Если отдельно взятый гражданин попытается уточнить, за что и сколько он должен, его для начала ткнут носом в нормы потребления воды, тепла, водоотведения… И окажется, что да, гражданин должен коммунальщикам, как земля колхозу. То есть пожизненно и много. Даже если он категорически не верит в то, что потребляет 360 литров водопроводной воды в сутки. А на самом деле...
Мы постоянно слышим из уст представителей власти, что если бы не население Украины – с финансами был бы полный ажур. Это все рядовые граждане – они чуть ли не причина мирового кризиса в отдельно взятой державе. А вот если бы они погасили долги за коммунальные услуги – тогда бюджет пополнился бы громадными миллионными суммами. А если какой отдельно взятый гражданин попытается уточнить, за что и сколько он должен, его для начала ткнут носом в нормы потребления воды, тепла, водоотведения… И окажется, что да, гражданин должен коммунальщикам как земля колхозу. То есть пожизненно и много. Даже если он категорически не верит в то, что потребляет 360 литров водопроводной воды в сутки.
Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны гражданин видит, сколько он потребляет воды, тепла и всего остального. С другой стороны, с чиновниками спорить крайне трудно, поскольку они козыряют какими-то определенными ими самими нормами. И невольно задаешься вопросом – так ли нормальны эти самые нормы? А разобраться в этом помогает эксперт Харьковской правозащитной группы по вопросам ЖКХ Михаил Гаевский.- Эти нормы противозаконны. Почему противозаконны? Потому что в 1994 году был издан приказ Госкомитета Украины по ЖКХ №65, вот на который идет ссылка, и там в вот тех вот пунктах, которые там указаны, четко написано, что нормы имеет право устанавливать местные органы государственной исполнительной власти. Не органы местного самоуправления, а государственной исполнительной власти. То есть областная администрация.
Директор ОПО «Харьковкоммунпромвод» (затем – КП ПТП «Вода», а теперь – КП «Харьковводоканал») Валерий Петросов с тогдашним и. о. мэра Михаилом Пилипчуком создают комиссию, в которую включают депутатов Выровца, Кернеса – «известных» людей. И пишут письмо на имя тогдашнего губернатора Александра Масельского о том, что, дескать, раз в СНиПе 2.01-04-85 написано, что нормы могут устанавливать Советы народных депутатов (это же советский еще СНиП), просят разрешить им на сессии городского совета нормы эти поменять. Масельский им не отвечает, отвечает его первый заместитель Владимир Байбиков. Дословно цитирую: «Від 12.03.1997 р. №01-51. М. Д. Піліпчуку. ХОДА погоджує розгляд Харківським міськвиконкомом норм водоспоживання і водовідведення для населення міста. В. Байбіков» Розгляд!
Но что делает эта комиссия: подает на сессию горсовета документы и депутаты голосуют за 12,1 кубометра в месяц на человека. Хотя в приказе Госкомитета Украины по ЖКХ №65 от 01.07.1994 г. совершенно четко написана норма. Для наших домов это 9,1, из них 3 метра кубических в месяц воды на человека – горячее водоснабжение. Это скопировано из СНиПа 2.01-04-85. А подписывают это решение Харьковского горисполкома зам. мэра Михаил Пилипчук и начальник финансового управления Татьяна Таукешева. То есть, превышают свои полномочия.
Потом появляется знаменитый ДБН 360-92**, в котором норма водоснабжения чуть меньше 360 литров воды в сутки на человека. Это – включая пожарные нужды. Но там написано, что это для всех групп потребителей. И поскольку это строительные нормы, они предназначены для того, чтобы определять диаметры труб водопроводов и канализации – на случай, если в какой-то момент все будут потреблять воду в максимальном количестве – чтобы всем хватило. Тогда спустя 3 года наши городские власти берут и меняют, с 12,1 кубометра на человека в месяц на 11,1 кубометра. Но все равно это выше, чем 9,1 – для домов с холодным и горячим водоснабжением. Получается, что за все это время харьковчане переплачивали сначала за 3, а теперь за 2 кубических метра в месяц. Получается, что эту услугу им не предоставляли, а деньги водопровод получает. Соответственно, то же делается и с водоотведением. За этот период если взять и посчитать, даже очень приблизительно, получится, что население города Харькова переплатило порядка 600 с лишним миллионов гривен за водоснабжение и водоотведение. А куда делись эти деньги – неизвестно.
На обращения никто не реагирует.
Это далеко не все – только лишь водоснабжение и водоотведение.
В ноябре 2006 года было создано КП «Жилкомсервис», которое никакого юридического отношения к нашим домам не имеет. Но исправно собирает с людей деньги за коммунальные услуги. Но если оно не имеет никакого юридического отношения к нашим домам, оно не имеет никаких юридических прав собирать с людей деньги за жилищно-коммунальные услуги. Потому что эти услуги они не производят и не оказывают. Получается, что те деньги, которые люди платят, они платят за неоказанные, несуществующие услуги. Кроме всего прочего «Жилкомсервису» неоднократно выделялись деньги горсоветом в связи с его бедственным положением – по 50 миллионов, по 100 миллионов, по 150 миллионов. Эти вопросы проводились через сессию городского совета. Если посчитать все эти деньги, даже очень приблизительно, то получается, что и здесь люди переплатили за неоказанные, несуществующие услуги порядка минимум 500 миллионов. На самом деле – больше. Получается разброс 500 – 650 миллионов переплаты.
