Главная
ЖКХ Украины: грабеж населения. Коммунальные нормы – их хватит на домашний зоопарк
Если отдельно взятый гражданин попытается уточнить, за что и сколько он должен, его для начала ткнут носом в нормы потребления воды, тепла, водоотведения… И окажется, что да, гражданин должен коммунальщикам, как земля колхозу. То есть пожизненно и много. Даже если он категорически не верит в то, что потребляет 360 литров водопроводной воды в сутки. А на самом деле...
Мы постоянно слышим из уст представителей власти, что если бы не население Украины – с финансами был бы полный ажур. Это все рядовые граждане – они чуть ли не причина мирового кризиса в отдельно взятой державе. А вот если бы они погасили долги за коммунальные услуги – тогда бюджет пополнился бы громадными миллионными суммами. А если какой отдельно взятый гражданин попытается уточнить, за что и сколько он должен, его для начала ткнут носом в нормы потребления воды, тепла, водоотведения… И окажется, что да, гражданин должен коммунальщикам как земля колхозу. То есть пожизненно и много. Даже если он категорически не верит в то, что потребляет 360 литров водопроводной воды в сутки.
Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны гражданин видит, сколько он потребляет воды, тепла и всего остального. С другой стороны, с чиновниками спорить крайне трудно, поскольку они козыряют какими-то определенными ими самими нормами. И невольно задаешься вопросом – так ли нормальны эти самые нормы? А разобраться в этом помогает эксперт Харьковской правозащитной группы по вопросам ЖКХ Михаил Гаевский.- Эти нормы противозаконны. Почему противозаконны? Потому что в 1994 году был издан приказ Госкомитета Украины по ЖКХ №65, вот на который идет ссылка, и там в вот тех вот пунктах, которые там указаны, четко написано, что нормы имеет право устанавливать местные органы государственной исполнительной власти. Не органы местного самоуправления, а государственной исполнительной власти. То есть областная администрация.
Директор ОПО «Харьковкоммунпромвод» (затем – КП ПТП «Вода», а теперь – КП «Харьковводоканал») Валерий Петросов с тогдашним и. о. мэра Михаилом Пилипчуком создают комиссию, в которую включают депутатов Выровца, Кернеса – «известных» людей. И пишут письмо на имя тогдашнего губернатора Александра Масельского о том, что, дескать, раз в СНиПе 2.01-04-85 написано, что нормы могут устанавливать Советы народных депутатов (это же советский еще СНиП), просят разрешить им на сессии городского совета нормы эти поменять. Масельский им не отвечает, отвечает его первый заместитель Владимир Байбиков. Дословно цитирую: «Від 12.03.1997 р. №01-51. М. Д. Піліпчуку. ХОДА погоджує розгляд Харківським міськвиконкомом норм водоспоживання і водовідведення для населення міста. В. Байбіков» Розгляд!
Но что делает эта комиссия: подает на сессию горсовета документы и депутаты голосуют за 12,1 кубометра в месяц на человека. Хотя в приказе Госкомитета Украины по ЖКХ №65 от 01.07.1994 г. совершенно четко написана норма. Для наших домов это 9,1, из них 3 метра кубических в месяц воды на человека – горячее водоснабжение. Это скопировано из СНиПа 2.01-04-85. А подписывают это решение Харьковского горисполкома зам. мэра Михаил Пилипчук и начальник финансового управления Татьяна Таукешева. То есть, превышают свои полномочия.
Потом появляется знаменитый ДБН 360-92**, в котором норма водоснабжения чуть меньше 360 литров воды в сутки на человека. Это – включая пожарные нужды. Но там написано, что это для всех групп потребителей. И поскольку это строительные нормы, они предназначены для того, чтобы определять диаметры труб водопроводов и канализации – на случай, если в какой-то момент все будут потреблять воду в максимальном количестве – чтобы всем хватило. Тогда спустя 3 года наши городские власти берут и меняют, с 12,1 кубометра на человека в месяц на 11,1 кубометра. Но все равно это выше, чем 9,1 – для домов с холодным и горячим водоснабжением. Получается, что за все это время харьковчане переплачивали сначала за 3, а теперь за 2 кубических метра в месяц. Получается, что эту услугу им не предоставляли, а деньги водопровод получает. Соответственно, то же делается и с водоотведением. За этот период если взять и посчитать, даже очень приблизительно, получится, что население города Харькова переплатило порядка 600 с лишним миллионов гривен за водоснабжение и водоотведение. А куда делись эти деньги – неизвестно.
На обращения никто не реагирует.
Это далеко не все – только лишь водоснабжение и водоотведение.
В ноябре 2006 года было создано КП «Жилкомсервис», которое никакого юридического отношения к нашим домам не имеет. Но исправно собирает с людей деньги за коммунальные услуги. Но если оно не имеет никакого юридического отношения к нашим домам, оно не имеет никаких юридических прав собирать с людей деньги за жилищно-коммунальные услуги. Потому что эти услуги они не производят и не оказывают. Получается, что те деньги, которые люди платят, они платят за неоказанные, несуществующие услуги. Кроме всего прочего «Жилкомсервису» неоднократно выделялись деньги горсоветом в связи с его бедственным положением – по 50 миллионов, по 100 миллионов, по 150 миллионов. Эти вопросы проводились через сессию городского совета. Если посчитать все эти деньги, даже очень приблизительно, то получается, что и здесь люди переплатили за неоказанные, несуществующие услуги порядка минимум 500 миллионов. На самом деле – больше. Получается разброс 500 – 650 миллионов переплаты.
Эти 500 миллионов плюс 600 миллионов воды и водоотведения – уже один миллиард сто миллионов гривен переплаты.
Далее. Взимание денег за так называемую придомовую территорию. Придомовой территории вообще не существует в Украине, ее нет, она не определена ни одним нормативным актом. Поэтому невозможно убирать то, что не существует. Но тем не менее с людей требуют деньги и люди платят.
Да, это меньшие суммы по сравнению с нормами потребления воды и самим содержанием «Жилкомсервиса». Но люди их платят, а куда они деваются – неизвестно.
Можно вспомнить о таких «мелочах» как очистка дымовентиляционных каналов, дератизация, дезинсекция. Эти услуги не производятся, но тем не менее люди платят за них. По сравнению с теми сотнями миллионов суммы более мелкие, но они есть. Итак мы имеем – там у нас был 1 миллиард 100 миллионов, плюс уборка придомовой территории – это еще будет порядка 100 – 150 миллионов гривен, которые люди – полтора миллиона жителей платят. Мы выходим уже на цифру 1 миллиард 300 миллионов. И подходим к главному – самому дорогостоящему исполнителю услуг. Это КП «Харьковские тепловые сети». Здесь неоказанные услуги видены невооруженным глазом. Уж нагрели – так нагрели.
Тепловые сети не выполняют перерасчет. То есть, начало отопительного сезона в домах не в срок, но, тем не менее, взимаются 100 процентов. Заканчивается отопительный сезон раньше срока – перерасчет либо вообще не делается, либо делается копеечный. Не оказана услуга? Да, не оказана. Отсутствие месяцами – не днями, а месяцами (!) – горячего водоснабжения, но тем не менее, с людей плату взимают. Это неоказанные услуги? Неоказанные.
Отопление и горячее водоснабжение – это услуга дорогостоящая –– здесь получается цифра более внушительная. Если КП «Харьковские тепловые сети» в 2001-м только появились, то за период с 1 по 12 год получается здесь тоже порядка 700 миллионов. Итак мы вышли уже почти на 2 миллиарда гривен.
То есть население полуторамиллионного города Харькова заплатило – не переплатило, а заплатило – за неоказанные услуги порядка 2 миллиардов гривен. Куда делись эти деньги – неизвестно.
Теперь – то, что переплатили.
Некачественные услуги – в рекордсменах ходят тепловые сети. Температура горячей воды не соответствует нормативам, но берут 100 процентов. Отопление во многих домах практически отсутствует – берут по полной программе. И так далее, и тому подобное. Плюс жуткие потери.
Потери, например, у водоканала – 30 процентов – это официально им разрешенные, то есть утвержденные. Вдуматься в эту цифру! 30 процентов воды у нас официально, за подписью мэра уходит куда-то. Но мы же за это платим. Для сравнения – за рубежом эта цифра в 10 раз меньше – 3 процента. Но 30 процентов – это официально задекларировано, на самом же деле эта цифра в некоторых микрорайонах достигает 70-75 процентов. Но мы платим за 100 процентов.
Еще хуже дело в теплосетях. У них официально утвержденные потери теплоносителя – 16 процентов (за рубежом – 3 процента). Это потери только теплоносителя, утечки так называемые. А потери тепла через незаизолированные трубы никто не подсчитывает. У них отсутствует учет. Например, стоит теплораспределительная станция (ТРС) или центральный тепловой пункт (ЦТП) – сколько он выдает продукции, никто не знает, потому что счетчиков у них нет. Но даже если бы у них были счетчики – нет счетчиков на домах-потребителях. То есть, от теплосетей вышло, а поступила ли эта услуга – никто не знает.
Чем руководствуются тепловики, когда считают свои тарифы? Паспортными данными котлов. На котле есть паспортные данные, какой мощности этот котел – вот они этим и руководствуются.
