Главная
Власть со страху плодит маргиналов
Недавно под Верховной Радой снова возник конфликт милиции с протестующими. Под стены парламента вышли ветераны афганской войны, «чернобыльцы» и прочие льготники с требованием не отбирать у них социальные гарантии. Как водится, без «Беркута» не обошлось. Как только особо рьяные защитники своих прав пошли на штурм Рады, бойцы спецназа быстро объяснили им, что так делать нельзя. Хотя никто так и не понял, зачем, собственно, «афганцы» принялись бить стекла в парламенте, и вообще, были ли это настоящие льготники или просто провокаторы. Депутаты-оппозиционеры рассказали «Комментариям», что «Комитет сопротивления диктатуре» планировал свою акцию на четверг, и намекали, что сегодняшняя драка могла быть спровоцирована, чтобы впредь запретить массовки под Радой. Слишком уж события похожи на разгон «Беркутом» акции День гнева. До дверей парламента митингующие дойти тогда не успели. Только до автозаков. Кстати, тогда Виктора Януковича, как и вчера, тоже не было в Киеве. Тенденция, однако…
Судя по всему, такими преувеличенными мерами милиция пытается отбить охоту у людей участвовать в любых протестах. Именно на это, очевидно, и рассчитывает власть, пытаясь внушить страх перед милицией. Но руководство страны, видимо, до конца не осознает, что уважение к человеку в форме начинается не со страха перед его властью или оружием. А с доверия. И уверенности, что милиционер будет защищать не депутатов, принимающих антинародные с точки зрения большинства украинцев законы, не чиновников или застройщиков незаконных объектов, а их, простых людей. И что главная цель милиционера – не выбить с человека взятку, а помочь. Но пока что такое взаимодействие милиции с народом – только в мечтах. По данным последнего соцопроса, ГАИ и милиция занимают лидирующие позиции в антирейтинге главных коррупционеров страны.
За всем этим легко разглядеть панический страх власти перед массовыми акциями. Большинство нынешних руководителей – «птенцы из гнезда Кучмы», и они прекрасно помнят, чем закончились малочисленные акции оппозиции, которые потом вылились в антипрезидентские протесты и «Оранжевую революцию». Но сейчас ситуация сложнее. Если «Украина без Кучмы» и события 2004 года проходили под политическими лозунгами, то ныне разуверившихся и озлобленных людей политикой на площади не заманишь. А вот если речь идет об их кошельке, то есть, социальных гарантиях, тогда – совсем другое дело.
Именно такие – социальные акции, наиболее опасны для власти. Ведь во время проведения Налогового майдана, когда к акции предпринимателей подключились политики (чем нивелировали всю идею и раскололи митингующих на несколько лагерей), легко было доказать, что протестующих науськивают партийные деятели, и вообще – все куплено. А вот когда люди выходят не под партийными знаменами, а за свое кровное, это становится по-настоящему опасным. Ведь количество митингующих может увеличиваться в геометрической прогрессии, пока протесты не охватят всю страну.
Власть это понимает. И борется с митингующими при помощи маргинализации как самой идеи проведения протеста, так и самих участников. То есть, формируется стойкое общественное мнение, что нормальный человек протестовать не выйдет. Значит, на площади выходят поорать либо бездельники, либо хулиганы. И, естественно, не бесплатно. А раз так, то милиция может на законных основаниях разгонять таких «негодяев», нарушающих покой добропорядочных граждан.
А иногда власть вообще доходит до маразма. На официальном сайте КГГА вывешен проект «Положения о порядке организации и проведения негосударственных массовых общественных мероприятий политического, культурно-образовательного, спортивного, зрелищного и иного характера, кино- и телесъемок в городе Киеве». Столичным депутатам предлагается проголосовать за прилюбопытнейшие вещи: акции протеста запрещено проводить возле зданий, в которых находятся органы власти, а также без учета уровня общественного интереса. При этом изучением общественного мнения за определенную плату будет заниматься уполномоченный орган. Без письменного разрешения этого уполномоченного органа не допускается организация и проведение массового мероприятия, размещение информации о дате и времени проведении акции в СМИ или на носителях внешней рекламы. А палатки устанавливать запрещено вообще.