Эти 500 миллионов плюс 600 миллионов воды и водоотведения – уже один миллиард сто миллионов гривен переплаты.
Далее. Взимание денег за так называемую придомовую территорию. Придомовой территории вообще не существует в Украине, ее нет, она не определена ни одним нормативным актом. Поэтому невозможно убирать то, что не существует. Но тем не менее с людей требуют деньги и люди платят.
Да, это меньшие суммы по сравнению с нормами потребления воды и самим содержанием «Жилкомсервиса». Но люди их платят, а куда они деваются – неизвестно.
Можно вспомнить о таких «мелочах» как очистка дымовентиляционных каналов, дератизация, дезинсекция. Эти услуги не производятся, но тем не менее люди платят за них. По сравнению с теми сотнями миллионов суммы более мелкие, но они есть. Итак мы имеем – там у нас был 1 миллиард 100 миллионов, плюс уборка придомовой территории – это еще будет порядка 100 – 150 миллионов гривен, которые люди – полтора миллиона жителей платят. Мы выходим уже на цифру 1 миллиард 300 миллионов. И подходим к главному – самому дорогостоящему исполнителю услуг. Это КП «Харьковские тепловые сети». Здесь неоказанные услуги видены невооруженным глазом. Уж нагрели – так нагрели.
Тепловые сети не выполняют перерасчет. То есть, начало отопительного сезона в домах не в срок, но, тем не менее, взимаются 100 процентов. Заканчивается отопительный сезон раньше срока – перерасчет либо вообще не делается, либо делается копеечный. Не оказана услуга? Да, не оказана. Отсутствие месяцами – не днями, а месяцами (!) – горячего водоснабжения, но тем не менее, с людей плату взимают. Это неоказанные услуги? Неоказанные.
Отопление и горячее водоснабжение – это услуга дорогостоящая –– здесь получается цифра более внушительная. Если КП «Харьковские тепловые сети» в 2001-м только появились, то за период с 1 по 12 год получается здесь тоже порядка 700 миллионов. Итак мы вышли уже почти на 2 миллиарда гривен.
То есть население полуторамиллионного города Харькова заплатило – не переплатило, а заплатило – за неоказанные услуги порядка 2 миллиардов гривен. Куда делись эти деньги – неизвестно.
Теперь – то, что переплатили.
Некачественные услуги – в рекордсменах ходят тепловые сети. Температура горячей воды не соответствует нормативам, но берут 100 процентов. Отопление во многих домах практически отсутствует – берут по полной программе. И так далее, и тому подобное. Плюс жуткие потери.
Потери, например, у водоканала – 30 процентов – это официально им разрешенные, то есть утвержденные. Вдуматься в эту цифру! 30 процентов воды у нас официально, за подписью мэра уходит куда-то. Но мы же за это платим. Для сравнения – за рубежом эта цифра в 10 раз меньше – 3 процента. Но 30 процентов – это официально задекларировано, на самом же деле эта цифра в некоторых микрорайонах достигает 70-75 процентов. Но мы платим за 100 процентов.
Еще хуже дело в теплосетях. У них официально утвержденные потери теплоносителя – 16 процентов (за рубежом – 3 процента). Это потери только теплоносителя, утечки так называемые. А потери тепла через незаизолированные трубы никто не подсчитывает. У них отсутствует учет. Например, стоит теплораспределительная станция (ТРС) или центральный тепловой пункт (ЦТП) – сколько он выдает продукции, никто не знает, потому что счетчиков у них нет. Но даже если бы у них были счетчики – нет счетчиков на домах-потребителях. То есть, от теплосетей вышло, а поступила ли эта услуга – никто не знает.
Чем руководствуются тепловики, когда считают свои тарифы? Паспортными данными котлов. На котле есть паспортные данные, какой мощности этот котел – вот они этим и руководствуются.
По имеющимся у меня сведениям, 30 процентов той воды, которую отдает КП «Вода» тепловикам для горячего водоснабжения у них терялось. То есть, 30 процентов всего объема воды, протекающей от КП «Вода» к КП «ХТС» пропадало. А возмещать убытки должно КП «Вода». Вначале были конфликты у директора КП «Вода» Валерия Петросова с первым директором КП «ХТС» Сергеем Кириком. А когда пришел Сергей Андреев, конфликты продолжились. Потом городским властям удалось эти конфликты сгладить. Но тем не менее потери были.
Это я назвал только самые крупные убытки, которые мы оплачиваем. Мы подошли близко к двум миллиардам. То есть получается за период с 1997 по 2012 годы население только одного города Харькова переплатило более 2 миллиардов гривен. Где эти деньги – неизвестно.
