Главная
Прифронтовой мир
Харьков — город, привычно и достаточно уютно чувствующий себя в позиции приграничья, порубежья, перекрестка дорог с XVII века и до наших дней. Сегодня город снова на рубеже. Еще летом практически на южных окраинах области шли бои, под райцентром Изюм базировался штаб антитеррористической операции. Город привык к вертолетам, везущим в военный госпиталь раненых с недалекой войны. Заводы города выпускают и ремонтируют бронетехнику для фронта. На ближних полигонах обучаются войска. И непрерывно — с середины лета — город захлестывают волны беженцев с востока. Город сживается с положением прифронтового.
По мнению некоторых наблюдателей, именно Харьков стал тем рубежом, о который разбились иллюзии идеологов «русского мира». Еще в прошлом марте город не слишком отличался от Донецка или Луганска. Над зданием областной государственной администрации дважды поднимался флаг соседнего государства, не слишком внятно, но была объявлена «Харьковская народная республика», молодые люди спортивной наружности избивали сторонников немногочисленного харьковского Евромайдана. Тем не менее, за неполных 11 месяцев Харьков прошел очень долгий и непростой путь от территории, готовой взорваться в любой момент, до надежного форпоста Украины на восточных рубежах.
С первых дней киевского Майдана Харьков раскололся. С одной стороны, пусть и небольшой, но стойкий харьковский Евромайдан собирался у памятника Шевченко не от случая к случаю, а ежедневно. С другой — губернатор области Михаил Добкин и мэр города Геннадий Кернес выводили на центральную площадь Свободы тысячные антимайданы коммунальных работников, учителей и заводских рабочих. С одной стороны, по городу бродили компании так называемых «титушек» с бейсбольными битами и арматурой, с другой, на защиту Евромайдана зимой вышли харьковские «ультрас» — тренированная в многочисленных «махачах» торсида команды «Металлист». Да и харьковская милиция, в отличие от многих других городов Украины, скорее старалась не допустить столкновений Майдана и Антимайдана, чем разгонять майдановцев. Единственное столкновение митингующих с милицией произошло 19 февраля под Харьковской академией внутренних войск, где бойцы «Беркута» действовали в тандеме с «титушками».
Бытует мнение, что Харьков — город «ментовский». Это не лишено определенных оснований — три вуза, исправно поставляющих дипломированные кадры для системы МВД, традиционно высокий процент правоохранителей среди депутатов всех уровней, столь же традиционно высокая степень коррумпированности всех правоохранительных структур. Вот и организацией харьковских «титушек» занимались в основном сотрудники городского отдела милиции, вербовавшие криминальный контингент. Но, как сказал однажды знакомый майор: «Вот они сейчас все это из щелей повыпускали, а кто потом загонять будет?!» Во время самых напряженных событий марта-апреля в Харькове не захватывали ни одно здание, кроме дважды переходившей из рук в руки областной госадминистрации. Не было захвачено ни здание СБУ, ни областное управление милиции, ни один райотдел — а значит, в руки потенциальных создателей «ХНР» не попало оружие.
Для назначенного новой революционной властью министра внутренних дел экс-губернатора Харьковской области Арсена Авакова именно родной город стал, пожалуй, самой серьезной проверкой «на вшивость». Во всяком случае, сам Аваков явно это так и воспринимал. Должность начальника Главного управления МВД в области занял безусловно «человек Авакова» — Анатолий Дмитриев. Многие ожидали стремительной чистки именно харьковской милиции и столь же стремительного разворачивания в Харькове большой «охоты на ведьм». Оба ожидания не оправдались. Дмитриевым министр еще достаточно долгое время руководил практически «в ручном режиме», очищение рядов до начала АТО происходило не слишком активно, а поспешная попытка быстро «закрыть» главных врагов времен пребывания министра в оппозиции — мэра Кернеса и губернатора Добкина — с треском провалилась.
Весенняя ситуация безусловно наложила свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь города. Смещенный с должности Михаил Добкин быстро окунулся в президентскую предвыборную кампанию, словно бы и не делая основную ставку на родной город, скорее, разъезжая по соседним регионам. А вслед за президентской предвыборной настал черед выборов Рады, и Добкин окончательно перенес центр своей активности в столицу. Что же касается Геннадия Кернеса, то, как известно, судьба мэра совершила несколько весьма драматичных поворотов. Вернувшись в Харьков из двухдневной отлучки после февральского «Съезда депутатов Юго-Востока», Кернес резко поменял риторику. Вообще явление мэра в Харьковском аэропорту 23 февраля оставило неизгладимое впечатление. Наверно, единственный раз за все время на посту этот новый Кернес четко и внятно отвечал на поставленные вопросы, почти радостно сообщил собравшимся, что «Янукович остался в прошлом» и заявил, что покидать Харьков не намерен ни в коем случае, а, напротив, намерен положить все силы на благо городской громады. Видимо, смена курса объяснялась влиянием нескольких факторов — и настоятельными рекомендациями Игоря Коломойского «попридержать коней», и списанием с «парохода современности» когда-то весьма благоволившего харьковскому мэру бывшего президента, и, возможно, попытками торговаться с еще слабой и неуверенной новой властью в Киеве. В бурных марте и апреле Кернес какое-то время явно брал пример с Рината Ахметова — регулярно общаясь с нарушителями спокойствия из числа сторонников Антимайдана и всячески демонстрируя, что никто, кроме него, не может с ними договориться. Однако среди явных лидеров пророссийского движения в Харькове Кернес авторитетом не пользовался. Все чаще звучало мнение о том, что он «продался хунте», торгуется с ней, и несколько раз мэр был вынужден покидать акции под крики «Позор!» и «Предатель!» Тем не менее, в этой непростой ситуации Кернес занял привычную для себя позицию единственного харьковского политика, способного влиять на ситуацию в городе, а значит — единственной перспективной фигуры для любых переговоров. Этот имидж Геннадий Кернес тщательно выстраивал практически все время своего пребывания на посту городского головы. И такую позицию он всегда старался занимать по отношению не только к центральной власти, но и к представителям местной элиты. Не секрет, что многие вопросы в городе невозможно решить без личного вмешательства мэра. Которое вовсе не обязательно должно быть обусловлено материальной заинтересованностью. Кернес много лет выстраивает отношения в городе так, чтобы всем было понятно, у кого обязательно нужно просить помощи и разрешения. Насколько справедливы многочисленные обвинения оппонентов Кернеса в организации им банд «титушек» и негласной поддержке сепаратистов — остается под вопросом. Однако трудно не заметить, что после знаменитого покушения на мэра ситуация в Харькове практически успокоилась — вплоть до его возвращения из израильской клиники. А с возвращением мэра в городе наступило обострение.
Покушение — это отдельный сюжет, видимо, требующий отдельного исследования. Широкий спектр версий включает в себя и предположение, что мэр пострадал как раз за свою «проукраинскую» позицию с поиском «российского следа», и отголоски чисто «деловых разборок» с бывшими соратниками по бизнесу, и даже предположение о том, что покушение на себя пострадавший организовал сам, когда над ним сгустились тучи уголовного расследования, просто что-то не сложилось, и ранение оказалось тяжелее, чем было задумано. Сам Геннадий Адольфович еще на больничной койке обвинил в покушении Арсена Авакова и Игоря Балуту, каковой версии стойко придерживается до сих пор. Балута обиженно утверждает, что именно они с Аваковым сделали все для того, чтобы как можно быстрее отправить раненого мэра на лечение за границу, и им ничего не стоило не усердствовать — если уж они были заинтересованы в смерти Кернеса.
