку. Національний банк продав на ринку 150 мільйонів доларів за останні сім днів та планує надалs активно брати участь на валютному ринку. В той же час хочу зауважити, що згідно з існуючою програмою Stand-by Міжнародного валютного фонду Україна повинна додержувати мінімальних рівнів валютних резервів країни.
Більш того, хочу вам підкреслити, що це є prior action, то есть предварительное условие, на яких вона повинна виповнити, щоб отримати наступний транш Міжнародного валютного фонду. І можу вас... можу зазначити, що це не тільки погоджена вимога Міжнародного валютного фонду, це вимога всього світу, тому що це і є мінімальний рівень валютних резервів, це і є рівень фінансової стабільності в країні і всі програми міжнародної допомоги передбачають цей мінімальний рівень валютних резервів країни.
Ми маємо постійний зв'язок з Міжнародним валютним фондом. Це щоденні конференц-коллl. Наприклад, вчора я мала конференц-колл з Вашингтоном, де ми обговорювали ситуацію на валютному ринку.
Всім зрозуміло, що ніяких економічних чинників для курсу 13 або 13,50 не існують. Це тільки панічні настрої. Всі розуміють, що курс дуже відійшов від свого збалансованого рівня. Навіть беручи до уваги воєнні дії, збалансований курс на сьогодні залишився на рівні 11.50 – 11.90 гривень за долар.
Хочу зауважити, що при курсі 11.70, який ми спостерігали у липні-місяці, наш дефіцит поточного рахунку майже вирівнявся. А беручи до уваги надходження, заплановані тільки в цьому місяці, це 500 мільйонів від Світового банку та мільярд 450 мільйонів – наступний транш Міжнародного валютного фонду. Наш платіжний баланс буде профіцитним у цьому місяці.
Національний банк не збирається відсторонюватися від ринку та буде робити все можливе, щоби стабілізувати курс на його рівновісному або збалансованому рівні, який я вам вже навела. Тому, якщо тільки ринкові механізми, які сьогодні використовує Національний банк, не спрацюють, то Національний банк запропонує ринку доволі жорсткі адміністративні міри на час дії антитерористичної операції.
Але я як голова Національного банку щиро підтримую ринкові кроки, тому зараз Національний банк планує ще робити ринкові кроки. Але зараз ми стартували та обговорювали з Міжнародним валютним фондом інструментарій адміністративних заходів, і ми знаходимо з боку Міжнародного валютного фонду дуже конструктивну підтримку. Тому хочу наголосити усім, хто вдається до панічних настроїв, що всі, хто скуповує валюту по завищеному курсу або на тіньовому ринку сьогодні і скоро будуть про це жалкувати, тому що НБУ стабілізує систему уже найближчим часом. Я сподіваюся, що це буде з ринковими інструментами, але якщо ми не зможемо зробити з ринковими інструментами, ми будемо вводити жорсткі адміністративні міри.
Щодо фінансової стабільності банківської системи. Я думаю, що це буде питання вже наступного разу і це теж дуже важливе питання, тому що Національний банк, головна його мета, це фінансова стабільність. Фінансова стабільність банківської системи – це наша головна задача. Дякую.
Депутат Власенко С.В.
Дякую, шановний пане головуючий. Шановна пані Голова правління Національного банку України! У мене два питання. Ви тут нам довго розказували про об'єктивні причини зростання курсу гривні. Скажіть, будь ласка, чи не впливає… У мене два питання. От перше із них. А чи не впливає на зростання курсу гривні велике і розлоге інтерв'ю Голови правління Національного банку одному із основних інтернет-видань, в якому ця Голова Національного банку говорить про те, що вона не буде займатися стабільністю і підтримувати стабільність національної валюти. Я просто хочу вам нагадати статтю 99-ту Конституції, що це основне завдання Національного банку, це питання перше.
І питання друге, скажіть будь ласка, за час вашого головування який обсяг коштів було виділено для рефінансування банків і, зокрема, російських банків? Дякую.
Гонтарева В.О.Давайте, отличный вопрос, как раз вот в точку, давайте на него отвечать. Могу вам сказать одно, что ни копейки рефинансирования на поддержание ликвидности банков на сегодняшний день выдано не было, были сделаны традиционные тендеры под залог ценных бумаг, это механизм ежедневного поддержания ликвидности банковской системы. Банки с российским капиталом, украинские банки с российским капиталом, к нам ни разу не обращались за рефинансированием за это время, более того, поддерживали ликвидность у себя на достаточном уровне и держали полный уровень резервов совершенно на достаточном уровне и при этом у них отток депозитов был один из наивысших в стране около 50 процентов.
Что касается первого вопроса. Вы спросили интервью. Вот смотрите, я тоже самое только что сказала вам: у нас есть обязательные минимальные резервы которые мы обязаны поддерживать для Международного валютного фонда и не только для него, а для всего мира потому, что это и есть стабильность нашей валютной системы. Мы их поддерживаем, мы полностью выполнили prayer aktion, которые нам необходимы для получения 29 числа второго транша в размере миллиард четыреста.
