Главная
Право собственности на «мозг». Что необходимо изменить Украине
Прежде чем менять экономику с сырьевой на инновационную, Украине нужно, в первую очередь на законодательном уровне, наладить систему защиты интеллектуальной собственности, в том числе авторских прав. Основной причиной пиратства стало не торможение развития информационно-коммуникационных технологий, а наша постсоветская ментальность и «бедность» – как моральная, так и материальная.
Такие изменения – не только требования США и ЕС (хотя это одно из обязательств страны по Соглашению об ассоциации), но и потребность отечественной экономики. В этом году Украина была занесена в «301-й список» как страна с высоким уровнем интернет-пиратства.
Меня, как эксперта в области Hi-Tech продуктов и технологий, это не удивляет, ведь
в нашей стране 83% программного обеспечения - нелицензированное, 90% видео- и аудиоконтента является пиратским, а украинские авторы ежегодно теряют 1,5–2 млрд грн из-за отсутствия четко прописанной законодательной базы.
Для примера: в ЕС 37% ВВП создают компании, использующие интеллектуальную собственность для создания своих продуктов или услуг, благодаря этому 26 млн граждан обеспечены рабочими местами.
А в Украине даже нет исследований на эту тему, не говоря уже о государственной статистике доли интеллектуальной собственности на производстве на каждого сотрудника, как это обычно рассчитывают в ЕС.
Чтобы наполнить украинский бюджет и защитить права отечественных авторов, Минэкономразвития приступило к реформе сферы интеллектуальной собственности. Первыми шагами должны стать борьба с интернет-пиратством, новая модель коллективного управления и легализация программного обеспечения правительственных организаций.
Одним из приоритетных направлений работы Департамента развития инноваций и интеллектуальной собственности министерства стал анализ сферы управления интеллектуальной собственностью и законодательства в Украине и в странах ЕС.
К сожалению, украинские показатели оказались значительно ниже, чем в ЕС, тогда как человеческий капитал у нас – на уровне развитых стран Евросоюза.
Что же обуславливает серьезную проблему сегодня – отток квалифицированных кадров, отсутствие инвестиций в экономику знаний и трансфер технологий, инкорпорация продуктовых компаний за границей?
По причине несовершенного законодательства и коррумпированной системы в Украине компании предпочитают регистрацию продуктов интеллектуальной собственности за пределами страны, а потом продают этот продукт здесь, в частности, увеличивая ВВП чужих стран вместо нашей.
Поэтому, понимая всю серьезность реформы, мы прибегли к следующему серьезному шагу – привлекли экспертов и специалистов профильных и смежных отраслей, в частности профильных экспертов из ЕС и США, Европейскую бизнес ассоциацию, Американскую торговую палату, представителей медиа и интернет-провайдеров, ведущих юридических компаний и других экспертов в этой области.
На следующей стадии нашей работы мы столкнулись со значительными сложностями – реформированием еще «совковой» государственной системы интеллектуальной собственности, которая состоит из множества слабых и неэффективных государственных структур – Государственной службы интеллектуальной собственности, Укрпатента, Интелзащиты, Украинского агентства авторских и смежных прав и других органов с раздутыми штатами работников и дублирующимися функциями.
Поэтому и не удивительно, что больше всего нашим реформам сопротивляются руководители перечисленных структур, которые возглавляют их десятилетиями и не воспринимают никаких изменений.
Очередной шаг – вопрос защиты авторских прав в интернете как наиболее недоразвитой отрасли с точки зрения авторского права. Путь формирования эффективной системы защиты авторских прав в интернете предусматривает решение важных проблем на законодательном уровне, которые замедляют качественные изменения в реформе.
Среди них:
- отсутствие механизма, позволяющего оперативно блокировать или удалять незаконно размещенный контент в сети интернет;
- отсутствие в нормах украинского законодательства четко прописанной процедуры защиты прав правообладателей в сети интернет;
- отсутствие в национальном законодательстве положений, которые бы обязывали украинских провайдеров хостинга, операторов или провайдеров телекоммуникаций способствовать защите прав правообладателей в интернете.
Для решения этих вопросов мы создали межведомственную рабочую группу при Минэкономразвития, которая разрабатывает ряд изменений в закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» и многие другие нормативно-правовые акты по противодействию интернет-пиратству и о деятельности организаций коллективного управления, кроме того, ведется работа по легализации программного обеспечения в органах власти.
В частности, предлагается предоставить возможность автору и правообладателю требовать у владельца интернет-сайта или компании, в которой этот сайт технически сохраняется, заблокировать доступ к программам, фильмам, музыке, другим продуктам интеллектуального труда, которые были размещены незаконно.
Блокировка будет происходить в течение 24 часов.
Такой механизм – одно из обязательных требований Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Он должен заработать уже в начале следующего года.
Мы постепенно воплощаем все требования ЕС по вопросам интеллектуальной собственности и нормы, что зафиксировано в нашем соглашении о сотрудничестве.
Впрочем, лишь законодательно ситуацию не изменить – нам надо менять правосознание и понимание собственной ответственности за пользование нелицензионным программным обеспечением, так же, как и за прослушивание музыки и скачивание фильмов с пиратских сайтов.
Для этого разрабатывается краткий онлайн-курс о преимуществах реформы интеллектуальной собственности и честного использования «авторского продукта» и развенчании мифов, который будет распространен среди населения.
Тем не менее, мы знаем, что реформа позволит снизить уровень интернет-пиратства в Украине, привлечь инвестиции, создать новые компании и рабочие места, обеспечить наполнение госбюджета за счет отчислений от легального оборота объектов интеллектуальной собственности. Эти средства могут быть направлены на социальное обеспечение и другие нужды.
Все эти шаги составляют фундамент для создания благоприятного инвестиционного климата в Украине.