По имеющимся у меня сведениям, 30 процентов той воды, которую отдает КП «Вода» тепловикам для горячего водоснабжения у них терялось. То есть, 30 процентов всего объема воды, протекающей от КП «Вода» к КП «ХТС» пропадало. А возмещать убытки должно КП «Вода». Вначале были конфликты у директора КП «Вода» Валерия Петросова с первым директором КП «ХТС» Сергеем Кириком. А когда пришел Сергей Андреев, конфликты продолжились. Потом городским властям удалось эти конфликты сгладить. Но тем не менее потери были.
Это я назвал только самые крупные убытки, которые мы оплачиваем. Мы подошли близко к двум миллиардам. То есть получается за период с 1997 по 2012 годы население только одного города Харькова переплатило более 2 миллиардов гривен. Где эти деньги – неизвестно.
Центральные органы исполнительной власти – Кабмин, тот же Президент – постоянно говорят, что население задолжало от 9 до 11 миллиардов за коммунальные услуги. У меня возникает ответная реакция: как может население Украины задолжать 9-11 миллиардов гривен, если только один город Харьков переплатил за неоказанные услуги 2 миллиарда. Так кто кому должен?
Теперь поговорим о методике определения тарифов. Вот термин «квартплата», которого нет ни в одном законодательном акте Украины. Поэтому чиновники, которые это составляли – неизвестно, кто они такие.
В пункте 2.3.1.2 приказа минтруда и соцполитики, минэкономики и госкомстата Украины №109/95/157 приведены нормы водоснабжения, водоотведения, отопления, горячего водоснабжения. Если внимательно посмотреть, то нормы по водоснабжению у нас – 5,8 на одного человека в месяц. Водотведения – 5,6 кубометра на одного человека в месяц. И на все это – коэффициент 0,65, именуемый удельным весом потребителей. Имеется ввиду, что не все одинаково потребляют воду – например, младенец от взрослой нормы элементарно лопнет. Это включительно с горячим водоснабжением. По отоплению – 0,2 гигакалории, по горячей воде – 0,1 гигакалория. Если я сейчас умножу на тариф харьковский, то получается, что я должен платить 60 гривен, а не те 100, которые мне почему-то присылают «Тепловые сети». То же самое – по горячему водоснабжению. У меня тогда возникает вопрос: чем руководствовались наши местные власти, когда они утверждают такие нормы – о тарифах я сейчас не говорю? Утверждают такие нормы и продолжают обкрадывать людей, когда вот совершенно официальная методика расчета, изданная Кабинетом министров, прошедшая минюст.
Каким образом сейчас должна утверждаться норма по питьевой воде? В 2004 году вышел закон о питьевом водоснабжении и питьевой воде, где в одной из статей четко указано, что нормы устанавливаются Кабинетом Министров Украины, но как – не было расшифровано. То есть, вот этот приказ Госкомитета Украины по ЖКХ №65 от 01.07.1994 г., действовал до 27.06.2008 года. Затем, в августе 2004 года вышло постановление Кабинета Министров №1107, где было четко расписано, кто этим должен заниматься. То есть, органы местного самоуправления должны были заказать в специализированном институте или специализированной организации, которая имеет лицензию на ведение подобного вида деятельности, расчет норм питьевого водоснабжения. Расчет этот должен был вестись по определенной методике. Но на момент, когда вышло постановление Кабмина, этой методики еще не было. После того как этот расчет произведен, он утверждался санитарными службами, экологическими службами, утверждался местными органами, посылался в Киев, там утверждался, и возвращался назад уже в качестве нормативно-правового акта. Но, подчеркиваю, в августе 2004 года методики не было. Методика, вернее, порядок вышел только в конце сентября 2005 года. То есть, год спустя уже появилась методика. То есть, в октябре 2005 года у органов местного самоуправления был уже готовый комплект нормативных и нормативно-правовых актов, на основании которых можно было посчитать действительно законную норму, если они не хотели пользоваться той, которая была в приказе Госкомитета Украины по ЖКХ №65 от 01.07.1994 г., и которая соответствовала СНиПу. Но с октября 2005 года и по настоящее время никто из Харьковского горисполкома – ни два прежних мэра, ни нынешний, этой задачей не озаботились.
Вся нормативная база по нормам и тарифам водопотребления здесь приведена. Сколько приходится платить за воду, канализацию и тепло – каждый знает, поскольку сам платит. Объем переплаченных за жилищно-коммунальные услуги денег может посчитать любой гражданин Украины, свободно владеющий арифметикой на уровне первого класса начальной школы. Остается лишь с удивлением констатировать, что действия, подобные действиям властей Харькова по изъятию денег из карманов населения несколько десятилетий, если не сотен лет, назад были подробно описаны в уголовном законодательстве. Что касается Добкина и Кернеса с их «Жилкомсервисом», так об этом можно прочитать в статье, описывающей мошенничество. А манипуляции с нормами водопотребления, произведенные в период правления Пилипчука и Шумилкина по форме практически полностью совпадают с обвинениями, предъявленными Юлии Тимошенко и Юрию Луценко. И если последние сидят в колониях, то непонятно, почему харьковские мэры гуляют на свободе.
На этом рассказ Михаила Гаевского заканчивается. А мне остаётся лишь выразить восхищение такими харьковскими нормами коммунального оброка. Или, если угодно, возмущение. Придерживаясь этих «норм» – запросто можно каждый день купать дома слона. А оплаты за уборку придомовой территории, утечки воды и тепла хватит, чтобы слона кормить и выгуливать. В общем, за такие деньги каждый может содержать по персональному зоопарку. И вряд ли ситуация с коммунальными поборами в остальных городах и весях сильно отличается от харьковской. А раз так – может властям пора бы уже отчитаться, кто кому и сколько должен? Для начала.
- Информация о материале
Сковородка или кошелёк?
Неготовность предприятий брать дорогие ссуды, равно как и кризис на рынке ипотеки, породили головную боль банкиров — куда размещать имеющиеся средства? Многие коммерческие банки приняли решение развивать розничное кредитование. Их резон понятен — если платить по депозитам физлиц 20–30% годовых, эти средства надо как-то «отбивать». А потребительские кредиты приносят высокую маржу (до 30–50%) и выдаются на относительно короткий срок.
В итоге многие банкиры увлеклись выдачей кредитов на товары, постепенно завоевывая розничные сети. И это прогнозируемый шаг, так как желающих купить в кредит миксер или холодильник гораздо больше, чем тех, кто может позволить себе автомобиль или жилье. Правда, потребительские кредиты берут, как правило, не самые платежеспособные категории населения — те, кому частенько не хватает на жизнь. И это определяет особенности просчета рисков таких операций, равно как и тесную работу с собственной службой безопасности банка и коллекторами.
Как бы там ни было, но в сегмент «чайников и микроволновок» зашли даже крупные финучреждения (например, ПриватБанк и УкрСиббанк), которые до финансового кризиса не увлекались подобным кредитованием. Чтобы понять всю прелесть этого бизнеса, журналисты «Эксперта», преодолев скепсис по отношению к потребкредитованию, решили купить в долг ноутбук и сковородку.
Кредит безработному
Это несложно. Достаточно зайти в крупный супермаркет электроники. Представители десятка банков традиционно густо размещены на входе в супермаркет. Деньги раздают налево и направо, без справки о доходах, — достаточно выбрать приглянувшийся банк.
Ноутбук и банк выбраны, условия кредитования понятны, а они более чем лояльны: практически беспроцентная рассрочка (ставка составляла символические 0,01% годовых) при условии, что кредит будет выдан на 12 месяцев. Если брать заем на бóльший срок — процентная ставка останется символической, но придется ежемесячно отдавать 1,9% комиссии, что моментально приведет к переплате за год почти в 23%.
Естественно, было логичным остановиться на первом варианте. Но когда консультант подробно «разжевал» условия кредитования, выяснилось, что за дешевизной кредита кроется обязательное страхование жизни в страховой компании, аффилированной с банком. «Должны же мы как-то зарабатывать, времена сейчас нелегкие», — решил надавить на жалость сотрудник банка. Плата за страховку составляла около полутора процентов в месяц. На первый взгляд — немного. Но в реальности, получая якобы рассрочку, покупатель всё равно переплачивает в год до 20% стоимости покупки. И это не учитывая того, что цены на технику в выбранном магазине и без того были завышены на 20–30% по сравнению с интернет-магазинами. Проще говоря, кредит под «ноль процентов» обходился чуть ли не в половину стоимости приобретаемого товара.
После того как срок и условия кредита были согласованы, сотрудник банка попросил предоставить ему стандартную информацию: фамилию, имя, отчество, паспортные данные, место трудоустройства и стаж работы на последнем месте, контакты знакомых или родственников, наличие непогашенных займов, а также уровень заработка. Все данные, кроме паспортных, записывались со слов заемщика, то есть журналиста «Эксперта». «С суммой дохода можете особо не фантазировать, всё равно ее никто перепроверять не будет, потому что большинство решений у нас принимаются автоматически», — заверил кредитный консультант.
Процедура заполнения всех бумажек заняла немало времени, около получаса. Еще столько же пришлось ждать решения. За это время из банка поступило два звонка, и оба весьма странные. Во время первого разговора просто выяснили, тот ли человек на другом конце провода, который только что оставил заявку на кредит, а во время второго — уточнили все указанные при заполнении заявки на кредит данные, а также зачем-то спросили о том, были ли у заемщика судимости в прошлом.
