«Вместо того, чтобы предложить новые модели в сфере налогообложения, депутаты занимаются лоббизмом на тему снижения налоговых ставок», - отмечает в разговоре с ЭП собеседник из правительства. В последнее время эта тенденция особенно заметна. Сложилась занятная практика: чем ближе день вступления в силу какой-то законодательной инициативы, тем чаще попытки ее отменить.
Сейчас так происходит с электронным администрированием НДС. За месяц до его полноценного запуска в парламенте появился законопроект о продлении переходного периода до конца 2014 года.
Это предложили депутаты от Народного фронта Максим Поляков и Геннадий Кривошея, а также внефракционный Виталий Куприй.
В пояснительной записке к законопроекту они пишут, что плательщики в сферах сельского хозяйства, энерго- и газоснабжения не приспособились к системе электронного администрирования.
«Множество проблем возникло с некорректным переносом остатков отрицательного значения налога и бюджетного возмещения, зачисленного в счет будущих платежей», - отмечают депутаты.
В ГФС и Минфине утверждают, что система функционирует. «С аграриями были проблемы. Они работают на спецсистеме налогообложения НДС, и по ним был нужен отдельный реестр. Месяц назад возникла заминка с его формированием, однако сейчас проблема устранена», - объяснил ЭП источник в правительстве.
«Мы уже прошли основную часть тестового периода. Учитывая, что больших нареканий от плательщиков нет, можно сделать вывод, что система рабочая. В последние две недели мы закрыли спорные моменты, которые не устраивали бизнес», - сказал в комментарии ЭП глава ГФС Роман Насиров.
Закрыли или нет - время покажет. В среду, 3 июня, на заседании парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики служба намерена отчитаться о положении дел с электронным администрированием НДС.
В Минфине против пролонгации переходного периода. «Мы такую идею не поддерживаем. Система отлажена и она работает», - сказала ЭП замминистра финансов Елена Макеева.
«Вначале возникла проблема с отвлечением средств на счета, но теперь этого нет. Этот период можно назвать тестовым условно, все работает в реальности. За январь-апрель 2015 года поступления НДС в бюджет за счет электронного администрирования выросли на 10 млрд грн», - сказал ЭП собеседник из Кабмина.
Проблемы в пакете
Отказ от запуска электронного администрирования Минфину сейчас невыгоден. Он грозит разрывами в балансе сметы. Пока бюджет получается выполнять. В распоряжении ЭП оказались оперативные данные по выполнению общего фонда.
Согласно им, на 1 мая доходы общего фонда составили 155 млрд грн, что на 16% больше плана. По расходам общего фонда идет невыполнение. Они проведены на 243,2 млрд или 91,1% плана.
В мае тенденция сохраняется, но объемы перевыполнения идут на спад. Так, на 26 мая с начала года доходы общего фонда составили 176,6 млрд грн, что на 1,4% больше плана, расходы - 181,2 млрд грн или 87,7%. Окончательные параметры станут понятны по итогам месяца.
Большой скачок показал рост доходов казны именно от НДС. Главная причина - девальвация. Сейчас именно по этому налогу происходит неразбериха на уровне и правительства, и бизнеса.
Во-первых, стопорится возмещение со стороны государства. По информации источников издания, на 28 мая с начала 2015 года отставание по возмещению налога составляло 3,2 млрд грн. В мае возмещено 2,7 млрд грн в автоматическом режиме, возмещение 2,6 млрд грн налога в общем режиме ожидается.
Во-вторых, из-за смены руководства ГФС вызывают вопросы принципы формирования реестров и появившиеся в связи с этим долги. Например, как стало известно ЭП, долг 1,6 млрд грн невозмещенного налога тянется с марта.
Тогда и. о. главы ГФС Максим Мокляк подал реестры в последний момент. Принцип их формирования не был понятен ни казначейству, ни Минфину. Ситуация по этой сумме пока не решена. Это проблемы на уровне государства.
Они настолько серьезны, что ГФС намерена вернуться к практике возмещения налога с помощь НДС-облигаций. Об этом заявил в пятницу Насиров.
Это означает, что в бюджете нет живых средств для возврата долгов бизнесу. Последний выпуск бумаг для погашения долгов по этому налогу Минфин осуществил в декабре 2014 года.
Проблемы в автомате
Бизнес, в свою очередь, заявляет о сложностях с возмещением налога как в общем режиме, так и в автоматическом. Есть информация о том, что участились скачки, когда в одном месяце компания «в автомате», в другом - нет. Причин никто не объясняет. Последний пример - ситуация с «Метинвестом».
Гендиректор компании Юрий Рыженков заявил об отключении Мариупольского меткомбината имени Ильича, Донецкая область, меткомбината «Запорожсталь», Запорожская область, и Енакиевского метзавода, Донецкая область, от системы автоматического возмещения налога на добавленную стоимость.
«Эти предприятия - крупнейшие экспортеры. Для нас критично возмещение НДС. Невозмещение может привести к невозможности рассчитаться с энергетиками и в конечном итоге - к остановке предприятий», - сказал Рыженков. По его словам, задолженность государства перед «Метинвестом» составляет 3,5 млрд грн.