После ранения здоровье Кернеса, видимо, действительно серьезно пошатнулось. Инвалидное кресло, одутловатое серое лицо и не всегда внятная речь поубавили мэру Харькова харизмы. Количество сессий городского совета резко уменьшилось, да и не на каждой сессии мэр присутствовал до конца. Конечно, и сейчас случаются привычные для харьковчан яркие моменты вроде недавней перепалки в сессионном зале с Инной Богословской, однако приходится констатировать, что случается такое намного реже. Впрочем, порой можно заметить, что состояние здоровья мэра улучшается и ухудшается в странной зависимости от состояния всевозможных досудебных расследований, в которых так или иначе фигурирует сам мэр и структуры горсовета. Многие наблюдатели сходятся во мнении, что пытаться «сшить» дела против Добкина и Кернеса с политической окраской было абсолютно ошибочным шагом. Видимо, единственно правильная стратегия борьбы с этими оппонентами режима была выбрана и начала осуществляться лишь к концу года. На данный момент прокуратура Харьковской области начала уже 7 уголовных расследований в отношении должностных лиц коммунальных предприятий горсовета по подозрению в разворовывании бюджетных средств по одинаковой схеме — через фиктивные предприятия-контрагенты.
Если же вернуться к событиям весны, необходимо признать, что в довольно короткое время новой власти удалось произвести несколько действий, быстро стабилизировавших обстановку в регионе. Еще в апреле удалось в значительной степени перекрыть границу с Россией. Во всяком случае, десант оттуда на харьковский берег более не высаживался, и стало ясно, что без поддержки представителей «братского народа» пророссийские акции собирают в Харькове не более 300–400 человек. В ночь на 7 апреля после второго штурма обладминистрации пророссийскими митингующими и пожара на первом этаже здания приехавший в родной город министр внутренних дел командовал операцией прибывшего из Центральной Украины спецподразделения МВД «Ягуар». В здании были арестованы 70 особо рьяных активистов. ОГА взяли под охрану сотрудники милиции из других областей страны. Милиция и СБУ начали задерживать харьковчан, подозреваемых в сепаратизме. Некоторых впоследствии обменяли на украинских пленных. Нескольких суды отпустили под залог, оплаченный бывшим нардепом Олегом Царевым, и они скрылись в основном на территории России. Туда же отбыли не задержанные, но опасавшиеся ареста лидеры пророссийского движения.
В результате принятых мер город действительно зажил поспокойнее. Без эксцессов и нарушений прошли выборы президента, начали работать для фронта и победы военные заводы, в городе разворачивалось волонтерское движение. Именно то, что в традиционно «региональном», русскоговорящем и ностальгирующем по Союзу Харькове на поверку оказалось так мало людей, действительно готовых воевать «за Россию», явилось, пожалуй, главным отличием этого региона от соседнего Донбасса. Кроме того, сторонникам Евромайдана удалось провести в городе несколько действительно многочисленных (до 10 тысяч человек) проукраинских акций, весьма наглядно продемонстрировавших, что Харьков Путина отнюдь не ждет и вполне дружно подхватывает знаменитую кричалку своих «ультрас». Да и сброшенный 28 сентября с постамента самый большой в Украине памятник Ленину, похоже, изрядно придавил мечты о «русском мире».
На настроения харьковчан особенно повлияла близкая война. Во-первых, у большого количества не слишком жалующих новую киевскую власть харьковчан перед лицом открытой агрессии включились как раз те «центры», к которым так долго апеллировала российская пропаганда. В сознании советского и постсоветского человека со времен Великой Отечественной войны накрепко закреплена максима: агрессор всегда неправ. Немолодой полковник-танкист в отставке, на волонтерских началах обучающий танкистов на полигоне под Харьковом говорил: «Мой родной язык — русский, я родился на Востоке Украины, но когда враг напал на мою страну, я не могу остаться в стороне». А потом в пронзительно-мирный, зеленый, яркий, фонтанный летний Харьков начали прибывать беженцы. Из Славянска, Краматорска, потом — из Луганска и Донецка. Они принесли с собой рассказы об обстрелах, гибели близких, мародерстве, потере дома. Они говорили: «Берегите свой мир! Берегите свой дом! Мы свой потеряли»... Харьков их услышал, количество сторонников «русского мира» опять резко сократилось.
С назначением новой администрации и руководителей силового блока расклад сил начал напоминать времена после оранжевой революции: «региональные» городской и областной советы и проукраинская обладминистрация. И еще ярче, чем в то время, проявилась в городе общеукраинская беда — кризис элит.
Сложно не заметить, что практически все «люди Авакова», занявшие в области ключевые посты, — фигуры неяркие, до назначений не слишком заметные, вызывающие много вопросов. Назначенный 2 марта председателем областной государственной администрации 43-летний Игорь Балута при Авакове-губернаторе занимал скромный пост начальника главного управления труда и соцзащиты населения. По поводу этого назначения ходило много слухов — от того, что Аваков расплатился должностью за потерянные семьей Балуты средства, вложенные в уничтоженный аваковский банк «Базис», до того, что Балута является компромиссной фигурой, на которую согласился Кернес, имевший с новым губернатором общие деловые интересы. Впрочем, гипотетические «деловые интересы» не помешали Геннадию Кернесу называть Игоря Балуту одним из двух (наравне с Аваковым) заказчиков покушения на него.
Двое из трех заместителей нового губернатора также были выходцами из старой «аваковской команды». Игорь Райнин — экономист, в прошлом депутат облсовета от партии «Батькiвщина», занимавший при Авакове должность заместителя начальника главного управления экономики. Юрий Георгиевский — адвокат, в госуправлении замечен не был, но участвовал в качестве юриста в нескольких хозяйственных конфликтах, интерес к которым проявлял Аваков. Для обоих кресла замгубернатора стали неплохим трамплином — Георгиевский ныне начальник областного управления юстиции, Райнин — заместитель главы АП. Третьим заместителем Балуты был назначен доставшийся «в наследство от прошлого режима» Василий Хома. Это назначение вызвало многочисленные споры и конфликты в среде харьковской общественности, ему вменялось и бессменное нахождение на должности руководителя аппарата ОГА с 2002 года, и пост заместителя руководителя избирательного штаба Януковича на выборах 2010 года, и обвинение Евромайдана в провоцировании первого штурма обладминистрации в марте 2014-го. Однако когда Хома, не дожидаясь увольнения по закону «Об очищении власти», в октябре подал в отставку, Балута высказывал немало сожалений по этому поводу.
Возможно, несмотря на непростое положение прифронтового города, на перевалившее за сотню тысяч количество беженцев, на падение промышленности, гривни и благосостояния харьковчан, жизнь в городе сумела бы как-то устояться, но с середины лета в Харькове начались взрывы и стрельба из гранатометов. В основном на объектах, так или иначе связанных с АТО: военкоматах, военных частях, танкоремонтном заводе и даже трансформаторной подстанции госпиталя... Эти теракты происходили в основном глубокой ночью в достаточно безлюдных местах — риск поимки минимален, но и урон обычно невелик: дыра в стене или заборе, разрушенные ворота. Очевидной целью стрелков и подрывников было распространение паники.
Однако два теракта в этом ряду стоят особняком. 9 ноября взрыв прогремел в облюбованном проукраинской молодежью рок-пабе «Стена» в центре города. Взорвалась мина российского производства, оставленная одним из посетителей в сумке у барной стойки. В зале в этот момент было 22 человека, 13 из них получили ранения, двое — тяжелые, лишь по счастливой случайности никто не погиб. Спустя неделю СБУ сообщила о задержании по подозрению в причастности к взрыву 12 человек. У задержанных были изъяты автоматы и патроны к ним, гранаты, детонаторы, наборы для установки растяжек, а также 7 противопехотных мин с маркировкой российских производителей. «Контрразведка СБУ установила, что обезвреженная группа диверсантов была звеном в составе созданной, финансируемой и управляемой спецслужбами России сети террористических групп, целью которой была дестабилизация ситуации в регионе», — сообщили журналистам. По словам прокурора области Юрия Данильченко, с июля на территории области действует террористическая организация под названием «Харьковские партизаны» в составе не менее 10 диверсионно-разведывательных групп, снабжаемая и руководимая спецслужбами России. По данным СБУ, основной состав диверсионных групп — харьковчане, часть из них участвовала в Антимайдане, часть завербована уже ими. Несколько задержанных террористов сообщили, что проходили спецподготовку (минно-подрывную, снайперскую, диверсионную) в тренировочном лагере под Тамбовом (Россия).