Как и ожидалось, решение банка оказалось положительным. Еще несколько минут ушло на подписание договора, и можно было забирать свой ноутбук, но в последний момент в тихую, почти монотонную работу банковских консультантов ворвался порыв свежего ветра — к банковскому сотруднику за соседним столом подбежала взволнованная девушка, которая грозно спросила: «Это ты выдал кредит безработному с двумя детьми?» Консультант, потупив глаза, признался: «Я…» Отдышавшись, девушка недолго думая заявила: «Ладно, запиши, что он сотрудник нашего магазина. Но больше так не рискуй, потому что поставлю вопрос перед начальством о том, чтобы разорвать с вами договор».
Эта картина вместе с той легкостью, с которой банки продолжают расставаться с деньгами, в очередной раз подтвердила: кризис так ничему и не научил банкиров. И если новая волна рецессии, о которой так рьяно твердят пессимисты, накроет и Украину, финансовый сектор снова переживет падение банков. Только теперь «эффект домино» будет куда сильнее.
Деньги для жуликов и воров
Повышение финансовой грамотности населения — один из проектов, который реализует в Украине Агентство по международному развитию США (USAID). На днях он был поддержан в администрации президента Украины и включен в качестве одного из приоритетов в план действий правительства на следующий год. После того как осенью 2008-го разразился финансовый кризис, несколько десятков заемщиков покончили с собой, сотни людей лишились своих квартир, тысячи остались без автомобилей.
Однако банки от этого богаче не стали. Действующее украинское законодательство преимущественно не защищает интересы ни заемщиков, ни кредиторов. Оно в первую очередь на руку жуликам и мошенникам. С одной стороны, только на прошлой неделе Верховный суд подтвердил законность внесудебной процедуры взыскания на заложенное имущество по исполнительной надписи нотариуса — стандартная для США и Европы процедура очень тяжело приживается в Украине, и банкам приходится тратить по два-три года на взыскание и продажу каждого предмета залога, будь то квартира или земля. С другой стороны, в действующем законодательстве, в принципе, отсутствует институт банкротства физического лица (если оно не является субъектом предпринимательской деятельности), как и процедура реструктуризации безнадежных долгов физлиц. В итоге импульсивная покупка миксера или холодильника в кредит может превратить жизнь человека и всех его родственников в ад.
Чтобы протестировать методы работы украинских банкиров с неблагополучными заемщиками, журналисты «Эксперта» решили стать таким неблагополучным заемщиком.
Следом за ноутбуком наш сотрудник купил в кредит дорогую сковородку. По стандартной процедуре сделал первый платеж и… забыл о банке. В ближайший месяц после покупки журналист и его родственники перестали пользоваться будильником: в половину восьмого утра их будила девушка с приятным голосом, которая напоминала о покупке и необходимости в спешном порядке сделать очередной платеж по кредиту на сковородку. О купленной в кредит сковородке узнали все: от дальних родственников до сотрудников по работе.
Еженедельно риторика девушки на другом конце связи менялась: появились тезисы о повышении ставок по кредиту, о начислении пени и возможной передаче этого дела в суд. Любопытно, что звонки прекратились после того как журналист объяснил причину просрочки — готовится репортаж для журнала. Вместо звонков банк с завидной регулярностью стал отправлять sms-сообщения.
Всё это прекратилось только после того как кредит был досрочно погашен. При этом оказалось, что сделать это не так-то и просто. Кредит гасил родственник заемщика, при этом сотрудник банка никак не мог сообщить ему сумму задолженности. Как оказалось, это — эксклюзивная информация, которая предоставляется исключительно заемщику, а не членам семьи, которые, правда, и так прекрасно знали об истории со сковородкой из телефонных звонков.
При погашении всей суммы пришлось заплатить сбор в десять гривен, поскольку кредит погашал не заемщик, а третье лицо. Самая сложная ситуация возникла с кредитной карточкой, которая вопреки желанию журналиста была выдана в довесок к кредиту. Несмотря на то что задолженности по кредитной карточке не было, закрыть ее так и не удалось, поскольку, по словам сотрудницы банка, эта процедура занимает как минимум неделю. Девушка порекомендовала зайти еще раз после того как в банке рассмотрят заявление о закрытии карточного счета.
Хоть совсем и не хотелось этого делать, но зайти придется. Предпринять такой шаг настойчиво рекомендовал еще один заемщик банка, который также пришел погашать досрочно кредит. У него был опыт получения потребительского кредита в Альфа-Банке пятилетней давности, когда заем был погашен и соответствующий документ выдан менеджером, а через год начались звонки из коллекторской компании. Как оказалось, была погашена вся сумма в гривнях по кредиту, а на копейки кассир не обратила внимание. Непогашенная мелочь за год превратилась в несколько сотен гривен, — а это иск в суд и запрет на выезд из страны.
Так что, погасив потребительский кредит и закрыв кредитную карточку, следует требовать не только обычный кассовый чек, но и справку, заверенную печатью финучреждения, о том, что гражданин погасил кредит и долгов перед банком у него нет. Без такой бумаги существует риск, что через год-два неожиданно появятся проблемы, а сковородка или ноутбук, купленные в кредит, еще долго будут напоминать о себе звонками банкиров и коллекторов.
Дешевый сыр, как известно, бывает только в мышеловке.
- Информация о материале
Андрій Окара: «Влада розглядає Україну як свинячу тушу, яку треба порізати»
Чи лишився в країни шанс не зникнути з політичної карти? За яких умов Янукович може залишитись на другий термін? Про ці та інші актуальні питання в розмові з відомим політичним експертом Андрієм Окарою.
— Тиждень тому депутати принесли присягу і Україна отримала новий склад Верховної Ради. Як Ви оцінюєте парламентські вибори і їх результати? Які висновки зробили для себе?
— Головний результат виборів — це часткова втрата суспільством страху — принаймні, його активною частиною. До виборів домінувало уявлення, що влада — це абсолютний, всемогутній, незборений монстр, опір якому не має ніякого смислу. Але, як виявилось, влада не така вже й сильна, головна її слабкість — у невмінні вести діалог із суспільством та користуватись «м’якими» технологіями — лише жорсткий тиск. Ще важливий результат: підкуп виборців — ота сама легендарна гречка — в більшості випадків не спрацював. На виборах 2010 року працював ефективно, а тепер «зазбоїв» — люди стали трохи більш дорослими та відповідальними. Чи навпаки — безвідповідальнішими, бо раніше брали і голосували за гречкодавця, а тепер — проти.
Серед політичних результатів: у влади не буде конституційної більшості у Верховній Раді, а проста більшість буде коштувати їй аж надто дорого — і в грошовому, і в організаційному відношенні. Адже проста більшість досягається за рахунок мажоритарників, компартії та «тушок», які пройшли за списками опозиційних партій. З «тушками» після батька й сина Табалових — проблема. А в мажоритарників та комуністів немає мотивацій голосувати за рукою «політичного диригента» Чечетова інакше, аніж за дуже-дуже великі гроші. Хоча, звісно, для влади одним мільярдом більше, одним менше — все одно.
— Що нового побачили на виборах? Які цікаві тенденції проявилися?
— Я дуже уважно слідкую за появою інноваційних явищ та інноваційних особистостей в українській політиці — саме від інноваторів, кількості інновацій та здатності до інноваційного розвитку залежить перехід до нового технологічного укладу та, зрештою, життєздатність країни та народу. Хто з країн неконкурентоздатний — як то кажуть, «давайдосвіданья» — будеш енергетичною колонією чи постачальником людського матеріалу — світлих голів, працьовитих робочих рук та повій!
— Україна — «досвіданья»?
— Найгірше, що зараз відбувається в Україні, це те, що влада та увесь політичний клас розглядають її виключно як велику свинячу тушу, яку треба порізати на шматки та скоріше продати — поки ціна не впала.
Хоча в новій Верховній Раді я нарахував до півтора десятки цікавих інноваційних людей, здатних створювати нову країну і нову систему відносин в суспільстві.
— Що то за люди?
— Імен не назву. Боюся зурочити. Але назву прозорий індикатор рівня їхньої інноваційності та ефективності. Якщо ці люди не пересваряться, якщо зможуть домовитись між собою, а серед них є не лише опозиціонери та мажоритарники, але й з «Регіонів», якщо створюватимуть синергетичний ефект та «точки зростання» в Україні, значить, я в них не помилився. Якщо погрузнуть у сварках чи займуться дерибаном — значить, все, кінець.
— Чому не спрацювала гречка? І що спрацювало?
— Насправді, гречка працювала, але там, де її використовували не як підкуп виборців з боку вбогого кандидата — «шестьорки» олігарха, а як привід прийти на зустріч із змістовним та цікавим кандидатом. Крім того, вона спрацювала в тих регіонах, де населення повністю опущене та перетворене на бидломасу. А там, де люди почали цілком раціонально усвідомлювати, що влада цинічно обкрадає і «опускає» народ, скуповуючи їхні голоси по два пакети з крупою чи цукром, там не спрацювала. І це не лише Київ, але й Сумщина, Полтавщина, Житомирщина, Черкащина.
Але цікавих та непередбачуваних кампаній було мало. В багатьох симпатичних кандидатів просто тупо не було грошей на повноцінну кампанію.
Серед цікавих інноваційних кампаній я б відзначив кампанію Тані Монтян, в якій найцікавіший не результат (якби вона свідомо не позиціонувала себе як Аніку-воїна, результат був би іншим), а інноваційні технології створення та мобілізації громадянського суспільства знизу, з рівня «сусідської общини».
