Главная
Жить по-старому
«Жить по-новому». Сколько горькой иронии и ядовитого сарказма породил этот лозунг! Особенно теперь, когда все обсудили годовщину вступления Петра Порошенко в должность и подвели первые итоги его президентства. Отдельные резонансные назначения из числа варягов пока не смогли переломить ситуацию. Где новая украинская элита? Где смелые реформы? Где решительные преобразования? За что стояли на Евромайдане?
Действительно – за что? Без ответа на этот вопрос трудно оценивать текущее положение, и ответ не столь очевиден, как может показаться.
В массовом сознании Евромайдан ассоциируется с движением за радикальные перемены и радикальное обновление страны. Но это не совсем так – точнее, совсем не так. Наоборот, зимой 2013-2014 годов Майдан сопротивлялся радикальным переменам. А инициировал их тогдашний президент Виктор Янукович.
В каком-то смысле Виктора Федоровича можно назвать главным украинским революционером. Именно он, понукаемый кремлевскими товарищами, попытался разрушить прежний порядок и создать нечто новое. С разворотом внешней политики на 180 градусов, с уничтожением внутриполитической конкуренции, с построением полицейского государства и введением несменяемого правления.
Фактически это была своеобразная революция сверху, призванная превратить Украину в мини-Россию. И она встретила сопротивление как в украинском обществе, так и среди отечественных элит.
Внезапный отказ от евроинтеграции и рывок в объятья Москвы шокировал нас именно потому, что до этого Украина – в том числе и Украина Януковича – годами декларировала совершенно другой курс.
Жестокое избиение студентов потрясло страну именно потому, что ничего подобного в Украине раньше не было. И миллионы граждан понимали, что если не восстать против этих инноваций, то отныне так будет всегда.
По существу Евромайдан был не революционным, а охранительным протестом. С таким же основанием можно назвать «революционерами» русских белогвардейцев, выступивших против большевистской власти и ее насильственных экспериментов.
Но охранительный характер Майдана с самого начала оказался за пределами российского понимания. Ибо для России все шаги, предпринимаемые Януковичем, были нормой. А для Украины – экстремистской политикой, ломкой сложившихся устоев и попиранием всех отечественных традиций.
В 2010-2012 годах украинцев неоднократно пытались вывести на улицы. Прогрессивные умы мечтали о новой элите, ругали коррупцию и отсталость, грезили о реформах и членстве Украины в ЕС.
Однако жажда перемен так и не смогла мобилизовать пассивное и разочарованное общество. А неприятие перемен – смогло. Сотни тысяч людей вышли на Майдан, чтобы защитить старую Украину, которая при всех своих недостатках была уютнее и человечнее пророссийской химеры, создаваемой Януковичем и Ко.
Но от консервативного протеста нельзя ждать слишком многого, какими бы героическими жертвами он ни сопровождался.
Логичным итогом Евромайдана стало бы устранение президента-экстремиста и возвращение украинской жизни в привычное русло.
С традиционной многовекторностью вместо безоговорочного подчинения Кремлю.
С конкурирующими олигархами вместо монолитной Семьи.
С политическими дебатами вместо баррикад.
С избирательными бюллетенями вместо дубинок «Беркута» и коктейлей Молотова.
Этот результат был практически достигнут, и после бегства Януковича страна готовилась повторить путь, пройденный в 2005 году. Скорее всего, второй Майдан принес бы те же плоды, что и первый, разочаровав отечественных пассионариев и прогрессистов. Но последовало вооруженное вмешательство РФ, и выяснилось, что пути назад у нас нет.
В феврале 2014-го на сцену вышел еще больший революционер и радикал, нежели обезвреженный Янукович. В отличие от Виктора Федоровича, Владимир Владимирович вознамерился ликвидировать не только привычную Украину, но и привычный мировой порядок.
Аннексия Крыма и гибридная война на Донбассе перевернули наше представление о реальности. Вместо возвращения в старую комфортную среду мы очутилась в абсолютно экстремальных условиях.
И прежняя Украина – мягкая, расслабленная, беззубая, компромиссная – оказалась нежизнеспособной.
Принято считать, будто Евромайданом воспользовались «не те люди», пришедшие на Банковую и Грушевского после свержения Януковича. Это не вполне верно.
Консервативный по своей сути, Майдан привел к власти именно тех, кого и должен был привести, – политиков старой формации. Однако в новой военной реальности им пришлось играть совершенно несвойственные роли.
Ушлые бизнесмены должны стать самоотверженными патриотами, унылые чиновники – талантливыми командирами, мастера политических междусобойчиков – гениальными стратегами. Получается, прямо скажем, неубедительно.