Они сделают невозможным применение экономических санкций в отношении Украины как «приоритетной страны» в «Специальном списке 301», а также приведут законодательство Украины в соответствие с законодательством стран Европейского союза, чего, собственно, и требует Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС.
- Информация о материале
Погоня за уходящей удачей или молчаливый протест?
Не перестаю удивляться нашим людям, гражданам Украины. Нет сомнений, все пережитое предками (а пережито, как известно, более чем достаточно) не ушло в песок, а бережно хранится буквально на генетическом уровне. И сколько ни пытались недруги выкалить этот бесценный багаж народного опыта и знаний каленым железом или голодоморами, не вышло. Если кто-то не намерен с этим считаться, то пусть не удивляется, что реакция общества на внешний раздражитель может их неприятно удивить. Не говоря уже о том, что мы живем, без сомнения, в цивилизованном демократическом государстве, где мнение граждан имеет смысл хотя бы уважать. Но метаморфозы, как известно, случаются. Особенно в последние годы...
Далеко ходить не надо. В августе прошлого года случился прецедент — действующий тогда министр финансов Александр Шлапак публично, в присутствии СМИ, призвал граждан бойкотировать украинские лотереи. Приблизительно в то же время всех без разбора лотерейщиков начали обвинять в российских корнях.
Результат: украинцы — игроки в лотерею отреагировали на призыв прямо противоположным образом. Это можно было заметить по косвенным признакам уже в сентябре 2014 г. Тогда подводились итоги первого месяца (августа 2014-го) по сбору военного налога. СМИ с удивлением сообщили, что со значительным отрывом от всех промышленных гигантов первое место заняло ООО «М.С.Л.» — хорошо известная министру Шлапаку лотерейная компания. Казалось, перечисление только за один месяц 5 млн грн одной лотерейной компанией в поддержку ВСУ — весомый аргумент против обвинений. Тем более что это не только заслуга компании, игроки тоже не подвели, ведь их реакция была прямо противоположной призыву министра. И это несмотря на летнее время, когда обычно наблюдается сезонное снижение активности игроков. Есть над чем задуматься.
…СНБО тоже?
Проходит год и 2 сентября Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) с учетом предложений СБУ и Кабмина обнародует свой расширенный перечень юридических и физических лиц, в отношении которых применяются санкции. В специфическом перечне юрлиц, состоящем практически полностью из компаний (преимущественно авиационных и финансовых) с российской регистрацией или организаций типа «Смерть», «Призрак», «Оплот» (которым по большому счету эти санкции только добавляют настроения), вдруг имплементированы два украинских лотерейщика.
Основание для санкций — стандартное, ничем не аргументированное и исключительно публичное (никто в компании не обращался и предварительную работу с ними не проводил). Оно больше похоже на заготовку, которую можно использовать на все случаи жизни. В том числе применить ее к самому крупному в Украине оператору государственных лотерей «М.С.Л.» с 45-летней историей и более чем 20-летним членством в Европейской ассоциации лотерей.
Удобная вещь эти санкции: ничего доказывать не надо, и никаких тебе судебных последствий. Ведь так прописано в законе. А в случае скандала, как это случилось с некоторыми европейскими журналистами, список можно оперативно укоротить.
Кстати, после санкционного недоразумения с журналистами следующая волна обвинений в СМИ в адрес СНБО заключалась как раз в том, что «некоторые компании, включенные в санкционный список, попали туда вследствие нерыночных методов конкуренции».
Справка
С 2010 г. компания «М.С.Л.» находится в собственности кипрской компании EVOLOT Ltd. где мажоритарным акционером является киприот М.Шиапанис. Среди миноритариев — граждане США, Австрии, Великобритании, Испании и Кипра. Плюс Украина и несколько российских собственников с долей участия до 3%.
Наше обращение к руководству компании «М.С.Л.» не прояснило ситуации. Там тоже не понимают сути претензий СНБО, ведь:
1) «М.С.Л.» не создавала и потенциально не может создать угрозу национальным интересам Украины, национальному суверенитету и территориальной целостности страны;
2) «М.С.Л.» не способствует террористической деятельности и не нарушает права и свободы человека и гражданина;
3) деятельность «М.С.Л.» не приводила и не приводит к оккупации территории, экспроприации или ограничению прав собственности, созданию условий потери имущества и не препятствует динамичному развитию Украины.
Зато в компании уверены, что все перечисленные причины, по которым санкции были применены, не имеют никаких доказательств и инспирированы чиновниками при попустительстве руководства страны. Считают очевидной коррупционную составляющую таких действий, которая направлена на перераспределение рынка внутри Украины за счет выведения с рынка компании, принадлежащей кипрскому гражданину и его партнерам. Ведь в Украине продолжают работать компании, принадлежащие стране агрессору. Они не включены в санкционные списки и претензий к ним нет.
Однако не это является самой ценной информацией, полученной в «М.С.Л.». Неожиданностью, представляющей реальную ценность для нашей статьи, стала реакция на санкции простых украинцев, которые традиционно имеют собственное мнение и продолжают удивлять им чиновников, вершащих их судьбы.
Опять все вышло с точностью до наоборот. Как и в случае с министерским бойкотом, украинцы не перестали любить и играть в лотерею. Например, продажи лотерейных билетов народной лотереи «Лото-Забава» (она имеет право на такой эпитет хотя бы потому, что украинцы в нее играют уже 16 лет) выросли на 40%.
У тебя будет шанс
Сам собою напрашивается вывод: принимающие решения чиновники, как и их предшественники, не учитывают интересы людей. Кроме того, в последнее время легко идут на крайние меры. Не далее как в мае уважаемая государственная организация — Счетная палата Украины — в своем письме председателю Верховной Рады предлагала еще более радикальную меру: «рассмотреть вопрос приостановки проведения лотерейной деятельности в Украине…» Только тогда обоснования не имели ничего общего с национальной безопасностью.
