Главная
Без суда и следствия
Я не политик (слава Богу!), поэтому стараюсь не вникать глубоко в эту сферу. Как человек бизнеса, обычно выступаю за прозрачные правила игры в экономике, устранение коррупции и инвестиционную привлекательность Украины. Но политику, очевидно, не устраивает мое к ней равнодушие, и она периодически пытается навязать мне дискуссию. Тем более, подвернулась интересная тема с законопроектом с красивым номером 1888, который декларирует «защиту» интересов государства, потребителей телекоммуникационных услуг и усовершенствования государственного регулирования в сфере пользования радиочастотным ресурсом Украины. В частности, проектом вводят процедуру внесудебного отключения мобильного телефона от сети, если он ввезен контрабандой, а также усиливает влияние государства на отрасль.
Особенно интересно взглянуть на этот проект с точки зрения мантры наших нео-реформаторов — дерегуляции.
Итак, начнем с того, что мы идем в Европу. По крайне мере, представители всех ветвей власти заявили такую цель, и население это тоже очень поддерживает. Имплементацию именно европейских законодательных норм авторы законопроекта №1888 считают важной составляющей этой инициативы. И если вы откроете основополагающие соглашения Европейского Союза (EU Treaty, Constitutional Treaty, EC Treaty), то найдете там несколько главных пунктов, которые гарантирует ЕС. Давайте сравним их трактовку с предложениями «проевропейского» законопроекта №1888.
Свобода, безопасность и правосудие
Авторы законопроекта вынуждают мобильных операторов взять на себя карательную функцию. Нам предлагают отключать гаджеты абонентов без суда и следствия по причине отсутствия их в реестре УГЦР (Госпредприятие «Украинский государственный центр радиочастот»). Все это подается под громким слоганом борьбы с контрабандой.
Однако, насколько мне известно, в Европейском Союзе (и не только) контроль над незаконным ввозом чего-либо (телевизоры, сигареты, лекарства или мобильные телефоны) осуществляют таможня, спецслужбы и полиция.
Практика отключения мобильных телефонов есть только в Турции и Азербайджане — больше мне ни о каких странах не известно. Кстати, представьте себе, что завтра операторов кабельного ТВ заставят отключать от вещания те телевизоры, которые ввезены без уплаты пошлин. Ведь они тоже имеют уникальные коды! При этом авторы, громко заявив о борьбе с контрабандой, фактически признали, что против контрабанды ноутбуков и планшетов с WiFi можно не бороться. Там нет IMEI!
Защита прав человека
Украинские законодатели считают, что ограничение граждан в использовании личного имущества (мобильных телефонов и смартфонов), приобретенного законно, без какого-либо следствия и зафиксированного судом нарушения, вполне соответствует приведенной выше норме о защите прав человека. Хотя на самом деле – это пренебрежение презумпцией невиновности, зафиксированной в статье 62 Конституции Украины, и священного права частной собственности.
Да, телефон у вас пока не планируют отнимать, но после блокировки в Украине он вам уже не пригодится… Я уже не говорю о праве человека на общение и получение помощи. Сегодня мобильный телефон, наверное, – самый распространенный способ как для общения, так и для вызова экстренных служб.
Поддержка научного и технологического прогресса
Когда меня спрашивают, что нужно для скорейшего запуска 3G, я отвечаю: упрощение регуляторного давления и стабильность финансовой системы. И то и другое вполне соответствует европейскому принципу технологического прогресса.
Авторы законопроекта №1888 отвечают нам переименованием разрешительных документов и введением новых процедур, которые лишь усложнят внедрение 3G в Украине и ввоз в Украину нового высокотехнологичного оборудования и устройств. Это я говорю о второй части закона, – которая про расширение полномочий УГЦР, напомню это предприятие, — такую себе «дерегуляцию наоборот».
Сбалансированный экономический рост и развитие
Законопроект №1888 совершенно точно гарантирует беспроблемное финансовое развитие «УГЦР» благодаря мобильным операторам, которые будут вынуждены платить дополнительно по около 300 млн гривен в год этому хозяйствующему субъекту, занимающему монопольное положение на рынке (напомню, это не орган власти, а просто фирма, которой на 100% владеет государство Украина через НКРЗИ). И как любая фирма, она хочет увеличивать свою выручку. Особенно, если бизнес высокомаржинальный. Когда нет конкурентов, это всегда легче получается. Всем пользователям радиочастотного ресурса придется доплачивать за расширение базы радиомониторинга, а операторам вместе с поставщиками оборудования — запуск и ведение реестра IMEI-кодов (на платной основе за каждую единицу оборудования!)
«Хочешь завести друзей, заведи их подальше» (Иван Сусанин). Увы, очень часто законодательные инициативы украинских парламентариев оказываются очень далекими от заявленных целей и идеалов. Наверное, в этом заключается мастерство политика, чтобы под видом благого дела реализовать какие-то свои интересы. Как было бы здорово, если бы мне очень редко приходилось комментировать политику!
- Информация о материале
НДС: денег на возмещение опять нет
«Вместо того, чтобы предложить новые модели в сфере налогообложения, депутаты занимаются лоббизмом на тему снижения налоговых ставок», - отмечает в разговоре с ЭП собеседник из правительства. В последнее время эта тенденция особенно заметна. Сложилась занятная практика: чем ближе день вступления в силу какой-то законодательной инициативы, тем чаще попытки ее отменить.
Сейчас так происходит с электронным администрированием НДС. За месяц до его полноценного запуска в парламенте появился законопроект о продлении переходного периода до конца 2014 года.
Это предложили депутаты от Народного фронта Максим Поляков и Геннадий Кривошея, а также внефракционный Виталий Куприй.
В пояснительной записке к законопроекту они пишут, что плательщики в сферах сельского хозяйства, энерго- и газоснабжения не приспособились к системе электронного администрирования.
«Множество проблем возникло с некорректным переносом остатков отрицательного значения налога и бюджетного возмещения, зачисленного в счет будущих платежей», - отмечают депутаты.
В ГФС и Минфине утверждают, что система функционирует. «С аграриями были проблемы. Они работают на спецсистеме налогообложения НДС, и по ним был нужен отдельный реестр. Месяц назад возникла заминка с его формированием, однако сейчас проблема устранена», - объяснил ЭП источник в правительстве.
«Мы уже прошли основную часть тестового периода. Учитывая, что больших нареканий от плательщиков нет, можно сделать вывод, что система рабочая. В последние две недели мы закрыли спорные моменты, которые не устраивали бизнес», - сказал в комментарии ЭП глава ГФС Роман Насиров.
Закрыли или нет - время покажет. В среду, 3 июня, на заседании парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики служба намерена отчитаться о положении дел с электронным администрированием НДС.
В Минфине против пролонгации переходного периода. «Мы такую идею не поддерживаем. Система отлажена и она работает», - сказала ЭП замминистра финансов Елена Макеева.
«Вначале возникла проблема с отвлечением средств на счета, но теперь этого нет. Этот период можно назвать тестовым условно, все работает в реальности. За январь-апрель 2015 года поступления НДС в бюджет за счет электронного администрирования выросли на 10 млрд грн», - сказал ЭП собеседник из Кабмина.
Проблемы в пакете
Отказ от запуска электронного администрирования Минфину сейчас невыгоден. Он грозит разрывами в балансе сметы. Пока бюджет получается выполнять. В распоряжении ЭП оказались оперативные данные по выполнению общего фонда.
Согласно им, на 1 мая доходы общего фонда составили 155 млрд грн, что на 16% больше плана. По расходам общего фонда идет невыполнение. Они проведены на 243,2 млрд или 91,1% плана.
