Заядлые путешественники знают: туристические поездки - это не всегда только приятные эмоции. Иногда возможны сюрпризы в виде укуса обезьяны, отсутствия мест в оплаченном отеле, задержки самолета и прочих "приятностей". "Деньги" выяснили, как справиться с наиболее часто встречающимися туристическими форс-мажорами.
Hotel не захотэл
Самые банальные туристические неприятности, которые нередко происходят с украинскими путешественниками: забыли встретить в аэропорту, не поселили, поселили, но не туда, задержали рейс, не хватило мест в самолете, не покормили и так далее. Как показывает опыт, в таких ситуациях отстоять свои права относительно легко.
"Если авиакомпания перепродала билеты на рейс, задержала самолет, на стыковочном рейсе "забыла" пассажиров - все эти вопросы нужно решать непосредственно с ней", - уверяет директор туркомпании "Ева-тур" Ирина Давиденко. Ирина аргументирует: заказывая билет у той или иной авиакомпании, человек автоматически становится ее клиентом. Поэтому всяческих компенсаций нужно требовать именно от перевозчика. "Пассажиры должны, к примеру, знать, что если рейс задержали на пять-шесть часов, то авиаперевозчик обязан их покормить. А если туриста куда-то не довезли, он может рассчитывать на финансовую компенсацию. Причем приличные компании сразу же отдают деньги", - уточняет она. Ирина вспоминает историю о том, как одна туристка по вине авиаперевозчика опоздала на стыковочный рейс Амстердам-Киев (она летела из Гаваны в Амстердам, а из Амстердама в Киев). "Тех, кто опоздал, отправили в Киев на несколько часов позже. И тут же на месте выдали компенсацию в размере €400 каждому", - рассказывает Ирина Давиденко.
То есть если у туристов возникают какие-либо проблемы с перелетом, нужно тут же обратиться в представительство авиакомпании. Такие представительства, как правило, есть в аэропортах.
Хотя если рейс чартерный, за все ответить должен туроператор, кстати, мобильными телефонами его представителей и в Украине, и в стране назначения нужно запастись заранее. "Компания, которая организовывает тур, должна дать туристам номер телефона принимающей стороны, которая решает все проблемы на месте", - уточняет Ирина Давиденко. Если турфирма не выдала такой телефонный номер, не стоит стесняться его попросить.
Точно так же нужно терзать фирму, которая организовывала поездку, ежели путешественников не поселили в отель или поселили, но не в тот.
Впрочем, порой можно справиться и без помощи компании-организатора. Сергей, начальник службы безопасности крупного производственного предприятия, говорит, что однажды в одном из отелей Мармариса (Турция) их поселили не в тот номер. "Мы с женой заказывали себе номер с видом на море, доплачивали за него. А нас поселили в номер чуть ли не с видом на стройку. Я очень интеллигентно объяснил администратору, что у нас в ваучере записано "вид на море" и нас тут же переселили", - делится Сергей. Он говорит, что, судя по его личному опыту, а также опыту его друзей, подобные ситуации - не редкость. "Они просто селят в номер подешевле. Если туристы не возмущаются, просто перепродают более дорогой номер другим туристам. На этом зарабатывают те же администраторы. Если попадаете в такую ситуацию - отстаивайте свои права", - советует опытный турист.
Брысь, зараза!
Что там случаи с непоселением в отеле или задержкой рейса! Циркулируют и куда более пугающие туристические байки.
Финконсультант Юлия Вишневская рассказала "Деньгам" историю своих знакомых, которые осенью прошлого года отправились в Индию (Гоа) и по приезду заболели тропической лихорадкой. "Это была компания из пяти человек, но только двое заразились. Причиной стали комары - переносчики тропической лихорадки, которые в этот период сильно активизировались. Уже в самолете двум ребятам стало плохо, а дома болезнь совсем их одолела - высокая температура, мышечные боли, рвота. В результате они пролежали в больнице больше трех недель", - делится г-жа Вишневская.