Видимо, для чиновника санкции — это просто рутинный список, на скорую руку сшитый из предложений и пожеланий различных госструктур, поэтому не совсем понятно, в чьих интересах он на самом деле действует. Жаль, что бюрократа мало волнует мнение и последствия, в данном конкретном случае, для людей, которые 16 лет играют в «Лото-Забава». А ведь это целое поколение игроков. Кто-то из них выигрывал, кто-то проигрывал, кто-то разочаровывался, а кто-то настойчиво испытывал судьбу и был вознагражден ею, став миллионером или выиграв крупный приз: квартиру или автомобиль от «Забавы». И это не мифы, а реальность — за время существования «Лото-Забава» было выиграно 1873 авто и 71 квартира в столице. А 233 успешных игроков стали миллионерами.
За решением важных государственных вопросов по-прежнему незаметен «пересічний» украинец, ради которого, казалось бы, это все и делается. В случае с лотереей чиновники демократической государственной машины, по сути, намерены отобрать шанс у гражданина стать богатым. Ведь за время своего существования игра сделала многих людей счастливыми. Она стала развлечением, элементом воскресного дня, который начинается с надежды, что у тебя будет шанс. Заметьте, речь не об игре, вымывающей деньги из семьи или доводящей игрока до лудомании, как в случае с казино, которое эти же чиновники собираются вскоре легализовать. В нее не играют те, кто делает большие ставки на тысячи гривен. Таких здесь просто нет. Речь об игре, которая дает шанс, которая превратилась в элемент культуры, каковым является лотерея во многих развитых европейских странах. И на всем этом ставится крест лишь для того, чтобы перераспределить рынок под какого-то нового хозяина? Снова деньги решают все?.. Снова «почую кожного» только накануне выборов?..
- Информация о материале
Кримська компанія намагалася через оточення Бойка стягнути чверть мільярда з «Енергоринку»
Суд визнав недійсним договір, за яким ПАТ «Кримтеплоелектроцентраль» переуступило ПАТ «Харківська ТЕЦ-5» право вимоги 212,24 млн грн боргу від Державного підприємства «Енергоринок». Про це свідчить ухвала Київського апеляційного господарського суду від 22 вересня.
Кримське підприємство продавало електроенергію ДП «Енергоринок» з 2007 року. Станом на 1 квітня 2014 року ДП заборгувало «Кримтеплоелектроцентралі» 212,24 млн грн.
16 квітня того ж року, у розпал окупації Криму, кримська компанія переуступила право вимоги цього боргу «Харківській ТЕЦ-5». Держпідприємство відмовилося виплачувати цей борг і звернулося до суду. Справа розглядається в судах вже другий рік.
У серпні цього року Госпсуд Київської області визнав недійсним договір про переуступку права вимоги боргу, оскільки він був укладений без письмової згоди на це ДП «Енергоринок».
Згідно з даними SMIDA станом на другий квартал цього року власником 62,77% акцій ПАТ «Кримтеплоелектроцентраль» є кіпрська компанія «Газермілл Венчерз ЛТД» (Gasermill Ventures LTD).
У свою чергу «Харківську ТЕЦ-5» у 2012 році придбало ТОВ «Укрістгаз», що зареєстроване на австрійську компанію «Ітонс холдинг гмбх». Компанію «Укрістгаз» пов’язували з оточенням Юрія Бойка та Дмитра Фірташа.
Як відомо, згідно з чинним законодавством розрахунки з суб’єктами з АР Крим на сьогодні заборонено.
- Информация о материале
Конец бумажной волоките?
Одной из больших проблем сегодняшних реалий является бюрократизм в государственных органах. Заключается он, в первую очередь, в необходимости проведения целого ряда подготовительных процессов для совершения любого действия – будь то регистрация актов гражданского состояния, оформление предпринимательской деятельности или даже получение подтверждения владения имуществом. Гражданам необходимо собирать большое количество информационных справок, выписок, что является как денежно, так и временно затратным. Как заявила первый заместитель министра юстиции Украины Наталья Севостьянова, с 1 октября 2015 г. ни один государственный орган не будет иметь права требовать справки – он будет самостоятельно обращаться к реестрам и получать всю необходимую информацию. Правда это или очередной популизм, разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Какие из услуг административные?
Как известно, с целью оптимизации государственных ресурсов и обеспечения доступности услуг публичных органов 6 сентября 2012 г. парламент принял Закон «Об административных услугах». Установлено, что административной услугой является результат осуществления властных полномочий субъектом предоставления услуги по заявлению физического или юридического лица, направленный на установление, изменение или прекращение прав и/или обязанностей такого лица в соответствии с законом. Таким образом, законодательно были закреплены и унифицированы все виды услуг, предоставляемые государственными и местными органами власти, а также органами местного самоуправления в сферах:
- осуществления государственного надзора (контроля);
- метрологического контроля и надзора;
- аккредитации органов по оценке соответствия;
- дознания, досудебного следствия;
- оперативно-розыскной деятельности;
- судопроизводства, исполнительного производства;
- нотариальных действий;
- исполнения наказаний;
- доступа к публичной информации;
- применения законодательства о защите экономической конкуренции;
- осуществления деятельности, связанной с государственной тайной;
- приобретения прав на конкурсной основе;
приобретения прав в отношении объектов, ограниченных в гражданском обороте.
Однако не все услуги государства и местных органов власти в обозначенных отраслях являются административными. Административные услуги заключаются в выдаче извлечений и выписок из реестров, свидетельств, справок, копий, дубликатов документов и других предусмотренных законом действиях, в результате которых субъекту обращения, а также объекту, находящемуся в его собственности, владении или пользовании, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус и/или факт.