В мае тенденция сохраняется, но объемы перевыполнения идут на спад. Так, на 26 мая с начала года доходы общего фонда составили 176,6 млрд грн, что на 1,4% больше плана, расходы - 181,2 млрд грн или 87,7%. Окончательные параметры станут понятны по итогам месяца.
Большой скачок показал рост доходов казны именно от НДС. Главная причина - девальвация. Сейчас именно по этому налогу происходит неразбериха на уровне и правительства, и бизнеса.
Во-первых, стопорится возмещение со стороны государства. По информации источников издания, на 28 мая с начала 2015 года отставание по возмещению налога составляло 3,2 млрд грн. В мае возмещено 2,7 млрд грн в автоматическом режиме, возмещение 2,6 млрд грн налога в общем режиме ожидается.
Во-вторых, из-за смены руководства ГФС вызывают вопросы принципы формирования реестров и появившиеся в связи с этим долги. Например, как стало известно ЭП, долг 1,6 млрд грн невозмещенного налога тянется с марта.
Тогда и. о. главы ГФС Максим Мокляк подал реестры в последний момент. Принцип их формирования не был понятен ни казначейству, ни Минфину. Ситуация по этой сумме пока не решена. Это проблемы на уровне государства.
Они настолько серьезны, что ГФС намерена вернуться к практике возмещения налога с помощь НДС-облигаций. Об этом заявил в пятницу Насиров.
Это означает, что в бюджете нет живых средств для возврата долгов бизнесу. Последний выпуск бумаг для погашения долгов по этому налогу Минфин осуществил в декабре 2014 года.
Проблемы в автомате
Бизнес, в свою очередь, заявляет о сложностях с возмещением налога как в общем режиме, так и в автоматическом. Есть информация о том, что участились скачки, когда в одном месяце компания «в автомате», в другом - нет. Причин никто не объясняет. Последний пример - ситуация с «Метинвестом».
Гендиректор компании Юрий Рыженков заявил об отключении Мариупольского меткомбината имени Ильича, Донецкая область, меткомбината «Запорожсталь», Запорожская область, и Енакиевского метзавода, Донецкая область, от системы автоматического возмещения налога на добавленную стоимость.
«Эти предприятия - крупнейшие экспортеры. Для нас критично возмещение НДС. Невозмещение может привести к невозможности рассчитаться с энергетиками и в конечном итоге - к остановке предприятий», - сказал Рыженков. По его словам, задолженность государства перед «Метинвестом» составляет 3,5 млрд грн.
Правительство опровергает: это не политические разборки с Ринатом Ахметовым. Однако внятных причин, почему отключили, официально не называют.
«Группа СКМ 70% НДС получила в автоматическом режиме. 30% ушли на дополнительную проверку, потому что в цепочке с контрагентами есть фиктивный НДС. Мы не можем сказать, что это их вина или схема. Однако мы должны проверить», - объяснил ЭП на условиях анонимности представитель ГФС.
Какими бы ни были мотивы невозмещения налога «Метинвесту», это игра с огнем. Компания испытывает острый дефицит ресурсов и реструктуризирует свои долги. Если обещания Рыженкова сбудутся, может произойти социальный взрыв.
Отдельная проблема c компаниями, которые перерегистрировались из зоны АТО.
«С одной стороны, они вроде бы платят налоги. С другой - мы не можем проверить указанную в декларации информацию. Мы не можем отправить туда проверку и выяснить, что с имуществом и активами. Они способны написать в декларации любые суммы», - говорит собеседник ЭП из правительства.
В Минфине обсуждалась идея аннулировать свидетельства плательщиков НДС компаниям, которые не перерегистрировались в Украине. Пока вопрос не решен.
Показательно и другое. С запуском института бизнес-омбудсмена бизнес начал активно жаловаться на органы власти. По словам бизнес-омбудсмена Альгирдаса Шеметы, за неделю со старта приема жалоб он получил 50 обращений.
Большинство из них касается работы налоговой. На втором месте - Госкомзем и Минэкономики. Жалобы связаны с вопросами аренды земли, регулированием экспорта, задержками с выдачей экспортных лицензий. Что касается налоговой, говорит омбудсмен, то бизнес жалуется и на несвоевременное возмещение НДС.
«Законодательство предусматривает сроки, в которые налог должен быть возмещен. Несмотря на многочисленные обращения и проверки, налог не возвращается без объяснения причин», - отмечает он.
Шемета обещает разбираться с этими случаями. По его словам, невозмещение НДС может стать серьезной проблемой для бизнеса с точки зрения оборотных средств. Бизнес не должен в принудительном порядке кредитовать государство налогом на добавленную стоимость, уверен бизнес-омбудсмен.
Эффективность его работы зависит от взаимодействия с ГФС и Минфином. Государство всегда не желало расставаться с деньгами. Станет ли оно содействовать омбудсмену сейчас - вопрос очень даже любопытный.
Критерии доведут до совершенства
Похоже, что смена критериев автоматического возмещения НДС вошла в привычку каждого уважающего себя руководителя госслужбы.
Впервые их утвердил в 2011 году тогдашний министр финансов Федор Ярошенко. Два года спустя министр доходов и сборов Александр Клименко обновил их своим приказом от 26 декабря 2013 года. На смену Клименко пришел Игорь Билоус.
В ноябре 2014 года он и тогдашний глава Минфина Александр Шлапак поставили свои автографы под новыми критериями возмещения налога «автоматом».
На днях в списке приоритетов своей деятельности новый глава ГФС Роман Насиров назвал усовершенствование этих критериев. Правда, на этот раз в Минфине и ГФС уверяют, что масштабных изменений не будет.
«Мы не планируем менять критерии. Для этого нужны поправки в Налоговый кодекс. У нас осталось несколько недель до конца сессии», - сказала Макеева.
В понимании Минфина и ГФС некоторые критерии - субъективные. Налоговая как контролирующий орган не может проверить, подпадает компания под них или нет.
«Как у бизнеса нет доверия к налоговой, так и у налоговой не совсем есть доверие к бизнесу. Налоговая допускает, что бизнес может использовать законодательные лазейки, чтоб уклониться от уплаты налогов. Было бы хорошо, если бы эти критерии стали прозрачными и понятными для всех сторон», - отмечает Макеева.
О чем речь? Например, критерий об остаточной балансовой стоимости средств на начало каждого месяца. «Налоговая узнает о ней из финансовой отчетности, которую ей подает компания. Однако в отчетности можно написать что угодно. Проверить ее налоговая никак не может», - объясняет Макеева.
Чтобы проверить, нужно проводить документальную проверку, а это не предусмотрено в рамках автоматического возмещения НДС. Налоговая могла бы доверять указанным данным, если бы они подтверждались финансовым аудитом.
Обсуждалась возможность возврата критерия по размеру средней зарплаты. Зарплату налоговая может проверить, а основные фонды - нет. Однако этот критерий исключен по рекомендации МВФ.
«Берем критерий об обязательных инвестициях в необоротные активы в размере 3 млн грн за последний год. Это тоже должны подтверждать аудиторы», - отмечает Макеева. Однако просто прописать это в НК, по ее словам, было бы неправильно. Нужно менять закон об аудиторской деятельности.
Пока позиция такова, отметила замминистра, что все эти моменты нужно учитывать при дальнейшем реформировании налогового законодательства.
- Информация о материале
Кто напишет 4 000 000 доносов?
Президент Украины выразил надежду, что вернуть доверие к судебной ветви власти поможет отмена неприкосновенности судей. Ценная мысль была высказана на очередной встрече с потенциальными инвесторами — представителями Европейской Бизнес Ассоциации и Американской торговой палаты. По словам Порошенко, свое веское слово должен наконец-то сказать Высший совет юстиции (ВСЮ). Кроме прочего, как пообещал глава государства, коренные изменения произойдут в таможенной службе и заодно лишатся иммунитета народные депутаты Украины.
