Главная
На пути к безвозмездной правовой помощи
Первая в Украине конкурсная комиссия по отбору адвокатов для предоставления безвозмездной правовой помощи населению создана во Львове. Она будет работать при Главном управлении юстиции во Львовской области. Об этом сообщил министр юстиции Александр Лавринович. По словам министра, конкурсная комиссия будет отбирать претендентов для включения их в реестр адвокатов, которые станут предоставлять безвозмездную вторичную правовую помощь населению на постоянной основе по контракту или на временной основе по договору.
Конкурс будет состоять в проверке теоретических знаний, практических навыков и умения претендента в разных сферах законодательства, опыта по предоставлению правовой помощи как защитника во время дознания, досудебного следствия и рассмотрения уголовных дел в суде, участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях или как представителя интересов лица в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами, а также умения правильно использовать теоретические знания в практической деятельности, в частности составлять процессуальные документы.
В состав конкурсной комиссии вошли пять адвокатов — представителей общественных организаций, двое членов дисциплинарной комиссии коллегии адвокатов во Львовской области, двое судей и пятеро представителей органов и учреждений Министерства юстиции.
Сейчас продолжается процесс создания конкурсных комиссий по отбору адвокатов для предоставления безвозмездной вторичной правовой помощи и в остальных регионах Украины.
По словам министра юстиции, планируется, что к участию в таких комиссиях будут привлекаться прежде всего адвокаты, представители всеукраинских общественных объединений (в частности Союза адвокатов Украины, Союза юристов Украины и Ассоциации адвокатов Украины), а также члены региональных квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры.
Как известно, с июля 2011 года, после принятия Закона «О безвозмездной правовой помощи», в стране началось поэтапное формирование системы предоставления первичной и вторичной безвозмездной юридической помощи гражданам Украины.
В частности, до 1 июня 2012 года Министерство юстиции планирует провести конкурс по отбору адвокатов, которых, в соответствии с Законом «О безвозмездной правовой помощи», с 1 января 2013 года государство будет привлекать к предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи гражданам Украины.
До 1 января 2013 года Министерство юстиции образует при управлениях юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе центры по предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи, где гражданам будут помогать составлять процессуальные документы, осуществлять представительство интересов в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, защищаться от обвинения.
С 1 января 2013 года такие центры будут обеспечивать предоставление безвозмездной правовой помощи лицам, к которым применено административное задержание и арест; подозреваемым в совершении преступления, задержанным органами дознания и следствия; лицам, к которым в качестве меры пресечения избрано взятие под стражу; лицам, в делах которых, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины, участие защитника является обязательным.
Предоставление безвозмездной вторичной правовой помощи другим категориям лиц, которые, в соответствии с законом, имеют право на такую помощь, будет обеспечиваться поэтапно, начиная с 1 января 2014 года.
Кроме того, на сегодня в Украине уже реализована возможность получения гражданами Украины безвозмездной первичной юридической помощи, в частности на базе 745 общественных приемных, созданных при территориальных управлениях юстиции. Такие же общественные приемные будут открыты при органах исполнительной власти Автономной Республики Крым, территориальных органах центральных органов исполнительной власти, местных органах исполнительной власти, сообщает пресс-служба Министерства юстиции Украины.
В полном объеме, предусмотренном законом, все виды безвозмездной правовой помощи будут предоставляться всем категориям лиц с 1 января 2017 года.
- Информация о материале
...милиция окончательно хотела подмять под себя секс-бизнес, который она «крышует» уже долгие годы...
Одной из табуированных тем в Украине является проституция. К тем, кто зарабатывает себе на жизнь, продавая собственное тело, на публике отношение презрительное. Между тем, количество секс-работников в нашей стране – так их толерантно называют в Европе – не уменьшается, а неуклонно растет: есть спрос и есть предложение. «ОстроВ» решил узнать мнение о ситуации в сфере секс-услуг у самих представителей секс-работников. Пообщаться с нами согласилась Елена Цукерман, глава правления БО «Всеукраинская Лига «Легалайф», организации созданной для защиты прав секс-работников, борьбы с насилием и улучшения качества жизни людей, избравших свое профессией секс-работу.
Начали мы с вопроса, почему же Верховная Рада, которой недавно предлагали повысить штрафы для тех, кто занимается секс-работой, все же не пошла на их увеличение.
– Как вы думаете, почему все-таки ВР не пошла на увеличение штрафов?
– Я думаю, там нашлись просто люди, которые поняли, что это ведет к увеличению случаев коррупции среди чиновников, в первую очередь, из числа сотрудников правоохранительных органов. И без того находящийся в тени секс-бизнес стал бы и вовсе «недосягаемым». В том числе, и для работы социальных служб, неправительственных организаций. Плюс ко всему, не знаю, думал ли об этом кто-то, но это стало бы обязательным результатом, – секс-работники, в случае принятия этого законопроекта, подверглись бы еще большему риску насилия со стороны клиентов и сотрудников правоохранительных органов. Я имею в виду не только вымогательство и шантаж, но и случаи физического насилия.
– Почему, на Ваш взгляд, этот вопрос вообще был поднят? Это связанно с проведением Евро-2012?
– Я думаю, милиция окончательно хотела подмять под себя секс-бизнес, который она «крышует» уже долгие годы. Это же ни для кого не секрет. Ваши коллеги, те же телевизионные журналисты, снимали огромное количество репортажей, предъявляли видео-свидетельства.
– Как вы думаете, есть ли шанс, что секс-работа будет легализована в Украине?
– Многие страны постепенно приходят к решению регулирования секс-бизнеса. У всех получается по-разному, специфика везде разнится. Но, в большинстве случаев, легализацией то, что происходит, назвать сложно. По-настоящему о легализации можно говорить, пожалуй, лишь в Новой Зеландии. Там действительно присутствует и социальный пакет, и пенсия и т.д. В других странах, о которых мы думаем, что секс-работа там легальна – это скорее регулирование государством сферы секс-бизнеса. Когда те, или иные люди, задействованные в бизнесе, продолжают подвергаться дискриминации (клиенты, сутенёры, держатели борделей) – бизнес нельзя называть легальным. Для них есть определенные статьи, вплоть до уголовных. В некоторых странах, к примеру, секс-работники могут стоять только на конкретных улицах, что также является ущемлением их прав. В других странах запрещены бордели. А где-то секс-работники могут оказывать услуги только в борделях. Где-то сутенеры и клиенты секс-работников подвергаются уголовной ответственности. Да-да, за оказание секс-услуг наказания нет, а за пользование – есть. Вот такая «логика».. Т.е. полностью легальной секс-работу сложно назвать, даже. говоря о таких странах как Германия, Венгрия, Швеция, Голландия. Везде есть ограничения.