Что ж, придется и украинцам, подобно белорусам, ненавидеть свою власть стоя и молча…
- Информация о материале
Теневая экономика Европы
По данным Университета Иоганна Кеплера из австрийского города Линц, объем теневой экономики в Европе превышает 2 трлн евро. Размах теневого рынка различен в разных странах - от 7-8% ВВП в Австрии и Швейцарии до внушительных 30% и более в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Правительства всех без исключения стран прилагают усилия для сокращения объема «неофициального» рынка, но по целому ряду причин, эта задача оказывается исключительно сложной для выполнения.
Мы живем в эпоху, когда «теневая» экономика, эта невидимая для официальных институтов государства зона, как вполне легальной, так и не совсем, производственной и коммерческой деятельности, стала частью повседневной жизни практически всех государств мира.
Экономика теневая причудливо переплетена с вполне официальной деятельностью людей и компаний и сходу понять с какой стороной экономики мы имеем дело часто просто невозможно. Может вот это сооружение построено за полцены, с тем, чтобы избежать налогов, а вот тот бокал вина не войдет в отчетность ресторана.
В ряде стран Европы уход в тень стимулирован не только нежеланием платить налоги в казну, но и попыткой избежать соблюдения многочисленных требований и норм предписанных государством для официальной деятельности - необходимости платить минимальную зарплату работникам или тратиться на дорогие средства обеспечения безопасности труда.
В последнее время уход «в тень» для многих в Европе стал вынужденным шагом, вызванным стремлением сохранить свой бизнес и капитал в условиях нарастающего кризиса. Поэтому, как ни странно это может звучать, эксперты и аналитики различают как негативные так и позитивные последствия наличия в той или иной стране сектора теневой экономики.
В разных странах в пределах Европейского континента история и традиции возникновения и развития неофициальной экономики различаются весьма значительно. Так в крупнейших экономиках ЕС - в Германии и Франции - на теневой сектор приходится около одной восьмой официального ВВП страны. В менее экономически развитых странах, таких как Болгария, Эстония или Литва, в тени может пребывать до трети всей экономической активности.
Британская газета The Daily Telegraph совместно с Университетом Линца (Австрия) опубликовали самые свежие данные о ситуации с теневой экономикой в мире и в Европе, в частности.
Ученые австрийского университета выяснили, и это не стало сюрпризом, что наибольший размах, из всех стран еврозоны, теневая экономика имеет в Эстонии. В 2011 году теневой сектор этой страны составит около 28,6% от годового ВВП. Это немного ниже, чем в прошлом году, когда в тени производилось и продавалось товаров и услуг общим объемом в 29,3% ВВП.
На втором и третьем местах страны с противоположной стороны континента. Кипр чуть-чуть опередил Мальту с результатом 26% ВВП в 2011 году и стал вторым. На Мальте объем теневого сектора составил 25,8% ВВП - это третий показатель в еврозоне.
Сразу за лидерами идет многострадальная Греция. Несмотря на то, что эта страна успела прославиться своими широкими возможностями ухода от официального налогообложения, жестокий кризис, поразивший экономику Греции, не пощадил и теневиков. Этот сектор потерял за год больше 1% объема - с 25,4% ВВП в 2010 году, до 24,3 % в 2011.
Сразу за Грецией идет еще одна страна, состояние экономики которой в последнее время вызывает в Европе растущую тревогу - Италия. С показателем в 21,2% ВВП ее теневая экономика стала пятой крупнейшей «тенью» в еврозоне.
Гораздо более комфортно себя чувствуют страны с высоким уровнем экономического развития. Однако, и они не лишены весьма заметной по размерам теневой составляющей экономической активности. Так, Германия имеет весьма стабильный по размерам теневой сектор, объемы которого составляют 13,7% ВВП в 2011 году. Это несколько ниже чем в прошлом, когда было - 13,9%. Учитывая значительный объем ВВП Германии в абсолютном измерении, нетрудно представить себе, что эти почти 14 % составляют весьма внушительную сумму.
Однако, в своем рейтинге австрийские ученые оперируют относительными единицами - процентом от ВВП. И по этому показателю вслед за Германией идет Ирландия. В отличие от своих собратьев по несчастью - Греции и Португалии - также получивших значительную экономическую помощь от ЕС, теневая экономика Ирландии заметно скромнее по масштабу - в 2011 году она составит не более 12,8% ВВП.