А воз и ныне там...
Все бы хорошо, но первый закон, призванный вернуть доверие к судебной системе, был принят больше года назад. Назначение членов ВСЮ ознаменовалось рядом политических скандалов, а отмену депутатского иммунитета не одобряет Венецианская комиссия. Что же касается деятельности фискалов, то за последние три месяца законодатели и исполнители успели и отстранить все руководство фискальной службы, и фактически похоронить результаты служебного расследования его деятельности, и назначить отстраненного главу ГФС председателем Фонда госимущества.
Последний руководитель Одесской таможни продержался на своем посту аж четыре месяца, и не найти в Украине эксперта, который смог бы оценить объем средств, которые недополучает бюджет страны (и которые оседают в чьих-то карманах) в портах Одесской области. В считающемся теперь успешным для украинской экономики 2013 году речь шла приблизительно о 10 млрд. грн. в год.
В стране, предыдущая власть которой была сметена в феврале 2014 года народным восстанием из-за коррупционного беспредела, руководитель Антикоррупционного бюро был назначен в… середине апреля 2015-го, и он прогнозирует, что в октябре (!) начнется (!) расследование конкретных уголовных дел. При этом к формированию других органов борьбы с коррупцией (антикоррупционная прокуратура, нацагентство по борьбе с коррупцией, госбюро расследований) толком и не приступали. Львиная доля проблем с западными партнерами — от их нежелания кредитовать коррумпированную страну. И они говорят об этом уже официально — как, к примеру, в отчете о выполнении Украиной Плана действий визовой либерализации, подготовленном Европейской комиссией.
Могло ли быть иначе?
Сама по себе борьба с коррупцией, если рассматривать ее в первом приближении, — принимает вид классовой борьбы. Класс крупных собственников всегда будет отстаивать свою возможность подкупить таможенные (налоговые, контролирующие, правоохранительные) органы по той лишь причине, что в его структуре затрат взятки составляют допустимо малую часть.
Суть преимущества крупного собственника над средним и мелким в данном случае даже не в том, что в затратах последних на взятки приходится большая часть доходов, а в том, что условный «олигарх» всегда окажется прав: задавит деньгами и связями. Не удивительно, что именно средний и малый бизнес инвестирует средства в способы борьбы с коррупцией.
При этом обычный гражданин («пересічний українець») может и не ощутить на себе подорожание импортных товаров — «размазанное» по каждому покупателю.
И не обращать внимания, что взятка для ускорения решения собственных проблем («штраф на месте», «спасибо») ничем принципиально не отличается от «глобальной» коррупции.
С другой стороны, борьба с коррупцией остается одним из важнейших идеологических ресурсов. Декларировать борьбу с ней — «обязательная программа» любого политика, намеренного бороться за голоса избирателей. Но в том-то и особенность украинской политической системы, что данные обещания ничего не стоят уже через день после выборов. Говоря словами Михаила Саакашвили, лягушкам поручают осушить болото.
Так, коррупция остается взаимовыгодным способом сосуществования бизнеса, граждан и государственных институций. Образно говоря, госмашина проще и легче работает, когда ее смазывают коррупционным маслом. Можно представить себе, как госорганы работают без «поощрений» — тогда их деятельность превратится в итальянскую забастовку: строго по инструкции, скорость оборота бумажек будет исчисляться месяцами.
Такое поведение можно сравнить со Стэнфордским экспериментом наоборот. В классическом случае участников поделили на «тюремщиков» и «заключенных». Условные тюремщики слишком натурально вжились в роль, поверив в свое право истязать заключенных (и начали это делать), — эксперимент пришлось срочно прекратить. В украинском варианте безжалостный борец с коррупцией может вполне позволить себе купить больничный за шоколадку, чтобы отлежаться после банальной пьянки. И не видеть в этом великого греха. Ведь писать доносы в нашей системе ценностей — удел лузеров. А подарки учителям, «спасибо» врачам, «бутылка» работникам ЖЭКа, «двести» гаишнику — нормальное решение проблемы.
И потом, чтобы «доносу» дали ход, все равно же придется кого-то отдельно стимулировать.
- Информация о материале
Колыбельная для села
Если аграрная индустрия — локомотив украинской экономики, то село — это арба. Еще 24 года назад оно было и быстрой тачанкой, и бричкой на рессорах, и добротной телегой. А сегодня — несмазанная колымага со скрипучими колесами. И тащит ее сухоребрая кляча, которой уже и мешок с овсом не мил. Ну куда ей наперегонки с локомотивом!
Власти, как и бизнес, за тоннами, литрами, за уцелевшими фермами и полями, соседствующими с домами, не замечают, как украинское село с его жителями тихо доживает свои дни.
Колыбель нации, островок самобытности, оберег, чистый родник… Мы умеем прославлять село. Прикладывать десницу к сердцу и даже пускать слезу… Или выступить с депутатской инициативой «100 тысяч книг — сельским библиотекам!». Но станет ли от этого легче библиотекарше, работающей на четверть ставки? И вообще, остались ли в селе читатели?!
Назовите мне хоть одну правительственную или министерскую социальную программу последних лет, кроме провальной сугубо идеологически-пропагандистской «Рідне село», которая бы по-настоящему улучшила сельскую жизнь? Это, как говорят нынешние многоязычные чиновники, не совсем комильфо… А «убаюкивать» они умеют!
Снова разглагольствуют о рынке земли. Говорят: заработает он, и сразу Маруся с Иваном разбогатеют. На каждом заросшем спорышом дворе вымахает «денежное» дерево: как-никак, тысяча долларов — за гектар! Тематическими дискуссиями власть прощупывает пульс глубинки: клюнет или нет? А что делать с теми упавшими на голову долларами потенциальным объектам воров и гадалок?
Надуманная децентрализация окончательно доконает село. Будет, как с колхозами и совхозами с их бригадными селами и участками. «Половина саду квітне, половина — в'яне…». Центральные усадьбы еще кое-как будут выживать, а отдаленные села будут продолжать приходить в упадок.
А что думают о такой «блестящей» перспективе в Национальной академии аграрных наук, где не только исследуют состояние аграрного предпринимательства, но и моделируют развитие сельских территорий? Наш собеседник — Ярослав ГАДЗАЛО, президент НААН Украины, академик НААН.
— Ярослав Михайлович, на недавнем собрании Академии аграрные светила представили научный доклад о перспективах развития сельских территорий по селосберегающей модели. Правда, терминология корявая: селосберегающая…
Впрочем, доклад неоднозначно восприняли как властные структуры, так и представители аграрного бизнеса. Даже между учеными черная кошка пробежала… Ожидали услышать о локомотиве, а вы — об арбе. Точнее, о жизнеспособности сельских территорий, развитии поселенческой сети. Как-то не в тему получилось… Кто-то даже назвал доклад провокативным.
Ярослав Гадзало
— А с каких это пор правду начали называть провокацией? Мы давно исследуем проблемы развития сельских территорий, поскольку это — составляющая аграрной политики Украины.
Мы не можем пренебрегать успешным опытом развитых стран о внедрении приоритетной политики в развитие малого и среднего предпринимательства в сельских поселениях, функционировании института сельского самоуправления, капитализации ресурсов сельских территорий. Мы не можем замалчивать угрожающее явление агрохолдингизации для села.
— О-о-о, еще одно свежее словообразование: агрохолдингизация…
— Поэтому и предложили на рассмотрение научного сообщества и общества селосберегающую модель дальнейшего развития сельских территорий и аграрного предпринимательства. Важно донести до широкой общественности ее сущность, составляющие и механизмы внедрения.
