Главная
Житие гомосоветикуса в эпоху «Большого хапка»
У каждого свой опыт выживания в годы «забубенной славы». Из них далеко не все выбрались живехонькими, а те, кто выжил, приобрели бесценный опыт борьбы с последствиями волчьего пофигизма всенародно избираемых мироедов.
Опыт этот весьма скоро будет востребован новым поколением людей, имевших неосторожность родиться и повзрослеть в Украине. И надеяться надо будет исключительно на себя, ни в коей мере не допуская даже случайных мыслей о том, что «социальное» государство в трудную годину протянет вам руку помощи. Оно априори враждебно простому гражданину. Не для счастья народного создавалась «незалежная» Украина. Потому тюремная поговорка «Не верь, не бойся, не проси» будет, так же как и в 90-е, руководящей.
Однако о приснопамятном десятилетии пока память не остыла.
Операция «Кооперация»
1991-й год застукал меня ведущим конструктором в одном крупном научно-производственном кооперативе. Тогда кооперативы назначили движущей силой перестройки, которая плавно перерастала в катастройку. Директор «товарищества», имея родственные связи в горкоме партии (партия тогда была одна – коммунистическая), замутил предприятие по образу и подобию «Геркулеса», воспетого в нетленном «Золотом теленке» Ильфа и Петрова.
Как вокруг «Геркулеса» кормилось несколько частных акционерных обществ, так и подле нашего научно-производственного «колхоза» подъедались коммунисты-перестройщики, готовые вот-вот сменить костюм руководящей и организующей силы общества на вышиванки национал-патриотов.
В какой-то момент от легкости получения банковских «инвестиций» пана директора обуяла гордыня, и он даже решил начать изготавливать персональные компьютеры под своим лейблом.
Разумеется, сие было пустым умствованием. Уже тогда американские компании-разработчики продукта расписали мировое производство ПК меж желтолицыми братьями, побороть коих силами кооператива и даже отдельно взятого самостийного государства так же нереально, как и встретить на улице гуляющего Януковича.
Однако кое-что реальное кооператив соорудил. В начале 1992 года он выкатил на продажу 200 игральных автоматов. С удовлетворением могу сказать, что значительная доля чертежей сошла с моего кульмана. Кроме того, мне как ведущему конструктору пришлось осуществлять определенную часть производственной кооперации: заключать договора на поставки мониторов и прочей электронной комплектации (Александровский телевизионный завод в России), размещать и сопровождать заказы на изготовление узлов игрового автомата на предприятиях города.
Но что такое 200 реализованных «игрушек» размером с небольшой шкаф для 150 человек высокооплачиваемых специалистов кооператива и могучей кучки горкомовских дармоедов? Это гораздо хуже объявленного мизера с двумя дырами в одной масти.
А зарплата у меня была завидной. Если заводской конструктор в начале 1992 года имел месячное жалованье в пределах 5000 рублей, то мне директор щедро отсыпал 12500 целковых. Долго такая мажорная музыка играть не могла. К безудержному расточительству руководства нашего «треста», ошалевшего от легких денег, алчбе партийных паразитов (к тому времени переродившихся в чиновников самостийной державы) присовокупилась стремительно ухудшающаяся экономическая ситуация в стране. Крупные ссуды в банке становилось получать всё труднее. И летом 1992 года четко обозначились проблемы с зарплатой.
Я не стал ждать, когда пробуксовки естественным образом перейдут в стабильные невыплаты, и ушел в вольное плавание. К тому времени в стране проклюнулось и стало мощно прибавлять движение коробейников с кравчучками наперевес.
Маленький украинец, освобожденный от пут производительного труда, со всем пылом непуганого идиота окунулся в стихию мелкого (до неприличия) предпринимательства с одной целью – разбогатеть. Кто проявил слабость характера, добровольно опустился в клоаку бомжевания. Кто порисковее, здоровьем квадратнее, не пугавшийся перспективы мутузить и грабить граждан, пошел в бандиты и менты.
Лирическое отступление
То было незабываемое время. Кашпировский и Чумак, всегда готовые порвать друг другу пасть, вызывая приступы жгучей зависти у лекарей-паранормалов, занимались массовым чесом в «первопристольной». Их завистливые коллеги-конкуренты, прерывающие взглядом беременность, пропалывали провинции.
В стране признали безработицу не грехом, а достоянием рыночной экономики. Экономисты-рыночники (либерастами их еще не называли) с апломбом утверждали, что небольшая контролируемая безработица не повредит державе. Она поможет отбраковать нетрудовой элемент, укрепит здоровье нации.
К тому же в обществе, с подачи тех же экономистов, в глаза не нюхавшего реального производства, возникло мнение, что ветхозаветное наставление «в поте лица своего будешь добывать хлеб свой» слишком забористо. Можно «хлеб наш насущный даждь нам днесь» и чрез пособие по безработице. Ведь общество не оставит в беде неработающих граждан. Вон как американский безработный здравствует на пособие! И мы, здоровские ребята, освоим эту рыночную безделицу. Ну а тому, кому невтерпеж, – кравчучка в руки.
На дворе стояло времечко абсурдных ожиданий. Предприятия становились на прикол, а свечные заводики переходили на трёхсменную работу. Типографии вместо классиков марксизма круглосуточно штамповали «Святое писание». Народ, постепенно превращающийся в стадо электората, учился правильно осенять себя крестным знамением, а элита выдавливала из себя раба вместе с куцей совестью. От таких дел, естественно, хлеба насущного становилось всё меньше, а духовности, от растущего как на дрожжах церковного притча, прибывало.
Население, ещё не познавшее в избытке прелестей отсутствия постоянной работы, тешило себя ветреными фантазиями, что бардак не может продолжаться долго. Что промышленность, быстро перестроившись и сбросив с шеи ярмо старшего брата, на рельсах частной собственности умчит нас в светлые дали капитализма. Народу только надо перетерпеть пару лет – и Украина преобразится в славянскую Францию.
Чемоданные настроения
В конце лета 1992 года, получив в кооперативе нехилые расчетные вместе с отпускными, отбыл на вольные хлеба. Объединив с приятелем капиталы, решили налечь на продажу кейсов. Благо в нашем посаде имелось крупное чемоданное производство, на котором уже лет 15 по французской лицензии из АВС-пластика изготавливали дипломаты нескольких видов. По нашим прикидкам товар тогда был востребован у потребителей СНГ.
Выправили челобитную с мокрой печатью от солидной организации с просьбой продать три десятка кейсов по себестоимости и двинули к начальнику сбыта «чемоданки». Командир чиркнул на письме завсклада коротко: «Отпустить».
Это случилось в последний раз, когда не потребовалась мзда для того, чтобы получить от должностного лица подпись или любую другую услугу, которая входила в его служебные обязанности. В дальнейшем взятка стала спутником нашей мелкооптовой жизни. Превратилась в такую обыденность, что нет смысла про это и говорить.