– В Украине была когда-то попытка отмены наказания за секс-работу…
– В начале 2000-х общественные организации заговорили о том, что уголовное наказание за индивидуальную секс-работу должно быть отменено. Процесс шёл нелегко. И долго… Но всё же в 2006 году получилось отменить статью УК за занятие проституцией. С тех пор общественные организации стараются донести до правительства, что и пресловутая статья 181, часть 1 Кодекса Украины об административных правонарушениях тоже должна быть отменена.
– Давайте вернемся опять к Евро-2012 и к вопросу, будет ли всплеск спроса на секс-услуги во время проведения чемпионата? Многие заговорили о том, что увеличатся случаи торговли людьми…
– Это голословные заявления. Почему не используется статистика и опыт стран, которые уже проводили у себя такие крупные спортивные мероприятия? Никакого всплеска секс-туризма или торговли людьми статистические данные не подтверждают. Как показывает опыт Германии и Южной Африки, – наплыв секс-работников из других стран или всплеск секс-туризма – лишь миф, который не подтвердился на практике. В Южной Африке истерия была также связана с высоким уровнем распространённости ВИЧ. Но опасения не подтвердились, хотя привели хоть к чему-то положительному – в страну поступило огромное количество благотворительной помощи в виде презервативов!Что касается случаев торговли людьми и принуждения к оказанию секс-услуг, то Совет Европейского союза подготовил исследование в 2007 году и обнаружил всего около 100 случаев, когда людей ввозили с этой целью в Германию в 2006 году, но только пять из них были связаны с проведением Чемпионата мира!
Скорее, группы мужчин-болельщиков привезут с собой нескольких женщин, которые будут оказывать им секс-услуги. И возможности для приезжих и местных секс-работников будут такими же, как и в любое другое время.Есть вероятность, что большинство болельщиков, как всегда в таких случаях, будут проводить время на стадионах, в барах за просмотром матчей, распитием спиртных напитков и потом за гуляниями. Их потребность в секс-услугах при этом будет минимальна. Это подтверждает история с Германией, когда секс-работники сидели в борделях в ожидании толп клиентов, которых так и не последовало. Мужчины были заняты футболом.
– Т. е. Вы думаете, что это распространенный миф?
– Да, я это утверждаю. Есть люди, заинтересованные в распространении этих мифов. И они очень быстро распространяются, потому что у людей нет объективной информации, статистики. У нас в стране распространению такой дезинформации способствуют заявления феминисток и организаций, которые борются с торговлей людьми. Удивляет то, что такие серьезные организации не пользуются международной статистикой….
– Т. е. ожидать всплеска спроса на секс-услуги во время проведения Евро-2012 в Украине, не стоит?
– Ожидать бешеного всплеска не приходится. Но многие секс-работники из-за незнания, скорее всего, потянутся в принимающие города. Мы на нашем сайте размещаем информацию, что эти слухи не оправдываются в большей степени.
– А Вы не опасаетесь конкуренток из других стран? Они же на волне этих мифов могут ринуться в Украину…
- В Украине и так огромное предложение. Цены на секс-услуги у нас ниже, чем в Европе. Жильё и житьё в крупных городах, таких, как Киев, Львов, к примеру, достаточно дорогое, а к ЕВРО-2012 будет ещё дороже, лучше сэкономить деньги на что-то более полезное, чем бессмысленное и рискованное торчание в чужом городе во время чемпионата…
– Давайте вернемся к теме легализации. Вы говорите, что государство все равно придет к тому, чтобы легализовать секс-работу – это с одной стороны. С другой стороны, общество негативно настроено по отношению к секс-работникам…
– Мы не первый год находимся на этапе, когда наши чиновники говорят о том, что они не готовы сесть с представителями сообщества секс-работников за стол переговоров.
– А Вы обращались?
– Конечно. Мы пытались выйти на диалог и с милицией. Но, к сожалению, пока что единственное министерство, сотрудники которого идут на конструктивный диалог – это МОЗ. Люди от медицины часто принимают участие в наших совместных конференциях, круглых столах.
– Какой вариант легализации секс-работы в Украине вы считаете оптимальным?
– Безусловно, в первую очередь мы должны считаться с международным опытом. У нас есть возможность изучать его во время общения с международными коллегами. В 2011 году члены Правления «Легалайф» присутствовали в Будапеште на встрече Сети Организаций по Защите Прав Работников Сферы Сексуальных Услуг (SWAN). Мы смогли узнать о различных моделях регулирования секс-бизнеса в разных странах... Важно не просто взять чью-то модель и попытаться применить ее в Украине. Это - не получится. Нужно начать диалог с обществом, чтобы донести до людей объективную информацию и о сфере секс-бизнеса вообще, и о самих секс-работниках, и о том, к чему приводит тот или иной закон, принятый без учёта интересов секс-работников и направленный на криминализацию или легализацию секс-работы. Но нам очень сложно бороться с системой. Поскольку весь секс-бизнес, все его уровни без исключения «крышуются» сотрудниками правоохранительных органов, которые заинтересованы в сохранении существующей ситуации без изменений. Милиция всегда очень агрессивно и бурно реагирует на наши попытки показать ее действительную роль в теневом секс-бизнесе...
– Взаимоотношения между секс-работниками и милицией ухудшаются или улучшаются? С каждым новым министром МВД ситуация меняется? Кто-то пытается вникать в проблему?
– Был случай, когда экс-министр МВД Могилев, говорил о возможности легализации, но дальше слов дело не пошло. Возможно, не успел. В основном отношение государства к секс-работникам давно не претерпевает положительных изменений. В секс-работниках не видят людей и не ценят граждан. К сожалению, в нашей стране это уже тенденция.
– Скажите, а есть какая-то статистика, сколько сейчас человек предоставляет секс-услуги в Украине?
– Согласно оценке МБФ «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине», на 01.01.2010 секс-услуги в Украине предоставляли 180 000 человек.
– А, например, в Донецкой области?
– У меня есть данные Альянса только на 16.09.2009 г. Это 10 700 человек.
– А как часто секс-работники подвергаются насилию?
– Исследование наших партнёров показывает, что за последние 12 месяцев 97% опрошенных секс-работников испытывали насилие. 95% – испытывают регулярное давление. Сексуальному насилию подверглись 89%. Заметьте, это системное явление. SWAN проводили международные исследования в 2009 году, так оказалось каждая 10 секс-работница в Украине подвергалась насилию именно со стороны сотрудников правоохранительных органов. Уже стало тревожной традицией, когда у секс-работников отбираются деньги или материальные ценности. И секс-работники всё ещё редко сопротивляются этому насилию. Почему? Потому, что необходимо повышать уровень правовой культуры, самооценку, учить принимать активную жизненную позицию, несмотря на постоянные запугивания, и защищать свои права. Потому что никто кроме самих секс-работников этого не сделает. Никто, кроме самих секс-работников лучше не знает, какой должна быть секс-работа в Украине, чтобы им и их близким жилось комфортно. И это нужно доносить до людей, принимающих решения, добиваясь, чтобы секс-работа была признана работой.