Несколько вырастет в 2011 году теневой сектор экономики Великобритании. По расчетам, он увеличится с 10,7% - в прошлом году, до 11% - в этом.
Так выглядит ситуация с теневой экономикой в Европе. Чтобы лучше представлять себе ситуацию с неофициальной экономической деятельностью в ЕС и в еврозоне, в частности, есть смысл сравнить европейские цифры с показателями наиболее развитых экономик мира, в которых также существует надежная система подсчетов всего, что производится и продается в тени.
И здесь мы видим, что, например, в Японии и США, теневой сектор имеет заметно меньшие масштабы. В Японии в 2011 году он составляет лишь 9% ВВП. В США теневая экономика еще меньше - в 2011 году она сократилась до 7%. Прошлогодний показатель был 7,2%.
- Информация о материале
Декриминализация превышения власти: политическая и правовая целесообразность
Народные депутаты Украины В.Швец и И.Кириленко зарегистрировали под номером 9075 проект закона Украины «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины (относительно усовершенствования отдельных положений)», который мы в дальнейшем сокращенно будем называть «проект закона» или «законопроект». Главная задача законопроекта - изъять из Уголовного кодекса Украины (в дальнейшем - УК Украины) статью 365, предусматривающую ответственность за превышение власти или служебных полномочий. Этот состав преступления заключается в том, что служебное лицо преднамеренно совершает действия, которые явным образом выходят за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если такие действия наносят существенный ущерб правам, интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам, интересам юридических лиц, охраняемых законом.
Санкция статьи, в зависимости от наличия тех или иных квалифицирующих признаков, варьируется от исправительных работ на срок до двух лет до лишения свободы на срок до десяти лет. К основному наказанию добавляется дополнительное в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и штрафа на сумму от 4250 до 17 тыс. гривен.
При этом следует различать состав преступления, предусмотренный статьей 365 УК Украины, и состав преступления, определенный статьей 364 УК Украины, который устанавливает ответственность за злоупотребление служебным лицом властью или служебным положением. Различие заключается в том, что в случае превышения власти лицо действует вне предоставленных ему полномочий, а в случае злоупотребления лицо совершает действия в пределах полномочий, но вопреки интересам службы.
Авторы законопроекта мотивируют целесообразность его принятия тем, что:
- превышение власти или служебных полномочий является не самостоятельным составом преступления, а способом совершения других преступлений (например, расхищение имущества путем превышения служебных полномочий);
- состав преступления статьи 365 УК Украины - размытый, общий;
- статья применяется по политическим мотивам;
- в большинстве стран Европы и демократических стран, при отсутствии корыстного мотива или личной заинтересованности, превышение власти не подпадает под криминальное преследование.
Главным результатом принятия этого законопроекта станет закрытие всех дел, возбужденных по статье 365 УК Украины, из-за отсутствия состава преступления, а также освобождение от наказания лиц, осужденных за это преступление.
Прежде чем дать свою оценку изменениям, предлагаемым законопроектом, целесообразно обратиться к опыту других стран.
Уголовное право зарубежных стран предусматривает три основных подхода к установлению ответственности за превышение власти.
Первый подход, аналогичный украинскому уголовному законодательству, заключается в том, что отдельно существует состав преступления за превышение власти и отдельно - за злоупотребление властью. Превышение и злоупотребление властью есть в уголовных кодексах Испании, Польши, Российской Федерации и большинства стран бывшего СССР. Кроме злоупотребления и превышения власти, уголовное законодательство этих стран содержит также отдельные специальные составы преступлений, совершаемых с превышением или злоупотреблением властью. На примере Российской Федерации: нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, невыполнение приказа работником органа внутренних дел и т.п.
Второй подход состоит в том, что есть состав преступления за «злоупотребление властью», который охватывает «злоупотребление властью» и «превышение власти» в одном составе преступления. Иначе говоря, все, что совершается служебным лицом с ненадлежащим выполнением им своих полномочий (как в пределах, так и вне их), охватывается понятием «злоупотребление» и подпадает под уголовное преследование. Такой подход присущ, в частности, законодательству Франции, Дании, Италии, Англии, США, Японии, Китая.
