Осенью мы достаем из глубин шкафов верхнюю одежду и второпях сдаем ее в химчистки. Холода придут совсем скоро, так что плащики и пуховики пора освежить. Однако нет никакой гарантии, что вещи вам не испортят. Ведь претензий к химчисткам не бывает только у тех, кто вообще к ним не обращается.
Цены на такие услуги в современных сетевых пунктах порой сильно разнятся. Поэтому потребителю, прежде чем сдавать вещь, стоит детально изучить рынок. Чтобы почистить кожаную курточку, нужно заплатить от 350 грн. (в зависимости от длины), дубленку – около 500 грн., полушубок – 500-800 грн., полушубок из искусственного меха – 350 грн. Пуховик можно освежить за 180-250 грн., синтепоновую курточку – за 150 грн. Плащ и демисезонную куртку приведут в порядок за 100-170 грн., а пальто – за 130-220 грн.
Квитанцию берегите как зеницу ока
Сдавая одежду в чистку, нужно правильно оформить квитанцию. В первую очередь приемщик должен указать оценочную стоимость вещи. Конечно же работник химчистки заинтересован занизить ее. В этом случае просто великолепно, если у вас остался чек от покупки, если же его нет, торговаться придется, как на рынке. Второй не менее важный пункт – степень износа. Тут приемщики цифру не уменьшают, а скорее наоборот – преувеличивают. Иногда обветшалость почти нового пуховика или плаща могут оценить до 50 %. Так что этот пункт тоже следует согласовать отдельно.
Далее вам должны сделать опись вещи: элементы декора, количество пуговиц, наличие капюшона, пятна. Часто в квитанциях есть пункт «С правилами о выявлении скрытых дефектов ознакомлен». Попросите, чтобы вам четко рассказали о «зонах риска» и возможных повреждениях. Качественную чистку определенных видов пятен и декоративных вставок могут не гарантировать. Но с этим ничего не поделаешь.
В последнее время хитрые предприниматели мелкими буковками дописывают, мол, «за повреждение исполнитель (химчистка) ответственности не несет». Вот такой документ лучше не подписывать – отнесите пальто или шубу в другое место. Ведь ваша подпись будет свидетельствовать только о том, что вы заранее согласились с любым результатом. Так что, в случае чего, претензии предъявлять бесполезно.
В одной из граф должно быть записано, есть ли на изделии специальная маркировка. Если ее нет, согласно Правилам бытового обслуживания населения, приемщица обязана рассказать вам, что именно будут делать с вашей вещью, чтобы вернуть ей свежесть и молодость.
Обязательно проследите, чтобы в квитанции были указаны сроки выполнения услуг. Запомните, что, согласно статье 10-й Закона Украины «О защите прав потребителей», каждый день необоснованной задержки обойдется исполнителю в 3 % от стоимости услуги! Кроме того, важно знать, что обычно химчистки дают гарантию на услуги всего на несколько дней. Так что пальто или дубленку обязательно нужно осмотреть прямо на месте, а не закидывать в шкаф «до зимы». Иначе не докажете, что не сами поставили пятно или повредили мех.
Проверьте наличие реквизитов химчистки: название, юридический адрес, расчетный счет, регистрационный код предприятия (ЕДРПОУ). Разумеется, на квитанции должны быть дата заполнения, печать и подписи сторон. Не оставляйте ни одной графы незаполненной!
Скрытые дефекты выходят из подполья
Забирая вещь из химчистки, потребитель порой может не узнать ее. И дело даже не в том, что одежду испортили. Просто приемщики часто не сообщают о так называемых скрытых дефектах. Об этом сказано в ДСТУ 201-03-96 «Одяг та предмети домашнього вжитку пiсля хiмiчних дефектiв» гл.4 «Требования к качеству изделий, прошедших химчистку».
Как рассказал адвокат Василий Мирошниченко, согласно п. 4.20, на изделиях после химической чистки допускается наличие дефектов, которые указаны в квитанции, и скрытых, которые возникли в процессе носки и эксплуатации изделий и выявлены после чистки:
закрепившиеся пятна и затеки от красок, парфюмерии, лекарств, крови, чернил, жира, клея и другие;
изменение интенсивности цвета или окраски, изменение формы рисунка, белесоватость, пожелтение, выцветание, выгорание, вытравленные участки, образовавшиеся от действия пота, химикатов, света и длительного трения в процессе носки;
отслоение и деформация внутренней клеевой прокладки на воротниках, манжетах, бортах;
точечные дыры, которые образовались на изделиях от механических повреждений, попадания искры или горячего пепла, действия химикатов или моли. И многие другие.
Кстати, при обработке изделий из натурального меха и кожи опасность проявления скрытых недостатков особенно велика. А определяется она такими факторами: качество исходного сырья, выделки, дубления, степень вытяжки, особенность обработки изделий. Неприятностей стоит ждать, если вы купили вещь, изготовленную с нарушением технологий. Но от этого ведь не застрахуешься! Однако у таких изделий почти всегда отсутствует маркировка, что должно насторожить. Так вот, такие куртки, плащики, дубленки могут потерять насыщенность цвета, деформироваться, дать такую сильную усадку, что и не влезешь потом.
«Чистим до дыр»
Если в квитанции дефектов не зафиксировали, значит, вещь должны вернуть в идеальном состоянии. Никаких дырочек, пятнышек, выцветших «оазисов» быть не должно. Если же вы видите, что изделие испортили, непременно напишите претензию в двух вариантах. Один экземпляр документа с датой и подписью ответственного лица следует оставить себе. В случае нежелания принимать претензию просто отправьте ее в химчистку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Не забудьте сохранить квитанцию.
Конечно же администрация мастерской и не подумает компенсировать вам оценочную стоимость одежды. Поэтому обязательно нужно призвать на помощь экспертов. Товароведческую экспертизу придется оплатить именно «жертве» чистильщиков. И только потом следует обращаться в суд с исковым заявлением. Если дело выиграете, ответчик обязан будет возместить все убытки, в том числе и стоимость проведения экспертизы.