Отмечу только, что брать «на лапу» стали такие кремни, которые ещё несколько лет назад при Советах могли конверт с деньгами швырнуть обратно его подателю. Стремительное превращение добропорядочных людей в хапуг поначалу ошеломляло. Но на ум пришла мысль: «Не люди плохие – времена собачьи», и сознание примирилось с действительностью.
Купленный товар с компаньоном сопроводили в Москву, где на рынке собственноручно за две цены реализовали его за один день. Удачная негоция вдохновила. С аналогичным письмом, но уже с просьбой отпустить по себестоимости 250 кейсов, я предстал пред тем же чином. Командир, молча повертел мою цидулу, выдвинул верхний ящик стола и скосил туда ясные очи. Несколько банковских банкнот (хоть убейте, уже не помню сколько) добровольно перекочевало из моего кармана в казенный ящик. Столоначальник грустно крякнул (наверное, маловато было), но закорючку в прошении отгрузил.
В несколько заходов мы переправили товар в «белокаменную». В качестве транспорта использовали пассажирский поезд Донецк - Москва, для чего выкупали всё купе, благо цены на проезд не сильно отличались от бросовых советских. Для сохранения в целостности товара от дорожных вымогателей (таможней тогда ещё не наградили, но «милициянты» уже начали конкретно борзеть) выправил в исполкоме ксиву предпринимателя с печатью и фоткой, дающую право заниматься торговлишкой.
До конца года весь товар был реализован. Появились оптимистичные соображения расширить бизнес. Но мы предполагаем, а бог торговли и прибыли Гермес располагает. К нашему большому сожалению, чемоданное производство, не выдержав конкуренции с дешевыми и более элегантными кейсами южно-азиатского производства, стремительно рухнуло. Мелкие негоцианты вроде нас не могли поддерживать крупное производство, и оно почило в бозе.
Чемоданные настроения на том выветрились без следа. Но предаваться греху уныния для меня не было никакой возможности. За мной стояла семья: две дочери-школьницы и верная супруга, получавшая в аптеке зарплату, легализующую нищенство.
Недолго музыка играла...
Следующим этапом борьбы за существования стал «музыкальный» – производство и реализация автомобильных акустических систем. Проклюнувшееся маркетинговое чутье подсказывало, что данная товарная ниша ещё не заполнена в должной мере импортной акустикой, а советская выглядела непрезентабельно, к тому же не воспроизводила верхние частоты звука (свыше 12500 Гц).
В свое время я увлекался электроакустикой и собрал у себя дома трехполосные звуковые колонки (мощностью 50 Вт) с фазоинверторами. И даже немного экспериментировал с разделительными фильтрами и со звучанием динамических головок. Потому предмет не имел технических тайн. Задача была ясна – сделать компактную и в то же время мощную (не менее 20 Вт) двух- и трехполосную акустику, выдающую звук в диапазоне 40-16000 Гц и монтирующуюся в пластиковом корпусе современного и оригинального дизайна.
Мы довольно оперативно, в течение 4-5 месяцев, провели полную подготовку производства: проектирование пресс-формы для лицевой панели, её изготовление, само литьё панели из ударопрочного пластика на пресс-автоматах, изготовление технологической оснастки и закупку всех необходимых комплектующих. Попутно остроумно решили вопрос, как из обычной широкополосной динамической головки «1ГДШ» сделать высокочастотную с хорошим дизайнерским видом.
Не буду подробно останавливаться на этапе подготовки производства, отмечу лишь, что закупку комплектации и изготовление оснастки, благодаря неведомому ранее всесилию денег, нам удалось провести по ценам, часто ниже себестоимости услуг. Мзда уже тогда открывала двери любых кабинетов. В нашу хату ввалились либеральные ценности, и Украина со всеми потрохами ушла в откат.
Оставалось решить вопрос сравнительно честного вывоза товара с суверенной территории, которую к тому времени (вторая половина 1993 года) начали сторожить таможня и пограничники.
Таможня берёт добро
Я стал невольным свидетелем становления на «резвы нози» национальной таможни. С первых дней её введения (Россия только через полгода, глядя на буйство украинских мытарей, вынуждена была дать симметричный ответ) таможенный люд лихорадочно бросился обогащаться.
Слава о крутости украинских мытарей разнеслась по всей постсоветской округе. Если россияне, чему был многажды свидетелем, без фанатизма проводили выборочный осмотр вагонов поезда, то потомков запорожских «лыцарей» обуял «мытный» экстремизм. По вагонам, взысканные духом наживы, носились расхристанные личности с бегающими глазами и вибрирующими ручонками. Поезд стоял на границе всего 40 минут (потом стоянку увеличили в два раза, для более академичного шмона), и надо было успеть извлечь в свою пользу всю излишнюю товарную наличность. Неистовые украинские мытари лихорадочно лохматили судьбу, определившую их на непыльное и доходное место. Таможня брала добро. Разночинный люд кряхтел, болезненно постанывал и трепетал всем своим миролюбивым телом, глядя на усердие государевых людей, которым в кормление попала государственная граница.
- Информация о материале
Административная реформа, или Обратно в СССР
Когда в декабре 2010 года глава государства активизировался на поприще «оптимизации» системы центральных органов исполнительной власти, многие представители власти убеждали СМИ и международные финансовые институты: в Украине, наконец, началась административная реформа, направленная на борьбу с бюрократией и экономию государственных средств. Несмотря на то, что уже первые шаги президента вызывали немало вопросов, начиная от отсутствия стратегии (программы) реформы и заканчивая легитимностью принимаемых мер, нам все же хотелось верить, что по крайней мере некоторые из них делаются в интересах общества и государства.
Однако после 2 февраля этого года, когда в парламент попали президентские законопроекты „О центральных органах исполнительной власти“ (№8055) и изменения в Закон „О Кабинете Министров Украины“ (№8056), стало понятно, что власть — то ли сознательно, то ли в силу бестолковости — избрала путь на фактическое разрушение исполнительной власти и уничтожение крохотных эволюционных достижений в нашем механизме правления. Ведь большинство инициатив прямо возвращают систему государственного управления в Украине к практике советского и постсоветского типа. Учитывая, что махательные движения одного „любимого журналистами“ народного депутата могут очень быстро превратить эти законопроекты в законы, считаем необходимым еще раз обратить внимание и власти, и общества на эти законопроекты президента и их возможные последствия.