Порядок предоставления административных услуг
Информация о порядке предоставления конкретных услуг бесплатно обеспечивается гражданам через Реестр административных услуг, размещенный на правительственном портале, с помощью круглосуточной правительственной телефонной справки, а также информирования через СМИ.
Согласно положениям закона в редакции, действующей с 04.10.2015, Реестр административных услуг формируется и ведется центральным органом исполнительной власти, которые обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере предоставления административных услуг с целью ведения учета административных услуг и обеспечения открытого и бесплатного доступа к информации об админуслугах. Реестр содержит перечень административных услуг; правовых оснований для их предоставления; субъектов предоставления; размер платы (административный сбор) в случае предоставления услуги на платной основе; другие сведения, определенные КМУ. В основном, это перечень необходимых документов для оформления (сбор их осуществляется самой структурой).
Предоставление административных услуг осуществляется на основании устной или письменной формы, как поданной лично, так и направленной по почте через центры предоставления и/или с помощью средств телекоммуникационной связи через Единый государственный портал административных услуг. Обращение физических лиц и физлиц-предпринимателей, по общему правилу, не зависит от регистрации места жительства или пребывания. Юридическое же лицо имеет право на получение государственной услуги по местонахождению или (в случаях, предусмотренных законом) по месту осуществления деятельности или местонахождению соответствующего объекта.
Оптимизация предоставления услуг для граждан проявляется, в первую очередь, в том, что орган, предоставляющий услугу, получает соответствующие документы или информацию без участия обращающегося, в т. ч. путем прямого доступа к информационным системам или базам данных других субъектов предоставления административных услуг, предприятий, учреждений или организаций, которые принадлежат к сфере их управления. Следовательно, необходимость проведения подготовительных процессов для осуществления действия физического или юридического лица, направленного на установление, изменение или прекращение его прав и/или обязанностей, отпадает, поскольку весь процесс по сбору востребованной информации переносится на орган, предоставляющий конечную услугу, за которой обратилось лицо. Также установлено, что предоставление документов или информации осуществляется не позднее 3 дней со дня получения запроса. Таким образом, информатизация системы предоставления административных услуг сократит и строки, необходимые для получения конечного результата.
При этом субъект предоставления административной услуги не может требовать от субъекта обращения документы или информацию, находящиеся во владении государственных органов, органов власти АРК, местного самоуправления, предприятий, учреждений или организаций, относящихся к сфере их управления. Такими документами являются:
- документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Украины, в т. ч. военнослужащих;
- документы, удостоверяющие статус иностранца либо лица без гражданства, получение статуса беженца или убежища в Украине;
- документы воинского учета;
- свидетельства о госрегистрации актов гражданского состояния;
- документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующей категории;
- документы, удостоверяющие прохождение обязательного технического контроля транспортных средств соответствующей категории;
- документы на ТС и его составные части, в т. ч. регистрационные;
- документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработной плате гражданина;
- документы об образовании и/или профессиональной квалификации, научной степени и ученом звании и документы, связанные с прохождением обучения, предоставляемые учебными заведениями;
- справки, заключения и другие документы, предоставляемые учреждениями здравоохранения;
- документы Национального архивного фонда и другие архивные документы в соответствии с законодательством о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях;
- решения, приговоры, определения и постановления судов;
- учредительные документы юридического лица;
- решения, заключения и разрешения, принимаемые (предоставляемые) органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством;
- документы медико-социальной экспертизы;
удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной помощи;
- документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия.
Для получения админуслуги подача документов необходима, только если сведения, содержащиеся в них, не внесены в соответствующие информационные базы в объеме, достаточном для предоставления услуги.
Законодатель определил, что центр предоставления административных услуг обеспечивает организацию предоставления услуги в кратчайшие сроки и при минимальном количестве посещений субъектом обращения. Предельный срок предоставления услуги определяется специальным законом, который регулирует этот вид услуги. В случае же, если срок не определен, он не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для получения услуги.
Административная услуга считается предоставленной с момента получения ее субъектом обращения лично или направления ему по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении) письма с уведомлением о возможности получения услуги. При этом срок доставки почтовой корреспонденции не засчитывается в срок оказания государственной услуги.
Тонкости процедуры
Для получения административной услуги заявителю необходимо обратиться в соответствующий центр предоставления административных услуг. Центры – это постоянно действующие рабочие органы или структурные подразделения исполнительного органа городского, поселкового совета или Киевской, Севастопольской городской, районной, районной в Киеве, Севастополе государственной администрации. Могут быть также организованы территориальные подразделения центра. Перечень предоставляемых ими услуг определяется органом, который принял решение о создании такого центра, однако должен включать админуслуги органов исполнительной власти, перечень которых утверждается КМУ.
Время приема в центре предоставления административных услуг составляет не менее 6 дней в неделю и 7 часов в день без перерыва на обед и является общим (единым) для всех центров. Кроме того, не менее двух дней в неделю центр до 20.00 осуществляет прием субъектов обращения. Услуги центра предоставляются заявителю через администратора путем его взаимодействия с субъектами предоставления. Администратор назначается на должность и увольняется руководителем органа, который принял решение о создании соответствующего центра. Он имеет именную печать (штамп) с указанием его фамилии, имени, отчества и наименования центра предоставления административных услуг. Основными задачами администратора являются:
- предоставление субъектам обращения исчерпывающей информации и консультаций относительно требований и порядка предоставления админуслуг;
- принятие от субъектов обращения документов, необходимых для предоставления административных услуг, их регистрация и представление документов (их копий) соответствующим субъектам предоставления услуг не позднее следующего рабочего дня после их получения;
- выдача или обеспечение направления через средства почтовой связи субъектам обращения результатов предоставления административных услуг (в т. ч. решения об отказе в удовлетворении заявления), сообщение о возможности получения админуслуг, - оформленных субъектами предоставления административных услуг;
- организационное обеспечение предоставления административных услуг субъектами предоставления;
- осуществление контроля за соблюдением субъектами предоставления административных услуг сроков рассмотрения дел и принятия решений;
- предоставление административных услуг в случаях, предусмотренных законом.