Украинский истеблишмент напоминает героя кинокартины «Ярость» – молодого стенографиста, по ошибке зачисленного пулеметчиком в экипаж танка М4. «Меня учили печатать со скоростью 60 слов в минуту, а не стрелять по мертвым фрицам!» – жаловался этот незадачливый персонаж.
Отечественная элита тоже не училась ничему тому, что жизненно необходимо Украине в настоящий момент. Умения и навыки, приобретенные в кулуарах Верховной Рады, бесполезны не только на Донбассе, но и в Минске.
По утверждению украинского руководства, война тормозит реформы и мешает жить по-новому. Но в действительности война мешает жить по-старому.
Чего греха таить, этого желала бы не только правящая верхушка, но и значительная часть общества. Во всяком случае, Петр Порошенко, получивший без малого десять миллионов голосов, даже в момент избрания не выглядел смелым реформатором. Зато многие избиратели связывали его солидную фигуру с мирным временем, со спокойным довоенным существованием.
Увы, за год президентства Петра Алексеевича стало очевидно, что вернуться в прошлое невозможно. В новом мире, возникшем после аннексии Крыма, нет места для прежней Украины. Остается лишь двигаться вперед, иначе мы будем раздавлены под колесами истории.
Нынешнюю Украину не назовешь революционной страной, удушаемой консервативным соседом. Это не Венгрия-1956 и даже не Чехословакия-1968. Украинская трагедия – иного рода.
Перед нами страна, которую вполне устраивал статус-кво. Она жила тихо и скромно, терпела коррупцию и застой, вяло ругала власть имущих, довольствовалась относительными политическими свободами и декларативным движением в Европу. Но строители новой империи решили, что без этой страны амбициозный имперский проект не состоится.
Ей не оставили выбора. И теперь страна должна измениться или погибнуть – третьего не дано.
- Информация о материале
Тролейбусники Харкова не помітили розпилу 2 мільйонів між братами
КП «Тролейбусне депо №2» м.Харкова 11 червня уклало угоду з ПП «Трак-Шина-Сервіс» на поставку пневматичних шин на 1,88 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель». Замовлено 322 шини. Характеристики шин подано у таблиці нижче. Всупереч закону про держзакупівлі, ціни на окремі види шин не вказано.
ПП «Трак-Шина-Сервіс» володіють Тетяна Шкавро і Сергій Леонідович Овчаренко.
Конкурентом було ТОВ «ВІЛС Україна» Артема Шевцова і Владислава Леонідовича Овчаренка.
Сергій Овчаренко походить із селища Краснопілля Сумської області, пізніше мав харківську прописку.
За даними держреєстру, Владислав Овчаренко досі прописаний в Краснопіллі за тою ж адресою, де свого часу був зареєстрований Сергій Овчаренко.
| Найменування товару | Індекс навантаги |
Індекс швидкості | Кількість |
| Пневматична шина 11 R 22,5 | не менший за 146/143 | J | 72 |
| Пневматична шина 12.00 R 20 | не менший за 154/149 | J | 160 |
| Пневматична шина 275/70R22,5 | не менший за 148/145 | J,К,М | 90 |
- Информация о материале
Информационное ноль-пространство
Не существует никакого отдельно взятого украинского информационного пространства, как не может быть отдельно взятого украинского воздуха. Даже если этот бред попытаться законодательно оформить, как у нас сплошь и рядом случается с информацией, граждане все равно будут предательски дышать тем, что есть. Кроме продвинутых адептов информационной пранаямы, массам в целом глубоко плевать, откуда дует ветер — с востока или запада, и что он там несет. Дышать они все равно будут, да хоть и с вредом для здоровья. Они Минздрав не слушают, а Минстець — и подавно.
Не существует никаких изощренных «нанотехнологий зомбирования». Есть обычные человеческие лень, жадность и трусость, невежество и глупость, ревность и зависть, тщеславие и гордыня. Свойства древние, как сам человек. Но из-за этих же свойств человек толпы не может себе признаться в их наличии. Это уже признак незаурядного разума, индивидуальности. Поэтому толпа обычно приписывает все свои неудачи исключительно обстоятельствам непреодолимой силы. Хоть Олимпу, хоть Вашингтону, хоть Кремлю — нужное подчеркнуть. Справедливости ради следует отметить, что по ту сторону линии фронта точно так же, как и у нас, на этом поприще самоотверженно трудятся десятки и сотни высокооплачиваемых «лохотронщиков». Они выкачивают из бюджета немалые деньги под гонку интеллектуальных вооружений, способных поразить, в основном, лишь умы деньгодателей.
Кстати, самого понятия «информационная война» уже не существует в цивилизованном военном мире. Термин появился в 1976 году в документах корпорации «Боинг». В документы Минобороны США впервые попал в 1991 году во время операции «Буря в пустыне» и активно начал ротироваться в прессе в 1992-м. Но шесть лет спустя Министерство обороны США уже вводит в действие «Объединенную доктрину информационных операций», изменив первоначальное название «Объединенная доктрина информационной войны».