Особисто в мене була нагода випробувати нову технологію виборчого позиціонування мажоритарних кандидатів під умовною назвою «Нова щирість» (російською «Новая искренность»), яка базувалась на створенні резонансу основних меседжів кампанії кандидата з найінтимнішими очікуваннями електорату стосовно справедливості. Виявилось, що це ефективна стратегія проти «гречкосіїв», які повикладали по кілька мільйонів «зелених».
— Чому не було масових акцій протесту через фальсифікації на виборах? Ще до виборів Ви прогнозували, що єдина можливість нової революції — це кумулятивний ефект від маленьких «майданів» на мажоритарних округах.
— Ну як же — на проблемних округах протестні акції нагадували часом громадянську війну. Інша справа, що все це не переросло в єдину всенародну акцію.
— Але ж чи могло воно перерости?
— Гадаю, не цього разу. Народ зневірений, розчарований, перебуває в апатії, але ще не розлючений. Коли люди на піднесенні, коли їхній добробут зростає, але не так швидко, як би хотілось, коли відчувається перспектива, але здається, що влада цю перспективу забирає, — це час для безкровних революцій. Але коли народ злий та розлючений, коли не видно перспективи, коли відчай і безвихідь, коли переповнена чаша народного гніву — це передумова для бунту з вилами та бомбардуванням з повітря межигірських палаців. Зараз не бачу ані першого, ані другого.
— Чого очікувати в найближчі місяці від парламентської опозиції — «Батьківщини», УДАРу Кличка, «Свободи»?
— Опозиція отримала на виборах величезну перемогу — але приблизно таку, як персонаж оповідання «Старий і море» Хемінгуея: він спіймав найбільшу в океані рибу, але по дорозі її зжерли акули. Так і тут: опозиція отримала результат набагато кращий за сподівання, але ні на що, за великим рахунком, не зможе впливати. От Янукович в перший же день засідання нової Верховної Ради протягнув Азарова. І що тут могли зробити клички, тягнибоки та яценюки разом взяті? Хіба що яскраве файєр-шоу в залі засідань, яке докладно та крупним планом в обов’язковому порядку показують усі російські телеканали. Що зможе реально робити опозиція в Раді проти «регіоналів» та комуністів? Влаштовувати «бои в грязи» у форматі «Ірина Фаріон проти Колесніченка та Ігоря Маркова»? Опозиція програла ці вибори вже тоді, коли погодилась на змішану (паралельну) систему — з мажоритарними кандидатами. Тепер вони виправдовуються — мовляв, інших варіантів не було. Гадаю, інші варіанти та можливості були, але тепер це не має ніякого значення.
Звісно, в опозиційних депутатів є можливість ефективно працювати з депутатськими зверненнями та в комісіях Верховної Ради, блокуючи деструктивні дії влади. Але для цього треба бажання та снаги. А більшості з опозиції хочеться не тяжкої щоденної праці, а красивого життя та яскравого миттєвого телевізійного ефекту.
— Як оцінюєте перші робочі дні нової Верховної Ради? Що здивувало, обурило, вразило?
— Абсолютно нічого несподіваного: влада не лишила опозиції можливості для політичної дії — тобто для участі у законотворчій діяльності. Тож тепер опозиція змушена діяти як партизани — в асиметричний спосіб. При цьому, на жаль, це буде не результативна тиха лобістська діяльність, а гучна, яскрава та беззмістовна гра на публіку.
Красивим та справедливим видалося спилювання «свободівцями» кількох секцій паркану навколо Верховної Ради. На місці опозиції я б цей атракціон розтягнув би на максимально довгий час: уклав би графік — кожен день сесійних засідань одна з трьох опозиційних фракцій випилює по одній секції паркану.
Здивувало — що ніхто з опозиції не подав до Конституційного Суду запиту щодо тлумачення відповідних правових норм з метою з’ясувати — чи має право КПУ, яка не провела жодного мажоритарника, на власну фракцію у Верховній Раді? Очевидно, цю проблему для КПУ створила влада, змінивши регламент ВР, аби з симоненківцями можна було б домовлятись за значно менші гроші. Але ця амбівалентність ставить під загрозу легітимність всієї діяльності ВР. Хоча, звісно, вже давно все те, що відбувається в Україні, позначається словосполученням «загибель права».
— Чому саме Азарова Янукович подав кандидатом на прем’єра? Його сильні і слабкі сторони.
— Дійсно, нереально велика кількість по всій Україні і особливо у Києві сітілайтів з обличчям голови Нацбанку Арбузова говорить чи про те, що він — нова кінозірка, або що його роблять звичним для українського суспільства. Навіщо? Готують на прем’єра чи в подібних витратах може бути якась інша логіка? Враження, що молодша «фракція» «Сім’ї» зробила трохи поспішну ставку на цю людину, а старші (тобто сам президент) та «старі донецькі» були за повернення Азарова. Сильна сторона старо-нового прем’єра — відданість «донецьким» інтересам, відсутність власних президентських амбіцій чи потуг стати головою власного клану. Слабка його сторона — неадекватне уявлення про те, що насправді відбувається в Україні і чому його підлеглі (хоча він списує це на «папєрєдніков») привели країну на край прірви.
— Одним з найбільш несподіваних став результат ВО «Свобода». Звідки такий прорив?
— «Свободі» допоміг збіг багатьох обставин: відсутність опції «Проти всіх» у бюлетенях, загальна протестна вмотивованість електорату, партія переросла амплуа регіональної західноукраїнської політ сили. Крім того, публічно партія була позиціонована менш радикально та агресивно, ніж зазвичай. Та сама Ірина Фаріон балотувалась у Львові на окрузі, тож в неї не лишилось часу «світитись» по загальноукраїнських телеканалах.
Але їхній несподівано високий результат — це поки що кредит довіри. Вони можуть залишитись в межах очікування, тобто повторювати весь той набір ідеологем, які ми всі добре знаємо і за які їх називають «ультраправими» та «неофашистами». Скажу вам впевнено — і в Європі, і в Росії є чимало навколополітичних організацій, яким потрібна «Свобода» в ультрарадикальному амплуа, аби заробляти чималі грантові гроші на боротьбі з нею.
Але ця партія може і радикально змінитись — зробивши акцент на патріотизмі та «економічному націоналізмі», мобілізувавши «креативний клас» та інші соціально активні прошарки, для яких модернізація України — є справою життя або смерті. Особисто в мене є сумніви, що і «Свобода», і партія Кличка УДАР, і «Батьківщина» схочуть перетворитись на таку інноваційну партію. Але хочу помилятись.
— Які у Кличка шанси стати президентом?
— Намагання піти в мери Києва може серйозно підкосити президентську перспективу. Але в будь-якому разі під його амбіції та іміджевий капітал потрібна ще ефективна та розгалужена партія, ефективні люди навколо, ефективні стратегії громадської мобілізації прихильників. Поки що нічого такого нема й близько — на цих виборах вони діяли інтуїтивно, навмання, з низьким ККД. Про Кличка можна зараз сказати приблизно так, як колись про Ющенка: нація закохалась в боксера. Але поки що все, що пов’язане з Кличком, — якесь аморфне, невизначене, з незрозумілою перспективою. Ймовірно, зараз рейтинги його та його партії підуть трохи вниз. Можливо, я помиляюсь, але враження, що логіка політичної поведінки Кличка формується не в Україні, а в Німеччині.
— Які завдання мінімум і максимум має ставити перед собою парламентська опозиція на період до виборів президента?
— Зараз можливості опозиції надзвичайно малі — закони проводити вони не можуть, одіозні мовний закон чи закон про Земельний банк — не скасують, імпічмент Януковичу оголосити — тим більше не в змозі. Тому їм доводиться виключно грати на публіку. Тож на порядку денному така програма: красиво та ефективно блокувати трибуну та зал засідань, бити морди «донецьким», зупинити потенційних «тушок», а головне — навчитись ефективно працювати в парламентських комітетах — це найскладніше і найкорисніше.
Програма-мінімум поза парламентом: активізувати громадянське суспільство, створити «мережі довіри», мобілізувати «складні» електорати — студентів, військових, пенсіонерів. Програма-максимум: не пересваритися вщент між собою, висунути єдиного узгодженого кандидата, не дати владі повторити сценарій 1999 року.
— Як це зробити? Як Яценюку, Кличку й Тягнибоку не пересваритися до 2015 року і зійтися на єдиній кандидатурі від опозиції на виборах?
— Вони повинні утворити цілісного політичного суб’єкта. Себто стати єдиним цілим — трьохголовим (чотирьох- чи п’ятиголовим) опозиційним драконом, в якого одна голова — президент, інша — прем’єр, третя — міністр закордонних справ та ін. Якщо баланс інтересів буде збережено, така команда може витримати протистояння з «донецькими». Якщо ні, вони між собою перегризуться та пропустять вперед провладного кандидата.
— Які шанси в Тимошенко на участь у президентських виборах 2015 року?
— Якщо її не заб’ють в тюрмі, шанси бути обраною з’являються. Хтозна, що буде наступного року — на скільки впаде рейтинг влади, яким чином зміняться провідні електоральні тенденції, але станом на сьогодні Тимошенко обрати президентом з тюрми можна, хоч і вкрай складно.
Але ще складніше інше: припустимо, Тимошенко обрана президентом з тюрми, — чи буде вона ефективним та мудрим правителем? Чи стане вона творцем модернізації та системного оновлення суспільства — таким собі українським Ли Куан Ю? Бо для України зараз відсутність модернізації означатиме смерть та зникнення зі світової історії. І отут є сумніви та вагання щодо фігури Тимошенко.