Второй взрыв прогремел вечером 19 января около пешеходной дорожки, ведущей из здания Московского райсуда Харькова. В тот день в суде слушалось дело по обвинению «свободовца» Михаила Соколова, обвиняемого в незаконном обращении с оружием. Поддержать Соколова пришла группа проукраинских активистов. Взрыв прогремел, когда они расходились после судебного заседания. Сработало самодельное взрывное устройство, заложенное у основания установленного неподалеку рекламного щита и приведенное в действие дистанционно. Ранения получили 12 человек, несколько — тяжелые.
Эти два теракта отличают как особая дерзость исполнителей, так и изначальная направленность на поражение людей.
На этом фоне все чаще раздаются голоса о слабости власти в области, о недостаточной работе по защите города как от терактов, так и от возможной агрессии. Госадминистрацией недовольны и депутаты местных советов, и волонтеры, задыхающиеся без помощи в проблемах беженцев, обустройстве госграницы и снабжении армии. Похоже, Игорь Балута унаследовал от Арсена Авакова одну тревожную особенность — слухи о скорой отставке обоих циркулируют с момента назначения. Еще в ноябре многие источники уверенно заявляли, что отставка Балуты — дело решенное. Называли и имя преемника, несколько, впрочем, неожиданное. Вице-президент инвестиционной компании «Сигма Блейзер Украина», владелец группы телекоммуникационных компаний «Воля» 52-летний Валерий Дёма никогда не рассматривался в качестве игрока на политической арене. Попытка пройти в Верховную Раду от БПП по одномандатному округу №178, где Дёма проиграл брату Михаила Добкина Дмитрию, всерьез не воспринимается. Его общественная деятельность ограничивается членством в помогающем фронту благотворительном фонде «Мир и порядок». Дёма считался «кандидатурой от Порошенко». По словам инсайдеров, близким к Кабмину людям удалось уже после согласования этой кандидатуры заострить внимание как на отсутствии у Дёмы опыта в сфере госуправления, так и на его неоднозначной оценке сепаратизма. Так, в декабре 2014 года в интервью харьковской газете «Время» Валерий Дёма прямо говорил: «То, что мы легкомысленно называем сепаратизмом, на самом деле является социальным протестом». Впрочем, слухи о его назначении вскоре затихли и практически сошли на нет.
В последнее время снова возникла тема «решенной» отставки Игоря Балуты. На этот раз в преемники ему прочат бывшего зама, ныне заместителя главы АП Игоря Райнина. Сам Балута на эти слухи отреагировал постом в «Фейсбуке», где заявил, что находится на своем рабочем месте, а Райнин находится на своем, и они являются друзьями и соратниками. Ясности ситуации этот пост не добавил. Если это произойдет, можно будет сказать, что Харьков остается в «зоне влияния» партии Народный фронт и лично министра МВД. Впрочем, возможное возвращение Райнина в родные пенаты именно из АП позволяет местным наблюдателям уже его считать компромиссной фигурой, устраивающей как президентское окружение, так и Авакова с Кабмином. Некоторые горячие головы из числа общественных активистов теперь уже Райнина связывают с Кернесом, впрочем, не приводя сколь-нибудь весомых доводов в пользу этого предположения. Так или иначе, в обойме возможных кандидатов по-прежнему новички или вообще не засвеченные во власти фигуры, вряд ли способные представлять собой серьезную альтернативу старым аппаратчикам времен «прошлого режима».
Еще более ярким свидетельством кадрового голода новой власти является то, что на последних парламентских выборах партиям пропрезидентского крыла не только не удалось добиться победы своих кандидатов во всех, кроме одного, округах Харькова, но и даже выдвинуть в большинстве из них узнаваемых согласованных кандидатов. Именно этим, а не «ватным электоратом» прежде всего объясняется столь неутешительное для киевской власти голосование харьковчан на выборах. Жители Харькова традиционно тяготеют к сильной руке, озабочены благом малой родины больше, чем эфемерным благом государства, и ждут от центра внятных знаков понимания проблем региона. Вероятно, этот фактор может стать решающим в сохранении в регионе нынешнего политического расклада. Задуматься о такой перспективе стоило бы, прежде всего, центральной власти. С утратой полуразрушенными Донецком и Луганском своей роли восточного центра, таковым, безусловно, становится Харьков. Слабая власть, нерешенность острых проблем, сдача позиций пока еще сильному лидеру оппозиции в лице Геннадия Кернеса может привести к тому, что Харьков надолго станет потенциальным очагом напряженности, а не восточным форпостом единой Украины.
- Информация о материале
Генпрокуратура Украины расправляется с врагом Путина?
Как известно, 21 января нынешнего года бывшему руководителю государственного концерна «Укрспецэкспорт», ГПУ объявила о подозрении. Главного «оружейника» Украины времен президентства Виктора Ющенко прокуроры подозревают в хищении почти 7,5 млн долл США.
Об этом сообщил сам генпрокурор Виталий Ярема — цитирует пресс-служба ГПУ. При этом (ну как же, «тайна следствия»!) главный прокурор не детализировал, где и при каких обстоятельствах были украдены озвученные миллионы.
Согласно официозу, С. Бондарчуку объявлено подозрение по ч. 5 ст. 191 (завладение путем злоупотребления служебным положением чужим имуществом, совершенное по предварительному сговору группой лиц, в особо крупных размерах) и ч. 2 ст. 366 (служебный подлог, повлекший тяжкие последствия) УК Украины.
29 января судья Печерского райсуда Киева дал разрешение на задержание экс-руководителя «Укрспецэкспорта» и привода его в суд для рассмотрения вопроса о применении меры пресечения в виде содержания под стражей. Также был наложен арест на имущество подозреваемого — деньги в сумме 10 млн долл США в одном из украинских банков и 2 автомобиля «Range Rover» общей стоимостью более 2 млн грн.
Поразительно, что из всех руководителей компании — главного экспортера вооружений и боеприпасов — за последние десять лет у Генпрокуратуры и внявшего ей Печерского суда столицы вопросы (и жесткие решения) появились только к С. Бондарчуку — Герою Украины (награжден В. Ющенко в 2010-м), сумевшему вернуть нашу страну в десятку крупнейших экспортеров военной продукции в мире.
Тому самому С. Бондарчуку, чья подпись стоит под контрактами о поставках вооружений в дружественную Украине Грузию как накануне российского вторжения в эту страну в августе 2008 года, так и после него.
Помощь оружием
В частности, по прямому поручению президента В. Ющенко «Укрспецэкспорт» поставил в Грузию не только мощные артиллерийские системы, но и эффективные средства ПВО. Которыми вооруженные силы Грузии смогли нанести ощутимый ущерб авиации государства-оккупанта — России.
В частности, российская сторона официально заявила о сбитых грузинской стороной трех штурмовиках Су-25 и одном стратегическом бомбардировщике Ту-22М3. К которым позже неофициально «добавился» один Су-24М.
Грузинская сторона озвучила совсем иной порядок потерь россиян: 12 августа президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о 21 сбитом самолёте противника. Однако позднее министр обороны Грузии Давид Кезерашвили назвал другие цифры: «Давайте скажем так: сбито 14 самолётов, среди них стратегический бомбардировщик Ту-22. Это немало.»