Дело в том, что термин «информационная война» как производное от «холодной войны» предусматривал биполярный мир, в котором существовала стратегия массовых превентивных ударов, одномоментное выведение из строя узлов управления и так далее. Соответственно «информационная «война» предполагала комплексные удары по системе государственного и военного управления противостоящей стороны, по ее военно-политическому руководству.
Но международный терроризм показал, что главной мишенью в современных угрозах являются не генералы и чиновники, а обычные люди — их умы и сердца. Соответственно сейчас говорят либо об информационно-компьютерных технологиях (ICT), либо об «информационных влияниях» в самом широком смысле слова.
Даже само слово «операции» интенсивно изымается из лексикона армейских информационно-психологических подразделений (кстати, активно выводящихся за штат), вызывая публичное недовольство ветеранов PSYOP. Все стало гораздо тише, незаметнее, мягче. И эффективнее. Но такова современная реальность. К которой мы, по всей видимости, не имеем никакого отношения.
Перечисление того, чего у нас нет, могло бы занять столько же места, как список кораблей в «Илиаде» Гомера. Только наш список будет не такой красивый.
К информации у наших чиновников отношение примерно такое же, как к культуре.
Под культурой вообще-то понимается набор поведенческих кодов. Они предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него тем самым управленческое воздействие. То есть культура — это поведение. Иногда эти люди так переполнены переживаниями, что они выплескиваются в виде художественных произведений разной ценности. Но чиновники именно это и считают культурой. Особенно фольклорно-этнографическую часть этого продукта. Она и так существует, за ее «плекання» удобно: а) отчитываться; б) просить деньги. Мир такой душевной архаике всегда умиляется и денег дает (поскольку наши уже украдены). Это же не на «Джевелины», чего уж там. Пусть потанцуют и споют.
Информация — точно так же. Какие-то попытки год спустя чего-то поотключать или запретить напоминают гнев персидского царя Кира, велевшего высечь море цепями, потому что оно потопило его флот. И воины, да, выстроились по береговой линии и лупили прибой цепями. Практически инфо-воины, поскольку история дошла до наших дней через более чем две с половиной тысячи лет.
Информация — это не внешний импульс. Это результат его прохождения через органы чувств с вызыванием обратной реакции. Эта обратная реакция предопределена его образованием и воспитанием в первую очередь, а не силой или качеством сигнала, не говоря уж о политических преференциях. «Излучатели Эрнста» и «излучатели Шустера» работают на одних и тех же ментальных частотах. Но если человек и его собака или кошка будут одновременно смотреть фрик-шоу, то у человека в итоге возникнут какие-то интенсивно подавляемые рвотные реакции, а виновных за свое состояние он найдет извне, ни в коем случае не виня себя за глупость. А более психически здоровое животное, игнорируя мерцающий объект, все это время будет просто тоскливо думать о корме или прогулке.
Информационная политика, которая занимается исключительно медиапродуктом, его оценкой, обсуждением, разрешениями и запретами — это, безусловно, политика. Только не ХXI, а ХХ века, то есть — века прошлого. Наличие спутниковых тарелок и Интернета делает эту напыщенную возню еще более глупой оттого, что ее спикеры даже не понимают, насколько комично выглядят.
Начиная с позорной сдачи Крыма и властного заговора молчания на эту тему, на фоне массового саботажа и предательства, длящихся более года, вранья и украшательства так и не возникло понятной народу концепции новой, революционной Украины. Начиная с определения ее восточных границ. И, главное, действий, немедленно следующих за этими определениями.
Понятной народу, Петро.
Большое количество красивых текстов, добротно написанных и произнесенных с театральным придыханием, не стоят бумаги, на которой они написаны, если за ними не следуют подкрепляющие действия. В течение трех-четырех дней, иначе «поле непрерывности» в сознании размыкается, и полярность возможного результата меняется на обратную. То есть пустые заявления о благих намерениях эффективно вымащивают дорогу известно куда.
Украинская информационная политика — это какая-то коллективная подростковая мастурбация с видом на Брюссель и Вашингтон. Рисуемая картина страны, особенно касаемо Востока — это просто оперетта какая-то. На этом унылом фоне слова и дела Геннадия Москаля выглядят поведением былинного богатыря, хотя это нормальная поведенческая реакция нормального ответственного человека.
Дожились.
Чем больше народу становится понятно, что вся сложность и запутанность восточной войны, ее затянутость — рукотворные, чем больше он хочет (а уже понемногу и требует) простых, понятных и быстрых решений — начиная с кадровых и заканчивая военными.