Кстати, это — наше видение путей реализации Программы президента Украины «Украина 2020. Стратегия развития» и Программы деятельности Кабинета министров Украины.
— И какими же вам видятся перспективы украинского села?
— Не очень лучезарными, скажу так. На протяжении 1991–2013 гг. численность сельского населения сократилась почти на 3 млн человек. Сейчас там проживает немногим более 14 млн граждан. Сельская местность стремительно пустеет. Если в 1991 г. было около 500 сел с населением до 50 человек, то сейчас таких 4 тыс.
Среди основных составляющих интегрированного падения индекса устойчивого сельского развития особое беспокойство вызывает резкое сокращение предпринимательской занятости. Ею охвачено до 600 тыс. человек, тогда как в лучшие времена этот показатель составлял почти
5 млн. Такая тенденция характерна для стран третьего мира, считающихся современными сырьевыми придатками.
А развитые страны прибегают к политике сдерживания падения предпринимательской занятости в сельской местности. Так, в США за период с 1990-го по 2013 г. она снизилась на 7% против 81% — в Аргентине и 72% — в Украине! Старая Европа смогла даже несколько нарастить такую занятость, а незначительное падение (16%) объясняется худшими показателями недавно присоединившихся к ЕС восточных стран.
— Хорошо, ученые констатируют: вместо расцвета село приходит в упадок. С карты исчезают целые поселения, пространство без людей расширяется… Но ведь эта напасть не с неба упала!
— Самой большой бедой стремительного падения национального индекса сельского развития является монополизация отечественной агропродовольственной отрасли. Преимуществами осуществляемых реформ — земельной, аграрной, налоговой и других — наиболее эффективно воспользовался крупный аграрный бизнес. Возникла асимметрия в аграрном предпринимательстве Украины и, соответственно, в государственной аграрной политике. Монополизация земельных, бюджетных и других ресурсов стала серьезной угрозой среднему и малому хозяйствованию — основе села, основе государства.
В одной «лодке» — аграрном предпринимательстве — находятся около 200 агрохолдингов со средним размером землепользования в 56 тыс. га, около 7 тыс. средних предприятий, на одно из которых приходится немногим более тысячи гектаров, 41 тыс. фермеров с почти 110 га на каждого и 4,2 млн личных крестьянских хозяйств со средним наделом 1,5 га. Все они ценны для государства, платят налоги, но имеют разные права и возможности.
Довольно длительное время рост агрохолдингизации Украины лоббируется ее сильными сторонами. Солидная динамика наращивания производства, экспорта продукции, валютных поступлений, масштабное привлечение инвестиций с мировых фондовых рынков и проч. вывели отечественную аграрную отрасль на первые позиции не только в экономике Украины, но и на мировом агропродовольственном рынке. Эти успехи настолько заметны для политикума страны, что решение проблем оптимизации и реформирования агрохолдингов на протяжении многих лет откладывается.
— Зато мы быстро загнали в законодательно-правовое стойло фермеров с крестьянами, приняв законы «О фермерском хозяйстве» и «О личном крестьянском хозяйстве». А с агрохолдингами, как и с крупными сельскохозяйственными предприятиями, панькаемся.
Почему замалчиваем слабую и даже негативную сторону деятельности вертикально интегрированных структур в аграрной экономике? А это — и коррупция в бюджетной поддержке, и сокращение рабочих мест, и уменьшение поголовья скота, и монокультурность производства (зерновые-масличные), и снижение плодородия почвы, в частности из-за катастрофического падения внесения органических удобрений. Отсюда и мультипликационный эффект со знаком минус.
— В некоторой степени наши предприниматели имеют право оправдывать эти негативные явления. Ведь они самостоятельно преодолевают проблемы прибыльной деятельности в условиях мизерной бюджетной поддержки отрасли. Однако этот заколдованный круг государству пора разорвать.
Прежде всего, фундаментальным, стержневым требованием к новым агроформированиям должно быть проживание на территории хозяйствования владельцев или хотя бы наемных руководителей этих предприятий.
В 2013 г. мы провели исследование и выяснили, что никто из владельцев (руководителей) агрохолдингов не проживает в селе. Среди владельцев средних агропредприятий таких только 30–50%, даже относительно фермеров этот показатель колеблется от 70 до 95%.
При этом практика развитых стран выдвигает такое требование к агробизнесу. Например, во Франции иностранец может приобрести до 150 га сельскохозяйственной земли, но при этом должен получить еще и французское аграрное образование. И самое главное — проживать на территории хозяйствования. Вот почему купля-продажа земли во Франции — довольно редкое явление.
Институциональная теория доказывает, что только при условии проживания социокультурный психотип владельца, его бизнес-интерес будут гармонировать с потребностями и интересами сельского населения и развития территорий.
Среди других главных требований-критериев принадлежности предприятий к селосберегающему типу являются: регистрация их юридического статуса в сельском совете, где осуществляется хозяйствование; развитие животноводства на привлеченной площади сельхозугодий; организация внутрихозяйственной кооперации с личными крестьянскими хозяйствами.
Принципиальным подходом к научному отбору таких критериев является упрощение процедуры их администрирования. При этом экономическая наука не пересматривает политику многоукладности в отрасли. Агрохолдинги могут также выполнить эти требования, соответствующим образом зарегистрировав дочерние предприятия по месту постоянной дислокации, и организовывать кооперацию с крестьянскими дворами по производству животноводческой продукции.
— Но бизнес может трактовать такое принуждение как административное давление, что противоречит рыночным основам?
— В рыночной экономике не отбрасывается государственное регулирование. Мы это наблюдаем в развитых странах. Впрочем, приобретать или не приобретать статус селосберегающего предпринимательства — это право любой формы хозяйствования. При этом с политической и социально-экономической позиции важно, чтобы государственная налоговая, бюджетная и другая поддержка осуществлялась исключительно для селосберегающего типа предприятий! Поскольку приоритетным сейчас должно быть развитие сельских территорий. Бизнесу, особенно крупному, государство уже предоставило немало преференций.
Так называемые преимущества монопольно-монокультурного аграрного бизнеса иллюзорны, если сравнивать аграрный экспорт Украины и Польши. Последняя, имея втрое меньшую площадь пашни и маленькие фермы, экспортирует продукции на 27 млрд долл., где мясо занимает первую позицию. Не говорю уже о Франции или Нидерландах. А в Украине, где уничтожается село и истощается земля, выручка от экспорта — только 17 млрд долл.
Развитые страны давно поняли, какую угрозу несет агрохолдингизация, и законодательно сдержали ее разрастание. Так, еще в 1890 г. в США приняли закон Дж. Шермана, ограничивающий трестовское развитие. Особенно значительны его поправки для АПК в 1920, 1960 и 1990 г. Аналогичное законодательство по ограничению монопольной практики действует в Великобритании (1948, 1964, 1965 г.), Евросоюзе (1971 г.).
— В Украине в свое время тоже запрещали деятельность холдингов в аграрной сфере. Если не ошибаюсь, законом «О холдингах в Украине»...
— Нет, это был указ президента 1994 г. Но в чем парадокс? Сначала запретили, а в 2006 г. с принятием Закона «О холдинговых компаниях в Украине» разрешили их создавать в АПК, не установив каких-либо ограничений относительно их формирования и развития.
То есть украинская власть пренебрегает опытом ведущих стран мира, аграрная политика которых базируется на отработанной веками теоретической основе развития сельских территорий и сельского предпринимательства.
Прежде всего, это — теории физической экономии и ноосферы, утверждающие базовость возобновляемой экономики, многоукладной и полноценной сельскохозяйственной деятельности для жизни нации, государства, роста источника абсолютной добавленной стоимости как базы национального дохода.
