Главная
Собака стала кандидатом в губернаторы Техаса
Кандидатом в губернаторы американского штата Техас стала собака по кличке Вудроу. По словам ее 43-летнего хозяина Лорри Мичела, он выдвинул пса на такой ответственный пост, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам бездомных животных.
Средства, собранные на предвыборную кампанию Вудроу, пойдут в фонд благотворительной организации Austin Pets Alive, помогающей бездомным кошкам и собакам. Уже удалось собрать около 2 тыс. долларов благодаря продаже футболок с изображением пса.
Однако Вудроу вряд ли будет участвовать в выборах, ведь по закону кандидат в губернаторы должен постоянно проживать в штате в течение 5 лет и быть не моложе 35 лет. Отметим, что кандидатуру пса уже поддержал комик и бывший независимый кандидат в губернаторы штата Кинки Фридман.
Выборы губернатора Техаса состоятся 2 ноября 2010 г. Главными кандидатами на данный пост являются член Республиканской партии Рик Перри и демократ Билл Уайт.
- Информация о материале
В Самаре двухметровый питон заполз в стоящий в пробке автомобиль
В Самаре двухметровый питон, спасаясь от жары, заполз в стоящий в пробке автомобиль. Один из водителей, стоявших в заторе улице Ново-Садовой, заметил, как по раскаленному асфальту ползет огромная змея, которая на его глазах сумела снизу залезть под капот соседнего автомобиля, сообщают «Вести». Пресмыкающееся пыталось спрятаться от жары в прохладной машине.
Вызволять питона, оказавшегося представителем вида сетчатых питонов - одних из самых длинных змей в мире, пришлось спасателям. Животное доставили в местный зоопарк, где у него диагностировали признаки перегрева и сильнейшего стресса. Возможно, питон содержался у кого-то дома, однако, пока беглеца никто не хватился.
Сетчатые питоны обитают в Южной и Юго-Восточной Азии - в Таиланде, Лаосе, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и т.д.. Длина самых крупных особей может превышать 10 м. Название «сетчатый» питон получил из-за сложного узора на теле, включающего цепочку светлых ромбовидных пятен посередине спины и треугольные, соединенные между собой темные пятна со светлыми центрами по бокам.
- Информация о материале
Украинские хакеры разорили Sony на $ 700 тысяч
Трое украинских хакеров незаконно перечислили со счета Sony Europe в одном из бельгийских банков почти 700 000 евро на другой счет, оформленный в Латвии.
С разрешения Печерского суда СБУ проведет обыск квартиры, в которой по предварительным данным должны находиться компьютеры, принтеры и другая техника, которую использовали хакеры. Операция будет проведена в рамках сотрудничества с бельгийскими правоохранителями, которые и сообщили украинскую сторону о факте кражи.
5 июля служба безопасности Dexia Banque зафиксировала две подозрительные транзакции, которые были совершены 3 и 4 июля. Со счета Sony Europe было перечислено 675 000 евро на счет в латвийском банке, который оформлен на юридическое лицо, основатель которой и является одним из трех киевских хакеров.
- Информация о материале
Судный день Фемиды
В нашем государстве никогда не было политической воли для построения независимой и профессиональной судебной системы. Она и не стала таковой, ибо не имела для этого ни единого шанса. Все без исключения политические силы и их лидеры, приходя к власти, переформатировали судебную систему под себя, не брезгуя никакими методами. Тем не менее, отдавая себе отчет в том, что представляет собой современная судебная система Украины, нельзя не признавать, что она давно требовала радикальных, жестких изменений. Однако они не должны были оказаться поспешными, не просто небезупречными или сомнительными в юридическом отношении, но противоречащими Конституции Украины и признанным нашим государством международным стандартам. И главное — эти перемены не должны были стать следствием стремления к абсолютной власти над судами.
Сегодня, в результате блестяще проведенного новой политической властью блицкрига, судебная система фактически поставлена на колени. Судьи возмущаются и негодуют — в приватных разговорах. Подать голос протеста во всеуслышание осмелились единицы. Ведь всем судьям есть, что терять, а многим есть, чего бояться. С одной стороны, прегрешения, за которые понес наказание первый судейский «этап», уволенный с подачи Высшего совета юстиции за нарушение присяги, смело можно вменять примерно каждому третьему служителю Фемиды. С другой — сегодня судей привлекают к ответственности и увольняют с позором, в частности, за решения, которые никто не отменял, то есть не признанные незаконными в установленном порядке!
Один только штрих, зарисовка с натуры. В парламенте обсуждается вопрос о нарушении присяги рядом судей. Высокопоставленный представитель президентской администрации заявляет судьям, отданным на закланье, буквально следующее: к микрофону не выходить, ничего не говорить, иначе я вас зарою. К сожалению, печатный текст не в состоянии передать неподражаемую интонацию чиновника. Кто-то из судей, правда, к микрофону вышел. Пока не зарыли: видно, плотно заняты реформой.
Такие действия власти дали колоссальный эффект. За считанные месяцы ситуация в судах изменилась коренным образом. Там поселился страх. К сожалению, не божий — животный. Судьи панически боятся принять «не то» решение, даже если оно законно. А ведь это только начало, по новым правилам мы еще не жили. А новые правила, как их в своих кругах излагают главные реформаторы, сводятся к тому, что вольнодумства в судах больше не будет. Будет однозначно определено где лево, а где право и станут четко исполняться указания из политического центра управления судами…
О том, что следует делать на ниве построения нормальной судебной системы, «ЗН» писало многократно. Теперь остается говорить лишь о том, что нам преподносят в качестве судебной реформы и чем это чревато для каждого из нас.
К сожалению, отдельные, несомненно, положительные моменты, которые привнесла эта реформа, ничтожны по сравнению с тем, что в итоге сделали с судебной системой государства, в каком положении оказывается человек, вынужденный участвовать в судебных разбирательствах, но не имеющий больших денег или родственника в Высшем совете юстиции. Так, повышение зарплаты судьям и регламентация этого вопроса законом совершенно правильны, но отнюдь не свидетельствуют о том, что государство начинает осознавать роль и предназначение суда. Исходя из общей направленности реформы, можно утверждать: так повышают зарплату прислуге в качестве компенсации за неудобства, выполнение нетипичных функций и особых поручений. Кстати говоря, с повышением зарплаты реформаторы судей надули — обещанный размер новой зарплаты судьи получат только в 2015 году. Кто доживет.
Чьих рук дело?