Понятно, что в этой информационной политике мы не особо субъектные, а неумело обслуживаем евроатлантическую парадигму. Она, впрочем, предоставляет пространство для маневра, но только сильным. Лохам там скидки не предусмотрены. Тем более что при этом, как в анекдоте про портного на королевском троне — всем стало очевидно, что нашим «хочется еще немножко пошить».
Как карта ляжет при таком раскладе? Времени нет. Терпение заканчивается. Информация переливается из одного чиновничьего кармана в другой, чудесным образом оставляя в нем наше бабло. Чиновники напыщенно хамят, когда их ловят на явных глупостях. «Пятая колонна» успешно плодится и качественно развивается, благодаря эволюционной выбраковке силовиками. Они же садовники, а не генетики, если продолжать сравнение.
Но разные ветви власти продолжают лихорадочно себе шить в информационном пространстве. В итоге информационный ход с Жебривским — слабый, с Саакашвили — сильный. Заявления по БРСМ от Наливайченко — сильные, от Авакова по танкеру с контрабандой — слабые. И так везде, так постоянно. Это не сдерживания и противовесы, а лечение хромоты слепотой, причем публичное. Во всем информационном пространстве, которое, напомню, как воздух — без границ.
В одномерном пространстве есть только одно измерение — длина, и только два направления — вперед и назад. Это наша теперешняя информационная политика. В двухмерном пространстве есть еще и ширина. Грядущая широта взглядов на события, европейская (да хотя бы восточноевропейская) система координат — это ближайшее и вполне вероятное будущее, просто при нем все существующие чиновники будут сданы в какой-нибудь аппаратный музей для «плекання», и, возможно, Запад даже даст денег на их резервационное содержание.
Чтобы пели и плясали, но не мешали.
В трехмерном пространстве добавляется еще категория времени. Это не рачье пучеглазие в прошлые века, а умение мыслить вперед — категориями глобальных изменений, с пониманием своей роли, места и ответственности в мировой истории.
Говорят, что некоей фантастической нуль-транспортировкой можно пробить пространство и время и все же выйти если не в другое измерение, то хотя бы приблизить будущее.
Говорят, есть выход и в четвертое измерение.
Наверное, в нашем информационном случае туда сначала следует добавить совесть.
- Информация о материале
Зачем собирать портфели
Хотя основная задача парламентариев — работа над законопроектами, многие депутаты взваливают на себя кучу дополнительных обязанностей. При этом на законотворчество может просто не хватать времени. Пустые кресла депутатов-прогульщиков — это лишь наиболее очевидное проявление проблемы низкого качества и в то же время низких темпов законодательной работы. Сейчас, когда задекларировано столь много реформ, проблема стоит особенно остро.
Голосования срываются не только на пленарных заседаниях Верховной Рады, но и при рассмотрении законопроектов в парламентских комитетах. А среди тех депутатов, которые все-таки присутствуют, далеко не каждый в курсе обсуждаемых вопросов. Многие не успевают ознакомиться ни с самими законопроектами, ни хотя бы с пояснительными записками авторов и выводами главного научно-экспертного управления ВР. Какую-то часть этой работы берут на себя помощники-консультанты депутатов, но составленные ими аналитические записки нередко тоже остаются непрочитанными. Подготовка собственных законопроектов также ведется в спешке или вообще не ведется.
Помимо банальных прогулов есть еще два фактора, отвлекающих депутатов от законотворческой работы. Во-первых, это участие в специальных комиссиях — постоянной (по вопросам приватизации) и временных. Как свидетельствует опыт парламентов прошлых созывов, толку от спецкомиссий обычно мало, зато их деятельность является отличным поводом для самопиара.
Во-вторых, есть множество групп по межпарламентским связям и парламентских ассамблей. Их общее число — 68. Наиболее популярен Китай — в соответствующую группу записались 183 депутата, то есть почти половина Верховной Рады. 130 украинских депутатов хотят контактировать с конгрессом США, 108 — с сеймом и сенатом Польши (в группе по связям и в межпарламентской ассамблее), 88 — с бундестагом Германии, 84 — с парламентом Франции, 81 — с британским парламентом. Иногда складывается впечатление, что план зарубежных поездок гораздо важнее календарного плана сессии.
В среднем каждый депутат Верховной Рады имеет, помимо членства в каком-нибудь комитете, еще пять парламентских портфелей (не считая внутрифракционных постов). Но распределены они очень неравномерно.
Чемпионом нынешнего парламента по количеству должностей является Лилия Гриневич из «Народного фронта». Она числится членом 16 органов, созданных парламентом, и еще двух органов, созданных Президентом и правительством. Прежде всего она возглавляет комитет ВР по вопросам науки и образования, что уже подразумевает огромную нагрузку. Тем поразительней ее дополнительные обязанности.
