Недавно под Верховной Радой снова возник конфликт милиции с протестующими. Под стены парламента вышли ветераны афганской войны, «чернобыльцы» и прочие льготники с требованием не отбирать у них социальные гарантии. Как водится, без «Беркута» не обошлось. Как только особо рьяные защитники своих прав пошли на штурм Рады, бойцы спецназа быстро объяснили им, что так делать нельзя. Хотя никто так и не понял, зачем, собственно, «афганцы» принялись бить стекла в парламенте, и вообще, были ли это настоящие льготники или просто провокаторы. Депутаты-оппозиционеры рассказали «Комментариям», что «Комитет сопротивления диктатуре» планировал свою акцию на четверг, и намекали, что сегодняшняя драка могла быть спровоцирована, чтобы впредь запретить массовки под Радой. Слишком уж события похожи на разгон «Беркутом» акции День гнева. До дверей парламента митингующие дойти тогда не успели. Только до автозаков. Кстати, тогда Виктора Януковича, как и вчера, тоже не было в Киеве. Тенденция, однако…
Судя по всему, такими преувеличенными мерами милиция пытается отбить охоту у людей участвовать в любых протестах. Именно на это, очевидно, и рассчитывает власть, пытаясь внушить страх перед милицией. Но руководство страны, видимо, до конца не осознает, что уважение к человеку в форме начинается не со страха перед его властью или оружием. А с доверия. И уверенности, что милиционер будет защищать не депутатов, принимающих антинародные с точки зрения большинства украинцев законы, не чиновников или застройщиков незаконных объектов, а их, простых людей. И что главная цель милиционера – не выбить с человека взятку, а помочь. Но пока что такое взаимодействие милиции с народом – только в мечтах. По данным последнего соцопроса, ГАИ и милиция занимают лидирующие позиции в антирейтинге главных коррупционеров страны.
За всем этим легко разглядеть панический страх власти перед массовыми акциями. Большинство нынешних руководителей – «птенцы из гнезда Кучмы», и они прекрасно помнят, чем закончились малочисленные акции оппозиции, которые потом вылились в антипрезидентские протесты и «Оранжевую революцию». Но сейчас ситуация сложнее. Если «Украина без Кучмы» и события 2004 года проходили под политическими лозунгами, то ныне разуверившихся и озлобленных людей политикой на площади не заманишь. А вот если речь идет об их кошельке, то есть, социальных гарантиях, тогда – совсем другое дело.
Именно такие – социальные акции, наиболее опасны для власти. Ведь во время проведения Налогового майдана, когда к акции предпринимателей подключились политики (чем нивелировали всю идею и раскололи митингующих на несколько лагерей), легко было доказать, что протестующих науськивают партийные деятели, и вообще – все куплено. А вот когда люди выходят не под партийными знаменами, а за свое кровное, это становится по-настоящему опасным. Ведь количество митингующих может увеличиваться в геометрической прогрессии, пока протесты не охватят всю страну.
Власть это понимает. И борется с митингующими при помощи маргинализации как самой идеи проведения протеста, так и самих участников. То есть, формируется стойкое общественное мнение, что нормальный человек протестовать не выйдет. Значит, на площади выходят поорать либо бездельники, либо хулиганы. И, естественно, не бесплатно. А раз так, то милиция может на законных основаниях разгонять таких «негодяев», нарушающих покой добропорядочных граждан.
А иногда власть вообще доходит до маразма. На официальном сайте КГГА вывешен проект «Положения о порядке организации и проведения негосударственных массовых общественных мероприятий политического, культурно-образовательного, спортивного, зрелищного и иного характера, кино- и телесъемок в городе Киеве». Столичным депутатам предлагается проголосовать за прилюбопытнейшие вещи: акции протеста запрещено проводить возле зданий, в которых находятся органы власти, а также без учета уровня общественного интереса. При этом изучением общественного мнения за определенную плату будет заниматься уполномоченный орган. Без письменного разрешения этого уполномоченного органа не допускается организация и проведение массового мероприятия, размещение информации о дате и времени проведении акции в СМИ или на носителях внешней рекламы. А палатки устанавливать запрещено вообще.
Что ж, придется и украинцам, подобно белорусам, ненавидеть свою власть стоя и молча…