Самолеты агрессора были сбиты ракетами «Оса-АК/АКМ» и «Бук-М1» (к августу 2008 года Украина поставила Грузии, по разной информации, от 2-х до 7 дивизионов ЗРК «Бук-М1», то есть почти половину из тех, что у нее были на вооружении. А еще — РЛС «Кольчуга», самая современная на тот момент. Сделано это было по прямому письменному распоряжению президента Украины В. Ющенко — А).
Украина помогла братской Грузии, позже подвергнувшейся нападению России, не только системами ПВО. Только в 2007 году Киев продает Грузии 200 ПЗРК «Стрела» и «Игла». В 2008 году — 74 танка Т-72, 8 боевых самолетов, боевые модули «Шквал», системы залпового огня «Град» и т.д. При этом поставки оружия в Грузию из Украины осуществлялись параллельно с такими же поставками из США, Израиля, Болгарии, Чехии, Польши.
Месть Кремля
Напомним, что 1 октября 2008 года тогдашний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко публично обвинила Президента Украины в «контрабанде оружия», поставленного по его прямому указанию в Грузию. Якобы поставки оружия были сделаны «в обход Кабмина» и по демпинговым ценам, из-за чего госбюджет не досчитался многих миллионов долларов. За этим обвинением последовала массированная кампания в российских СМИ по обличению Украины и ее президента В. Ющенко в якобы незаконных поставках оружия «агрессору», за которого путинский режим пытался выдать подвергнувшуюся нападению Грузию.
Параллельно с этим агенты российских спецслужб из числа депутатов Верховной Рады во фракции Партии регионов (Сергей Коновалюк и Владимир Сивкович) создали т.н. «следственную комиссию» Верховной Рады, целью которой была компрометация государства Украины и высшего руководства страны на мировой арене. А также попытка объявления импичмента Президенту Виктору Ющенко силами подконтрольных Москве депутатов ВР из фракций БЮТ, Партии регионов и КПУ.
При этом С. Бондарчук был многократно обвинен Россией в «контрабанде оружия» и оглашен persona non grata в РФ.
Ни одной из этих целей «комиссия» и стоявшие за ее созданием спецслужбы РФ так и не добились.
Зато вскоре стало известно о неудавшейся попытке отравления главы «Укрспецэкспорта» Сергея Бондарчука. Который, по неофициальной информации, в бессознательном состоянии бы вывезен для экстренного лечения за границу. По инсайдерской информации, спасали С. Бондарчука в той же самой австрийской клинике, где до этого спасли жизнь В. Ющенко от отравления диоксином.
Перипетии этого ЧП должны быть хорошо известны Валентину Наливайченко, председателю СБУ во времена президентства В. Ющенко, нынешнему главе СБУ.
Именно после этой, неудавшейся попытки убийства, о которой в окружении В. Ющенко однозначно говорили как о «руке Кремля», Сергей Бондарчук был награжден президентом высшей государственной наградой — ему было присвоено звание Герой Украины с вручением ордена Державы. А 5 ноября 2013 года «За огромный вклад в дело повышения обороноспособности и защиты независимости и суверенитета Грузии» Президент Грузии Михаил Саакашвили наградил С. Бондарчука орденом «Вахтанг Горгасали» I степени.
Месть Кремля или принципиальность Генпрокурора?
Возвращаясь к предъявленным С. Бондарчуку обвинениям со стороны ГПУ: нельзя исключить, что подчиненные В. Яремы действительно нашли в деяниях экс-руководителя «Укрспецэкспорта» реальный, неоспоримый криминал.
Но крайне подозрительно, что при этом Генпрокуратура под руководством генерала милиции Виталия Ярема не нашла криминала в деяниях всех других руководителей «Укрспецэкспорта» за последние 10 лет.
При этом Генпрокуратура не имеет претензий к Дмитрию Саламатину (2005-2010)- гражданину РФ и креатуре В. Януковича. Не имеет претензий к Дмитрию Перегудову (2011-2012, с коротким перерывом 2012-2013) — пьянице и казнокраду. Не имеет претензий к «донецкому» по рождению причастности к команде, ставленнику «семьи» Януковича Вадиму Кожевникову (2012).
Все названные лица причастны к развалу ОПК Украины, вытеснению Украины с международных рынков сбыта продукции военного назначения и присвоению бюджетных средств в особо крупных размерах. Вероятно — кработе на спецслужбы РФ. Но к ним у ГПУ вопросов нет.
Зато Виталий Ярема и возглавляемая им Генпрокуратура оперативно возбудила дело в отношении единственного «врага России» на посту руководителя «Укрспецэкспорта» — С Бондарчука. На С. Бондарчука, которого не смогли сломать и, вероятно, убить спецслужбы РФ. Какая завидная оперативность: в середине октября 2014 года дело возбуждено, а в январе 2015-го уже готово «подозрение» и санкция на задержание и арест активов! В то время как не расследовано ни одно дело в отношении столпов режима Януковича, а аресты их активов в Украине начались едва ли не в середине декабря 2014 года — спустя 9-10 месяцев после бегства последних в Россию. А телефонные переговоры Виктора Януковича следствие решило изучить почти через год после возбуждения уголовного дела!
Может быть, такое рвение Виталия Яремы объясняется не только тем фактом, что Сергей Бондаренко ненавистен Кремлю, но и тем, что экс-глава «Укрспецэкспорта» «посылал» Кабмин Юлии Тимошенко, дружившей в то время с Путиным и пытавшейся влиять на политику этой госкомпании? Ведь Виталий Ярема — выходец их фракции «Батькивщины» и был делегирован на пост Генпрокурора именно этой политической силой. Долгое время служившей «отстойником» для людей из ближнего круга того же Виктора Медведчука.
Чем не версия? И чем она хуже версии ГПУ о том, что С. Бондарчук украл у государства деньги? К тому же вторая версия никак не исключает первую.
Самое интересное, что даже режим Януковича ничего не смог «пришить» С. Бондарчуку, хотя такие попытки и были. У ГПУ времен президента П. Порошенко все может получиться — судя по беспредельному цинизму ее руководства.
- Информация о материале
Бесплатная правовая помощь: когда качество важнее
Не так давно ведущие юристы страны собрались в одном из столичных конференц-залов на международную конференция, чтобы обсудить проблему повышения ее качества. Дипломаты, адвокаты, судьи, работники социальных служб и центров, представители международных фондов, теоретики и практики юриспруденции – такова аудитория этого важного мероприятия. И всех их объединяет одна цель – выстроить в Украине настоящее правовое государство, где каждый будет иметь право на защиту своих прав и интересов.
Открыл конференцию директор координационного центра по оказанию правовой помощи Министерства юстиции Украины Андрей Вишневский, который обратился к присутствующим в зале коллегам. «Государство гарантировало своим гражданам защиту их прав и законных интересов. Поэтому сегодня перед нами стоит важное задание – обучить и отобрать достойных адвокатов, которые с гордостью будут заниматься своим делом», – отметил юрист. Он также подчеркнул, что конференция проходит в очень непростое для Украины время, и упомянул, что в зоне антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях сейчас защищают родину 14 юристов, из которых 11 – адвокаты и 3 – сотрудники центров по оказанию бесплатной правовой помощи.
Далее А. Вишневский рассказал об этапах развития системы бесплатной правовой помощи в Украине, об успехах за 2 года ее функционирования, о рисках, которые нужно преодолевать, а также о дальнейшем развитии системы: «Право человека на защиту – фундаментальное право, независимо от того, будут ли в дальнейшем доказаны факты инкриминированных ему правонарушений. Обеспечение реализации этого права в Украине стало нашим первым выполненным заданием с момента начала работы системы в 2013 г. Весь нынешний год и перспектива развития системы – обеспечение ее качества».