При этом уголовные кодексы чаще всего содержат как общий состав этого преступления, так и специальные, как-то: выполнение полномочий должностного лица после прекращения этих полномочий, злоупотребление властью ради лишения лица свободы, проникновение в жилье лица (Франция), злоупотребление властью должностных лиц органов юстиции, налоговой службы, правоохранительных и других органов (Китай), насилие или оскорбительное отношение со стороны особенно публичного лица (Япония) и т.п.
И третий подход, который заключается в отсутствии понятий и общих составов преступлений как злоупотребления, так и превышения полномочий и в максимальной детализации всех возможных составов преступлений, совершаемых с превышением или злоупотреблением властью. Яркий пример этого - Германия, раздел 30 уголовного кодекса которой посвящает этому вопросу около 30 составов преступления, от взяточничества до телесных повреждений на службе, заведомо незаконных правовых решений на службе, нарушения налоговой тайны и вовлечения подчиненного в преступление.
Хотя второй подход - наиболее распространенный, нельзя говорить о его идеальности и несовершенстве двух других подходов. Каждый из рассмотренных вариантов имеет свои преимущества и недостатки, однако они в целом решают поставленные соответствующим обществом задачи.
Возвращаясь к предлагаемым законопроектом изменениям в УК Украины, следует отметить, что этот проект имеет четко выраженный политический характер, направлен на достижение определенных политических целей и не решает других задач, задекларированных его авторами.
Так, в случае принятия Верховной Радой этого закона совершение действий, подписание нормативно-правовых и индивидуальных актов, договоров с превышением лицом полномочий, которые будут нарушать права физических и юридических лиц, жителей определенных населенных пунктов и государства в целом, не будут подлежать уголовному преследованию (например, подписание правового акта с превышением полномочий, решение земельных вопросов при наличии спора относительно границ населенных пунктов, эвакуация транспортных средств при отсутствии законных оснований и т.п.). При этом следует понимать, что обычно именно уголовная ответственность за такие незаконные действия останавливает служебных лиц от их совершения. Ведь трудовая и гражданско-правовая ответственность в виде возмещения нанесенных убытков за принятые решения и причиненный третьим лицам вред на практике случается довольно редко, и еще реже этот ущерб возмещался в полном объеме: принудить чиновника возместить нанесенный его незаконными действиями реальный вред почти невозможно. И причиной этого могут быть не только определенная сложность в определении ущерба и его взыскании в полном объеме, а часто - и невозможность исполнения решения суда.
Освобождая от уголовной ответственности должностных лиц за превышение власти, авторы законопроекта ставят чиновников в более привилегированное положение по сравнению со служебными лицами (директорами, членами правления, главными бухгалтерами и др.) в частных компаниях, что прямо запрещено статьей 24 Конституции Украины. За превышение власти и полномочий руководители негосударственных и некоммунальных предприятий, то есть весь бизнес, будут нести ответственность по статье 365-1 УК Украины, а чиновники, значит, нет.
Подводя итог, можно сделать вывод, что законопроект призван облегчить жизнь чиновникам, которые действуют за пределами своих полномочий. При этом бизнес «почему-то» таких привилегий не получает. И это по меньшей мере странно выглядит с подачи политической силы, которая декларирует свою поддержку бизнесу и противовес власти. Особенно с учетом идеи власти декриминализировать часть преступлений в сфере хозяйственной деятельности частного сектора экономики.
- Информация о материале
Наша "война"
Глядя на 20 лет независимости, мы не увидим стремительного развития и побед. Мы не увидим признания нашей страны и гордости за нее. Все, что мы видим – это руина, рожденная постоянной политической войной.
Оглядываясь назад, мы увидим, что сегодняшняя "их война" длится уже 10 лет, а в центре продолжают оставаться те же самые лица.
Мы увидим, что все главные "полководцы" уже много раз были у власти, много раз ничего не достигали.
Мы увидим, что хотя они постоянно воюют, у них много общего: дорогая одежда, дворцы за городом, здоровенные автопарки, десятки и сотни бизнесов, записанных на семью, и весь этот бизнес, как правило, живет из украинского бюджета.
