Перечень достижений «Укроборонпрома» по парадному обеспечению украинской армии огромным количеством вооружений и военной техники красочно дополняют многочисленные уголовные производства по фактам масштабных злоупотреблений в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Привычным, почти обыденным явлением стало проведение обысков, выемок, допросов и других следственных действий в офисах самого госконцерна «Укроборонпром» и его предприятий, а также по местам жительства его ведущих менеджеров.
Традиционные и безотказно работавшие на протяжении многих лет схемы хищений государственных средств в ОПК все чаще становятся основанием для уголовных производств, а вот функционеры оборонки уже вполне могут проводить мастер-классы по уходу от уголовной ответственности и классическому искусству отписок.
Но на самом деле руководителями госорганов ведется не системная и жесткая борьба за обеспечение армии и против коррупции на крови, а происходит попытка прикрыть собственные тылы бумажными щитами, при которой ответственность, как горячая печеная картошка, перебрасывается от одного к другому.
Романов vs Луценко… Сам дурак!
Начало эпистолярной дуэли между «Укроборонпромом» и Генеральной прокуратурой положил сам Ю.Луценко, который в середине июля сего года направил премьер-министру восьмистраничный документ с изложением фактов злоупотреблений с использованием бюджетных средств для потребностей обороны. В статье «Красть у фронта — красть у победы» (ZN.UA, №29 от 12.08.2017) я сознательно не цитировал полный текст письма генпрокурора, поскольку это могло нанести существенный ущерб обороноспособности страны.
Следует отметить, что в резолюции Кабинета министров, наложенной на упомянутое письмо, «Укроборонпром» не значится, а соответственно, и мнением его руководителя по этому поводу никто не интересовался.
И тем не менее случилось чудо: госконцерну удалось провести анализ сведений Генпрокуратуры, которые «свидетельствуют об определенной односторонности подачи информации, что может послужить основанием для ошибочного заключения относительно эффективности управления государственными предприятиями ОПК, особенно в современных условиях ведения против Украины гибридной войны». Эта гениальная цитата содержится в письме от 18.09.2017 гендиректора «Укроборонпрома» премьер-министру (см. документ на сайте ZN.UA).
Далее по тексту письма Р.Романовым употребляются чередующиеся выражения: «некорректными являются сведения», «искривленными являются сведения», «не соответствует действительности информация», «предвзято подана информация», «недостоверной является информация», «якобы злоупотреблений». Хорошо, что «Укроборонпром» копию этого письма направил Ю. Луценко, а то бы он не догадался, что принимает активное участие в гибридной войне по компрометации эффективной деятельности суперуправленцев оборонной промышленности.
Кстати, «Укроборонпром» уличил генпрокурора в незнании положений закона «О прокуратуре», который не относит к ее полномочиям «вопросы определения эффективности осуществления управления объектами государственной собственности». Вот так просто, одной фразой генеральный директор государственного концерна поставил жирную точку в попытке обозначить злоупотребления в сфере ОПК! Как не знал Юрий Витальевич и о том, что сегодня основным борцом с разворовыванием государственного имущества является сам «Укроборонпром», самостоятельно выявивший «факты злоупотреблений и воровства на общую сумму 657,2 млн гривен, 10,3 млн долларов, 373,3 тыс. евро». Вот это масштаб! Такими же темпами можно выйти на показатели, вполне сопоставимые со средствами, выделяемыми государством на создание новых производственных мощностей и технологий!
Очень интересно узнать, учтены ли в этой сумме 200 млн гривен, выведенных «Спецтехноэкспортом» на предприятия с признаками фиктивности? Или по этому эпизоду «Укроборонпром» скромно умолчал? Может, талантливый менеджмент «Укроборонпрома» не заметил недавнюю выемку документов в своих помещениях?