Она является замруководителя группы по межпарламентским связям с Канадой и членом еще 13 подобных групп, поддерживающих связи с парламентами Великобритании, Германии, Грузии, Китая, Кореи, Литвы, Польши, США, Турции, Финляндии, Франции, Черногории и Чехии. Кроме того, Лилия Михайловна стала членом временной спецкомиссии ВР по вопросам будущего, созданной 22 апреля нынешнего года. Президент Петр Порошенко доверил Гриневич как председателю парламентского комитета участвовать в работе Национального совета реформ, а Кабмин включил ее в состав Аккредитационной комиссии, полномочной определять уровни аккредитации высших учебных заведений.
14 парламентских должностей имеет Александр Онищенко из группы «Воля народа», по 13 — Владимир Бандуров из той же группы, Александр Кодола из «Народного фронта» и Дмитрий Шлемко из «Батькивщины», по 12 — Ирина Геращенко из Блока Петра Порошенко (вдобавок к парламентским обязанностям, среди которых — руководство комитетом ВР по вопросам европейской интеграции, она является Уполномоченным Президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях и, кроме того, постоянным членом Национального совета реформ), Анна Гопко из «Самопомощи» (как глава комитета ВР по иностранным делам она также участвует в работе Национального совета реформ), ее коллега по фракции Алексей Скрипник и Наталия Королевская из «Оппозиционного блока». Восемь представителей разных фракций и внефракционных имеют по 11 парламентских портфелей, еще 20 депутатов взяли на себя по десять должностей.
Чрезмерная дополнительная активность в ущерб основным обязанностям — это грех, с которым бороться очень трудно. Например, давно витает в воздухе идея каждую сессию хотя бы на месяц запрещать парламентариям любую деятельность, кроме законодательной. Но депутаты всегда категорически отказывались наложить на себя.
- Информация о материале
Розшукуваний за незаконне збагачення Злочевський розширяє газовий бізнес в Україні
ТОВ «Перша Українська газонафтова компанія» отримала дозвіл на розроблення технічної документації із землеустрою для експлуатації двох ділянок на Огульцівському газоконденсатному родовищі на Харківщині. Відповідні розпорядження 12 червня підписав віце-губернатор Харківської області Марк Беккер.
Згідно першому розпорядженню, фірма має зробити документацію для отримання у користування земельної ділянки площею 0,39 га за межами міста Люботин Харківського району. На цій ділянці планується ввести в дію свердловину № 4 – Караванська Огульцівського газоконденсатного родовища.
З другого розпорядженняБеккера стало відомо, що «Перша Українська газонафтова компанія» хоче отримати в експлуатацію земельну ділянку площею 0,97 га. На ній планують розмістити установку комплексної підготовки газу. Мова йде також про Огульцівське газоконденсатне родовище.
Тепер в місячний термін фірма повинна заключити договір на розробку технічної документації землеустрою щодо встановлення меж земельної ділянки в натурі (на місцевості).
ТОВ «Перша Українська газонафтова компанія» належить кіпрській «Бурізма Холдінгз лімітед» та ТОВ «Енерго-сервісна компанія Еско-Північ». В єдиному держреєстрі кінцевим бенефіціаром газовидобувної компанії вказаний екс-міністр екології та природних ресурсів Микола Злочевський.
«Перша Українська нафтогазова компанія» має спеціальний дозвіл на промислову розробку Огульцівського родовища, який дійсний до 30 грудня 2031 року. Дозвіл був виданий, коли Злочевський був міністром. За данимиЗМІ, на родовищі екс-міністр веде активний видобуток.
З 2010 року до квітня 2012 року Микола Злочевський обіймав посаду міністра екології та природних ресурсів України. З 2012 по 2014 рр. він був заступником секретаря РНБО. На початку поточного року в Генпрокуратурі повідомили, що Злочевський знаходиться в розшуку, а на його рахунках у Великобританії заарештовано $23 млн. Йому було оголошено підозру за статтею незаконне збагачення.
За даними ЗМІ, Злочевський контролює близько десятка компаній з видобутку нафти і газу, контроль над якими здійснюється через Burisma Holdings. На сайті цієї компанії сказано, що їй належить 26% приватного газовидобутку України.
- Информация о материале
Запрет на пропаганду
Как известно, в апреле с. г. Верховная Рада Украины приняла 4 декоммунизационных закона, которые направлены на недопущение повторения преступлений коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, любой дискриминации по национальному, социальному, классовому, этническому, расовому либо другому признаку в будущем, восстановление исторической и социальной справедливости, устранение угрозы независимости, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности Украины. Относительно недавно, 27 мая Кабмин утвердил Порядок, по которому будет проводиться правовая экспертиза на предмет несоответствии деятельности, наименования и/или символики юридического лица, политической партии, ее областной, городской, районной организации или иного структурного образования требованиям закона.