Теперь вопрос какими деньгами …
У нас есть возможность, у нас есть, к сожалению уже мы потратили 150 миллионов, но у нас есть еще возможность не доходя до минимального уровня резервов, которое нам необходимо поддерживать, делать ещё интервенции, если на рынке будут панические настроения. Это ничему не противоречит, минимальный уровень резервов на сегодняшний день, находясь под программою Международного фонда, мы трогать не будем.
- Информация о материале
Налоговики отменили налоговую реформу
Юлия Тимошенко, Николай Азаров и Сергей Арбузов говорили, что да. Они проводили общественные слушания, собирали рабочие группы, готовили проекты. А потом все заканчивалось ничем. Достигнутый максимум - это принятие Налогового кодекса, который объединил в себе многие документы. При этом налоговое давление из года в год только росло.
Правительство Арсения Яценюка ничем не отличается от своих предшественников. На словах оно обещает реформы и собирает экспертов, которые пишут некие проекты. Но на практике очень похоже, что реализовывать налоговую реформу никто не собирается.
Разница лишь в том, что Тимошенко, Азаров и Арбузов использовали налоговую реформу в качестве предвыборного транспаранта. А Яценюку нужно создать иллюзию бурной деятельности в глазах Майдана и МВФ.
Минфин расправился с Шереметой
Правительство отказалось от варианта налоговой реформы, который разрабатывал министр экономического развития и торговли Павлом Шереметой.
Напомним, МЭРТ занималось подготовкой концепции. Последний ее вариант (есть в распоряжении ЭП) предполагал введение дифференциальных ставок НДС - до 7 % при расчетах междуплательщиками, и до 17 % между неплательщиками.
Также в нем прописывалось снижение единого социального взноса (ЕСВ) с 36,76-49,7% до 18%, и сокращении девяти налоговых сборов, генерирующих 2% доходов госбюджета.
Вполне предсказуемо, стратегия МЭРТ напоролась на жесткую критику со стороны Министерства финансов. Минфин оказался против того, чтобы уменьшать налоговую нагрузку. Интересы бизнеса и населения, естественно, никто не учитывал - в этом двуличная суть того, что нынешний Кабмин называет "налоговой реформой".
По оценкам главы Минфина Александра Шлапака, введение дифференциальной ставки НДС обошлось бы госбюджету в 33 млрд грн недопоступлений. А оптимизация численности налогов и сборов была чревата дополнительной дырой в бюджете в 1,1 млрд грн.
В итоге общий объем поступлений в бюджет сократился бы на 2,3 % ВВП,подсчитали ранее в Минфине.
Проект концепции Павла Шереметы до сих пор находится в Секретариате Кабмина. Дальше он пока не продвинулся. Обнародованный на днях новый вариант - это в большей степени креатив ГФС и Министерства финансов, и пока у него больше шансов на реализацию или одобрение в Кабмине", - сообщил ЭП источник в аппарате правительства.
Таким образом, Украина нарушила главный принцип: налоговую реформу начали готовить налоговики. А это, как известно, не может дать бизнесу никакого облегчения.
Сокращение налогов, которого не будет
В понедельник 11 августа руководитель Государственной фискальной службы (ГФС) Игорь Билоус представлял будущую налоговую реформу.
Никакой конкретики. За полгода пребывания у власти, власть смогла создать только концепцию - то есть общий эскиз.
Странным образом власть побрезговала наработками Реанимационного пакета реформ и экспертных групп при Минэкономики. Представляя концепцию, Билоус ограничился пересказом представленной в ней информации и общими фразами - ничего нового глава ГФС не добавил.
Цель концепции – реализовать ранее анонсированные обещания Кабмина. Напомним, правительство поклялось сократить количество налогов в стране, снизить единый социальный взнос (ЕСВ), реформировать налог на доходы физлиц и налог на прибыль.
Глава ГФС рассчитывает, что на публичное обсуждение концепции уйдет месяц, и уже 2 сентября соответствующие законопроекты будут рассмотрены в парламенте. Старт налоговой реформы запланирован на начало 2015 года. Позволим себе усомниться в этих обещаниях.
Главное новшество, которое анонсировало правительство, - сокращение количества налогов с 22 до 9. На самом деле, это фикция.
По словам Романа Жарко, ведущего специалиста Baker Tilly Ukraine в сфере налогообложения и налогового консультирования, уменьшение количества налогов будет скорее номинальным, нежели реальным.
Оно произойдет за счет отмены ряда сборов, которые уплачивает незначительное количество налогоплательщиков. Но в основном сокращение случится за счет укрупнения налогов.
Много старых платежей сведут в мало новых. Вот и вся реформа.