И сегодня, когда "их война" достигает дежурного пика, нас призывают стать в ряды и защищать демократию, свободу, европейский выбор. Однако мы постоянно защищаем их, вот уже 10 лет подряд, и в итоге получаем одно и то же.
Пришло время понять, что " их война" - это не "наша война".
И это понимание появляется. В канонаде очередной "их войны" совсем остался незамеченным факт, который свидетельствует о серьезных изменениях в украинском обществе.
Обнародованные данные последних социологических исследований показывают, что "им" уже не удается затянуть украинцев в собственное противостояние. Со времени заключения Юлии Тимошенко ее рейтинг вырос всего на 4% - практически в пределах погрешности.
Тройное падение поддержки действующего президента, падение рейтингов Тигипко, неизменность невысоких рейтингов Яценюка – это все довод о том, что "они" и "мы" перестали быть одним целым.
Кто-то старается объяснить это апатией, разочарованием, унынием, но, на самом деле, в обществе нарастает осознание, что руина, в которой мы живем, является общим продуктом всех действительных политиков вместе взятых, а не отдельных с них.
Пришло время дать ответ на вопрос: а в чем состоит "наша война"? Если мы не хотим принимать участие в "их войне", то, как все-таки изменить реальность, достичь успеха?
"Наша война" была и остается в главном – достойно жить в своей стране. Иметь нормальные условия ведения бизнеса, нормальные дороги, нормальные пенсии и социальные услуги, возможность собственного развития, в конце концов, иметь ответственную власть, которая уважает своих граждан.
Наши враги – это не конкретные политики, не соседние государства или международные организации, наши враги: это коррупция, жадность, безответственность и бессовестность тех, кому мы доверяли власть в течение последних 10 лет.
И сегодня перед нами стоит задача начать "свою войну" за решение этих проблем, потому что участие в "их" ведет к еще более глубокой руине.
Но с чего начать?
"Они" будут активно навязывать нам свою войну, заставлять занять конкретную сторону, осуществить выбор. Почти через год нас поставят в уже знакомую ситуацию выбора меньшего зла. Поэтому главная задача – не допустить безальтернативных выборов.
Дважды премьер Тимошенко, дважды премьер и президент Янукович, спикеры Яценюк и Литвин, реформатор Тигипко – все эти люди являются ответственными за современное состояние страны. Продолжить их политическую жизнь – сделать взнос в руину. За десять лет эти люди не были в состоянии поставить страну на путь развития, довольно надеяться от них этого и в следующее десятилетие.
За год, который остался к выборам, в обществе должна утвердиться альтернатива, и она уже рождается. Множество людей каждый день отстаивают собственное достоинство в неравном противостоянии с властью.
Они отсуживают незаконные тарифы, мониторят расходование бюджетных средств, требуют от чиновников деклараций, защищают парки и площадки, противостоят произволу милиции и мажоров, рейдерам и пустым реформам. Это не олигархи, не криминал, это простые люди, которые находят минуту свободного времени и инвестируют ее в изменения.
Они не являются героями вечерних политических ток-шоу, хотя практическое измерение их взноса несравнимо со взносом отдельных советников президента.
За год нас должно стать больше и мы должны быть готовы заменить действующую элиту.
Начинать "нашу войну" необходимо с тотального противостояния коррупции, а не с потасовок на День независимости или с выступлений под Печерским судом. Именно коррупция порождает жадность и войну во власти, неудержимое желание уничтожать друг друга ценой благосостояния народа.
Борьба с коррупцией составляется с нескольких уровней:
* Уровень бюджета. Мы должны взять бюджет под тотальный общественный контроль. Каждая израсходованная копейка должна иметь реальный результат, который надо проверять.
Законодательные изменения доступа к информации позволили сделать бюджеты и их затраты более прозрачными.
Контроль поможет быстро раскрывать коррупционные схемы и находить виновных. Однако, что еще важнее: именно люди, которые борются с коррупцией, достойны стать новой властью.
И мы – общество - должны задать это, как критерий для всех будущих кандидатов. Лозунг "А что ты сделал в борьбе с коррупцией?" – должны стать новым требованием к политикам.