Правительство опровергает: это не политические разборки с Ринатом Ахметовым. Однако внятных причин, почему отключили, официально не называют.
«Группа СКМ 70% НДС получила в автоматическом режиме. 30% ушли на дополнительную проверку, потому что в цепочке с контрагентами есть фиктивный НДС. Мы не можем сказать, что это их вина или схема. Однако мы должны проверить», - объяснил ЭП на условиях анонимности представитель ГФС.
Какими бы ни были мотивы невозмещения налога «Метинвесту», это игра с огнем. Компания испытывает острый дефицит ресурсов и реструктуризирует свои долги. Если обещания Рыженкова сбудутся, может произойти социальный взрыв.
Отдельная проблема c компаниями, которые перерегистрировались из зоны АТО.
«С одной стороны, они вроде бы платят налоги. С другой - мы не можем проверить указанную в декларации информацию. Мы не можем отправить туда проверку и выяснить, что с имуществом и активами. Они способны написать в декларации любые суммы», - говорит собеседник ЭП из правительства.
В Минфине обсуждалась идея аннулировать свидетельства плательщиков НДС компаниям, которые не перерегистрировались в Украине. Пока вопрос не решен.
Показательно и другое. С запуском института бизнес-омбудсмена бизнес начал активно жаловаться на органы власти. По словам бизнес-омбудсмена Альгирдаса Шеметы, за неделю со старта приема жалоб он получил 50 обращений.
Большинство из них касается работы налоговой. На втором месте - Госкомзем и Минэкономики. Жалобы связаны с вопросами аренды земли, регулированием экспорта, задержками с выдачей экспортных лицензий. Что касается налоговой, говорит омбудсмен, то бизнес жалуется и на несвоевременное возмещение НДС.
«Законодательство предусматривает сроки, в которые налог должен быть возмещен. Несмотря на многочисленные обращения и проверки, налог не возвращается без объяснения причин», - отмечает он.
Шемета обещает разбираться с этими случаями. По его словам, невозмещение НДС может стать серьезной проблемой для бизнеса с точки зрения оборотных средств. Бизнес не должен в принудительном порядке кредитовать государство налогом на добавленную стоимость, уверен бизнес-омбудсмен.
Эффективность его работы зависит от взаимодействия с ГФС и Минфином. Государство всегда не желало расставаться с деньгами. Станет ли оно содействовать омбудсмену сейчас - вопрос очень даже любопытный.
Критерии доведут до совершенства
Похоже, что смена критериев автоматического возмещения НДС вошла в привычку каждого уважающего себя руководителя госслужбы.
Впервые их утвердил в 2011 году тогдашний министр финансов Федор Ярошенко. Два года спустя министр доходов и сборов Александр Клименко обновил их своим приказом от 26 декабря 2013 года. На смену Клименко пришел Игорь Билоус.
В ноябре 2014 года он и тогдашний глава Минфина Александр Шлапак поставили свои автографы под новыми критериями возмещения налога «автоматом».
На днях в списке приоритетов своей деятельности новый глава ГФС Роман Насиров назвал усовершенствование этих критериев. Правда, на этот раз в Минфине и ГФС уверяют, что масштабных изменений не будет.
«Мы не планируем менять критерии. Для этого нужны поправки в Налоговый кодекс. У нас осталось несколько недель до конца сессии», - сказала Макеева.
В понимании Минфина и ГФС некоторые критерии - субъективные. Налоговая как контролирующий орган не может проверить, подпадает компания под них или нет.
«Как у бизнеса нет доверия к налоговой, так и у налоговой не совсем есть доверие к бизнесу. Налоговая допускает, что бизнес может использовать законодательные лазейки, чтоб уклониться от уплаты налогов. Было бы хорошо, если бы эти критерии стали прозрачными и понятными для всех сторон», - отмечает Макеева.
О чем речь? Например, критерий об остаточной балансовой стоимости средств на начало каждого месяца. «Налоговая узнает о ней из финансовой отчетности, которую ей подает компания. Однако в отчетности можно написать что угодно. Проверить ее налоговая никак не может», - объясняет Макеева.
Чтобы проверить, нужно проводить документальную проверку, а это не предусмотрено в рамках автоматического возмещения НДС. Налоговая могла бы доверять указанным данным, если бы они подтверждались финансовым аудитом.
Обсуждалась возможность возврата критерия по размеру средней зарплаты. Зарплату налоговая может проверить, а основные фонды - нет. Однако этот критерий исключен по рекомендации МВФ.
«Берем критерий об обязательных инвестициях в необоротные активы в размере 3 млн грн за последний год. Это тоже должны подтверждать аудиторы», - отмечает Макеева. Однако просто прописать это в НК, по ее словам, было бы неправильно. Нужно менять закон об аудиторской деятельности.
Пока позиция такова, отметила замминистра, что все эти моменты нужно учитывать при дальнейшем реформировании налогового законодательства.