Главная
Жилищные субсидии: по-новому, как по-старому
Вы не получаете жилищные субсидии и считаете, что вас это не касается? Разочарую — к сожалению, касается, да еще и как! Вы можете не получать субсидии или даже не знать о их существовании, но вы за них платите.
Платите тем, что деньги из государственного бюджета идут на их финансирование, а не на финансирование школы для вашего ребенка, больницы для ваших родителей или наших воинов. Платите тем, что ваш сосед не хочет совместно утеплять дом, поскольку ему это неинтересно — за все заплатит государство, и ему удобно, что вы заплатите дважды — еще и за перерасход тепла в неутепленном доме. Платите тем, что неэффективная система субсидий порождает неэффективность в других сферах — в газоснабжении, теплоснабжении, такая вот цепная реакция.
Субсидии для каждого: одни их получают, другие за них платят
Сколько это стоит?
В этом году расходы из государственного бюджета на жилищные субсидии и льготы составят минимум 80 млрд грн. Много это или мало? Больше, чем расходы на Министерство обороны страны! Страны, воюющей уже четвертый год.
Каждая семья заплатит в этом году за субсидии по 5000 грн.
Только этих двух тезисов было бы достаточно, чтобы привлечь серьезное внимание общества к этой теме. К сожалению, его нет. Но логичнее сегодня сконцентрировать внимание общества на этой проблеме, чем потом думать о том, что не были использованы все возможности для этого.
Для начала следует ответить на простой вопрос: может ли правительство отменить жилищные субсидии? Ведь нет субсидий — нет проблем?!
Нет, проблема не вжилищной субсидии как таковой! Наоборот, субсидия как форма целевой социальной помощи эффективнее, чем оплата бедными дешевых газа и электроэнергии для богатых.
Назначение и задача субсидии — помощь тем, кто в ней действительно нуждается. А ее преимущество, в отличие от тарифов, — целевая направленность. Поэтому для общества в целом жилищные субсидии обходятся дешевле, чем низкие тарифы. И именно поэтому инструмент целевых субсидий действует во многих странах. Даже в тех, которые в разы богаче Украины.
Субсидии должны остаться, но в другой форме и под контролем над их назначением
Возможно ли универсальное решение для снижения общих расходов на субсидии?
Есть хорошая новость. Универсальное решение — рост экономики и реальных доходов населения. Но есть и плохая. Даже при самых оптимальных темпах роста экономики понадобятся годы (и не два-три) на кардинальное уменьшение числа получателей субсидий и расходов на выплаты субсидий.
Но жить нужно и сегодня, и завтра, поскольку «доки сонце зійде, роса очі виїсть». Поэтому параллельно с универсальным решением необходимо оптимизировать систему субсидий.
На сегодняшний день система субсидий состоит из двух больших систем — системы назначения/начисления субсидий и системы их финансирования.
Система назначения/начисления субсидий стоит на двух китах: кому и сколько? Кому субсидию давать, а кому нет, — первый вопрос, на который надо дать ответ.
Здесь возникает первый конфликт между желаниями политиков и возможностями общества (налогоплательщиков). Политики хотят завоевать благосклонность избирателей, а, учитывая существующее распределение населения по доходам, преобладают избиратели с низкими доходами, и в обществе сильны патерналистские настроения. Поэтому политики стремятся расширить круг получателей субсидий, провести своего рода заместительную терапию — низкие тарифы заменить щедрой раздачей субсидий.
Последнее подрывает саму суть субсидий — целевого направления средств нуждающимся, ведет к углублению чувства несправедливости и усиливает патерналистские настроения. Это первая причина, почему общество должно уделять больше внимания субсидиям как потенциальному источнику косвенного подкупа избирателей за счет других членов общества. Вторая причина — у общества есть другие важные потребности, которые следует поддерживать.
Сколько давать субсидий — второй вопрос, от которого зависят не только расходы на финансирование субсидий, но и эффективность использования энергоресурсов получателей субсидий. На это вроде бы направлены социальные стандарты, установленные государством, но к их обоснованности было и остается много вопросов. Только один пример: за три последних года социальная норма расхода природного газа на отопление снизилась в 1,4 раза и это еще не предел, социальные нормативы остаются высокими.
Именно разница между фактическим потреблением ресурсов и начисленными по социальным стандартам субсидиями создает возможности для злоупотреблений и приводит к расточительному использованию энергоресурсов. И это в условиях, когда у государства практически отсутствует механизм мониторинга фактического потребления ресурсов получателями субсидий. Поэтому установление обоснованных социальных стандартов должно стать следующим объектом внимания для общества.
Но, очевидно, больше всего покрыта аурой засекреченности система финансирования субсидий. Особенно много внимания ей уделяется в последнее время в контексте так называемой монетизации субсидий якобы с целью открытия рынка газа.
Как финансируются субсидии
Больше всего средств из государственного бюджета тратится на субсидии за газо- и теплоснабжение, поэтому к субсидиям в этой сфере больше всего внимания. А учитывая, что в стране тепло в основном вырабатывается централизованно из газа, то слова «газ» и «субсидии» — часто соседствуют. На рассмотрении субсидий на оплату газа и сконцентрируем внимание.
Ныне действующему механизму финансирования субсидий на газ и тепло уже более десяти лет. Ключевой его признак — жесткая иерархическая структура расчетов по замкнутой цепи, в которой сумма средств, вышедшая из государственного бюджета на финансирование субсидий, равняется сумме налогов, уплаченных участниками расчетов в государственный бюджет. При этом средства по казначейским счетам участников расчетов проходят буквально за день и возвращаются в государственный бюджет.
Пока суммы субсидий в этой цепи были незначительными по сравнению с общим оборотом предприятий, проблемы оставались незаметными. Но когда суммы значительно выросли, то любые проблемы в цепи расчетов по субсидиям начали оказывать влияние на деятельность и ликвидность каждого участника расчетов.
Есть две основные причины возникновения проблем: несвоевременное финансирование субсидий со стороны государства и превышение объема субсидий, которые надо профинансировать, над налоговыми обязательствами участников.
Относительно первой причины, то это собственно не недостаток системы субсидий, а следствие либо недостаточности соответствующих назначений в госбюджете, либо операционной задержки в выполнении государством своих обязательств по финансированию субсидий.
Недостаточность назначений в госбюджете возникает по двум причинам. Первая — заниженная оценка потребности в средствах на финансирование субсидий при подготовке проекта госбюджета и задержка в подготовке и/или внесении изменений в государственный бюджет в случае выявления в процессе его выполнения, что таких назначений недостаточно. Вторая причина — не предоставляются субвенции местным бюджетам на финансирование субсидий, а задолженность между участниками накапливается. Нынешний год ярко высветил обе вышеназванные причины.