Так, экологический налог с топлива, сбор за первую регистрацию транспортных средств, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на тепловую и электрическую энергию Кабмин предлагает включить в акциз.
Сбор за использование лесных ресурсов - в экологический налог.
Плату за пользование недрами, плату за пользование радиочастотным ресурсом и сбор за использование воды консолидирует в себе рентная плата.
Налог на недвижимое имущество, отличное от земли, и плата за землю будут включены собственно в единый налог на недвижимость.
Фиксированный сельскохозяйственный налог будет поглощен единым налогом.
Таким образом, сокращение числа налогов не приведет к уменьшению налоговой нагрузки. "Скорее это может привести к неразберихе на первичных этапах реализации реформы, и увеличению административных затрат налогоплательщиков", - считает Жарко.
Никаких стимулов для выхода из "тени"
Желание изобразить реформу, но нежелание ее проводить привели к причудливым экспериментам.
Cогласно Коцепции, правительство просчитало два возможных сценария снижения ЕСВ - с нынешних 36,76-49,7% до 37% или же 41% от минимальной зарплаты.
В случае реализации этих сценариев, бюджет недополучит 45,5 млрд грн и 47,9 млрд грн соответственно. Поступления от ЕСВ составят 143,5 или 141,1 млрд грн, вместо собираемых сейчас 189 млрд грн.
Не вполне понятно, зачем нужна такая реформа. Ведь такие незначительные изменения ЕСВ точно не заставят выйти зарплаты из "тени".
Более того, налоговики решили запутать бизнес окончательно. Все трудовые доходы крестьянства и рабочего класса сверх минимальной зарплаты будет облагаться дополнительно по ставке 19% или 15% налога.
Можно смело предсказывать, что идея снизить ставки единого социального взноса (в частности до 18%) обречена на неудачу. Идея обсуждается не первый год. Но до сих пор ее реализация упиралась в отсутствие компенсаторов ожидаемых для казны потерь.
Точно так же, их нет и сейчас - в условиях войны и падения экономики.
Но в нынешнем проекте речь не идет даже о компенсаторах. Классическая налоговая реформа предполагает, что ставки налогов снижаются, но их сбор остается высоким, потому что предприятия и население выводят обороты из "тени". Тогда нужны компенсаторы на время выхода из тени. Это убытки, которые государство покрывает из других источников ради общего блага.
Но Кабмин Яценюка предлагает не компенсаторы, а замену налогов. "Дыру" в ЕСВ он предлагает закрыть за счет налога на доходы физлиц (НДФЛ). Таким образом, через время бюджет даже начнет получать больше: ведь предприятия должны что-то вывести из тени, а население продолжит платить подоходный.
Концепция предлагает шесть возможных вариантов НДФЛ. Они должны обеспечить от 2,5 до 14,7 млрд грн дополнительных поступлений в бюджет.
Все модели сводятся к введению прогрессивной ставки подоходного - чем больше зарплата, тем больше налог. В текущем году, ставки НДФЛ составляют 15% при доходе в размере десяти минимальных зарплат (12 180 грн) и 17% к части свыше этого объема.
Помимо прочего предлагается унифицировать ставки НДФЛ для всех видов пассивных доходов, в частности к дивидендам, выплачиваемых физлицам-неплательщикам налога на прибыль, и вместо ставки 5% применять ставку 15%.
Интересно, о каком выходе из "тени" говорит Кабмин? Никаких стимулов для этого правительство не создает. Вот и получается, что единственный способ заставить население подоходный с "теневых" доходов – это придумать монстра вроде Службы финансовых расследований.
В отличие от нереальной налоговой реформы, Яценюк проталкивает СФР настойчиво и методично. Этим он очень напоминает Азарова, который с такой же безжалостностью "закручивал гайки" для бизнеса.
Креатив в налоге на прибыль
Точно так же, Кабмин не создал никаких стимулов для того, чтобы бизнес вывел из тени реальную прибыль.
При учете налога на прибыль Кабмин предлагает сократить количество налоговых разниц при учете с 49 до трех. По предложенной правительством схеме налог будет рассчитываться с учетом амортизации, формирования резервов и финансовых операций (операции с ценными бумагами, процентные расходы).
По мнению Романа Жарко,эта идея имеет мало шансов быть реализованной на практике.
Например, в налоговом законодательстве существуют ограничения на отнесение к налоговым затратам целого ряда операций – таких, как приобретение товаров (работ, услуг) у "офшорных нерезидентов", затраты на выплаты роялти и затраты на возмещение стоимости услуг инжиниринга. В то же самое время, стандарты бухгалтерского учета таких ограничений не содержат.
Это же касается корректировок цен операций в результате применения правил трансфертного ценообразования.
"Нужно или отказаться от ограничения уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, что маловероятно, или ввести указанные ограничения в бухгалтерский учет, превратив его в учет налоговый" – говорит эксперт.