Самым резонансным из этого пакета стал Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», согласно которому запрещены символы коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, в т. ч. флаги, изображения и пр. атрибуты, в которых представлены серп и молот вместе, серп, молот и пятиконечная звезда, плуг, молот и пятиконечная звезда. Кроме того, запрещены гимн и фрагменты гимна СССР и его республик. Запрет распространяется и на сувенирную продукцию коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режимов.
Почему было решено запретить пропаганду коммунистического режима и его символики? Авторы названного закона поясняют, что коммунистический режим является тоталитарным и преступным, причем особенно это касается периода с 1917 по 1991 г. Преступность его заключается в проведении политики государственного террора, многочисленных убийствах, казнях, депортации, пытках, принудительном труде, преследовании по этническим, национальным, религиозным, политическим и другим мотивам и пр. В связи с такими противоправными действиями коммунистический режим осуждается, его пропаганда или использование символики отныне считается надругательством над памятью миллионов жертв.
Что несет Закон?
Для предпринимателей
Неприятная новость для предпринимателей, которые в своем оформлении или названии используют атрибуты советской эпохи: им придется пересмотреть оформление или название своих заведений, поскольку законом предусмотрено прекращение деятельности юридических лиц, которые распространяют или пропагандируют коммунистические или национал-социалистические (нацистские) тоталитарные режимы или использует их символику. Кроме того, юрлица, занимающиеся производством или продажей предметов указанной тематики, должны прекратить такую деятельность. Исключение составляют лишь объекты антикварной торговли.
В течение месяца со дня вступления в силу Закона (21.05.2015) такие юрлица обязаны привести свои учредительные документы, наименование и/или символику в соответствие с требованиями законодательства. При этом они освобождаются от уплаты административного сбора при государственной регистрации изменений в учредительных документах.
Владельцам знаков для товаров и услуг, которые на момент вступления Закона в силу содержат символику указанных режимов, дается 6 месяцев на приведение таких знаков в соответствие с законом.
В исторической и научной среде
Запрет на использование коммунистической и национал-социалистической символики не коснется экспозиций музеев, тематических выставок, научных, учебных пособий и учебников и пр. материалов образовательного и научного характера при условии, что это не приводит к отрицанию преступного характера коммунистического тоталитарного режима 1917–1991 гг. и нацистского тоталитарного режима. Не запрещается использовать данную символику и во время научных исследований и распространения их результатов не запрещенным законодательством Украины способом, а также, к примеру, на надгробиях, памятниках и памятных знаках, расположенных на территории кладбищ, во время реконструкций исторических событий. Коллекционеров такой символики запрет также не коснется.
Для СМИ
На телевидении и радио запрещено распространение материалов, которые создают положительный имидж людям, занимавшим высокие посты в коммунистической партии, начиная с должности секретаря райкома и выше. Исключением будут лишь случаи, связанные с развитием украинской науки и культуры. Запрещены также материалы, в которых оправдываются деятельность советских спецслужб, установление советской власти на территории Украины или в ее отдельных административно-территориальных единицах, преследование участников борьбы за независимость Украины в XX в.
Так что теперь документальные фильмы об ударных методах сбора урожая в 30-е гг. на территории Украины, о раскулачивании, отправке добровольцев-активистов покорять целину, а также о мудрости и гении советского руководства будут строго запрещены.
Уголовная ответственность
В случае, если вы захотите публично исполнить гимн СССР, его фрагмент или гимн одной из союзных республик, готовьтесь к ограничению свободы на срок до 5 лет или лишению свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой. Если советский гимн исполнил представитель власти, или простой гражданин решил спеть его повторно или в составе организованной группы (так сказать, народного хора), им грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без нее. Такое же наказание ждет тех, кто исполнит советский гимн с использованием средств массовой информации.
Хотя петь, в принципе, не обязательно – достаточно просто публично использовать атрибуты или символику советской эпохи, которые запрещены названным выше законом. Причем под определение символики попали и девизы коммунистической партии, и цитаты ее руководителей.
Влияние закона на избирательное право
Несколько ограничивает новый закон и избирательное право. Например, право баллотироваться на выборах в качестве кандидата в депутаты или на пост Президента кандидатов, которые были выдвинуты партиями, использующими перечисленные выше символы или имеющими отношение к коммунистическим и национал-социалистическим (нацистским) тоталитарным режимам. И, конечно же, запрещено использовать коммунистические или нацистские символы в избирательном процессе.