Вторая причина характерна для цепочек взаимозачетов, замкнутых на налоговые обязательства участников расчетов, — не совпадают моменты проведения взаимозачета и возникновения налоговых обязательств участников в сопоставимом объеме. Это вынуждает одних участников оплачивать налоги авансом, а других — использовать «живые» средства для оплаты текущих налоговых обязательств в то время, как государство задолжало последним значительно большие средства по субсидиям, которые могли бы быть использованы на оплату текущих налоговых обязательств. Но из-за несвоевременного финансирования государством субсидий они поступят в будущих периодах, когда налоговых обязательств в необходимом объеме уже просто не будет.
Характерно, что в условиях действия принципа цепочки расчетов «количество средств на выходе из бюджета равняется количеству уплаченных налогов» государству выгодно задерживать финансирование субсидий, поскольку участники расчетов будут обязаны оплатить налоги «живыми» средствами, что позволит наполнять бюджет. А поскольку за расходы и наполнение бюджета отвечает единая государственная вертикаль, то возникает конфликт интересов, побуждающий ее к задержкам в финансировании субсидий. В условиях же отсутствия штрафа и пени за несвоевременное финансирование субсидий со стороны государства такие задержки «цветут буйным цветом».
Что предлагает Минфин
На заседании правительства 8 ноября 2017-го было принято решение внедрить с 1 января 2018 г. так называемую монетизацию субсидий. В официальном сообщении Минфина указано: «Целью этих изменений является переход на прозрачные и своевременные расчеты «живыми» средствами по субсидиям между государством и исполнителями услуг». Какой же будет новая система?
Оказывается, это все та же жесткая иерархическая структура расчетов по замкнутой цепи, в которой сумма средств, вышедшая из государственного бюджета на финансирование субсидий, равняется сумме налогов, уплаченных участниками расчетов в государственный бюджет. Все расчеты будут осуществляться на казначейских счетах, и ни одна гривня «живых» средств не выйдет за пределы этой цепочки (см. схему).
В чем же тогда новация и монетизация? К сожалению, очевидных преимуществ не видно, но недостатки действующей системы остались.
Не совсем понятно, как будет решена главная проблема, существующая сейчас. Как будут обеспечены «своевременные расчеты», если это проблема, как было указано выше, внешняя относительно системы субсидий. Это проблема наличия назначений в госбюджете в необходимом объеме и своевременности выпуска субвенций из госбюджета. При отсутствии каких-либо санкций за несвоевременное финансирование государством субсидий остается загадкой, на чем базируются заявления Минфина.
Вместе с тем реальные проблемы, которые необходимо разрешить в самой системе финансирования субсидий, так и остались нерешенными. И главная из них — нормативная дыра, позволяющая поставщикам услуг (газа и тепла) оплачивать субсидиями газ, который был поставлен потребителям, не являющимся получателями субсидий. Де-факто это является нецелевым использованием средств. Де-юре никого за это привлечь к ответственности невозможно. Чтобы закрыть дыру, надо было изменить только несколько слов, но этого не сделали. Почему? Можно было бы списать на технический недосмотр, но, учитывая внимание, которое уделяется данной теме, — это слабое оправдание.
Принятое Кабмином решение «о монетизации» содержит и другие новеллы, но это тема для другой статьи, поскольку касается отдельно рынка природного газа. Но на одном из вопросов все же следует остановиться сейчас, поскольку его используют как карт-бланш для такой «монетизации».
«Правительственным решением… любой поставщик и владелец ресурса может включиться в цепочку поставки газа потребителям, получающим субсидии. Таким образом, это, очевидно, самый весомый сделанный на сегодняшний день шаг к полномасштабному рынку природного газа», — заявил вице-премьер-министр Владимир Кистион после принятия решения правительства «о монетизации».
Но возникает несколько логичных вопросов-тестов. В стране не все потребители газа являются субсидиантами. Наоборот, наиболее лакомым является сегмент бытовых потребителей, которые живут в больших коттеджах, часто потребляют десятки тысяч кубометров газа в год на отопление и платят «живыми» деньгами. Почему же на всю страну не наберется и десятка потребителей из миллионов, которые бы выбрали для себя альтернативных поставщиков газа? Ответ прост. Система субсидий здесь ни при чем, и никакие ее изменения не помогут.
Есть и другие причины, а главная из них очевидна: пока в этом сегменте действуют регулируемые цены, которые ниже рыночных, сюда не попадет ни один кубометр газа с рынка.
А относительно «любой... владелец ресурса может включиться в цепь поставки газа потребителям, получающим субсидии», то хотелось бы знать, как в эту цепь включить импортный ресурс газа, если в принятом постановлении Кабмина есть четкое ограничение, что цепочку взаиморасчетов по субсидиям можно замкнуть только на «отечественного производителя природного газа».
Отрицательные ответы на эти два простых вопроса-теста показывают, что монетизация не станет «серебряным шаром», не решит проблем финансирования жилищных субсидий и не создаст конкуренции на розничном рынке природного газа.
* * *
Необходимы тщательная работа над реальной монетизацией субсидий для конечных потребителей и решение по ценовой дерегуляции рынка природного газа для создания реальной ценовой конкуренции. Если и рассматривать предложенную Минфином модель монетизации на уровне поставщиков услуг, то только как промежуточную на ограниченное время и только после ее существенной доработки. К счастью, время до Нового года еще есть!
- Информация о материале
Гуркіт тихого розпилу «Укрзалізниці» «смотрящими» і сліпими
Найкращою ілюстрацією безладу в трикутнику Порошенко/Кононенко-Гройсман-Аваков зараз виглядає «Укрзалізниця». Нагадаємо, що їй призначили в.о. керівника з місячним доходом 2,5 мільйони гривень, а по тому жодних рухів щодо конкурсу на постійного голову правління навіть не пробують робити. Річ у тому, що немає консенсусу серед правлячих угрупувань, а жодне з них самотужки не здатне протягнути через Кабмін призначення всіх членів правління УЗ.
Тож і маємо виконуючого обов’язки Євгена Кравцова, призначеного молитвами Гройсмана. Паралельно маємо «Максмед» з президентської «КОНюшні», яке бюрократичними інструментами і скаргами в АМКУ не дає прем’єрському угрупуванню ось так просто брати і пиляти закупівлі, в яких передбачливо зашито від 20% солодкої маржі. Тим часом залишається при посаді і член правління Сергій Михальчук, афілійований з залізничними магнатами Богданом і Ярославом Дубневичами, які є плоть від плоті представниками «кирпівської» номенклатури.