Центральные органы исполнительной власти – Кабмин, тот же Президент – постоянно говорят, что население задолжало от 9 до 11 миллиардов за коммунальные услуги. У меня возникает ответная реакция: как может население Украины задолжать 9-11 миллиардов гривен, если только один город Харьков переплатил за неоказанные услуги 2 миллиарда. Так кто кому должен?
Теперь поговорим о методике определения тарифов. Вот термин «квартплата», которого нет ни в одном законодательном акте Украины. Поэтому чиновники, которые это составляли – неизвестно, кто они такие.
В пункте 2.3.1.2 приказа минтруда и соцполитики, минэкономики и госкомстата Украины №109/95/157 приведены нормы водоснабжения, водоотведения, отопления, горячего водоснабжения. Если внимательно посмотреть, то нормы по водоснабжению у нас – 5,8 на одного человека в месяц. Водотведения – 5,6 кубометра на одного человека в месяц. И на все это – коэффициент 0,65, именуемый удельным весом потребителей. Имеется ввиду, что не все одинаково потребляют воду – например, младенец от взрослой нормы элементарно лопнет. Это включительно с горячим водоснабжением. По отоплению – 0,2 гигакалории, по горячей воде – 0,1 гигакалория. Если я сейчас умножу на тариф харьковский, то получается, что я должен платить 60 гривен, а не те 100, которые мне почему-то присылают «Тепловые сети». То же самое – по горячему водоснабжению. У меня тогда возникает вопрос: чем руководствовались наши местные власти, когда они утверждают такие нормы – о тарифах я сейчас не говорю? Утверждают такие нормы и продолжают обкрадывать людей, когда вот совершенно официальная методика расчета, изданная Кабинетом министров, прошедшая минюст.
Каким образом сейчас должна утверждаться норма по питьевой воде? В 2004 году вышел закон о питьевом водоснабжении и питьевой воде, где в одной из статей четко указано, что нормы устанавливаются Кабинетом Министров Украины, но как – не было расшифровано. То есть, вот этот приказ Госкомитета Украины по ЖКХ №65 от 01.07.1994 г., действовал до 27.06.2008 года. Затем, в августе 2004 года вышло постановление Кабинета Министров №1107, где было четко расписано, кто этим должен заниматься. То есть, органы местного самоуправления должны были заказать в специализированном институте или специализированной организации, которая имеет лицензию на ведение подобного вида деятельности, расчет норм питьевого водоснабжения. Расчет этот должен был вестись по определенной методике. Но на момент, когда вышло постановление Кабмина, этой методики еще не было. После того как этот расчет произведен, он утверждался санитарными службами, экологическими службами, утверждался местными органами, посылался в Киев, там утверждался, и возвращался назад уже в качестве нормативно-правового акта. Но, подчеркиваю, в августе 2004 года методики не было. Методика, вернее, порядок вышел только в конце сентября 2005 года. То есть, год спустя уже появилась методика. То есть, в октябре 2005 года у органов местного самоуправления был уже готовый комплект нормативных и нормативно-правовых актов, на основании которых можно было посчитать действительно законную норму, если они не хотели пользоваться той, которая была в приказе Госкомитета Украины по ЖКХ №65 от 01.07.1994 г., и которая соответствовала СНиПу. Но с октября 2005 года и по настоящее время никто из Харьковского горисполкома – ни два прежних мэра, ни нынешний, этой задачей не озаботились.
Вся нормативная база по нормам и тарифам водопотребления здесь приведена. Сколько приходится платить за воду, канализацию и тепло – каждый знает, поскольку сам платит. Объем переплаченных за жилищно-коммунальные услуги денег может посчитать любой гражданин Украины, свободно владеющий арифметикой на уровне первого класса начальной школы. Остается лишь с удивлением констатировать, что действия, подобные действиям властей Харькова по изъятию денег из карманов населения несколько десятилетий, если не сотен лет, назад были подробно описаны в уголовном законодательстве. Что касается Добкина и Кернеса с их «Жилкомсервисом», так об этом можно прочитать в статье, описывающей мошенничество. А манипуляции с нормами водопотребления, произведенные в период правления Пилипчука и Шумилкина по форме практически полностью совпадают с обвинениями, предъявленными Юлии Тимошенко и Юрию Луценко. И если последние сидят в колониях, то непонятно, почему харьковские мэры гуляют на свободе.
На этом рассказ Михаила Гаевского заканчивается. А мне остаётся лишь выразить восхищение такими харьковскими нормами коммунального оброка. Или, если угодно, возмущение. Придерживаясь этих «норм» – запросто можно каждый день купать дома слона. А оплаты за уборку придомовой территории, утечки воды и тепла хватит, чтобы слона кормить и выгуливать. В общем, за такие деньги каждый может содержать по персональному зоопарку. И вряд ли ситуация с коммунальными поборами в остальных городах и весях сильно отличается от харьковской. А раз так – может властям пора бы уже отчитаться, кто кому и сколько должен? Для начала.