Демонтаж памятников
Среди прочего, законом определен порядок демонтажа памятников, которые пропагандируют вышеуказанные режимы или их символы. Так, должны быть снесены памятники советских деятелей (к примеру, Ленина, Дзержинского, Котовского и пр.), а также памятники и памятные знаки, посвященные знаменательным событиям коммунистической партии. На их демонтаж дается 6 месяцев. Исключением стали памятники и памятные знаки, которые увековечивают изгнание из Украины фашистских оккупантов.
Изменение географических названий
Географические названия, которые были созданы или изменены в честь деятелей или памятных дат коммунистического режима (к примеру, 40-летия Октября), также подпадают под понятие коммунистической символики. А ведь на сегодняшний день практически в каждом городе улиц и площадей с такими названиями наберется не один десяток. И если в небольших городах и селах переименовать их сравнительно просто, то как быть с изменением названий самих городов, а тем более областных центров? Дело это довольно хлопотное и затратное. Хотя прецеденты в Украине уже есть: бывший Ворошиловград давно стал Луганском, а город Жданов – Мариуполем.
Согласно новому закону, местные органы власти населенных пунктов, в названии которых есть коммунистическая символика, должны в течение 6 месяцев провести общественные слушания и подать на рассмотрение парламента свои предложения по переименованию. А у Верховной Рады будет 3 месяца на принятие решения по данному вопросу. Т. е. до конца года вопрос с переименованием городов и сел должен быть решен.
Изменять названия улиц и парков должны соответствующие городские и сельские советы. Если же местные депутаты этого не сделают, решение должен принять мэр города, сельский председатель или губернатор. Последней инстанцией является Кабинет министров. Подобная процедура применяется и к демонтажу памятников.
Комментарии
Александр Мороз, председатель Верховной Рады Украины в 1994–1998, 2006–2007 гг.
– Считаю, что время для этих законов выбрано неподходящее, поскольку в Украине очень непростая ситуация, и сегодня нужно консолидировать общество. По моему мнению, принимать такие законы не стоило, ведь есть предмет истории и предмет законодательства. Мы все пытаемся вернуться назад, копаемся в своей истории вместо того, чтобы делать то, что необходимо обществу. Все требования Майдана и обещания политиков на Майдане отложены на потом.
Владимир Вятрович, директор Украинского института национальной памяти
– На мой взгляд, принятие этого закона – очень важная веха, к которой Украина шла долгих 23 года. И если кто-то считает, что эти законы были приняты очень быстро, напомню, что 4 закона за 24 года – это не слишком высокий темп. Законы о декоммунизации – неотделимая часть реформ посткоммунистической страны. Посмотрите на Чехию, Словакию, Польшу, Венгрию – в этих странах практически сразу после падения коммунистических режимов проводились декоммунизация и важные экономические реформы. Нельзя говорить, что нужны только экономические реформы или только декоммунизация – это вещи неотъемлемые и абсолютно зависимые друг от друга.
Если мы не преодолеем последствия тоталитарного прошлого, оно будет жить в нас и пытаться взять реванш. Хороший пример того, к чему может привести неопределение тоталитарного прошлого – как раз правление Виктора Януковича. Он вслед за Россией начал реабилитировать советское прошлое, ставить в пример руководителей советского государства и закончил тем, что стал использовать методы СССР в современности.
А по поводу того, что в государстве возможны разногласия и споры – посмотрите, что происходит в стране, начиная от Евромайдана. Это стихийная десоветизация! Декоммунизация, начатая Майданом, продолжается до сих пор. Я уверен, что те «ленинопады», которые лишили Украину более 500 памятников – яркий пример того, что люди хотят разорвать связь с коммунистическим прошлым. Декоммунизация – это вопрос не только гуманитарной политики, но и безопасности нашего государства.
Опыт других стран
Венгрия
В 2000 г. в Венгрии ввели уголовную ответственность за публичное использование и демонстрацию свастики, серпа и молота, знаков СС, красной звезды или любых символов с их использованием и скрещенных стрел (знак национально-социалистической партии скрещенных стрел, созданной в 1937 г.). Такие действия наказывались штрафом. Использование перечисленных символов разрешалось лишь в образовательном процессе, научной среде и искусстве. Конституционный суд Венгрии заявил, что нарушений конституции в этих изменениях не выявил.
«Вайнай против Венгрии»
21 февраля 2003 г. заявитель, будучи на момент рассмотрения дела заместителем председателя Венгерской рабочей партии (зарегистрированной политической партии левого крыла), выступал с речью на разрешенной в установленном законом порядке демонстрации в центре Будапешта. Демонстрация проходила на месте памятника Карла Маркса, который был убран властями. На своей куртке заявитель прикрепил пятиконечную красную звезду 5 см в диаметре как эмблему международного движения рабочих. В соответствии со ст. 269/B Уголовного кодекса, полицейский патруль, присутствующий на демонстрации, потребовал от заявителя снять звезду. Заявитель выполнил это требование. Впоследствии в отношении г-на Вайнай было возбуждено уголовное дело за публичное ношение тоталитарной символики. Он был допрошен в качестве подозреваемого 10 марта 2003 г.