І на фоні цього різноманіття просто зараз на залізниці відбувається ще й донецький ренесанс.
За даними джерела «Наших грошей», на початку жовтня в «Укрзалізниці» відбулось кілька знакових призначень. І жодних слідів в прес-релізах УЗ ці події не залишили. Бо призначення, м’яко кажучи – бентежні.
Новим директором з безпеки «Укрзалізниці» став донецький міліціонер Артем Олександрович Морковкін. За часів Януковича він очолював Будьонівський РВВС Донецька і ще тоді про нього публікували історії на кшталт «Как донецкие оборотни в погонах присваивают квартиры умерших пенсионеров«.
Після нападу Росії на Україну Морковкін вигулькнув у російській публікації «Иуды Донбасса«. В ній було перелічено міліціонерів, які «зрадили» ОРДЛО. І під номером шість йшов Морковкін, про якого терористи написали, що він втік в Україну. Але… там же вказано, що він займав посаду Петровського райвідділу і був звільнений «из ОВД 10.03.2015 г.», тобто через рік після захоплення Донбасу російськими терористами.
В Україні Морковкін знайшов себе в 2016 році. Система «Youcontrol« показала його директором і засновником ТОВ «КБК і к» з Броварів, що торгує брухтом. Потім фірму переписали на дружину Руслана Бугринця, заступника начальника служби безпеки ТОВ «Новомиргородський цукор» (Кропивницький), у якого маленька зарплата і крутий Фольксваген Tiguan. А про Морковкіна у відкритих джерелах не було нічого аж поки не вийшов цей текст, що ви зараз читаєте.
Департамент безпеки «Укрзалізниці» очолив такий собі Володимир Васильович Ковтун, про якого наразі не далось знайти даних.
Філію «Центр управління промисловістю» «Укрзалізниці» очолив Володимир Іванович Кудрявцев, який до цього займав посаду першого замдиректора філії і за часів Януковича був відомий як депутат Луганської облради від «Сильної України».
Директором філії «Центр діагностики залізничної інфраструктури» став Віталій Дмитрович Герасим, раніше відомий як керівник «Першого загону воєнізованої охорони» «Львівської залізниці» і головний інженер «Служби колії» знову ж таки «Львівської залізниці».
Симптоматичність призначень б’є через край.
Головним по безпеці «Укрзалізниці» став міліціонер, який робив кар’єру за Януковича у самому Донецьку. На закупівлі шпал і анкерів поставили вихідця з Луганщини.
А тепер увага. Злі язики ще з весни-літа говорять про насичення «Укрзалізниці» «смотрящими». Першим називали Андрія Альошу як представника від БПП (скоріше від Гройсмана), другим – буквально в останні тижні – назвали Вілена Шатворяна як представника від «Нарфронту» (скоріше від Авакова).
Нагадаємо бекграунд цих чудових людей.
Дядько Андрія Альоши займав важливу посаду в правоохоронних органах, сам Альоша закінчив донецьку школу міліції, з відставних міліціонерів здебільшого складається і топ-менеджмент його фірми. Йдеться про корпорацію «DMS», відростки якої тендерили при Януковичу купи мільйонів, а сам Альоша у ті ситі часи став депутатом Донецької міськради від «Сильної України» (ага, див. вище). Наприкінці правління Януковича Альоша сплив як смотрящий по Запоріжжю. Після нападу Росії на Україну він вигулькнув поруч з луганським губернатором Георгієм Тукою, який називав «глупостью» розмови про те, що Альоша є смотрящим по українській Луганщині.
Після відставки Туки з Луганської ОВДА низка клерків перебрались на залізницю. Наприклад, на початку 2017 року вже екс-заступниця Туки Єлизавета Пушко-Цибуляк очолила департамент корпоративного управління «Укрзалізниці». По ходу директором по безпеці «Укрзалізниці» став Микола Нємцов, екс-радник патронатної служби Луганської ОДА. При цьому Нємцов ще раніше був керівником УБОЗу Чернівецької області, і саме заступником голови Чернівецької ОДА до переїзду на Луганщину була Пушко-Цибуляк.
Саме тоді – на зламі 2016-2017 років почались перші балачки про нову роль Альоші – смотрящого по залізниці.
А вже в березні поліція Арсена Авакова збудилась на Альошу і Нємцова, мовляв «смотрящий» міг надавати штатному службисту «допомогу за певний відсоток» у виведенні грошей залізниці у Донецьк через російський «ВТБ банк» під приводом виконання ремонтних робіт рухомого складу.
Влітку в рамках кримінального провадження справді було проведено обшук в офісі Альоші по вул. Гончара,35 в Києві. Однак у відкритій частині судового реєстру досі немає згадок про розвиток подій по цій справі. Зате в вересні-жовтні заговорили про входження до «Укрзалізниці» ще однієї досвідченої людини – Вілена Шатворяна.
Шатворян за часів Януковича був відомий як «куратор» донецької фірми «Євроінвестстрой», яка тендерила купи мільйонів на самій «Укрзалізниці» та інших грошовитих місцях на зразок «Охматдиту». Тому для нього не має бути таємних місць в «Укрзалізниці», в яких би аборигени та рейнджери з БПП могли б пиляти без відома партнерів по правлячій коаліції.
Тобто навіть на рівні «смотрящих» немає однозначної визначеності з царем гори. А є тільки боротьба за потоки і подальша деградація державного управління під носом у силовиків, які помічають весь цей розпил, але коли доходить до арешту злодіїв – все закінчується перерозподілом та «обілєчіванієм» (див. «Вже півроку не рухається справа по смотрящим «Укрзалізниці», яких СБУ і ГПУ після обшуків назвали «організаторами злочинного наміру»).
Отака-от історія про чергову реформу. Напевно, за рахунком це вже 145-та…
- Информация о материале
Почему остановились украинские танки
Недавно на одном из телеканалов увидел сюжет о проблемах с поставками топлива для Минобороны. В нем журналист Юрий Бутусов вскользь упомянул, что недавно из-за некачественных ГСМ остановился поднятый по тревоге танковый батальон. Это серьезное преступление! В воюющей стране вышли из строя десятки танков, а об этом говорится между делом - пишет волонтер Тарас Жовтенко. Виновные должны ответить по всей строгости закона! Но где скандал и внимание СМИ!?
Я начал выяснять подробности по своим каналам в армии. Оказалось, в сентябре на полигоне 17-й танковой бригады ВСУ под Мелитополем внезапно поломались 35 танков Т-64. После нескольких часов работы в полевых условиях машины резко потеряли в мощности, некоторые заглохли и заводить их удавалось только с буксира. Сперва отказали двигатели у 21 машины, еще у 14 они вышли из строя в течение следующих нескольких дней. При этом, по данным бронетанковой службы оперативного командования «Схід», на танках были установлены новые движки, которые отработали по 3-4 моточаса. Поэтому военные грешат на некачественное топливо и ГСМ.