В Украине уже трудно кого-то удивить нарушениями законов и даже Конституции. Потому в этом абзаце в который раз ограничимся лишь перечнем очередных посягательств на Конституцию со стороны главы государства. В частности, в этих законопроектах президент предлагает на законодательном уровне закрепить за собой полномочия: относительно назначения и увольнения заместителей министров и руководителей других центральных органов исполнительной власти (дальше — ЦОИВ), утверждения Положений о ЦОИВ, предоставления обязательных к выполнению „поручений президента“ любому органу исполнительной власти и тому подобного. В который раз напоминаем, что этих полномочий президент не имеет по Конституции, поэтому глава государства, в соответствии с предписаниями Основного Закона и неоднократными толкованиями Конституционного суда, не может „взять“ себе эти полномочия иным способом. Впервые нынешний Верховный главнокомандующий некоторые из этих полномочий уже примерял на себя в последней редакции Закона „О Кабинете Министров Украины“ от 7 октября 2010 года. Но если тогда это было сделано с нарушением закона о Регламенте Верховной Рады Украины и как-то „воровато“ (в частности, конструкция „поручений президента“ в него прокралась один раз, несмотря на то что эту идею не поддержал даже подконтрольный парламент), то новый законопроект „О центральных органах исполнительной власти“ „поручения президента“ пронизывают насквозь — их встретишь в каждой третьей статье.
К сожалению, на правовые институты, которые должны были быть на страже Основного Закона, никаких надежд общество уже давно не возлагает. „Карманный“ Конституционный суд, особенно в настоящем составе, стал совсем предсказуемым, поскольку работает по принципу политического флюгера. Министерство юстиции при настоящем главе само же и продуцирует эти неконституционные законопроекты. Да и оппозиция не находит времени, чтобы готовить конституционные представления и хотя бы привлечь внимание общества к фактам нарушения Конституции.
Тем не менее, несмотря на всю недопустимость конституционных нарушений и постыдность осквернения принципа верховенства права, больше внимания хотелось бы сконцентрировать на содержании „новаций“ в президентских законопроектах, поскольку от качества работы исполнительной власти зависит жизнь каждого украинца и перспективы нашего государства вообще. Более того, можем утверждать, что в современных условиях конкурентоспособность государства и даже его шансы на выживание в значительной степени зависят именно от качества правления. Ведь именно этот фактор определяет и адекватность реагирования государства на внешние и внутренние вызовы, и уровень реализации гражданских прав и свобод в государстве. Так что же выстраивает президент и какие последствия будет иметь принятие анализируемых законов?
Самый первый вывод — правительство окончательно теряет свой конституционный статус высшего органа исполнительной власти. Это проявляется в том, что все органы исполнительной власти через учредительные полномочия (то есть полномочия, связанные с созданием, реорганизацией, ликвидацией органов, определением сфер их ответственности и тому подобного) и кадровые полномочия (относительно назначения и увольнения руководителей и их заместителей) отныне становятся зависимыми лишь от главы государства. Уже сегодня видно, что правительство утратило любые признаки органа, формирующего государственную политику, превратившись в филиал администрации президента по выполнению непопулярной работы. При этом правительство и его члены лишены любых эффективных правовых инструментов влияния на другие органы исполнительной власти. Министры даже относительно своих заместителей имеют только право на „предложение“ премьер-министру, а при увольнении этих заместителей президент вообще руководствуется исключительно собственным усмотрением. Более того, поправками к Закону „О Кабинете Министров Украины“ даже премьер-министра лишают права инициировать изменения в составе Кабмина. Членов правительства почему-то такое положение устраивает (пожалуй, на правительственных должностях их привлекает не возможность реализовать реформы, а что-то другое), и они послушно соглашаются на „обрезание“ собственных полномочий.
Самым же показательным в этой неосоветской системе управления является инструмент „поручений“, то есть устных и письменных указаний от лица главы государства кому угодно в исполнительной власти. До последних лет именно эти „поручения“ делали невозможными любое стратегическое планирование в работе исполнительной власти и планомерную работу министерств: именно эти внеправовые указания, в ущерб любой другой работе, выполняются в первую очередь. Другим недостатком этих „поручений“ является то, что их содержание абсолютно непрозрачно и неподконтрольно обществу. И нередко именно из-за этих „поручений“ лоббируются частные интересы.
Уменьшение публичности и коллегиальности в работе правительства. Ухудшение межминистерской координации. Объяснить ликвидацию правительственных комитетов можно разве что тем, что вице-премьер-министры теперь имеют собственные министерства и потеряли интерес к правительственным комитетам. Но напомним, что на фоне советского механизма подготовки правительственных решений образование в 2000 году правительственных комитетов было одним из немногих достижений нашего государства в приближении процедуры подготовки и принятия решений правительством к уровню демократических европейских стран. Именно на правительственных комитетах появилась возможность реального обсуждения проектов решений членами правительства (и другими высшими чиновниками). То есть появился весомый инструмент для большей публичности (открытости) работы правительства, обоснованности его решений, уменьшения коррупционных возможностей протягивать „срочные“ правительственные акты на заседание Кабмина без обсуждения. Теперь у исполнительной власти снова останется лишь совковый механизм заочного письменного визирования (согласования) проектов. Возможно, это и оправданно в настоящих условиях, когда все стоящие внимания решения принимаются на Банковой, но для Украины это однозначно шаг назад.
Тотальная централизация исполнительной власти и ликвидация правительственных органов. Еще одно, пусть и незавершенное достижение Украины, это образование в 1999 году такого вида органов исполнительной власти, как правительственные органы. То есть в условиях тогдашнего (и настоящего „реанимированного“) конституционного регулирования это был легитимный выход для усиления роли правительства в эффективности реализации государственной политики и повышении персональной ответственности членов правительства за состояние дел в секторах ответственности. Собственно правительственные органы (в отличие от ЦОИВ) попадали в подчинение к министрам (а не к президенту или его администрации), что позволяло направлять их на текущую административную деятельность и обеспечивать лучший контроль за их работой. Ведь образование правительственных органов и назначение руководства правительственных органов напрямую зависело от министров. Тогда как относительно ЦОИВ (учредительные и кадровые полномочия) — прерогатива главы государства. Таким образом, теперь президент решил, что будет лучше, если всей исполнительной властью будет руководить он единолично. Последствия такой централизации также очевидны.
Относительно „других ЦОИВ“. Одна из грубейших ошибок „реформы“ — предоставление статуса ЦОИВ всем органам исполнительной власти центрального уровня (таких сегодня вместе с министерствами свыше 70). На практике эти ЦОИВ мало чем отличаются в реальной власти и особенно по влиянию на бизнес-среду от министерств, а в условиях „слабого правительства“ и подчиненности администрации президента — тем более. Наконец, в законопроекте для этих ЦОИВ прямо предусмотрены политические полномочия (в частности, „внесение предложений относительно формирования государственной политики…“ ( п. 4 ч. 1 ст. 17); в том числе право на разработку другими ЦОИВ „проектов законов,
актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, приказов министерства“ и даже на высказывание „позиции относительно проектов, разработчиками которых являются другие министерства“ (п. 3 ч. 4. ста. 19).