— За яких умов Янукович може залишитися главою держави на другий термін?
— Або за умови узурпації влади (наприклад, на референдумі приймають нову конституцію і потім президента обирають в парламенті простою більшістю голосів). Або за умови громадянської війни та територіального розколу України. Або за умови фізичного знищення кандидатів-конкурентів. Або за умови грандіозної зради всередині опозиції — коли в другий тур виходять Янукович та одіозний й демонізований опозиційний кандидат — як в Росії у 1996 році чи в Україні в 1999 році.
— Хто з нових може з’явитися, наприклад, із владного середовища? Тігіпко, Льовочкін, хтось ще?
— Льовочкін — гросмейстер тіньової політичної гри, талановитий апаратник, який, проте, уникає публічності. Як розумію, він має дуже сильні президентські амбіції, але боїться їх виявляти — аби його не загризли друзі по партії. Не впевнений, чи була б така блискуча перемога опозиційних кандидатів по київських мажоритарних округах, якби не Льовочкін і не його конкуренція з Клюєвим.
Тигіпко — людина, якій періодично дуже сильно щастить — наприклад, з продажем Балаклейського цементного заводу французькому конкуренту або з продажем банку імені своєї доньки. Але, погодившись стати віце-прем’єром в уряді Азарова, а також зливши партію «Сильна Україна» Партії регіонів, він поставив на собі жирних хрест — як на улюбленцеві долі та рейтинговому кандидаті в президенти. Тепер він — збитий льотчик, буде плентатись під ногами в керівництва ПР. А коли влада зміниться, йому доведеться або емігрувати — в Молдову чи Францію, або стати директором Одеського кінофестивалю — на пару з молодою дружиною.
— На Вашу думку, яку мету переслідує нав’язлива рекламна кампанія Віктора Медведчука?
— Його реклама — дурна, це формат «гроші-на-вітер», хоч певною мірою вона робить свою справу: повертає Медведчука з політичного небуття — бо молоде покоління думає, що це просто чоловік телезірки Оксани Марченко. Медведчук знову має наполеонівські плани, але він завжди проколюється на своєму бажанні отримати все і зараз.
— Але за його спиною нібито маячить російський президент?
— Здається, саме так думала Юлія Тимошенко напередодні свого арешту минулого літа. Усе оточення радило їй тікати за кордон. Вона ж все чогось вичікувала — чи не сподівалась на чиїсь дуже-дуже серйозні гаранті своєї недоторканості? І це питання без відповіді: хто з кола її спілкування міг обіцяти їй такі гарантії, вказуючи на свою близькість до гаранта її ймовірної безпеки?
Проте, наскільки мені відомо, Путін вже не розглядає Медведчука в якості людини, яку можна і варто лобіювати на прем’єрство чи президентство, хоч той займається пропагандою Євразійського та митного союзів, а також федералізації України.
І справа тут не в особистих образах (наприклад, Медведчук виставив в інтернеті відео літнього візиту Путіна до нього на кримську дачу), а в його неадекватності викликам часу та в дуже специфічній харизмі — ну от чомусь не може він закохати в себе електорат, що тут не зробиш.
Насправді дивакуватий салоган з білбордів «Страной управляешь ты» — це не лише «отжиг» рекламістів, але й меседж, адресований Медведчуку з боку Путіна. Принаймні, так би хотілося самому Медведчуку.
— Ви вважаєте, що в Медведчука нема майбутнього у політиці?
— Я вважаю, що Віктор Медведчук як фундатор фонду імені Медведчука може зробити чи проспонсорувати багато маленьких корисних справ. Можливо, не з розмахом Пінчука, але зможе собі купити місце у світовій еліті. А як голова політичної партії він може викинути на вітер купу грошей, задовбати людей вщент своєю тупою рекламою і зробити дуже заможним своє політтехнологічне оточення.
— Але ж Медведчук — не єдиний в українському політбомонді публічний прихильник вступу України до Євразійського та митного союзів. Є ще й Азаров…
— Азаров — людина ментально та біографічно абсолютно чужа для України. Виходець з центральної Росії, з естонським, як кажуть, корінням, він існує ще в РСФСР — навіть не в УРСР. Публічне читання ним офіційних паперів українською мовою вже давно стало загальнонаціональним атракціоном. Емоційно, серцем він за Євразійський союз, але раціонально — через свою посаду та належність до «донецьких» — змушений бути ніби поміркованим противником ЕАС.
— Може реально претендувати на перемогу на президентських виборах кандидат і не з владного середовища і не з опозиції? За яких умов? Хто це міг би бути?
— Може! За правильного позиціонування та розкрутки такий кандидат, якщо він харизматичний, спирається на власні ресурси, не пов’язаний ані з владним костоломством, ані з опозиційним пустомельством, може стати лідером суспільних симпатій та претендувати на щось путнє.
— Знаєте таких?
— Знаю, але не назву, аби не накликати на їхні голови неприємностей. Хоча кастинг триває — особисто я продовжую пошук достойних кандидатур на українське президентство.
— Хто зараз виглядає найімовірнішим переможцем президентських виборів?
— Якби президентські вибори відбулись би сьогодні, гадаю, вони б призвели до громадянської війни та до розшматування України.
— Які основні сценарії розвитку України до 2015 року і після?
— Сучасну політичну реальність в Україні можна розглядати як боротьбу, в якій, з одного боку, беруть участь феодали, з іншого — вільні громадяни. Абсолютна більшість населення — інертна маса кріпосних, яку безжально експлуатують феодали, але, з іншого боку, вона боїться приставати до громадян.
Майбутнє України залежить від того, як розвиватиметься конфлікт між цими прошаркам. Якщо переможуть феодали, Україна в найближчі роки перестане існувати (принаймні, в нинішніх кордонах), а вільні громадяни будуть змушені або маргіналізуватись, або виїхати з України. Якщо переможуть вільні громадяни, феодали втечуть або будуть змушені стати легальними бізнесменами. В будь-якому разі, це означатиме збільшення конкурентності та життєздатності України.
Але найбільш ймовірний варіант — це ситуація, яку визначатимуть жорсткі війни між конкуруючими феодальними угрупуваннями. Якщо одні програють, а інші виграють, — переможці посиляться і стануть монополістами. І лише якщо вони будуть постійно, міцно, до безтями одне одного лупцювати по голові бітам (звісно, політичними, а не бейсбольнми), — в цій ситуації з’являється надія для майбутнього України. На структурування та суб’єктність прошарку вільних громадян в мене поки що, на жаль, надій менше.
- Информация о материале
Налоговики по всей Украине развернули войну против дешевого бензина
В нескольких областях одновременно представители налоговой милиции парализовали работу заправок, надлежащих к сетям "Авиас", "Укрнафта" и АNP. На этих АЗС торгуют бензином производства Кременчужского НПЗ, и это топливо ощутимо дешевле аналогичных продуктов, особенно импортного производства.
Житомир
4 января представители налоговой сцедили все горючее из АЗС сети АNP в Житомире. При этом без свидетелей были сорваны все пломбы и нагло выкачан бензин с октановым числом 92 и 95. Куда вывезли топливо - неизвестно.
Эту акцию исполнители объяснили претензиями Союзы защиты прав потребителей, в которую будто бы обратился неудовлетворенный качеством купленного 29 декабря бензина клиент. Заправка же не функционирует еще с 21 декабря, когда у сборщиков налогов вдруг возникли претензии к ANP относительно качества горючего. Поэтому все претензии относительно продажи горючего 29 декабря на АЗС считают абсурдными.
Черновцы
С 29 декабря не работает заправка сети АNP в Черновцах. Накануне там выкачали горючее А-95 и А-92 из резервуаров.
Представитель АЗС назвал действию исполнительной службы незаконными, поскольку экспертиза качества топлива была проведена налоговой с многочисленными нарушениями. Неизвестно даже, кто именно проводил указанную экспертизу и или имела она место в действительности.
Харьков
В Харькове док поздней ночи выкачивали горючее трех видов также из заправок сети АNP. На АЗС представители налоговой пришли с текстом решения суда, которым предписывалось арестовать 50 тонн бензина. В продаже оставили только дизтопливо.
Работникам заправки сборщики налогов продемонстрировали документы, в которых речь идет о наличии в бензине вредных примесей. Также продавцам вменили отсутствие надлежащих сертификатов качества горючего.
Винница
Раньше подобные проблемы постигли заправки "Авиас", "Укрнафта" и АNP на Винниччине. Там произвол сборщиков налогов еще в конце декабря парализовал работу нефтебазы, с которой развозят бензин и ДТ по АЗС региона.
Даже проведение нескольких экспертиз с подтверждением качества топлива не убедило сборщиков налогов в том, что работу нефтебазы можно разблокировать. Из-за таких действий под угрозой бензинового дефицита оказались сразу несколько районов Винницкой и соседней Житомирской областей.
Мотив
Сборщики налогов подчеркивают, что проявляют заботу о качестве горючего. Однако почему этим вопросом озабочена именно налоговая милиция - непонятно. Так же, как и упрямство представителей этого учреждения в старании заблокировать работу АЗС даже вопреки отсутствию надлежащим образом оформленных документов.
Аналитики рынка утверждают, что на самом деле налоговая сознательно пренебрегает экспертными выводами и наносит удару единственному отечественному действующему нефтеперерабатывающему заводу – Кременчужскому НПЗ. Объясняется это стремлением конкурентов руками налоговиков уничтожить влиятельных участников рынка, которые предлагают потребителям горючее по более низкой, чем средняя, цене.