Видимо, об этом происшествии говорил журналист. Но почему молчит Минобороны!? Оказалось, у высшего руководства бронетанкового управления ВСУ для молчания есть серьезные мотивы.
После массового выхода танков из строя, естественно, начали искать причину. Была создана специальная комиссия из инженеров Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению (ХКДБ), завода им. Малышева, представителей Минобороны и др. Ей на экспертизу в Харьков привезли три неисправных двигателя, которые в качестве «вещдоков» сняли с танков 17-й бригады.
Комиссия разобрала движки и пришла к неутешительному для военных выводу – ГСМ, на которые хотели повесить всех собак, соответствовали стандартам, и причина поломки двигателей заключалась совсем не в смазке. Это не странно – на Т-64 были установлены двигатели 5ТДФА, которые являются «потомками» двигателей самолетов «Юнкерс» и способны проехать 50 км вообще без масла.
Дальше – больше! Двигатели, которые по заверениям танкового командования были новыми, в некоторых местах оказались изношены едва ли не полностью. Разобрав «вещдоки», комиссия обнаружила значительный пылевой износ деталей, коррозию металла и другие доказательства «многолетней службы» моторов. Например, кольца клапанов были стерты почти на 100%. А в отработанном масле, которое слили из картера, лабораторные исследования выявили значительное содержание грязи и металла, а также примеси топлива, которые попали туда в процессе работы двигателя. С новым двигателем такого не могло произойти ни за 4, ни за 40 моточасов.
Оказалось, армейские чиновники просто-напросто соврали, называя поломанные двигатели новыми. Их реальный возраст, чтобы бы точно определить причины поломки, военные так и не сообщили. Комиссия пришла к однозначному мнению – танковые двигатели вышли из строя в результате нарушение порядка их хранения и расконсервации.
Причем выводы были сделаны на основе результатов экспертизы только двух двигателей. Разобрать третий «вещдок» помешало письмо от руководства бронетанкового управления ВСУ. Генерал-майор Юрий Мельник предписывал закончить работу комиссии и не проводить экспертизу третьего двигателя.
Для генерала Мельника, напомню, это не первая «темная» история с б/у двигателями. В июле этого года он задерживался детективами НАБУ вместе с руководством Львовского бронетанкового завода. Тогда генералу инкриминировали покупку бывших в эксплуатации и часто нерабочих танковых двигателей под видом новых, что привело к растрате бюджетных средств.
В 2015 году вместо новых двигателей для танков Т-72, Мельник вместе с сообщниками закупил бывшие в употреблении моторы. Более того, в 2008-2009 годах эти самые двигатели, в том числе и нерабочие, были проданы как избыточное имущество Минобороны. За годы хранения они поржавели, забились грязью и пылью, но это не помешало дельцам от Минобороны купить их как новые. Двигатели 2-й категории были выданы за двигатели 1-й категории, что привело к завышению стоимости и нанесло ущерб государству почти 30 млн грн. При этом деньги, перечисленные по сделке, разошлись по счетам ряда небольших частных предприятий.
Похоже сейчас мы стали свидетелями последствий очередных афер генерала Мельника с танковыми двигателями – опять под видом новых движков пытаются «впарить» старье. Потому в Минобороны и не спешат придавать огласке инцидент в Мелитополе. Потому в бронетанковом управлении ВСУ стараются спрятать следы и переложить ответственность за поломку 35 танков на поставщиков топлива и ГСМ.
Летом Юрию Мельнику удалось уйти от ответственности. За свои аферы на 30 млн грн он провел в СИЗО 10 дней, и после поручительства народных депутатов вышел на свободу. Сейчас ситуация может повториться. Чтобы этого не произошло, нужно внимание журналистов и всеобщая огласка. Только резонанс и вмешательство СБУ и НАБУ могут остановить разворовывание армии самими чиновниками от Минобороны. В воюющей стране – это особенно серьезное преступление.
- Информация о материале
Як ProZorro допоможе виявляти тендерні схеми
У 2016 році Державна аудиторська служба (ДАС), контролер публічних закупівель, знайшла порушення у кожній другій тендерній угоді — загалом на 22 млрд грн.
За січень-березень 2017 року аудитори виявили таких порушень на 5 млрд грн.
При цьому якщо у 2016 році контролери змогли попередити порушень на 4,7 млрд грн, то у 2017 році — лише на 2,7 млрд грн.
Чому так відбувається? Державні аудитори не мають інструментів для запобігання зловживанням під час проведення закупівель і можуть впливати на порушників лише після торгів, коли угоди підписані і гроші переказані.
Найбільша проблема в тому, що рекомендації аудиторів про розірвання сумнівних угод часто ігноруються замовниками, бо не є обов'язковими до виконання.
Система ProZorro дає всі можливості для контролю за дотриманням законодавства про закупівлі та виявлення порушників в режимі реального часу. У ній публікуються всі документи, там можна відстежувати закупівлю на всіх етапах.
Однак ДАС «забули» підключити до електронного майданчика, хоча уповноважили запобігати зловживанням. Порядок моніторингу повинен був затвердити Мінфін, але не затвердив, тож контрольна функція аудиторів лишилася на папері.
У результаті замість передбаченого законом моніторингу аудитори змушені лише «аналізувати документи». Така процедура не передбачена законом, тому за її результатами ДАС направляє замовникам рекомендації, де просить усунути порушення. Звичайно, замовники ігнорують аудиторів і лишаються непокараними.
Ось як це відбувається.
Центр протидії корупції надіслав ДАС звернення про порушення під час закупівлі Східним гірничо-збагачувальним комбінатом послуг з перевезення уранової руди на 33 млн грн. Аудитори підтвердили порушення і рекомендували розірвати договір, проте замовник відмовився. Зробити з цим ДАС нічого не може.
Аналогічно зробила Одеська міська рада. Вона замовила з численними порушеннями капітальний ремонт Новоаркадійського колектора в Одесі вартістю 49,6 млн грн. Порушення підтвердила ДАС. Вона рекомендувала провести нову закупівлю і притягнути винних до відповідальності. Замовник поради проігнорував.
Так само вчинили посадовці ДП «Селидіввугілля», де накупили простої води по 588 грн за літрову пляшку, соку — по 571 грн та чаю по 6 666 грн за пачку. З очевидними порушеннями ДАС теж нічого не змогла вдіяти.
У таких випадках єдиний спосіб покарати замовника — провести планову паперову перевірку електронних торгів та скласти адміністративний протокол на порушника.
