Как известно, в апреле с. г. Верховная Рада Украины приняла 4 декоммунизационных закона, которые направлены на недопущение повторения преступлений коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, любой дискриминации по национальному, социальному, классовому, этническому, расовому либо другому признаку в будущем, восстановление исторической и социальной справедливости, устранение угрозы независимости, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности Украины. Относительно недавно, 27 мая Кабмин утвердил Порядок, по которому будет проводиться правовая экспертиза на предмет несоответствии деятельности, наименования и/или символики юридического лица, политической партии, ее областной, городской, районной организации или иного структурного образования требованиям закона.
Самым резонансным из этого пакета стал Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», согласно которому запрещены символы коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, в т. ч. флаги, изображения и пр. атрибуты, в которых представлены серп и молот вместе, серп, молот и пятиконечная звезда, плуг, молот и пятиконечная звезда. Кроме того, запрещены гимн и фрагменты гимна СССР и его республик. Запрет распространяется и на сувенирную продукцию коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режимов.
Почему было решено запретить пропаганду коммунистического режима и его символики? Авторы названного закона поясняют, что коммунистический режим является тоталитарным и преступным, причем особенно это касается периода с 1917 по 1991 г. Преступность его заключается в проведении политики государственного террора, многочисленных убийствах, казнях, депортации, пытках, принудительном труде, преследовании по этническим, национальным, религиозным, политическим и другим мотивам и пр. В связи с такими противоправными действиями коммунистический режим осуждается, его пропаганда или использование символики отныне считается надругательством над памятью миллионов жертв.
Что несет Закон?
Для предпринимателей
Неприятная новость для предпринимателей, которые в своем оформлении или названии используют атрибуты советской эпохи: им придется пересмотреть оформление или название своих заведений, поскольку законом предусмотрено прекращение деятельности юридических лиц, которые распространяют или пропагандируют коммунистические или национал-социалистические (нацистские) тоталитарные режимы или использует их символику. Кроме того, юрлица, занимающиеся производством или продажей предметов указанной тематики, должны прекратить такую деятельность. Исключение составляют лишь объекты антикварной торговли.
В течение месяца со дня вступления в силу Закона (21.05.2015) такие юрлица обязаны привести свои учредительные документы, наименование и/или символику в соответствие с требованиями законодательства. При этом они освобождаются от уплаты административного сбора при государственной регистрации изменений в учредительных документах.
Владельцам знаков для товаров и услуг, которые на момент вступления Закона в силу содержат символику указанных режимов, дается 6 месяцев на приведение таких знаков в соответствие с законом.
В исторической и научной среде
Запрет на использование коммунистической и национал-социалистической символики не коснется экспозиций музеев, тематических выставок, научных, учебных пособий и учебников и пр. материалов образовательного и научного характера при условии, что это не приводит к отрицанию преступного характера коммунистического тоталитарного режима 1917–1991 гг. и нацистского тоталитарного режима. Не запрещается использовать данную символику и во время научных исследований и распространения их результатов не запрещенным законодательством Украины способом, а также, к примеру, на надгробиях, памятниках и памятных знаках, расположенных на территории кладбищ, во время реконструкций исторических событий. Коллекционеров такой символики запрет также не коснется.
Для СМИ
На телевидении и радио запрещено распространение материалов, которые создают положительный имидж людям, занимавшим высокие посты в коммунистической партии, начиная с должности секретаря райкома и выше. Исключением будут лишь случаи, связанные с развитием украинской науки и культуры. Запрещены также материалы, в которых оправдываются деятельность советских спецслужб, установление советской власти на территории Украины или в ее отдельных административно-территориальных единицах, преследование участников борьбы за независимость Украины в XX в.
Так что теперь документальные фильмы об ударных методах сбора урожая в 30-е гг. на территории Украины, о раскулачивании, отправке добровольцев-активистов покорять целину, а также о мудрости и гении советского руководства будут строго запрещены.
Уголовная ответственность
В случае, если вы захотите публично исполнить гимн СССР, его фрагмент или гимн одной из союзных республик, готовьтесь к ограничению свободы на срок до 5 лет или лишению свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой. Если советский гимн исполнил представитель власти, или простой гражданин решил спеть его повторно или в составе организованной группы (так сказать, народного хора), им грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без нее. Такое же наказание ждет тех, кто исполнит советский гимн с использованием средств массовой информации.
Хотя петь, в принципе, не обязательно – достаточно просто публично использовать атрибуты или символику советской эпохи, которые запрещены названным выше законом. Причем под определение символики попали и девизы коммунистической партии, и цитаты ее руководителей.
Влияние закона на избирательное право
Несколько ограничивает новый закон и избирательное право. Например, право баллотироваться на выборах в качестве кандидата в депутаты или на пост Президента кандидатов, которые были выдвинуты партиями, использующими перечисленные выше символы или имеющими отношение к коммунистическим и национал-социалистическим (нацистским) тоталитарным режимам. И, конечно же, запрещено использовать коммунистические или нацистские символы в избирательном процессе.