– С чьей стороны насилия больше: со стороны милиции или со стороны клиентов?
– Со стороны клиентов меньше насилия. Оно присутствует часто лишь потому, что наши мужчины-клиенты по разным причинам часто находятся в состоянии стресса (в нашей стране не в стрессе вообще находится невозможно), выплёскивают свои негативные эмоции именно при общении с секс-работником… Другие – пытаются с помощью агрессии и насилия поднять собственную самооценку. Мы учим, как с этим справляться, как предотвращать эту агрессию, хотелось бы, чтобы все секс-работники Украины обладали нужными знаниями и навыками. У нас впереди много работы.
– Существует ли статистика, показывающая регионы, в которых больше всего секс-работников? И есть ли какая-либо региональная специфика?
– По данным исследования МБФ «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине в 2009 году больше всего секс-работников (в порядке убывания) в Запорожской и Донецкой областях, затем указаны Луганская область, АР Крым и Херсонская область. Но актуальной официальной статистики, как я уже говорила, нет. Государство ее просто не ведет. Я не учитываю картотеку МВД. Они уже несколько лет назад пытались навязать данные, что в Украине всего 5000 секс-работников. На самом деле, я знаю, что только в Киеве секс-работников больше, чем пять тысяч…
Специфика есть в каждом регионе. К примеру, в портовых городах, таких как Одесса, большая часть секс-работников ориентирована на иностранных моряков и вообще иностранцев. В маленьких городах меньше секс-работников, работающих в квартирах, но больше тех, кто работает на трассах, с водителями-дальнобойщиками. К слову, милиция в небольших городах чувствует свою абсолютную безнаказанность.
– А какая особенность в Киеве?
– В последнее время всё больше секс-работников работают в квартирах, которые «курируют» сутенёры, делящиеся, в свою очередь, доходами с сотрудниками правоохранительных органов.
Мало кто продолжает работать на улице. Некомфортно и очень опасно. Если раньше Окружная дорога пестрела секс-работниками, то сейчас это уже не такое массовое явление. На трассе, конечно, можно увидеть секс-работников. Но там те, кто не может по той или иной причине работать в центре города или в квартирах. Большинство таких секс-работников материально не обеспечены, имеют плохой доступ к социальным и медицинским услугам (не говорю уже про юридические), часто имеют проблемы с алкоголем и наркотиками и как следствие – с законом. Они чаще других испытывают по отношению к себе насилие со стороны сотрудников милиции, клиентов, своего окружения. Очень многие секс-работники, работающие в столице -– приезжие, на «сезонных подработках» можно встретить студентов. Встречаются секс-работники, обеспечивающие всю семью.
– Есть цифры, какой процент секс-работников алко- и наркозависимые?
– Несколько лет назад можно было говорить, что 3/4 секс-работников употребляли психо-активные вещества, в т.ч. алкоголь. Есть мнение, что сейчас это количество снизилось до 40-50%. Но мне кажется, что меняется не столько количество употребляющих, сколько то, что именно они употребляют. Если раньше среди секс-работников часто можно было встретить потребителей инъекционных опиатов, то сейчас превалируют наркотики стимуляторного ряда и способ их употребления пероральный или интернозальный.
– А какие финансовые обороты секс-бизнеса в Украине?
– Украинская официальная статистика по этому вопросу отсутствует. «Легалайф» давно говорит о необходимости различного рода исследований, в том числе и количественных. Оборот же мирового секс-бизнеса по утверждениям независимых экспертов, может составлять около ста миллиардов долларов. В США доходы только порноиндустрии (а ведь это тоже часть секс-бизнеса) выше, чем у таких технологических динозавров как «Майкрософт», «Гугл», «Амазон», «иБей», «Нетфликс» и «ИэфЛинк» вместе взятых.
– Каковы тенденции, количество секс-работников в последние годы увеличивается?
– В последнее время, из-за финансового кризиса многие совершеннолетние женщины из числа студентов и тех, кто потерял работу, принимают решение попробовать себя в секс-бизнесе. В некоторых регионах можно говорить о приходе в секс-бизнес женщин за 30, за 40 лет, которые всё ещё чувствуют себя молодыми и активными, но не могут найти себе другую работу. И есть регионы, в которых секс-услуги, оказываемые женщинами зрелого возраста, востребованы.
– А что можно сказать о тех, кто ищет секс-работу за границей? Насколько это остается востребованым у украинских девушек?
– К сожалению, большое количество девушек видит секс-работу за границей в каком-то радужном свете. Большинство считает, что все иностранцы – это поголовно прекрасные клиенты. Условия работы за границей, даже в тех странах, где секс-работа регулируется государством, очень сложные. Существуют свои законы, нужно получить огромное количество бумаг, разрешений и справок, чтобы получить работу. В большинстве случаев секс-работа в странах разрешается только местным гражданам. Если же не соблюдать местные законы – есть риск навлечь неприятности. В итоге, приезжие секс-работники, не знающие местных законов и часто языка, или уходят в теневой секс-бизнес, попадая, в большинстве своём, в кабалу, или местные власти их депортируют назад в Украину.
– А есть информация, в среднем, сколько получает секс-работник в Украине?
– Можно говорить об одноразовом оральном сексе в авто – за сто гривень, и о пятистах долларах за ночь с VIP секс-работником. Если говорить о специфических услугах, таких, как садо-мазо, к примеру, то они обычно оговариваются отдельно и стоят значительно дороже классических. При этом, если это бизнес «под кем-то», то большая часть дохода уходит в карманы сутенёров и «крыши»… Допустим секс-работник-индивидуал на трассе берет с дальнобойщика за один контакт 100 грн. Если она выходит на работу 5 дней в неделю в любую погоду, и если это будет один клиент за ночь работы, то выходит где-то около 2000 грн. в месяц. Это очень немного, особенно когда нужно обеспечивать не только себя, но и семью. Обслужить же за вечер, 5 клиентов не только не часто удается, но и очень тяжело физически. Даже если ты вышел на трассу – это ещё не факт, что,ты вообще найдёшь клиента. А если найдёшь – не факт, что тебе заплатят. И не факт, что 100 грн., и что первый попавшийся ППСник не отнимет всё, что заработал. Так что часто эти, навскидку подсчитанные мною, две тысячи превращаются на поверку в одни долги.
– А вот насколько распространены бордели в Украине?