В окремих випадках результати планових перевірок лягають в основу кримінальних проваджень, але це відбувається вже після втрати бюджетних коштів на сумнівній закупівлі. Тепер законодавець взявся це виправляти.
9 листопада Верховна Рада розгляне законопроект, який дозволить ДАС ефективно перевіряти закупівлі та штрафувати недобросовісних замовників.
Для моніторингу закупівель аудитори отримають власний електронний кабінет у системі ProZorro. Він дозволить інспекторам автоматично виявляти підозрілі тендери за допомогою ризик-індикаторів. Система формуватиме перелік підозрілих закупівель. Туди потраплятимуть і тендери, про які пишуть журналісти.
На підставі ризик-індикаторів інспектори перевірять будь-яку сумнівну закупівлю, яка може бути завершена або була завершена з порушеннями. Причиною для перевірки можуть стати звернення активістів, журналістів або чиновників.
За останній рік юристи проекту «Украв» Центру протидії корупції знайшли та оскаржили в ДАС порушення у 223 закупівлях на загальну суму понад 19 млрд грн. Однак скасовані були лише десять торгів. У разі ухвалення нового закону таких випадків побільшає, бо ДАС зможе вимагати усунути порушення, а не просити.
Аудитор зможе проводити моніторинг закупівлі протягом 15 робочих днів. За результатами цієї роботи він готуватиме висновок.
Знайдені порушення замовник буде зобов'язаний усунути протягом п'ятьох робочих днів. Йому також доведеться завантажити в систему відповідний документ. Це може бути додаткова угода про розірвання договору, повідомлення про скасування тендеру або аргументована незгода з висновками аудиторів.
Замовник матиме три робочі дні на відповідь та роз'яснення своєї позиції. Документи будуть доступні всім відвідувачам на сторінці закупівлі. Якщо порушення не усувається, ДАС зможе провести повну перевірку закупівлі та оштрафувати замовника. Порушник матиме право оскаржити висновок у суді.
Якби такі норми існували нині, то у випадку із закупівлею пального Міноборони ДАС провела б моніторинг і вимагала б розірвати незаконні додаткові угоди з «Трейд коммодіті». Зараз ДАС могла перевірити ці закупівлі лише постфактум. У результаті цієї корупційної схеми було розтрачено понад 149 млн грн.
Законопроект також зробить більш підзвітним не тільки замовників торгів, а й самих аудиторів. В електронному кабінеті ДАС публікуватиме всі документи, пов'язані з моніторингом закупівель. Рішення про початок перевірки оприлюднюватиметься у ProZorro протягом двох днів з моменту його ухвалення, а висновок за її результатами — протягом трьох робочих днів.
Спілкування аудитора і замовника відбуватиметься лише через електронний кабінет. Це зменшує спроможність порушника «домовитися» з інспектором і викинути з акту перевірки суттєві порушення.
Відкладати голосування за ці законодавчі зміни нема куди: попереду кінець року і новорічний парад «зради», коли всі замовники поспішатимуть витратити кошти.
Тим більше, витратити доведеться чимало, бо до бюджету надійшли додаткові 22,5 млрд грн у вигляді «конфіскованих коштів Януковича». Значна частина цих грошей буде витрачатися саме через закупівлі і майданчик ProZorro.
- Информация о материале
Полезные вражины короля. Часть 1
Авторы этих строк с растущим удивлением пару недель наблюдали, как множество людей героически воевало с Банковым методом «напугай кота сосиской». Мы устали. Мы хотим об этом поговорить. Но сначала о самом актуальном фрагменте общей картины: о том, как поссорились Петр Алексеевич с Арсеном Борисовичем.
То, что конфликт Авакова и Порошенко перейдёт в «горячую» стадию, было понятно уже давно. К этому было две предпосылки.
Первая предпосылка — положение самого Авакова.
Сейчас Аваков — практически второй по влиянию человек в стране. Тут мы говорим и о имеющихся в его распоряжении финансовых ресурсах, и о контроле над частью силового блока, и о политическом влиянии. Последнее, впрочем, частично связано с контролем над силовиками — в нашей стране тотального правового нигилизма, плавно переходящего в правовой пофигизм, мало кто из политиков хоть раз не нарушал закон.
В общем, Арсен Борисович — большой человек.
Но так уж сложились звезды, что этот большой человек не институциализировал свое влияние на политической карте — проще говоря, у него нет своей политической силы, которая имеет шансы попасть в следующий созыв парламента. Еще проще: он не имеет никакого стратегического политического прикрытия и, значит, не сможет сохранить свои позиции в следующем политическом цикле. Его могучий замок построен на песке и рискует быть смыт следующим же приливом.
Вы бы тоже на его месте посчитали, что с этим надо что-то делать.
Вторая предпосылка — неумолимое приближение вышеупомянутого прилива, то есть парламентских выборов, и активные движения основных политических игроков по подготовке к нему. Для представителей Нарфронта это выливается в переговоры по их объединению с ББП и созданию единого политического проекта.
Так вот, как раз в этом политическом проекте места такому тяжеловесу, как Аваков, и не находится. Слишком велик, слишком тяжёл, слишком неудобен — для такого слона СВ-вагон не предусмотрен. Яценюку и Мартыненко (или самим, или их людям) место найдётся, Кровавому Пастору найдётся, а Авакову нет. Для проекта ББП+НФ он слишком тяжёловесен и «невпихуем». Слишком уж много кандидатов на нерезиновую первую партийную десятку.
С созданием своего проекта Аваков уже опоздал. Он, конечно, имеет влияние на всякие политические ответвления «Азова» и т.д., но это политтехнологические «спойлеры». А вот своего «базового» проходного в ВР проекта у Авакова как раз и нет.
Вот и получается, что Аваков в настоящее время — такая себе «барышня на выданье»… Забавно, что чуть ли не единственным реальным или удобным партнёром для него может стать ЮВТ. Потому что она может дать ему гарантированный проход в ВР при максимальном удовлетворении политических амбиций: в настоящее время рядом с ЮВТ нет других политических тяжеловесов и расталкивать никого не придётся.
Да и для ЮВТ Аваков — идеальный партнёр. Во-первых, он отличный орговик. А в настоящее время рядом с ЮВТ нет ни одного хорошего менеджера, и именно отсутствие эффективной организации текущей работы многие называют главной проблемой на Туровской (штаб «Батькивщины», если кто вдруг не в курсе). А во-вторых, он контролирует силовиков, причём именно тех силовиков, которые и являются реальными руками и ногами любого следствия. Что может ГПУ без Нацполиции или СБУ? Это значит, что Аваков может обеспечить защиту ЮВТ от уголовных преследований со стороны власти. По крайней мере, максимально затормозить эти процессы. На месте Тимошенко с её травматическим опытом стоило бы призадуматься.