Налоговики остаются прежними
Планы ГФС провести налоговую реформу на практике рискуют обернуться совсем не тем, что заявлено. Бизнес об этом осторожно, но заявляет.
"Мы считаем, что в целом позиция правильная. Снижение ЕСВ позволит вывести часть зарплат из тени. А система дополнительного контроля за возвратом НДС путем его электронного администрирования может устранить некоторые незаконные схемы с налогом.
Однако мы пока с осторожностью относимся к озвученным правительством планам", – заместитель главы Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.
По словам руководителя ФРУ, до сих пор все положительные начинания в налоговой сфере заканчивались соображениями о том, как пополнить государственный бюджет, в том числе за счет невозврата НДС и переплат по налогу на прибыль. Существует риск, что потребности бюджета будут превалировать над желанием упростить налоговую систему и в этот раз.
Подобные опасения со стороны бизнеса вполне обоснованы. По словам Игоря Билоуса, на сегодня объем переплат по налогу на прибыль составляет 25 млрд грн, а к концу года ожидается его рост до 27 млрд грн. То есть, налоговики закладывают по сути противоправный механизм в план своей деятельности.
Кроме того, основная проблема отношений с Налоговой в Украине - это не размер платежей, а их администрирование. Какие существуют гарантии того, что это изменится после "налоговой реформы"?
Сейчас основная задача ГФС - во что бы то ни стало выполнять доведенные Минфином индикативные показатели по налоговым и таможенным поступлениям в бюджеты всех уровней - "в безусловном порядке с привлечение всех возможных резервов".
Чиновникам, которые не справились, грозит увольнение или понижение в должности. Такие предупреждения зафиксированы в копии протокола по итогам совещания в ГФС.
Как следует из документа, в опалу уже попали и.о. начальников главных управлений ГФС в трех областях Украины. "Признать неудовлетворительной работу и.о. начальников главных управлений ГФС в Кировоградской (Воленшчак Н.А.), Хмельницкой (Зеленского М.Г) и Полтавской (Храмова В.В.) областях по отработке предприятий рискованных категорий, в частности "налоговых ям" - сказано в протоколе.
Ответственным за координацию работы подразделений фискальной службы по мобилизации доходов в бюджет назначен Алексей Любченко. Ранее в разговорах с журналистами глава ГФС Игорь Билоус упоминал его фамилию в качестве кандидата на должность одного из своих заместителей.
Однако по итогам подготовки положения о ГФС расширить количество замов не удалось, и Любченко занимается консолидацией доходов в госбюджет в популярном для представителей новой власти статусе советника, в данном случае, главы ГФС. По итогам июля выполнить их не удалось.
"В июле по индикативам мы промахнулись на 1,5 млрд грн - по налоговым платежам недополучили 0,9 млрд грн, по таможенным - 0,6 млрд грн. Однако в июле этого года мы собрали больше средств, чем в 2013 году", - уточнил ЭП Игорь Билоус.
По августу, отметил он, пока сложно прогнозировать, какими будут таможенные сборы из-за военных действий в стране. "По налоговым платежам мы сейчас идем по плану, но наблюдаем усугубление проблем с уплатой налогов в восточных регионах", - сказал он.
Будет ли реформа
Крайне мало шансов на то, что в условиях нехватки средств на социальные нужды и военные расходы, правительство решится провести даже эту "липовую" реформу. Ведь даже в этом случае возникнет дефицит бюджета, который нечем покрывать.
"Это реформа не одного года. Непонятно еще, насколько она будет выполняться. Я пока не вижу, как Кабмин будет ее воплощать, и 2015 год для ее старта - это самый оптимистичный вариант. Весьма вероятно, что она начнется позже", - отметил исполнительный директор "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук.
Успех реформы, особенно в части снижения ставок ЕСВ, может упереться в отсутствие компенсаторов ожидаемых убытков, что в свою очередь еще больше разбалансирует бюджет.
Дополнительные поступления от введения дифференциальных ставок НДФЛ даже на половину не покрывают потери казны в случае реализации какого-либо из предложенных сценариев реформы ЕСВ.
Реальным препятствием на пути реализации реформы может стать Международный валютный фонд (МВФ), который традиционно выставляет жесткие требования к дефициту госбюджета и дефициту Пенсионного фонда. При отсутствии четких компенсаторов он может включить красный свет, в частности на снижение ЕСВ.
"У нас были переговоры с МВФ по этим вопросам. Мы не пытаемся доказывать МВФ то, что мы предложили по ЕСВ, полностью перекроет дефицит Пенсионного фонда", - подчеркнул Билоус.
В ГФС пока что заверяют, что реформа будет. Что касается компенсаторов, то налоговики рассчитывают на повышение подоходного налога. Также глава ГФС уточнил, что дополнительными компенсаторами могут послужить доходы от повышенных 31 июля ставок платы за пользование недрами, и некоторых других налогов.