– Если квартиры считать борделями, то они очень распространены. В крупных городах. В том, же Киеве они есть везде. Их сотни. Они работают с помощью диспетчера, под прикрытием сутенёров и милиции во всех районах Киева. Бывает, секс-работники сбрасываются на аренду и, на съёмной квартире предоставляют услуги. Но такие квартиры все время приходится менять, так как соседи со временем начинают выказывать недовольство ночными гостями и могут заявить в милицию. А могут и бандиты предъявить свои права на доходы… Среди общего населения есть те, кто сдает квартиры секс-работникам. В Одессе, на вокзале стоит бабушка, в шкафу у нее пиджак с орденскими планками, и она сдает свою квартиру для секс-работников. Потому, что есть хочется, а на пенсию не прожить и зарабатывает, чем может. Бывает, что и сами секс-работники занимаются секс-бизнесом для того, чтобы выжить. И упрекать человека в «аморальности» его выбора, когда ему нечем прокормить семью, мне кажется, не по-человечески. А наказывать их за это – вообще негодяйство, особенно со стороны тех людей, которые сидят на миллионах.
– А сами секс-работники готовы бороться за свои права?
– Пока что не все секс-работники ещё знают, что есть наша организация – Всеукраинская Лига «Легалайф», что есть международное движение секс-работников, что можно и нужно отстаивать свои гражданские и человеческие права, что нас много. Многие пока ещё считают, что лучше перетерпеть, спрятаться. Но всё больше людей доведены до такого состояния, когда терять уже нечего, и тогда они начинают говорить, кричать о беззаконии… Наша организация прилагает максимум усилий, чтобы голос секс-работников был услышан и учтён.
Даже когда мы пытались (2 года!) зарегистрироваться, нас вынудили отказаться от упоминания слов «секс-работник» в нашем Уставе. Иначе бы нас не зарегистрировали как организацию.
– Ну а в итоге?
– В итоге у нас нет слов «секс-работник» в уставе. Есть люди, пострадавшие от торговли людьми, пострадавшие от насилия, наркозависимые, группы риска, но слов «секс-работники» - нет. Хотя это уже давно общепринятый термин в мире.
– Мы вот говорим о секс-работниках женщинах, а насколько распространенным являются то, что секс-работой занимаются мужчины?
– Секс-работников-мужчин меньше, чем женщин, они ещё более закрытая группа, доступ к информации о которой затруднён. Я встречала Секс-работников и среди трансгендеров, и среди геев, и среди гетеросексуалов. Есть мужчины, которые не считают себя секс-работниками, несмотря на то, что секс-услуги всё же оказывают. Это, что-то типа женского эскорта – они часто тоже «открещиваются» от своей связи с секс-бизнесом. Мужчины-секс-работники реже стоят на улицах (кроме случаев с «плешками», где всё-таки чаще встречаются гомосексуальные интересы). Они работают часто при ночных клубах, других увеселительных заведениях. Их достаточно сложно найти. Мне недавно рассказывал друг-транссексуал, как он однажды пытался найти в Киеве для своего знакомого интуриста мужчину-секс-работника. Обошли все клубы, но ночь прошла впустую. И это при том, что мой друг прекрасно ориентируется в нужной сфере. Часто мужчины-секс-работники обслуживают достаточно богатых и постоянных клиентов. Бывает, для комфортной жизни опытному секс-работнику вполне достаточно иметь годами одного и того же «покровителя»…
- Информация о материале
Грандиозная афера с персональными данными
«Жесткость наших законов успешно компенсируется необязательностью их выполнения». Кто и когда впервые это сказал, выяснить мне так и не удалось. Впрочем, стоило ли тратить на это время? Законы у нас действительно жесткие, а то, что они сплошь и рядом не исполняются, уже давно стало аксиомой, то есть утверждением, не требующим доказательств. Вот, к примеру, вы помните, кто первым изрек, что параллельные прямые не пересекаются? Я нет. Так ли важно, кто это придумал? Главное, что не пересекаются, не исполняются, то бишь. Ну, а для тех, кто сомневается, расскажу о своих наблюдениях по поводу призванного защитить каждого из нас закона Украины «О защите персональных данных», подписанного Президентом Украины Виктором Януковичем 1 июня 2010 года.
Как попасть на бабки
Может быть, никто об этом законе и не вспомнил бы. Ну, есть такой. Не работает, ну и фиг с ним! Мало ли что еще у нас не работает! Но дополнения к нему, начавшие действовать с 1 января 2012 года, дают предпринимателям серьезный шанс попасть на бабки.
Для начала немного о самом законе. Если перевести юридический язык на обычный человеческий, то суть его в том, что в процессе своей деятельности учреждение, предприятие, организация, физическое лицо – предприниматель да и любое самозанятое лицо неминуемо создаёт какую-либо базу данных, включающую в себя сведения о физических лицах. Неважно, в электронном виде это сделано или бумажном. Самый распространённый вариант базы данных – сведения о работниках или сотрудниках в бухгалтерии. Это может быть и информация о контрагентах, клиентах, пациентах, владеющих дисконтными карточками покупателях, и даже об учредителях предприятия. Базой данных они становятся в том случае, если информация упорядочена по определённому признаку. Целью же закона является защита граждан от того, чтобы сведения о них не использовали и не распространяли в ущерб их интересам и с нарушением действующего законодательства. Именно поэтому сведения о расовом или этническом происхождении, политических, религиозных или мировоззренческих убеждениях, членстве в политических партиях и профсоюзах, данные, касающиеся здоровья или сексуальной ориентации, в базу данных вносить запрещено. Такую базу необходимо зарегистрировать в Госслужбе Украины по вопросам защиты персональных данных. Поблажки предусмотрены только для журналистов, творческих работников и физических лиц, если база создана для непрофессиональных или бытовых целей.
И вот с 1 января 2012 года за нарушение Закона «О защите персональных данных» начнут штрафовать. Почему начнут, а не начали? Потому что сведений о том, что кого-то уже оштрафовали, найти не удалось. Тот, кто не зарегистрирует базу данных, не уведомит об изменении её структуры или будет использовать сведения с нарушением закона, рискует расстаться с солидной суммой. В частности, за уклонение от государственной регистрации базы персональных данных предусмотрен штраф для граждан – от 5100 до 8500 гривен, а для должностных лиц и предпринимателей – от 8500 до 17 тысяч гривен. Но самое главное в том, что закон «О защите персональных данных» требует, чтобы все операции со сведениями производились лишь после письменного согласия гражданина.
От теории - к практике
Всё началось с того, что мне пришел электронный перевод за статью, напечатанную в московском журнале – не бог весть какая сумма, сопоставимая с украинской минимальной пенсией. За ее получением я отправился в банк. Только в этот я раз решил получить не в гривнах, а в рублях – в обменнике рядом с банком курс был выгоднее.
Сначала всё было, как обычно. Я назвал банковской девушке номер перевода, предъявил пластиковую карту «Приватбанка» и паспорт, она распечатала какую-то бумажку и отправила меня с нею в кассу. А вот там и началось самое интересное. Серьёзная кассирша за бронестеклом вновь потребовала у меня паспорт и несколько раз подозрительно посмотрела на фото в нём, а потом на меня, и потребовала назвать номер мобильного телефона.
- Снимите очки и посмотрите в камеру! – безапелляционно заявила она.
- Зачем? – удивлённо спросил я.
- У вас паспорт недействительный! – последовал ответ.