При этом мы никоим образом не хотим подтвердить или опровергнуть слухи о переговорах между этими политическими игроками. Они могли быть в реальности, или могли быть прикрытием со стороны Авакова для торга с целью получения своего места в президентском политическом проекте. Мы понимаем низкую договороспособность и Арсена Борисовича, и Юлии Владимировны, а также сложность с гарантирование выполнения договорённостей. У нас всё очень сложно и непредсказуемо. Мы просто показываем вероятность и взаимную выгоду такого симбиоза.
Так что же должны были делать Арсен Борисович и Пётр Алексеевич при таких раскладах?
Арсен Борисович — показывать свою силу (возможность раскачать политическую ситуацию) и полезность (возможность сдерживать политические процессы, особенно уличные). При этом показывать это обоим потенциальным партнерам во власти и в оппозиции.
Пётр Алексеевич — снижать ценность Арсена Борисовича как самостоятельного политического игрока, ограничивать его маневр, делать оппонента максимально зависимым, подрывать его политические и электоральные позиции. Этим снижается и ценность АБ как актива для оппозиции, и степень его притязаний на место и влияние в президентском политическом проекте.
Вот теперь, с этих позиций, наверное, становятся намного более понятными события последних недель. И позиция Авакова в отношении протестов под ВР (эффективность его действий, а главное — бездействий. И некоторая «показушность»), и выскочивший в нужный момент из кустов рояль — давно муссировавшееся дело о покупке МВД рюкзаков у сына Авакова.
Это объясняет вообще всё — от снятия оцепления нацгвардейцев под Радой до активной критики приближенными к Авакову силовиками «президентской вертикали».
Они подрывают позиции друг друга перед большими торгами. Это привычный ритуал украинской политики. Они могли бы долго так бодаться.
Но тут внезапно вмешалась третья сила. Возопила «щас как жахну по Порошенко! Держись за стул, барыга!»
И жахнула по Авакову.
Теперь президент говорит — если упростить — Арсен, дорогой, это не я, я сам в шоке. Арсен не верит, что, в принципе, ожидаемо.
Поверим ли мы? Это сложный вопрос.
Давайте посмотрим, кто проводит следственные действия. Проще говоря, кто «загоняет» в стойло президента брыкающегося и независимого министра МВД и этим помогает концентрировать единоличную власть в руках президента? Ну ведь, по логике, это должна была сделать «президентская» Генпрокуратура?
А вот нетушки. Это НАБУ — любимый орган «еврооптимистов» и антикоррупционеров. Тесной дружбой с которым они так гордятся, постоянно об этом напоминая, и на защиту которого они бросаются при любых попытках даже не критики, а малейшего сомнения в его эффективности. Некоторые иностранные наблюдатели вообще громогласно заявили, что, цитируем: «Громадянське суспільство України має власних силовиків в особі НАБУ«.
И вот теперь, в момент наибольшего напряжения в противостоянии президента со вторым по влиянию политиком в стране этот орган внезапно лупит вовсе не президента, а его оппонента. По самому уязвимому месту — по семье. Заставляя нервничать и срываться.
Получается парадокс — действия представителей гражданского общества и их «силовиков» приводят к максимальной концентрации власти в руках президента. И это при том, что именно президент — основная мишень их критики, и именно борьбу с ним они считают своей главной задачей.
Интересно, они не понимают, что своими действия они не только не «раскачивают кресло» под президентом, напротив — они строят под этим креслом устойчивый фундамент, который максимально усложнит и для них, и для любого другого оппозиционера любые законные пути смены власти?
И ладно бы ситуация с Аваковым и НАБУ была единственным примером. Не единственный.
- Информация о материале
Выбранные места из перестрелки с друзьями
Перечень достижений «Укроборонпрома» по парадному обеспечению украинской армии огромным количеством вооружений и военной техники красочно дополняют многочисленные уголовные производства по фактам масштабных злоупотреблений в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Привычным, почти обыденным явлением стало проведение обысков, выемок, допросов и других следственных действий в офисах самого госконцерна «Укроборонпром» и его предприятий, а также по местам жительства его ведущих менеджеров.
Традиционные и безотказно работавшие на протяжении многих лет схемы хищений государственных средств в ОПК все чаще становятся основанием для уголовных производств, а вот функционеры оборонки уже вполне могут проводить мастер-классы по уходу от уголовной ответственности и классическому искусству отписок.
Но на самом деле руководителями госорганов ведется не системная и жесткая борьба за обеспечение армии и против коррупции на крови, а происходит попытка прикрыть собственные тылы бумажными щитами, при которой ответственность, как горячая печеная картошка, перебрасывается от одного к другому.
Романов vs Луценко… Сам дурак!
Начало эпистолярной дуэли между «Укроборонпромом» и Генеральной прокуратурой положил сам Ю.Луценко, который в середине июля сего года направил премьер-министру восьмистраничный документ с изложением фактов злоупотреблений с использованием бюджетных средств для потребностей обороны. В статье «Красть у фронта — красть у победы» (ZN.UA, №29 от 12.08.2017) я сознательно не цитировал полный текст письма генпрокурора, поскольку это могло нанести существенный ущерб обороноспособности страны.
Следует отметить, что в резолюции Кабинета министров, наложенной на упомянутое письмо, «Укроборонпром» не значится, а соответственно, и мнением его руководителя по этому поводу никто не интересовался.
И тем не менее случилось чудо: госконцерну удалось провести анализ сведений Генпрокуратуры, которые «свидетельствуют об определенной односторонности подачи информации, что может послужить основанием для ошибочного заключения относительно эффективности управления государственными предприятиями ОПК, особенно в современных условиях ведения против Украины гибридной войны». Эта гениальная цитата содержится в письме от 18.09.2017 гендиректора «Укроборонпрома» премьер-министру (см. документ на сайте ZN.UA).
Далее по тексту письма Р.Романовым употребляются чередующиеся выражения: «некорректными являются сведения», «искривленными являются сведения», «не соответствует действительности информация», «предвзято подана информация», «недостоверной является информация», «якобы злоупотреблений». Хорошо, что «Укроборонпром» копию этого письма направил Ю. Луценко, а то бы он не догадался, что принимает активное участие в гибридной войне по компрометации эффективной деятельности суперуправленцев оборонной промышленности.