То есть, если не изъять эти нормы, то все лозунги об особой роли министерств и приведении в порядок системы ЦОИВ останутся пустыми декларациями. Кроме того, у этих ЦОИВ есть такие полномочия-лазейки для злоупотреблений, которые могут свести на нет любые инициативы власти по дерегуляции. Например, ЦОИВ могут самостоятельно, без какого-либо контроля (согласования) создавать предприятия, учреждения, организации (п. 19 ч. 4 ст. 19). И это в то время, когда, как утверждают в правительстве, государство вроде борется с тысячами „предприятий-прилипал“, которые продают от лица государства разные разрешения, согласования, заключения, справки и прокручивают махинации с государственными ресурсами.
Относительно размежевания конфликтных функций. Другой проблемой современной „оптимизации“ является нечеткое размежевание конфликтных функций (задач) между агентствами, службами и инспекциями. К сожалению, законопроект только ухудшает условия для такого размежевания, поскольку прямо предусматривает, что один ЦОИВ может одновременно выполнять несколько названных задач (ч. 2 ст. 17). То есть „оптимизированные“ ЦОИВ смогут в дальнейшем одновременно и предоставлять административные услуги, и управлять объектами государственной собственности, и осуществлять контроль и надзор. Следовательно, очень высока вероятность того, что все обещания власти и в этой части закончатся нулевым результатом.
Окончательное разрушение института государственной службы. Полной профанацией можно назвать подход к разграничению политических и административных функций и должностей в министерствах. Во-первых, так называемый руководитель аппарата министерства (должность которого должна быть неполитической), одновременно имея приставку-статус „заместитель министра“, будет назначаться по процедуре, аналогичной к другим заместителям министра. И даже установление каких-то особых требований к этим лицам при том, что не установлена открытая конкурсная процедура отбора на должность, не гарантирует политической нейтральности и профессионализма этих должностных лиц. Во-вторых, „заместители министров — руководители аппаратов“ не имеют адекватных полномочий, которые бы действительно позволяли считать их именно руководителями аппаратов. Ведь все ключевые полномочия (например, назначение на основные должности государственной службы в министерстве: руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделов аппарата министерства, территориальных органов министерства) закрепляются за министром. Так что это новшество можно разве что пиарить для иностранных ревизоров, но работать оно не будет.
Внесенный законопроект о ЦОИВ вообще окажет минимальное реформаторское влияние, поскольку он не подкреплен новой редакцией закона о государственной службе, которая должна бы гарантировать профессионализм, политическую нейтральность и стабильность государственной службы. Более того, законопроект перегружен механизмами, противоречащими основам демократической государственной службы. В отношении очень многих должностей предусмотрен механизм перекрестных „согласований“ при назначении на должности (например, председателями местных государственных администраций — относительно руководителей территориальных органов ЦОВВ, руководителями ЦОИВ — при назначении руководителей подразделов ГГА). При этом непонятно, какими критериями и аргументами руководствуются при таких „согласованиях“. Поскольку значительно лучшим инструментом отбора на должности является конкурсный отбор с привлечением представителей всех заинтересованных структур в состав конкурсной комиссии. Тогда и риск „продажи“ должностей уменьшается, и инструмент согласований становится лишним. А чтобы иметь возможность исправить ошибку при назначении на должность, достаточно использовать простой механизм испытательного срока.
В целом от государственной службы сегодня немногое можно требовать. Даже порядочные и преданные государству чиновники вынуждены выполнять нерациональные, часто даже незаконные и вредные указания своих начальников и начальничков. Ни от одного из них общество не дождалось отставки, хотя за год правления новой команды оснований, пожалуй, было более чем достаточно. Но, впрочем, требовать геройских поступков от людей сегодня трудно, особенно когда власть без каких-либо предостережений использует всю репрессивную машину для борьбы с оппонентами.
Есть немало других вопросов к законопроектам в части государственной службы. Например, непонятно, почему не выведены за рамки государственной службы должности патронатных работников министров: на эти должности работники всегда подбираются по личному усмотрению политика, без каких-либо квалификационных требований. Почему из Закона „О Кабинете Министров Украины“ изымаются нормы, которыми устанавливались общие полномочия правительства по „организации проведения единой государственной политики в сфере государственной службы“ (поправки к статье 20) — в демократической стране правительство отвечает за всю государственную политику без исключения, а за государственную службу в особенности.
Можно, конечно, в законопроектах найти и положительные моменты. Они там действительно есть, ведь за основу взят законопроект „О министерствах и прочих ЦОИВ“, который многие годы готовился в правительственных структурах с привлечением отечественных и зарубежных экспертов и содержал немало системных решений. Однако избирательное использование новшеств (по принципу: что подходит окружению президента — берем, все остальное — нет) будет нивелировать отдельные положительные нормы. Среди последних — и законодательное отнесение должностей заместителей министра к политическим должностям, и разграничение некоторых более мелких полномочий между министром и „заместителем министра — руководителем аппарата“, и ограничение права „других ЦОИВ“ (не министерств) издавать нормативные акты (правда, эта норма еще долго не заработает, пока не будут внесены изменения в специальные законы, которые наделяют ЦОИВ полномочиями издавать такие нормативные акты или „письма, разъяснения“, которые на практике имеют силу норм права). Формальным позитивом является также ликвидация должности „министра Кабинета министров“, но опять же без полноценного воплощения идеи о том, что руководителем аппарата правительства должен быть государственный служащий, а не политический назначенец, — это тоже лишь полушаг.
Что будет дальше? Трудно полагаться на мудрость власти, призывать ее к уму и совести. Все правильные решения в отношении реформирования публичной администрации уже многие годы как наработаны и в правительственных структурах, и в научно-общественной среде. При этом, начиная с 1998 года и до 2009 года, происходило максимальное сближение взглядов названных субъектов относительно путей реформирования. Но если власть принимает эти наработки выборочно или искажает их, ликвидируя даже незначительные достижения в исполнительной власти, то, наверное, „это кому-нибудь нужно“. Остается только надеяться, что власть имущие здесь не являются бездумным инструментом чужой игры по ослаблению Украинского государства. Тем не менее результат при нынешнем сценарии все равно будет одинаковый — окончательная деградация государственного аппарата, засилье коррупции и беспредел чиновничества.
Может ли быть иначе? На наш взгляд, теоретически ситуацию еще возможно спасти. Необходимо отказаться от идеи ликвидации правительственных комитетов и правительственных органов. Наоборот, все остальные ЦОИВ (кроме министерств) следует превратить (реорганизовать) в правительственные органы в системе министерств, обеспечивая, с одной стороны, политическую ответственность министров за соответствующие сектора государственной политики, а с другой — административную автономию этих органов. При этом следует избегать объединения в одном органе выполнения конфликтных функций (прежде всего предоставления услуг и осуществления контроля).