Юлия говорит, что ее знакомые путешественники не делали себе никаких прививок перед поездкой, поскольку кто-то им сказал, что Гоа - одно из самых "незаразных" мест в Индии. "Думали, что с ними такого случиться не может. И, к сожалению, ошиблись", - подытоживает финконсультант.
Те, кто любит всяческую экзотику, должны знать - практически все неевропейские страны, помимо красивой природы и достопримечательностей, могут одарить туристов разными болячками.
Например, есть зараза под названием "японский энцефалит" (острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением нервной системы. Симптомы - сильные головные боли и лихорадка. - Авт.). Заразиться этим можно вовсе не в Японии, а в Непале, Китае, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме. Поэтому тем, кто намерен отправиться в эти страны, врачи рекомендуют делать прививки от страшного недуга. Стандартный график вакцинации - это три дозы, которые вводятся по схеме: первый, седьмой, тридцатый дни (ускоренный вариант - первый, седьмой, четырнадцатый дни). Сделать все прививки следует за десять дней до отъезда.
"На самом деле, если говорят, что в той или иной стране есть какая-то болезнь, вовсе не обязательно делать прививки. Все зависит от региона страны и сезона", - отмечает Алла Трикоз, менеджер департамента выездного туризма компании "Киевский спутник". Например, говорит Алла, взять ту же Бразилию. Если ехать, скажем, в Рио, то прививки от желтой лихорадки, которая "обитает" в этой стране, не нужны. А вот желающим отправиться в Амазонию - в обязательном порядке. "Информацию о прививках должна дать туркомпания", - говорит Алла Трикоз. Если же туристы путешествуют сами, то нелишним будет позвонить в посольство и узнать там, нужно ли делать какие-либо вакцинации.
Кус-кусь
Некоторые путешественники специально выбирают себе маршруты, на которых можно повстречать всяких-разных животных - от насекомых и птичек до львов и крокодилов. Но даже самые, на первый взгляд, безобидные зверушки способны покалечить туриста.
Юлия Вишневская, друзья которой вернулись из Индии с тропической лихорадкой, рассказала еще один туристический "жутик". Дело было в той же Индии, которая, как известно, славится огромным количеством буддистских и индуистских храмов.
Подруга Юлии, любительница достопримечательностей, отправилась на очередную экскурсию. "Возле храма дрались две обезьяны, и одна из них рыкнула на мою подругу и неожиданно укусила ее за ногу", - вспоминает Юлия. Г-жа Вишневская говорит, что подруга жутко испугалась и тут же начала расспрашивать местных жителей, в какую больницу можно прямо сейчас обратиться для быстрой обработки раны. "О страховке она даже не вспомнила, ей нужно было срочно что-то делать. Местные жители ей показали больницу, где ей сделали укол, а потом еще в течение какого-то времени делали компрессы. К счастью, все обошлось", - радуется Юлия. На самом деле подруга Юлии Вишневской поступила очень правильно - сразу же нашла больницу, где ей помогли. Дело в том, что милая обезьянка могла болеть бешенством (к слову, зараза это распространена в Индии, Вьетнаме, Таиланде, Китае, некоторых странах Южной Америки). А ежели человека кусает бешеная зверушка, то чем быстрее ему обработают рану, тем меньше шансов заразиться.
Не стоит думать, что только экзотические страны опасны для здоровья туристов. Получить укус какого-нибудь существа можно и на пляже старушки Европы. Шесть лет назад киевлянка Елена Соболева отдыхала с семьей в Черногории на самом популярном тамошнем курорте - Будва. В первый же день отпуска отдых был испорчен: Елена пошла купаться, и возле самого берега ее ужалила водоросль. "Сначала появилась красная сыпь, затем началась аллергическая реакция, вплоть до затрудненного дыхания, рана начала очень чесаться, а потом начался воспалительный процесс. Заживала рана где-то два-два с половиной месяца, а шрам остался до сих пор, хотя прошло уже шесть лет", - рассказывает Елена Соболева.