Теории пространственной экономики особое внимание уделяют наполнению сельским предпринимательством экономического ландшафта всей территории государства. Институциональная теория требует учитывать в экономической политике поселенческие традиции, социокультурные психотипы крестьянства.
Теория фискального федерализма доказывает необходимость оставлять в распоряжении сельской общины (сельского совета) не менее половины налогов с хозяйствующих на ее территории предприятий.
Концепция «зеленой» экономики с популярной сейчас на Западе концепцией «синей» экономики в основу конкурентоспособности государства закладывают капитализацию и рациональное использование ресурсов в каждом территориальном сегменте. Конкретно для сельского — это природные ресурсы и преимущества от управления ими именно объединениями крестьян (сельским самоуправлением).
Примером практической реализации таких теоретических наработок является Совместная аграрная политика Евросоюза, которая постепенно трансформировалась из политики поддержки сельхозпроизводства в политику постоянного развития сельских территорий и экономного использования природных ресурсов, которая становится ее приоритетной компонентой.
В результате введения принципа перекрестной ответственности (Cross compliance) прямая финансовая помощь сельхозпроизводителям предоставляется в случае строгого соблюдения ими требований к практике хозяйствования и охраны окружающей среды. Это обусловлено регламентом №1307/2013 от 17 декабря
2013 г., в основу которого положена стратегия «Европа 2020».
Таким образом, экономическая наука и опыт развитых стран мира определили приоритетом в политике государства: 1) сельское развитие (через поддержку аграрного предпринимательства); 2) развитие сельских территорий (через инвестиции в их социально-экономическую инфраструктуру). Важным принципом при этом является первоочередная поддержка обеспечения соответствующих социально-экономических условий жизнедеятельности на депрессивных территориях.
Составляющими такой модели являются соответствующая государственная политика, научное и общественное обеспечение, инфраструктурные инвестиции, социально-ответственное предпринимательство и, конечно, формирование и функционирование института сельского самоуправления.
— Коль уж мы затронули институт сельского самоуправления, то следует отметить, что он должен на базе совместно-корпоративной собственности крестьян эффективно распоряжаться местными ресурсами, прежде всего, пашней, контролировать соблюдение предприятиями и домохозяйствами критериев устойчивого развития.
— Для этого нужно не декларативно, а реально передать властные полномочия и функции органам местного самоуправления. Прежде всего, предоставить в распоряжение общины существующие природные, материальные и финансовые ресурсы, которые в совокупности должны образовать материально-финансовую основу развития сельских территорий. При этом крайне важно обеспечить необходимое развитие социальной и инженерной инфраструктуры села — предпосылку его сохранения.
Безотлагательная задача государства, местных общин и социально-ответственного бизнеса — сформировать Институт сельского самоуправления. Неотложность этого процесса демонстрируют проблемы с арендой земель. Неуправляемое ее движение дробит поля, разрушает севооборот... Неуправляемая парцелляция и хаотичная передача земли в аренду несут большую угрозу успешности отечественного агробизнеса. Пришло время принять нормативно-правовые акты, которые будут консолидировать местные природные ресурсы (прежде всего, землю) в объединения совладельцев.
Последнее создаст основу для развития нового качества института сельских общин, который равноправно будет работать с другими составляющими селосберегающей модели — государством, агропредпринимательством, инвесторами.
Добавьте сюда соответствующее административно-территориальное устройство, государственную аграрную, налоговую, социальную, инвестиционную политику, массовое распространение научного и общественного консультирования, функционирование ответственного предпринимательства и достойных условий проживания и развития человека.
Проведение аграрной политики на указанных базовых теоретических основах и ценностях имеет сакральное значение для Украины. Ведь ее сельское население и сельские поселения являются животворным истоком нации, ее земледельческой (продовольственной и биоэнергетической) планетарной миссией.
— Убедите меня в том, что селосберегающую модель надо принимать безотлагательно, иначе — конец! И что одобренный ВР Закон «О добровольных объединениях территориальных общин» — это гильотина для села! Что если где-то эти островки и останутся, то разве что как экспонаты для музея под открытым небом...
— Скажу так: в случае реализации положений этого закона Украина потеряет не только села, но и целые районы. По нашим прогнозам, например, в Старосинявском районе Хмельницкой области при объединении 16 сельских советов в одну-две территориальные общины за 20 лет может исчезнуть 19 поселений из 39. А в пятидесятилетней перспективе в районе останется не более 3–5 сел. Представляете: Хмельнитчина за 20 лет обеднеет на треть сел!
Такая «децентрализация» нам вылезет боком. Украина уже проходила подобную «реформу» в 60-х годах прошлого века. Тогда при укрупнении колхозов и совхозов исчезли сотни так называемых неперспективных бригадных сел.
Обезлюдение территорий противоречит не только теориям пространственной, институциональной экономики, но и опыту хозяйствования развитых стран. Безлюдные территории — это не только пустырь, но и угроза национальной безопасности.
Франция десятилетиями сохраняет 36 тыс. сельских поселений с отдельным самоуправлением. «Коммуны» распоряжаются местным богатством, налогами. У нас же, согласно проектам административно-территориальной реформы, 10200 сельских советов планируют объединить в 1200–1500 территориальных общин. При этом старосты, которые должны представлять территориальные общины, не будут иметь достаточного влияния на использование ресурсов сельских территорий и на часть заработанных там налогов.
Конечно, мы не против экономии бюджетных средств на содержание органов местной власти, мы не против «единого окна» предоставления разнообразных услуг крестьянам. Мы хотим, чтобы услышали все: ресурсы (земля, имущество, проч.) должны приватизироваться по селам (по хозяйствам), а не по районам. Сельские ресурсы вокруг сел должны принадлежать их сельским общинам.
Распоряжаться ими должны не объединенные территориальные органы власти, а конкретные сельские. Следовательно, этот закон нуждается в уточнении с прицелом на самоуправляемость именно сельских общин в пределах их территориальных объединений. В ином случае украинские села будут вымирать и в дальнейшем.
Теории пространственной экономики доказывают, что «городской полюс роста» или «полюс доминирующего бизнеса» с помощью экономико-гравитационной силы «вытягивает» капитал с территорий без людей, без сел. Огромные массивы земли, где нет людей, поселенческой инфраструктуры, по теории капитала обесцениваются. Усиливается хищническое, бесконтрольное истощение природных ресурсов.
Разве мы не видим этого в современной Украине? Цена теневой скупки земли или даже прав ее аренды в разы отличается, скажем, в густозаселенной Киевской области и в той же Хмельницкой. Истощение земли не побуждает к надлежащему сопротивлению людей, в частности, из-за неорганизованности жителей.
Нельзя не принимать во внимание прогностические последствия игнорирования селосберегающей политики для земельного богатства украинцев. Запрет купли-продажи земли представители агрохолдингов сегодня обходят различными полулегальными путями. Один из них: обмен сотки земли под застройку, например, где-то под лесом в песках на Черниговщине на пай площадью 2–5 га чернозема на Хмельнитчине.
При этом такая операция мены оформляется нотариально, платятся налоги, и эта сделка считается законной. Сформированные целостные массивы после снятия моратория на куплю-продажу земли могут быть предложены иностранным транснациональным агропродовольственным корпорациям.
Каждый, кто хотя бы раз откровенно разговаривал с владельцами крупного аграрного бизнеса, знает, что последние не планируют хозяйствовать длительное время, а тем более жить на скупленной земле. Выгодная перспективная продажа земли не менее важна для бизнесмена, чем текущая прибыль от хозяйственной деятельности.
Опасные перспективы «земельной» колонизации Украины уже видят зарубежные экономисты. На VIII Европейско-Украинском форуме в феврале 2015 г. французский ученый Доминик Меню констатировал, что вследствие обезлюдения и обесценения природных ресурсов сельских территорий Украина может навсегда потерять исторические корни. Украинцы до октябрьского переворота 1917 г. были владельцами ресурсов агропродовольственного комплекса и с уважением допускали иностранных инвесторов к развитию промышленности.