- И по какой причине он недействительный?
- В нём фотография не соответствует, - взяла быка за рога кассир.
Начинаю размышлять на эту тему. Хотя и выдавался он уже давненько, но вклеивать новое фото еще рано. Конечно, со временем люди меняются, но не до такой же степени, чтобы их невозможно узнать было. К тому же в паспорт вложено удостоверение с фотографией, которой всего пара лет.
- В паспорте вы без очков, а здесь в очках, - прерывает мои размышления девушка.
- Извините, но я в них всегда хожу и снимать не собираюсь! И вообще, с какой стати вы мои данные записываете и фотографировать собираетесь? Вам недостаточно камер наблюдения в зале? А как же закон о защите персональных данных? – я начинаю уже злиться.
- Или снимите очки и посмотрите в камеру, или я не выдам вам деньги!
Видя, что спорить с ней бесполезно, требую позвать для объяснений кого-то из руководства банка. Лишь после этого кассир все же отсчитала мне деньги, раздражённо добавив:
- В следующий раз не выдам!
Итак, являюсь ли я клиентом банка, кассир не интересовалась, пластиковую карту не спрашивала и сведения обо мне без моего письменного согласия внесла в компьютер – в электронную базу персональных данных. Получилось как раз на сумму от 8500 до 17 тысяч гривен в доход государства.
Кстати, с руководством я все же пообщался. Оказалось, что, фиксируя данные обо всех клиентах, коммерческий банк борется с потенциальными мошенничествами, и получается это у него достаточно эффективно. Но как же требования закона о письменном согласии на обработку персональных данных?
- А вы представляете, что это будет? – ответил вопросом на вопрос банкир. - Каждый день мы проводим тысячи, даже десятки тысяч операций! Сколько времени будет занимать написание каждого заявления? Даже если их распечатать на бланках, где потом хранить такую прорву? Вы же не маленький, будьте реалистом! От нас же клиенты уйдут! Они и так фотографированием не довольны, когда замечают, что их снимают.
А вот от ответа, зарегистрирована ли эта база данных, мой собеседник ушел. Причина, надо полагать, понятна.
Следующий эксперимент был проведен в милицейском райотделе, куда я отправился пообщаться со старым знакомым. Те, кто хоть раз посещал такие заведения, знают, что просто так в них не пропустят. Как минимум, нужно записаться в журнале, сообщив фамилию, имя, отчество и адрес. В дополнение, в каком-то райотделе могут потребовать документы, в каком-то нет. Где-то нужно будет дождаться сопровождающего, где-то пройти дальше самостоятельно. Но не это важно. На просьбу постового назвать себя я сделал умное лицо и заявил, что в соответствии с законом Украины «О защите персональных данных» внести всё это в журнал он имеет право лишь в случае моего письменного согласия. Во взгляде милиционера без всякого перевода было явно видно, что он в очередной раз столкнулся со сдвинутым на правозащитной теме гражданином. Впрочем, нужно отдать ему должное, опыт борьбы с психами и перевода стрелок у него имелся:
- Без записи не пропущу. Вон стоит начальник штаба – все вопросы к нему. Скажет, пропущу без записи. Не скажет – не пропущу. Не задерживайте, гражданин.
К начальнику штаба я не пошел. С одной стороны, не хотелось второй раз ощутить себя психом, а с другой – он бы тоже отмазался, переведя стрелки на более высокое руководство – и так дальше по ступенькам. А с тем, что милиция, как, впрочем, и множество других учреждений из соображений безопасности не может быть проходным двором, спорить глупо. Попробуйте просто так пройти в СБУ, Администрацию Президента или в Верховную Раду, родившую закон Украины «О защите персональных данных». Не получится. Везде потребуют назваться и запишут. Но будут ли требовать письменное или даже устное согласие на это у пришедшего?
Можно ли оштрафовать всю страну?
Кстати, что касается милиции, то в журнале есть графа «претензий не имею». Это способ обезопаситься от заявлений граждан о том, что их пытали, истязали и всячески над ними издевались. Было бы глупо отрицать, что подобное нигде и никогда не происходит, но из десятка жалоб в прокуратуру в лучшем случае лишь одна имеет под собой реальные основания. Обвинение в избиении – один из распространенных способов попытки «спрыга» со статьи.
Вряд ли у кого-нибудь из читателей получится сосчитать, сколько в стране банков. Ещё более фантастичным выглядит труд составить перечень различных государственных учреждений, не государственных заведений и журналов записи посетителей в них. А все они, журналы то есть, в соответствии с законом, подлежат обязательной регистрации. По крайней мере, так мне сказали в Госслужбе по вопросам защиты персональных данных. И чтобы сделать в таком журнале запись, обязательно письменное заявление о согласии на обработку ваших фамилии, имени, отчества, адреса, телефона и прочего. То есть закон нарушается повсеместно, а посему каждый нарушитель обязан пополнить бюджет страны на упомянутые от 8500 до 17 тысяч гривен. Это же миллиарды получатся!
Попыталась найти выход, к примеру, компания «МТС». На странице «Ваше мнение имеет значение» своего сайта она написала: «Нажимая "Отправить запрос", Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных и/или передачу ее третьим лицам для целей, связанных с ее заполнением, а также маркетинговых целей». Но без электронной подписи такой вариант заявления письменным считать тоже нельзя. А вариант ее использования там даже не предусмотрен. Да и у многих ли наших сограждан эта самая электронная подпись имеется? Значит, тоже от 8500 до 17 тысяч?
Но вряд ли стоит бояться такого штрафа. Возможно ли оштрафовать всю страну? Сколько контролеров для этого потребуется? Да и вопрос о возможности Госслужбой по вопросам защиты персональных данных, которая не имеет даже территориальных подразделений, зарегистрировать в обозримом будущем, к примеру, все журналы для посетителей, относится скорее к категории риторических.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что данные о гражданах Украины должны быть защищены от неправомерного использования, кем попало и как попало. Лично мне вовсе не хочется, как в прошлые выборы, находить в почтовом ящике письма от кандидатов в законотворцы с той же орфографической ошибкой в фамилии, что была в выборных списках.
В общем, народные избранники в очередной раз вроде бы дельный и даже нужный закон приняли, а о том, как он будет работать, не подумали. Впрочем, не думать о последствиях принимаемых ими решений для них состояние естественное. Может, принять очередной закон? О работе над ошибками для депутатов, например.
- Информация о материале
Смертельный номер Арбузова: почему дрессировка гривни опасна для рядовых зрителей
Еще немного — и председатель НБУ Сергей Арбузов предстанет перед широкой аудиторией в виде бесстрашного покорителя, готового запросто заставить девальвацию прыгать с тумбы на тумбу, подавать лапу и даже смиренно сидеть с широко открытой пастью, в которую (о ужас!) смельчак кладет свою голову. Алле-оп! И зал взрывается аплодисментами.