Назначение на должности министров должно осуществляться из числа компетентных и ответственных людей, способных возглавить реформирование соответствующих секторов.
Все органы исполнительной власти, кроме министерств, следует лишить политических функций (то есть функций по разработке политики). Для этого необходимо ограничить полномочия этих органов по внесению каких-либо политических инициатив, а также „вычистить“ все специальное законодательство на предмет норм, которые уполномачивают ЦОИВ или правительственные органы издавать какие-либо нормативные акты или акты толкования норм права.
В министерствах следует четко выделить должность руководителя аппарата (целесообразно изменить и название этой должности, однозначно изъяв приставку «заместитель министра», поскольку он ни при каких условиях не должен замещать министра). Вместе с тем этому должностному лицу следует отдать все внутреннеуправленческие функции в рамках министерства. В законе о ЦОИВ и/или в законе о государственной службе следует предусмотреть открытую конкурсную процедуру отбора кандидатур на должности руководителей аппаратов министерств и коллегиальный орган (хотя бы аd hoc) для проведения таких конкурсов и отбора кандидатов.
Безусловно, президенту следует отказаться от всех неконституционных полномочий и закрепить не надлежащие ему по Конституции учредительные и кадровые полномочия относительно органов исполнительной власти центрального уровня за правительством или другими адекватными субъектами.
Следует, в конце концов, всем понять, что в долгосрочной перспективе только эффективная система исполнительной власти, профессиональная и политически нейтральная государственная служба могут помочь Украине войти в число развитых демократических государств мира. Если, конечно, целью руководства нашего государства является именно это, а не что-либо другое...
- Информация о материале
Двуличный президент Украины
Когда год назад Виктор Янукович пришел к власти, Запад - с радушного одобрения низложенной украинской оппозиции - остановился на примитивной и грубой карикатуре Януковича, изображевшегося марионеткой Москвы. Но под чью дудку он пляшет на самом деле?
Янукович вряд ли способствовал перерезанию веревочек кукловода, когда подписал договор о продлении присутствия российского Черноморского флота в Севастополе в обмен на скидку на газ уже в первые два месяца своего пребывания на посту. Однако, его рукой явно водила хроническая нехватка наличных средств, испытываемая Украиной.
Янукович провел остальные 12 месяцев на своем посту, повторяя как мантру, что его главным приоритетом остается присоединение Украины к ЕС - хотя на самом деле на этом пути был достигнут крайне незначительный прогресс, а также отражая давление России в вопросе об объединении государственной газовой компании «Нафтогаз Украины» с Газпромом, которое обеспечило бы передачу под контроль Москвы стратегической газотранспортной системы (ГТС) Украины.
Еще более четко свою независимость от политики Москвы он продемонстрировал на Давосском Международном экономическом форуме в конце января, объявив о сделке по поставке азербайджанской нефти в Европу, и одновременно горько жалуясь на два запланированных к постройке российских газопровода – «Северный поток» и «Южный поток» - которые будут транспортировать газ в Европу не через украинскую территорию, что позволит России не оплачивать транзит.
И самое примечательное, Янукович четко заявил, что разделяет польскую точку зрения по поводу трубопроводов. До последнего потепления у Варшавы были самые плохие отношения с Москвой из всех европейских столиц, она выступала с критикой планов по строительству трубопроводов, называя эти решения политически мотивированными. «“Южный поток” напрямую имеет отношение к Украине, и здесь я полностью разделяю позицию Польши», - заявил Янукович, которого цитирует агентство Reuters. - Если это способ оказать давление, а не коммерческий проект, тогда конечно возникают серьезные вопросы о том, как нам строить наши отношения сегодня, не говоря уже о будущем».
И в то же время ни нефтяное соглашение с Азербайджаном, ни дерзкие слова Януковича не будут особо негативно восприняты Москвой, так как не затрагивают ее интересов. Янукович - человек Украины, или как минимум, определенной части украинцев. «Януковичем не движет идеология, - говорит Лилит Геворгян из IHS Global Insight, - им двигают экономические интересы его страны, и говоря более узко, коммерческие интересы тех олигархов, которые поддерживали его кандидатуру во время последней президентской гонки».
Стратегическое положение Украины между Россией и Европейским Союзом означает, что эти интересы лучше всего могут обслуживаться путем игры на обе стороны. Киев ублажает Брюссель, используя громкие слова, такие как «демократия» и «энергетическая безопасность», одновременно стараясь уговорить Евросоюз помочь в обновлении его обветшалой газотранспортной системы в рамках трехстороннего партнерства (Украина, ЕС и Россия). Европа если и выложит на стол какие-либо деньги, то немного, в то время как Украина делает выбор из целой россыпи сделок, предлагаемых Москвой.
Бригхэм Мэриотт из Phoenix Capital предполагает, что Янукович и его сторонники понимают, что сбалансированная внешняя политика - единственный способ сохранить контроль. «Склонись слишком сильно на Восток, и Москва начнет задавать тон и отдавать приказы. Склонись слишком сильно на Запад, и к власти может прийти новая политическая идеология, или еще хуже, украинские олигархи могут начать играть по западным правилам», - говорит она.
Разделенные
Резкий идеологический водораздел в норовистой внутренней политике Украины также поддерживает политику невмешательства. Янукович до настоящего момента наслаждается самой стабильной политической ситуацией в стране со времен Оранжевой революции 2004 года, но крупные протесты по-прежнему являются обычным делом. Ему нужно избегать радикализации серьезно проевропейской Западной Украины, а также не раздражать представителей своей политической опоры на русскоговорящем востоке страны.
Защищать стратегическую роль страны как перекачивателя энергоресурсов между Россией и Европой - что также является краеугольным камнем украинской экономики - это главный принцип. Это единственный туз, с которого Киев может пойти - и он делает это вновь и вновь - и не откажется от него. «Украинцы склонны верить, что потеря контроля над газотранспортной системой страны это потенциальная угроза их суверенитету, а вот иметь российский флот, размещенный на их территории - это укрепляет безопасность страны», - отмечает Мэриотт.
Диверсификация поставщиков энергоресурсов и транзитных договоров - это оборонительная стратегия для сопротивления российскому давлению в вопросе о передаче контроля над ГТС. Отсюда последние переговоры со странами на Кавказе и в Северной Африке о морских поставках сжиженного природного газа (СПГ) на планируемый терминал в Одессе, переключение режима работы нефтепровода «Одесса-Броды» на перекачку венесуэльской нефти на белорусские перерабатывающие предприятия (что является частью аналогичной стратегии диверсификации Минска) и сделка по транзиту нефти с Азербайджаном. «Служить мостом между Россией и Евросоюзом - это то, что Янукович провозгласил после своего избрания, - вспоминает Геворгян, - из того, что он произнес, это максимально близкое к идеологии».
