«В военном искусстве слова «трагедия» нет. У нас есть другие понятия — победа, поражение, боевой порядок, оперативное построение, удар, маневр… Лучше бы у нас не было потерь, но они все же не так страшны. Это порядка 1250 убитыми и 4000 ранеными. Это не самый высокий среднестатистический показатель в армиях мира за последние 30 лет».
Генерал-майор Виктор Назаров, подозреваемый в служебной халатности по делу о гибели самолета Ил-76, сбитого террористами в аэропорту Луганска.
Декабрь 2014-го
Какие бы законы и уставы ни принимались, какие бы грозные приказы ни раздавались, какая бы красивая форма и новая техника ни закупалась, но армия, как и любая государственная система, невозможна без ключевого фактора — ответственности за принятые решения. И не так страшно, если генерал совершит ошибку, ведь ошибки — это неизбежная часть процесса управления. Страшно, когда ошибки пытаются скрыть, а всякой ответственности избежать.
14 июня исполнится год со дня гибели в аэропорту Луганска самолета Ил-76 — российские диверсанты сбили машину переносными зенитно-ракетными комплексами «Игла». Погибли 49 украинских военнослужащих.
Уже год идет расследование — и в ноябре начальнику штаба АТО, генерал-майору Виктору Назарову по этому делу было предъявлено подозрение в служебной халатности, повлекшей тяжелые последствия.
Приказ о вылете самолетов в Луганск дал именно Назаров. При этом он проигнорировал данные радиоэлектронной разведки СБУ, предупредившей о засаде на наши самолеты по радиоперехватам; проигнорировал рапорты подразделений из аэропорта, которые предупреждали об угрозе и невозможности обеспечить безопасность полетов; проигнорировал обращения командования оперативного командования «Юг», которому подчинялись десантники и летчики, не посылать самолеты в аэропорт — ведь российские диверсанты уже сбили к тому времени несколько украинских вертолетов, а 6 июня над Славянском был сбит самолет-разведчик Ан-30.
В ходе следствия Главная военная прокуратура установила все обстоятельства преступления — были обнаружены место засады, трубы ракетных комплексов, из которых был сбит самолет, и захвачены еще не использованные ПЗРК. Опрошены все офицеры, и впервые в Украине проведена военно-тактическая экспертиза действий военного командования для оценки соответствия решений требованиям воинских уставов, тактики боевого применения и наставлений по оперативному управлению войсками.
Эксперты — действующие военные летчики, военнослужащие ВСУ — определили, что при любых курсовых углах захода на посадку самолет попадал в зону действия ракетных комплексов диверсантов, и что в этих условиях посадка должна была прикрываться с воздуха дополнительными силами самолетов и вертолетов. Без принятия мер подавления ПВО никакой возможности спасти самолет и людей у пилотов не было. Экипаж сделал все возможное. Стрелок-радист Ил-76 обнаружил пуск первой ракеты и сумел отвести угрозу, мгновенно выпустив тепловые ловушки. Но вторая ракета поразила самолет из мертвой зоны, ее пуска экипаж заметить не мог.
Эти материалы были достаточными, чтобы генеральный прокурор Виталий Ярема поддержал требование арестовать генерала Назарова и объявить ему подозрение. Надо отдать должное Яреме — в данном случае он пошел против воли президента. Уж слишком очевидны факты и заключения.
Назаров спрятался от ареста, постыдно получив справку о своей болезни в военном госпитале и спрятавшись в отдельную комфортабельную палату.
Однако под прямым давлением властей суд изменил Назарову меру пресечения на период следствия. Его выпустили под залог в 90 тысяч гривен.
После этого Назаров предпринял меры, чтобы сорвать следствие. Он до сих пор не счел возможным ознакомиться с материалами уголовного дела.
А затем командование ВСУ стало соучастником еще одного преступления. 6 марта начальник Генерального штаба Виктор Муженко вызвал якобы на совещание в Генштаб трех военных летчиков — экспертов по делу о гибели Ил-76, которые дали однозначный вывод о грубейших нарушениях при планировании операции. Но вместо совещания по теме на охраняемом военном объекте летчиков встретили… адвокаты Назарова.
Сразу после совещания в Генштабе с адвокатами Назарова военный летчик, старший летчик-испытатель Государственного научно-исследовательского центра Воздушных сил полковник Виктор Лукьянчук обратился в прокуратуру с заявлением, что эксперты подверглись со стороны адвокатов Назарова незаконному давлению и угрозам увольнения со службы в случае отказа изменить данные экспертные заключения в пользу Назарова.
Полковник Лукьянчук, который оставил дом и быт в Крыму и переехал в Украину, чтобы не изменять присяге, сделал гораздо большее. Он выступил публично, заявив о преступных действиях адвокатов на заседании комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.
Такого откровенного и демонстративного незаконного давления на экспертов не позволяли себе даже бандиты Януковича. А ведь эксперты дали оценку тому, что как считает Назаров, можно и нужно оценить — уровню военного искусства Генштаба.
Несмотря на все скандалы, уголовные дела, Назаров продолжает служить и даже, по данным наших источников, повышен в должности — принято решение о его назначении первым заместителем начальника Генерального штаба.
На чем же строится защита Назарова? Почему они так нагло действуют и так уверены в своей безнаказанности? Потому что такова воля президента. Петру Алексеевичу нравится Муженко. Так сильно нравится, что он готов закрыть глаза на все. Ведь идет война, и как говорит Назаров, потери на войне неизбежны, это не трагедия, это всего лишь «среднестатистические данные».