А с 4 октября 2015 г. администратор центра будет также уполномочен составлять протоколы об административных нарушениях.
Администратор как должностное лицо имеет право бесплатно получать от субъектов предоставления услуг, предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере их управления документы и информацию, связанные с предоставлением административных услуг; согласовывать документы (решения) в других органах государственной власти и местного самоуправления, получать их выводы без привлечения субъекта обращения; информировать руководителя центра и руководителей субъектов предоставления административных услуг о нарушении сроков рассмотрения заявлений, требовать принятия мер по устранению нарушений, а также заверять своей подписью и печатью (штампом) копии (фотокопии) документов и выписок из них, выписок из реестров и баз данных, которые необходимы для предоставления государственной услуги.
Фактически же предоставление административных услуг исполняется органом власти или местного самоуправления, к ведению которого относится заявленный вопрос. Поскольку административные услуги предоставляются с использованием электронных баз и реестров, непосредственным исполнителем услуги будет его держатель.
Согласно положениям закона, субъектам предоставления админуслуг запрещается осуществлять прием заявлений относительно предоставления таких услуг, выдавать субъектам обращения оформленные результаты их предоставления, если такие услуги по закону предоставляются через центры предоставления админуслуг. Указанная правовая норма с 4 октября 2015 г. будет дополнена уточнением: кроме случаев подачи заявлений через Единый государственный портал административных услуг.
Безопасность данных
Вопрос безопасности данных, находящихся в базах и реестрах, также регулируется законом – именно субъект предоставления админуслуги, предприятие, учреждение или организация, относящиеся к сфере его управления, которые владеют документами или информацией, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязаны обеспечить хранение и защиту информации, полученной в результате предоставления государственной услуги. На сегодня обеспечение работы электронных систем возлагается на госпредприятие «Национальные информационные системы». В связи с изложенным, а также учитывая прохождение определенной процедуры при регистрации для работы с помощью телекоммуникационной связи со сферой административных услуг можно сказать о высокой степени защиты данных.
Таким образом, информатизация и унификация админуслуг имеет ряд преимуществ, начиная с удобства обращения, сокращения сроков исполнения и заканчивая уменьшением затрат на бумажную волокиту. Однако существуют и недоработки системы, связанные как с ненаполненностью некоторых реестров, так и с определенными сложностями при осуществлении регистрации и получении услуг с помощью телекоммуникационной связи. Следует также отметить неизбежное сокращение штатов работников органов власти и местного самоуправления, связанное с оптимизацией системы предоставления админуслуг.
Несмотря на сложности, с которыми сталкивается разработка единой системы услуг, ее появление позитивно отразится на качестве работы органов власти и местного самоуправления, поскольку обеспечит свободный доступ граждан к услугам и минимизирует существующий бюрократизм.
Электронные запросы на смену бумажной волоките
До 1 октября для судов, органов местного самоуправления, органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой, Службы безопасности и других органов государственной власти (должностных лиц) действовало положение о возможности получать информационные справки из Государственного реестра прав в бумажной форме до заключения договора о предоставлении доступа к Государственному реестру имущественных прав на недвижимое имущество и получения электронной цифровой подписи для работы с реестром. Но с 1 октября все органы власти и местного самоуправления переходят на электронный обмен данными. Это повысит скорость поступления затребованной информации, а также уменьшит материальные затраты, связанные с оформлением и пересылкой запросов.
Однако Государственный реестр прав относительно земли заполнялся лишь с момента его запуска – с 1 января 2013 г., а реестр недвижимого имущества имеет пробелы в заполнении до 2010 г. Это означает, что предоставление услуг, касающихся имущественных прав, в электронной форме будет затруднено, и такие запросы порой будут обрабатывается дольше в связи с обращением к архивным данным, которые сохраняются в бумажном виде.
На днях Государственная судебная администрация разместила объявление для судов о том, что с 1 октября получение сведений из Госреестра прав на недвижимое имущество будет осуществляться исключительно в электронной форме. В связи с этим около 8000 судей должны обратиться к ГП «Национальные информационные системы», чтобы получить логин и пароль для доступа к реестру. Как это будет происходить на практике, пока остается под вопросом.
Комментарии
Александр Дехтярчук, председатель подкомитета по вопросам админуслуг Комитета ВР по вопросам государственного устройства, региональной политики и местного самоуправления:
– Центры административных услуг работают сейчас качественно далеко не везде. В городах областного значения они созданы достаточно удачно, но если мы говорим о районных госадминистрациях, которые также создавали центры в районах, то значительная их часть работает несовершенно. Необходимо упразднять печати и справки, вводить электронный обмен документами между госструктурами. Вопрос только в материально-технических возможностях. Нужно уже сейчас создавать местные программы с привлечением средств, в т. ч. местного бюджета для обеспечения возможности доступа к базам данных.