- Информация о материале
Деньги – трудная тема
Знаете, наши родные, близкие, друзья, подавляющее большинство граждан Украины на самом деле избегают откровенного разговора о деньгах, как о чем-то аморальном, неприятном, запрещенном. Когда человек болен алкоголизмом, его выздоровление начинается со слов: «Я – алкоголик. И что мне сделать для того, чтобы перестать им быть?».
Много ли украинских граждан могут сказать: «Я беден. Что мне нужно сделать, чтобы перестать быть бедным?» Вместо подобных заявлений наши люди говорят: «Я беден потому что… неправильные законы, потому что государство меня обмануло, потому что все вокруг глупцы, негодяи, предатели, воры, потому что олигархи все захапали, потому что США захватили Ирак и выкачивают нефть». Это «потому что» не ставит точку в утверждении и не помогает решить ваш вопрос бедности. Трудно набраться мужества и сказать: «Я беден. И в этом никто не виноват. Виноват я сам. Я живу в ужасном месте, работаю за бесплатно, я не умею зарабатывать, я не знаю, что делать» И далее добавить: «Что мне сделать, чтобы перестать быть бедным? Как богатые становятся богатыми? Что сделал мой сосед, чтобы купить новый дом? Где сейчас зарабатывают деньги?».
Деньги – трудная тема. Ведь вдумайтесь, все, кто ругает деньги, богатых, несправедливый миропорядок, на самом деле, никогда не держали денег в руках. А часто даже не делали попытки заработать больше, чем имеют.
У большинства людей существует свой собственный мирок, в котором они, как в коконе, спят, едят, совершают свой маршрут на службу или на работу (простую и неответственную) и обратно домой. Большинство людей даже не рассматривают данное положение вещей, как временное. Для них оно устоявшееся, обычное, привычное положение вещей.
Они смирились. Сложили лапки и даже не замечают, что жизнь вокруг быстро меняется, что возможности приходят и уходят, и что за окном или где-то далеко в это же время идет совершенно другая жизнь.
Деньги – трудная тема. Лина Костенко на презентации своей книги озвучила очень верное наблюдение: «Я поняла, что я должна дать специфику украинского безумия… скажем, мания величия - это же болезнь, психическая болезнь. Но комплекс неполноценности – это худшая болезнь. А мы привыкли. Понимаете? Нам навязывают, а мы привыкли. У нас независимая страна, а политики призывают встать с коленей». «Это навязанные стереотипы. Меня заинтересовало, почему этот народ терпит. Где-то у меня там написано, что мужчины имперских наций действуют с позиции силы, мужчины порабощенных, но гордых наций, – они сопротивляются. А наши вот думают, что как-то оно будет. А не будет, потому что униженный человек никогда не станет человеком».
Почему народ терпит? Почему народ терпит собственное безденежье, оставаясь в той среде обитания, которая и делает его бедным. Почему люди, как обезумевшие крысы в лабиринте, даже не пытаются сменить маршрут, продолжают бегать за мизерным кусочком сыра, умерив свои детские желания, задушив юношеские мечты. И я думаю, что это болезнь. Болезнь бедности, парализовавшая большую часть населения Украины. Люди не могут признать себя бедными, как алкоголики, не начинают лечиться от алкоголизма, объясняя миру: «Я выпиваю, потому что я нервничаю, потому что ушла жена, потому что нет работы и т.д.»
Деньги – трудная тема. Но если посмотреть на то, как меняет наличие денег любого человека, стоит задуматься, может быть, деньги настолько волшебны, что именно их наличие может сделать из униженного человека если не достойнейшего гражданина мира, то хотя бы поднимет его с колен, позволит больше увидеть, даст новые возможности. Стоит ли отказываться от попытки даже в этих условиях коррупции, неразберихи, экономического хаоса, жадности олигархов, бестолковости правительства, тяжелого налогового законодательства хотя бы начать думать о деньгах? Может быть, стоит начать смотреть на высказывания и действия политиков через призму денег? А помогает ли вам все, что они говорят, вырваться из нищеты, заработать деньги?.. Нет?
Федерализм, социализм, капитализм, незалежність, свідомість, соборність – все это вы готовы обсуждать до самозабвения, но это все из той же истории болезни. Отвлекает всех нас от болезни под названием «Бедность».
Бедные люди самозабвенно ругают богатые страны, такие как США, ругают доллары, евро, фондовые рынки, кризисы, их бюджетные дефициты, нестабильность экономик так же, как ругают богатых соседей, с радостью обсуждая их неудачи, болезни и потери. Но все это симптомы бедности, а может быть, даже безумия. Потому что в кинотеатрах вы смотрите их фильмы, в магазинах покупаете их товары, слушаете их музыку, предпочитаете доллары гривнам, не замечая, что все заклинания в скорой кончине богатых, разорении США традиционно не сбываются. В то время, как наша отсталость нарастает.
Они все ориентированы на деньги, на результат. В то время, как мы традиционно избегаем думать над сложным вопросом денег.
В нашей стране говорят о чем угодно, только не о деньгах. Поэтому их и нет у большинства униженных и оскорбленных.
- Информация о материале
Как сдать в банк плохую банкноту?
Как поступить, если банк не хочет принимать купюру, мотивируя это тем, что банкнота сильно изношена и может быть фальшивой? Если речь идет о национальной валюте, то она должна приниматься банками беспрекословно. Независимо от износа и надорванности купюр. Стоит также обратить внимание, что обмен поврежденных отечественных дензнаков проводится банками бесплатно.
Порядок приема изношенных купюр зарубежной валюты более сложен. Он регламентируется инструкцией НБУ № 502 от 12.12.2002 и внутренними положениями каждого банка. Банк обязан принять банкноту на моментальное инкассо (то есть, выплатить клиенту ее стоимость сразу), либо взять на экспертизу для оценки подлинности.
Моментальное инкассо возможно в случае, если нет сомнений в подлинности и купюра сохранила признаки платежности (название банка-эмитента, номер и серию, номинал, основные изображения лицевой и оборотной стороны, элементы защиты: водяной знак, магнитные метки, защитная полоса и волокна, микро- и макротексты, голограмму). Также для банкноты допускаются сильные повреждения: затертые изображения, загрязнения до 50% площади банкноты, пятна диаметром до 1 см (для долларов США -- не размещенные на портрете), разрыв вертикально на две части (при наличии обеих частей и если одна из них составляет не менее 70% площади купюры), срезанные углы до 3 мм и проколы диаметром до 2 мм.
