Лоббизм — это, конечно, не грех. При условии, что им занимаются легально. В Украине в отличие от западных стран легального лоббизма как узаконенного вида деятельности нет. Зато есть такие вполне легальные способы пролоббировать свои интересы, которые на Западе почти невозможны.
Главными субъектами лоббизма в западных странах являются специально созданные с этой целью структуры (лиги, ассоциации, палаты, союзы), которые обхаживают парламентариев, пытаясь убедить их в необходимости тех или иных законодательных решений. Украинские бизнесмены привыкли обходиться без подобных посредников. Они или продвигают в парламент своих представителей, или сами идут в депутаты, баллотируясь по мажоритарке либо покупая место в партийном списке.
Но разница не только в этом. Если посмотреть, чем занимаются в Верховной Раде депутаты из числа крупных бизнесменов и их представителей, то далеко не каждый из них засвечивает свои интересы в законопроектах или в поправках к госбюджету.
Получается, это какие-то неправильные лоббисты, их мандаты не приносят дивидендов тем, кто их купил. В таких случаях разгадка может крыться в названии комитета, куда записался данный депутат. Например, традиционно много представителей бизнеса среди членов комитета по вопросам правовой политики и правосудия. А все потому, что через этот комитет проходят вопросы избрания на должности судей бессрочно, увольнения судей, дачи согласия на задержание и арест судей. Поставить в нужном суде нужного судью, убрать или не пропустить ненужного — этим вполне можно окупить затраты на мандат.
Наконец, в каждом созыве Верховной Рады немало депутатов, которые потратились на избирательную кампанию ради того, чтобы избежать общения с правоохранительными органами. Этих парламентариев редко можно увидеть на пленарных заседаниях — да и зачем им туда ходить, если они уже успешно пролоббировали свой главный интерес, получив на пять лет депутатскую неприкосновенность.
Попытки изменить украинские традиции и внедрить цивилизованные способы лоббирования предпринимаются уже свыше пятнадцати лет. Соответствующие законопроекты вносились депутатами в апреле и ноябре 1999 года, затем в ноябре 2005-го, но так и не были приняты. Затем свой законопроект разработало Министерство юстиции. Он был одобрен правительством в декабре 2009-го, однако в парламент внесен не был. В октябре 2010-го появился новый депутатский законопроект, но его не включили в повестку дня, поскольку профильный комитет парламента в июне 2012 года рекомендовал его отклонить, аргументируя это «отсутствием готовности общества к созданию института лоббирования». То есть вину за отсутствие цивилизованного лоббизма возложили на общество.
14 октября прошлого года Верховная Рада приняла Антикоррупционную стратегию на 2014–2017 годы, где записала в качестве одной из необходимых мер законодательное определение правовых основ лоббирования. 29 апреля 2015 года Кабмин одобрил Госпрограмму по реализации Антикоррупционной стратегии. В программе есть поручение Минюсту и Нацагентству по вопросам предотвращения коррупции (оно еще не создано) до августа 2017 года разработать законопроект об урегулировании процедур лоббирования, включающий механизмы контроля и ответственности, провести его общественное обсуждение и обеспечить проведение международной экспертизы.
Принять этот закон планируется в декабре 2017 года. Следовательно, действовать он начнет не ранее января 2018-го, а полноценно заработает уже в новой Верховной Раде, которая должна быть избрана в октябре 2019-го. Нынешний парламент послужит для новых механизмов лоббизма испытательным полигоном (если, конечно, не случится досрочных выборов).
Поверят ли в возможность цивилизованного лоббизма бизнесмены, можно будет судить по тому, ввяжутся ли они вновь в борьбу за мандаты. Впрочем, если будет сохранена в нынешнем виде депутатская неприкосновенность, можно с уверенностью утверждать: ввяжутся обязательно.