Все приготовления к предстоящему зрелищу закончены и даже сделаны соответствующие официальные заявления. «В этом году НБУ также принимает необходимые меры для удержания нормального — положительного или нулевого — платежного сальдо, и можно с уверенностью говорить, что движение валюты также будет прогнозируемым. То есть мы теперь не видим предпосылок для глубокой девальвации или ревальвации»,— утверждает Сергей Арбузов. Словом, девальвация уже согласна послушно открыть пасть. Остается только выяснить, каким образом Нацбанк собирается удерживать платежный баланс, что, очевидно, должно найти свое отражение на прогнозируемости курса.
Строго говоря, регулятор не оказывает прямого влияния на состояние платежного баланса. Цены на металл на международных рынках или стоимость газа для Украины пока еще находятся вне компетенции Сергея Арбузова.
В то же время НБУ может влиять на приток или отток валюты опосредованно с помощью курса гривни. Если его понижать, то импорт дорожает, уступая позиции экспорту. Соответственно, валюта приходит в страну. И наоборот, усиливая позиции нацвалюты, увеличивается приток импортных товаров в Украину, ухудшая показатели платежного баланса. Как это работает на практике, всем хорошо показал бывший главный банкир Владимир Стельмах. Но Сергей Арбузов, судя по всему, не собирается следовать примеру своего предшественника. Ведь он «не видит предпосылок». А если курс будет сохраняться вблизи нынешних значений, то каким же образом в НБУ собираются выравнивать платежный баланс, все отчетливее напоминающий «Титаник», медленно уходящий под воду?
По итогам прошлого года страна наторговала себе в минус более чем на $9 млрд. И судя по оценкам международных финансовых учреждений, ситуация в 2012 году существенно не изменится. Так, Всемирный банк ожидает, что экспорт возрастет на 3,8%, а импорт — на 1,8%. Одновременно с этим государство фактически оказалось в финансовой блокаде. Сотрудничество с МВФ под большим вопросом. Иностранные инвесторы вкладывать в Украину не хотят. Исключение — приток денег из офшоров. Но едва ли он способен перекрыть нарастающую дыру в платежном балансе.
Впрочем, у НБУ есть еще шанс удержать «Титаник» на плаву. Одна из крупнейших статей оттока денег, существенно ухудшающая статистику платежного баланса, — скупка валюты населением. Если удастся перекрыть этот канал хотя бы наполовину, сократится и ежемесячный минус на $400 млн, а то и все $500 млн. В годовом выражении экономия более чем $5 млрд золотовалютных резервов государства. Вопрос лишь в том, как это сделать. Первая попытка, связанная со сканированием паспортов при покупке наличных долларов, ожидаемо провалилась, хотя на месяц-два позволила сбить ажиотаж.
Вторая тоже вряд ли вызовет большой эффект. Анонсированная с помпой продажа валютных облигаций населению гарантированно закончится пшиком, как и все предыдущие инициативы чиновников продать госбумаги частным инвесторам. Для рядовых потребителей в период нестабильности нет ничего лучше, чем наличный доллар, обладающий сразу двумя неоспоримыми преимуществами — ликвидностью и сохранностью средств. Так зачем же покупать облигации, которые в любой момент могут потерять экономическую ценность, взамен получив сомнительную историческую. Ну кто мог, например, два-три года назад предположить, что Греция фактически объявит дефолт и более половины дохода инвесторов, вложивших средства в суверенные обязательства страны, входящей в еврозону, придется списать? Судя по всему, это еще не последняя реструктуризация долга. Несложно себе представить, как будут развиваться события в независимой от всего мира Украине, если вдруг начнется очередная волна кризиса и правительству придется срочно штопать бюджет всеми доступными способами, да еще находясь в финансовой изоляции.
Нужна новая фишка. Девальвация больше не реагирует на поломанный хлыст и черствый пряник. А пока ничего нового не придумано, приходится использовать старый проверенный метод — финансовый голод. Под конец февраля гривня неожиданно укрепилась, впервые за долгое время торги на межбанке закрылись ниже 8 UAH/USD. Всему виной очередное сокращение остатков на корсчетах в банках. Если в начале 2012 года этот показатель составлял 28 млрд грн, то по состоянию на 27 февраля — вдвое меньше — 14 млрд грн. Вот только едва ли удастся долго продержать девальвацию на диете. Впереди выборы, электорат ропщет. Так что в самое ближайшее время придется либо отпустить курс, либо проявить фантазию, которой у чиновников намного больше, чем золотовалютных резервов.
- Информация о материале
Кого посадят после Луценко
Казалось бы, Виктор Янукович простил за «оранжевые» унижения 2004-2005 годов всех, кроме своего лютого врага Юлии Тимошенко, которая отказывалась признавать его Президентом. А теперь сам Янукович прямым текстом намекнул, что помилование экс-премьера возможно, но она об этом должна попросить у него, тем самым, признав, что он - Президент. Что касается Юрия Луценко, то в данном случае вряд ли можно его считать «кровником» Януковича. Да, Виктору Федоровичу есть за что обижаться на словоохотливого Луценко. Именно он к месту и к не месту напоминал обществу о непростой биографии кандидата в президенты и в 2004, и дальше. С его уст неоднократно слетало, что судимости с Виктора Януковича были сняты незаконно, и это – дело последующих разбирательств. Но в деле Луценко с самого начала были и другие желающие отомстить, и сам экс-министр прекрасно знает их имена.
Если бы кто-то решил показать, что «царь» на самом деле великодушен и милостив, то список им «прощеных» включил бы в себя множество персонажей, говоривших в разное время о нем гадости или эти гадости делавших. Это - Виктор Ющенко, который на морозном Майдане называл своего оппонента «бандитом». В апреле 2011 года Янукович назначил его сопредседателем «Мистецького арсенала». Поэтому неудивительно, что недавний День соборности Виктор Андреевич отмечал не с оппозиционерами на Софийской площади, а с Виктором Януковичем и его сторонниками во Дворце «Украина». Это Анатолий Кинах, который на первом же заседании правительства Юлии Тимошенко в 2005 году заявил: «Янукович и его окружение потеряли не только шанс, но и право претендовать на то, чтобы возглавлять украинское государство. Я очень рад, что я и мои соратники объединились с миллионами украинских граждан и не допустили к власти эту страшную уголовную силу». Это Виктор Балога, обосновавшийся в правительстве Николая Азарова. Именно ему как главе секретариата удалось доказать Ющенко угрозу коалиции Партии регионов, СПУ и КПУ и продавить роспуск парламента в 2007 году. Это Владимир Литвин, который в конце 2004 года увел основной конфликт с наэлектризованных улиц в здание парламента, где президентство Ющенко было обменяно на политреформу. Потом Владимир Михайлович побывал в «оранжевой» коалиции. Это и Сергей Тигипко, который первым сбежал от кандидата в президенты Януковича в 2004 году. Сам кандидат высказался в отношении своего беглого начштаба просто: Тигипко делает только то, что ему советуют политтехнологи, и вообще, является случайным в политике человеком. Этот список можно было продолжать. Однако на самом деле все эти персонажи оказались среди «прощенных» потому, что никакой опасности от них для Януковича нет. В политических раскладах они – фигуры без будущего (хотя о себе могут мнить сколько угодно). Как показывает опыт, в команду Януковича берут и «оранжевых», вовремя переменивших портреты в кабинетах. За что тоже получивших «прощение». Так, многие подались к Януковичу в канцеляристы, теперь вот в Кабмин сватают Петра Порошенко. В таких случаях римский император Тиберий, когда его спрашивали, кого он предпочитает мальчиков или девочек, говорил: «И те, и другие полезны для здоровья».