Если же возникает подозрение, что банкнота фальшивая (имеются явные типографские недостатки, изменения в портрете, нет защитной линии, заливы краской, чернилами, жиром, изменения первоначального цвета, обожженные и прожженные), банкноты отсылают на оценку. "Кассир обязан изъять данную купюру, оформить ее как сомнительную и отправить в НБУ для проведения экспертизы", -- говорит директор департамента развития розничного бизнеса СЕБ Банка Андрей Черняк. Когда подлинность подтверждена, банкнот обменивают на национальную валюту по текущему курсу или на неповрежденную купюру в этой же валюте. Если же банкнота поддельная, она изымается из оборота и уничтожается.
Кстати, следует учитывать, что прием инвалюты на инкассо не бесплатный, и за обмен банк в любом случае, особенно при существенном износе купюр, взимает комиссию, которая достигает 10--20% номинала банкноты.
- Информация о материале
«За кулисами» АЗС. Один день в роли «пистолетчика»
Большинству автомобилистов, равно как и мне, наверняка всегда интересно было заглянуть «за кулисы» АЗС. Наиболее интересующие вопросы – кто является главным, как работается на АЗС, какие условия труда и, конечно же, сколько чаевых может получить заправщик.
Исходя из того, сколько каждый из нас, автомобилистов, дает денег «на чай», сумма набегает не маленькая. Заинтересовался я этими вопросами еще зимой, и как представитель инициативной группы AutoVisio, я предложил «Галнафтогаз» (сеть АЗС «ОККО»), «Shell» и «Лукойл-Украина» побыть на их заправках простым «пистолетчиком». Вызвались первыми «ОККО» и пригласили меня во Львов. Именно там находится их главный офис, там и планировалось проведение самой стажировки.
Чтобы в полной мере ощутить все прелести работы, я планировал пройти практику зимой, во время морозов. Сама стажировка рассчитывалась на семь дней, но работники «Галнафтогаз» меня отговорили, заверив, что для освоения этого дела достаточно будет один-два дня. После долгих переговоров я согласился. И спасибо, что все-таки отговорили.
Гул инструктажа
Уже после прохождения инструктажа по охране труда и пожарной безопасности начала болеть голова. Поскольку заправка считается местом повышенной опасности, даже на стажировке, поблажки мне не делались. Потом начался экспресс-семинар на тему корпоративных правил поведения младшего оператора (заправщик). Даже не знаю, что сложнее мне давалось – корпоративные инструкции или пожарная безопасность. С ее изучением я столкнулся еще в армии, а вот с корпоративными инструкциями – впервые. Как оказалось, «пистолетчик» имеет определенный набор фраз, разработанный маркетологами компании. С их помощью он общается с клиентами: «Доброго дня», «Яке пальне вам заправити?», «Спробуйте наше фірмове паливо» и другие. В общей сложности я насчитал около дести таких фраз. Их нужно будет проговаривать в определенном порядке. Также есть фразы, которые относятся к так называемым «активным продажам». Можно проводить и произвольные беседы, но исключительно после обязательных фраз и на отвлеченные темы. И обязательно улыбаться. Но хочу сказать, что к окончанию 12-ти часового рабочего дня это уже становится затруднительным, и уже сдерживаешь себя, дабы не послать клиента. И как ни странно, таких клиентов становится все больше и больше. Но о подробностях чуть позже.
А инструктаж все продолжается… Заработок всех сотрудников, включая, и младшего оператора на АЗС зависит в большей степени от лояльности к клиенту и от того, сколько фирменного топлива было продано. Лояльность оценивается так называемым «тайным покупателем», постоянно появляющимся на АЗС. Они со строгостью оценивают действия персонала, чистоту помещений и качество обслуживания. Если же клиент уезжает довольный, то абсолютно все работники АЗС получают премии. Размер такой премии может составлять до 400 гривен, и это если учитывать только одну анкету. А вообще их может быть несколько, поэтому соответственно увеличивается и размер премии.
В целом на инструктаж ушло около пяти часов. Но уже после трех, мой мозг отказался воспринимать информацию. Остальное звучало в моей голове как гул, и, покинув офис, я вышел в полностью разобранном состоянии? и мысль была только одна – забыться и выпить чего-то, слабоалкогольного, водки, например… Но, завтра на 7 утра на работу…
Первый час работы на АЗС
Как выяснилось позже, все АЗС, которые принадлежат крупным компаниям, должны выглядеть одинаково, что в 7 утра, что в 7 вечера. Персонал бегает, весь товар разложен, кафель блестит и немного улавливается запах хлорки с ароматизатором… Точно так же было и на моем рабочем месте, и только мое заспанное лицо «новичка» немного не вписывалось в общую картину. Приветливые работники АЗС с одной стороны и настораживали и успокаивали. Вообще-то с одной стороны они понимали, что я всего лишь стажер, а с другой – что я тут в роли засланного казачка. Ну а вообще, еще не начавшийся рабочий день меня уже тяготил, и вдруг работники меня окружили и начали вливать в коллектив. Успешно. Правда не забыли всучить все те же талмуды с инструкцией по технике безопасности, а меня от них потянуло в сон…
Как я стал работником
Сам процесс засовывания и высовывания пистолета колонки дался мне очень легко. Наверное, потому что я сам автомобилист – не знаю. Самое главное, что уже есть фора, чтобы сфокусировать внимание на обязательных диалогах с клиентами. Поехали…
Будучи в жизни приветливым, я просто напрочь забывал здороваться с клиентами. Потом, «научившись» таки приветствовать, начал постепенно продвигать фирменный бензин, что входит в обязанности заправщика. Но, наверное, потому что было утро, клиенты попадались совсем неразговорчивые.
Спустя час работы, я привык, и все действия мои стали автоматическими. Поэтому осталось немного времени подумать о своем. Да еще и пары бензина потихоньку начали влиять на мое сознание… В этот же момент от кассы прибежал клиент и из бака собственного Мерседеса с перепугом в глазах начал вынимать пистолет дизельной колонки и вставлять 95-й бензиновый. Оказалось, что он просто забыл на каком автомобиле приехал, у него их два: дизельный и бензиновый. Он же вставлял пистолет в момент, когда не было свободного заправщика, а это и привело к путанице. Этот случай немного вернул меня к работе. До этого момента я не особо контролировал, какого вида топлива пистолет использую для заправки. Руководитель сети АЗС рассказал, что по вине заправщика никогда не происходило подобных случаев, а вот по вине клиентов случай был. Согласно этого в инструкции говорится, что если это произошло по вине «пистолетчика», то вопросы эти утрясаются оператором АЗС или начальником сети. В таком случае клиенту могут вызвать эвакуатор и оплатить услуги СТО по чистке топливной системы. В случае если клиент уезжает с заправки довольным, то никого из работников не оштрафуют. То есть инструкции на АЗС заточены на лояльность к посетителю.