И конечно же, налоговики делают ставку на детенизацию. О ней, по словам Билоуса можно будет говорить спустя три месяца после принятия необходимых законов. Однако у экспертов другое мнение на этот счет.
"В случае с ЕСВ и налогом на прибыль, в выигрыше окажутся те плательщики, особенно крупные, которые сейчас официально выплачивают заработную плату. Для них это однозначный плюс, потому что они смогут снизить свои затраты", - отмечает руководитель комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз.
А для бизнеса, который платит небольшие зарплаты, например в тех же регионах с более низким уровнем жизни, 37% или тем более 41% ЕСВ - это, наоборот, увеличение нагрузки.
Плательщики, которые работают в "тени", по ее словам, там же и останутся.
В случае введения уголовной ответственности за выплату зарплат в конвертах - что планируется в рамках реформы - малому бизнесу будет дешевле "договориться" с ревизорами об избежании ответственности, чем платить 37% или 41% налога. Таким образом, ожидаемой детенизации может и не произойти.
Есть еще один момент. Для бизнеса, который выплачивает зарплаты выше средней (стартуя от трех минимальных в зависимости от модели), повышается ставка НДФЛ. Таким образом, снижение ЕСВ нивелируется повышением ставок подоходного налога.
Есть еще один пункт, которым налоговики оправдывают собственную реформу. "Нам сообщили, что во всей этой реформе легализация зарплат - не первоочередная задача. Вопрос в том, чтобы уменьшить для плательщиков налоговую нагрузку в преддверии введения электронного администрирования НДС", - говорит Дроговоз.
Однако, странное дело, механизм прописан таким образом, что в первое время после запуска бизнесу придется платить НДС авансом. Они должны будут пополнять спецсчета без электронного возмещения со стороны государства и налогового кредита.
Для того, чтобы облегчить "белому" бизнесу извлечение "живых денег" из оборота, и компенсировать связанные с таким изъятием потери, предлагается изменить правила уплаты "зарплатных" налогов.
Но как это будет выглядеть на практике, пока сложно представить. Само по себе увязывание администрирования двух платежей - крайне изощренный ход, если речь идет об упрощении.
- Информация о материале
Запуск 3G попытка №3
Вопреки громко задекларированному сразу после падения «режима Януковича» намерению разблокировать процесс технологического развития отрасли и, наконец, запустить в стране 3G, два состава Национальной комиссии регулирования связи и информатизации отметились лишь в череде громких скандалов, но не сдвинули процесс с мертвой точки. Будет ли «третий» состав НКРСИ воплощать высшую политическую волю по запуску новых технологий или речь идет всего лишь о формировании лояльной президентской вертикали чиновников покажет уже ближайшее будущее.
Несмотря на бурный процесс по «свержению» команды НКРСИ под руководством Петра Яцука, смена состава Турчиновым произошла для рынка неожиданно. Этот состав был назначен Януковичем и его неоднократно обвиняли в лоббировании интересов «Укртелекома», блокировки любых процессов, связанных с запуском 3G, и между тем, он каким-то образом продержался при новой власти до середины мая. Очевидно, не последнюю роль сыграло принятое в начале марта 2014 решение НКРСИ «О рассмотрении вопросов относительно внедрения технологической нейтральности» ― технологии, позволяющей операторам на имеющихся частотах худо-бедно запустить долгожданную связь 3G и 4G. Не исключено, что это дало операторам надежду на скорое решение давно наболевшей проблемы.
Здесь стоит отметить, что решение НКРСИ о внедрении технологической нейтральности было активно поддержано «Киевстаром». Благодаря интеграции активов «УРС» и Голден Телеком» оператора на сегодня контролирует суммарно 58% частот GSM900 и 50,3% частот GSM1800, на которых может быть запущена технология 4G. Против таких предложений конкурента выступает «МТС-Украина», где убеждены, что перед внедрением технологической нейтральности, в обязательном порядке необходимо запустить 3G и провести рефарминг частот.
Однако наряду с противостоянием двух операторов в вопросе последовательности запуска новых технологий, в начале апреля 2014, на фоне разгорающихся военных действий на Востоке Украины, начал назревать грандиозный скандал на почве подозрений СБУ о несанкционированном вмешательстве со стороны российских коммутаторов в работу сети «МТС-Украина». 16 мая НКРСИ под руководством Петра Яцука подготовила акт, согласно которому оператор уже во второй раз нарушил лицензионные условия. В этот же день Петр Яцук был вызван в администрацию президента, а во второй половине дня чиновник оказался в стационаре больницы в Феофании. 17 мая вышел указ Турчинова о практически полной смене состава госрегулятора.
Надо сказать, что спустя какое-то время сначала Петр Яцук, а затем и Людмила Ежова — еще один бывший член регулятора ― подали в Высший административный суд судебные иски к спикеру парламента Александру Турчинову о признании противоправным указа о своем увольнении. У некоторых представителей отрасли это вызвало опасения, что данные судебные тяжбы могут нести угрозу легитимности нынешнему составу, а также нынешним решениям НКРСИ.