По оценкам французского экономиста, если так называемая современная аграрная политика продолжится и в дальнейшем, и Украина отменит мораторий на куплю-продажу земли, то уже в 2017 г. отечественный агропродовольственный комплекс начнет переходить в собственность к иностранным транспродовольственным корпорациям. Если мы не против такой экспансии, тогда давайте продолжать сидеть, сложа руки.
— Хорошо, зайду с другой стороны. Вот аграрные ученые предложили селосберегающую модель. Насколько она практична, а не взята с потолка? У вас есть пилотные проекты, конкретные хозяйства, где эта модель апробируется? Или вы, как Диоген: начертили прутиком на песке прямоугольники, круги, связали их пунктирными и сплошными линиями и считаете свою миссию выполненной.
— Не вы первый упрекаете нас в этом. Между тем соответствующие модели этого развития не только разрабатываются, но и действуют на 47 исследовательских предприятиях из 141, составляющего экспериментальную базу НААН. Есть иллюстрации относительно конкретных хозяйств. Комментарии излишни: цифры красноречиво свидетельствуют сами за себя.
Правда, сухие показатели не расскажут, какой заботой окружены в селе Карапыши на Киевщине ветераны, молодежь, где действуют самый современный спорткомплекс, школа, функционирует фирменная торговля собственной мясомолочной продукцией по доступным для крестьян ценам. И за всем этим стоит академик Анатолий Даниленко. Или о достижениях Александра Коросташева, построившего в «своих» селах 80 домов, 305 квартир, у которого из 278 работающих
99 в возрасте до 35 лет.
Поэтому Академия может с полным правом заявить власти: мы можем и должны быть полигоном для апробации селосберегающей модели развития в Украине. Собственно, многогранность и значимость именно государственной ответственности за сельское развитие Академия подчеркивала не раз в ходе подготовки государственных целевых программ и Стратегии развития украинского села.
Сейчас ученые НААН пытаются с фундаментальных позиций работать с экспертными рабочими группами Евросоюза и Минагрополитики по созданию Стратегии для сельского хозяйства и развития сельских территорий Украины на 2015–2020 гг. Безусловно, такие наработки должны быть составлены в разрезе областей и районов.
— Интересно, а как упомянутые вами академики-хозяйственники, да и Академия аграрных наук в целом воспринимают поднятый властью вопрос об отмене моратория, о введении рынка земли?
По моему мнению, время для этого руководство государства выбрало самое неудачное. И речь идет не только о войне. Девальвация гривни сделала нас втрое беднее. И в это время крестьянам, у которых ни гроша за душой, предлагают проститься с единственной кормилицей — землей. Навеки! Какое-то иезуитство!
Дискуссионные площадки о снятии моратория — это только ширма. Власть пытается во что бы то ни стало запустить механизм рынка земли. А мы к нему готовы? Есть соответствующий законопроект? Земельный кадастр наполнен всего... на 15%. Менее трети владельцев паев за торговлю пашней. Зато власть очень спешит. Куда?
— В наших кругах, как и в обществе в целом, в этих вопросах нет единодушия. Есть разные подходы, но основными, на наш взгляд, должны быть требования Конституции Украины. Если право собственности на землю гарантируется Конституцией и приобретается и реализуется исключительно согласно Закону, то почему государство узурпирует право собственника распоряжаться своей землей? Логично?
И это продолжается со времени введения в Украине частной собственности на землю. Сначала на шесть лет (в марте 1992 г.), а потом с 1 января 2002 г. и до сих пор под предлогом того, что не разработан соответствующий закон, нет земельного кадастра, не проведена инвентаризация земель, что землю скупят иностранные структуры и т.п.
Отечественный опыт свидетельствует: в течение четырех лет (1996–1999 гг.), когда граждане могли свободно отчуждать свои паи, из 6 млн было продано 2,6 тыс. паев, подарено 5,1 тыс., унаследовано 36 тыс., что в среднем в год составило 10,8 тыс. паев, или 0,2% их общего количества. Когда же в марте 2000 г. внесли законопроект о запрете купли-продажи, продажа паев за тот год выросла в 15 раз, дарение — в 40, наследование — в 19 раз.
Следовательно, мораторий не защитил права крестьян на землю, а обусловил ускоренный переход этого права к другим гражданам. К последним перешло свыше 5 млн га. Если мораторий продлят и далее, то вся земля перейдет в собственность тех, кто на ней не работает и даже не живет в селе.
Поэтому, подготовив необходимое законодательное поле для сохранения земли в собственности граждан Украины, мораторий надо отменить. Когда? Здесь вы правы: нужно учитывать социальное положение землевладельцев и только на основе общественного согласия определить конкретные сроки. Земля должна расти в цене, быть основой социального развития аграрной сферы и села в целом, а не наоборот.
— Так и я об этом же! Куда торопиться? Уверен, кто-то уже готовит законопроект о продлении моратория до 1 января 2020 г. Давайте проведем всеукраинский референдум среди владельцев земельных паев и об отмене моратория, и о купле-продаже земли. Говорят, что в Земельном кодексе референдум не предусмотрен... А разве он догма? Латанный-перелатанный, поправка на поправке, дополнение на дополнении...
Наконец, дождемся сентября 2015-го, когда пройдут парламентские слушания «Регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения: поиск украинской модели», инициированные комитетом Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
— Относительно рынка земли, то за 24 года, с начала земельной реформы, мы преодолели монополию государства на земельную собственность. Реорганизовали сельскохозяйственные предприятия в хозяйственные структуры на принципах частной собственности, развили институт аренды земель, внедрили фермерство и плату за землепользование, провели формирование рынка земель, особенно в населенных пунктах, выполнили немалый комплекс работ, связанных с реорганизацией сельскохозяйственных землепользований, паеванием земель, выдачей правоустанавливающих документов на земельные участки.
Напомню, что два научно-исследовательских учреждения Академии — Институт землеустройства и Институт аграрной экономики — выполнили основной объем работ по созданию правовой базы реформирования земельных отношений, нормативно-техническому обеспечению земельной реформы, землеустройству сельских территорий.
Не все эти действия получили однозначную оценку. Прежде всего, это касается дробления и парцелляции земельного фонда, ликвидации севооборотов, снижения уровня постоянства землепользования и объемов работ по охране земельного фонда.
В последние годы участились факты коррупции в сфере земельных отношений и вырос уровень коррупционности земельных чиновников. Ученые НААН разработали проект закона о борьбе с этим негативным явлением, разработали Концепцию развития землеустройства в рыночных условиях. Ходатайствуем о передаче в сферу Академии Киевского научно-исследовательского и проектного института землеустройства, чтобы восстановить научное заведение по проблемам землепользования и землеустройства, существовавшее в НААН до 2003 г.
Президиум Академии начал разработку Национального доклада о завершении земельной реформы в стране и готовит концепцию Государственной программы завершения земельной реформы.
— Предположим, власть с одобрением примет вашу модель в качестве спасения украинского села и даже согласится внедрить ее на территории Украины.
Хотя, учитывая отношение высших эшелонов власти к аграрной науке, маловероятно... Пример? В первом варианте Коалиционного соглашения, представленного Блоком Петра Порошенко и «Народным фронтом», было задекларировано: «Ликвидация УААН и приватизация имущества, находящегося в ее пользовании...». Для мотивационного усиления не хватает нескольких строк: ликвидировать как деструктивный элемент... Не все и в МинАП считают Академию высокопродуктивным звеном и без излишнего промедления готовы избавиться от нее.
