Служба безопасности Украины разоблачила схему финансирования так называемой Донецкой народной республики. Это происходило через незаконный экспорт коксовой продукции, производимой на подконтрольных «ополченцам» предприятиях «Макеевкокс» и «Ясиновский коксохимический завод», принадлежащих русскому православному олигарху украинского происхождения Виктору Нусенкису.
«Предприятия принадлежат гражданину России Виктору Нусенкису. Руководство этих предприятий поддерживает тесные отношения с самопровозглашенным премьер-министром террористической организации ДНР Захарченко. Коксохимические заводы одними из первых осуществили перерегистрацию и получили «свидетельства» т.н. ДНР», — говорится в сообщении СБУ.
И это — не досужие домыслы. Руководители ДНР с весны грозятся тотальной национализацией. Особенно это касается предприятий тех владельцев, «которые своими действиями вредят гражданам Донецкой Народной Республики». ДНР уже взяла в оперативное управление Приватбанк Игоря Коломойского. Пугали и Рината Ахметова, но тут дальше слов не пошло: когда толпа собралдась у ахметовского особняка на место срочно прибыл тогдашний премьер ДНР Александр Бородай и грудью защитил священную частную собственность первоолигарха Украины. С изумительной мотивировкой: «Он же не Коломойский!»
Недавно было объявлено о введении оперативного управления на всех предприятиях, находящихся в украинской госсобственности и расположенных на территориях, контролируемых формированиями ДНР. По словам председателя так называемого Верховного совета ДНР Дениса Пушилина, «мы не в силах сдерживать чаяния и намерения жителей Донецкой народной республики…» Однако чаяния донецкого народа странным образом не распространяются на предприятия, принадлежащие не только Ахметову, но и Нусенкису.
Формально Виктор Нусенкис — олигарх не украинский, а российский (если считать, что в эпоху глобализации паспортные данные имеют значение). Однако его бизнес неразрывно связан с Украиной и особенно с Донбассом. Он и его бывший партнёр — экс-генпрокурор Донецка, а затем и всей Украины — Геннадий Васильев по-прежнему владеют угольными активами в Донецкой области, составляя реальную конкуренцию тому же Ахметову. В 2012 году по версии Forbes Нусенкис занимал 37-е место среди богатейших людей России. С тех пор, конечно, многое переменилось. Начиная с 2011 года в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой прибыли предприятий Нусенкиса постоянно падают. Конфликт с бывшим партнёром Васильевым тоже не способствует росту доходов. По некоторым данным, из-за событий в Донбассе олигарх потерял около двух миллиардов долларов. Однако ни нищим, ни банкротом Нусенкис себя объявить не торопится. В прежнем режиме работают его предприятия, входящие в холдинг «Донецксталь» — Донецкий металлический завод, Ясиновский и Макеевский коксохимические заводы, шахтоуправление «Покровское». Для этих структур война особых неудобств не создаёт.
Нусенкис никогда не скрывал своей симпатии к властям РФ и особенно к РПЦ. Более того, являясь одним из крупнейших жертвователей УПЦ МП, Нусенкис присутствовал в качестве светского делегата на Поместном соборе 2011 года, где обсуждался вопрос о расширении автономии украинской церкви. В своём выступлении он назвал Собор сборищем и откровенно пригрозил лишением спонсорских дотаций, если вопрос об автокефалии будет решён положительно. Учитывая, что его спонсорская помощь составляла миллион гривен в год, угроза была не шуточная. В подтверждение своих намерений Нусенкис прекратил финансирование вещания телепрограммы «Мир православия» на канале «Глас», принадлежавшем Геннадию Васильеву.
Оба олигарха — Васильев и Нусенкис — прекрасно уживались с режимом Виктора Януковича. В бизнес-конфликте бывшему генпрокурору помогал глава президентской администрации Сергей Лёвочкин, в защиту же православного олигарха выступил сам президент. Возможно, в память об их общем духовнике схиархимандрите Зосиме, а может быть, в пику своему первому спонсору Ахметову — главному конкуренту Нусенкиса в Донбассе.
После Майдана Васильев в бегах. Кемеровский губернатор Тулеев благосклонно относится к Нусенкису, российские суды выносят решения в его пользу. За всё это надо расплачиваться. Хотя из-за финансовых потерь Нусенкису пришлось закрыть свой православный телеканал «Радость моя», в YouTube появился «Царьград-ТВ», в который перешли многие сотрудники «Радости». Новый канал позиционирует себя как светский, но его передачи носят отчётливо правоконсервативный религиозный оттенок. Но в большей степени — антиукраинский. Каналу даёт эксклюзивные интервью Гиркин-Стрелков, передачи носят весьма специфические названия «Баллистические ракеты и химические заряды: чем бомбят ДНР?», «Пленный каратель о зачистках», «Охота на людей на Украине», «Донецкие сёла стёрты с лица земли». Есть, правда, и православные, хотя не менее одиозные передачи — «Мат — язык бесов», «День знаний в гимназии Василия Великого» с комментариями православного олигарха Константина Малофеева.
Принадлежит ли этот канал Нусенкису, неизвестно, поскольку сведений ни о владельцах, ни о его руководителях в публичных материалах канала нет. Но почерк вполне узнаваем. Ещё в 2003 году подконтрольный Нусенкису и Васильеву украинский канал «Киевская Русь» вещал: «Выходцы с Западной Украины занимаются деструктивной политикой. Выходцы с левобережной, промышленной Украины вообще более толковые». Вполне возможно, сотрудники СБУ правы, и Нусенкис, сумевший договориться с бывшим украинским президентом и нынешним кемеровским губернатором, столковался и с «толковыми» командирами из ДНР. Защищающими его бизнес, в котором ничего личного…