Перед вылетом Ил-76 в Луганск Назаров запросил подтверждение вылета в… администрации президента. Порошенко вообще не был обязан рассматривать такое согласование — это исключительная компетенция военного командования. Но по непонятным причинам бумагу Назарова в АП подписали. Зачем? Почему генералы настолько безответственны, что в чисто тактических вопросах требуют переложить ответственность на гражданские власти? Да потому что плевать им на жизни людей, на «среднестатистические потери», им важно повязать руководство страны чернилами и кровью.
К слову, разрешение на вылет Ил-76 администрация президента до сих пор к материалам дела не приобщила.
Спустя год полностью расследованное дело по Ил-76 не может дойти до суда.
На прошлой неделе родственники погибших в самолете воинов провели предупредительную акцию на Майдане в Киеве, где потребовали начать суд и привлечь к ответственности генерала Назарова.
Несмотря на широкий резонанс в СМИ, власти на людей никак не отреагировали. Предпочли не заметить. Очевидно, точно такой сценарий замалчивания трагедии избран и по суду над виновными в трагедии в Иловайске.
Военное командование считает, что никакой ответственности за свои действия нести не должно. Прямо говорят — идет война, виноват противник, а также летчики, которые не туда полетели, солдаты, которые не захотели, техника, которая не завелась. Невиновны одни только генералы, им не за что отвечать. В суды ходят офицеры, солдаты, а генералам в суды ходить нельзя — они выше закона, они неприкасаемы.
А кто с этим не согласен — тот «агент Кремля». У начальника Генштаба появилась штатная группа пиарщиков, политконсультантов, которые выступают в интернете и на телеканалах, рассказывая, что критиковать генералов — значит подыгрывать врагу. В армии, где не хватает командирских кадров на передовой, где жесточайший дефицит всего и вся, находят немалые средства для найма целых пиар-агентств и адвокатских контор. Защита генералов от уголовной ответственности и справедливого суда приравнена властями к защите Родины. В кабинетах «Воздухофлотского военного округа» идут ожесточенные бои за генеральские шкуры, в то время как недостатки военного планирования продолжают собирать кровавые жертвы на фронте.
Закон? Ответственность? Хотя бы честь офицера? Нет, экс-депутат от Партии регионов Муженко и его подручный Назаров об этом не слышали.
Муженко спокойно игнорирует все приглашения на заседания комитетов Верховной Рады — он же «президентский человек», ему плевать на законодательную власть, на парламент, на следственные комиссии ВР. Вельможа.
Порошенко много говорит о борьбе с олигархами. А разве блокирование суда по Ил-76 и Иловайску — это не яркий пример олигархического поведения властей?
На День независимости 24 августа 2014-го, имея информацию о российском вторжении, Муженко спокойно полетел в Киев, чтобы получить погоны генерал-полковника, и принимал почести, пока российские танковые колонны завершали окружение украинских войск под Иловайском.
Изварино, Иловайск, Дебальцево, Донецкий аэропорт — все это стало возможным, потому что государство не предприняло меры к установлению ответственности за погибший Ил-76. Потом все эти ошибки повторялись и повторяются.
На самом деле избежать суда не удастся ни Муженко, ни Назарову.
Потому что с правовой точки зрения не война идет в Украине, а мир. И прокуратура обязана по каждому случаю гибели наших граждан, военных и гражданских лиц возбудить уголовное дело и дать оценку причинам этого. Слово «война» к уголовному делу не подошьешь, и если это дело не доведет до конца действующий генеральный прокурор Виктор Шокин и главный военный прокурор Анатолий Матиос, то потом, после смены власти, они сами могут стать фигурантами этого уголовного дела. Поэтому либо власть сама способствует справедливому суду, либо пусть потом не жалуется на последствия. Родственники погибших и боевые товарищи будут бороться за справедливость, и они уже это продемонстрировали.
И если действующие власти будут продолжать блокировать судебные процессы, значит, проводить их будет в другое время какая-то другая власть. Но на скамье подсудимых окажется гораздо более широкий круг лиц.
Израиль вел бесконечные войны за существование более 30 лет. У Израиля не было ни танков, ни пушек, ни тяжелого вооружения, ни военных училищ, ни военной промышленности, не хватало всего и вся. Но Израиль достиг победы не благодаря количеству и качеству техники. А благодаря качеству людей. В израильской армии самые высокие потери — среди командиров, потому что командир всегда идет в атаку первым, и первым платит за ошибки, и первым несет ответственность.
Израильская армия стала непобедимой, потому что ее командиры не посылают в бой, а ведут в бой. И именно потому там наивысшим доверием среди политиков пользуются бывшие военные лидеры. Они ведут к победе, а не платят смертями подчиненных за свою безответственность и трусость.
Суд по Ил-76 и Иловайску — это не просто установление виновных. Это расследование и приговор всей системе государственного управления, приговор феодальным кланам, которые уютно сплелись в государственных структурах, которые уверены, что можно править своими феодальными вотчинами бесконтрольно и безответственно.
Это суд над рабовладельческой психологией воспитанных советской властью командиров, где подчиненные — это расходный материал, где солдаты и офицеры обязаны терпеть по отношению к себе любое скотское и пренебрежительное отношение.
Муженко и Назаров обязаны получить свои приговоры и отвечать перед судом.
Чтобы никогда больше ни один генерал, ни один государственный деятель не посмел назвать гибель патриотов Украины «среднестатистическими потерями». Чтобы ни один командир не посмел сказать, что смерть гражданина — «это не трагедия».