Существует также проблема персонала. К примеру, в городе Дубно мы имеем катастрофическую ситуацию с регистрацией прав аренды на земли сельскохозяйственного предназначения. Местные органы самоуправления недополучают налоги, которые подлежали бы оплате при регистрации указанных прав. Один из работников службы сообщил мне, что у него в неделю регистрируется максимум 6 договоров аренды земли, и ему необходимо 30 лет, чтоб зарегистрировать все такие договоры Дубинского района. Этот вопрос является достаточно острым. Такая очередь порождает коррупционные риски. Я выступаю за передачу параллельно этих полномочий центрам административных услуг, но это, естественно. приведет к дополнительной нагрузке на райгосадминистрации. Также это дополнительная нагрузка по расходам на городские советы и советы областного значения. Но это нужно делать, потому что другого пути просто нет. Центры могли бы более эффективно исполнять эти функции, а регистрационные службы, к сожалению, не могут в полной мере обеспечить существующие запросы.
Анна Онищенко, министр Кабинета министров, экс-председатель Государственной регистрационной службы:
– Процесс информатизации публичного администрирования имеет две составляющие. Первое – это то, что мы должны максимально переводить все в электронную форму, и мы это делаем. Как правительство в целом, так и Министерство юстиции пытаются максимально перейти на электронную форму общения с гражданами. Это, с одной стороны, минимизирует, а в большинстве случаев делает невозможным проявления коррупции. А с другой стороны – это просто, доступно и быстро для гражданина.
К сожалению, на данный момент реестры не являются наполненными. Например, 23 сентября председатель Государственного геокадастра озвучил, что на данный момент наполнение реестра государственного земельного кадастра составляет около 11%, и действительно мало. Но его наполнение будет происходить параллельно. Это нормальный эволюционный процесс. Мы понимаем, что провести инвентаризацию всех земель за месяц или за два невозможно. Но когда люди обращаются в обычном режиме относительно переоформления прав на землю (это могут быть и гражданско-правовые сделки, и дарственные или оформление наследства), этот кадастр и реестр недвижимости, который ведет Минюст, будут наполняться. Понятно, что на это требуется определенное время, но это нормально.
Каждый орган государственной власти должен иметь доступ к электронным реестрам. Это его обязанность. Начиная с октября, он не имеет права требовать справки у гражданина. 23 сентября в связи с тем, что много райгосадминистраций не выполнили и даже не начали выполнять эту обязанность и, соответственно, существует вероятность, что в некоторых районах будет сорван этот процесс, были приняты дисциплинарные взыскания к главам соответствующих райгосадминистраций. Также они обязаны ускорить процедуру получения ключей доступа.
Министерство юстиции со своей стороны сделало все возможное. Оно организовало правовое обеспечение, т. е. принятие соответствующих нормативных актов, доработку программного обеспечения (это обеспечение технической возможности), а также провело широкую информационно-разъяснительную кампанию. Было 5 поручений Премьер-министра и правительства о том, что органы государственной власти обязаны получить доступ к электронным реестрам. А то, что конкретный руководитель конкретного органа этого не сделал – это сфера его ответственности, я бы даже больше сказала, совести. И если в октябре он не сможет этого делать, должна быть ответственность, в т. ч. политическая для руководителя, который допустил такое нарушение.
Зеновий Холоднюк, председатель Государственной судебной администрации:
– Мы в августе с. г., после издания Министерством юстиции приказа, обратились к государственному предприятию «Национальные информационные системы», и 28 августа получили ответ. Они сообщают, что доступ к государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество будет бесплатный, но для того, чтобы получить этот доступ, каждый судья должен обратиться в ГП и получить логин и пароль. Затем работники предприятия на компьютере, который стоит на рабочем месте судьи, устанавливают программное обеспечение, выдают логин и пароль. Только после этого судья будет иметь право доступа к реестру вещных прав.
То, как это сделано, абсолютно нас не устраивает. Около 8 тыс. судей должны обратиться к ГП, а затем его представители будут ехать в каждый суд и каждому судье на рабочем месте устанавливать программу. Это абсурд. Во-первых, представителям госпредприятия никто просто так не даст доступ к компьютеру судьи. Кроме того, хотя доступ и установка ПО вроде бы бесплатные, но затем для эксплуатации и сопровождения этого ПО необходимо заключать договор, и за это нужно будет платить. Это абсолютно неприемлемо для нас. Сейчас мы обращаемся в Министерство юстиции с тем, чтобы они пересмотрели свою позицию, доработали программное обеспечение и дали доступ к реестру в обычном режиме, без логинов и паролей. Это аналогично тому, как если бы мы давали доступ к Единому государственному реестру судебных решений и брали за это плату. Я думаю, что после того, как министр юстиции получит наше письмо, он отреагирует немедленно.
Игорь Алексеев, народный депутат, советник министра юстиции Украины:
– Практика показывает, что реестры вещных прав на недвижимое имущество и юридических лиц и физических лиц-предпринимателей содержат наиболее востребованную информацию. Стоит отметить, что уже сейчас граждане и юридические лица могут самостоятельно получить информацию онлайн о зарегистрированных правах на недвижимость, оплатив услугу также дистанционно, платежной карточкой. При этом – никаких «дополнительных платных услуг» или очередей. Такая услуга доступна на веб-сайте Министерства юстиции Украины в рубрике «Электронные онлайн-сервисы». Сегодня органы власти имеют право получать сведения из реестров в бумажной форме на основании письменного запроса. Это недостаточно быстрая и простая процедура, поэтому было решено уже с 1 октября предоставить таким органам прямой доступ к данным названных реестров. Кроме того, чиновники смогут непосредственно получать сведения ряда реестров, которые уже не ведутся, поскольку дублируют действующие, но могут быть использованы как архивы: реестра прав собственности на недвижимое имущество, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотек. Таким образом, органы власти больше не будут требовать от граждан предоставления справок, касающихся упомянутых реестров: все данные они смогут получать самостоятельно.
К сожалению, за несколько дней до «дедлайна» видим огромный саботаж со стороны местных властей новациям в сфере электронного управления. По состоянию на 23 сентября к реестрам подключились лишь 14% центров предоставления административных услуг и только 6% райгосадминистраций. Более того, есть области, в которых ни одна из РГА не имеет доступа к реестрам. И это учитывая, что органам власти предоставлялось 6 месяцев на заключение договоров о подключении.