Но Михаил Пергаменщик, старший юрист практики IT и медиа права АО «Юскутум», считает, что серьезных угроз нынешнему составу и решениям НКРСИ судебная тяжба экс-сотрудников НКРСИ не несет.
«Назначение новых членов НКРСИ до принятия судом решения в споре о незаконном увольнении старого состава НКРСИ можно считать законным. Для того, чтобы признать назначение лиц незаконным, нужно подавать отдельный иск.
Что же касается законности принятых новым составом НКРСИ решений, то здесь следует обратиться к процедуре признания решений государственных органов незаконными или их отмены. Решения НКРСИ могут быть отменены самой же комиссией (например, в процессе принятия нового решения по тому же вопросу) или признаны незаконными судом по отдельному иску. Таким образом, даже признание назначения состава НКРСИ незаконным не влечет автоматическое признание всех решений этого состава незаконным», ― объясняет юрист.
Увольнение «команды Яцука» вызвало недовольство не только у непосредственно уволенных, но и у представителей «Киевстар». Уже через день после назначения «второго» состава НКРСИ «Киевстар» заявил о кулуарности этого процесса. Тогда Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению компании «Киевстар» сказал, что «в этих условиях (принятия решение за неделю до выборов Президента ― прим. Ред.) трудно прогнозировать эффективность работы нового состава комиссии в интересах всего рынка». О закулисном характере назначения нового состава регулятора высказались и другие участники рынка.
Единственные, кто не скрывали удовлетворенности от ротации, были представители «МТС-Украина». Олег Проживальский, директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина», объяснил смену состава НКРСИ невыдачей лицензий на UMTS: «Саботировать такую возможность было не совсем правильно. Очевидно, НКРСИ в предыдущем составе не оправдала ожиданий работать эффективно на благо страны...». Он отметил, что в новом составе комиссии достаточно опытных специалистов в области телекоммуникаций, которые способны решать актуальные задачи отрасли.
Среди специалистов «второго» состава НКРСИ появились экс-сотрудники «МТС-Украина» — Анатолий Довгий (занимался в компании регуляторными вопросами до недавнего времени) и Александр Скляров (занимал руководящие должности в UMC (МТС), но очень давно — в 2000 г.). И как оказалось в скором времени, в «МТС-Украина» не зря положительно отзывались о способностях нового состава НКРСИ решать задачи телекоммуникационной отрасли. Ровно через месяц НКРСИ на своем заседании отказалась лишать лицензии «МТС-Украина».
Кроме этого решения, «второй» состав НКРСИ запомнился так и невыполненным обещанием подготовить условия для проведения тендеров на 3G-частоты до 31 июля, увольнением главы УГЦР Павла Слободянюка и утверждением новой редакции устава УГЦР.
Назначение «третьего» состава НКРСИ произошло, можно сказать, еще более кулуарно, чем «состава Турчинова». 23 июля появилась неофициальная информация о том, что члены госрегулятора написали заявления и менее чем через неделю Порошенко без каких-либо консультаций с представителями отрасли назначил новый состав госструктуры. Очевидно, новому составу выпала честь реализовать постановление Президента о запуске 3G до ноября 2014.
Однако, как показывают события последних дней, уложиться в поставленные Президентом сроки НКРСИ вряд ли сможет. Операторы и чиновники пока очень далеки от согласования цены за лицензии и конверсию РЧР, а также условий аукциона. На исполнительском уровне среди чиновников не прекращается саботаж и затягивание процесса. В который раз запуск новых технологий упирается в нежелание бизнеса и чиновников идти друг другу на компромиссы.
До 15 августа осталась неделя, однако в актив нового состава НКРСИ можно занести лишь отмену запуска MNP и назначение гендиректора УГЦР. Впрочем, стоит отметить и одно весьма характерное решение, в котором НКРСИ просит АМКУ проверить «Укртелеком» с целью решения проблемных вопросов доступа операторов и провайдеров к кабельной канализации электросвязи (ККЭ).
Несмотря на весьма сжатые сроки и текущие разногласия чиновников и операторов относительно запуска 3G у новой команды НКРСИ при правильной постановке дела не будет, и не должно быть препятствий для достижения поставленных Президентом задач, считает Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению Киевстар. «Мы надеемся, что новым составом НКРСИ эти задачи будут реализованы игосударство наконец то преодолеет проблемы цифрового разрыва», ― говорит он.
В свою очередь, Дмитрий Фурман, директор по корпоративным регуляторным и юридическим отношениям мобильного оператора life:), считает новый состав НКРСИ скорее прогнозированным шагом Президента, чем неожиданностью. «Мы надеемся, что он назначен для ускорения процессов по выдаче 3G -лицензии и для полного выполнения указа президента 613/2014 года», ― отмечает Дмитрий Фурман.