Очевидно, собственный безрадостный опыт общения с судебной властью не мог не произвести тягостного впечатления на нынешнего президента. Ему любить суды совершенно не за что. Тем более что последний «эпизод» — решение 2004-года, еще слишком свеж в памяти. И сгладить этого воспоминания не смогло даже решение украинской Фемиды относительно дорогого сердцу В.Януковича и карманам налогоплательщиков «Межигорья». Судя по тому, как расправились с Верховным судом, извинения приняты не были…
Конечно, такого рода эпизодическое общение с Фемидой не могло способствовать формированию у президента целостного представления о целях и задачах судебной власти, о ее предназначении, а также проблемах и нуждах. Зато рядом есть люди, которые в теме уже десятки лет — прежде всего, Сергей Кивалов. Инициативный, напористый, компетентный. Его личный потенциал, несомненно, позволял и без помощников отреформировать судебную систему до неузнаваемости. Но он на этом поприще не один. Среди тех, кто, не покладая рук, ваяет нынешнюю реформу, — Александр Лавринович. Невероятно скромный на словах политик, всегда публично преуменьшающий свое реальное влияние. Вероятно, опыт подсказывает, что иногда лучше сегодня быть немножко в тени, чтобы завтра тебе оставили местечко под солнцем. Еще один деятель, чье имя обязательно должно быть высечено на памятнике реформаторам, ибо народ такого не забудет, — Андрей Портнов. Молодое дарование, не оставляющее никаких надежд на то, что нынешнее реформирование свернет с намеченного «отцами» пути. Его личный вклад в «переформатирование» судебной власти переоценить трудно.
Подготовка блицкрига
Общественности рассказывали о том, что создается рабочая группа по подготовке судебной реформы, которая должна выработать эффективные подходы, механизмы и т.д. Но, как уже отмечало «ЗН», пока президент повествовал о начале такой работы, в парламенте без шума и пыли становились законами проекты, касающиеся судоустройства и судов, но пролежавшие там не один месяц, а то и год.
Возможно, президент об этом не знал, может, не придавал значения. Возможно, его сумели убедить в том, что после этой реформы ни один судья не посмеет принять «неправильное» решение, а это, согласитесь, аргумент. Параллельно инсценировалась бурная деятельность рабочей группы. Бывший судья Конституционного суда Николай Козюбра после первого же ее заседания сказал: «Это ширма, я больше не приду». Он действительно не пришел. Но ширма осталась.
По большому счету, многие члены рабочей группы понятия не имели, что там готовится на выход. На последнее заседание рабочей группы по подготовке судебной реформы, на котором презентовали проект закона и которое посетил президент, несогласных вообще звать не стали, чтобы никому не портили настроение. Таким образом первоначальное впечатление подтвердилось: рабочая группа оказалась дымовой завесой, призванной скрыть от глаз происходящее на самом деле. Когда она рассеялась, перед нами предстала отреформированная судебная система.
Высший совет инквизиции
Мощнейший центр влияния на суды и одновременно карательный аппарат создается из Высшего совета юстиции. ВСЮ наделяют «сверхъестественными» и абсолютно неконституционными полномочиями. Практически безграничные возможности ВСЮ для оказания влияния на судебную власть уже узаконены. Начиная с привлечения судей к ответственности и заканчивая назначением их на административные должности. Если учесть специфику формирования состава ВСЮ, не говоря уже о конкретных кадрах, новые полномочия ВСЮ не просто удручают, но не оставляют надежд.
«ЗН» уже писало о том, что, в соответствии с законом «О Высшем совете юстиции», этот орган наделяется правом истребовать из судов копии дел, рассмотрение которых не завершено. За непредоставление материалов предусмотрена административная ответственность. Так что пришла команда судье — беги, копируй вместе с секретарем три-пять или 20 томов дела. На все про все — 10 дней. А потом, отправив бумаги во ВСЮ, всесторонне и непредвзято рассматривай дело дальше… Самое сложное при этом — стараться не думать, зачем ВСЮ затребовал материалы? Какие там Конституция, решения Конституционного суда и международные стандарты о недопустимости вмешательства в процесс осуществления правосудия и дачи внепроцессуальной оценки судебным решениям?
Вопреки Конституции, в соответствии с принятым парламентом в целом законом «О судоустройстве и статусе судей» ВСЮ, по предложению соответствующего совета судей, будет назначать сроком на пять лет судей на административные должности и увольнять их. Так будут назначать и увольнять с должности председателей местных судов и их замов, а также председателей апелляционных судов с замами.
Из закона исключена норма, в соответствии с которой член ВСЮ, поднявший вопрос об увольнении судьи с должности, не мог принимать участия в голосовании при принятии соответствующего решения. Более того, в соответствии с внесенными в закон изменениями, заседание Высшего совета юстиции теперь является правомочным, если на нем присутствует большинство членов ВСЮ от ее конституционного состава — вместо двух третей состава, как было до того. Таким образом, ВСЮ получает реальную возможность решать судьбу судей вообще без участия представителей судебной власти, чего в нормальном государстве быть не может. Но представители ВСЮ, комментируя новшество, скромно говорят: это ж не расширение полномочий, а всего лишь вопрос процедуры. Конечно, это вопрос процедуры. Процедуры, которая называется гильотинированием неугодных. Теперь судью можно уволить в полном соответствии с законом, не только не дав ему высказаться, но даже в его отсутствие, независимо от причин.
Заслуживает внимания и содержащееся отныне в законе определение термина «нарушение присяги». Кроме всего прочего, к нему отнесено умышленная волокита рассмотрения дела с нарушением установленного законом срока. При нынешней невероятной перегрузке судей делами одного этого достаточно для того, чтобы уволить любого. Еще одно основание: нарушение морально-этических принципов поведения судьи. Здесь простор для творчества вообще безграничен. А главное — где у нас эти моральные авторитеты, безупречные во всех отношениях, которые будут беспристрастно взвешивать морально-этические аспекты поведения судьи? Разумеется, в Высшем совете юстиции — все как на подбор компетентные в таких вопросах граждане.
Судя по первым пробам увольнения судей за нарушение присяги, открыты широкие возможности для того, чтобы карать тех, кто ничего особенного, такого, что его коллеги налево-направо не делают, не совершил, но в каком-то важном деле повел себя неправильно. Такого судью отправят «на мыло». В отношении того, кто ведет себя хорошо в известном смысле, что б он там ни натворил, никакой принудительной «липосакции» не будет. Наоборот, оставят спокойно дожидаться, пока оговорившему его в заточении товарищу дадут возможность пожевать самые интересные страницы собственного уголовного дела. Что, судя по сообщениям информагентств, исполнил И.Зварыч, видимо, плавно выходя из голодовки.
Да за что вообще, кроме убийства с отягчающими обстоятельствами, можно наказывать какого бы то ни было служителя Фемиды, если на должность судьи Высшего административного суда Украины сегодня назначается гражданин с показателем, достойным Книги рекордов Гиннесса: 76% отмененных решений?! Таков результат трудовой деятельности судьи Киевского апелляционного административного суда Виктора Малинина. Он целый год рассматривал вдвое меньше дел, чем составляла среднемесячная нагрузка его коллег. И из этой половинной нагрузки целых 24% решений вынес правильно. Остальные — брак. Результат: судью — в высший суд. Наверное, надеются, что это станет достаточным аргументом для улучшения качества работы. Мы тоже очень на это рассчитываем, потому что больше стимулов нет — идти на повышение уже просто некуда.
В Кодекс административного судопроизводства внесены изменения, в соответствии с которыми акты, действия и бездеятельность ВСЮ обжалуются исключительно в Высшем административном суде Украины. Его решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Что представляет из себя наш ВАСУ, хорошо известно, но на всякий случай там создали специальную палату для рассмотрения таких дел — чтоб никаких проколов. В общем, можно было сразу ставить на решениях Высшего совета юстиции большой красивый штамп: «Обжалованию не подлежит».
А в принципе, раз уж пошли таким путем, проще было бы официально передать вопросы отправления правосудия Высшему совету юстиции. Они охватят всех и вся, невзирая на «ограниченный контингент». Ведь в Украине для отправления правосудия на местах скоро вообще будут нужны только два человека: инкассатор да оператор компьютерного набора при телефоне.
Запад нам не поможет
Как бы он ни старался. Потому что нам эта помощь, как оказалось, вовсе не нужна. В свое время Украина взяла на себя обязательство отправлять законопроекты для изучения Венецианской комиссии. Определенных правовых последствий ее заключения для нас не имеют. Но подразумевается, что государство должно к ним прислушиваться. Теперь оказалось: оно нам не больно надо. И действительно, зачем, если за эвфемизмами, содержащимися в предварительных заключениях относительно закона о судоустройстве, легко угадывается непонимание и легкое раздражение зарубежных экспертов? Все эти «настораживает», «вызывает озабоченность» в переводе с дипломатического языка на неполиткорректный означают: что вы там творите? Тут и начались недоразумения.
Сначала то ли прочесть правильно, то ли понять заключения экспертов у нас никак не могли. Потом оказалось, что все наши правки, сделанные с учетом предыдущих рекомендаций европейских товарищей, куда-то запропастились, так что эксперты не то читали, потому не так поняли. Затем из того, что они нам направили, мы почему-то сделали вывод, что они в полном восторге от нашего проекта. Оказалось, это не совсем так или даже совсем не так. Короче, тонкости перевода. Ну а в общем неважно. Как писала АхмАтова, правда, не в адрес Венецианской комиссии: «От тебя и хула — похвала». На том и порешили.
Позднее, после заявлений о том, что законопроект о судоустройстве и статусе судей в Венецианскую комиссию вообще отправлять не надо (что озвучил руководитель парламентской фракции ПР), последовало новое: законопроект отправлен на экспертизу (заявил министр юстиции А.Лавринович). Ответа ждем буквально со дня на день. Кто на самом деле ждет, непонятно. Потому что всем, интересующимся вопросом, прекрасно известно: Венецианская комиссия за неделю и даже за месяц такие заключения не шлепает. Это же не парламентский комитет по вопросам правосудия.
Ну, по правде говоря, нашим реформаторам, бывает, тоже хочется выглядеть на людях прилично. Хоть изредка. Поэтому эпизодически перенимают кое-что из зарубежного опыта. В своем стиле, конечно. Вот, в заключениях иностранных экспертов не раз указывалось, что такой орган, как ВСЮ, должен состоять преимущественно из судей. Но поскольку в Европе прокуратура зачастую относится к судебной ветви власти (подчеркну — это у них, но не у нас!), решили данный фрагмент европейского опыта перенять — правда, с элементами мошенничества. Теперь прокуроров, входящих в состав ВСЮ, засчитывают в качестве представителей судебной ветви власти. И получают вроде бы нормальный по европейским меркам состав. Какие вопросы?
Это касается каждого
Гражданам, равнодушно взирающим на то, что делают с судебной системой, зачастую кажется, что их это не касается, а судьям — поделом. Давайте посмотрим, как скажется реформа на каждом из нас. Что в результате всех этих реформаторских интриг ожидать рядовому гражданину? Разумеется, ничего хорошего. Даже не говорим о варианте, когда оппонент имеет выход на ВСЮ. В таком случае в суд, понятно, вообще ходить не стоит — сдавайтесь сразу. Если таких прямых противопоказаний нет, можно, конечно, попробовать.
Что касается новшеств, то они есть, но они ничего не меняют по сути — в лучшую сторону, разумеется. А что делать? С властью ж не поспоришь. Кстати, в законе так прямо и сказано. В соответствии с изменениями в Кодексе административнго судопроизводства «спецпалатой» Высшего административного суда Украины будет осуществляться рассмотрение исков относительно решений, действий и бездеятельности Верховной Рады и президента Украины. Его решение будет окончательным — гражданину не предоставляется право на апелляцию или обжалование. Возможности обеспечения иска путем приостановления акта или запрета осуществлять определенные действия — также нет. Каков шанс гражданина защитить свои права в суде? Он и до того был невелик, а теперь вообще стремится к нулю. А из того, что не придается огласке, — четкая задача одного из первых лиц президентской администрации: «Решения президента не могут быть приостановлены или отменены судом». Этого в закон не записали, но все, кому надо, услышали и поняли правильно. И именно такого рода неписаные нормы формируют нашу судебную практику.
То есть административная юстиция похоронена как идея в зародыше. Сначала передали в суды общей юрисдикции споры по социальным вопросам, теперь обкусали все остальное. И что осталось в итоге от административной юстиции, которая должны была сыграть без преувеличения выдающуюся социальную, историческую роль? Александр Пасенюк в ожидании очередных выборов?
Итак, «воевать» в суде с органами власти можно лишь сугубо теоретически. Что касается остального, перспектива примерно такая же. Но зато еще не везде отняли право на апелляцию и кассацию, так что можно хоть получить удовольствие от процесса.
Поэтому с изменений в процессе и начнем. Существенно сокращается время, на протяжении которого можно обжаловать судебное решение. Значительно уменьшаются сроки для обращения в административный суд, сроки апелляционного и кассационного обжалования. Что касается Хозяйственного процессуального кодекса, то вместо отведенных для подачи искового заявления о применении предупредительных мер десяти дней предлагается узаконить три дня. В соответствии с изменениями в Гражданском процессуальном кодексе лицо, в отношении которого применены меры обеспечения иска, может обжаловать это решение в течение пяти, а не десяти дней, как раньше. Кроме того, срок на кассационное обжалование сокращается, в соответствии с изменениями в ГПК, с двух месяцев до 20 дней. А срок подачи заявления о пересмотре решений в связи с вновь выявленными обстоятельствами — с трех месяцев до одного.
И хотя, безусловно, сокращать время, за которое реально рассматривают дела, необходимо, можно ли делать это за счет рядового гражданина? А что толку в драконовских санкциях в отношении судей за несвоевременное принятие и рассмотрение дела, если суды завалены материалами? Судьи из других стран не способны поверить в то, что у нашего судьи на рассмотрении может быть такое количество дел в месяц. Что касается рядового гражданина, это «ускорение» ощутимо снижает возможность судебной защиты его прав. Очередной дамоклов меч, подвешенный над судьей, скорее всего, приведет лишь к тому, что ему будет проще соблюсти сроки, чем устанавливать истину — соблюдение сроков гораздо легче проверить.
Кстати, в Европе любят термин «разумные сроки». Они считают, что нельзя все дела подогнать под одинаковые временные ограничения, и зачастую пишут в своих законах, что дело должно быть рассмотрено в разумные сроки. И что удивительно — не только пишут, но еще и понимают, что под этим подразумевается, стараясь рассматривать дела именно в такие сроки. Правда, у них и нагрузки разумные. Но разумное — это ж не для нас. Кроме всего прочего, конечно, нашим судьям волю дай — ничего хорошего не получится. Но это уже не вопрос процесса, а проблема подбора кадров. В любом случае указанный вариант наших реформаторов — не выход. Ускорение сроков рассмотрения дел возможно при оптимизации всей судебной системы, а мы пока что топаем в противоположном направлении.
Статья 38 Кодекса административного судопроизводства в редакции проекта предусматривает во всех без исключения случаях вызов в суд путем отправления повестки электронной почтой, факсимильным сообщением (факсом, телефаксом), телефонограммой. Сейчас такой вызов в суд допускается в исключительных случаях, например, при сокращенных сроках рассмотрения дела. В принципе, мысль, конечно, верная. Но каждый, кто сталкивался с отечественной судебной системой, прекрасно знает, какие фокусы бывают даже с повестками, доставляемыми рекомендательным письмом. Несложно представить, как будут мошенничать, скажем так, отдельные несознательные помощники некоторых недобросовестных судей с отправлением повестки телефонограммой, например. Рано нам, ввиду низкой сознательности, на это переходить.
Вопреки Конституции Украины, предусматривающей полное фиксирование судебного процесса техническими средствами, КАСУ уже предусматривает исключения из этого правила. Оно и понятно: страничку из протокола выдернуть легче, а на пленку нередко много «лишнего» пишется.
Собираются узаконить право суда вообще не проводить устные слушания во время апелляционного производства, за исключением случаев, когда пообщаться в суде хотят все без исключения участники процесса. Если одна сторона не согласна, открытого рассмотрения дела не будет.
Уголовно-процессуальный кодекс предоставит право инициировать пересмотр дела по вновь выявленным обстоятельствам исключительно стороне обвинения. Ни осужденный, ни потерпевший такого права не получат. И это только начало.
Наши граждане уже столкнулись, в частности, с проблемами определения подсудности, получая отказы рассмотреть дело и от административного, и от хозяйственного суда и т.д. и т.п. Совершенно ясно, что «благодаря» нынешней реформе путаница угрожает стать катастрофической. Уже в ближайшее время очень многие почувствуют на себе последствия этих реформ. Но маховик уже запущен, и в обозримом будущем остановить его и заменить чем-то более функциональным будет некому.
Очевидно, вдохновленные далеко не однозначной деятельностью административной и хозяйственной судебных вертикалей, реформаторы произвели на свет еще одно специализированное, на сей раз двухголовое чудо — Высший специализированный суд Украины по гражданским и уголовным делам. Он будет функционировать в качестве суда кассационной инстанции наряду с Высшим административным судом Украины и Высшим хозяйственным судом Украины. От Верховного суда Украины фактически останется только название и вывеска. Он будет пересматривать дела в случаях неодинакового применения законодательства судами кассационной инстанции, если это привело к вынесению разных судебных решений в подобных правоотношениях. Но, во-первых, это очень незначительное количество дел. А во-вторых, ВСУ сможет это делать, исключительно в том случае, если судьи высшего специализированного суда, принявшие решение, сочтут возможным допустить его пересмотр Верховным судом. Тут уж, ясное дело, большой нагрузки на Верховный суд не предвидится. Можно ли представить себе, что судьи высшего специализированного суда сами попросят коллег из высшей инстанции себя перепроверить? Понятно, что гражданам, которым «посчастливилось» получить эти самые разные решения по аналогичным вопросам, в Украине апеллировать более не к кому.
Если рассуждать здраво и называть вещи своими именами, то такой подход — это государственное вредительство! Ибо где это видано, чтобы государство по своей воле устранялось от использования мощнейшего национального правового инструмента (Верховного суда) по разрешению правовых конфликтов и «гнало» своих граждан решать эти конфликты за пределами страны — в Европейский суд?
Второй и последней задачей Верховного суда будет рассмотрение дел, вернувшихся в Украину после международных судебных инстанций, например, после Европейского суда по правам человека. И не важно, что в Конституции сказано: Верховный суд Украины — высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции, поэтому он должен обеспечивать одинаковое применение норм как материального, так и процессуального права всеми судами общей юрисдикции. А вовсе не одинаковое применение норм материального права судами кассационной инстанции, да еще и в таком виде, как указано выше.
Количество судей ВСУ уменьшится до двадцати — по пять судей от каждой специализированной юрисдикции (гражданской, уголовной, хозяйственной, административной). А ведь, кроме всего прочего, Верховный суд Украины без преувеличения является уникальной правовой школой, которая складывалась десятки лет и оказывала определяющее влияние на отечественную юридическую практику. И кто бы что ни говорил, его судьи оставались наименее зависимыми от кого бы то ни было и наиболее компетентными по сравнению с судьями других судов. Поэтому «убить» Верховный суд — это означает кардинальным образом изменить судебную практику, правосудие целиком, а с ними — весь правопорядок в стране. Понятно, что изменить не в лучшую сторону.
За что ж это так с Верховным судом, спросите вы? Да есть за что, есть. Про 2004 год мы уже говорили — такое не забывается. Потом еще это предусмотренное Конституцией право Верховного суда выносить заключение о наличии в действиях президента состава преступления при инициировании вопроса об импичменте. Кто захочет отдавать решение этого вопроса неуправляемому извне суду? Но и это еще не все. Существует большой бизнес-интерес. Сколько ВСУ отменил решений тех же, например, хозяйственных судов? А с них, сами понимаете, какая «госпошлина» капает. Вот и накопилось у серьезных людей, «решаловых» высшего уровня раздражение, и для ее источника это, как правило, плохо заканчивается. Договориться же мирным путем, видимо, не получалось. Как не получалось решать многие вопросы, связанные с уголовной ответственностью. Достаточно вспомнить «дело Бакая» — Верховный суд дважды отменял решения низших судов, признававших необоснованность возбуждения уголовных дел против экс-главы «ДУСи» (Главного управления делами). То есть по сути он констатировал, что дела были возбуждены законно и обоснованно. После этого, получив в очередной раз негативные для себя решения судов первой и апелляционной инстанции, прокуратура, тем не менее, не обжаловала их в Верховном суде, очевидно, зная наверняка, что он их опять отменит. А в новых политических условиях это было бы неправильно.
Вице-президент апелляционного суда из Швейцарии, один из наиболее авторитетных европейских экспертов по вопросам судопроизводства, заключение которого приводится на этой же странице, утверждает, что ему показалось, будто украинские законодатели хотят «нейтрализовать» функции и полномочия Верховного суда. Конечно, г-ну Гассу вовсе не показалось, так оно и есть. Кроме того, по словам судьи, ему не известно ни об одном подобном положении в какой-либо из европейских юриспруденций. Что ж, теперь будет знать, что есть такое, кстати, далеко не единственное, удивительное новшество нашего «беспрецедентного» права. Хотя г-н Гасс — далеко не единственный эксперт, который изучает первые плоды нашей судебной реформы с живейшим интересом и находит их… удивительными.
Комитет по исполнению обязанностей и обязательств странами — членами Совета Европы (Мониторинговый комитет)
Исполнение обязанностей и обязательств Украиной
(Информационный отчет содокладчиков по результатам рабочего визита в Киев 1—4 июня 2010 года)
Содокладчики: Рената ВОЛЬВЕНД и Маилис РЕПС
15. Власть и правящая коалиция критикуются за нежелание придерживаться надлежащей демократической практики и диалога с оппозицией во время разработки и внедрения реформ, включая необходимые для выполнения обязательства, которые были взяты при вступлении в Совет Европы. Считаем обязательным подчеркнуть: для того чтобы выполнить все обязательства, нужны глубокие реформы, которые по своей природе должны базироваться на как можно более широком политическом консенсусе, поскольку только в таком случае будут эффективными. В этой связи мы призываем власть и политические силы, представляющие правящую коалицию, строго придерживаться парламентских процедур как по букве закона, так и по духу. Это может быть достигнуто при условии, что законодательные предложения будут базироваться на диалоге и консультациях и что все политические силы в полной мере будут участвовать в обсуждении перед принятием законопроектов. По нашему мнению, несмотря на то что эти реформы должны вводиться быстро, это не может делаться за счет качества реформ или несоблюдения процедуры, по которой они должны приниматься.
16. Эти же положения касаются и проведения консультаций с внешними партнерами, в том числе Советом Европы. Власть и раньше, и сейчас — как официально, так и в неформальном общении — подтверждала, что все реформы будут проводиться в полном соответствии с европейскими стандартами и после тесных консультаций с органами Совета Европы, прежде всего с Венецианской комиссией. Вместе с тем ряд законопроектов были приняты без отправления их Венецианской комиссии для получения вывода перед их окончательным одобрением. Считаем, что выводы Венецианской комиссии являются ключевыми. Принимая во внимание то, что политическая среда в Украине и дальше остается очень поляризованной, такие выводы могут предотвратить любые возможные вопросы относительно соответствия этих законопроектов демократическим стандартам. Учитывая это, мы призываем власть и руководство парламента обеспечить, чтобы такие выводы, как правило, были получены перед окончательным одобрением законопроектов.
17. Ярким примером очерченных выше вопросов, отображающих весь комплекс проблем, является текущая ситуация вокруг принятия законопроекта о судоустройстве и статусе судей. Этот законопроект был одобрен комитетом Верховной Рады Украины по вопросам правосудия в июне 2008 года. После нескольких раундов переговоров его прислали в Венецианскую комиссию для получения вывода. Венецианская комиссия и Генеральная дирекция по правам человека и правовым вопросам Совета Европы в марте 2010 года одобрили общий вывод относительно этого законопроекта. В нем предлагалось внести в законопроект ряд очень важных изменений. Несмотря на это, законопроект был — несколько неожиданно — обнародован 14 мая 2010 года и принят в первом чтении, как сообщается, без серьезного обсуждения, Верховной Радой Украины 2 июня 2010 года. Этот законопроект, являющийся ключевой составляющей законодательства, которое должно быть приведено в соответствие с обязательствами перед Советом Европы, как стало известно, будет окончательно одобрен в начале июля этого года. Скорость, с которой законопроект был представлен и одобрен, вызывает много вопросов и сомнений, особенно учитывая то, что он содержит ряд потенциально «политизированных» положений. Так, в нем предлагается изменить статус Верховного суда Украины и снизить его роль. Тот факт, что председатель Верховного суда считается близким к бывшему премьер-министру Украины Ю.Тимошенко, сразу дал основание подозревать, что в этом есть политический подтекст. Кроме того, законопроект удостоверяет необходимость проведения конституционной реформы, поскольку большинство замечаний Венецианской комиссии могут быть учтены лишь внесением изменений в Конституцию Украины.
18. Во время нашего визита председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия С.Кивалов уверил, что рекомендации Венецианской комиссии были полностью учтены в законопроекте, представленном его комитетом 14 мая в этом году. Однако Венецианская комиссия уведомила нас, что на время написания этого информационного отчета ни одного запроса относительно предоставления вывода по поводу законопроекта, который уже одобрен в первом чтении, она не получала. С.Кивалов убедительно дал нам понять, что он будет приветствовать предоставление «свежего» вывода Венецианской комиссией. Принимая во внимание важность этого закона и необходимость обеспечить общественное доверие к его положениям, мы предлагаем мониторинговому комитету направить этот законопроект как приоритетный для получения вывода Венецианской комиссии.
Выводы
29. Принимая во внимание важность судебной реформы, предлагаем комитету получить вывод Венецианской комиссии относительно законопроекта о судоустройстве и статусе судей, одобренного Верховной Радой Украины 2 июня этого года, и относительно закона, которым внесены изменения в законодательство касательно статуса Высшего совета юстиции №2181.
Совет Европы
Европейский Союз
Совместная программа Европейской комиссии и Совета Европы
«Прозрачность и эффективность судебной системы в Украине»
Страсбург, 1 июля 2010 г. DG-HL(2010)13
Предварительная оценка законопроекта «О судоустройстве и статусе судей Украины»
Штефан ГАСС, вице-президент Апелляционного суда (Базель-Ландшафт, Швейцария)
Дежавю конституционного процесса
Для начала определимся с конституционными понятиями, которые, как ни странно, довольно часто путают. Это «форма правления» и «форма государственного устройства». Первое означает форму организации государственной власти. Она бывает президентской, парламентской, президентско-парламентской и парламентско-президентской. Второе - форму госустройства (унитарное государство, федеративное и конфедерация). Зачем нужен этот ликбез?
Судя по всему, у нас опять большая радость - очередной, уже четвертый по счету, этап конституционной реформы. В Украине сложилась своего рода президентская традиция - каждый глава государства пытается изменить Основной Закон. Ничего удивительного. Вполне нормальное явление. Украинское государство все еще находится в стадии развития. Трудный пубертатный «подростковый» возраст уже позади, однако до зрелости еще очень далеко. Вполне понятно, что конституционная «оболочка» подвергается достаточно сильному политическому давлению. Наиболее успешным президентом (с точки зрения конституционного процесса) был Леонид Кучма. Именно при нем была принята первая, скажем так, каноническая Конституция страны (июнь 1994 года). И фактически при Леониде Даниловиче состоялась первая конституционная реформа (декабрь 2004 года). Если не вдаваться в подробности, то смысл модернизации Основного Закона состоял в том, чтобы перейти от президентско-парламентской формы правления к парламентско-президентской. Никто особо и не скрывал, что реформа проводилась под конкретную политическую цель - ограничить полномочия третьего президента (Виктора Ющенко). «Злой дэмон» администрации Кучмы Виктор Медведчук рассуждал почти по-ленински: «Виктор Ющенко, став главой государства, сосредоточит в своих руках необъятную власть». Поэтому система сдержек и противовесов между ветвями власти была существенно подкорректирована в пользу парламента.
Сработал ли план? Теперь, по окончании режима «оранжевого правления», можно сказать так: да, получилось. Правда, не совсем так, как планировалось. Усиление роли парламента привело к персональному противостоянию двух лидеров государства - Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко. Система коалиционного утверждения премьера придала конфликту особую остроту и, если хотите, пикантность.
Еще одним следствием изменения формы правления стало появление феномена «фальшивого парламентского большинства». Это изобретение «бютовских» юристов, которые провернули операцию под условным названием «коалиция фракций». Достаточно овладеть контрольным пакетом (большинством) в одной парламентской группировке и можно смело игнорировать мнение оставшегося меньшинства. Если использовать математическую формулу, то для создания парламентской коалиции (226 депутатов) необходимо 114 мандатов.
«Отцы-основатели» политической реформы, конечно же, планировали ограничение властных полномочий лидеров «оранжевых». Однако они не учли, что их планы будут реализовываться в подобном извращенном режиме. Пять лет тестирования усовершенствованного варианта Основного Закона («версия 2004») выявили массу программных ошибок и глюков. Например, институт императивного мандата работал как-то странно. Исключить депутата из фракции без формального документа (заявления о выходе) оказалось невозможным. Этим воспользовались «регионалы», давшие жизнь такому явлению, как члены коалиции от оппозиции. Очень интересное и, главное, полезное изобретение. Бывший лидер «Народной самообороны» Давид Жвания пошел еще дальше, сформировав в составе коалиции депутатскую группу «Право выбора», за которую не голосовал ни один избиратель. В общем, система представительства партий в высшем законодательном органе была реализована как-то странно.
Виктор Ющенко, будучи президентом, пытался отменить политическую реформу 2004 года и, как минимум, вернуться к полномочиям своего предшественника. А как максимум - еще более их усилить с помощью образования двухпалатного парламента и сохранения института роспуска Рады. К счастью, карма Виктора Андреевича, а также глубокая погруженность в иной мир способствовала тому, что его планы так и не были реализованы. Зато «лидер нации» вошел в историю страны как первый президент, распустивший парламент без всяких конституционных оснований. Причем распускал пять раз подряд, пока не получилось.
Команда Виктора Януковича, проанализировав результаты прогона бета-версии конституционной реформы, пришла к выводу: Основной Закон надо менять. Считайте, что соответствующее решение уже принято. Другое дело, что пока нет особой ясности относительно параметров будущей модели Конституции. Относительный консенсус достигнут лишь по следующим пунктам:
- смена избирательной системы в Раду. Неслучайно на местных выборах, которые намечены на осень текущего года, запланирована «обкатка» смешанной, мажоритарно-пропорциональной системы в пропорции 50 на 50. Тотальное господство политических партий приводит к странным, я бы даже сказал, противоестественным результатам. В качестве примера обычно приводят БЮТ - искусственный конструкт, созданный по лекалам тоталитарной секты.
Если изменить систему выборов в Верховную Раду, то вопрос формирования коалиции в значительной степени упрощается. Не надо договариваться с лидерами группировок, которые отстаивают какие-то жесткие идеологические догмы. Большинство можно сформировать на гораздо более «мягкой», прагматической основе. Всегда найдется достаточное количество «мажоритарщиков», не отягощенных партийными рамками.
- возвращение к президентско-парламентской форме правления. Как минимум, глава государства получает право увольнять премьера без всякого согласования с парламентом.
- введение двухпалатной формы организации законодательной власти. В данном случае речь идет о постепенном переходе к федеративной модели государственного устройства, которое, кстати, де-факто существует в Украине (вспомните об Автономной Республике Крым).
Довольно размытые очертания будущей модели конституционного устройства будут доработаны в ходе деятельности специальной комиссии. Не знаю, как она станет называться. Однако уверен, что в скором времени подобный орган сформируют из представителей Президента и парламента.
Следующая проблема - легализация новой Конституции. Есть три варианта развития события. Первый: проведение конституционного референдума. Авторы новой конституционной реформы учли печальный опыт Леонида Даниловича, который так и не сумел имплементировать плебисцитную модель Основного Закона. Парламент уперся рогом и отказался одобрять проект Конституции. Поэтому в новой редакции закона о референдуме законодательный орган власти вообще отстранен от участия в конституционном процессе. Решение остается за народом.
Второй: формирование конституционного большинства к осени 2010 года. Пока действующей коалиции не хватает примерно четырех десятков депутатов для достижения отметки «300 голосов». Задача вполне решаемая. По крайней мере, особых проблем не возникнет. Все дело в цене вопроса. В таком случае Верховная Рада может принять новую редакцию Основного Закона.
Третий: отмена конституционной реформы 2004 года. В таком случае вступают в действие нормы Основного Закона редакции 1996 года. Самый простой в техническом исполнении путь, однако и самый сомнительный.
Хочу подчеркнуть: это все лишь предварительные конституционные эскизы. Однако соответствующая работа уже ведется, поскольку экстенсивный путь консолидации власти, которым пошла команда нового Президента, имеет ограниченный запас прочности. Да, сформирована единая триада власти: Президент-премьер-коалиция. Но сколько можно работать в подобном режиме? Год-два. Максимум, три. Потом возникнут системные проблемы. Единственно возможный ответ - это системные конституционные изменения.
- Информация о материале
"Ужасы" туризма: как этого избежать?
Заядлые путешественники знают: туристические поездки - это не всегда только приятные эмоции. Иногда возможны сюрпризы в виде укуса обезьяны, отсутствия мест в оплаченном отеле, задержки самолета и прочих "приятностей". "Деньги" выяснили, как справиться с наиболее часто встречающимися туристическими форс-мажорами.
Hotel не захотэл
Самые банальные туристические неприятности, которые нередко происходят с украинскими путешественниками: забыли встретить в аэропорту, не поселили, поселили, но не туда, задержали рейс, не хватило мест в самолете, не покормили и так далее. Как показывает опыт, в таких ситуациях отстоять свои права относительно легко.
"Если авиакомпания перепродала билеты на рейс, задержала самолет, на стыковочном рейсе "забыла" пассажиров - все эти вопросы нужно решать непосредственно с ней", - уверяет директор туркомпании "Ева-тур" Ирина Давиденко. Ирина аргументирует: заказывая билет у той или иной авиакомпании, человек автоматически становится ее клиентом. Поэтому всяческих компенсаций нужно требовать именно от перевозчика. "Пассажиры должны, к примеру, знать, что если рейс задержали на пять-шесть часов, то авиаперевозчик обязан их покормить. А если туриста куда-то не довезли, он может рассчитывать на финансовую компенсацию. Причем приличные компании сразу же отдают деньги", - уточняет она. Ирина вспоминает историю о том, как одна туристка по вине авиаперевозчика опоздала на стыковочный рейс Амстердам-Киев (она летела из Гаваны в Амстердам, а из Амстердама в Киев). "Тех, кто опоздал, отправили в Киев на несколько часов позже. И тут же на месте выдали компенсацию в размере €400 каждому", - рассказывает Ирина Давиденко.
То есть если у туристов возникают какие-либо проблемы с перелетом, нужно тут же обратиться в представительство авиакомпании. Такие представительства, как правило, есть в аэропортах.
Хотя если рейс чартерный, за все ответить должен туроператор, кстати, мобильными телефонами его представителей и в Украине, и в стране назначения нужно запастись заранее. "Компания, которая организовывает тур, должна дать туристам номер телефона принимающей стороны, которая решает все проблемы на месте", - уточняет Ирина Давиденко. Если турфирма не выдала такой телефонный номер, не стоит стесняться его попросить.
Точно так же нужно терзать фирму, которая организовывала поездку, ежели путешественников не поселили в отель или поселили, но не в тот.
Впрочем, порой можно справиться и без помощи компании-организатора. Сергей, начальник службы безопасности крупного производственного предприятия, говорит, что однажды в одном из отелей Мармариса (Турция) их поселили не в тот номер. "Мы с женой заказывали себе номер с видом на море, доплачивали за него. А нас поселили в номер чуть ли не с видом на стройку. Я очень интеллигентно объяснил администратору, что у нас в ваучере записано "вид на море" и нас тут же переселили", - делится Сергей. Он говорит, что, судя по его личному опыту, а также опыту его друзей, подобные ситуации - не редкость. "Они просто селят в номер подешевле. Если туристы не возмущаются, просто перепродают более дорогой номер другим туристам. На этом зарабатывают те же администраторы. Если попадаете в такую ситуацию - отстаивайте свои права", - советует опытный турист.
Брысь, зараза!
Что там случаи с непоселением в отеле или задержкой рейса! Циркулируют и куда более пугающие туристические байки.
Финконсультант Юлия Вишневская рассказала "Деньгам" историю своих знакомых, которые осенью прошлого года отправились в Индию (Гоа) и по приезду заболели тропической лихорадкой. "Это была компания из пяти человек, но только двое заразились. Причиной стали комары - переносчики тропической лихорадки, которые в этот период сильно активизировались. Уже в самолете двум ребятам стало плохо, а дома болезнь совсем их одолела - высокая температура, мышечные боли, рвота. В результате они пролежали в больнице больше трех недель", - делится г-жа Вишневская.
Юлия говорит, что ее знакомые путешественники не делали себе никаких прививок перед поездкой, поскольку кто-то им сказал, что Гоа - одно из самых "незаразных" мест в Индии. "Думали, что с ними такого случиться не может. И, к сожалению, ошиблись", - подытоживает финконсультант.
Те, кто любит всяческую экзотику, должны знать - практически все неевропейские страны, помимо красивой природы и достопримечательностей, могут одарить туристов разными болячками.
Например, есть зараза под названием "японский энцефалит" (острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением нервной системы. Симптомы - сильные головные боли и лихорадка. - Авт.). Заразиться этим можно вовсе не в Японии, а в Непале, Китае, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме. Поэтому тем, кто намерен отправиться в эти страны, врачи рекомендуют делать прививки от страшного недуга. Стандартный график вакцинации - это три дозы, которые вводятся по схеме: первый, седьмой, тридцатый дни (ускоренный вариант - первый, седьмой, четырнадцатый дни). Сделать все прививки следует за десять дней до отъезда.
"На самом деле, если говорят, что в той или иной стране есть какая-то болезнь, вовсе не обязательно делать прививки. Все зависит от региона страны и сезона", - отмечает Алла Трикоз, менеджер департамента выездного туризма компании "Киевский спутник". Например, говорит Алла, взять ту же Бразилию. Если ехать, скажем, в Рио, то прививки от желтой лихорадки, которая "обитает" в этой стране, не нужны. А вот желающим отправиться в Амазонию - в обязательном порядке. "Информацию о прививках должна дать туркомпания", - говорит Алла Трикоз. Если же туристы путешествуют сами, то нелишним будет позвонить в посольство и узнать там, нужно ли делать какие-либо вакцинации.
Кус-кусь
Некоторые путешественники специально выбирают себе маршруты, на которых можно повстречать всяких-разных животных - от насекомых и птичек до львов и крокодилов. Но даже самые, на первый взгляд, безобидные зверушки способны покалечить туриста.
Юлия Вишневская, друзья которой вернулись из Индии с тропической лихорадкой, рассказала еще один туристический "жутик". Дело было в той же Индии, которая, как известно, славится огромным количеством буддистских и индуистских храмов.
Подруга Юлии, любительница достопримечательностей, отправилась на очередную экскурсию. "Возле храма дрались две обезьяны, и одна из них рыкнула на мою подругу и неожиданно укусила ее за ногу", - вспоминает Юлия. Г-жа Вишневская говорит, что подруга жутко испугалась и тут же начала расспрашивать местных жителей, в какую больницу можно прямо сейчас обратиться для быстрой обработки раны. "О страховке она даже не вспомнила, ей нужно было срочно что-то делать. Местные жители ей показали больницу, где ей сделали укол, а потом еще в течение какого-то времени делали компрессы. К счастью, все обошлось", - радуется Юлия. На самом деле подруга Юлии Вишневской поступила очень правильно - сразу же нашла больницу, где ей помогли. Дело в том, что милая обезьянка могла болеть бешенством (к слову, зараза это распространена в Индии, Вьетнаме, Таиланде, Китае, некоторых странах Южной Америки). А ежели человека кусает бешеная зверушка, то чем быстрее ему обработают рану, тем меньше шансов заразиться.
Не стоит думать, что только экзотические страны опасны для здоровья туристов. Получить укус какого-нибудь существа можно и на пляже старушки Европы. Шесть лет назад киевлянка Елена Соболева отдыхала с семьей в Черногории на самом популярном тамошнем курорте - Будва. В первый же день отпуска отдых был испорчен: Елена пошла купаться, и возле самого берега ее ужалила водоросль. "Сначала появилась красная сыпь, затем началась аллергическая реакция, вплоть до затрудненного дыхания, рана начала очень чесаться, а потом начался воспалительный процесс. Заживала рана где-то два-два с половиной месяца, а шрам остался до сих пор, хотя прошло уже шесть лет", - рассказывает Елена Соболева.
По словам Елены, дать какой-то совет в подобной ситуации очень тяжело, ведь эту водоросль невозможно увидеть и как-то от нее защититься. Если подобное произошло, главное - вовремя обратиться к врачу, а не ждать, пока само пройдет.
А еще все же стоит обращать внимание на разнообразные значки и таблички вдоль пляжей. К примеру, на многих курортах Греции есть предостережения по поводу морских ежей. Поэтому купаться там желательно в резиновых тапочках (стоят несколько евро и продаются буквально на каждом углу). Пренебрежение этим простым правилом чревато веселеньким букетом неприятностей: ежовые иглы практически невозможно вытащить (они известковые и крошатся), а еще они содержат слабый, но вызывающий очень болезненную реакцию яд. Кстати, ежей также можно встретить в Египте и на всех средиземноморских побережьях.
В конечном итоге по отношению к любой незнакомой морской живности есть одно простое и невероятно действенное правило - не трогай, держись на расстоянии.
Дело рук самих утопающих
Любителям понырять, то есть дайверам (особенно начинающим), "Деньги" настоятельно рекомендуют "не углубляться". Другими словами, не погружаться слишком глубоко. Напомним историю, описанную в "Деньгах" в №19 от 8 февраля 2007 года (доступно на www.dengi.ua).
Опытный дайвер (тридцать пять погружений) Ольга рассказала: "Одно из прекрасных погружений в Дахабе (Египет) чуть не закончилось для меня трагически. Погружаются в Каньон обычно до 30 м, однако перед погружением инструктор почему-то спросил, все ли были на глубине 40 м. Как правило, при спуске я не слежу за компьютером, и в тот раз было так же. Вдруг стало очень уж темно, но я списала это на плохую погоду". По словам Ольги, на максимальной глубине с нее слетела ласта, и когда она остановилась, чтобы найти ласту, поняла, что у нее закружилась голова, ей стало трудно дышать.
"Я уже почти потеряла сознание, когда мой напарник вернулся за мной и потащил наверх. Поднявшись метров на пять, мне стало легче. Посмотрев на компьютер, я увидела, что опустилась до 51 м. Очевидно, это был азотное отравление", - делится она. Ольга советует никогда не верить на слово даже самым убедительным инструкторам, контролировать глубину погружения самостоятельно и постоянно следить за показаниями компьютера. А тем, кто только хочет стать дайвером, Ольга рекомендует получить предварительную консультацию у врача. Ведь основная помеха для занятий дайвингом - проблемы с сердечно-сосудистой системой. "Тем, кто перенес воспаление легких, тяжелый бронхит и другие болезни, связанные с дыхательными путями, нырять не рекомендуется", - добавляет она.
Ныряние в состоянии алкогольного опьянения или даже на следующий после распития день строго-настрого запрещено: последствия могут быть крайне печальными, вплоть до летального исхода. Не рекомендованы погружения и тем, кто страдает клаустрофобией или приступами паники - под водой они могут чувствовать себя крайне некомфортно.
Смотрите телевизор
Бывший главред московского журнала SmartMoney, а ныне топ-менеджер одного из российских инвестбанков Леонид Бершидский описал в своей колонке для российского Forbes просто-таки феерическую историю. В мае нынешнего года он отправился отдыхать в Бейрут (когда-то этот город называли Парижем Ближнего Востока) - аккурат накануне вспышки гражданской войны. А когда там все заполыхало всерьез, выбираться из Ливана в мирную Сирию ему пришлось через блокпосты противоборствующих группировок и с риском для жизни. Что тут скажешь: странный, конечно, выбор места для отдыха. Тем более что неинформированным человеком Леонида ну никак нельзя назвать.
Подстелем соломки!
Что нужно сделать ради безопасного и комфортного отдыха:
- запастись номерами мобильных телефонов представителей туроператора, украинского консульства в стране пребывания (список есть на сайте "Денег");
- иметь помимо предусмотренных "карманных сумм" хотя бы одну кредитку с неприкосновенным запасом;
- перед поездкой договориться с родственниками иили друзьями о схеме действий в случае ЧП: оставить информацию о своем маршруте и местах проживания (включая телефон и электронную почту отеля), о способах экстренной связи, о процедуре срочной отправки денег;
- еще до поездки ознакомиться с перечнем рисков, характерных для данной страны (необходимость в прививках, криминогенная ситуация, сезонные ухудшения погоды, политические кризисы, обострение террористической угрозы);
- мыть руки, овощи, фрукты бутилированной водой, не употреблять молочные продукты (это касается уж совсем экзотических стран). Но даже в странах поцивилизованнее пить только бутилированную воду и ее же использовать при чистке зубов;
- не трогать диких животных;
- не хранить наличные в одном месте, распределить их в разные карманы и сумки;
- сделать копию своего загранпаспорта, приглашения, ваучера - всех бумаг. Еще лучше отсканировать эти документы и отправить копии себе на электронный адрес, чтобы в любой точке мира, где только есть Интернет, можно было их получить и распечатать;
- носить документы при себе, защищать от влаги;
- если есть возможность - сдавать документы на хранение в сейф на ресепшн отеля (сейфам в номерах доверять не стоит);
- не сдавать в багаж ценные вещи, особенно технику, электронику, а уж тем более - документы;
- в странах с криминогенной обстановкой следить, чтобы фото- и видеотехнику не украли.
Дарина Веретенко, заместитель генерального директора компании "Технологии Управления Спайдер Украина" и опытная путешественница:
- Самое первое, что хотелось бы посоветовать, - тщательно выбирать провайдера услуг. Мы путешествовали по "нестандартным" странам - были в странах Африки и Латинской Америки, причем заказывали туры за границей. Один раз это была чешская компания, один раз - английская. И вот с персоналом английской турфирмы были неприятности.
Посередине Африки, в Малави, проводник нас бросил. Перед этим пообещал поездку в национальный парк, въезд в который якобы стоит $100. Собрал деньги.
Мы сели в автобус, проводник сделал вид, что тоже садится. Но ехал он обычно в кабине с водителем, поэтому в салоне мы его видеть не могли. А когда автобус километров через пять застрял на плохой дороге, оказалось, что проводника с нами нет. Водитель сказал, что и не будет, но больше ничего не объяснил. Мы вернулись к месту старта и даже сумели беглеца поймать. Он объяснил свое поведение тем, что поссорился с хозяином, то есть с директором английской турфирмы. Тот, дескать, не заплатил за работу, поэтому проводник таким образом решил свою проблему и посоветовал нам решать наши проблемы с хозяином. В группе было много мужчин, так что доллары ему вернуть все же пришлось - под нажимом. Потом мы на него еще и заявление в полицию написали.
Поэтому хорошо бы, чтобы компания-провайдер предоставляла несколько проводников на выбор и о каждом рассказала, кто он, как долго он работает, какие группы водил.
А тогда дело усугублялось еще и тем, что для путешествия по Малави у нас не было визы. Перед выездом в Африку (планировалось сухопутное путешествие по нескольким странам) представитель турфирмы нам говорил, что в Малави виза не нужна. Мы поверили. А на границе оказалось, что нужна. Мы все же вышли из положения - пообещали оформить визы, как только приедем в столицу страны, в течение трех дней (там к этому относятся попроще, чем в Европе).
Так что перед выездом обязательно надо уточнять такие вопросы в посольстве. И вообще перепроверять всю предоставляемую оператором информацию, особенно внимательно проверять билеты. Раз я не проверила билеты, полученные от провайдера, и оказалось, что на одной странице указана одна дата вылета, а на другой - другая. Пришлось, ссылаясь на то, что на одной странице написана нужная дата, убеждать перевозчиков отправить меня в желаемый срок. Тем более что летела группа, а ошибка была только в одном билете.
Чтобы путешествие прошло с минимальными потерями, нужно придерживаться элементарных правил "туристической безопасности" - не кормить крокодилов с руки, не кушать грязные овощи и фрукты, не задираться с местными жителями.
- Информация о материале
Страница 1971 из 2102