Если получение информации из реестров связано с осуществлением своих полномочий органами власти, к которым обратился гражданин, запрос оформляется соответствующим органом. На сегодня такие органы готовят запросы в письменной форме, направляют их в другие учреждения, которое имеют доступ к реестрам, и получают через некоторое время ответы в форме информационной справки. Конечно, столь длительная процедура тоже влияла на эффективность работы государственных органов с гражданами. С 1 октября получение информации будет занимать считанные минуты. Ведь все, что нужно будет сделать чиновнику, чтобы получить нужную информацию из реестра, это ввести реквизиты поиска, основание пользования реестром, распечатать справку и скрепить ее подписью и печатью. Конечно, это не исключает возможности граждан получать справки из реестра лично. Министерство юстиции задекларировало курс на открытие реестров. Это значит, что уже сейчас можно получить нужную справку в электронной форме через кабинет электронных сервисов.
Стоит вспомнить еще одно перспективное новшество Минюста – внедрение электронных сервисов в сфере регистрации актов гражданского состояния. Сейчас 113 ЗАГСов охвачены пилотным проектом, который позволяет подать заявление на регистрацию брака, изменение имени, документы о рождении ребенка или задать вопрос в режиме онлайн.
Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей работает с 2004 г. Он содержит в т. ч. информацию о всех юридических лицах и предпринимателях, зарегистрированных до его создания, т. е. до 1 июля 2004 г. Информация об имущественных правах на недвижимое имущество и их обременениях вносится в соответствующий госреестр с января 2013 г., однако, в него не включена информация о правах, которые возникли и оформлены до этой даты, так как законодательство не предусматривает обязанности обращаться за их «перерегистрацией» в Государственном реестре имущественных прав на недвижимое имущество. Поэтому на сегодня государственным регистраторам при регистрации таких прав нередко приходится запрашивать необходимую информацию от других органов, которые проводили регистрацию до 2013 г.
Сведения в реестр вносятся уполномоченными лицами – государственными регистраторами. Это предусмотрено Законами Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Законодательство также четко определяет круг субъектов, которые вправе требовать внесения таких сведений. В частности, в случае так называемого реестра бизнеса это не только представители юридических лиц и физические лица-предприниматели, но и, например, суды. Так, в случае вынесения судебного решения о признании недействительными изменений в учредительные документы юридического лица суд в день вступления в законную силу судебного решения направляет его государственному регистратору для внесения соответствующей записи в реестр.
Наталья Шамрай, директор департамента (центра) предоставления административных услуг при КГГА:
– Городской и 10 районных центров предоставления административных услуг в Киеве готовы к работе. Ключи доступа были нами получены. Городской центр еще с 1 сентября подключен к реестру недвижимости, и уже на окончательной стадии процесс подключения к реестру юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Все районные центры будут к ним подключены до 1 октября. В них сейчас ведется работа, ключи доступа они уже получили, и на этот момент проходит процедура активации таких ключей. Также КГГА ведется работа, связанная с подключением субъектов предоставления административных услуг непосредственно к таким реестрам, чтобы они не требовали справок. Планируется такое подключение до 1 октября. Сейчас самый большой спрос со стороны правоохранительных и контролирующих органов. Они обращаются в цент, и просят о предоставлении выписок, выдержек с этих реестров. Сейчас в центрах такая услуга предоставляется работниками регистрационной службы, но с 1 октября она предоставляться не будет, о чем мы их предупреждаем. Мы разъясняем им необходимость самостоятельного получения доступа к реестрам.
Павел Петренко, министр юстиции Украины:
– С 1 октября будет действовать запрет для госслужащих требовать от украинцев ненужные справки. Благодаря подключению к реестрам чиновники смогут сами найти всю необходимую информацию. Однако чиновники не хотят менять систему, когда они могли гонять граждан по инстанциям до тех пор, пока не получат взятки. Поэтому мы и видим такое сопротивление. Мы будем ломать эту систему. Те люди в местной власти или местном самоуправлении, которые не справляются с поставленной задачей, не готовые оставить бюрократию и коррупцию, должны уйти с государственной службы. Реакция Премьера была мгновенной – Арсений Яценюк вынес выговоры руководителями Ровненской, Хмельницкой, Запорожской и Черновицкой областных государственных администраций за невыполнение поручения по подключению к Единому государственному реестру юридических лиц и физических лиц-предпринимателей и к Госреестру недвижимости. На сайте Министерства юстиции уже размещена интерактивная карта с областями, которые обеспечили подключение к реестрам и удобные сервисы, а также со списком тех, кто желает оставить бюрократию. Также мы сейчас отрабатываем с общественностью запуск общественной акции, чтобы люди знали каждого руководителя местного уровня, который не хочет упростить им жизнь и желает и в дальнейшем принимать лишние справки.
Админуслуги «не выходя из дому»
Единый государственный портал административных услуг является официальным источником информации, обеспечивает предоставление админуслуг в электронной форме и доступ субъектов обращения к информации с использованием интернета. Именно с помощью портала лицо может получить информацию об услугах, заполнить и загрузить в электронной форме заявление и другие необходимые для получения услуг документы (в т. ч. совершить оплату), которые в дальнейшем подать с помощью средств телекоммуникационной связи и оперативно получить информацию о ходе или результате рассмотрения поданного заявления.
Для совершения действий, в результате которых субъекту обращения, а также объекту, находящемуся в его собственности, владении или пользовании, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус и/или факт, заявителю не нужно обращаться в специализированый центр, что также экономит время и материальные средства.