Противоположной точки зрения придерживается Роман Химич, представитель экспертной группы Netton.Telecom. Он не считает, что указ Порошенко о внедрении 3G и назначение им нового состава НКРСИ являются единым замыслом и выражением политической воли высшего руководства страны по запуску новых технологий. «С одной стороны Порошенко выстраивает собственную вертикаль ориентированых на него чиновников. С другой ― пытается осуществить те шаги в данной области, которые он или его команда считают необходимыми», ― говорит эксперт.
Он убежден, что ввиду особенности устройства украинского государства, органы власти, даже узкоспециализированные как, например, НКРСИ не рассматриваются правящим классом как институции, призванные обеспечить устойчивость, преемственность и непрерывность процесса государственного управления. В нашей стране органы власти рассматриваются, как инструмент «решения вопросов». «Поскольку эти вопросы имеют, как правило, непубличный и шкурный характер, поручить их решение можно только лично доверенным, надёжным людям», ― утверждает Роман Химич.
- Информация о материале
Дилеммы войны
Война — это время, когда нет однозначных оценок. Нет черного и белого. Нет единой шкалы, которой можно измерить творящийся вокруг хаос.
Это потом, когда победители напишут свою историю, все будет выглядеть просто и дуально. Вот свои, вот чужие. Вот герои. Вот враги. Вот предатели.
Но здесь и сейчас, в водовороте горя и смерти, все зыбко и переменчиво.
…Перед шлагбаумом замер длинный ряд машин. На стеклах — рукописные таблички "Дети". Некоторые написаны таким корявым почерком, как будто сами дети себя и подписали.
Дети… Они очень сильно изменились. Терпеливо сносят удушливый зной в наглухо задраенных авто. Достав бутылку с водой, первым делом поят своих младших братьев и сестер. Потом — собак и кошек (да, многие во время бегства из зоны боев увозят своих животных). И только потом пьют сами.
Любые трудности сносятся терпеливо. Кроме одной — мучительных сомнений. Выпустят ли из города? Получится ли выехать? Не попадем ли под обстрел? Что ждет нас "там"? И это "там" для каждого свое: гостеприимные родственники, лагеря для беженцев, terra incognita, о которой известно только одно — там нет войны.
Где-то впереди, слева и справа грохочет бой. Когда снаряды рвутся совсем близко, им вторит детский плач, женские крики, ругательства шепотом и поскуливание домашних питомцев.
С ближайшего блокпоста прибегает взмыленный боевик:
— Так, мы с этими договорились! "Окно" на полчаса! Давайте, валите все отсюда…
Это ведь плохо — договариваться с врагом? Наверное, да. Но если эта договоренность спасает чью-то жизнь, выводит из-под обстрела мирных жителей?
Тем, кому из уютного далека показывают карту со стрелками, обозначающими продвижение наших войск и освобождение городов, тяжело принять мысль, что контакты между враждующими сторонами бывают не только огневые.
Но они есть, эти контакты.
Обмен пленными, взаимно оговоренные паузы в артиллерийских дуэлях, негласные соглашения о том, чтобы пропускать в обе стороны грузовики с продуктами, рейсовые автобусы и беженцев.
Легко демонизировать врага, когда видишь его только по телевизору. Или сквозь прицел.
Но когда линия фронта проходит через твой двор, твою улицу, твой город, начинаешь понимать: с обеих сторон — люди. Просто люди. Очень разные, и в большинстве своем, не самые плохие. И если уж так необходимо кого-то ненавидеть, то на самом деле ненавидеть нужно того или тех, кто вынудил не самых плохих людей убивать друг друга.
Самая страшная ошибка на войне — всех "своих" огульно считать хорошими, а всех "чужих" — плохими.
Это стремление провести четкую линию порождает непонимание, отторжение, а затем — злость и новую ненависть. И тем самым предопределяет, что рано или поздно все повторится снова…
На войне каждый делает личный выбор. Наедине с собственной совестью. Ударная волна сметает не только оконные стекла в домах, но и все наносное в душах. Каждый становится тем, кем был изначально, хоть, возможно, и не знал всей правды о себе.
Одни боевики с веселым ржанием разворачивают минометы в жилых кварталах и лупят в сторону позиций украинской армии, провоцируя ответный огонь. Как это было в соседнем дворе прошлой ночью.
Но другие помогали вывозить детей из школ-интернатов в Мариуполь. Ругались с соратниками, вплоть до матерных угроз и воинственного клацанья затворами. И переживали не о том, чтобы сироты и инвалиды не достались "укропам", а о том, чтобы малыши попали туда, где море, солнце и тишина.
Но вот еще одни другие, которые эвакуировали из обстрелянных районов Шахтерска семьи с маленькими детьми. Освободили одно из ранее занятых боевиками студенческих общежитий для беженцев. Приставили к ним охрану.