По мнению юриста, именно внедрение стандартов качества в работу адвокатов системы БПП позволит гарантировать всем ее клиентам качество услуг независимо от места их оказания. Впрочем, он подчеркнул, что сегодня существуют проблемы во взаимоотношениях с судебной системой и правоохранительными органами, которые стоят на повестке дня дальнейшего развития системы бесплатной правовой помощи. Тем более, что пока по сравнению с предыдущими годами просматривается негативная динамика в соблюдении процессуальных норм со стороны следствия, и это значительно усложняет работу стороны защиты. «Например, количество нарушений прав стороны защиты на конфиденциальную встречу с клиентом за последний год выросло на 17%. А количество случаев, когда время фактического задержания не совпадает с временем, указанным в протоколе о задержании, выросло на 20%», – сообщил юрист.
Глава офиса Совета Европы, представитель Генерального секретаря Совета Европы по вопросам координации программ сотрудничества СЕ Владимир Ристовски также выступил перед украинскими юристами. В своем приветствии он подчеркнул важность предоставления бесплатной правовой помощи именно как гарантии обеспечения базовых прав человека. «Это отличная практика, когда мы все можем обмениваться опытом в сфере соблюдения законодательства. Несомненно, это эффективно влияет на построение демократического развития общества», – сказал дипломат. Он высоко оценил ту работу, которую проводят центры по оказанию бесплатной правовой помощи в данной сфере.
О важности поднятых вопросов и их актуальности говорил и посол Канады в Украине Роман Ващук. Уроженец Канады, этнический украинец, он очень хорошо знает реалии, в которых существует наша страна, и особенности ее правовой системы. «Бесплатная правовая помощь – это отражение фундаментального человеческого права, которое гарантированно Конституцией Украины. Ее качество, очевидно, является чрезвычайно важным аспектом. Именно бесплатная правовая помощь – это светлый пример реального внедрения идеи закона в практику, которую чувствуют все клиенты центров по всей стране», – сказал Р. Ващук. Он заверил присутствующих, что Канада и дальше будет помогать украинским юристам и правозащитникам в их стремлении усовершенствоваться, и озвучил сумму в 10 млн канадских долларов, которые в течение 5 лет будут направляться на реализацию данной программы.
При этом спикер особо подчеркнул, что Украине нельзя копировать чью-то правовую систему или чей-то успешный опыт, потому что каждая страна должна развиваться по своему сценарию, но именно в таком диалоге можно будет выбрать те элементы международного опыта, которые лучше всего подойдут нашей стране. Посол также настаивал на том, что общая работа всех участников может привести к нормальному реформированию всех сфер. Говоря конкретно о правовой сфере, он с удовлетворением отметил, что в конференции принимают участие не только адвокаты или работники центров, но и представители Министерства внутренних дел, судьи различных судебных учреждений и др.
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Валерия Лутковская обозначила, что сегодня центры по оказанию бесплатной правовой помощи перешли от вопросов эффективности деятельности к вопросу качества оказания бесплатной правовой помощи. «Внедрение центров – это был беспрецедентный шаг в налаживании прав человека в рамках уголовного процесса», – отметила омбудсмен. и рассказала, что одним из новшеством будет возможность осужденных граждан получать также бесплатную правовую помощь.
Глава Национальной ассоциации адвокатов Украины и Совета адвокатов Украины Лидия Изовитова очертила главные аспекты сотрудничества между Ассоциацией, центрами по оказанию бесплатной правовой помощи и государственными органами. По ее мнению, есть еще ряд открытых вопросов, которые требуют срочного решения. Это и право свободного выбора защитника, и упрощение процедуры отчетности. При этом адвокат подчеркивала, что руководителями центров по оказанию бесплатной юридической помощи должны быть, прежде всего, юристы, а не просто менеджеры и управленцы.
Бесплатная правовая помощь – это помощь, которая гарантируется государством и полностью или частично предоставляется за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов и других источников. Основным нормативно-правовым документом в этой сфере является Закон Украины «О бесплатной правовой помощи», который регламентирует оказание такой помощи субъектам права на:
бесплатную первичную правовую помощь, которая охватывает предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений по правовым вопросам; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме процессуальных); предоставление помощи в обеспечении доступа человека ко вторичной правовой помощи;
бесплатную вторичную правовую помощь, которая включает защиту от обвинения, осуществление представительства интересов лиц в судах, других госорганах, органах местного самоуправления, перед другими лицами, а также составление документов процессуального характера.
С 1 июля с. г. планируется, что бесплатная правовая помощь будет предоставляться всем субъектам права на нее (в т. ч. в гражданских и административных делах, а также пострадавшим и свидетелям в криминальных делах) в полном объеме.
За последний год, а именно с 1 января 2013 по 30 ноября 2014 г., центрами по оказанию бесплатной вторичной правовой помощи выдано приблизительно 140 тыс. поручений адвокатам для оказания бесплатной вторичной правовой помощи. Таким образом, внедряя систему бесплатной правовой помощи, Украина приближается к ряду цивилизованных правовых государств, где закон и право идут рука об руку, где каждый гражданин чувствует себя защищенным, а если его право и было нарушено, он имеет непреложное право на помощь и защиту.
Виды правовых услуг, которые относятся к вторичной бесплатной помощи:
- защита от обвинения;
- осуществление представительства интересов лиц, имеющих право на БВПП, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами;
- составление документов процессуального характера.
Бесплатная первичная правовая помощь включает:
- предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений по правовым вопросам;
- составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме процессуальных);
- оказание помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации.
Расходы на систему БПП увеличили почти втрое
Госбюджетом на 2015 г. предусмотрено, что в текущем году расходы на систему бесплатной правовой помощи составляют 269,6 млн грн – в 2,9 раза больше, чем в 2014 г.
Госбюджетом предусмотрено увеличение расходов на оплату услуг и возмещение расходов адвокатов почти в 1,9 раза по сравнению с 2014 г., до 122,4 млн грн, а также увеличение расходов на развитие в 12,4 раза, до 57,5 млн грн.
Конкурс по отбору «бесплатных» адвокатов
Министерство юстиции Украины планирует в феврале – апреле 2015 г. провести конкурс для адвокатов, которые будут привлекаться к оказанию бесплатной вторичной правовой помощи. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Как ранее сообщала «ЮП», в ноябре 2014 г. были подведены результаты шестого отбора адвокатов. Все конкурсные этапы успешно прошли 323 человека.
Напомним, что с 1 июля 2015 г. адвокаты будут предоставлять бесплатную вторичную правовую помощь в гражданских и административных делах.
Опыт США
В США существует Офис государственного защитника. Его назначение возложено на суд первой инстанции. Граждане имеют возможность обратиться с соответствующим заявлением, образец которого можно получить непосредственно в суде. В нем следует указать только имя и адрес и поставить отметки о размере доходов или другие необходимые сведения. Это является основанием для принятия решения о назначении госзащитника, если заявитель соответствует требованиям к субъектам, которые имеют право на такую помощь. Если после проверки фискальными или другими уполномоченными органами будет обнаружен факт предоставления ложной информации, лицо обязано возместить государству стоимость средств, затраченных на такого защитника.
- Информация о материале
Депутат Святаш угрожает расправой судье высшего специализированного суда
Народный депутат и фактический совладелец корпорации «АИС» Дмитрий Святаш, проходящий ответчиком по целому ряду дел о злостном уклонении от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами, оказывает давление представителей Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
Об этом стало известно из заявления судьи ВССУ Галины Мостовой, которое 27 января было направлено начальнику Соломянского райотдела милиции РУ ГУ МВД Украины в городе Киеве.