Я не знаю, по каким меркам оценивают работу Академии аграрных наук одни и другие. Но, похоже, платить роялти зарубежным научно-исследовательским учреждениям выгоднее, чем из бюджета поддерживать своих.
Итак, закончу мысль: предположим, власть воспримет и даже согласится внедрить вашу модель. Но вот реализация упрется в нехватку средств... И что дальше?
— Тогда селу придется петь вовсе не колыбельную!
- Информация о материале
Від Кернеса вимагають ліквідувати комунальну монополію на домофони
Прокуратура не змогла оскаржити договір про обслуговування домофонів КСП «Харківгорліфт». Про це свідчить постановаХарківського апеляційного господарського суду від 14 травня. За постановою суду провадження у справі припинено з тої причини, що такий спір не може розглядатися в господарських судах.
У суді прокуратура вимагала визнати недійсним договір про обслуговування пристроїв замково-переговорного зв’язку Харкова від 28.12.2013, укладений між Комунальним спеціалізованим підприємством «Харківгорліфт» і власниками (наймачами) квартир, нежитлових приміщень у будинків комунальної власності.
У 2013 році Харківська міська рада своїм рішенням затвердила порядок встановлення та утримання пристроїв замково-переговорного зв’язку. На підставі цього рішення виконавцем послуг стало КСП «Харківгорліфт». Крім того, мерія розпорядилася включити у комунальну власність домофони багатоквартирних будинків.
Вищезгадане рішення міськради дозволило КП монополізувати ринок обслуговування домофонів, потіснивши з нього приватні фірми, які займалися встановленням та обслуговуванням цього обладнання.
Водночас дії мерії Харкова оскаржують приватні фірми, які подали позови до суду та звернулися в Антимонопольний комітет.
На даний час приватники виграли вже два позови. У жовтні минулого року Київський апеляційний адмінсуд визнав, що рішення міськради є незаконним. Встановлення і обслуговування домофонів не належить ані до комунальних послуг, ані до послуг з управління будинками. Регулювання встановлення та утримання домофонів не є компетенцією органу місцевого самоврядування.
Суд встановив, що спірним рішенням до комунальної власності як безхазяйне майно включено 7273 блоків виклику домофонів, з яких 1600 належали ТОВ «Домофони України Харків» і ТОВ «Цифрал-Сервіс Плюс» Олексія Безсмертного.
Фактично комунальне підприємства отримувало кошти за обслуговування обладнання, яке вони не встановлювали.
4 березня 2015 року Київський районний суд м. Харковазадовільнив позов 17-ти осіб до КСП «Харківгорліфт» в якому вони вимагали, щоб комунальники припинили включати до квитанцій оплату обслуговування домофонів, адже в них є договір з приватними компаніями.
У Харківській мерії з рішеннями судів не згодні і готуються їх оскаржувати.
«Пройдено дві інстанції судові. У суді апеляційному підтверджено рішення суду першої інстанції, але ми з ним не згодні в частині того, що скасовані рішення сесії Харківської міської ради. У даній ситуації буде подаватися касація. Але це не скасовує дії публічного договору і те, що зараз мешканців обслуговує в будинках комунальної власності спеціалізоване підприємство. У рішеннях судів нічого не сказано про право обслуговування домофонних систем нашим комунальним підприємством «Харківміськліфт», – зазначав директор Департаменту житлового господарства міськради Роман Нехорошков.
- Информация о материале
Те же грабли. 10 самых громких коррупционных скандалов
У стен парламента снова митингуют. На этот раз здесь красные палатки с белыми принтами «ТСК». За этой аббревиатурой скрывается требование к парламенту создать «тимчасову слідчу комісію». Месяц назад экс-глава Госфининспекции Николай Гордиенко заявил, что правительство разбазарило 3,5 млрд грн, и теперь идеолог палаточного перформанса — народный депутат Сергей Каплин собирает подписи за создание «комиссии по расследованию коррупции». Конечно, всё это бесполезно — комиссии создают не уличные подписи, а депутаты ВР. Но выглядит шоу эффектно, заодно выполняя несколько политических функций — оказывая давление на членов Кабмина, подвешивая парламентскую коалицию, приободряя Оппозиционный блок и даря электорату ощущение, что его снова обманывают. Новая власть не лучше старой — вот главная идея таких акций, призванных вживить эту мысль в сознание сограждан.
«И действительно, — думает гражданин, — а где расследования? Почему Кабмин добровольно не даст изучить себя на предмет коррупции? Почему бы не создавать следственные комиссии по любому заявлению любых чиновников, а потом и просто граждан? Зачем нам Генпрокуратура, если правительство могло бы просто проверять парламент, и наоборот?» Наивно? Да. Даже глупо. Но работает. А работает потому, что общество не знакомо с результатами реальной борьбы с коррупцией. Не видя результатов и конкретных людей на скамье подсудимых, общество верит в безнаказанность и круговую поруку и старых, и новых. И это логично. Где результаты? Кого посадили? Помните нашумевшую историю с покупкой морских буровых станций (вышки Бойко) по сильно завышенным ценам? Можете забыть. Теперь и причастные в парламенте, и вышки остались в Крыму. А нет вышек — нет и уголовного дела.
Единственное отличие коррупционных скандалов нынешней власти — их показательная публичность. И пусть большинство таких дел обречены, информационный шум вокруг них всё же даёт надежду, что и граждане задумаются, и дела не затеряются на полках ГПУ.
Обвинение премьера в коррупции
Суть скандала: В начале марта правительство отстранило Николая Гордиенко от исполнения обязанностей главы Госфининспекции, а премьер-министр Арсений Яценюк поручил правоохранительным органам провести проверку деятельности руководства ведомства. Главному ревизору страны предъявили три претензии: необъективность проведения финансовой проверки концерна «Антонов» (в пользу её топ-менеджмента); злоупотребления фининспекции во время проведения аудита крупных госкомпаний; отсутствие действенного контроля над государственным имуществом и госсредствами, который должен был осуществляться Госфининспекцией.
В середине марта уже отстранённый от должности Николай Гордиенко обвинил Арсения Яценюка в том, что премьер якобы возглавил коррупционные схемы Азарова — Януковича, нанеся государству ущерб в 7,6 млрд грн. По словам чиновника, в прошлом году его ведомство провело около 4 тыс. проверок и насчитало в два раза больше ущерба, чем за аналогичный период 2013-го. Резонансным заявлением Николая Гордиенко заинтересовался генпрокурор и даже пообещал допросить премьера. Однако спустя две недели его заместитель Владимир Гузырь сообщил, что в показаниях главы правительства нет нужды. После этого кампанию против Арсения Яценюка подхватили парламентарии: фракция партии «Батькивщина», депутаты от партии «Свобода», группа «Воля народа» и другие требовали создать в Верховной Раде временную следственную комиссию для расследования заявления Николая Гордиенко.
Ответный удар бывшему главе Госфининспекции нанесли экс-руководитель Укрзализныци Борис Остапюк и бывший коммерческий директор Укрпочты Василий Весёлый. Они обратились в МВД с заявлением о том, что должностные лица Госфининспекции вымогали у них взятки. В частности, по словам Бориса Остапюка, Николай Гордиенко через посредников требовал у него $500 тыс. за составление позитивного акта по результатам проверки предприятия.
Итог: На совместном заседании Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и Комитета ВР по вопросам борьбы с коррупцией Николай Гордиенко сократил сумму ущерба государству, ранее приписываемую им Кабмину Яценюка, до 3,5 млрд грн. Чиновник также не смог объяснить, каким образом к хищению этих средств причастен лично премьер. Создать ВСК по расследованию деятельности правительства депутатам не удалось — предполагаемую коррупцию в Кабмине будет искать депутатская рабочая группа. Её работа должна закончиться к 7 мая. А по заявлениям Бориса Остапюка и Василия Весёлого против Николая Гордиенко завели уголовное дело о взяточничестве.