А кто же в таком случае вреден для здоровья? Оппозиция? От нее Януковичу пока что никакой угрозы нет, ведь среди оппозиционеров даже не родился человек, способный, как Луценко Кучме, положить лапти на трибуну Януковичу.
Граждане? Явно не страх перед Луценко, Тимошенко и, тем паче, следующим в очереди на посадку, Иващенко, заставляет гаранта так предохраняться при помощи охраны, кортежей и прочего. Боится ли он гнева народа? Человек, по сути, потерявший власть под давлением масс, вряд ли способен это забыть и простить. Но поскольку мнение масс переменчиво, их гнев можно перенаправить на «врагов народа». Так делали всегда, когда у власти заканчивались старые враги и деньги. Благо, у нынешнего «царя» «посадочного материала» предостаточно. Просто для «своих» новый 1937-й еще не пришел – надо провести Евро-2012, финансировать парламентские выборы, до которых как-то дожить без западных денежных вливаний.
Впрочем, те, у кого с интуицией все хорошо, зашевелились, не дожидаясь времени «Ч». Как стало известно «Комментариям», некоторые представители власти, то ли в предчувствии больших неприятностей, то ли уже их получив, подумывают повторить эмигрантскую судьбу Поживанова, Данилишина и Ко. Говорят: подальше от греха. И «семьи»…
- Информация о материале
Как «маленький украинец» может заблокировать счета украинских чиновников
Главным вопросом для людей, которым не нравится то, что происходит в государстве, стал извечный «что делать?» Как правило, после него добавляют пессимистическую тираду: «Прокуратура — у них, суды — тоже, журналисты пишут — караван идет». В то время как уже несколько лет любой украинец может создать своим коррумпированным чиновникам «невыносимые условия комфорта». Причем согласно действующему законодательству. Правда, не нашему, а европейскому.
Чуть ли не каждый украинец мечтает, чтобы Европа и США наконец-то начали арестовывать счета украинских коррупционеров. Как правило, этим все и заканчивается. Хотя еще несколько лет назад мировое антикоррупционное законодательство дало в руки каждому украинцу мощный кнут. А в нынешнем году этот кнут стал еще весомее.
В марте Еврокомиссия начала оценку эффективности законодательства ЕС относительно борьбы с отмыванием денег и до конца года разработает более жесткие изменения в Третью директиву ЕС, противодействующую легализации преступных доходов. Таким образом она отреагировала на обновленные рекомендации FATF — межправительственной организации, устанавливающей мировые стандарты противодействия отмыванию денег.
16 февраля 2012 года, после двухлетнего процесса публичного международного обсуждения, FATF объявила новый перечень своих рекомендаций.
«Впереди нас ожидает сложная работа по имплементации новых стандартов FATF в национальное законодательство», — прокомментировал новые правила FATF глава Государственной службы финансового мониторинга Украины Сергей Гуржий.
Жаль, но г-н Гуржий не вспомнил, что последняя международная оценка состояния имплементации стандартов FATF в Украине в 2009 году обнаружила немало недостатков. В частности, в Украине вообще не определено законодательством понятие «ПЭП» (от англ. PEP — politically exposed persons, то есть политически увязанные персоны), которое в странах ЕС и в США является центральным элементом в системе борьбы с политической коррупцией.
Таким образом, пока власть будет имплементировать законы, мешающие ей жить, обычным украинцам следует знать, как они могут уже сегодня попортить жизнь отечественным чиновникам.
FATF в помощь
В Украине о FATF говорят так много, что о нем знает едва ли не каждая домохозяйка. Правда, нюансов зрителям не расшифровывают. Между тем суть именно в них. Даже если речь идет о классических Сорока рекомендациях FATF. Рассмотрим на примере.
Едва ли не главное требование FATF следующее: финансовые учреждения должны знать, кто является конечным распорядителем денег фирмы-клиента. Если же конечный собственник прячется за классической «матрешкой», то банк имеет право вместо проведения длительного исследования, «кто кого учредил», обрубить все концы. Цитата: «Если финансовое учреждение не может идентифицировать клиента, оно должно… прекратить деловые отношения и рассмотреть вопрос о возможности сообщения о сомнительной операции относительно такого клиента».
Это означает, что в идеале банк должен не только отказать клиенту, чьего бенефициара он не идентифицировал, но и сообщить о подозрительной финансовой операции национальной финансовой разведке, в частности в Украине — Государственной службе финансового мониторинга.
Отдельно FATF требует от финансовых учреждений жестких правил относительно некоторых клиентов. К такому типу рискованных клиентов FATF относит политических деятелей (далее — ПЭП). Банки обязаны не только постараться определить их источники обогащения, но и получить согласие высшего руководства на установление деловых отношений с такими клиентами и проводить постоянный мониторинг деловых отношений с ними.
Стандарты FATF юридически закреплены в праве Европейского Союза, а именно — в Директивах по противодействию отмыванию денег.
В этом случае нас интересует Третья директива ЕС, обязывающая финансовые учреждения осуществлять усиленные мероприятия контроля «относительно операций и деловых отношений с политическими деятелями, проживающими в другом государстве-члене или третьей стране».
К ПЭПам эта директива относит «физических лиц, которые наделены или были наделены значительными государственными функциями, и близких членов семьи или близких сотрудников таких лиц». В статье 2 Директивы 2006/70/ЕC к категории «физические лица, которые наделены или были наделены значительными государственными функциями», обязательно включаются:
— главы государств, главы правительств, министерств и заместители или помощники министров;
— члены парламента;
— члены верховных судов, конституционных судов или других судебных органов высокого уровня, решения которых не подлежат дальнейшей апелляции, за исключением особых случаев;
— члены аудиторских судов или правления центральных банков;
— послы, посланники и высший офицерский состав вооруженных сил;
— члены административных, управленческих или наблюдательных органов государственных предприятий.
Важным моментом является факт приравнивания законодательством ЕС к статусу ПЭПов близких членов семьи ПЭП, а также ассистентов-помощников (сотрудников). Директива 2006/70/ЕC содержит расширенное определение «близких членов семьи», которое включает:
— мужа/жену;
— любое лицо (сожителя), которое, согласно национальному законодательству, приравнивается к мужу/жене;
— детей и их мужей/жен или сожителей;
— родителей.