Демонтаж памятников
Среди прочего, законом определен порядок демонтажа памятников, которые пропагандируют вышеуказанные режимы или их символы. Так, должны быть снесены памятники советских деятелей (к примеру, Ленина, Дзержинского, Котовского и пр.), а также памятники и памятные знаки, посвященные знаменательным событиям коммунистической партии. На их демонтаж дается 6 месяцев. Исключением стали памятники и памятные знаки, которые увековечивают изгнание из Украины фашистских оккупантов.
Изменение географических названий
Географические названия, которые были созданы или изменены в честь деятелей или памятных дат коммунистического режима (к примеру, 40-летия Октября), также подпадают под понятие коммунистической символики. А ведь на сегодняшний день практически в каждом городе улиц и площадей с такими названиями наберется не один десяток. И если в небольших городах и селах переименовать их сравнительно просто, то как быть с изменением названий самих городов, а тем более областных центров? Дело это довольно хлопотное и затратное. Хотя прецеденты в Украине уже есть: бывший Ворошиловград давно стал Луганском, а город Жданов – Мариуполем.
Согласно новому закону, местные органы власти населенных пунктов, в названии которых есть коммунистическая символика, должны в течение 6 месяцев провести общественные слушания и подать на рассмотрение парламента свои предложения по переименованию. А у Верховной Рады будет 3 месяца на принятие решения по данному вопросу. Т. е. до конца года вопрос с переименованием городов и сел должен быть решен.
Изменять названия улиц и парков должны соответствующие городские и сельские советы. Если же местные депутаты этого не сделают, решение должен принять мэр города, сельский председатель или губернатор. Последней инстанцией является Кабинет министров. Подобная процедура применяется и к демонтажу памятников.
Комментарии
Александр Мороз, председатель Верховной Рады Украины в 1994–1998, 2006–2007 гг.
– Считаю, что время для этих законов выбрано неподходящее, поскольку в Украине очень непростая ситуация, и сегодня нужно консолидировать общество. По моему мнению, принимать такие законы не стоило, ведь есть предмет истории и предмет законодательства. Мы все пытаемся вернуться назад, копаемся в своей истории вместо того, чтобы делать то, что необходимо обществу. Все требования Майдана и обещания политиков на Майдане отложены на потом.
Владимир Вятрович, директор Украинского института национальной памяти
– На мой взгляд, принятие этого закона – очень важная веха, к которой Украина шла долгих 23 года. И если кто-то считает, что эти законы были приняты очень быстро, напомню, что 4 закона за 24 года – это не слишком высокий темп. Законы о декоммунизации – неотделимая часть реформ посткоммунистической страны. Посмотрите на Чехию, Словакию, Польшу, Венгрию – в этих странах практически сразу после падения коммунистических режимов проводились декоммунизация и важные экономические реформы. Нельзя говорить, что нужны только экономические реформы или только декоммунизация – это вещи неотъемлемые и абсолютно зависимые друг от друга.
Если мы не преодолеем последствия тоталитарного прошлого, оно будет жить в нас и пытаться взять реванш. Хороший пример того, к чему может привести неопределение тоталитарного прошлого – как раз правление Виктора Януковича. Он вслед за Россией начал реабилитировать советское прошлое, ставить в пример руководителей советского государства и закончил тем, что стал использовать методы СССР в современности.
А по поводу того, что в государстве возможны разногласия и споры – посмотрите, что происходит в стране, начиная от Евромайдана. Это стихийная десоветизация! Декоммунизация, начатая Майданом, продолжается до сих пор. Я уверен, что те «ленинопады», которые лишили Украину более 500 памятников – яркий пример того, что люди хотят разорвать связь с коммунистическим прошлым. Декоммунизация – это вопрос не только гуманитарной политики, но и безопасности нашего государства.
Опыт других стран
Венгрия
В 2000 г. в Венгрии ввели уголовную ответственность за публичное использование и демонстрацию свастики, серпа и молота, знаков СС, красной звезды или любых символов с их использованием и скрещенных стрел (знак национально-социалистической партии скрещенных стрел, созданной в 1937 г.). Такие действия наказывались штрафом. Использование перечисленных символов разрешалось лишь в образовательном процессе, научной среде и искусстве. Конституционный суд Венгрии заявил, что нарушений конституции в этих изменениях не выявил.
