Хотя основная задача парламентариев — работа над законопроектами, многие депутаты взваливают на себя кучу дополнительных обязанностей. При этом на законотворчество может просто не хватать времени. Пустые кресла депутатов-прогульщиков — это лишь наиболее очевидное проявление проблемы низкого качества и в то же время низких темпов законодательной работы. Сейчас, когда задекларировано столь много реформ, проблема стоит особенно остро.
Голосования срываются не только на пленарных заседаниях Верховной Рады, но и при рассмотрении законопроектов в парламентских комитетах. А среди тех депутатов, которые все-таки присутствуют, далеко не каждый в курсе обсуждаемых вопросов. Многие не успевают ознакомиться ни с самими законопроектами, ни хотя бы с пояснительными записками авторов и выводами главного научно-экспертного управления ВР. Какую-то часть этой работы берут на себя помощники-консультанты депутатов, но составленные ими аналитические записки нередко тоже остаются непрочитанными. Подготовка собственных законопроектов также ведется в спешке или вообще не ведется.
Помимо банальных прогулов есть еще два фактора, отвлекающих депутатов от законотворческой работы. Во-первых, это участие в специальных комиссиях — постоянной (по вопросам приватизации) и временных. Как свидетельствует опыт парламентов прошлых созывов, толку от спецкомиссий обычно мало, зато их деятельность является отличным поводом для самопиара.
Во-вторых, есть множество групп по межпарламентским связям и парламентских ассамблей. Их общее число — 68. Наиболее популярен Китай — в соответствующую группу записались 183 депутата, то есть почти половина Верховной Рады. 130 украинских депутатов хотят контактировать с конгрессом США, 108 — с сеймом и сенатом Польши (в группе по связям и в межпарламентской ассамблее), 88 — с бундестагом Германии, 84 — с парламентом Франции, 81 — с британским парламентом. Иногда складывается впечатление, что план зарубежных поездок гораздо важнее календарного плана сессии.
В среднем каждый депутат Верховной Рады имеет, помимо членства в каком-нибудь комитете, еще пять парламентских портфелей (не считая внутрифракционных постов). Но распределены они очень неравномерно.
Чемпионом нынешнего парламента по количеству должностей является Лилия Гриневич из «Народного фронта». Она числится членом 16 органов, созданных парламентом, и еще двух органов, созданных Президентом и правительством. Прежде всего она возглавляет комитет ВР по вопросам науки и образования, что уже подразумевает огромную нагрузку. Тем поразительней ее дополнительные обязанности.
Она является замруководителя группы по межпарламентским связям с Канадой и членом еще 13 подобных групп, поддерживающих связи с парламентами Великобритании, Германии, Грузии, Китая, Кореи, Литвы, Польши, США, Турции, Финляндии, Франции, Черногории и Чехии. Кроме того, Лилия Михайловна стала членом временной спецкомиссии ВР по вопросам будущего, созданной 22 апреля нынешнего года. Президент Петр Порошенко доверил Гриневич как председателю парламентского комитета участвовать в работе Национального совета реформ, а Кабмин включил ее в состав Аккредитационной комиссии, полномочной определять уровни аккредитации высших учебных заведений.
14 парламентских должностей имеет Александр Онищенко из группы «Воля народа», по 13 — Владимир Бандуров из той же группы, Александр Кодола из «Народного фронта» и Дмитрий Шлемко из «Батькивщины», по 12 — Ирина Геращенко из Блока Петра Порошенко (вдобавок к парламентским обязанностям, среди которых — руководство комитетом ВР по вопросам европейской интеграции, она является Уполномоченным Президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях и, кроме того, постоянным членом Национального совета реформ), Анна Гопко из «Самопомощи» (как глава комитета ВР по иностранным делам она также участвует в работе Национального совета реформ), ее коллега по фракции Алексей Скрипник и Наталия Королевская из «Оппозиционного блока». Восемь представителей разных фракций и внефракционных имеют по 11 парламентских портфелей, еще 20 депутатов взяли на себя по десять должностей.
Чрезмерная дополнительная активность в ущерб основным обязанностям — это грех, с которым бороться очень трудно. Например, давно витает в воздухе идея каждую сессию хотя бы на месяц запрещать парламентариям любую деятельность, кроме законодательной. Но депутаты всегда категорически отказывались наложить на себя.