Судья выступает докладчиком по иску «УкрСиббанка» о взыскании с Василия Полякова (партнера Дмитрия Святаша по корпорации «АИС» и бывшему коллеге по Партии Регионов) полученных кредитных ресурсов на $100 млн. Заседание ВССУ по данному делу должно было состояться 26 января, однако принять решения служители Фемиды так и не смогли. Когда процесс был в самом разгаре, они были вынуждены эвакуироваться из здания после звонка о минировании суда. Впрочем, столь вовремя поступившее сообщение об угрозе взрыва вряд ли удивило Галину Мостовую - на тот момент она, вероятно, уже догадывалась о том, что «АИСовцы» будут всеми методами противодействовать правосудию. Ведь ее «знакомство» с ответчиками началось накануне.
«23 января 2015 года на мой номер телефона поступил звонок с мобильного телефона неизвестного мне мужчины, который представился Святашем Дмитрием Владимировичем, народным депутатом Украины, и сообщил о том, что имеет намерение со мной встретиться по важному для него вопросу «, - пишет Галина Мостовая в своем заявлении. По ее словам, во встрече звонившему было отказано. После чего с того же номера поступило еще 6 звонков, однако судья не снимала трубки. Это не остановило собеседника, который стал забрасывать служительницу Фемиды сообщениями. «Судя по всему, мы друг друга поняли. Информационно: в ВССУ зашли 3 допуска по делу Поляков-Укриббанк после исчерпывающего решения в этом деле в Верховном Суде Украины. В Главке СБУ лежит мое и ряда моих коллег заявление о готовящемся преступлении в виде дачи взятки судьям ВССУ со стороны УкрСиббанка… В случае допуска с вашей стороны очевидно, кто взял деньги. Надеюсь на Вашу гражданскую и профессиональную позицию! С уважением, Народный Депутат Украины Святаш Д.В. P. S. Данный процесс будет максимально освещен в СМИ и передан под контроль активистов и Люстрационного Комитета Украины «, - передает правоохранителям содержание смс-сообщения Галина Мостовая. Не исключено, что она весьма скептически отнеслась к взывания к люстрационному комитету со стороны политика,который год назад поддержал диктаторские «законы 16-го января» (а они, напомним, включали в себя беспрецедентное расширение влияния судей). Тем не менее, сообщение было нею проигнорировано.
Впрочем, этим дело не закончилось. Так, 25 января - накануне заседания - с того же телефонного номера поступил еще ряд «смс-ок». В них, в частности, приводились ссылки на уже опубликованные в разных Интернет-изданиях статьи о готовящейся взятке Галине Мостовой со стороны истцов по указанному делу (рассмотрение которого, как уже сообщалось, было назначено на 26-е января). «Завтра с коллегами с этим идем к Президенту!!! Подумайте о судьбе вашего коллеги Киреева. Где он теперь? Подумайте «, - также говорилось в сообщении.
В своем заявлении в милицию Галина Мостовая напоминает о конституционных гарантиях неприкосновенности судей и уголовной ответственности за вмешательство в их деятельность с целью добиться вынесения неправомерных решений. «Прошу разыскать виновного и привлечь его к ответственности за совершенное преступление, предусмотренное ст. 376 УК Украины «, - обращается г-жа Мостовая к правоохранительным органам. Из достоверных источников также известно, что судья намерена обратиться в прокуратуру с требованием расследовать факт переноса судебного заседания, назначенного на 26 января текущего года по причине ложного минирования помещения суда. М остовая не исключает, что инициатором соответствующего анонимного звонка являлся также Дмитрий Святаш, которому был выгоден очередной перенос судебного заседания по столь резонансному делу.
Как известно, судебный конфликт между совладельцами корпорации «АИС» и «УкрСиббанком» длится уже более 3 лет. Банкиры требуют от политиков погасить долг по кредитам, которые в период 2007-2009 гг. были выделены подконтрольной им бизнес-структуре под залог имущества и личные поручительства бенефициаров. Все это время заемщикам удавалось получать нужные решения судов различных инстанций. И судя по поступающим в адрес судей угрозам, механизм влияния на Фемиду был достаточно прост.
Эксперты-экономисты и финансисты убеждены, что в сегодняшней Украине, как и при Януковиче, действуют двойные стандарты по отношению к заемщикам. «Рядовые украинцы вынуждены жить впроголодь, чтобы вернуть ипотечный кредит за квартиру, в которой живут всей семьей. А олигархату, близкому к Януковичу и его «смотрящему за правосудием» Андрею Портнову, списываются многомиллиардные долги. Система Портнова - раковая опухоль украинской Фемиды! Но она дает сбой, когда попадается честный судья. И таких судей новая, постмайданная Украина должна ценить на вес золота и защищать», - сказал на правах анонимности участник совещания общественных организаций, посвященного теме люстрации судейского корпуса.
Как известно, Дмитрий Святаш является одним из авторов «диктаторских законов 16 января» и палачей Майдана. Хитом Интернета в свое время стал видеоролик, в котором Святаш, призывавший к силовому разгону протестующих, молит народ «не убивайте меня».
- Информация о материале
Донбасс: эквилибристика на грани мира и войны
В действиях всех сторон, принимавших участие в конфликте на востоке Украины в минувшем году, есть нечто общее — они все, каждый со своей стороны, пытались разрубить донбасский узел одним махом.
В итоге к концу года стало ясно, что ни «блицкриг», ни быстрое установление прочного мира в регионе на данный момент невозможны. Второй очевидный вывод: «восточноукраинская проблема» должна решаться на международном уровне. Украинская власть предпочла бы ее обсуждать в «женевском» или «нормандском» форматах, но пока наиболее перспективным является «минский». Причина в том, что в «минском» формате в качестве посредника выступает ОБСЕ, в прочих — представители конкретных стран. В случае же дипломатической неудачи западным лидерам выгоднее переложить ответственность на международную организацию, чем брать ее на себя.
Впрочем, проведение переговоров в других форматах не исключено, но определяющим остается то, что именно минские договоренности рассматриваются как базовая модель для достижения взаимопонимания. По крайней мере, именно к ним апеллируют стороны конфликта — особенно когда упрекают противников в нарушении достигнутых соглашений.
Военные эксперты в большинстве своем уверены, что в зимний период эскалация конфликта в Донбассе маловероятна — именно по военным причинам. Соответственно, возможное обострение ситуации прогнозируют к весне. С другой стороны, это дает возможность за оставшиеся зимние месяцы предпринять ряд шагов к закреплению успехов в деле достижения перемирия. Кстати сказать, даже если обе стороны используют холодное время года для и наращивания сил, то тем самым в определенной степени обезопасят себя от попыток решения проблемы силовым путем — как раз из-за вероятности слишком высоких потерь с обеих сторон.
2015‑й должен стать годом пересмотра и выработки новой позиции украинской власти относительно неконтролируемых ею территорий. Судя по одобренной программе действий правительства, этот вопрос пока отложен на будущее, а точнее сказать — частично возложен на внешнеполитическое ведомство, ответственность за которое в итоге несет глава государства.
Есть вероятность, что участники конфликта в ближайшее время будут настолько поглощены решением собственных социально-экономических проблем, что сил, времени и ресурсов для противостояния у них просто не останется. Это, с другой стороны, не означает, что в Донбассе автоматически наступят мир и спокойствие. Ведь в вооруженное противостояние вовлечено слишком много рядовых участников, преследующих разнообразные цели: от бытовой мести до личного обогащения, многие из них игнорируют и Киев, и руководство самопровозглашенных республик. И здесь никуда не деться — условием для их возвращения к мирной жизни в первую очередь будет именно экономическая ситуация как в регионе, так и в Украине в целом.
Принятие же в конце осени решения о прекращении финансирования социальных выплат в регионе, по своей сути, тактически довольно болезненное решение. В 2015 году оно станет предметом для торга и переговоров — вопрос в том, какие именно уступки будут признаны приемлемыми и насколько эффективными окажутся усилия международного сообщества (прежде всего, речь о Европе) для разрешения конфликта.