По словам Елены, дать какой-то совет в подобной ситуации очень тяжело, ведь эту водоросль невозможно увидеть и как-то от нее защититься. Если подобное произошло, главное - вовремя обратиться к врачу, а не ждать, пока само пройдет.
А еще все же стоит обращать внимание на разнообразные значки и таблички вдоль пляжей. К примеру, на многих курортах Греции есть предостережения по поводу морских ежей. Поэтому купаться там желательно в резиновых тапочках (стоят несколько евро и продаются буквально на каждом углу). Пренебрежение этим простым правилом чревато веселеньким букетом неприятностей: ежовые иглы практически невозможно вытащить (они известковые и крошатся), а еще они содержат слабый, но вызывающий очень болезненную реакцию яд. Кстати, ежей также можно встретить в Египте и на всех средиземноморских побережьях.
В конечном итоге по отношению к любой незнакомой морской живности есть одно простое и невероятно действенное правило - не трогай, держись на расстоянии.
Дело рук самих утопающих
Любителям понырять, то есть дайверам (особенно начинающим), "Деньги" настоятельно рекомендуют "не углубляться". Другими словами, не погружаться слишком глубоко. Напомним историю, описанную в "Деньгах" в №19 от 8 февраля 2007 года (доступно на www.dengi.ua).
Опытный дайвер (тридцать пять погружений) Ольга рассказала: "Одно из прекрасных погружений в Дахабе (Египет) чуть не закончилось для меня трагически. Погружаются в Каньон обычно до 30 м, однако перед погружением инструктор почему-то спросил, все ли были на глубине 40 м. Как правило, при спуске я не слежу за компьютером, и в тот раз было так же. Вдруг стало очень уж темно, но я списала это на плохую погоду". По словам Ольги, на максимальной глубине с нее слетела ласта, и когда она остановилась, чтобы найти ласту, поняла, что у нее закружилась голова, ей стало трудно дышать.
"Я уже почти потеряла сознание, когда мой напарник вернулся за мной и потащил наверх. Поднявшись метров на пять, мне стало легче. Посмотрев на компьютер, я увидела, что опустилась до 51 м. Очевидно, это был азотное отравление", - делится она. Ольга советует никогда не верить на слово даже самым убедительным инструкторам, контролировать глубину погружения самостоятельно и постоянно следить за показаниями компьютера. А тем, кто только хочет стать дайвером, Ольга рекомендует получить предварительную консультацию у врача. Ведь основная помеха для занятий дайвингом - проблемы с сердечно-сосудистой системой. "Тем, кто перенес воспаление легких, тяжелый бронхит и другие болезни, связанные с дыхательными путями, нырять не рекомендуется", - добавляет она.
Ныряние в состоянии алкогольного опьянения или даже на следующий после распития день строго-настрого запрещено: последствия могут быть крайне печальными, вплоть до летального исхода. Не рекомендованы погружения и тем, кто страдает клаустрофобией или приступами паники - под водой они могут чувствовать себя крайне некомфортно.
Смотрите телевизор
Бывший главред московского журнала SmartMoney, а ныне топ-менеджер одного из российских инвестбанков Леонид Бершидский описал в своей колонке для российского Forbes просто-таки феерическую историю. В мае нынешнего года он отправился отдыхать в Бейрут (когда-то этот город называли Парижем Ближнего Востока) - аккурат накануне вспышки гражданской войны. А когда там все заполыхало всерьез, выбираться из Ливана в мирную Сирию ему пришлось через блокпосты противоборствующих группировок и с риском для жизни. Что тут скажешь: странный, конечно, выбор места для отдыха. Тем более что неинформированным человеком Леонида ну никак нельзя назвать.
Подстелем соломки!