* Уровень доходов политиков. Тотальный контроль должен быть также и за теми, кто распоряжается средствами.
И здесь не должно существовать деления на личную и публичную жизни. Политик и его семья представляют интересы граждан, и для негодных унизительных поступков не имеет отдельного времени или обстоятельств, потому что эти поступки бросают тень на всех.
Поэтому новые альтернативные политики должны быть готовыми к жизни под лупой, быть готовыми соблюдаться задекларированных ценностей не только во время срежиссированных встреч, а и в повседневной жизни.
Коррупцию невозможно побороть сверху, потому что чаще всего само желание прийти к власти выходит из коррупционных мотивов. Поэтому обещания новых законов и реформ – не более чем пустословие.
Борьба с коррупцией начинается с ее выявления простым гражданином, с его звонка в правоохранительные органы, с его жалобы руководителю, с его требования предоставить документы о расходовании бюджетных средств, с его пикета, обращение в суд, к журналистам.
Человек, который бросает вызов системе, который ломает свой страх, который хочет достичь изменений не с высокой должности, а в сложных ограниченных временами и ресурсах возможностях, заслуживает представлять нас во власти.
Легко не будет. Власть будет свиваться, давить, брать на испуг. Успехи будут оборачиваться поражениями, поражения – успехами, потому что это война. Но на этот раз – это "наша война", война за изменения, война против руины, война за будущее.
Время начинать "нашу войну".
- Информация о материале
Зачем запрещать благотворительность?
Вскоре решится судьба законопроекта № 5164 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно запрета на рекламу, спонсорство и стимулирование продаж табачных изделий). При этом действующее законодательство уже запрещает рекламу табака в СМИ, на внешних носителях, в прессе, запрещает табачным брендам спонсорство различных мероприятий.
И если спонсорство при участии табачного бренда может трактоваться как косвенная популяризация этого бренда, то спонсорство либо поддержка общественно значимых событий либо нуждающихся в помощи организаций от имени компании-производителя табачных изделий – это ни что иное как элемент корпоративной социальной ответственности. Даже благотворительность не выдержала депутатской «цензуры».
Законопроект № 5164 предусматривает запрет не только рекламы табака, но и спонсорства (благотворительности) со стороны табачных компаний. Это означает, что если такая компания захочет сделать благотворительный взнос, руководствуясь принципами своей социальной ответственности, даже без упоминания названий торговых марок своих изделий, она окажется нарушителем.
По словам Ярослава Гранко, заместителя главы Союза театральных деятелей Украины по административно-бытовым вопросам (он занимается Домом престарелых ветеранов сцены), одна из табачных компаний уже не первый год поддерживает организацию двух конкурсов чтецов - имени Леси Украинки и Ивана Франко. Серьезную поддержку та же компания оказала и дому престарелых ветеранов сцены, который открыла 50 лет назад народная артистка Наталия Ужвий в Пуще-Водице. А в 2010 году, опять таки при участии табачного производителя, в Черкасской области открылось три социальных центра для пожилых людей.
В случае, если законопроект будет принят в существующей редакции, такая деятельность окажется вне закона. Как и поддержка музеев, театров, библиотек, на которые у государства, независимо от «цвета» власти, денег никогда не находится. Как и недавнее соглашение между табачными компаниями и Государственной таможенной службы Украины, которые договорились сотрудничать в борьбе с контрабандой сигарет в Украину и подписали Меморандум о взаимодействии в этом направлении.
Известно, что в Украине полтора десятка миллионов людей нуждаются в благотворительной помощи. Между теми, кто готов помогать, и теми, кому нужна помощь, существует множество бюрократических преград. Так зачем же создавать новые?
- Информация о материале
Самому знаменитому украинскому «теракту» – семь лет
Как известно, во многих космогонических мифах яйцо является главным символом мироздания. С некоторым опозданием свой миф о яйце появился и в Украине. Правда, не как «Мировое яйцо», а скорее как «яйцо фарса». Напомним, 24 сентября 2004 года во время визита тогдашнего премьер-министра и кандидата в президенты Виктора Януковича в Ивано-Франковск, студент Дмитрий Романюк кинул в него, как скажут потом соратники Виктора Федоровича, «тяжелый тупой предмет». Через некоторое время ситуация прояснилась, когда появилось видео, на котором отчетливо виден этот самый «предмет».