Кстати, «Укроборонпром» уличил генпрокурора в незнании положений закона «О прокуратуре», который не относит к ее полномочиям «вопросы определения эффективности осуществления управления объектами государственной собственности». Вот так просто, одной фразой генеральный директор государственного концерна поставил жирную точку в попытке обозначить злоупотребления в сфере ОПК! Как не знал Юрий Витальевич и о том, что сегодня основным борцом с разворовыванием государственного имущества является сам «Укроборонпром», самостоятельно выявивший «факты злоупотреблений и воровства на общую сумму 657,2 млн гривен, 10,3 млн долларов, 373,3 тыс. евро». Вот это масштаб! Такими же темпами можно выйти на показатели, вполне сопоставимые со средствами, выделяемыми государством на создание новых производственных мощностей и технологий!
Очень интересно узнать, учтены ли в этой сумме 200 млн гривен, выведенных «Спецтехноэкспортом» на предприятия с признаками фиктивности? Или по этому эпизоду «Укроборонпром» скромно умолчал? Может, талантливый менеджмент «Укроборонпрома» не заметил недавнюю выемку документов в своих помещениях?
Завершая комментарий к потоку представленных Р.Романовым улик в некомпетентности Генеральной прокуратуры, не могу не отметить один яркий пассаж. Речь идет о предложении Ю.Луценко наделить полномочиями государственных заказчиков по прямой закупке на внешнем рынке вооружений и военной техники. Не хочу вдаваться в дискуссию по этой проблеме, поскольку эти полномочия у наших силовиков и так есть, и обеспокоенность «Укроборонпрома» по поводу дополнительных затрат из государственного бюджета не совсем корректна. Никак не поверю, что спецэкспортеры на общественных началах осуществляют свою деятельность на внешних рынках для закупок вооружений для армии. Вероятно, гендиректор госконцерна не в курсе, что хозрасчетная деятельность спецэкспортеров щедро оплачивается государственными заказчиками в виде покрытия комиссионных и маркетинговых затрат, агентского вознаграждения, т. е. путем перетекания денег государственного бюджета на содержание бригады посредников из «Укроборонпрома». И конечно же, я не разделяю обеспокоенности руководителя концерна, что работа государственных заказчиков напрямую с иностранными контрагентами «приведет к потере международных рынков сбыта и сделает невозможным их возобновление». Все-таки хотя бы иногда, Роман Анатольевич, надо читать то, что подписываете! Какое отношение рынки сбыта нашей продукции имеют к закупке иностранных вооружений?
Романов vs Пашинский… Кто кому?
Прошлогодний предусмотрительный откос руководителя профильного комитета Верховной Рады С.Пашинского с должности главы наблюдательного совета «Укроборонпрома» позволил ему не сдерживаться в оценках «бурной» деятельности госконцерна и его предприятий по исполнению государственного оборонного заказа и проведению реформ в сфере ОПК. Состоявшиеся на прошлой неделе в Комитете по вопросам национальной безопасности и обороны слушания о реформах ОПК с демонстративным избиением «младенцев-реформаторов» из «Укроборонпрома» лишь подтвердили уверенность в том, что пленных бывший глава наблюдательного совета концерна брать не хочет.
Месяцем ранее С.Пашинский направил президенту личное письмо по вопросам фактического состояния исполнения государственного оборонного заказа в 2017 году (см. текст на сайте ZN.UA). Естественно, что солировал в этом письме «Укроборонпром».
Комитет Верховной Рады оценил состояние исполнения предприятиями концерна программ по повышению обороноспособности и безопасности государства, которые реализуются с привлечением кредитов под госгарантии, как неудовлетворительное. На сегодняшний день, по информации Минобороны, субъектами хозяйствования привлечено кредитов на сумму 767 млн гривен, что составляет 18,3% от общей стоимости государственных контрактов, а по факту оплачено 4,49% от суммы привлеченных средств. Надо ли комментировать эти цифры при общей сумме подписанных исполнителями госзаказа контрактов с Минобороны в 4,19 млрд гривен? Если подобные темпы работы предприятий «Укроборонпрома» сохранятся, то выполнение оборонных программ будет весьма проблематично.
В этой ситуации заполонившая эфир информация о титанических усилиях и достижениях «Укроборонпрома» по обеспечению армии вооружениями и военной техникой, часто транслируемая из уст верховного главнокомандующего страны, как-то не соответствует данным Минобороны о том, что по некоторым поставкам обязательства предприятий государственного концерна вообще не выполнены или выполнены лишь наполовину. Почерпнуть информацию об «успехах» назначенного П.Порошенко на руководство концерном менеджмента он может из секретного письма Минобороны, направленного в Комитет ВР Украины за №276/21/ 1641т 20 сентября текущего года.
Еще большую интригу затеял С.Пашинский, когда открыл глаза Петру Алексеевичу, сообщив сведения, вероятно, относящиеся к государственной тайне: функции по управлению «Укроборонпромом» и контроль за его деятельностью — не поверите — осуществляет не президент, а Кабинет министров Украины! Мало того, руководитель Комитета напоминает президенту, что правительство не выполняет его указов и до сих пор не наказало виновных в срыве выполнения задач по реализации оборонного заказа, установленных соответствующими решениями СНБО.
При этом Пашинский считает, что никто в стране, кроме президента, не может истребовать от руководителя госконцерна отчет о его деятельности в 2016–2017 годах и дать поручение правительству наказать виновных в срыве выполнения оборонного заказа. Ну да, «царь велит своим боярам»?
Вопрос о кадровых изменениях в «Укроборонпроме» поднимается профильным комитетом Рады не впервые. Может, все-таки стоит подумать и провести открытый конкурс на главную должность в оборонке. Единственное пожелание — не проводить этот конкурс на заднем дворе автосалона «Хюндай», дабы случайно не победил оставшийся на охране КПП пес Шарик…
Романов vs Гройсман… Кто виноват?
Мнение С.Пашинского о том, что правительство сильно недорабатывает, полностью совпадает и с мнением руководителя ГК «Укроборонпром» Р.Романова. Правда, по разным причинам.
В начале октября сего года Р. Романов направил секретарю СНБО А.Турчинову многостраничное письмо с описанием достигнутых «Укроборонпромом» успехов и недостатков в деятельности правительства, которые могут привести «к критическим и непредвиденным последствиям для безопасности и обороны Украины» (см. текст на сайте ZN.UA).
Как считает генеральный директор «Укроборонпрома», правительство несвоевременно принимает решения «по нейтрализации угроз в деятельности ОПК и недофинансирует государственные целевые программы», что может привести к потере целых отраслей оборонной промышленности. Одной этой фразы Р. Романова вполне достаточно, чтобы премьер-министр начал лихорадочно листать Уголовный кодекс в поиске фабулы 111 статьи, а звук щелчка стальных браслетов отдавался гулом в ушах.
Виновата исполнительная власть и в том, что не приняла «консолидированные и взвешенные решения», не позволяющие концерну «провести реструктуризацию и финансовое оздоровление предприятий-участников, их корпоратизацию, создание на корпоративной основе интегрированных научно-производственных структур, техническое перевооружение и технологическое обновление научно-производственной и экспериментально-испытательной базы предприятий с использованием новейших достижений научно-технического прогресса». Но практически все перечисленное Р.Романовым можно без особых усилий отыскать в уставе государственного концерна «Укроборонпром» и целиком и полностью относится к функциям субъекта управления государственной собственностью в оборонно-промышленном комплексе. Конечно же, одно дело мотаться по миру в провинциальном восторге малорезультативных бизнес-вояжей, потратив взносы предприятий — участников концерна на оплату перелетов, дорогих гостиниц и представительских расходов, сопровождающий персонал и секретарей, а другое — заниматься рутинной работой по реформированию и повышению эффективности отрасли. Остались ли еще на карте мира неизведанные «Укроборонпромом» дали? Даю подсказку правительству: а не пора ли подвести итоги деятельности бизнес-туристов из госконцерна и его предприятий, сравнив географию поездок и затраты на них с количеством и стоимостью реализованных контрактов? Нет, не подписанных, а именно реализованных контрактов!
Невероятно, но, возможно, помимо правительства еще в двух министерствах страны обнаружились диверсанты и саботажники. Как доносит секретарю СНБО руководитель концерна, несмотря на острую потребность взаимодействия и конструктивного сотрудничества органов государственной власти, учреждений и организаций сектора безопасности с предприятиями — участниками концерна, сегодня «в решениях органов центральной власти, в частности Минобороны, Минэкономразвития, просматривается тенденция сдерживания стабильного развития государственных предприятий, создающая условия для потери ими промышленного потенциала, формирования сомнительных механизмов освоения финансовых ресурсов, что в ближайшей перспективе будет иметь разрушительные последствия для отечественной оборонной промышленности и нанесет ущерб государству в социально-экономической и оборонной сферах».
Еще Минобороны, по мнению Р.Романова, виновато в том, что сокращает долю оборонного заказа у предприятий концерна. Вряд ли это обвинение корректно. Просто Минобороны расширило количество предприятий — исполнителей госзаказа, создав тем самым некоторые предпосылки конкурентной среды на этом рынке. В то же время львиная доля государственного финансирования все равно достается предприятиям «Укроборонпрома». Генеральный директор мог бы это знать, если бы выполнил свою прямую обязанность по контролю за исполнением оборонного заказа на подчиненных ему предприятиях. Это не очень сложно.
Прежде чем заниматься написанием жалоб во все инстанции, гениальный менеджмент «Укроборонпрома» мог бы провести небольшой анализ предложений собственных предприятий. Разница будет ощутимой. И в сроках, и в качестве, и в цене, и в инженерных решениях, и в гибкости принятия управленческих решений! Именно по этим причинам Минобороны работает с Инженерной группой «Арей» и предприятием «Мотор-Січ», а не для того, чтобы ради злорадного удовольствия отобрать часть денег у Романова.
Одну из цитат письма Р. Романова привожу без купюр: «По ряду причин бюрократического характера предприятиям — участникам концерна тяжело конкурировать с коммерческими структурами, на которых процессы модернизации производства происходят в значительно более короткие сроки». Неужели главный менеджер концерна наконец-то прозрел и увидел, что его вотчина погрязла в бюрократических процедурах?!
Персонально для этого функционера сообщаю, что еще на вверенном вам объекте существует великолепная процедура отбора квалифицированных поставщиков, которая ничуть не помешала реализации схемы по выводу государственных средств с помощью фиктивных предприятий в тень.
Обратите также внимание на интересные схемы по согласованию любых платежных документов, внешнеэкономических контрактов, разрешений на переговоры, комиссионных, агентских и маркетинговых затрат предприятий. Может, вам нарисовать комиксы со схемами и фамилиями бюрократов, сидящих на этих согласованиях, и с суммами, наполняющими карманы этих деятелей?
Не могу в этой вакханалии саботажа не отметить особую роль Минэкономразвития. Именно это ведомство, по информации Р. Романова, не включило большинство предложений концерна в программу реформы и развития ОПК. Мало того, без участия концерна планируется использовать более 10 млрд гривен для реализации программ по развитию ОПК и производству боеприпасов.
А еще Минэкономразвития, по информации концерна, виновато в том, что не дает «Укроборонпрому» рекомендаций, как ему защищать объекты прав интеллектуальной собственности, созданные с использованием бюджетных средств и государственного имущества, что составляет реальную угрозу потери новейших украинских разработок. Все-таки читать устав собственного предприятия иногда надо даже его руководителю! А то бы он знал, что и это зона его ответственности и полномочий!
Все дороги ведут… к Гройсману
У всех упомянутых мною писем есть нечто общее.
Первое: ни один из тех руководителей, которым они были адресованы, их не читал.
Просто замечательно, что у президента есть глава администрации И.Райнин, переадресовавший письмо Р.Романова на имя президента секретарю СНБО А.Турчинову. А у секретаря СНБО есть заместитель О.Гладковский, переадресовавший этот документ в Кабинет министров. Аналогичная ситуация сложилась и с письмом Р.Романова на имя А.Турчинова, которое все тот же О.Гладковский снова перенаправил в КМУ. Такой же путь проделало письмо С.Пашинского на имя президента, которое глава президентской администрации от борта направил в лузу Кабмина.
Всю эту переписку, а также адресованные лично премьер-министру письма Ю.Луценко и Р.Романова, премьер-министр, к сожалению, тоже не видел, а надо бы. Таким образом появился второй объединительный признак: последний адресат писем — это премьер-министр.
Владимир Борисович! Ваши соседи по властным структурам Вам абсолютно четко дают понять, что «Укроборонпром» и все, что творится вокруг него, — это зона Вашей персональной ответственности! Все провалы и проблемы в обеспечении армии вооружением и военной техникой, реализации программ реформ и развития ОПК, создания и производства вооружений и военной техники, создания новых производственных мощностей и новейших технологий, инвентаризации и сохранения объектов интеллектуальной собственности, невыполнение оборонного заказа, вопросы недофинансирования оборонных программ — это все Ваше. Ленточки разрезать, посреднические делить, втридорога свою полупродукцию армии продавать, открывать и закрывать дела за бабки, боевую технику и парады устраивать будут другие люди, а вот отвечать за то, что не сделано, будете Вы. Пора это осознать.
Совершенно очевидно, что начинать эту работу надо с изменения кадровой политики в сфере ОПК.
- Информация о материале
Страница 163 из 2102