«Вайнай против Венгрии»
21 февраля 2003 г. заявитель, будучи на момент рассмотрения дела заместителем председателя Венгерской рабочей партии (зарегистрированной политической партии левого крыла), выступал с речью на разрешенной в установленном законом порядке демонстрации в центре Будапешта. Демонстрация проходила на месте памятника Карла Маркса, который был убран властями. На своей куртке заявитель прикрепил пятиконечную красную звезду 5 см в диаметре как эмблему международного движения рабочих. В соответствии со ст. 269/B Уголовного кодекса, полицейский патруль, присутствующий на демонстрации, потребовал от заявителя снять звезду. Заявитель выполнил это требование. Впоследствии в отношении г-на Вайнай было возбуждено уголовное дело за публичное ношение тоталитарной символики. Он был допрошен в качестве подозреваемого 10 марта 2003 г.
В своей жалобе в ЕСПЧ г-н Вайнай отметил, что в нескольких государствах-членах Евросоюза, таких как Италия, символом партий левого крыла являются красная звезда или серп и молот. Соответственно, возникает вопрос, является ли дискриминационной правовая норма, запрещающая использование символики международного рабочего движения под страхом уголовного наказания в одном государстве-члене ЕС, если демонстрация этой символики в другом государстве-члене ЕС не влечет никаких санкций.
ЕСПЧ, рассмотрев жалобу, признал ее приемлемой и постановил, что в отношении г-на Вайнай была нарушена ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Признание нарушения является достаточной справедливой компенсацией морального вреда, который был причинен заявителю. А государство-ответчик обязали в течение 3 месяцев со дня вступления решения Суда в силу выплатить заявителю 2000 евро.
В 2011 г. в деле «Фратаноло против Венгрии» ЕСПЧ снова признал аналогичное нарушение. В конце концов, 19 февраля 2013 г. Конституционный суд Венгрии признал запрет символики неконституционным.
Литва
В 2008 г. начало действовать наказание в виде административного штрафа за демонстрацию нацистских и коммунистических символов. На сегодня известны лишь 2 случая его применения, которые уже несколько лет находятся на рассмотрении в суде.
С 2010 г. начал действовать запрет и введена уголовная ответственность за отрицание преступлений коммунистического и нацистского режимов.
Польша
В 1997 г. была введена уголовная ответственность за пропаганду идеологии тоталитаризма, в т. ч. коммунистической и нацистской. Кроме того, уголовная ответственность была введена за изготовление, покупку, продажу продукции с коммунистической и нацистской символикой. В случае, если эти действия были совершены в научных, образовательных или коллекционных целях, наказание не применялось. 19 июля 2011 г. Конституционный суд Польши признал эти положения неконституционными из-за нарушения свободы слова.
Молдова
Запрет на использование коммунистических символов, в т. ч. в названии партий, юридических лиц и пр. был введен в 2012 г. Однако Конституционный суд, ссылаясь, среди прочего, на мнение Венецианской комиссии Совета Европы, признал эти положения законодательства неконституционными.
Германия
В 1956 г. Конституционный суд ФРГ запретил Коммунистическую партию Германии и ее символику, но в 1969 г. была образована новая Немецкая коммунистическая партия, которая действует и по сей день и использует коммунистические символы, в т. ч. сочетание пятиконечной звезды с серпом и молотом. Уголовной ответственности за использование запрещенных символов в образовательных или культурных целях в Германии нет.
Кроме приведенного выше небольшого перечня, еще несколько стран (например, Албания, Чехия, Италия и Словакия) приняли законы об общем запрете тоталитарной идеологии и ее символов. При этом коммунистическая идеология и ее символы отдельно не упоминались.
Есть также третья группа стран, где существует уголовная ответственность за использование только нацистской символики и исключительно нацистскую пропаганду: Австрия, Беларусь, Бразилия, Франция, РФ и некоторые другие.
Кто проверяет?
Решение о несоответствии деятельности, наименования и/или символики юридического лица, политической партии, иного объединения граждан требованиям закона принимает Минюст в определенном КМУ порядке.
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ №354 от 27.05.2015, Минюст непосредственно или через территориальные органы обеспечивает постоянный мониторинг соответствия наименований и/или символики, материалов регистрационных дел юридических лиц, политических партий, их областных, городских, районных организаций или иных структурных образований, предусмотренных уставом политической партии, иного объединения граждан, требованиям закона.
Основаниями для проведения правовой экспертизы могут быть:
обращение инициатора (физического или юрлица, объединения граждан, правоохранительных органов, органов государственной власти или местного самоуправления) о проведении правовой экспертизы;
инициатива Минюста;
решение суда, вступившее в законную силу, которым установлен факт несоответствия деятельности, наименования и/или символики требованиям закона.
Статья 436-1 УК:
«Изготовление, распространение, а также публичное использование символики коммунистического, национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, в т. ч. в виде сувенирной продукции, публичное исполнение гимнов СССР, УССР, других союзных и автономных советских республик или их фрагментов на всей территории Украины, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 4 Закона «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», –
наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой.
Те же действия, совершенные лицом, которое является представителем власти, или совершенные повторно, или организованной группой, или с использованием СМИ, –
наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой».