Верховная Рада приняла закон о судоустройстве, который кардинально меняет правила игры в судебной системе страны. Главный вывод: в результате реформы серьезно подорваны позиции БЮТ в судебной системе. Ведь практически лишен полномочий Верховный суд Украины, во главе которого стоит бютовец Василий Онопенко. У ВСУ отобрана возможность быть последней инстанцией по большей части судебных дел. Эта функция перешла к высшим специализированным судам. Также у ВСУ отняли все рычаги влияния на нижестоящие суды. Зато значительно расширили полномочия Высшего совета юстиции, от которого будут зависеть и назначения и увольнения судей. По заявлениям инициаторов реформы — правящей коалиции, изменения должны помочь бороться с коррупцией. Например, глав судов лишили права распределять дела между судьями (выгодные дела давались только «своим» судьям), судей обяжут декларировать не только доходы, но и крупные расходы, а также появилась четкая регламентация сроков рассмотрения дела, что не позволит бесконечно волынить с принятием решения.

А вот оппозиция, наоборот, бьет тревогу. Утверждает, что и Высший совет юстиции, и высшие специализированные суды сейчас находятся под контролем власти. А значит последняя теперь и будет заправлять в судах. «Поправки оппозиции, а их было около 1700, коалицией проигнорированы. Например, из свыше 100 моих поправок были приняты только четыре, которые касались формально-технической стороны», — сказал нам один из ведущих юристов БЮТ депутат Сергей Власенко.

Коалиция отвергает претензии. «Мы действовали в рамках тех рекомендаций, которые нам дала Венецианская комиссия. А накопившиеся в ВСУ 50 тысяч дел теперь будут переданы в Высшие специализированные суды», — сказал нам депутат-регионал Сергей Кивалов.

Верховный суд

1. ВСУ предлагается сократить в четыре раза! Оставить лишь 20 судей. Причем, каждый из них должен иметь стаж работы судьей не менее 15 лет. Однако это не означает, что численность сразу станет такой. Просто те судьи, которым будет предложено покинуть ВСУ, в случае своего отказа все равно могут остаться там работать. В таком случае ВСУ сократится до нужной численности «естественным» путем, например, судья выйдет на пенсию, а заменять его не будут. Также «лишним» судьям будет предложено перейти в Высшие специализированные суды (с сохранением оклада), либо уйти на пенсию.

2. Система военных судов ликвидируется вообще. Судьям этих судов будет предложено перейти в местные или апелляционные суды, или продолжить службу в армии по юридической части.

3. Создан еще один Высший специализированный суд — по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

4. ВСУ может рассматривать дела, которые касаются президента, международных судов против государства Украины или если два Высших специализированных суда приняли противоположные решения по одному и тому же делу. До этого ВСУ мог рассматривать практически все дела. То есть закон сильно ограничивает полномочия ВСУ и передает их Высшим специализированным судам.

Декларации

Теперь судьи должны декларировать не только доходы, но и расходы — правда, лишь в том случае, если их разовые расходы превышают их месячный заработок. Вырастет зарплата судей. Правда, значительно — только в судах I инстанции. Тут вершители правосудия будут получать по 13 260 грн. (ранее — до 4000). То есть на мелкие взятки за «бытовуху» уже, по идее, позарятся не должны. В остальных судах повышение составит до 10%: апелляционных — до 14,5 тысяч, высших специализированных — 15,9 тысяч, ВСУ и КС — 17,2 тысяч. Кроме того, каждый месяц судьям будут выплачивать матпомощь от 15% до 80% оклада.

Админсуды

Сокращаются сроки рассмотрения дел по административным искам:

а) в судах первой инстанции — 30 дней (ранее — 2 месяца);

б) на подачу и рассмотрение жалобы про апелляцию — 10 (ранее — 20) и 30 дней (в отдельных случаях — 45, но ранее срок был не установлен вообще);

в) подача кассации — 10 дней (ранее — месяц) и ее рассмотрение — 30 дней (ранее — нет сроков). Возможность повторного рассмотрения дела предполагается отменить.

Судебную повестку можно присылать по электронной почте (ранее по факсу, письмом, телеграммой).

Суд обязывает органы власти предоставлять отчеты о выполнении судебных решений. А в случае невыполнения — налагать штрафы в 88,4—265,2 тысячи гривен, половина из которых пойдет в бюджет, и половина — истцу. Иски о бездеятельности власти должны рассматриваться в течение 5 дней (в некоторых случаях — 10 дней) и обжалованию не подлежат. Ранее такого пункта не существовало.

Назначение председателей судов

Этим будет заниматься Высший совет юстиции по представлению Совета судей специализированных судов. Но полномочия председателей урежут. Они не смогут распределять дела между судьями (это был ранее ключевой механизм влияния глав судей). Дела же между судьями будет распределять специальная автоматизированная система, которая будет распределять дела в порядке очереди.

Отбор судей

Усложняется процедура назначения судей. Она проводится в четыре этапа: для начала, кандидаты будут сдавать тесты (общетеоретические знания) в Высшей квалификационной комиссии судей. Прошедших испытание отправят на полгода в юридический вуз, а затем на курсы в Национальной академии судей. По окончании, кандидаты еще раз сдадут квалификационный экзамен перед ВККС. Затем ВСЮ подаст их кандидатуры на подпись президенту. Причем, в законопроекте не предусмотрено право президента не подписать представление. Если кандидатов будет больше, чем вакансий в судах, то из них сформируют резерв. Судья назначается на пять лет. После пяти лет работы судьи Рада может назначить его на должность бессрочно (ранее экзамены для судей не были предусмотрены, а первый раз судья назначался на свою должность президентом по представлению Верховного суда).

Источник: законопроект «О судоустройстве и статусе судей»

Эксперты: судей нужно провоцировать взятками

«Сегодня» поинтересовалась у известных юристов, способен ли новый закон уменьшить коррупцию в судах и сделает ли он судей более независимыми как от власти, так и от своего начальства.

Роман Марченко, старший партнер юридической фирмы «Ильяшов и партнеры», скептичен: «В плане борьбы с коррупцией это только первый шаг. Уменьшить коррупцию можно тогда, когда будут большие зарплаты. Просто нужно уменьшить количество судей, а зарплату покинувших службу перераспределить. Также нужно создать специальное подразделение, которому будет разрешено провоцировать судей взятками и тем самым очищаться от взяточников. А декларация о доходах и расходах... Знаете, вы сейчас за 2 тысячи долларов можете открыть офшорную компанию, где все будет анонимно и куда можно будет записать любое имущество. В отношении независимости. Ну, какая может быть независимость, если председателя суда и судью назначает в конечном итоге президент».

Согласна с этим и адвокат Татьяна Монтян: «Власть и начальство всегда найдут способ нагнуть судью. Только выборность судей сделает судью независимым».

А вот столичный адвокат Виктор Никазаков говорит, что в целом новая система более технологична и надеется, что это действительно снизит до минимума судебную волокиту. «Но в целом система назначения судей по-прежнему непрозрачна и не делает их независимыми от власти. Так же, как и предусмотренная система дисциплинарного производства, — Высший совет юстиции формируется таким образом, что в нем идет борьба за влияние между политическими силами, это мощный рычаг, который делает его пугалом для судей. И в такой ситуации вероятность политических решений в отношении судей очень высока. Нет никаких рычагов, которые бы позволяли контролировать назначение судей общественности».