Завершая комментарий к потоку представленных Р.Романовым улик в некомпетентности Генеральной прокуратуры, не могу не отметить один яркий пассаж. Речь идет о предложении Ю.Луценко наделить полномочиями государственных заказчиков по прямой закупке на внешнем рынке вооружений и военной техники. Не хочу вдаваться в дискуссию по этой проблеме, поскольку эти полномочия у наших силовиков и так есть, и обеспокоенность «Укроборонпрома» по поводу дополнительных затрат из государственного бюджета не совсем корректна. Никак не поверю, что спецэкспортеры на общественных началах осуществляют свою деятельность на внешних рынках для закупок вооружений для армии. Вероятно, гендиректор госконцерна не в курсе, что хозрасчетная деятельность спецэкспортеров щедро оплачивается государственными заказчиками в виде покрытия комиссионных и маркетинговых затрат, агентского вознаграждения, т. е. путем перетекания денег государственного бюджета на содержание бригады посредников из «Укроборонпрома». И конечно же, я не разделяю обеспокоенности руководителя концерна, что работа государственных заказчиков напрямую с иностранными контрагентами «приведет к потере международных рынков сбыта и сделает невозможным их возобновление». Все-таки хотя бы иногда, Роман Анатольевич, надо читать то, что подписываете! Какое отношение рынки сбыта нашей продукции имеют к закупке иностранных вооружений?
Романов vs Пашинский… Кто кому?
Прошлогодний предусмотрительный откос руководителя профильного комитета Верховной Рады С.Пашинского с должности главы наблюдательного совета «Укроборонпрома» позволил ему не сдерживаться в оценках «бурной» деятельности госконцерна и его предприятий по исполнению государственного оборонного заказа и проведению реформ в сфере ОПК. Состоявшиеся на прошлой неделе в Комитете по вопросам национальной безопасности и обороны слушания о реформах ОПК с демонстративным избиением «младенцев-реформаторов» из «Укроборонпрома» лишь подтвердили уверенность в том, что пленных бывший глава наблюдательного совета концерна брать не хочет.
Месяцем ранее С.Пашинский направил президенту личное письмо по вопросам фактического состояния исполнения государственного оборонного заказа в 2017 году (см. текст на сайте ZN.UA). Естественно, что солировал в этом письме «Укроборонпром».
Комитет Верховной Рады оценил состояние исполнения предприятиями концерна программ по повышению обороноспособности и безопасности государства, которые реализуются с привлечением кредитов под госгарантии, как неудовлетворительное. На сегодняшний день, по информации Минобороны, субъектами хозяйствования привлечено кредитов на сумму 767 млн гривен, что составляет 18,3% от общей стоимости государственных контрактов, а по факту оплачено 4,49% от суммы привлеченных средств. Надо ли комментировать эти цифры при общей сумме подписанных исполнителями госзаказа контрактов с Минобороны в 4,19 млрд гривен? Если подобные темпы работы предприятий «Укроборонпрома» сохранятся, то выполнение оборонных программ будет весьма проблематично.
В этой ситуации заполонившая эфир информация о титанических усилиях и достижениях «Укроборонпрома» по обеспечению армии вооружениями и военной техникой, часто транслируемая из уст верховного главнокомандующего страны, как-то не соответствует данным Минобороны о том, что по некоторым поставкам обязательства предприятий государственного концерна вообще не выполнены или выполнены лишь наполовину. Почерпнуть информацию об «успехах» назначенного П.Порошенко на руководство концерном менеджмента он может из секретного письма Минобороны, направленного в Комитет ВР Украины за №276/21/ 1641т 20 сентября текущего года.
Еще большую интригу затеял С.Пашинский, когда открыл глаза Петру Алексеевичу, сообщив сведения, вероятно, относящиеся к государственной тайне: функции по управлению «Укроборонпромом» и контроль за его деятельностью — не поверите — осуществляет не президент, а Кабинет министров Украины! Мало того, руководитель Комитета напоминает президенту, что правительство не выполняет его указов и до сих пор не наказало виновных в срыве выполнения задач по реализации оборонного заказа, установленных соответствующими решениями СНБО.
При этом Пашинский считает, что никто в стране, кроме президента, не может истребовать от руководителя госконцерна отчет о его деятельности в 2016–2017 годах и дать поручение правительству наказать виновных в срыве выполнения оборонного заказа. Ну да, «царь велит своим боярам»?
Вопрос о кадровых изменениях в «Укроборонпроме» поднимается профильным комитетом Рады не впервые. Может, все-таки стоит подумать и провести открытый конкурс на главную должность в оборонке. Единственное пожелание — не проводить этот конкурс на заднем дворе автосалона «Хюндай», дабы случайно не победил оставшийся на охране КПП пес Шарик…
Романов vs Гройсман… Кто виноват?
Мнение С.Пашинского о том, что правительство сильно недорабатывает, полностью совпадает и с мнением руководителя ГК «Укроборонпром» Р.Романова. Правда, по разным причинам.
В начале октября сего года Р. Романов направил секретарю СНБО А.Турчинову многостраничное письмо с описанием достигнутых «Укроборонпромом» успехов и недостатков в деятельности правительства, которые могут привести «к критическим и непредвиденным последствиям для безопасности и обороны Украины» (см. текст на сайте ZN.UA).
Как считает генеральный директор «Укроборонпрома», правительство несвоевременно принимает решения «по нейтрализации угроз в деятельности ОПК и недофинансирует государственные целевые программы», что может привести к потере целых отраслей оборонной промышленности. Одной этой фразы Р. Романова вполне достаточно, чтобы премьер-министр начал лихорадочно листать Уголовный кодекс в поиске фабулы 111 статьи, а звук щелчка стальных браслетов отдавался гулом в ушах.
Виновата исполнительная власть и в том, что не приняла «консолидированные и взвешенные решения», не позволяющие концерну «провести реструктуризацию и финансовое оздоровление предприятий-участников, их корпоратизацию, создание на корпоративной основе интегрированных научно-производственных структур, техническое перевооружение и технологическое обновление научно-производственной и экспериментально-испытательной базы предприятий с использованием новейших достижений научно-технического прогресса». Но практически все перечисленное Р.Романовым можно без особых усилий отыскать в уставе государственного концерна «Укроборонпром» и целиком и полностью относится к функциям субъекта управления государственной собственностью в оборонно-промышленном комплексе. Конечно же, одно дело мотаться по миру в провинциальном восторге малорезультативных бизнес-вояжей, потратив взносы предприятий — участников концерна на оплату перелетов, дорогих гостиниц и представительских расходов, сопровождающий персонал и секретарей, а другое — заниматься рутинной работой по реформированию и повышению эффективности отрасли. Остались ли еще на карте мира неизведанные «Укроборонпромом» дали? Даю подсказку правительству: а не пора ли подвести итоги деятельности бизнес-туристов из госконцерна и его предприятий, сравнив географию поездок и затраты на них с количеством и стоимостью реализованных контрактов? Нет, не подписанных, а именно реализованных контрактов!
Невероятно, но, возможно, помимо правительства еще в двух министерствах страны обнаружились диверсанты и саботажники. Как доносит секретарю СНБО руководитель концерна, несмотря на острую потребность взаимодействия и конструктивного сотрудничества органов государственной власти, учреждений и организаций сектора безопасности с предприятиями — участниками концерна, сегодня «в решениях органов центральной власти, в частности Минобороны, Минэкономразвития, просматривается тенденция сдерживания стабильного развития государственных предприятий, создающая условия для потери ими промышленного потенциала, формирования сомнительных механизмов освоения финансовых ресурсов, что в ближайшей перспективе будет иметь разрушительные последствия для отечественной оборонной промышленности и нанесет ущерб государству в социально-экономической и оборонной сферах».
Еще Минобороны, по мнению Р.Романова, виновато в том, что сокращает долю оборонного заказа у предприятий концерна. Вряд ли это обвинение корректно. Просто Минобороны расширило количество предприятий — исполнителей госзаказа, создав тем самым некоторые предпосылки конкурентной среды на этом рынке. В то же время львиная доля государственного финансирования все равно достается предприятиям «Укроборонпрома». Генеральный директор мог бы это знать, если бы выполнил свою прямую обязанность по контролю за исполнением оборонного заказа на подчиненных ему предприятиях. Это не очень сложно.
Прежде чем заниматься написанием жалоб во все инстанции, гениальный менеджмент «Укроборонпрома» мог бы провести небольшой анализ предложений собственных предприятий. Разница будет ощутимой. И в сроках, и в качестве, и в цене, и в инженерных решениях, и в гибкости принятия управленческих решений! Именно по этим причинам Минобороны работает с Инженерной группой «Арей» и предприятием «Мотор-Січ», а не для того, чтобы ради злорадного удовольствия отобрать часть денег у Романова.
Одну из цитат письма Р. Романова привожу без купюр: «По ряду причин бюрократического характера предприятиям — участникам концерна тяжело конкурировать с коммерческими структурами, на которых процессы модернизации производства происходят в значительно более короткие сроки». Неужели главный менеджер концерна наконец-то прозрел и увидел, что его вотчина погрязла в бюрократических процедурах?!
Персонально для этого функционера сообщаю, что еще на вверенном вам объекте существует великолепная процедура отбора квалифицированных поставщиков, которая ничуть не помешала реализации схемы по выводу государственных средств с помощью фиктивных предприятий в тень.
Обратите также внимание на интересные схемы по согласованию любых платежных документов, внешнеэкономических контрактов, разрешений на переговоры, комиссионных, агентских и маркетинговых затрат предприятий. Может, вам нарисовать комиксы со схемами и фамилиями бюрократов, сидящих на этих согласованиях, и с суммами, наполняющими карманы этих деятелей?
Не могу в этой вакханалии саботажа не отметить особую роль Минэкономразвития. Именно это ведомство, по информации Р. Романова, не включило большинство предложений концерна в программу реформы и развития ОПК. Мало того, без участия концерна планируется использовать более 10 млрд гривен для реализации программ по развитию ОПК и производству боеприпасов.
А еще Минэкономразвития, по информации концерна, виновато в том, что не дает «Укроборонпрому» рекомендаций, как ему защищать объекты прав интеллектуальной собственности, созданные с использованием бюджетных средств и государственного имущества, что составляет реальную угрозу потери новейших украинских разработок. Все-таки читать устав собственного предприятия иногда надо даже его руководителю! А то бы он знал, что и это зона его ответственности и полномочий!
Все дороги ведут… к Гройсману
У всех упомянутых мною писем есть нечто общее.
Первое: ни один из тех руководителей, которым они были адресованы, их не читал.
Просто замечательно, что у президента есть глава администрации И.Райнин, переадресовавший письмо Р.Романова на имя президента секретарю СНБО А.Турчинову. А у секретаря СНБО есть заместитель О.Гладковский, переадресовавший этот документ в Кабинет министров. Аналогичная ситуация сложилась и с письмом Р.Романова на имя А.Турчинова, которое все тот же О.Гладковский снова перенаправил в КМУ. Такой же путь проделало письмо С.Пашинского на имя президента, которое глава президентской администрации от борта направил в лузу Кабмина.
Всю эту переписку, а также адресованные лично премьер-министру письма Ю.Луценко и Р.Романова, премьер-министр, к сожалению, тоже не видел, а надо бы. Таким образом появился второй объединительный признак: последний адресат писем — это премьер-министр.
Владимир Борисович! Ваши соседи по властным структурам Вам абсолютно четко дают понять, что «Укроборонпром» и все, что творится вокруг него, — это зона Вашей персональной ответственности! Все провалы и проблемы в обеспечении армии вооружением и военной техникой, реализации программ реформ и развития ОПК, создания и производства вооружений и военной техники, создания новых производственных мощностей и новейших технологий, инвентаризации и сохранения объектов интеллектуальной собственности, невыполнение оборонного заказа, вопросы недофинансирования оборонных программ — это все Ваше. Ленточки разрезать, посреднические делить, втридорога свою полупродукцию армии продавать, открывать и закрывать дела за бабки, боевую технику и парады устраивать будут другие люди, а вот отвечать за то, что не сделано, будете Вы. Пора это осознать.
Совершенно очевидно, что начинать эту работу надо с изменения кадровой политики в сфере ОПК.