Главная
Бдительные братцы
«С первыми аккордами относительной тишины» в зоне АТО профессиональные патриоты Донбасса заподозрили, что славные деньки с жирными гонорарами за «экспертные мнения» о стремящемся в Россию Лугандоне подходят к концу вместе с Лугандоном.
Руслан Мармазов, экс-глава пресс-службы ФК «Шахтер», профессиональный патриот «ДНР», г. Москва, Фейсбук:
«С первыми аккордами относительной тишины, в Донецк потянулось народонаселение. Что, в принципе, мало удивляет. Вовсе не удивляет, в принципе. Дончане всегда скучают по Донецку. Все, даже мерзкие гниды, с умилением на лице примеряющие своим землякам пеньковые галстуки. Пусть и издалека, пусть и теоретически... К практике им перейти - одна секунда. Так вот, к чему я. Сейчас, в общем потоке возвращенцев, одумавшихся, прозревших, в город уже проникает и проникла даже всевозможная укропня. Крупная, развесистая, засвеченная и легко узнаваемая - пока нет. Опасаются. А вот мелочёвка, но совершенно четко ориентированная, представьте себе, уже в Донецке.
Пока эти персонажи робко выглядывают из подворотен, вживаются в среду, мимикрируют под цвета панелей, что, между прочим, они умеют чрезвычайно ловко делать. Очень скоро... Нет, не скоро. Уже! Они начали просачиваться в органы управления, в учебные заведения, они приступают к своей разлагающей деятельности. И ни одно карающее или контролирующее подразделение не сможет поставить им заслон. Только граждане ДНР, жители города, мы с вами. Братцы, будьте бдительны. Это не банальный призыв, не плакат из прошлого. Это требования текущего момента. Что за гнусь может вернуться к рычагам, прикрывшись камуфляжем скучающих по отчему дому дончан, мы прекрасно понимаем».
Многим может показаться странным тот факт, что бдительный братец Руслан Мармазов, полгода назад успешно осевший в Москве, называет себя «гражданином ДНР» и «жителем» Донецка, - но на самом деле истинный патриот Донбасса, если он, конечно, не лох конченый, поступает именно так. Мармазов, разумеется, не лох (хотя степень кончености еще нуждается в уточнении), даром, что ли, столько лет кормился при Ринате, у которого даже футбольный массажист еще несколько лет назад считался в Донецке королем, пробившимся в жизни своим умом, - а ныне, «на зависть врагам», занимается аналитикой православия на безопасном отдалении от города шахтерского позора, по коему он столь умильно скучает на всероссийских ток-шоу, где Руслана Леонидовича неизменно представляют «живущим под обстрелами в Донецке».
Судя по телесным габаритам маститого теоретика футбольного православия, Мармазова если и обстреливают, то только колбасой и исключительно в рот, но от голодающих земляков он себя все равно не отделяет, ибо, как резонно заметил сам Руслан Леонидович, по родному Донецку скучают даже мерзкие твари. Неудивительно, что бывший пресс-аташе Рината по околофутбольным вопросам прозирает возвращение «укропни» на райские пастбища русскоязычных республик, наиболее свободолюбивые обитатели которых до сих пор не порезали на цветной металл родную маму только потому, что родная мама не состоит из цветного металла, прямо из Москвы, - вопрос в другом: кто, собственно, эти люди?
Трудно представить себе хотя бы минимально вменяемого представителя «укропни», который захотел бы сейчас переехать на ПМЖ в «ДНР» со всеми вытекающими из этого прелестями. Любители православия, самодержавия и народности, сбежавшие от бомбежек на родину предков и наевшиеся там Русского мира по самые помидоры, - это да, сколько угодно, тем более что некоторых «кормильцев Украины» оттуда уже палками гонят. То же самое, в принципе, можно сказать и об идейных ватниках, отправившихся покорять безопасный Киев и мимикрировавших в украинской столице «под цвет панелей»: тут Мармазов опять прав, они умеют «чрезвычайно ловко» это делать, донецкую школу не пропьешь. Но ни первые, ни вторые не представляют ни малейшей опасности для государственного устройства «ДНР», разве что у кого за время отсутствия патриоты хату отжали, ну так в подвал его или сразу пристрелить, чтоб понапрасну жабой не давился.
Остаются третьи - старые знакомцы Руслана Леонидовича и прочих профессиональных патриотов Донетчины - крепкие хозяйственники Рината, который, судя по всему, таки определен в непосредственные исполнители операции по впихиванию невпихуемого Донбасса обратно в состав Украины. Профессиональные патриоты, привыкшие кормиться там, где пожирнее, и демонстративно таскать Донбасс с собой, пребывают в расстроенных чувствах: несостоявшуюся Новороссию слили и стыдливо суют обратно под очередным столом переговоров, причем, оное глумление производят не какие-то абстрактные недоброжелатели Русского мира, а лично Владимир Владимирович Путин, пусть даже смелые, но осторожные патриоты Лугандона и избегают открыто называть его имя в данном контексте, - хуже того, выменивают на Крым, которому они раньше завидовали по-белому, а теперь по такому черному, что чернее некуда, и подозрительная реплика Меркель по этому поводу, вне зависимости от контекста, оптимизма им не добавляет.
Все это уже совсем не похоже на хитрые маневры Путина, которыми в последние месяцы «бдительные братишки» утешали друг друга во дни все более тягостных сомнений. Что же касается патриотов из лоховских слоев донбасского населения, которые с энтузиазмом взялись строить новую страну, а построили один большой прием пункта цветных металлов в полном соответствии с собственными представлениями о прекрасном, то они уже давно себя ничем, кроме, разве что, водки и старого доброго шприца с цыганским варевом, не утешают. Можно, конечно, ненадолго развлечь себя любимым делом - поиском вернувшейся «укропни», но «укропни» как-то по-прежнему не видать, а к ринатовским «кризис-менеджерам» и подходить страшно, особенно к тем, которые вообще никуда не уезжали.
Сложно сказать, куда в конце концов прикатится Донбасс в ходе своих непрекращающихся поисков мирного неба над головой. Ясно одно: процесс будет долгим, если не бесконечным, - слишком уж много усилий приложило местное население для того, чтобы от этого самого мирного неба избавиться. А уж когда именно здесь состоятся выборы, вокруг которых за последний месяц было переломано копий куда больше, чем, кажется, оно того стоило, и по каким именно законам (если применительно к этой территории можно вообще говорить о законах как таковых), и на фига донецким людям выборы вообще, если у них все равно главный у кого ствол длиннее, вне зависимости от того, что думают по этому поводу в ОБСЕ и сколько наблюдателей оттуда понаехало, - вопрос второй, а может и десятый.
Судя по продолжающимся поставкам военной техники из России, кремлевский брат не бросит Донбасс в беде, если ему представится хотя бы малейший шанс организовать здесь еще большую беду. Фактически у граждан Лугандона осталась только одна возможность увидеть в жизни что-то хорошее - дотянуть до того дня, когда режим кремлевского брата, наконец, развалится под весом собственной крутости, но, во-первых, не известно, многие ли дотянут, а во-вторых, поймет ли вообще хоть кто-нибудь из дотянувших, что это для них хорошо. Понимание очевидных вещей никогда не было сильной стороной жителей Донбасса, им бы все «укропню» ловить или чертей с перепою. А уж в чертях, в отличие от «укропни», в этом краю недостатка не наблюдается.
- Информация о материале
Спецконфискация или легализация рейдерства?
Не так давно парламент принял в первом чтении 3 законопроекта, разработанных при участии экспертов Генеральной прокуратуры Украины и Министерства юстиции – №3040, №2540а и №2541а. Они направлены на урегулирование некоторых вопросов, связанных с процедурой наложения ареста и специальной конфискации имущества. Невзирая на то, что данный пакет законов необходим для введения безвизового режима с ЕС и, по сути, направлен на возвращение в государство активов, полученных преступным путем, у экспертов возникло много замечаний к некоторым их положениям.
Новое агентство
Законопроектом №3040 декларируется идея создания Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Это агентство станет центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере обнаружения и розыска активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве, и/или управление активами, на которые наложен арест или которые конфискованы в уголовном производстве.
Национальное агентство будет осуществлять распоряжение арестованными в уголовном производстве активами стоимостью более 200 размеров минимальной заработной платы. Распоряжение активами будет осуществляться путем их реализации, технологической переработки или передачи в управление на основе прозрачных конкурсных процедур, а реализация наиболее ценных активов (более 10 тыс. минимальных зарплат) будет происходить по согласованию с созданной при агентстве межведомственной комиссией по вопросам реализации активов.