Цены
По состоянию на 4 января на заправках основных сетей Украины были зафиксированы такие цены:
"Авиас", АNP и "Укрнафта"
А-80 - 10,30 грн; А-92 - 10,60 грн; А-95 - 10,90 грн; ДП - 9,80 грн.
WOG и ОККО
А-80 - 10,69 грн; А-92 - 10,99 грн; А-95 - 11,29 грн; ДП - 10,39 грн.
"Лукойл"
А-80 - 10,50 грн; А-92 - 10,80 грн; А-95 - 11,10 грн; ДП - 10,20 грн.
ТНК-ВР
А-80 - 10,35 грн; А-92 - 10,79 грн; А-95 - 11,09 грн; ДП - 10,10 грн.
Shell
А-92 - 11,02 грн; А-95 - 11,32 грн; ДП - 10,37 грн.
- Информация о материале
Умение тратить деньги. Искусство, не принадлежащее народу
Недавно в социальных сетях большую поддержку получила фотография одного из нынешних властителей Украины с надписью: «Зачем вам доллары? У вас же нет фантазии, как их потратить».
В каждой шутке есть только доля шутки. Ведь искусство тратить деньги — действительно удел избранных. Но есть и хорошая новость. 2012-й показал, что хотя бы с этим видом творчества в Украине все в порядке. Можно сказать, ренессанс. Мастера всевозможных школ и направлений щедро делились как традиционными методами, так и новыми задумками. Денег, к счастью, хватало, ведь спонсором непрекращающейся биеннале выступал весь украинский народ.
Описывать тендерные изящества уходящего года так же трудно, как и каталогизировать Лувр. Поэтому мы решили лишь обозначить главные тенденции современного искусства закупок за госсредства, иллюстрируя их некоторыми примерами.
«Чтобы творить, надо хорошо питаться»
Главный безусловный тренд 2012 года — это отрицание вечного постулата: «Художник должен быть голодным». Украинские «митці» проявляли незаурядную смекалку в улучшении условий профессионального быта.
Начался год с техничной комбинации Генпрокуратуры, решившей приобрести девять «тойот Камри». Техничность заключалась в том, что многолетнее постановление Кабмина о запрете подобных покупок внезапно обрело временную дыру: Николай Азаров отчего-то забыл пролонгировать действие нормативного акта, спохватившись лишь через несколько месяцев.
Видимо, предчувствуя будущую забывчивость премьера, ГПУ еще в конце 2011-го начала тендерные процедуры, успев закончить их аккурат к законодательному безвременью. Так что все получилось «згідно з чинним законодавством».
Кстати, тогда же были примерно наказаны лесники из Ровенской области, тоже купившие «тойоту Камри». Одну. И тоже в «забывчивые времена». Только тут уже за содеянное уволили всех. Во-первых, в стране кризис, что ясно и без правительственных постановлений. Во-вторых, украинская власть поддерживает лишь профессиональное искусство, а не вульгарную аматорщину.
У настоящих же мастеров изящество проявлялось во многих работах. К примеру, Госавиаслужба приобрела себе грузовик. Точнее, автомобиль для перевозки грузов. Благо, драконовское постановление разрешает. Автомобиль за 666 тыс. грн получился в виде джипа с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач и другими прилагающимися наворотами. Но возить грузы, конечно, эта техника тоже может. Ведь кто скажет, что нынешнее начальство ничего не весит?
Подобным образом прочитали запретный акт Кабмина и столичные милиционеры. Дело в том, что постановление разрешает правоохранителям покупать спецавтомобили. Вот у спецотдела «Титан» и появились два спецджипа — 900 тыс. грн. на двоих: коробка-автомат, парктроник, кондиционер для пассажиров на задних сиденьях и т.д. Включая 12 динамиков с сабвуфером. То ли чтобы весело было за преступниками гоняться, то ли чтобы пойманным комфортно было внутри салона.
Еще неплохим объяснением для народа является «подарочная схема». ZN.UA уже писало о том, как Кабинет министров секретным распоряжением передал президентскому Госуправлению делами конфискованные таможней четыре бронированных «мерседеса». Передал бесплатно, на чем делался акцент для широких слоев населения. Правда, можно было бы конфискат продать — примерно по 350 тыс. долл. за штуку.
А недавно оказалось, что подарок требует бережного к себе отношения. Для этих самых «мерседесов» была куплена зимняя бронированная резина — по 28 тыс. грн. за одно колесо. Один зимний комплект для одного «мерседеса» ГУД стоит как «рено» средней руки. Правда, об этом уже старались не думать.
Вообще именно скромность в пиаре своих достижений отличает украинских мастеров госзакупок. Даже президентская «Синьогора» приросла всего лишь банальной беседкой. Если бы не цена в 24 млн. грн., то никто, может, и не обратил бы внимания. А так оказалось, что к беседке прилагается то ли ресторан, то ли ночной клуб. И только за этот год на обустройство карпатской резиденции ушел 81 млн. Ремонт же крымских президентских «домов отдыха» семейного, надо полагать типа, обошелся в 92 млн. грн. в этом году и 373 млн. — за три года.
Тут, чтобы не светиться, главное, все делать не сразу, а по кусочкам, размазывая бюджетные поступления пообъектно. Чтобы ценители талантов из народа не слишком возбуждались.
Классический пример: трасса Киев—Овруч. Чуть ли не ежемесячно государство выделяло деньги на ремонт этой разбитой дороги в житомирскую глубинку. Потом оказалось, что если сложить все участки, «подвергнутые» финансированию, то из них получится один большой кусок: из Киева к повороту на президентское «Сухолучье». А потом лесами прямо к заимке. Так 144 млн. грн. и ушло. Теперь знакомые овручане мечтают о том, чтобы еще какая-нибудь VIP-база появилась у черты города. Так как сейчас в столицу приходится добираться кружным путем.
Вообще-то местные жители могут избрать и другой вариант. Как, скажем, это сделали в пгт Новоархангельск Кировоградской области. За два года государство вложило в трассу возле этого не самого крупного центра Украины 190 млн. грн. Или, как сделали в с. Синьков Тернопольской области, где только в этом году на аналогичные работы потратили 63 млн. Просто в одном населенном пункте родился руководитель «Укравтодора» Владимир Демишкан, а в другом — Дмитрий Фирташ. А дальше, как говорится, карта сама пойдет.
Тем же регионам, которым посчастливилось родить не одного уважаемого человека, карта идет системно. Скажем, та же Житомирская область за три с половиной года получила на ремонт дорог 478 млн. грн., а Донецкая только за первые семь месяцев этого года — около миллиарда. Притом, что дорог на Житомирщине на 500 км больше. Евро-2012 здесь ничего особенно не решает. Для сравнения: Львовская область за три с половиной года — 1,5 млрд. грн. Проведенный футбольный форум более интересен с другой точки зрения: «Если есть бюджет, его надо потратить».
Холстов и красок мало не бывает
Считается, что для картины художнику требуется не так уж и много: холст, краски, кисть. В украинских реалиях это выглядит несколько по-другому: если есть деньги на два холста, покупаем два, даже если потом выбросим. Если денег много, за ценой не постоим.
Не будем перемывать и так перемытые скелеты в шкафу Бориса Колесникова — «Хюндаи», донецкий аэропорт или львовский стадион.
Мелкие закупки тоже отличались своеобразностью. Например, компания «Центр глобальных сообщений Украина», близкая к собственникам «Укртелекома» и его бывшему директору Георгию Дзекону, за 2 млн. бюджетных гривен построила на киевском стадионе «Олимпийский» настолько мощную инфраструктуру мобильной связи, что по окончании Евро-2012 она стала никому не нужна. В «Киевстаре» вот утверждают, что после завершения чемпионата оператор запросто справляется с пиковыми нагрузками во время футбольных матчей, поэтому не имеет никакого желания платить собственнику сети 200 тыс. грн. в месяц.
Или глупейшая ситуация с рекламой евротурнира. Сериал из пяти 30-секундных роликов стоил более 6 млн. грн., или почти 150 тыс. долл. за один эпизод. В такую же сумму обошелся длинный клип Валерия Меладзе «Небеса» (с Лизой Боярской), выполненный дорогим клипмейкером Аланом Бадоевым. Однако творением Бадоева—Меладзе за 150 тыс. долл. многие зрители наслаждались, а от еврофутбольной рекламы, изготовленной «Фаст Форвард Пост Продакшн», — рыдали. Проблемным стал эпизод, в котором сексапильная учительница втолковывала волонтерам азы английского языка. Делала она это с пикантными ошибками: учила произносить артикль «а» перед словом «football», а слово «hotel» — с ударением на первом слоге, что по меткому замечанию журналистов «Обкома» прозвучало как «whoretel» (по-нашему — «бордель»).
Но не Евро единым. В этом году многие госорганы занялись сайтостроением. По принципу «мы за ценой не постоим». «Укрпочта» апгрейдила свой сайт за полмиллиона (было тендерное предложение в три раза дешевле — не устроило), ведомство Каськива — за миллион, «Нафтогаз» — за 1,6 млн. грн. Причем в последнем случае веб-портал рассчитан только на сотрудников компании (на него нельзя попасть через обычный Интернет). Т. е. это сайт, информирующий о днях рождения и контактных данных сотрудников, новостях компании и нормативных документах.