Что нужно сделать ради безопасного и комфортного отдыха:
- запастись номерами мобильных телефонов представителей туроператора, украинского консульства в стране пребывания (список есть на сайте "Денег");
- иметь помимо предусмотренных "карманных сумм" хотя бы одну кредитку с неприкосновенным запасом;
- перед поездкой договориться с родственниками иили друзьями о схеме действий в случае ЧП: оставить информацию о своем маршруте и местах проживания (включая телефон и электронную почту отеля), о способах экстренной связи, о процедуре срочной отправки денег;
- еще до поездки ознакомиться с перечнем рисков, характерных для данной страны (необходимость в прививках, криминогенная ситуация, сезонные ухудшения погоды, политические кризисы, обострение террористической угрозы);
- мыть руки, овощи, фрукты бутилированной водой, не употреблять молочные продукты (это касается уж совсем экзотических стран). Но даже в странах поцивилизованнее пить только бутилированную воду и ее же использовать при чистке зубов;
- не трогать диких животных;
- не хранить наличные в одном месте, распределить их в разные карманы и сумки;
- сделать копию своего загранпаспорта, приглашения, ваучера - всех бумаг. Еще лучше отсканировать эти документы и отправить копии себе на электронный адрес, чтобы в любой точке мира, где только есть Интернет, можно было их получить и распечатать;
- носить документы при себе, защищать от влаги;
- если есть возможность - сдавать документы на хранение в сейф на ресепшн отеля (сейфам в номерах доверять не стоит);
- не сдавать в багаж ценные вещи, особенно технику, электронику, а уж тем более - документы;
- в странах с криминогенной обстановкой следить, чтобы фото- и видеотехнику не украли.
Дарина Веретенко, заместитель генерального директора компании "Технологии Управления Спайдер Украина" и опытная путешественница:
- Самое первое, что хотелось бы посоветовать, - тщательно выбирать провайдера услуг. Мы путешествовали по "нестандартным" странам - были в странах Африки и Латинской Америки, причем заказывали туры за границей. Один раз это была чешская компания, один раз - английская. И вот с персоналом английской турфирмы были неприятности.
Посередине Африки, в Малави, проводник нас бросил. Перед этим пообещал поездку в национальный парк, въезд в который якобы стоит $100. Собрал деньги.
Мы сели в автобус, проводник сделал вид, что тоже садится. Но ехал он обычно в кабине с водителем, поэтому в салоне мы его видеть не могли. А когда автобус километров через пять застрял на плохой дороге, оказалось, что проводника с нами нет. Водитель сказал, что и не будет, но больше ничего не объяснил. Мы вернулись к месту старта и даже сумели беглеца поймать. Он объяснил свое поведение тем, что поссорился с хозяином, то есть с директором английской турфирмы. Тот, дескать, не заплатил за работу, поэтому проводник таким образом решил свою проблему и посоветовал нам решать наши проблемы с хозяином. В группе было много мужчин, так что доллары ему вернуть все же пришлось - под нажимом. Потом мы на него еще и заявление в полицию написали.
Поэтому хорошо бы, чтобы компания-провайдер предоставляла несколько проводников на выбор и о каждом рассказала, кто он, как долго он работает, какие группы водил.
А тогда дело усугублялось еще и тем, что для путешествия по Малави у нас не было визы. Перед выездом в Африку (планировалось сухопутное путешествие по нескольким странам) представитель турфирмы нам говорил, что в Малави виза не нужна. Мы поверили. А на границе оказалось, что нужна. Мы все же вышли из положения - пообещали оформить визы, как только приедем в столицу страны, в течение трех дней (там к этому относятся попроще, чем в Европе).
Так что перед выездом обязательно надо уточнять такие вопросы в посольстве. И вообще перепроверять всю предоставляемую оператором информацию, особенно внимательно проверять билеты. Раз я не проверила билеты, полученные от провайдера, и оказалось, что на одной странице указана одна дата вылета, а на другой - другая. Пришлось, ссылаясь на то, что на одной странице написана нужная дата, убеждать перевозчиков отправить меня в желаемый срок. Тем более что летела группа, а ошибка была только в одном билете.
Чтобы путешествие прошло с минимальными потерями, нужно придерживаться элементарных правил "туристической безопасности" - не кормить крокодилов с руки, не кушать грязные овощи и фрукты, не задираться с местными жителями.