Получи «на чай»
Первые чаевые я получил как-то неожиданно. Их долго не было, а потом вдруг водитель протягивает руку, и я внезапно понимаю, что это ОН. В мыслях сразу появляются фразы из вчерашнего инструктажа: «младший оператор не должен демонстрировать ожидание или надежду получить чаевые» и «принимая чаевые с достоинством, не пересчитывайте деньги при клиенте».
Делаю все согласно инструкции, благодарю клиента, но все же замечаю в его руке одну гривну. И тут возникает вопрос, как же принимать эти деньги? Как просто подачку низкооплачиваемому работнику, или же, как благодарность за помощь, навязанную компанией? Ну, конечно же, самый интересный вопрос - «сколько чаевых набегает за одну смену?». Но это будет известно в конце дня. В долгих раздумьях кем же является заправщик – попрошайкой или обслуживающим персоналом, пролетело еще три часа работы. Водители стали более активно давать «на чай», пригрело солнышко, постепенно жизнь стала налаживаться. Позже появились и первые признаки воздействия паров бензина – началась боль в правом полушарии, захотелось присесть и выпить чашечку крепкого кофе. В голову лезут мысли типа «и зачем оно мне надо было?».
Действующие лица
Заправляя приезжие автомобили, я стал более внимательно наблюдать за клиентами. Люди очень разные. Некоторые на ходу говорят, какой бензин лить и на сколько, затем быстро бегут к кассе тут же всучивают чаевые и удаляются с заправки. Некоторые, любуясь собой, демонстративно разглядывают заправщика и неспешно дефилируют к кассе. Потом просто садятся в автомобиль и уезжают. Ни до свиданья, ни тебе «на чай»… А «пистолетчик» все равно должен с улыбкой на лице пожелать клиенту счастливого пути. Нередко встречались клиенты, которые нуждались в помощи, и разговоры с таким посетителями получались искренними. Кто-то хочет залить топливо в канистру, кто-то хочет узнать, как можно проехать на шиномонтажную станцию, третьим – дать ветошь вытереть руки. Находятся и такие, которые просто улыбаются в ответ и шутят.
Прикатилась фура почти с пустым баком. Клиент заказал 500 литров дизельного топлива, и это дало мне возможность отдохнуть минут 15, пока не заполнится бак. Обслуживать сразу два автомобиля запрещено инструкцией. Голова раскалывается, ноги ноют, настроения никакого. В широкой горловине бака виднеется топливо, а счетчик колонки показывает, что еще нужно залить 150 литров. Еле-еле «утрамбовал» еще пятьдесят литров, после начал немного паниковать. На помощь появился водитель фуры. Каким-то образом он активировал какую-то функцию, и фура приподнялась на месте крепления к тягачу, после чего бак наклонился и в итоге в него влезли все 500 литров. Уехала фура, «на чай» водитель зажал.
Потом, судя по номерам, подъехал крымчанин. Высунувшись из окна, небрежно кинул мне «пятого на двести» и дальше сидит в машине. Согласно инструкции не приветствуется бегать на кассу заправщику вместо клиента. Беру необходимый пистолет и вставляю в горловину, после чего предлагаю водителю пройти на кассу. С оправдательной интонацией водитель говорит, мол, ему это не сложно и идет на кассу. «На чай» не дал.
Ближе к вечеру стали подъезжать рейсовые городские автобусы. Один из водителей сует мне одну гривну и уговаривает залить дизель в канистру из-под моторного масла. Когда начинаю объяснять, что не могу этого сделать, вызываю раздражение. Он начинает давить. Начинаю действовать согласно инструкции и отсылаю его оператору АЗС. Когда ему и там отказали в этой услуге, я услышал оскорбление в свой адрес. Пришлось подавлять желание врезать ему. Мы же заправщики должны лелеять клиента…
Про вредность работы и сумме чаевых
По окончании стажировки у меня голова болела еще несколько дней. Заправщики говорят, что постепенно привыкаешь. Но через определенное время возникают боли в районе грудной клетки. Наиболее «ароматным» становится воздух на АЗС в момент слива топлива. Образуется облако, от которого никуда не денешься. Остается только обреченно вдыхать.
Сотрудники АЗС рассказывали, что летом становится еще хуже. Ветра нет, и пары бензина просто скапливаются под навесом заправки. В этот момент все заправщики выглядят как зачарованные. И нужно отметить, что это за зарплату в 1500 – 2200 гривен вместе с чаевыми. Кстати о чаевых. За одну смену младший оператор вполне может собрать 80 – 100 гривен. Хотя есть подозрение, что эта сумма в Киеве на треть больше. Но если «пистолетчик» будет обслуживать сразу несколько машин, не смотря на то, что таким образом он нарушает инструкцию, то сумма эта будет больше. Но опять же, несоблюдение инструкции повлечет за собой наказание.
Кому дают «на чай»?
«На чай» чаще всего оставляют средний и ниже среднего класс (учитывая крутизну автомобиля). Две гривны – это максимальная сумма моего «чая», и дал мне его владелец убитого «Москвича», при этом залился он всего на 50 гривен. Раз клиент насыпал мне горсть мелочи и извинился. Как я увидел позже – мелочь была белой. Пусть немного, но приятно. Не жадничали и женщины, хотя были и те, кто просто уезжали, сказав спасибо. Почти к концу смены понял, что устная благодарность вовсе не греет душу «пистолетчика». Денежная как-то поприятнее будет.
Рассмотрев все способы передачи заправщику чаевых, я пришел к выводу, что кем почувствует себя заправщик зависит только от дающего. Судите сами, если работнику дают деньги как попрошайке, отворачивая при этом лицо, кем он должен себя почувствовать. Бывают случаи, когда клиент заходит сбоку или сзади и просто засовывает ему руку в карман и там оставляет деньги. Убил бы! Радует только что таких мало. Был и другой случай, когда хорошо одетый клиент протянул мне руку в знак благодарности, и я ощутил купюру. В его глазах читалась искренняя благодарность. Возникло впечатление, что он просто «тащился» от такого способа «чаевых». Жалко, что не глянул, возможно, там была шифровка.
В общей сложности встречается около трети клиентов, чье поведение положительно влияет на самооценку «пистолетчика». Они открыто смотрят тебе в глаза, дают деньги и благодарят. Таким людям искренне желаешь хорошего пути. После таких клиентов у заправщика появляется чувство собственного достоинства и возникает желании работать… но только до следующего неадекватного водителя.
Проведя несколько дней в роли заправщика, я понял, что работа эта «собачья» и, по сути, является хорошим индикатором морального состояния наших людей. По ним можно смело судить о большинстве автомобилистов. Если увидите улыбчивых заправщиков, знайте – культура водителей растет. Ну а нам остается только щедро благодарить этих работников монетой и, конечно же, делать это достойно.
- Информация о материале
Страница 1857 из 2102