Сравнение цен закупок-2012 вообще приводит к интересным выводам. Скажем, СБУ заказала строительство жилого комплекса в Киеве по цене 390 млн. грн. Спору нет, в спецслужбе работают такие же украинцы, как и остальные «безхатченки» этой страны. Только вот президентская программа «Доступное жилье» для всех украинцев за весь год не смогла освоить такую сумму. А «афганцам» и «чернобыльцам» после их прошлогодних протестов в этом году купили квартир на 20 млн. грн. Даже беседка, в которой Виктор Федорович собирается отметить Новый год, стоит дороже…
И еще один примечательный момент. Цена строительства в доме для СБУ составила 5 тыс. грн. за квадратный метр, или около 620 долл. В других местах — по-другому. Например, на киевской Троещине решили построить «социальное жилье», выделив на это 320 млн. грн. С учетом размеров здания оказалось, что стоимость строительства квадратного метра составляет 7,5 тыс. грн., или 940 долл. И это не предел. На сайте коммунального заказчика «Житлоінвестбуд-УКБ» появилось сообщение о продаже квартир в другом доме «социального жилья» на Виноградаре. Его цена за квадрат составляет уже вполне рыночные 9700 грн., или 1200 долл.
Впечатляющей оказалась цена и жилых вагончиков для «Черноморнефтегаза». Трудно сказать, чем они напичканы, но, разделив цену закупки в 2,6 млн. грн. на площадь вагончиков, мы получили 45 тыс. грн. за квадратный метр. А это — средняя цена на недвижимость в одном из самых дорогих городов мира — Москве.
И все же эти «картинки с выставки» не делали значительной погоды в тендерах этого года. Более важными были монументальные творения.
«Рисуем только ценные полотна»
Большие суммы — только для великих людей. Эта аксиома в Украине не меняется, невзирая на смену власти. Стоит отметить, что все тендерные розыгрыши такого класса проходят без сучка, без задоринки. Магическим образом случается так, что чем больше потенциальная сумма выигрыша, тем меньше желающих его получить. Яркий пример — «Конти» Бориса Колесникова, третий год подряд осваивающий 100 млн. грн. на детские новогодние подарки по «закупке у одного участника». Больше никто не приходит. Когда журналисты ТВi спросили у теперь уже экс-министра экономики Петра Порошенко, почему его «Рошен» игнорирует эти легкие деньги, тот ответил философски: «Рошену» не нужны средства, заработанные таким путем».
Видимо, философов в Украине хватает, так как на все жирные тендеры приходят только свои. В мелких закупках некоторые тендерные комитеты просто-таки изгаляются, чтобы не допустить непрошеных варягов. Особенный упор обычно делается на отсутствии нужных справок. Если все «довідки» на месте, тендер переносится — неси новые бумаги. Иногда случалось до шести-семи таких переносов, пока заезжим не становилось предельно ясно, «кто из ху».
В крупных тендерах все по-другому. Народу остается лишь одна забава: наблюдать за победителями, чтобы было о чем поговорить на кухнях и фейсбуках.
Тем для беседы в этом году было достаточно. Несколько примеров.
«Укрзалізниця» заказала 5 тыс. грузовых вагонов стоимостью 5 млрд. грн. у компании «Премьер Лизинг».Впрочем, важным в этой фирме выглядит только название. Все остальное указывает на никчемность. Уставной фонд миллиардной конторы на момент получения контрактов составлял аж одну тысячу гривен. Учредитель — некий Анатолий Герасименко из поселка Белокуракино Луганской области — совершенно неизвестен списку миллиардеров. Хотя журналисты «Экономической правды» по косвенным уликам обнаружили связь «Премьер Лизинга» с первой Семьей страны. Ну, и закупка произошла на пару миллиардов дороже, чем, скажем, СКМ Ахметова покупал вагоны себе.
Житомирский ликероводочный завод Госуправления делами купил пустых бутылок на 200 млн. грн. Сумма вроде бы не огромная, но есть нюанс. Номенклатуру закупки не обнародовали. Это позволило предположить три вещи. Или много украли на завышении цены, или именно президентский завод и есть производителем нелегальной водки для всей страны (если бутылки были куплены без многократного завышения цен, то их хватило бы на разлив всей водки, официально выпускаемой за год всеми заводами Украины), или кто-то поставил не там запятую. Однако ошибку так и не удалось найти, журналисты ТВi так и не смогли получить от ведомства Андрея Кравца вменяемых объяснений случившемуся. Так что варианты — читателям на выбор.
Агрофирма «Чайка» Госуправления делами за 91 млн. грн. заказала фирме «Укрбудінвест» строительство молочной фермы на Черниговщине. Тут совсем просто — еще до назначения главой ГУД Андрей Кравец несколько лет был директором этой компании.
Министерство обороны за последние полтора года купило топлива у фирмы «Экоойл» на 1 млрд. грн. по не самым скромным ценам. Тоже не самая сложная комбинация — в учредителях компании значится один из самых авторитетных народных депутатов Партии регионов Нурулислам Аркаллаев.
Донецкий облгаз за 596 млн. грн. купил трубы у фирмы «Евротрубпласт» с родины министра энергетики Юрия Бойко в Рубежном Луганской области. Причем техническое задание на тендер, в котором облгаз указывал, какие именно трубы он хочет, буква в букву повторяло прайс-лист «Евротрубпласта». А единственным конкурентом на тендере была фирма «Пластик групп», учредителем которой не так давно значился Игорь Стрелец — директор «Евротрубпласта» на момент проведения тендера.
«Укрэнерго» дало 2,4 млрд. грн. компании «„Укрэнергомонтаж" на строительство электрических подстанций в разных уголках Украины. В ходе расследования ZN.UA выяснилось, что акционеры компании в разное время представляли структуры Дмитрия Фирташа, а также, так или иначе были связаны с компанией „ДВ корпорейшн лимитед (DV corporation limited)". Через цепочку офшоров эту фирму контролировал глава „Укртрансгаза" Сергей Винокуров. Удалось также выяснить, что кипрская Maximalema Limited, владеющая четвертью акций „Укрэнергомонтажа", имеет тех же учредителей, что и другая кипрская компания — Afidreko Holdings Limited. В свою очередь, «Афидреко» с недавних пор владеет компанией «Укрреставрация», которой принадлежит Гостиный двор.
Министерство экологии и природных ресурсов не может жить без космических фотографий Украины по космическим ценам. В прошлом году ведомство под руководством Николая Злочевского отдало за это счастье 49 млн. грн. австрийской компании, занимающейся производством… цементных заводов. Причем из тендера с особым цинизмом было изгнано государственное учреждение, предлагавшее фото за 250 тыс. грн. В этом году министерство под управлением Эдуарда Ставицкого несколько умерило свои аппетиты, заказав космические фото Украины уже на 26 млн. грн. Однако сделало это с еще большей откровенностью, отдав подряд сразу на Кипр — G.X. satellite communication management ltd. Напомним, что в прошлом году журналисты «1+1» выведали у «Укркосмоса», что подобные фото те предоставляют госслужбам бесплатно. Видимо, такая необычная услуга экологов не заинтересовала.
Компания «Связьтехсервис» продолжила осваивать бюджетные средства на строительстве солнечного бизнеса «Актив солар», за полтора года — четверть миллиарда гривен. Представители Андрея Клюева, кажется, опробовали уже все виды отговорок на тему непричастности секретаря СНБОУ к этому бизнесу. Поэтому просто отметим, что «Связьтехсервис» через цепочку учредителей связана с лихтенштейнским трастовым фондом P&A corporate trust, который также участвует в учредительской цепочке «Актив солара». А директор «Связьтехсервиса» Глеб Лешков известен как менеджер строительной группы «Развитие» Алексея Азарова, сына премьер-министра.
Дмитрий Фирташ и Ринат Ахметов провели год по локоть в приватизационных процессах. Благодаря «Вестнику государственных закупок» мы могли наблюдать, как это происходило. Например, созданная менеджерами Фирташа компания «Синтез ресурс» еще в прошлом году начала обкладывать контрактами на поставку всего и вся государственные предприятия химической отрасли (246 млн. грн). А в этом году она наколядовала на «Сумыхимпроме», Запорожском титаномагниевом комбинате и «Крымском титане» 1,7 млрд. грн. Нельзя сказать, что цены фирташевского поставщика были существенно завышенными. А подозревать в невыполнении контрактов и вовсе не будем — все-таки мы не Госфининспекция и не СБУ.
Однако можно отметить, что всяческая активность «Синтез ресурса» в «Вестнике госзакупок» закончилась этой осенью. Именно тогда правительство объявило о грядущей продаже ЗТМК и «Крымского титана» структурам Фирташа, а в совет кредиторов банкротящегося «Сумыхимпрома» вошел «Синтез ресурс».
Ринат Ахметов благополучно установил контроль над крупнейшими энергогенерирующими предприятиями Украины. Причем недорого. Например, контрольный пакет акций «Западэнерго» обошелся ему в 1,9 млрд. грн. Это всего на 10% дороже, чем купленный им ранее трехэтажный пентхаус в Лондоне с видом на Гайд-парк. Конечно же, армия пиарщиков и экспертов очень долго и обстоятельно объясняла, что группу Ахметова нельзя винить в занижении цены. Однако уже очень скоро в «Вестнике госзакупок» было опубликовано сообщение о том, что «Западэнерго» застраховало свое имущество в компании «АСКА», также входящей в группу Ахметова. Общая страховая сумма составила 20,5 млрд. грн. Это в десять раз больше, чем стоило установление контроля над предприятием.