Предполагается, что арестованные денежные средства, а также полученные от реализации или технологической переработки активов средства будут зачисляться на депозитные счета Национального агентства в государственных банках, которые в зависимости от судебного решения будут возвращаться владельцу или зачисляться в специальный фонд Государственного бюджета Украины. А Нацагентство будет осуществлять периодический контроль за эффективностью использования переданных в управление активов.
Кроме того, на Национальное агентство возлагаются задачи по реализации активов (стоимостью более 10 тыс. размеров МЗП), которые находились в его распоряжении, с целью выполнения судебных решений об их конфискации, специальной конфискации или взыскании. Для обобщения и оперативного обмена информацией по активам, полученным преступным путем, агентство будет формировать и вести соответствующий государственный реестр, в котором будут отображаться полные данные об арестованных в рамках уголовных производств активах, управлении ими или их реализации, конфискации и т. д. Согласно заключительным положениям проекта, Национальное агентство должно быть создано и начать работу в течение 3 месяцев со дня вступления в силу закона.
По идее, в Национальном агентстве не будет много сотрудников – предельная их численность не должна превышать 100 человек (включая работников территориальных подразделений в случае их создания). При этом следует учитывать, что определенное количество работников Национального агентства будут откомандированы из других государственных органов, в частности прокуратуры, Национального антикоррупционного бюро, Госфинмониторинга, МВД, Министерства финансов, что позволит обеспечить высокий уровень взаимодействия между всеми субъектами отношений, связанных с поиском, арестом и управлением уголовными активами. Так функционируют аналогичные органы Франции, Румынии, Бельгии, Нидерландов. Условия оплаты труда специалистов Национального агентства будут сопоставимыми с условиями в Национальном антикоррупционном бюро. Должностные оклады работников Нацагентства определяются Кабинетом министров Украины.
Так гласит законопроект. Но при его обсуждении на заседании Верховной Рады 8 октября от депутатов звучало немало замечаний. Они говорили, в частности, о недопустимости создания новых государственных органов, а также высказывали замечания к отдельным нормам проекта, касающимся управления конфискованными активами. Больше всего критики вызвала норма о том, что 25% конфискованных активов используются для формирования спецфонда. Поддержать этот законопроект удалось лишь после того, как народные депутаты договорились об изъятии из него данной нормы.
Кроме того, есть вывод Главного научно-экспертного управления ВР, где указанно, что реализация положений законопроекта в правоприменительной деятельности в случае несоблюдения строгой законности и не необеспечения действительной прозрачности конкурсных процедур может привести к созданию механизмов «узаконенного рейдерства» арестованного имущества. Это может произойти путем незаконного открытия уголовного производства в отношении определенного лица, наложения ареста на его имущество, передачи такого имущества в управление сначала Национальному агентству, а от него другим заранее определенным субъектам, которые будут пользоваться таким имуществом, пока продолжается досудебное расследование и рассмотрение дела в суде. А как показывает практика, в некоторых случаях это может длиться несколько лет.
«Реализация положений данного законопроекта увеличит расходную часть государственного бюджета в части средств на создание и содержание Национального агентства и его территориальных органов, межведомственной комиссии по вопросам реализации активов, комиссии по внешнему контролю и единого государственного реестра активов, на которые наложен арест в уголовном производстве. Учитывая это, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 91 регламента Верховной Рады Украины и ст. 27 Бюджетного кодекса Украины к проекту должны быть приложены финансово-экономическое обоснование и соответствующие расчеты. Но в прилагаемых к проекту сопроводительных документах такое обоснование отсутствует.
Ведь вряд ли можно признать надлежащим финансовым обоснованием сообщение в пояснительной записке к проекту, что «внедрение предусмотренных проектом закона механизмов может быть поддержано за счет финансовой помощи со стороны Европейского Союза в рамках контракта для Украины по развитию государства», а реализация предложенных проектом механизмов должна осуществляться за счет указанной помощи. Кроме того, неприемлемым является предложение законопроекта о возможности финансирования Национального агентства за счет источников, предусмотренных международными договорами или проектами международной технической помощи (абз. 2 ч. 1 ст. 14 проекта), поскольку, согласно требованиям ст. 2 Закона «Об источниках финансирования органов государственной власти», органы государственной власти осуществляют свою деятельность исключительно за счет бюджетного финансирования в пределах, предусмотренных Законом о Государственном бюджете на соответствующий год», – подчеркнули эксперты Главного научно-экспертного управления при обсуждении законопроекта на заседании парламента. Так что, несмотря на описанную перспективу, важно не забывать и о рисках, которые могут наступить с принятием законопроекта.
Арест на любой стадии?
Законопроект №2540а «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно отдельных вопросов наложения ареста на имущество с целью устранения коррупционных рисков при его применении» изменяет саму процедуру наложения ареста. В пояснительной записке к проекту сказано, что он направлен на совершенствование положений УПК в вопросах возмещения вреда, причиненного противоправными действиями подозреваемого, обвиняемого; предотвращение недобросовестного использования имеющихся законодательных механизмов для избегания конфискации имущества, специальной конфискации или возмещения ущерба, в т. ч. в случае удовлетворения гражданского иска, обеспечения применения мер уголовно-правового характера к юридическому лицу, а также на повышение эффективности проведения специального досудебного расследования.
Законопроектом предлагается внести изменения в ст. 170–173, 236, 297-1 УПК, а именно предоставить возможность накладывать арест на имущество любых лиц, если оно может быть использовано в качестве доказательства в уголовном производстве, или к нему может быть применена специальная конфискация. Проект позволяет обеспечить возмещение вреда, причиненного уголовным правонарушением, а также взыскание в доход государства неправомерной выгоды – полученной или той, которая могла быть получена юридическим лицом.
Помимо этого, законопроект позволяет унифицировать перечень объектов, на которые может быть наложен арест; установить разную степень доказательства соответствующих обстоятельств для наложения ареста на имущество в зависимости от его цели; предоставляет возможность разграничивать понятия «размер ущерба, причиненного уголовным правонарушением» и «размер гражданского иска»; уменьшить по предложению следователя, прокурора или гражданского истца срок, необходимый для устранения недостатков ходатайства об аресте имущества; конкретизирует процессуальный статус имущества, изъятого при обыске; предусматривает возможность осуществления специального досудебного расследования в отношении других, кроме предусмотренных ч. 2 ст. 297-1 УПК, преступлений при условии, что они расследуются в одном уголовном производстве, а выделение материалов по ним может негативно повлиять на полноту досудебного расследования и судебного разбирательства.
Другими словами, проект разрешает следователю арестовывать имущество на ранних этапах следствия. Также станет возможно арестовывать имущество, записанное на третьих/подставных физических или юридических лиц. Кроме того, проект четко регламентирует основания ареста имущества в зависимости от цели: для конфискации как вида наказания; для возмещения ущерба; для спецконфискации или решения судьбы вещественных доказательств. Вводится и отдельная санкция следственного судьи на арест имущества, изъятого при обыске, и обеспечивается право владельца на обжалование ареста этого имущества во время следствия; возможность заочного расследования и судебного рассмотрения распространяется на более широкий круг преступлений.
По сути, законопроект №2540а меняет подход к определению оснований и круга лиц, на имущество которых может быть наложен арест в уголовно-процессуальном судопроизводстве. Если сегодня арест накладывается на имущество подозреваемого и обвиняемого и в определенных случаях юридического лица, то согласно законопроекту, его можно будет наложить на имущество любого лица, если есть основания полагать, что это имущество, как и владелец, связаны с подозреваемым/обвиняемым. При этом, обращаясь с ходатайством о наложении ареста на имущество третьих лиц, достаточно будет предоставить «сведения, свидетельствующие о наличии такого имущества у лица». По мнению экспертов, могут возникнуть злоупотребления такими неоднозначными формулировками, которые приведут к умышленному или неумышленному наложению ареста на имущество никак не связанных с уголовным производством лиц.
Опять-таки, согласно выводу Главного научно-экспертного управления, в законопроекте предлагается разрешить арест имущества, в отношении которого существуют достаточные основания полагать, что оно связано с уголовным правонарушением или лицом, которое подозревается, обвиняется в его совершении, или юридическим лицом, к которому могут быть применены меры уголовно-правового характера. Применяемое в законопроекте понятие «достаточные основания» является оценочным, что может привести к нарушениям прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Согласно проекту, арест может быть наложен на движимое или недвижимое имущество, деньги в любой валюте наличными или в безналичном виде, ценные бумаги, имущественные, корпоративные и другие права, другие активы, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении лица. Т. е. фактически предлагается расширить перечень имущества, на которое может быть наложен арест, сделав его открытым, что также приведет к нарушению прав лиц, имущество которых может быть арестовано. В ходатайстве следователя, прокурора об аресте имущества должны быть указаны иные сведения, свидетельствующие о наличии такого имущества во владении, пользовании или распоряжении лица. Но по содержанию этой формулировки непонятно, какие именно другие сведения могут быть достаточным свидетельством.
Еще одним негативным моментом является то, что в законопроекте чрезмерно расширен круг субъектов, имущество которых может быть арестовано, а также перечень объектов, которые могут подлежать аресту. А четкие критерии, которым должны соответствовать сведения о наличии имущества, которое необходимо арестовать, во владении, пользовании или распоряжении лица, отсутствуют, что может привести к случаям, когда следователи (прокуроры) будут решать указанные вопросы по своему усмотрению. Тем самым, по мнению экспертов, создаются реальные предпосылки для значительных злоупотреблений со стороны указанных лиц.
Как видно, замечаний очень много. Эксперты говорят о возможном сужении прав и свобод человека и возможности возникновения служебных злоупотреблений при применении норм закона. Поэтому очень важно, чтобы авторы обратили на это внимание и качественно доработали все положения законопроекта.
Спецконфискация – за все преступления
Законопроект №2541а «О внесении изменений в Уголовный и Гражданский кодексы Украины относительно совершенствования института специальной конфискации с целью устранения коррупционных рисков при ее применении» расширяет границы применения специальной конфискации преступных активов на все умышленные преступления.
В законопроекте предлагается внести изменения в ст. 96-1 и 96-2 УК, предусмотрев возможность применения специальной конфискации как меры уголовно-правового характера за все без исключения преступления. Кроме того, проектом предлагается внести изменения в санкции ряда статей Особенной части УК, согласно которым конфискация орудий и предметов, добытых преступным путем, заменяется на специальную конфискацию. Также в проекте предлагается внести изменения в ст. 330 «Приобретение добросовестным приобретателем права собственности на имущество, отчужденное лицом, не имевшим на это права» и ст. 354 «Конфискация» Гражданского кодекса Украины, согласно которым: 1) добросовестным приобретателем не может быть признано лицо, которое приобрело имущество и при этом знало или должно было знать, что такое имущество приобретено в результате совершения преступления; 2) конфискация и специальная конфискация могут быть применены не только как санкция за совершение определенного правонарушения.
Главные изменения касаются подставных владельцев преступных активов, которые больше не смогут прикрываться титулом добросовестного приобретателя. Так, в случае принятия закона в Гражданском кодексе появится новая норма о добросовестном приобретателе, где будет четко указано, что им не может быть лицо, которое приобрело имущество и при этом знало, что оно может быть преступным активом.
При этом законопроектом №2541а предлагается разрешить применение специальной конфискации к любому преступлению, а не только к преступлениям, связанным со взяточничеством. Кроме того, суд сможет принять решение о специальной конфискации независимо от того, предусмотрена ли она как санкция диспозицией соответствующей статьи УК. А в ряде статей такую санкцию предлагается прямо предусмотреть. Перечень таких статей явно несоразмерен санкции в виде специальной конфискации, особенно учитывая то, что она может применять не только к осужденному.
В выводе ГНЭУ указано, что если целью данного проекта является совершенствование процедур осуществления конфискации во избежание коррупционных рисков (как это следует из названия проекта), то правильным было бы относить спецконфискацию к вопросам процессуального, а не материального уголовного права, в связи с чем соответствующие изменения следовало вносить в УПК, а не в УК, который не предназначен для регулирования соответствующих общественных отношений.
В проекте также предлагается исключить из санкций статей Особенной части УК (ст. 176, 177, 201, 203-1 и др.) положение о конфискации предметов, орудий, средств совершения преступлений, заменив ее «специальной конфискацией». В случае принятия этих положений в сочетании с положениями законопроекта специальную конфискацию можно будет применять за совершение какого-либо преступления, предусмотренного Особенной частью УК, в т. ч. преступления небольшой или средней тяжести, что означает введение явно чрезмерной уголовной репрессии. Системный анализ содержания проекта позволяет сделать вывод, что его инициаторы фактически предлагают применять специальную конфискацию в случаях, когда деньги, ценности или иное имущество были предметом преступления или использовались как средства или орудия совершения преступления, что в сочетании с предложенными изменениями в ГК создает предпосылки для нарушения имущественных прав физических и юридических лиц.
В частности, в соответствии с положениями современной доктрины уголовного права предмет преступления – это материальный предмет или нематериальный объект, который имеет интеллектуальную или имущественную ценность, по поводу которого или путем воздействия в отношении которого совершается преступление. Из приведенного определения понятно, что предметы преступления в подавляющем большинстве случаев не принадлежат преступнику. Более того, достаточно часто они принадлежат лицам, являющимся жертвами преступления (в частности, когда совершаются преступления против собственности). Поэтому предписание о конфискации этих предметов будет направлено против невиновных лиц, причем достаточно часто – против потерпевших. Кроме того, если раньше конфискация предметов преступления не предусматривалась вообще, а их обращение в пользу государства допускалось только в случае отсутствия законного владельца, то после принятия предлагаемого проекта появляется легальная (пусть и обставленная определенными оговорками) возможность конфискации предметов преступления, которые на практике в 99,9% случаев является имуществом, принадлежащим потерпевшему.
Таким образом, государство в тексте закона предусматривает возможность присвоения им имущества лица, потерпевшего от преступления, что не согласуется с принципом верховенства права. Владельцам имущества, и прежде всего пострадавшим, придется прилагать дополнительные усилия для того, чтобы обезопасить принадлежащее им имущество от конфискации, а в случае ее осуществления вернуть его из «государственной собственности».
Ч. 2 ст. 330 ГК предлагается не признавать добросовестным приобретателем лицо, которое приобрело имущество и при этом знало или должно было знать, что такое имущество получено в результате совершения преступления либо является предметом преступления. Кроме того, согласно ст. 354 ГК, конфискация имущества и специальная конфискация могут быть применены и в гражданском процессе без обвинительного приговора суда. Но на взгляд экспертов, конфискация имущества у лица, которое «должно было знать», но не знало о его преступном происхождении, по сути является уголовно-правовой санкцией против невиновного лица, с чем вряд ли можно согласиться.
Поэтому при рассмотрении вышеуказанных законопроектов, внесенных правительством под лозунгом «возвращения преступных активов», следует учитывать, что практическое применение предложенных изменений коснется как раз рядовых граждан и субъектов хозяйствования, в результате чего могут пострадать невинные люди.
Комментарии
Павел Петренко, министр юстиции Украины
– Вопрос о тех деньгах, которые незаконным путем выведены за границу – это вопрос правоохранительных органов. В прошлом году назывались разные цифры, одна из них – $100 млрд, другая – около $60 млрд. В Украине на счетах компаний, приближенных к Януковичу и его окружению, украинским правительством было заблокировано $1,4 млрд. Это те счета, которые есть в государственных банках и на которых есть деньги офшорных компаний, приближенных к этим лицам. К сожалению, как у Министерства юстиции, так и у правительства нет правоохранительных функций относительно расследования и конфискации этих средств. Нашим заданием является создать такой механизм для правоохранительной системы и судов. На данный момент обсуждаются законопроекты, которые не только необходимы для введения безвизового режима, но и касаются тех механизмов, которые получает правоохранительная система, чтобы справедливость все-таки была восстановлена, а деньги, украденные представителями предыдущей власти, и те, которые выводятся сейчас, оперативно возвращались в бюджет страны и украинским гражданам.
В парламенте возникла большая дискуссия о том, что данные законопроекты не отвечают европейским стандартам и являются плохими. Но европейские коллеги, с которыми мы разрабатывали эти проекты, быстро отреагировали по этому вопросу и решили собрать публичное обсуждение с представителями всех коалиций и фракций. Это делалось для того, чтобы четко дать разъяснение на все те вопросы, которые возникли у народных депутатов. Так, мы предлагаем усовершенствовать механизм ареста активов. Это означает, что если определенный чиновник или коррупционер оформил то или иное имущество на подставных лиц, например, на родственника, водителя, офшорную компанию – его можно будет привлечь к ответственности. Ранее, как объясняли правоохранительные органы, были определенные проблемы при наложении ареста, потому что было сложно доказать, что те или иные средства принадлежат чиновнику.
Министерство юстиции совместно с Генеральной прокуратурой и экспертами Европейского Союза предлагает, что в случае, когда есть обоснованное подтверждение связи между офшорной компанией и определенной незаконной сделкой, может быть наложен арест на имущество для того, чтобы оно не было выведено. Простой пример. Есть какая-то государственная закупка. Госучреждение выводит на офшорную компанию деньги. У следователей есть подтверждение, что операция является дефектной, что деньги потом переводятся по цепочке на другие компании и выводятся за границу. Сейчас следователь не имеет права наложить арест на имущество той или иной офшорной компании, которая является фигурантом данного преступного действия. Мы даем ему такую возможность. Например, имущество оформлено на водителя некоторого чиновника. У самого чиновника по декларации ничего нет, он обвиняется в том или ином преступлении, но при этом все его имущество на другом лице, к примеру, водителе. И мы даем возможность при обоснованном подтверждении, что это имущество могло быть получено преступным путем, наложить арест на него.
Следующее – орган по розыску активов. Сейчас нашим правоохранительным органам для того, чтобы получить информацию от зарубежного органа по имуществу окружения Януковича, например, Арбузова, Клименко и других лиц, которые использовали лучших иностранных юристов и разные офшорные зоны, чтобы спрятать свои состояния, надо минимум месяц или два в лучшем случае, Это только чтобы через контакты с зарубежными правоохранительными органами узнать, принадлежит тот или иной счет или та или иная компания подозреваемому. Наши европейские коллеги совместно с Министерством юстиции предложили создать специальный орган, аналоги которого существуют в 27 странах Европейского Союза – орган по розыску и управлению активами. В чем функции этого органа? Он имеет прямой оперативный контакт со своими коллегами в странах Европейского Союза и может в течение 24 часов по оперативному запросу отправить информацию о любых счетах, офшорных компаниях, любом лице, есть ли у него имущество в той или иной стране, и дать эту информацию следственному органу или прокурору в Украине.
Миф, который огласили в парламенте, что этот орган будет кормиться из бюджета, не отвечает истине. Во всех странах ЕС такие органы являются самоокупающимися. Те активы, которые они находят и которые нельзя было найти в других случаях, подлежат реализации, и некоторая часть вырученных денег отправляется на финансирование органа по управлению активами. Например, во Франции, стране, в которой нет большой коррупции, орган по управлению активами вернул в государственный бюджет 30 млн евро через розыск активов, которые были замешаны в коррупционных преступлениях. А на свое финансирование он потратил меньше 3 млн евро, и это за счет тех средств, которые были возвращены в бюджет. И такие примеры есть в каждой стране ЕС.
Те усилия, которые прикладывают украинское правительство, Министерство юстиции по усовершенствованию антикоррупционного законодательства – это не просто исполнение требований по введению безвизового режима (хотя без этих законопроектов шансы, что украинские граждане получат безвизовый режим, минимальные, ведь это одно из требований, которые поставили нам европейские коллеги). Это на самом деле домашнее задание Украины. Если мы сами не создадим систему, которая будет действующей в борьбе с коррупцией, никто из наших европейских партнеров нам не поможет. Поэтому я надеюсь, что те депутаты, которые выступали против данных антикоррупционных инициатив (а как известно антикоррупционные законы всегда тяжело проходят через парламент), получили все разъяснения от международных экспертов, Министерства юстиции, и в начале ноября эти законы будут проголосованы в целом. Хотя бы для того, чтобы не было оснований отказать нам по этой причине в получении безвизового режима. Но самое главное – чтобы наши правоохранительные органы получили реальные дополнительные аргументы и механизмы по возвращению активов, полученных преступным путем.
Игорь Алексеев, член Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия
– Я, к сожалению, не услышал от депутатов четких и понятных аргументаций, почему эти законопроекты несовершенны. Фракция «Народный фронт» до последнего поддерживала эти проекты и согласна с министром юстиции, который отмечал, что они – не прихоть какой-то экспертной группы или Минюста. Назывались конкретные директивы, рекомендации Европейского Союза, в которых говорится о необходимости создавать те или иные механизмы или органы. В частности, о создании Национального агентства, которые успешно функционируют в большинстве европейских странах и США. Назывались и Выводы по выполнению плана о безвизовом режиме. А почему коллеги из других фракций эти проекты не поддержали – не было конкретики. «Несовершенные, потому что несовершенные». Яркий пример такого отношения – это то, что на профессиональную дискуссию, где были представители Европейского Союза, международных организаций авторы законопроектов не пришли. Возникает вопрос: может, им было неинтересно услышать эту дискуссию и задать вопросы?
Сейчас, как вы знаете, создана группа из профильных комитетов и центральных органов исполнительной власти, которые должны аккумулировать все замечания и предложения и выйти на эффективное качественное голосование в ноябре. А если у депутатов есть предложения или замечания – пожалуйста, пусть они их высказывают там, а не публично на камеру. Иногда это выглядит просто как попытка набрать дополнительные политические балы, не более.
Виталий Касько, заместитель Генерального прокурора Украины
– Основные изменения – это возможность арестовывать имущество до того, как в деле будет подозреваемый/обвиняемый, при условии доказывания прокурором, следователем отдельных критериев, в частности, относительно того, что имущество может быть получено преступным путем, а также возможность арестовывать имущество третьих лиц. То имущество, которое формально записано на других физических лиц или юридические компании, но на самом деле является имуществом подозреваемого, при условии, что такое имущество (как должно быть доказано прокурором) получено преступным путем. Это будут достаточные основания для ареста. Это необходимая предпосылка в борьбе с коррупцией.
На самом деле это не облегчит работу прокурора, так как он должен будет доказать все это в суде, (еще раз повторяю, бремя доказывания остается на прокуроре. Но сейчас, в принципе, прокурор может сказать, что он не сможет этого сделать потому, что закон не дает ему таких оснований. А после принятия этих законопроектов ему придется работать и доказывать – просто сказать, что нет рычагов, уже не получится.
Артем Сытник, директор Национального антикоррупционного бюро Украины
– У нас в бюро создано подразделение, которое будет заниматься поиском активов. В части поиска этих активов мы будем принимать все меры, которые необходимы, и, соответственно, привлекать агентство по поиску активов. Поскольку логично, что после его создания у него будет целая сеть международных связей и структур, и некоторая помощь, я думаю, нам будет предоставлена. Я надеюсь на эффективное сотрудничество. А что касается управления арестованным имуществом, то это исключительно их компетенция. Если мы и сможем что-то найти, заблокировать через наших детективов, т. е. через подразделение по работе с активами, все равно мы будем обращаться за помощью к агентству для того, чтобы обеспечить управления этими активами.
Николай Хавронюк, председатель НКС при Верховном Суде Украины (2011–2014 гг.), представитель ВСУ в КСУ
– Конфискация означает изъятие предмета в пользу государства, т. е. государство становится собственником этой вещи. Но этого нельзя допустить в тех случаях, когда у предмета есть добросовестный владелец – например, потерпевший. Кто-то у кого-то что-то украл, следователь выкраденный предмет изъял, но он его не может передать в суд для конфискации. Он обязан передать его для возвращения потерпевшему. Или, к примеру, украли автомобиль. Предмет должен быть конфискован и передан государству, если у него есть конкретный владелец, допустим, какой-то потерпевший. Бывают другие ситуации, когда у автомобиля нет конкретного владельца, скажем, владелец умер, а наследники еще не вступили во владение. Но это, опять же, не означает, что нужно его изымать и передавать государству.
- Информация о материале
Харківські гуляння в борг
За останні п’ять років найвідоміший харківський парк освоїв 500 мільйонів гривень із міського бюджету. Інша інформація заборонена Кернесом. Якщо запитати пересічних харків’янин – «Що хорошого зробив останнім часом мер їхнього міста?» – то кожен другий назве «Парк імені Горького». Якщо запитати будь-якого антикорупційного журналіста, що перше йому приходить до голови, коли говорять про Харків – він назве «Парк імені Горького».
Однак найбільша загадка цього таємничого місця в іншому: до цього часу ніхто не знає, скільки грошей тут щезло, і скільки щезне. І не тому, що ліньки дізнаватись, а тому що заборонено.
Правда, навіть того, що вже відомо – цілком достатньо, щоб посумувати над харківським бюджетом і проблемами наступного мера. Який зараз чи пізніше, але з’явиться.
Позичити у Путіна
Епопея з парком почалась 6 квітня 2011 року, коли Харківська міськрада рішенням № 252/11 дозволила КП «ЦПКтаВ ім. М. Горького» отримати кредит в 250 млн. грн. (або еквівалент – тоді це було близько 20 млн євро) на строк до 5 років. Проценти не повинні були перевищувати 17% річних у гривні та 9% річних у євро.
Кредит мав бути витрачений на реконструкцію парку, нові атракціони та обладнання.
У заставу дозволили віддати комунальне майно вартістю не більше 430 млн. грн. Фінансовим поручителем став «Харківський метрополітен».
Про деталі кредиту можна довідатись з рішення міськради від 25.02.2015 р. № 1869/15. У ньому зазначено, що станом на цей день заборгованість міста складала 8,19 млн євро та 73 млн грн. Тобто приблизно ті самі 250 млн., хоча формально половину кредиту вже погашено.
Кредит «Парку Горького» видав ПАТ «Промінвестбанк». Варто нагадати, що з 2009 року власником «Промінвестбанку» (94 % акцій) є державний «Зовнішекономбанк» Російської Федерації, головою спостережної ради якого за посадою є російський прем’єр-міністр. З 2008 по 2012 роки ним був В.В.Путін.
Отже, фактично реконструкцію і придбання атракціонів харківського парку Горького проведено за гроші російського державного банку. При цьому зараз «Промінвестбанк» як дочірній банк російського «Зовнішекономбанку» знаходиться під санкціями уряду США.
Суми, які щорічно виплачуються російському «Промінвестбанку» у вигляді процентів можна оцінити в близько 30 млн. грн. – 18 млн. грн. за кредитом у євро та 12 млн. грн. – у гривні.
Хоча, звісно, більше цікавить не те, кому належить банк, а інше питання.
За чий рахунок бенкет?
Кредитний договір уклало комунальне підприємство «ЦПКтаВ ім. М. Горького». Тому саме воно сплачує платежі по процентам і основній сумі кредиту.
Водночас, підприємство щороку отримує з міського бюджету багатомільйонні суми. Йдуть вони за «Комплексною міською програмою розвитку культури в місті Харкові на 2011-2016 роки». Починаючи з 2011 року, кількість «безповоротніх дотацій» сягла майже півмільярда гривень.
Напрямки витрачання коштів, що виплачуються з бюджету м.Харкова на фінансову підтримку та реконструкцію парку ім. Горького
|
Рік |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всього |
|
Реквізити рішень міськради |
||||||
|
Первісна редакція: – дата |
29.12.2010 |
22.02.2012 |
27.02.2013 |
22.01.2014 |
21.01.2015 |
Х |
|
– номер |
105/10 |
647/12 |
1052/13 |
1429/14 |
1810/15 |
Х |
|
остання редакція: – дата |
23.12.2011 |
24.10.2012 |
25.12.2013 |
24.12.2014 |
23.09.2015 |
Х |
|
– номер |
569/11 |
906/12 |
1394/13 |
1764/14 |
2015/15 |
Х |
|
Суми витрат, за статтями кошторису, грн. |
||||||
|
Фінансова підтримка КП «ЦПКтаВ ім. М. Горького» |
6 924 950 |
55 933 546 |
106 914 565 |
122 757 480 |
74 805 425 |
367 335 966 |
|
Комплексна реконструкція ЦПКтаВ ім. М. Горького |
30 000 000 |
54 267 778 |
20 950 150 |
18 000 000 |
551 622 |
123 769 550 |
|
Всього |
36 924 950 |
110 201 324 |
127 864 715 |
140 757 480 |
75 357 047 |
491 105 516 |
Цікаво, що у 2015 році до складу витрат на фінансову підтримку підприємства чомусь були включені видатки на благоустрій рекреаційної зони та реконструкцію пішохідно-транспортної мережі по вул. Білої Акації. Загальна сума цих витрат склала 13,3 млн. грн.
А в 2014 році на благоустрій рекреаційної зони в районі вул. Білої Акації було витрачено 11 млн.грн. – теж під видом фінансової підтримки КП «ЦПКтаВ ім. М. Горького».
Нагадаємо, що саме в районі вул. Білої Акації розташовані маєтки родин харківських багатіїв – Фельдмана, Онуфрія, Давтяна та багатьох інших.
Найімовірніше, що із цих 491 млн грн. велика частка пішла на погашення основної суми і процентів по банківському кредиту. Решту доплатив міський бюджет напряму. Це те, що стосується витрат. Інше питання: «Як щодо заробітків?».
«Корова — государственная! А все, что она дает — это уже наше!» (с)
Здавалось би, що вклавши таку купу грошей в один об’єкт, місто мало би повернути велику частину з них назад. Однак є у цьому глибокі сумніви.
На таку думку нас наштовхнули опублікована у відкритих джерелах інформація про договори Управління комунального майна і приватизації (УКМП) міськвиконкому, яке продовжило дію існуючих та уклало нові договори оренди майна на території парку. Звісно, це не повний список. Однак тут важлива сама концепція – комунальне підприємство, вклавши сотні мільйонів гривень, вирішило передати право ведення бізнесу в приватні руки.
Орендарі комунального майна у ЦПКтаВ ім. М. Горького
|
Наказ УКМП, дата |
Майно |
Назва/ПІБ |
|
30.06.15 |
Невідомо |
ФОП Одарюк Тетяна Миколаївна |
|
30.06.15 |
Невідомо |
ТОВ «Ажио-А» |
|
30.06.15 |
Невідомо |
-»«- |
|
30.06.15 |
Невідомо |
ТОВ «Прем’єр-парк» |
|
30.06.15 |
Невідомо |
ТОВ «Світфранс» |
|
19.06.15 |
Приміщ. 40,5 і 67,2 кв.м. (фотосалон і прокат спортінвентарю) |
ФОП Васенко Світлана Ігорівна |
|
25.06.15 |
Торг. прилавок і шафа |
ФОП Сидоренко М.В. |
|
Кіоск |
ФОП Самошенко Олександр Юрійович |
|
|
Атракціон «Золотомийка» |
ФОП Пуляєв Леонід Васильович |
|
|
07.09.15 |
Павільйон для продажу продтоварів |
ФОП Селін Роман Володимирович |
|
Кіоск для продажу продтоварів |
ФОП Борисенко А.В. |
|
|
Кіоск для продажу продтоварів |
ФОП Фісенко Тетяна Валентинівна |
|
|
5 кіосків для продажу продтоварів |
ФОП Сидоренко М.В. |
|
|
3 кіоски для продажу продтоварів |
ФОП Смірних Сергій Костянтинович |
У такій оренді, можливо, не було б нічого страшного, якби були відомі результати аукціонів чи тендерів. Або принаймні кількість грошей, які отримує КП.
На жаль, ми не можемо дізнатись ні вартість оренди, ні кількість орендованого майна, ні обсяги заробітків приватників. Та взагалі нічого. Річ у тому, що Харків – здається, єдине місто в країні, де така інформація є забороненою – розпорядженням(!) мера міста Геннадія Кернеса від 10 грудня 2014 року. Варто звернути увагу на дату. Так би мовити: в тренді нової прозорості.
У сухому залишку маємо таке: 500 мільйонів щезло, 250 мільйонів, як були винні, так і лишились. Кожен рік щезатиме ще кілька десятків мільйонів.
Заробляє на всій цій схемі не бюджет, а приватники, скільки – невідомо. Бо знання ці заборонені мером міста. Мером, за якого знову проголосують харків’яни, бо він їм збудував гарний парк. Коротше, задоволені всі.
- Информация о материале
Перезавантаження рад: як великі партії пручаються антикорупційним змінам
Україна гранично потребує якісного оновлення місцевих рад, яке має відбутися одночасно двома способами: через проходження до складу рад нових чесних політиків та через зміну правил гри – тобто, нормативних документів самих рад.
Особливо проблеми загострюються на фоні реформи децентралізації, в рамках якої на місця буде передана левова частка прав на управління майном і ресурсами.
І якщо виконання першої цілі повністю в руках у виборців, то друга цілком може бути досягнута за допомогою громадського тиску та контролю.
На жаль, на сьогодні складається ризик, що якість наступних місцевих рад не зміниться на краще після 25 жовтня. І новообрані ради сконцентрують в собі усі найгірші риси рад дореволюційного періоду обраних у 2010-му році за президентства Януковича: закритість, непрозорість, тотальна корумпованість.
Достатньо одного прикладу. Влітку 2015 року активісти новоствореної коаліції «Прозорі Ради», яка поставила собі за мету змусити місцеві ради стати прозорими та підзвітними громадянам, перевірили 56 міськ- та облрад на виконання норм шести чинних законів, спрямованих на боротьбу з корупцією.
Перевіряли стан виконання законів: «Про місцеве самоврядування«, «Про доступ до публічної інформації«, «Про статус депутатів місцевих рад«, «Про запобігання корупції«, «Про здійснення державних закупівель«, «Про забезпечення рівних прав і можливостей жінок та дітей«. Деякі з цих законів були ухвалені після Революції Гідності, деякі – 3-4 роки тому.
Як виявилось, з 21 норми законів, виконання яких було об'єктом дослідження, жодна з рад не виконала і 50%. Найкращий результат у Черкаської міської ради, яка виконала 40% необхідних норм, найгірший – у Кременецької міськради, яка забезпечила виконання всього однієї з 21 норми.
Аналогічна ситуація і серед обласних рад.
Депутати плюють на виконання законів України і просто саботують боротьбу з корупцією на місцях. Дерибан землі і комунальних ресурсів, зловживання, розкрадання та кумівство – всі ці риси дореволюційного режиму нікуди не зникнуть, якщо не будуть змінені правила гри для місцевих політиків.
Коваль клепле, доки тепле
Серед поганих, але стійких традицій української політики є і така, яку можна охарактеризувати як «передвиборна гарячка». У боротьбі за електорат напередодні виборів, український політик демонструє чудеса працездатності та активності.
Тиск громадських активістів на політиків так само посилюється напередодні виборів. «Коваль клепле, доки тепле», – кажуть в народі, і активісти намагаються витиснути з кандидатів максимум, доки ті ще «тепленькі». Найголовніше – отримати публічну обіцянку, бажано підкріплену підписом, для того щоб в майбутньому вимагати виконання документально-підтверджених зобов'язань.
Саме тому активісти коаліції «Прозорі ради» у вересні та жовтні 2015 року, напередодні виборів, звернулися до політичних партій з пропозицією підписати меморандум-обіцянку щодо запровадження обов'язкових антикорупційних норм у радах після їх обрання.
Зміни, які пропонувалося внести до нормативних документів рад, стосувалися запровадження доступу громадян на засідання міськради, її комітетів, комісій, оприлюднення рішень сесії ради, виконкому, порядків публікації проектів рішень, звітування депутатів перед громадою, запобігання конфлікту інтересів, механізму ініціювання громадських слухань, місцевої ініціативи тощо.
Доцільно наголосити: пропонувалося всього лише пообіцяти, що 21 норма з тих, які в обов'язковому порядку мають виконуватись відповідно до законів України, буде виконана майбутнім складом ради. Це та база, без якої не може бути й мови про прозорість чи відкритість, без якої антикорупційна реформа уряду може закінчитися хіба пшиком.
Проте навіть перед виборами значна частина найпопулярніших партій відмовилися пообіцяти забезпечити виконання цих елементарних правил.
«Підтримуємо, але підпис не ставитимемо»
Станом на 19 жовтня, за 5 днів до виборів, лише 6 партій погодилися підписати меморандум на всеукраїнському рівні: «Самопоміч», «Громадянська позиція», «УКРОП», «Сила Людей», «Демократичний Альянс», «Народний Контроль» та «Відродження». Ці партії засвідчили, що будь-які кандидати від цих партій, що потраплять до місцевих рад, зобов'язуються сприяти внесенню в регламенти та інші документи згаданих антикорупційних норм.
Натомість такі партії, як «БПП-Солідарність», «Батьківщина», «Радикальна партія», «Опозиційний блок», «Свобода» та ряд інших або відмовилися підписати меморандум, або усіляко затягують процес.
Відмовки можуть бути різні.
У штабі «БПП-Солідарності» заявили, що раз вибори місцеві, то вся відповідальність за підписання меморандумів лежить лише на місцевих осередках.
У «Батьківщині» сказали, що ніяких документів до самих виборів підписувати не планують, а після виборів «можна про це поговорити».
Деякі штаби також посилаються на відсутність часу для проведення детальної юридичної експертизи меморандуму. Так, наче для вивчення трьохсторінкового документу, який не вимагає нічого, окрім як виконання норм законів України, потрібно більше, ніж кілька тижнів.
Відмовки, озвучені партіями, звучать більш ніж непереконливо. Але паралельно, крім всеукраїнського рівня, активісти «Прозорих рад» вирішили звернутися з пропозицією підписати меморандуми і до місцевих осередків партій.
Загалом з 15 по 20 жовтня на місцевому рівні було підписано 163 меморандуму, з них на рівні обласних осередків підписано 68 на рівні міських осередків обласних центрів – 95 меморандуми.
На рівні обласних осередків партій найкраще підписали меморандуми «Самопоміч» (82%), «Демократичний Альянс» та «Сила Людей» (по 75%), «Громадянська позиція» (60%), «Батьківщина» 56%.
Найгірше «Наш край» 30% «Відродження» (20%), «Свобода» (20%) та «Опозиційний блок» (17%)
На рівні міських осередків партій міст-обласних центрів найкраще підписують меморандуми «Демократичний Альянс» (88%), «Сила Людей» (83%), «Самопоміч» (80%) Громадянська позиція (71%) та «Укроп» (69%).
Найгірше – «Опозиційний блок» (14%), «Наш край» (30%).
Великі партії – великі проблеми
Неважко помітити, що, окрім «Самопомочі», партії, що підписали меморандум, – не є рейтинговими і в кращому випадку можуть розраховувати на потрапляння до рад у кількох регіонах.
Натомість великі партії, які мають найбільший рейтинг та, ймовірно, будуть широко представлені у місцевих радах усієї країни, обіцянки щодо боротьби з корупцією давати побоюються.
Наприклад, відповідно до замірів Міжнародного республіканського Інституту (IRI, США), найбільшу сукупну підтримку на місцевих виборах наразі має «БПП-Солідарність» (13%), «Батьківщина» (11%), «Самопоміч» (11%), «Опозиційний блок» (11%), «Радикальна партія» (7%), «Правий сектор» (6%), «Свобода» (5%).
З іншого боку, партії-підписанти мають, здебільшого, невисокі рейтинги: «Громадянська позиція» – 4%, «УКРОП» та «Народний контроль» – по 1%, «Демократичний альянс» та «Сила людей» взагалі не були включені в опитування.
Бачимо, що в цілому партії, що зобов'язалися боротися із закритістю рад, можуть набрати 15-20% від загальної кількості місць у радах. Чого вряд чи вистачить для кардинальної зміни ситуації в країні.
Ніхто не має ілюзій, що саме лише підписання меморандумів чи будь-яких інших документів може змінити ситуацію. Тільки постійний громадський контроль та тиск на новообраних депутатів, бомбардування х листами та запитами, постійна комунікація і переговори в купі з стиком незалежних ЗМІ можуть розірвати замкнене коло і зробити ради прозорішими.
Інакше ж тотальна корумпованість і повсюдні зловживання місцевих рад в умовах збільшення їх ресурсів може призвести до настільки плачевної ситуації, що теперішня криза здаватиметься періодом процвітання.
- Информация о материале
Налоговая реформа должна быть рациональной
Бизнес устал и злится: ему так часто предлагали косметические, бесполезные и откровенно вредоносные налоговые изменения, что чаша терпения переполнилась. Именно поэтому проект реформы от парламентского комитета под началом Нины Южаниной, который будет подан в парламент на днях, сразу же стал фаворитом общественности. Он действительно радикальный, отвечает на запросы бизнеса, обращает внимание на вещи, до которых у Минфина и ГФС руки не доходят. Но если его примут, Украина гарантированно вылетит из программы МВФ и останется с огромной дырой в бюджете. Правда, и отметать его с негодованием нельзя. Мы в таком положении, когда каждая здравая мысль ценна, важна и заслуживает внимания. Хочется верить, что Наталия Яресько — главный оппонент Южаниной — это понимает.
Проект комитета, по подсчетам Минфина, предусматривает снижение бюджетных поступлений на ошеломляющие 150–200 млрд грн. Естественно, это недопустимые потери, и сколько ни урезай расходы государства, последствия такого дефицита будут необратимыми. Правда, сама Южанина говорит, что, по альтернативным подсчетам, дефицит составит лишь 13,9 млрд грн. Хорошо бы так, но тогда он будет в разы меньше предполагаемого 60-миллиардного дефицита, заложенного в реформу Минфина, консервативную и с более высокими ставками. Однако конкретных и заслуживающих доверия подсчетов пока никто не приводит, и вполне закономерны сомнения в том, что озвученные 13,9 млрд будут соответствовать действительности. Все расчеты Южанина, по ее словам, передала главе представительства МВФ в Украине Жерому Ваше и рассчитывает, что когда в начале ноября нас посетят экономисты Фонда, они пересмотрят свое критичное отношение к ее варианту Налогового кодекса.
То, что глава налогового комитета ВРУ решила общаться с главным донором Украины, минуя Минфин, говорит о растущем конфликте между комитетом и министерством. Господин Ваше, по словам самой Южаниной, ее визит воспринял сдержанно, но не без любопытства. МВФ сотрудничает именно с правительствами стран, а не с депутатским корпусом. Опытные чиновники Фонда прекрасно понимают, что в каждом предложении, озвученном депутатами, могут быть подводные камни и не государственные, а чьи-то личные интересы. Да и сами депутатские предложения уж слишком расходятся с мнением МВФ относительно будущего Украины: бюджетный дефицит, в разы превышающий установленные Фондом 3,7% от ВВП в 2016 г., льготы для животноводов, идущие в разрез с одним из структурных маяков, и прогнозы налоговых сборов, основанные на плохо поддающейся прогнозированию детенизации.
Разделяй и властвуй
Когда идея с подготовкой альтернативной налоговой реформы от парламентского комитета только замаячила на горизонте, ZN.UA поинтересовалось у Елены Макеевой, не помешает ли это искусственно созданное противостояние процессу реформирования?
Замминистра нас заверила в грядущей синергии, взаимопонимании, поддержке и совместном поиске оптимальных решений. Не тут-то было. Концепции оказались настолько противоречащими друг другу, а их создатели — настолько неспособными на диалог, что все участники процесса, заинтересованные и сочувствующие, разделились на два лагеря. На тех, кто за радикальные решения Южаниной, и на тех, кто за здравый смысл Яресько.
К сожалению, понимания того, что Украине нужен действительно компромиссный вариант, очень мало. Одни увлеченно борются с Минфином, другие — с 200-миллиардной бюджетной дырой. А сесть за стол переговоров некому. Макеева самоустранилась, переключившись на реформу аудита. Южанина сухо отвечает, что готова к диалогу с министром финансов, но та не находит времени. У Яресько действительно нет времени, так как ответственна она не только за налоговую реформу. В итоге реформы расходящимися линиями идут в разные стороны и не пересекаются, а должны бы. Пока инициативные группы разделены и заняты критикой друг друга, людям, имеющим прямой интерес, намного проще протаскивать и пропихивать выгодные для них идеи.
Так, в реформе от Минфина ЕСВ был трансформирован таким образом, что выгода для крупных иностранных компаний с высоким уровнем зарплат стала очевидней, чем предполагаемая детенизация. Если вспомним, то в декабре прошлого года был запущен эксперимент, предлагающий предприятиям, показавшим ощутимый рост заработных плат (как правило, крупным и с иностранным капиталом), к ставке ЕСВ применять в 2015 г. коэффициент 0,4, а с 1 января 2016-го — 0,6. Так вот, предложенное Минфином снижение ЕСВ до 20% по общему уровню налоговой нагрузки идентично применению понижающего коэффициента 0,6. То есть работающие легально крупные компании получат и снижение нагрузки, и понижающий коэффициент, а остальные, которых большинство? Будет ли этого достаточно для выхода из «тени»? Понижающий коэффициент 0,4 применяет менее 10% предприятий, очевидно, что снижения не хватило для того, чтобы «конверты» утратили смысл для владельцев фирм. Да, к 2018 г. Минфин весьма здраво планирует объединить ЕСВ и НДФЛ, создав один налог на зарплату со ставкой 20%. Но 2018-й для Украины — далекая перспектива, а теневые зарплаты — сегодняшняя мрачная действительность.
В свою очередь, в проект реформы «от Южаниной» таки протиснулось аграрное лобби, и, несмотря на то, что отмена налоговых льгот для АПК — структурный маяк МВФ, глава парламентского комитета оставила льготу для животноводов и даже успела обсудить этот вопрос с господином Ваше. Да, животноводство в Украине увядает. Да, в ЕС дотируют сельское хозяйство. Но можем ли мы это себе позволить? Видимо, нет, раз делаем это не в виде дотаций (при которых можно увидеть и посчитать, кто, сколько и на каком основании их реально получил), а в виде налоговых льгот. В конце концов, есть рынок, и если импортировать продукцию животноводства выгоднее, чем производить, то какой смысл в этой поддержке? Зачем удерживать на плаву нерентабельный бизнес? Ради чего и с какой целью? Ради того, чтобы вовсе не простые фермеры и селяне, а очень даже не мелкие сельхозпроизводители, у каждого из которых в видах деятельности значится и животноводство в том числе, путем нехитрых манипуляций продолжили экономить на налогах?
Разработчиков реформ облепили многочисленные консультанты и советники, каждый со своим виденьем и со своим интересом. И их намного больше, чем времени на подробные разбирательства по каждому вопросу.
Есть базовые принципы, есть общая цель, есть ответственные люди, обязанные провести реформу. И самое время этим ответственным ограничиться общением друг с другом, пока в проекты не протащили еще какие-нибудь сомнительные инициативы. За всем же не уследить.
Рациональное зерно
Несмотря на зашкаливающий уровень популизма, проект Южаниной не стоит полностью игнорировать, там есть важные и полезные новшества, которые могли бы качественно изменить жизнь налогоплательщиков.
Заслуживающим внимания является предложенный в проекте вариант по реформированию НДС. Упор сделан на разрешение проблемы с возмещением этого налога, которое многие годы было головной болью предпринимателей. Они ждут свои же деньги месяцами, судятся, дают взятки. На сегодняшний день экспортеры — заложники налоговой службы, напрямую зависящие от решений руководителей местных фискальных органов. Предлагается понятная и реальная для внедрения система, способная вопрос с возмещением закрыть раз и навсегда.
«НДС в Украине, к сожалению, часто таковым не является и превращается в налог с оборота по ставке 20%. Но дело как раз не в ставке, а именно в возмещении. Решить эту проблему чрезвычайно важно, так как без этого мы не обеспечим рост экспорта. Нет ни одной страны, которая бы что-то экспортировала в условиях, когда ее экспортерам не возмещают НДС. А без роста экспорта мы не сможем решить проблему роста ВВП, ведь наш внутренний рынок очень ограничен. И все доступные нам на сегодняшний день возможности — экспортные», — справедливо замечает экономист Михаил Соколов.
Предложения просты: создать реестр всех заявок на возмещение НДС и сделать его публичным, чтобы иметь полную информацию о том, кто, когда подал заявку и на какую сумму. Фискальная служба не сможет решать, кому возмещать налог, а кому нет. И будет действовать строго в том порядке, в каком сформирован реестр, не имея возможности возмещать пятому по списку, обойдя четвертого. Публичность реестра усилит общественный контроль над происходящим, а он, поверьте, будет.
Также предлагается интересная система упрощенного налогообложения. Она сохраняется в нынешнем варианте. Для первой и второй групп изменения коснутся только видов деятельности — убирается luxury сегмент. Для юридических и физических лиц третьей группы максимальный доход уменьшается с 20 млн грн до 5 млн (а не до 2 млн, как в проекте Минфина). Ставки будут повышаться, но постепенно. Те предприниматели, которые сегодня работают без НДС и платят 4% с оборота, с 2016 г. будут платить 6%, с 2017-го — 8 и с 2018-го — 10%. В действительности это изменения системы, позволяющие максимально нивелировать злоупотребления с «упрощенкой», при этом не навредить тем, кто работает честно. Кроме того, в проект внесены предохранители, вводящие правила, которые не дают использовать «упрощенку» в схемах.
Критика внедрения налога на распределенную прибыль понятна, но и его применение не лишено рационального зерна, о чем ZN.UA уже писало. Почему же не запустить эту систему хотя бы в экспериментальном режиме, ведь в Украине официально зарегистрировано пять индустриальных парков? Может, есть смысл в том, чтобы предприятия этих зон применили новую для нас форму налогообложения прибыли? Таким путем в свое время пошла Польша, система в ней успешно работает до сих пор.