И вот этим вторым легко, наверное, желать смерти из Киева, но куда сложнее — из Донецка.
Это прозвучит удивительно, но даже в давно, казалось бы, освобожденном Славянске многие жители вспоминают стрелковских "ополченцев" с добрыми чувствами. По той простой причине, что они, в отличие от милиции, всегда высылали группы быстрого реагирования в наркоманские притоны и прочие места скопления люмпена. Вопрос решали по-военному просто: всех, кто "мешал жить", забирали на рытье окопов и прочие тяжелые работы, которых на фронте всегда предостаточно.
Но туда же, на эту каторгу, попадали совсем случайные люди. Те, кого сдавали соседи, а, бывало, что и родственники.
Точно так же, как сейчас соседи и родственники радостно сдают "сепаратистов" украинским правоохранителям.
…Дежурная часть горотдела милиции недалеко от линии фронта. Двое. Он — доставленный из камеры одутловатый здоровяк. Из тех, кто любит пиво, рыбалку, группу "Любэ" и вешать ковры на стену. Она — немолодая женщина с высохшим и рано постаревшим лицом: морщины и горькие складки в уголках губ. Жена.
Оглядываясь по сторонам, она сует мужу вместе с передачей несколько листов бумаги с печатями:
— Смотри, я договорилась через двоюродную сестру своей кумы, она в больнице работает. Помнишь? Короче, сделала тебе справку, что ты в больнице лежал в тот день, когда якобы был на баррикадах…
— Сосед, сволочь… — гудит в ответ здоровяк.
Кого здесь считать плохим? Эту издерганную тетку, изготавливающую мужу липовые справки? Ябеду-соседа? Или государственных мужей, панически боящихся распространения войны на другие регионы?
Самое тяжелое — что понимаешь каждого.
Даже "беркутов", которые под Славянском, на всякий случай, пакуют тебя в наручники и везут в багажнике в милицию только потому, что ты — из Донецка. У них все просто, они провели для себя линию фронта: там — враги.
Война — это вообще время понимания.
Понимания того, о чем раньше не очень-то и задумывался.
Теперь как никогда отчетливо понимаешь, что люди в Грозном не делились на чеченцев и русских, сторонников и противников независимой Ичкерии. Все они стали просто людьми. Все с одинаковой болью смотрели на развалины своих домов. Разгребали завалы, под которыми осталась их прошлая жизнь. По-звериному выли над телами родных и друзей.
Даже понимаешь, зачем они потом устраивали теракты. Пусть эти, сытые и благополучные, поднимавшие бокал за успехи своей армии в ресторанах мирных городов, почувствуют, что это такое — война в собственном доме. Пусть узнают, как это — вздрагивать от любого громкого звука, не слышать, а чувствовать всем существом свистящие вокруг осколки…
Потом, когда все закончится, нужно быть готовым к тому, что не все будут приветствовать украинскую армию как освободителей.
Трудно будет радоваться тем, чьи дома сегодня разносит снарядами. Тем, кто по ночам лежит на полу в коридоре, беззвучно молясь неизвестно кому: только бы не попало, только бы не вылетели стекла, пусть пронесет сегодня…
А вокруг — ад. Ярко-голубые вспышки разрывов, откуда-то тянет гарью, где-то по соседству уже весело пляшет пламя пожара. После очередного залпа гаснет свет. По улице бегают с фонариками соседи, в панике позабыв напрочь, где здесь убежища. В отключившемся холодильнике портится (очередной) запас продуктов.
И только потом, когда грохот стихает и стены перестают дрожать, осознаешь сюрреализм новой дилеммы: от чьего снаряда приятнее умереть?
Становится понятным даже чужое непонимание. Видимо, таковы все локальные конфликты: за сотню километров — совсем другая жизнь. Спокойная, мирная. Люди гуляют, смеются. Пускают фейерверки и смотрят с удивлением, когда после первого хлопка вскакиваешь и бросаешься в сторону. Хихикают, когда возвращаешься — забыл расплатиться в кафе. Крутят пальцем у виска, когда уходишь с открытого пространства, заслышав в небе гул самолетного двигателя.
А ты долго-долго объясняешь нечто очевидное для себя. Пока не вспоминаешь чудную одесскую манеру отвечать вопросом на вопрос.
— Скажи, если бы в твоем Киеве (Львове, Николаеве, Днепропетровске) творилось такое, ты бы уехал?
— Нет, конечно! Я бы остался и пытался что-то сделать!
— Вот и я — нет…
А когда твои земляки, разнесенные вихрем войны по разным уголкам этой и не только страны, уговаривают не возвращаться в Донецк, становится даже немного смешно.
Потому что точно знаешь, что будет дальше.
Обязательно после несколько рюмок или бокалов наступит момент, когда твой собеседник взглянет в ночное небо, помолчит. И тоскливо выдохнет:
— Господи, как же хочется домой…
- Информация о материале
Страница 977 из 2102