Не остается в стороне и Игорь Коломойский. В этом году «Укртранснафта» провернула ряд сделок по закупке и переработке нефти. Общая цена вопроса составляет порядка миллиарда гривен. Мало того, что эксперты практически на всех этапах этой переработки обнаруживали, что «Укртранснафта» постоянно переплачивает за услуги своим контрагентам. Так по «странному» стечению обстоятельств практически все исполнители представляют группу «Приват». Вот только саму нефть закупали через офшоры, связанные с «РосУкрЭнерго». Фактически вышло так, что «Привату» удалось загрузить свои мощности и очень хорошо заработать за счет государственной «Укртранснафты», управляемой выходцем из группы «Приват» Александром Лазорко.
В последнее время сложно найти отрасль бизнеса, в которой бы не судачили о демонической роли Александра Януковича. В «Вестнике госзакупок» напрямую светится только одна его компания — «Всеукраинский банк развития», который в этом году сумел дать госпредприятиям кредиты на полмиллиарда гривен.
Однако наибольший вес сын президента имеет в угольной отрасли. Как мы уже писали («Угольные генералы сдали погоны фельдмаршалу», ZN.UA, №31 от 8 сентября 2012 года), к началу осени несколько фирм, связанных с Януковичем через длинные и извилистые цепочки учредителей/директоров, вышли на уровень 80% от еженедельных тендеров углепрома. По предварительным подсчетам, по итогам 2012 года эта группа натендерит порядка 8—9 млрд. грн.
Вот такой вот список. Он, понятно, далеко не полон, но для общего тренда достаточно.
Непроданные полотна
Понятно, что далеко не все читатели ZN.UA являются ценителями столь специфического искусства. И часто чтение подобных новостей у них вызывает не восхищение, а грусть. Поэтому закончим на более оптимистической ноте.
В 2012 году многие творения украинских чиновников оказались непроданными. Причем иногда для того, чтобы застопорить казалось бы, неизбежный ход событий, нужно было не так уж много. Скажем, один из тендеров Нацбанка ликвидировал один человек. Журналист онлайнового «Форбса» принял участие в тендере НБУ на рекламные услуги как участник, выставив рыночные цены плюс 10% маржи. Ясное дело — победил: никто с такими предложениями на тендеры НБУ не ходит. Через несколько дней Нацбанк проведенный тендер отменил — « в связи с утратой необходимости закупки». Так что журналист шел писать текст, а случайно помог бюджету.
Жаль, что в КВЭДах журналиста не оказалось услуги «строительство». Может быть, таким же образом ему удалось бы отменить улучшение дома отдыха НБУ в Ивано-Франковской области на 87 млн. грн. Со всеми ее столами за 54 тыс. грн., кроватями за 36 тыс. и лифтом со стеклянными стенами.
Еще более действенными оказались запросы в правоохранительные органы других журналистов, депутатов и общественных активистов. Особенно стоит отметить ГО «Центр противодействия коррупции». После многих запросов в ГФИ и прокуратуру победители либо сами снижали цену, либо отказывались от победы вообще. Дабы исчез предмет проверки. Десятки тендеров по письмам активистов отменила ГФИ лично.
Даже если вспомнить страницы ZN.UA, то в интервью нашему изданию главный налоговик Украины Александр Клименко сообщил, что, прочитав о закупке его ведомством бензина по завышенной цене, уволил главу тендерного комитета.
Перечислять всех отмен не будем: их, к счастью, достаточно много. Тем более что главное все-таки в другом. Ходя по музею изобразительных искусств, можно восхищаться картинами, можно просто рассматривать. Но если стиль художников посетителю не нравится, то посетитель вправе их поменять. Тем более что шедевры созданы на его же собственные деньги.
- Информация о материале
Платит ли Фирташ налоги?
На днях официально объявлено, что победителем конкурса по отбору негосударственных участников для ООО "Запорожский титано-магниевый комбинат" стала Tolexis Trading Ltd, входящая в Group DF Дмитрия Фирташа.
Реально Фирташ стал собственником очередного комбината неделей ранее - раскрытие поступивших на конкурс предложений состоялось еще 13 декабря.
Одгако ФГИ затянул обнародование этой информации. Возможно, чтобы лишний раз не будоражить общественное мнение через два дня после перехода в собственность Фирташа другого титанового актива - ЧАО "Крымский титан".
Хотя в том, что ЗТМК достанется именно Фирташу, сомнений и так не было.
Во-первых, олигарх и до продажи контролировал деятельность комбината - равно как и всех других участников распродаваемой ГХК "Титан Украины". Фактически, чтобы окончательно заполучить ГХК "Титан Украины", ему осталось присоединить к своей империи ОАО "Сумыхимпром". А за этим дело не станет.
Почти три года назад на "Сумыхимпром" был поставлен фирташевский менеджмент. Эти управленцы довели комбинат до банкротства, теперь занимаются его "санацией" с вполне предсказуемыми последствиями.
Во-вторых, условия конкурса были выписаны исключительно под Фирташа. Все было сделано до анекдотичности просто: одним из условий предусматривалось, что победитель должен обеспечить ЗТМК ильменитом украинского производства.
Контролируя Иршанский и Вольногорский ГОКи, именно он обладает 80% производимого в Украине ильменитового концентрата.
Как известно, до захвата титановой промышленности Фирташу удалось прибрать к рукам практически всю химическую отрасль, а также значительное число облгазов. Это не говоря о всевозможных "мелочах" вроде банков, страховых компаний, активов в АПК, продовольственной и строительной сферах.
То, что Антимонопольный комитет в упор не замечает жесточайшей монополизации рынков, в которые вторгается Фирташ, это отдельный вопрос. Но есть и другой: откуда у этого господина взялись деньги, чтобы приобрести все описанное оптом и в розницу в течение совсем небольшого промежутка времени?
Даже с учетом того, что активы к нему переходят по заниженным в разы ценам, итоговая сумма все равно накапливается немаленькая.
ЭП имеет предположение, подтвержденное цифрами. Сводится оно к тому, что за приобретенные Фирташем активы платим мы с вами - простые граждане Украины. Не буквально, конечно, а в смысле недополученных налогов.
Дело в том, что подконтрольные Фирташу коммерческие структуры обладают некой индульгенцией, позволяющей им вообще не платить налоги в бюджет.
Пять ключевых предприятий олигарха получили в 2011 году 24,3 млрд грн дохода. При этом в госбюджет они заплатили 173 млн грн. Простой расчет показывает: налоговая нагрузка на фирташевские предприятия в 2011 году составила 0,71%.
И это нагрузка не по налогу на прибыль, который вечно "убыточные" фирмы Фирташа практически не платят. Речь идет об общей налоговой нагрузке по платежам в госбюджет.
Более того, если не учитывать в расчете "Крымский титан", то на остальных предприятиях налоговая нагрузка в 2011 году составит и вовсе жалкие 0,3%.
Для сравнения: в целях "поддержки развития" малого бизнеса государство разрешает плательщикам единого налога пятой и шестой групп платить "каких-то" 10% дохода. При этом объем самого дохода ограничивает 20 млн грн.
Получается так: если у тебя оборот 20 млн грн, то будь добр - отдай государству десятую часть и спи спокойно. Если же ты за год зарабатываешь 20 млрд грн, то можешь спать спокойно и накапливать деньги на скупку других активов уже после уплаты трех десятых от дохода.
Однако оказывается, что в 2011 году Фирташ еще проявлял щедрость! Это легко заметить, если сравнить объем налогов, уплаченных его предприятиями в первых полугодиях 2011 года и 2012 года. И без того мизерные налоговые перечисления олигарха в госбюджет в 2012 году сократились почти в три раза.
Пять ключевых звеньев империи Фирташа в первом полугодии заплатили в госбюджет менее 65 млн грн. Для сравнения: плательщики единого налога за тот же период перечислили в госказну почти 2 млрд грн.
Так кто кормит Украину? И стоит ли удивляться, что в таких условиях империя олигарха растет, как на дрожжах?
Информация о некоторых предприятиях Фирташа, 2011 год
| Предприятие | Доход, млн грн. | Уплачено налогов, млн грн.* | Процент уплаченных налогов |
| "Сумыхимпром" | 2 231 | 3,4 | 0,15 |
| "Крымский титан" | 3 455 | 109,8 | 3,18 |
| Северодонецкое объединение "Азот" | 6 491 | 6,3 | 0,10 |
| "Азот" | 6 663 | 51,3 | 0,77 |
| Концерн "Стирол" | 5 471 | 2,1 | 0,04 |
| Всего по группе предприятий | 24 311 | 172,9 | 0,71 |
| Предприятие | Уплачено налогов, млн грн.* | Отношение уплаты налогов в | |
| Первое полугодие 2011 года | Первое полугодие 2012 года | ||
| "Сумыхимпром" | 21,7 | 14,9 | 68,66 |
| "Крымский титан" | 57,7 | 42,5 | 73,66 |
| Северодонецкое объединение "Азот" | 40,7 | 2,1 | 5,16 |
| "Азот" | 37,9 | 4,1 | 10,82 |
| Концерн "Стирол" | 17 | 1,3 | 7,65 |
| Всего по группе предприятий | 175 | 64,9 | 37,09 |
* без учета налогов, уплаченных на таможне при импорте
- Информация о материале
Страница 1377 из 2102