Очень скоро история с яйцом стала воистину народным достоянием. О ней слагались анекдоты, а в Интернете появился шуточный проект «Веселі яйця». Одним словом, «яичный теракт» серьезно подпортил имидж Януковичу.
«Комментарии» попросили народного депутата Тараса Чорновила, который в свое время и озвучил заявление о «тупом предмете», вспомнить события семилетней давности. «Я бы сам хотел точно знать, что произошло. Но мне кажется, что это был хитрый политический акт, в котором мне была отведена определенная роль», - сказал он.
«Я на тот момент имел нормальные отношения с Януковичем, но участия в его избирательной кампании не принимал. И тут вдруг, когда я уже никуда не просился, мне начинают обрывать телефон. Звонит Герман и говорит мне: «Тебя тут все ищут. Нужно срочно ехать в Ивано-Франковск». Я не хотел, но Герман жестко сказала, что это - просто необходимо. На следующий день в Ивано-Франковске мы встретили Януковича, и поехали в одном автобусе. Но как-то странно. Вместо того, что бы ехать прямо к Прикарпатскому университету, мы начали кружить по городу. После всех этих зигзагов мы подъехали к зданию университета, но… с противоположной стороны, где не было ни оцепления, ни милиции. Когда Янукович вышел из автобуса, раздался крик Герман: «Понесли! Понесли!». Никто ничего не увидел, поскольку все были в автобусе – и министры, и журналисты. Януковича понесли в резервную машину, которая увезла его в больницу», - отметил Тарас Чорновил.
«Герман начала кричать, чтобы журналисты не передавали эту новость. Мол, тот, кто передаст, сразу же будет исключен из пула. Потом наш автобус перегнали на километр. Нам начали разъяснять, что озвучить историю с терактом должен президент (Леонид Кучма – Ред.). Но он в тот момент якобы был в Крыму. Пока мы стояли, ко мне подошел кто-то из штаба Януковича. По-моему, Грановский. И говорит: давай, мол, поедем на «место преступления», там эсбеушники что-то нашли. Приезжаем туда, и мне показывают большой шарик от подшипника. Собственно это я и озвучил. И после этого началась истерика», - рассказал подробности народный депутат.
«Есть у меня версия: в ПР планировалась радикализация избирательной кампании. Мол, Запад все равно не возьмем, надо мобилизовать Восток. Поэтому не исключено, что в Ивано-Франковске готовилось фиктивное покушение, которое должно было быть подтверждено всеми обстоятельствами. Только парень с яйцом опередил псевдоснайпера. Должен был раздаться хлопок, потом падение Януковича. Однако Янукович, видимо, упал преждевременно», - отметил Тарас Чорновил.
«В целом, эта история серьезно повлияла на результаты президентских выборов. Если до нее Януковича на Западе не любили, но боялись, то после этого с него еще и начали смеяться. А там где смех, там нет страха», - резюмировал Чорновил.
«Комментарии» расспросили нынешних депутатов-«регионалов» о том, как «яичный теракт» повлиял на ход истории. Нардеп Ярослав Сухой сказал, что эта история – сплошное недоразумение. «Это дурость студента. Хотя стоит отметить, что никаких последствий для него не было. Я думаю, что об этом инциденте давным-давно забыли», - отметил «регионал». «Нужно понимать, что когда объект под охраной и что-то его бьет, то откуда вы знаете, что это. Я вам скажу как офицер, который знает, что такое пуля и имеет ранение: вначале боли нет, просто толчок. Так что с психологической точки зрения, это совершенно понятная реакция», - отметил Ярослав Сухой.
Остальные опрошенные «Комментариями» «регионалы» шарахались от вопроса о «яичном теракте», как черт от ладана. К примеру, глава фракции Партии регионов Александр Ефремов сказал, что этот «столь малый эпизод» у него с памяти уже стерся. А вот его зам по фракции Михаил Чечетов был еще лаконичнее. «Зато Янукович - Президент», - скороговоркой выпалил он и убежал «дирижировать» своими коллегами в сессионном зале.
- Информация о материале
Страница 1701 из 2102