- Информация о материале
Кто срывает мобилизацию в Украине?
Мобилизация — это волшебная лампа, показывающая всему обществу качество и эффективность работы власти. Ведь задача номер один государства — обеспечить безопасность своих граждан и уметь собрать все наличные силы для их защиты. Администрация президента и Генеральный штаб на этой неделе сделали ряд скандальных заявлений, в которых основной проблемой мобилизации назвали недостаточную сознательность граждан и уклонение от мобилизации. Мы решили исследовать вопрос — кто же виноват, и что делать?
К сожалению, указ о мобилизации 2015 года ничем не отличается от указов о мобилизации 2014-го. Никаких системных изменений не произошло. А если рассмотреть ситуацию, то очевидно, что условия проведения мобилизации в 2015-м значительно ухудшились, а эффективность мер государства по мобилизации военнообязанных значительно снизилась.
Рассмотрим по порядку все факторы, влияющие на мобилизацию, ее состояние и рекомендации по исправлению ситуации.
1. Система управления. Кто отвечает за мобилизацию? Государственные областные и районные администрации и военные комиссариаты Генерального штаба. К сожалению, президент и Верховный Главнокомандующий Петр Порошенко проявил полное невнимание к назначению ключевых исполнителей процесса мобилизации — власти на местах. Именно президентская вертикаль — главный исполнитель в структуре мобилизации, и основная ответственность именно на местных властях. А эта вертикаль деградировала. В большинстве областей Украины президент не назначил порядка 50% руководителей районных и областных администраций. Власть наполовину сама себя парализовала. Днепропетровская область входит в число лидеров по мобилизации среди всех регионов Украины по всем показателям. Здесь в 2014 году очень эффективно сработала связка местной администрации и военкомов. В 2015-м эта система уничтожена. В 15 из 22 районов главы администраций не назначены. Все эти назначения были сделаны еще в апреле-мае и.о. президента Александром Турчиновым. С тех пор Порошенко не назначил ни одного руководителя в область с крупнейшим мобилизационным ресурсом. И это типичная ситуация. Самое тяжелое положение сложилось в Запорожской области — здесь отсутствуют не только многие главы районов, но и вот уже полгода не назначается руководитель областной государственной администрации. Отношение к назначениям глав президентской вертикали показывает полное невнимание президента и Верховного Главнокомандующего к мобилизации и ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
2. Военные комиссары,назначенные Генштабом, к сожалению, массово заражены коррупцией и некомпетентностью. Сейчас правоохранительные органы начали системно бороться с военкомами-взяточниками, которые срывают мобилизацию. Но никакой ответственности за эти случаи куратор военкомов — заместитель начальника Генерального штаба Пушняков не несет. Министр обороны Степан Полторак для борьбы с коррупцией и повышения компетентности военкомов приказал назначать на эти должности ветеранов АТО после ранений. По данным начальника мобилизационного управления Оперативного командования «Север» Виктора Кевлюка, предоставленным ZN.UA, на данный момент в зоне ответственности ОК (а это полстраны), назначено всего 2 ветерана АТО. На Западе Украины, который кое-кто обвинил в срыве мобилизации, на данный момент, по данным ОК «Север», командованием Сухопутных войск не назначено 17 (СЕМНАДЦАТЬ!) военных комиссаров! Что мешает назначить людей на вакансии? Ведь совершенно очевидно, что без этого никакая серьезная работа просто невозможна. Совершенно отсутствует контроль за работой военных комиссаров — какое качество призывников они обеспечили? К сожалению, Генштаб скрывает объективные данные по случаям нарушения воинской дисциплины. Скрывается реальная статистика по случаям пьянства и прочим грубым нарушениям. В любом случае, необходимы инспекции по оценке качества работы военкомов.
3. План мобилизациинеэффективен без создания системы учета призывников. По мнению Кевлюка, не решена основная проблема — качество учета военнообязанных резервистов: «Украине необходимо посмотреть на современный международный опыт: в Австралии, например, учет военнообязанных находится в руках гражданской структуры, подчиненной правительству. А в Дании учет и мобилизация переданы МВД. И это абсолютно логично, потому что определять, кого и куда из числа граждан надо мобилизовывать, должны не военные, а прежде всего гражданские органы. Структура мобилизации должна быть такой: Национальная система учета — военные комиссариаты — Мобилизационный центр ВСУ — учебные центры ВСУ — направление в конкретные части». Государство должно вначале разработать план призыва — определить, кого и куда надо направить, какой квалификацией обладает тот или другой гражданин, в каких войсках служил и какой опыт получил. И только на основе этого составляется план мобилизации. А иначе мы повторяем ошибки мобилизации-14, когда из-за постоянной спешки в разные рода войск призывали людей, которые никогда там не служили либо не обладали соответствующим опытом.
Генштаб просто провалил создание системы учета. Формально у нас есть электронная база учета призывников «Ствол». Но поскольку Янукович уничтожил систему военкоматов, она нуждается в наполнении и обновлении. Но электронный учет за целый год в районных военкоматах так и не создан. Нет компьютеров. А там, где компьютеры хотят купить волонтеры, это запрещается, поскольку они не сертифицированы и не обеспечивают защиту гостайны. От кого мы храним тайну? От «Майкрософта»?
Поскольку штат военкоматов мизерный, то без электронного учета работу просто невозможно качественно организовать. Поэтому в военкоматах все на бумаге — неужели кипы макулатуры лучше хранят гостайну? Вовсе нет — в базах данных не учитывается множество граждан. По всей стране есть сотни случаев, когда добровольцам с военно-учетной специальностью отказывали в призыве или присылали повестку через много месяцев. Один из самых забавных, по данным Виктора Кевлюка, случаев — военкомат отказал в призыве действующему бойцу Французского иностранного легиона, добровольно вернувшемуся в Украину — он не прошел медицинскую комиссию.
4. Генеральный штабдолжен определить приоритеты комплектования воинских частей, которые предназначены для боевых действий в первой линии, на передовой. Чтобы самые лучшие кадры по конкретным специальностям шли для комплектования в лучшие части, где необходимо обеспечить наивысший уровень боевой готовности. Чтобы полностью укомплектовать штабы профессионалами, инспекции проверки боеготовности, и самое главное — укомплектовать профессионалами учебные при каждом воинском соединении и сами воинские части. Генштаб не создал базу людей, которых необходимо призвать, — по специальностям и родам войск. За последние 23 года в армии отслужили более 1500 офицеров, прошедших обучение в западных военных учебных заведениях. Службу в армии только в частях ВДВ, спецназе, разведывательных частях ВСУ, погранвойск, СБУ, Нацгвардии прошли не менее 800 тысяч человек. Войну в Афганистане прошли свыше 260 тысяч человек. Участие в локальных войнах в составе миротворческих миссий в Ираке, Афганистане, Югославии, Африке за последние 23 года приняли не менее 40 тысяч человек. В Украине размещалось много лучших военных училищ СССР, и мы располагаем ценными кадрами, которые не используются либо используются не по назначению.
5. Материальный стимул. Здесь огромная ответственность правительства. Наличие высокой зарплаты значительно повышает мотивацию. В марте 2014-го мобилизованный плюсовал зарплату «контрактника», и в случае перемещения в зону АТО получал 100-процентную надбавку. Зарплата «контрактника» была установлена в 2012 году и на тот период помогала привлечь в армию многих мотивированных граждан. С тех пор многое изменилось — инфляция и курс доллара, но размер оплаты остался неизменным, и перед мобилизацией-2015 денежное вознаграждение не было пересмотрено. Хотя очевидно, что установлением высокой зарплаты очень многие негативные проблемы были бы сняты, а сама мобилизация получила бы лучшую рекламу.