Однако для подачи заявления в электронном виде лицу предстоит зарегистрироваться и идентифицироваться электронно-цифровой подписью. Получить такую подпись можно, обратившись в аккредитованный центр сертификации ключей Государственной фискальной службы. Следовательно, онлайн-сервис удобен при использовании, однако для обеспечения такой работы все равно необходимо обращаться в госструктуры.
- Информация о материале
НБУ втратив можливість повернути частину 50-мільйонного кредиту, виданому банку загиблого страховика
Управління Нацбанку у Харківській області більше не може вимагати продажу приміщень по вул. Кашуби, 10 у Харкові в рахунок погашення 50-мільйонного кредиту, виданого у 2008 році ПАТ «Земельний банк». Про це свідчить постанова Вищого господарського суд від 6 жовтня.
У червні 2008 року Управління НБУ у Харківській області надало «Земельному банку» кредит на 50 млн грн. під 16,5% річних на один рік. Згодом термін погашення кредиту було пролонговано до 2010 року.
Для забезпечення повернення кредиту НБУ уклав кілька договорів іпотеки з різними поручителями, зокрема, із ТОВ «Інтертранс», яке передало банку в іпотеку будівлі загальною площею 9 148 кв м на вул. Кашуби, 10 у м.Харків.
«Зембанк» не повернув Нацбанку ні 50 млн грн. основного боргу, ні 8,97 млн грн. відсотків. Тому НБУ звернувся до суду з вимогою продати на аукціоні передану в іпотеку нерухомість.
У грудні 2010 року суд постановив продати вказану нерухомість, вартість якої була оцінена у 33,3 млн грн. У 2011 році державна виконавча служба відкрила відповідне провадження, однак надалі справа застопорилася. У 2012 році НБУ скаржився до суду на бездіяльність держвиконавців. Врешті лише у вересні 2014 року відбулися перші торги, на які нерухомість була виставлена за ціною 13 млн грн. (без ПДВ). Цей аукціон не відбувся у зв’язку з відсутністю учасників. З аналогічних причин у жовтні не відбувся і другий аукціон, на який майно було виставлене за ціною 11,05 млн грн.
У жовтні цього року Вищий госпсуд визнав припиненою іпотеку вказаного майна з 28 жовтня 2014 року. Суд вказав, що НБУ не скористався своїм право протягом 10 днів після проведення перших та других прилюдних торгів (застосовано закон «Про іпотеку» у редакції до 2011 року) придбати нерухомість за оцінкою, за якою вона була передана на реалізацію, відтак іпотека може бути припинена за рішенням суду.
Зауважимо, що поручителями по вказаному кредитному договору також виступали АТЗТ «Гея», яке передало в іпотеку Нацбанку нерухомість на вул. Службовій, 107 у Харкові, ТОВ «Мідас» (приміщення на вул. Чоботарській, 80), ПАТ «Науково-технологічний інститут транскрипції, трансляції і реплікації» (приміщення на вул. Каштанова, 29 і у м-ні Рози Люксембург).
Основним власником ПАТ «Земельний банк» є ПАТ «СК «Лемма», яку заснував і очолював до своєї загибелі на початку цього року Сергій Чернишов.
Засновниками ТОВ «Інтертранс» є Олександр Ковальов і Віктор Салигін, син екс-голови Харківської облради (2006-2008) Василя Салигіна. Як відомо, Салигіни добре знаються із родиною Кацуб. Приміром, Віктор Салигін разом із екс-заступником голови «Нафтогазу» Олександром Кацубою були співзасновниками ТОВ «Виробничо-будівельна фірма Моноліт» і ТОВ «Дергачівське заводоуправління». Наразі родичка Салигіна Юлія Салигіна разом із братом Олександра екс-нардепом Сергієм Кацубою є співзасновниками ТОВ «Житлово-будівельне товариство Домострой».
У свою чергу Олександр Ковальов разом із Олександром Кацубою є співзасновниками ТОВ «Виробниче підприємство Бетоніт».
- Информация о материале
Пять главных грехов украинских интернет-магазинов
Непрофессионализм и тяга к наживе любой ценой среди украинских интернет-магазинов негативно сказывается на украинском рынке eCommerce. Их ошибки или сознательный обман покупателей разочаровывает украинцев и снижает доверие к отечественным интернет-магазинам в целом.
На мой взгляд, есть несколько главных грехов горе-игроков рынка, за которые нужно штрафовать, дабы не повадно было обманывать украинского покупателя.
Первый - неактуальная информация на сайте.
Это касается и цены, и наличия товаров, и срока доставки, и условий оплаты. Эти нюансы напрочь отбивают у людей желание связываться с интернет-магазинами.
Второй - проколы службы доставки.
Все, что связано с доставкой, - очень тонкий вопрос.
Любые нюансы, связанные с задержкой доставки и невыполненными обещаниями по ее срокам, явная ложь в стиле «Вот я уже паркуюсь», больно бьют по восприятию клиентами отрасли. Если же курьер еще и нахамил или был «с бодуна», то такой клиент уже потерян.
Третий - отсутствие обратной связи.
Колл-центр должен брать трубку и проверять автоответчик, ответы на онлайн-формы подразумеваются по умолчанию или не нужно их делать совсем.
Мое любимое - письмо от интернет-магазина с емейла noreply и с припиской «Пожалуйста, не отвечайте на это сообщение. Его никто не прочитает».
Четвертый - вранье в рекламе.
Это встречается нечасто, но, тем не менее, много кто видел рекламу кроссовок Nike по 199 грн, а потом не находил ничего подобного на сайте.
Пятый - продажа подделок.
Это вообще без комментариев. Продаете подделки - так и пишите «подделка». Добросовестных коллег по рынку подставлять ни к чему.
- Информация о материале
Страница 688 из 2102