Та же директива содержит перечень категорий лиц, имеющих статус ПЭПов, поскольку они являются «близкими сотрудниками» политических деятелей:
— любое физическое лицо, о котором известно, что оно имеет общую бенефициарную собственность в юридических лицах или юридических образованиях, или другие близкие деловые отношения с политическими деятелями;
— любое физическое лицо, имеющее исключительную бенефициарную собственность в юридическом лице или юридическом образовании, о которых известно, что они были созданы для реальной выгоды политических деятелей.
В директиве отмечается, что ПЭПами не считаются лица, прекратившие выполнять важные публичные функции на протяжении одного года.
FATF в США.
Где есть доллар, там уже право Америки
Аналог понятия ПЭПов в правовой системе США содержится в статьях Акта патриота США, которые обязывают вводить мониторинг относительно частного банковского счета, который «создан или содержится от лица или самостоятельно высшей иностранной политической фигурой или же ее близкими родственниками или близкими сотрудниками».
Что касается частных счетов, открытых для иностранцев, банки США должны выполнить как минимум два действия:
— проверить, является ли владелец счета высшей иностранной политической фигурой;
— убедиться, что средства на счету не поступают от иностранной коррупционной деятельности.
Согласно Акту о банковской тайне, действующему в США еще с 1970 года, финансовые учреждения должны направлять в государственное агентство по противодействию финансовым преступлениям (FINCEN) отчеты о подозрительной деятельности своих клиентов.
Отдельно Акт патриота США создал систему мониторинга корреспондентских счетов иностранных банков. И под этот мониторинг могут попасть практически все трансакции, где используется американский доллар.
В рамках операции международного перевода долларовой выручки даже между банками третьих стран обычно происходит контакт с финансовой системой США. Ведь каждый уважающий себя банк имеет свой корреспондентский счет в американском банке-партнере. И если правоохранительные органы США, исходя из публичной информации других стран, решат трактовать перевод денег как завершение коррупционной аферы, они могут воспользоваться требованиями Акта патриота. А этот законодательный акт уполномочил правительство США требовать информацию от иностранных финансовых учреждений и конфисковывать состояния на счетах в иностранных банках неамериканских граждан.
Технически это делается так: правительство США присылает требование американскому банку, который на протяжении семи дней обязан вытребовать запрашиваемую информацию у своего клиента — иностранного банка. Если же иностранный банк не предоставит запрашиваемую информацию, правительство США требует от американского банка расторгнуть корреспондентские отношения с таким клиентом. В случае невыполнения этого требования на американский банк накладывается штраф в размере 10 тыс. долл. в день.
Что такое публичная информация? Материалов качественного журналистского расследования, как правило, более чем достаточно, чтобы квалифицировать трансакцию как результат иностранной политической коррупции.
Что может сделать «маленький украинец»?
Сначала о проблемах. Далеко не всегда и не все финансовые учреждения ЕС и США идентифицируют физических лиц — выгодополучателей. Проблема стала одной из центральных для FATF, и в феврале 2012 года организация несколько усилила эту норму, требуя от финансовых учреждений идентифицировать конечного клиента (выгодополучателя).
Кроме того, сегодня отсутствует какая-либо стандартизированная и обеспечиваемая правительствами стран ЕС или США база данных иностранных ПЭПов вроде базы данных террористов. В США финансовым учреждениям рекомендуют прямо спросить у своего клиента и бенефициара, являются ли они политическими деятелями. Также американские банки должны пользоваться публично доступными источниками, которые содержат информацию о ПЭПах, а именно — публикациями в известных СМИ и коммерческими базами данных.
Именно поэтому многие финансовые учреждения обращаются к услугам коммерческих баз данных ПЭПов, созданных на основе мониторинга публично доступной информации. Одной из таких американских баз данных удалось воспользоваться автору.
Украинские ПЭПы там тоже есть. К тому же не одни, а с семьей и даже помощниками. Правда, в базе очень редко встречается информация о публично доступных журналистских расследованиях. А именно такая информация облегчила бы обязательность американских банков проверять источник происхождения средств на счетах ПЭПов. К сожалению, большинство журналистских расследований в Украине печатаются на украинском языке, что усложняет работу разработчиков коммерческих баз данных в США. Очевидно, разоблачение фактов политической коррупции на английском языке значительно помогло бы как американским банкам, так и банкам ЕС, а также правоохранительным органам этих юрисдикций исполнить свои обязанности согласно стандартам FATF.
Потому гражданское общество Украины может попробовать стимулировать политическую волю Запада другими методами, не прибегая к бунту и революциям.
Во-первых, нужно четко визуализировать связи между политической коррупцией Украины и финансовыми учреждениями США и ЕС. Для этого можно создать полную базу данных украинских ПЭПов, усилив ее публично доступной информацией о проявлениях коррупции относительно каждого отдельного ПЭПа.
В эту базу данных следует включить сеть фиктивных фирм, офшорных корпораций и номинальных директоров, услугами которых пользуются украинские ПЭПы. Многочисленные журналистские расследования станут замечательным источником для пополнения такой сети. База данных украинских ПЭПов должна быть доступна на английском языке.
Автоматически эта база данных станет обязательной для использования финансовыми учреждениями стран ЕС и США согласно их законодательству. Для этого понадобятся профессиональные умения и навыки общественно-активных юристов, экспертов по визуализации, ІТ-специалистов, дизайнеров, журналистов, переводчиков.
Во-вторых, необходимо вслух говорить о связи между политической коррупцией в Украине и финансовой системой стран Запада. Любой форум по евроатлантической интеграции Украины не должен проходить без мессиджа, что состояния украинских политических деятелей уже и так хорошо интегрированы в финансовую систему стран ЕС.
В ответ на требование ЕС к Украине преодолеть коррупцию общественный сектор должен вменить в обязанность политикам стран ЕС в полной мере запустить стандарты FATF в их национальных системах и перекрыть каналы отмывания денег для клептократов из Украины.
В-третьих, нужно помочь украинским журналистам публиковать на английском языке высококачественные скандальные расследования фактов коррупции и отмывания денег высшими политическими деятелями Украины. Подобные публикации в Wall Street Journal, New York Times, Euronews и других мировых медиа будут стимулировать правоохранительные органы США и стран ЕС применять стандарты FATF.
Безусловно, есть еще много вариантов действий для гражданского общества в этом направлении. Учитывая, что в Украине правоохранительная и судебная системы парализованы коррупцией, то, очевидно, нам проще заставить работать антикоррупционные стандарты в странах ЕС и в США.
Запустив этот механизм, можно перекрыть каналы отмывания и утаивания доходов от политической коррупционной деятельности, ведь стимул воровать теряется, когда украденное нельзя спрятать.
- Информация о материале
Страница 1585 из 2102