В своей жалобе в ЕСПЧ г-н Вайнай отметил, что в нескольких государствах-членах Евросоюза, таких как Италия, символом партий левого крыла являются красная звезда или серп и молот. Соответственно, возникает вопрос, является ли дискриминационной правовая норма, запрещающая использование символики международного рабочего движения под страхом уголовного наказания в одном государстве-члене ЕС, если демонстрация этой символики в другом государстве-члене ЕС не влечет никаких санкций.
ЕСПЧ, рассмотрев жалобу, признал ее приемлемой и постановил, что в отношении г-на Вайнай была нарушена ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Признание нарушения является достаточной справедливой компенсацией морального вреда, который был причинен заявителю. А государство-ответчик обязали в течение 3 месяцев со дня вступления решения Суда в силу выплатить заявителю 2000 евро.
В 2011 г. в деле «Фратаноло против Венгрии» ЕСПЧ снова признал аналогичное нарушение. В конце концов, 19 февраля 2013 г. Конституционный суд Венгрии признал запрет символики неконституционным.
Литва
В 2008 г. начало действовать наказание в виде административного штрафа за демонстрацию нацистских и коммунистических символов. На сегодня известны лишь 2 случая его применения, которые уже несколько лет находятся на рассмотрении в суде.
С 2010 г. начал действовать запрет и введена уголовная ответственность за отрицание преступлений коммунистического и нацистского режимов.
Польша
В 1997 г. была введена уголовная ответственность за пропаганду идеологии тоталитаризма, в т. ч. коммунистической и нацистской. Кроме того, уголовная ответственность была введена за изготовление, покупку, продажу продукции с коммунистической и нацистской символикой. В случае, если эти действия были совершены в научных, образовательных или коллекционных целях, наказание не применялось. 19 июля 2011 г. Конституционный суд Польши признал эти положения неконституционными из-за нарушения свободы слова.
Молдова
Запрет на использование коммунистических символов, в т. ч. в названии партий, юридических лиц и пр. был введен в 2012 г. Однако Конституционный суд, ссылаясь, среди прочего, на мнение Венецианской комиссии Совета Европы, признал эти положения законодательства неконституционными.
Германия
В 1956 г. Конституционный суд ФРГ запретил Коммунистическую партию Германии и ее символику, но в 1969 г. была образована новая Немецкая коммунистическая партия, которая действует и по сей день и использует коммунистические символы, в т. ч. сочетание пятиконечной звезды с серпом и молотом. Уголовной ответственности за использование запрещенных символов в образовательных или культурных целях в Германии нет.
Кроме приведенного выше небольшого перечня, еще несколько стран (например, Албания, Чехия, Италия и Словакия) приняли законы об общем запрете тоталитарной идеологии и ее символов. При этом коммунистическая идеология и ее символы отдельно не упоминались.
Есть также третья группа стран, где существует уголовная ответственность за использование только нацистской символики и исключительно нацистскую пропаганду: Австрия, Беларусь, Бразилия, Франция, РФ и некоторые другие.
Кто проверяет?
Решение о несоответствии деятельности, наименования и/или символики юридического лица, политической партии, иного объединения граждан требованиям закона принимает Минюст в определенном КМУ порядке.
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ №354 от 27.05.2015, Минюст непосредственно или через территориальные органы обеспечивает постоянный мониторинг соответствия наименований и/или символики, материалов регистрационных дел юридических лиц, политических партий, их областных, городских, районных организаций или иных структурных образований, предусмотренных уставом политической партии, иного объединения граждан, требованиям закона.
Основаниями для проведения правовой экспертизы могут быть:
обращение инициатора (физического или юрлица, объединения граждан, правоохранительных органов, органов государственной власти или местного самоуправления) о проведении правовой экспертизы;
инициатива Минюста;
решение суда, вступившее в законную силу, которым установлен факт несоответствия деятельности, наименования и/или символики требованиям закона.
Статья 436-1 УК:
«Изготовление, распространение, а также публичное использование символики коммунистического, национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, в т. ч. в виде сувенирной продукции, публичное исполнение гимнов СССР, УССР, других союзных и автономных советских республик или их фрагментов на всей территории Украины, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 4 Закона «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», –
наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой.
Те же действия, совершенные лицом, которое является представителем власти, или совершенные повторно, или организованной группой, или с использованием СМИ, –
наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой».
- Информация о материале
Страница 766 из 2102