Уголовное дело в Швейцарии против народного депутата
Суть скандала: О том, что председатель Комитета ВР по вопросам ТЭК Николай Мартыненко является героем коррупционного расследования, стало известно благодаря мартовской публикации в газете SonntagsZeitung. Издание сообщило, что швейцарская прокуратура подозревает панамскую компанию Bredcrest Investment, принадлежащую «фронтовику», в получении взятки в размере 30 млн швейцарских франков от поставщика оборудования для атомных электростанций Skoda JS. Формально перевод средств был оформлен как оплата за консультационные услуги по выходу на украинский энергетический рынок, контракт действовал в 2009–2012 годах. Сам Николай Мартыненко обвинения в свой адрес называет манипуляцией фактами, а издания, первыми обнародовавшие информацию об уголовном деле, — жёлтыми, а также связанными с российским финансированием.
Итог: Для Николая Мартыненко скандал не имел последствий. Народный депутат по-прежнему возглавляет Комитет ВР по вопросам ТЭК.
Борьба за контроль над Укртранснафтой
Суть скандала: В середине марта наблюдательный совет Укртранснафты отстранил от руководства компанией лояльного к олигарху Игорю Коломойскому менеджера Александра Лазорко. Попытка лишить днепропетровского губернатора контроля над стратегически важной для его бизнеса госкомпанией вылилась в конфликт с военными, представившимися участниками добровольческого батальона «Днепр-1». Эти люди захватили здание Укртранснафты и не давали новому руководству попасть на рабочие места.
Итог: Игорь Коломойский лишился поста главы Днепропетровской облгосадминистрации, вместо Александра Лазорко на должность и. о. председателя правления Укртранснафты назначили сначала Юрия Мирошника, затем Сергея Сукало и наконец 22 апреля – Романа Сидорака. До 10 августа должен пройти открытый конкурс на должность главы госпредприятия.
Задержание руководства Государственной службы по чрезвычайным ситуациям
Суть скандала: Во время одного из мартовских заседаний Кабмина представители МВД публично надели наручники главе ГСЧС Сергею Бочковскому (на фото), а также его заместителю Василию Стоецкому. По версии следствия, чиновники организовали коррупционную схему тендерной закупки горюче-смазочных материалов по завышенным ценам. Часть средств компаний — победителей тендеров перечислялась на личные счета руководства ГСЧС, зарегистрированные на Кипре и о. Джерси.
Итог: Руководители ГСЧС уволены, задержаны и отпущены под залог.
Увольнение руководства Государственной фискальной службы
Суть скандала: Служебное расследование в отношении руководства Государственной фискальной службы началось в конце февраля по инициативе Арсения Яценюка. Премьер пояснил своё решение жалобами бизнесменов, утверждающих, что в ведомстве процветает коррупция. Комиссия во главе с министром экономики Айварасом Абромавичусом рекомендовала сохранить должность за главой ГФС Игорем Билоусом (на фото) и уволить его заместителей — Владимира Хоменко и Анатолия Макаренко.
Итог: Кабмин принял отставку Игоря Билоуса по собственному желанию, а его заместителей уволил.
Саботаж закупки лекарств Министерством здравоохранения
Суть скандала: В октябре прошлого года Арсений Яценюк обвинил руководство Министерства здравоохранения в невыполнении плана по закупке лекарств. В связи с этим главу ведомства Олега Мусия (на фото) отстранили от должности, а его заместителя Руслана Салютина уволили. Примечательно, что снять с должности последнего глава Минздрава просил премьера ещё в июле: по утверждению Олега Мусия, именно Салютин саботировал проведение тендеров.
Итог: После отстранения руководства Минздрава исполнение обязанностей главы ведомства возложили на заместителя министра Василия Лазоришинца, который возобновил тендерные закупки лекарств. Олега Мусия избрали народным депутатом, он вошёл во фракцию БПП.
Присвоение 140 га земли семьёй заместителя генпрокурора
Суть скандала: Присвоение 140 га земель с водоёмами в Киевской области семьёй заместителя генпрокурора Анатолия Даниленко (на фото) всплыло на поверхность благодаря журналистскому расследованию. Изначально территории принадлежали госпредприятию «Заборье». Однако, по информации программы «Наші гроші», постепенно их удалось перепродать и переоформить таким образом, что новым собственником земель стала фирма «Солтановка Каскад». В числе учредителей предприятия — сын Анатолия Даниленко Вячеслав. В ходе расследования журналисты также обнаружили, что заместитель генпрокурора, который последние 10 лет работал только на госслужбе, владеет большим имением в с. Хлепча Киевской области.
Итог: Скандал не спровоцировал уход Анатолия Даниленко из ГПУ. Замгенпрокурора был уволен лишь после отставки генпрокурора Виталия Яремы.
Увольнение руководства Юго-Западной железной дороги
Суть скандала: Журналистское расследование программы «Наші гроші» выявило, что руководитель ЮЗЖД Алексей Кривопишин (на фото) якобы построил спортклуб Olympic Village на бюджетные средства. Это вызвало возмущение премьер-министра Арсения Яценюка, поэтому по его инициативе 4 марта главу предприятия отстранили от должности. Временным и. о. руководителя компании правительство назначило Владимира Тягульского, однако на рабочее место 16 марта его не пустили люди в камуфляже, которых, по сообщению Укрзализныци, координировал начальник административной службы Алексей Коновал. В ответ на это и. о. гендиректора Укрзализныци Максим Бланк уволил всё руководство ЮЗЖД. Сотрудники предприятия отказались выполнять это решение. Позже Бланк заявил, что не имеет претензий, и отменил свой приказ.
Итог: В начале апреля Кабмин освободил от должности Алексея Кривопишина и назначил и. о. главы ЮЗЖД Владимира Тягульского.
Конфликт между заместителем генпрокурора и прокурором Киева
Суть скандала: В середине марта Генпрокуратура открыла уголовное производство против прокурора Киева Сергея Юлдашева (на фото) за превышение служебных полномочий. В ответ прокуратура Киева открыла уголовное производство против бывшего начальника управления прокуратуры Киева, сына заместителя генпрокурора Алексея Баганца – Виталия. Последнему инкриминировали «крышевание» незаконного игорного бизнеса.
Итог: Генпрокурор Виктор Шокин уволил Алексея Баганца, Сергей Юлдашев лишился должности в соответствии с законом о люстрации.
Борьба за право поставлять уголь
Суть скандала: Разбирательство, связанное с якобы завышенной ценой на уголь, поставляемый из Южно-Африканской Республики через компанию Steel Mont Trading, началось с подачи президента. 7 ноября прошлого года на заседании СНБО Пётр Порошенко поручил ГПУ проверить, насколько прозрачно была проведена сделка по покупке 1 млн т южноафриканского топлива. Генпрокуратура допросила руководство госкомпаний Укринтерэнерго (заключала контракт на поставку угля из ЮАР), Центрэнерго (для которой предназначался этот уголь) и министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана (на фото). В ГПУ утверждали, что закупленный уголь плохого качества, поэтому не горит в украинских ТЭС. После скандала Украина закупила ещё два корабля угля у той же компании, однако претензий к его качеству больше не было. Согласно одной из версий, скандал вокруг поставок угля из ЮАР был спровоцирован для того, чтобы склонить Украину к покупке топлива из оккупированных территорий Донбасса, а также России.
Итог: После допросов никто не был задержан или арестован, сейчас Украина закупает уголь украинских компаний, расположенных в зоне АТО.
- Информация о материале
Страница 782 из 2102