Эта практика упрощает администрирование, облегчает отчетность и усложняет вмешательство контролирующих органов в порядок ее внедрения. Но главное, подход Южаниной к налогу на распределенную прибыль создает условия для улучшения инвестиционного климата и сохранения капиталов в Украине, а не их выведения.
Суть предложений Южаниной состоит в том, что облагаться налогом будет исключительно распределенная прибыль, которая условно состоит из трех групп: дивиденды, уплаченные физлицам неплательщикам и нерезидентам, приравненные к распределенной прибыли платежи и доходы нерезидентов, источником которых является Украина.
Причем к приравненным к распределенной прибыли платежам относятся доначисления по правилам трансфертного ценообразования (ТЦО) по контролируемым операциям, доначисления по операциям налогоплательщиков с офшорами и низконалоговыми юрисдикциями, пассивные платежи, роялти, в пользу офшоров, неплательщиков налогов и небенефициаров. Суть этих изменений в том, что именно по таким схемам бизнес работает с внешними офшорами, избегая налогообложения. Параллельно в проекте содержатся и изменения в правилах ТЦО.
«Каких-то революционных изменений в части ТЦО не предполагается, но были внесены важные технические правки, подготовленные аудиторами на основе их практического опыта работы. Они включают в себя возможность тестировать не только контролируемые операции, но и фактический финансовые результат компании. Когда мы говорим о сопоставлении не только операций, но и доходов. Плюс есть очень хорошая норма, которая мотивирует плательщика самостоятельно провести корректировку. На сегодняшний день, если происходит доначисление на контролируемые операции, это происходит до уровня медианы в диапазоне. Если же налогоплательщик делает такую корректировку самостоятельно, он сможет исправить до низшей границы диапазона», — объяснила эксперт Ольга Богданова.
Остается надеяться, что Минфин не будет отметать с негодованием эти и другие рациональные предложения и, не озираясь на обрушившуюся на него критику сторонников радикальных перемен, сможет хладнокровно оценить и перенять все то полезное, что предлагает парламентский комитет.
Индикатор напряжения
Неожиданностью стало предложение Южаниной, что вся сумма ЕСВ, уплаченного работодателем с зарплаты сотрудника, которая превышает 17 минимальных заработных плат, перечисляется на отдельный счет работника в госбанке. По сути создается второй, накопительный, уровень пенсионной системы. Реформу делают за министра Розенко, пыла которого за год хватило только на то, чтобы зарезервировать своему ведомству в бюджете 2016-го 270 млрд. Своевременно и правильно ли это?
Проект Южаниной не жизнеспособен как раз потому, что вырван из контекста и ушел далеко вперед, в какие-то другие страны, оставив Украину позади. Такие радикальные изменения не могут происходить сами по себе. Для этого нужны реформы и в других сферах, а их нет. Нужно сказать спасибо Нине Петровне за то, что она более чем наглядно продемонстрировала тотальную несостоятельность остальных реформаторов, так и не удосужившихся снизить государственные расходы, провести пенсионную реформу, прекратить наконец эту череду проблем с ГФС и хотя бы начать судебную реформу.
Где волны сокращений и оптимизации расходов, обещанные еще в 2014-м? До каких пор мы будем выделять государственные средства на «фундаментальні і прикладні розробки та дослідження у сфері державного управління» или «державну підтримку фізкультурно-спортивного товариства «Динамо».
Навскидку, чем занимается, например, Государственное агентство Украины по туризму и курортам? Какова его роль на совершенно самодостаточном развивающемся туристическом рынке? Зачем нужна коррумпированная и прогнившая Госслужба занятости, если на рынке десятки частных компаний, которые действительно занимаются трудоустройством, причем делают это эффективней, профессиональней, быстрее и не за государственные деньги? А Госагентство экологических инвестиций? А Госинспекция по вопросам труда? А вместе с ней и Госслужба по вопросам труда. Бесконечные курсы переподготовки и повышения квалификации в каждом ведомстве сотен тысяч украинских чиновников, после общения с которыми, как правило, появляются сомнения в квалификации как таковой, не говоря уже о ее повышенном уровне? А все эти махровые программы поддержки молодежного жилищного строительства, компенсации процентных ставок по кредитам, удешевления стоимости ипотек?
Мы могли себе позволить все это 15 лет назад, но сейчас не можем. Да, если взять каждую статью отдельно, то суммы не кажутся принципиальными, но если прошерстить весь бюджет, становится ясно — статей для сокращения масса, и большая их часть наверняка перекочует в бюджет будущего года.
Министр финансов совершенно справедливо говорит о том, что сократить государственные расходы на четверть за один год невозможно. Согласно исследованиям МВФ, за последние 25 лет в мировой экономике было всего десять случаев, когда страна уменьшала расходы более чем на 5% в год. И средний уровень уменьшения расходов для этих десяти стран составлял 9,3%, а не 25. Но говорит ли министр о том, насколько Украина сократит расходную часть бюджета? И когда мы все-таки будем верстать государственную смету, исходя из наших реальных возможностей, а не раздутых потребностей?
Минфин не подал свой проект реформы по одной простой причине: он ждет внятной позиции других ведомств по сокращению расходов. И это правильно, ибо, закладывая в реформе дефицит в 60 млрд грн, министерство должно предоставить внятный план по его компенсации и объяснить, какими конкретно статьями придется пожертвовать ради налоговой модернизации. Но другие ведомства молчат, ведь это уже вопрос политический, и нужно иметь смелость взять на себя ответственность за принятие непопулярных, но необходимых решений.
Остается надеяться, что рациональное победит. Правительство пересмотрит бюджетную политику и решится на сокращение расходов. Минфин при оценке альтернативных налоговых предложений сможет заглушить эмоции. А эксперты осознают, что идеальные модели в неидеальном мире не работают.
- Информация о материале
Суд стягнув з Харківської ОДА 13 мільйонів боргу на користь соратника Кернеса
Апеляційний суд скасував рішення першої інстанції й постановив стягнути з Департаменту капітального будівництва Харківської облдержадміністрації на користь ТОВ «Житлобуд-2» борг за проведення робіт з реконструкції будівлі Історичного музею в сумі 13,56 млн грн. Про це йдеться у постанові Харківського апеляційного господарського суду.
В 2012 році між Управлінням капітального будівництва облдержадміністрації та ТОВ «Житлобуд-2» був укладений генеральний договір про закупівлю робіт з реабілітації будівлі обласного комунального закладу Харківського історичного музею за адресою: м. Харків, вул. Університетська, 5. Вартість угоди склала 52,97 млн грн.
В ході судових слухань було встановлено, що в 2012-2013 роках фірма виконала роботи на 31,84 млн грн., але отримала за них оплату в сумі 18,62 млн грн.
В 2013 році депутати облради планували виділити на реконструкцію музею 22 млн. грн. за рахунок коштів, отриманих від продажу стадіону «Металіст». Але гроші від угрупування Сергія Курченка не надійшли, і в 2014 році стадіон повернули до комунальної власності.
В квітні 2015 року ТОВ «Житлобуд-2» звернувся до Департаменту капітального будівництва ХОДА з вимогою погасити заборгованість у сумі 13,22 млн грн. Чиновники відповіли, що ані в 2014 році, ані в 2015 році в обласному бюджеті не були заплановані кошти на проведення робіт з ремонту Історичного музею. Крім того, бюджетні призначення на погашення кредиторської заборгованості за виконані роботи у 2015 році по даному об’єкту не затверджено. Після цього підрядник подав позов до суду.
Рішенням суду першої інстанції позов було відхилено. Тоді суд встановив, що ТОВ «Житлобуд-2» не надав замовнику всю необхідну документацію для встановлення вартості робіт. Апеляційний суд не погодився з цим рішенням, вказавши, що підписаних актів виконаних робіт та наявних довідок достатньо для того, щоб встановити вартість виконаних робіт та суму боргу. Тому апеляційний суд задовольнив позов фірми у повному обсязі.
Засновниками «Житлобуду-2» є член Харківського виконкому Юрій Кроленко та депутат міської ради Олександр Конюхов. Останній зараз знову балотується до міськради за списком партії «Відродження», першим номером якого є мер Харкова Генадій Кернес.
- Информация о материале
Страница 676 из 2102
