Правительство обещает гражданам Украины территориально-административную реформу и последующую децентрализацию власти. В марте-апреле текущего года, в преддверии Крымского, Луганского и Донецкого волеизъявлений, такие заявления интенсивно муссировались в медиа-пространстве и в широких слоях общественности. С одной стороны, это было попыткой сохранить территориальную целостность страны, путем предоставления расширенных полномочий местному самоуправлению, с другой — апробировать в массах децентрализацию, как новую, более европейскую и демократическую форму диалога между властью и народом.
Анонсируя курс реформы, которая стартует в будущем году, премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что облгосадминистрации – рудимент прошлого. Он инициировал создание исполкомов, избираемых и подотчетных советам: «Исполкомы должны взять на себя всю полноту ответственности за состояние дел в каждой области. Это обеспечит в первую очередь подотчетность тех людей, которые будут распоряжаться местными ресурсами, непосредственно перед местной общиной».
Речь идет об усилении местного самоуправления, которое получит полномочия и финансы: местные советы создадут исполкомы. А государственные администрации, руководители которых назначались из Киева и были реальными центрами власти в регионах, в новой системе будут выполнять лишь функцию контроля над законностью решений органов местного самоуправления. С будущего года содержание системы образования и здравоохранения, защиты правопорядка и пожарной безопасности — перейдут на баланс органов местного самоуправления. Такая же участь ожидает коммунальные хозяйства, социально-экономическую инфраструктуру, благоустройство и содержание коммуникаций. По задумке главы правительства, центральные органы управления, избавленные от потока местечковой проблематики, смогут более качественно и с большей отдачей, решать стратегические задачи всеукраинского значения. К ним будут относиться вопросы внешней и внутренней национальной политики, обороны и вооруженных сил, макроэкономики, финансового оборота отечественной и иностранной валюты, судебной системы, управления и содержания транспортных артерий и другие насущные потребности государства.
Окно в Европу
«Украине, определенно нужна децентрализация. Местные и региональные проблемы должны решаться на соответствующем уровне местными и региональными властями с учетом интересов населения. Реформа системы местного самоуправления является одним из важнейших приоритетов для новых властей Украины, и проводить ее нужно на основе Европейской хартии местного самоуправления. Такая реформа позволит новым властям завоевать поддержку населения и преодолеть недоверие некоторых социальных групп», – заявила председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Анна Брассер.
Опыт благополучных государств и успешно развивающихся стран, и федеративных и унитарных, свидетельствует об эффективности такой модели общественного и экономического партнерства населения и власти. Страны Евросоюза неоднократно делали попытки помочь Киеву оптимизировать систему государственного менеджмента. Но скорее верблюд пройдет через игольное ушко, нежели туша отечественной номенклатуры втиснется в четко выверенные двери еврозоны.
Например, в Польше, на трехсоттысячный город, приходится всего 29 сотрудников муниципалитета, тогда как на Украине, в горисполкоме любого аналогичного областного центра, в поте лица, изнемогая от хороших зарплат, трудится около 300 человек. Децентрализованная модель администрирования существенно минимизирует накопление критической массы нерешенных проблем на местах, которые центр не в состоянии быстро и эффективно решить без детальных знаний специфики населения и региона.
Если взять за пример попытку устранения какой-либо трудности коммунального характера, то в Украине это превращается в эпическую трагедию. Большинство отечественных чиновников на местах, в силу своих рахитичных полномочий, выявив проблематику и сообщив о ней вверх по инстанции, достаточно быстро о ней забывают. Они знают: пока запрос поступит из района в областную администрацию, пока его там рассмотрят — может пройти месяц-другой. Если сотрудники обладминистрации не рискнут принять какое-либо решение и перенаправят запрос дальше и выше — может пройти еще месяц. Столько же времени пройдет от момента, когда чиновники из центрального аппарата сподобятся разобраться в ситуации и направить свои вводные и до получения их адресатом. В итоге, любой, даже копеечной трудности, вопрос может полгода вязнуть в передаточных шестернях бюрократического аппарата, чтобы попасть на рассмотрение к чиновнику, лишенному непосредственного и объективного понимания глубины проблемы.
Европейскому сознанию чуждо наше постсоветское понимание чиновничества как высшей касты. Европейца нельзя убедить в целесообразности содержания громадной армии чиновников, 9/10 из которых не занимаются принятием принципиальных решений или выполнением конкретных функций, а только переадресовывают бумажные потоки, и за это получают хорошее жалованье, приличные надбавки за выслугу лет и усиленную пенсию. Избавить бюджет от содержания ненужных и неэффективных нагрузок, и превратить легионы чинуш в самодостаточное и экономически воспроизводящееся население рекомендуют нашему правительству партнеры по евроинтеграции. Все понимают трудность и болезненность этого процесса, но позитивный опыт Грузии и Польши убеждает, что, в долгосрочной перспективе, это не только окупится, но и облегчит бытовую и предпринимательскую жизнь большинству украинцев.
Экономическое чудо
Делегирование столицей ряда прав и полномочий территориальным единицам самоуправления, помимо десятикратного удешевления содержания бюрократического аппарата, дает множество иных позитивных преимуществ и стимулов для повышения экономической конкурентоспособности жителей территориальных единиц.
На сегодняшний день, все фискальные средства направлялись в центральный бюджет, а затем перераспределялись сверху вниз. В результате, только три из 27 административно-территориальных единиц Украины – Харьковская, Полтавская, Днепропетровская области – не нуждались в дотациях. Еще три – Сумская, Черкасская и Львовская – перечисляли в госбюджет столько же, сколько получали. Все остальные регионы, включая Донбасс, так и остаются дотационными.
Расширение полномочий органов самоуправления сможет изменить ситуацию к лучшему как в самодостаточных, так и в дотационных областях. Если при переходе на децентрализованную модель администрирования местные власти будут оставлять в своих бюджетах часть централизованных налогов, в частности — НДС. С одной стороны это финансово поддержит депрессивные регионы и призовет налоговые структуры к более прозрачной и объективной фискальной деятельности. С другой — улучшит диалог с местной производственно-финансовой элитой, которая, вместо денег уходящих неизвестно куда, сможет видеть реальные инфраструктурные улучшения там, где куется прибыль. То же самое можно сказать и о налоге на прибыль с предприятий, который, в нынешних условиях, проходит мимо местных бюджетов.
Если решения местных советов, максимально будут соответствовать интересам жителей и приниматься под их жестким контролем то львиная доля теневых схем будет фактически уничтожена. Такое коррупционное явление как губернаторский протекционизм превратится в пережиток и раскрепостит предпринимательский потенциал на местах. Децентрализация лишит столичных ставленников механизмов влияния на ценообразование закупок товаров и сырья и не позволит залетным коммерсантам, с помощью взяток региональным вождям, вытеснять местных бизнесменов с рынка.
Нам же остается только одно — дожить до этой реформы, научится жить более самостоятельно и попытаться максимально использовать их потенциал на пользу общества.