Украина нуждается в создании профессионального ядра в армии, и прежде всего в ударных боевых соединениях. Для этого минимальная зарплата солдата должна составлять даже без направления в зону АТО порядка 800–1000 долларов, сержанта — 1200–1500, офицера — 2000–2500 долларов. Такой уровень оплаты будет конкурентоспособным по сравнению с частным сектором и будет отличным стимулом для профессионализации армии. Люди, которые хотят связать с армией свою жизнь, должны получить такую возможность и быть уверенными в завтрашнем дне. И только таким людям можно доверить управление сложнейшими и дорогостоящими видами боевой техники, артиллерией и танками. Интересно, что когда Порошенко шел на президентские выборы, он прекрасно понимал важность и приоритетность высоких зарплат для стимулирования призывников и обещал 1000 гривен в день и миллионную страховку. На прошлой неделе президент снова вернулся к этой теме и заявил, что по 1000 гривен в день будут получать военные, которые ведут активные боевые действия. Однако ZN.UA внимательно изучила текст постановления правительства, который устанавливает нормы оплаты труда военнослужащих. Там нет ни слова о 1000 гривен в день. Так что на чем основано заявление Главнокомандующего — непонятно. Армия должна быть самым престижным местом работы — и не только в госсекторе.
6. Первая задача,которую поставил президент перед министром обороны Полтораком — разработка военной доктрины Украины. Задача не выполнена. В этом вина не только Полторака, но в не меньшей степени и начальника Генерального штаба Муженко, и самого Верховного Главнокомандующего, который не интересуется выполнением ключевых поручений и решений. Военная доктрина жизненно необходима — не как большой, объемный закон, а хотя бы как короткий документ, который определяет характер боевых действий, основные угрозы, стратегию и тактики обороны, необходимую структуру построения вооруженных сил, боевую подготовку, систему призыва, мобилизации и комплектования, оснащение боевой техникой. Скоро уже год как идет война. Но до сих пор Украина не подготовила концепции обороны и ведения боевых действий. Из-за отсутствия военной доктрины невозможно какое-либо системное реформирование и программирование развития вооруженных сил.
7. Действующая структура организации вооруженных сил Украины неэффективна и не отвечает вызовам и требованиям военного времени. В Украине в составе ВСУ свыше 1400 различных воинских частей! Но только менее 100 из них — боевые. Структура неоптимальна — необходимо наращивание боевого компонента и сокращение вспомогательных частей. Это красноречиво показывает ситуация с участием в боевых действиях. В составе министерства обороны более 300 тысяч человек. Из них 230 тысяч — военнослужащие. Из них 104 тысячи — мобилизованные граждане. Однако всего из состава Минобороны службу в зоне АТО в течении всего года прошло менее 70 тысяч человек. ВСУ почему-то не обкатали в зоне боевых действий 70% наличного состава. Большая часть мобилизованных была использована не для участия в боевых действиях, а для доукомплектования вспомогательных и тыловых подразделений, а также боевых частей, которые почему-то ни разу не были направлены на ротацию в АТО. Руководство Генерального штаба не использует войну на Донбассе, чтобы дать боевой опыт и пропустить через реальные боевые действия большую часть личного состава.
8. Мотивация.Генеральный штаб вообще плохо понимает значение мобилизации и смысл комплектования вооруженных сил. Прошел год, но в ВСУ по-прежнему нет ни одной полностью укомплектованной бригады, которая могла бы в полном составе вести боевые действия. Мы не создаем профессиональное ядро армии. По-прежнему, как и в марте прошлого года, каждая бригада формирует отдельные батальонно-тактические группы, и армия продолжает воевать отдельными ротно-тактическими и батальонно-тактическими группами.
Мобилизация не может дать ответ, кого и куда призывать, поскольку кроме чрезмерного числа небоевых частей, отсутствует дифференцированный подход к качеству личного состава и селекция. Это результат отсутствия военной доктрины. Профессиональные мотивированные воины вынуждены воевать в одних подразделениях с непрофессиональными и менее мотивированными, и даже с прямыми нарушителями воинской дисциплины, пьяницами, дебоширами. Эта градация есть в любом воинском подразделении. Именно поэтому в некоторых танковых ротах ходит в атаку три экипажа вместо десяти.
Украине необходима трехступенчатая система организации вооруженных сил, где призывники по результатам обучения и службы направляются в части с различным уровнем боевой готовности. Надо учитывать не только военно-учетную специальность, но и мотивацию и профессионализм. У нас нет заградотрядов и комиссаров, мы не можем заставить неграмотного и немотивированного быть хорошим солдатом или идти в бой. Армия должна быть организована так, чтобы те, кто служит, гордились своей частью и коллективом.
9. Есть проблемы со статусом иностранных граждан. Это ответственность президента и Верховной Рады. Президент дал гражданство только нескольким иностранцам, которые воюют за Украину, и это было только один раз. Все, дальше работа не идет, а все представления даже на воинов, которые великолепно себя проявили и служат Украине много месяцев, не рассматриваются. Украина совершенно не использует мобилизационный резерв иностранцев и не отдает дань уважения тем добровольцам, которые сражаются за нас без всяких формальностей. Несколько десятков добровольцев погибли, не имея статуса. Старшие офицеры-иностранцы, полковники и подполковники с двумя западными военными академиями за плечами воюют за Украину простыми нигде неоформленными бойцами. За это стыдно! Надеюсь, Рада наконец-то займется этой проблемой, раз у президента нет на это времени. Госдума России в январе уже приняла закон, который разрешает прием на военную службу иностранцев, и он уже вступил в силу. Мы реагируем гораздо медленнее.
10. Отсутствие адекватной боевой подготовки. Недостаток боевой подготовки деморализует во время войны даже самых мотивированных и патриотичных солдат. Воин не впадает в панику, когда он может адекватно оценить происходящее и способен построить алгоритм своих действий в наиболее распространенных боевых ситуациях. Каждый солдат должен знать маневр — тогда бойцы не впадают в панику и могут проявлять инициативу, проявляют стрессоустойчивость. Боевая подготовка — это полный провал Генерального штаба. В принципе, все руководство Генштаба, и особенно тех, кто отвечает за подготовку и инспектирует, можно увольнять только из-за того, что происходит в войсках. Потому что боевая подготовка ведется ниже всякой критики. Умение стрелять и понимание тактики в учебных центрах не дается, начальство даже запрещает заниматься самоподготовкой. Для учебных целей выдается недостаточно боеприпасов, боевые ситуации не моделируются. Необученные воины получают на фронте неограниченное количество боеприпасов, но, не имея наставников и инструкторов, при малейшей панике расстреливают «в белый свет» боекомплект и не приобретают никаких навыков. Направление необученных и неслаженных воинских частей в зону боевых действий сейчас уже нельзя оправдать никакими требованиями срочности. На Донбассе ведется война, и слабо обученным частям там просто нечего делать — они мишени, а не охотники.
А в заключение хочу сказать, что есть одна важная проблема, которая влияет на качество мобилизации куда сильнее, чем все 10 вышеперечисленных технических проблем. Это проблема доверия к власти и военному руководству. К разработке проекта мобилизации не были привлечены независимые эксперты, не был обеспечен парламентский контроль. Некоторые чиновники, особенно в Генштабе, относятся к своей зоне ответственности как к феодальной вотчине. И это не только мое субъективное мнение — это общая позиция всех иностранных военных экспертов, экспертов НАТО, которые уже почти год безуспешно пытаются выстроить эффективное взаимодействие с Генштабом и Минобороны. Народу нужен профессиональный подход к решению государственных проблем, профессиональная власть. И говоря о срыве мобилизации, каждый политик и каждый генерал должны говорить о причинах прежде всего наедине с собой, перед зеркалом. И еще личное: прозвище «Первый» очень скоро может измениться на «Крайний»…
- Информация о материале
Страница 860 из 2102
