Вся дипломатия митрополита Онуфрия, как в статусе местоблюстителя Киевской кафедры, так и предстоятеля УПЦ (МП), лимитирована единственно координатами «русского мира». Для него «духовное единство братских украинского и российского народов» — уже свершившийся факт. Соответственно, вооруженное вторжение российского государства на Донетчину и Луганщину церковный иерарх склонен называть «братоубийственным противостоянием», «гражданским конфликтом», «раздором и враждой», «столкновением интересов Запада и Востока» и т.п. Митрополит Онуфрий —сознательный противник определенного государственным руководством Украины внешнеполитического курса на евроинтеграцию. В интервью «Интерфакс-религия» предстоятель УПЦ (МП) так объяснил непринятие европейского выбора: «Наш кризис начался с вопросов о евроинтеграции… Поэтому те законы, которые сегодня предлагает нам новый, европейский мир, для нас неприемлемы (выделено нами. — Авт.)». Неслучайно этот архиерей является постоянным членом Священного синода Российской православной церкви и желанным гостем в Москве, где неоднократно отмечен разными наградами «за прилежные труды» ведущим идеологом «русского мира» патриархом РПЦ Кириллом.

Показательно, что своими «действиями» митрополит Онуфрий как руководитель УПЦ (МП) подпитывает сепаратистские настроения в Украине. Именно с его благословения известный своей антиукраинской деятельностью «глава» т.н. сойма подкарпатских русинов и одновременно настоятель кафедрального собора УПЦ (МП) в Ужгороде протоиерей Димитрий Сидор в июле 2014 г. был награжден вторым крестом с украшениями (исключительная награда за особые заслуги). На фоне напряженной общественно-политической ситуации в Украине он обратился с сепаратистскими призывами к россиянам осваивать Закарпатье: «Вмешивайтесь — здесь кровные интересы России». А далее заметил: «Самим российским людям надо осознать: есть восточнославянская, общероссийская цивилизация. Она начинается с нас, с Закарпатья, и тянется до Аляски!».

Пророссийская позиция митрополита Онуфрия подтверждается и рядом других фактов. Среди них — отстранение от управления церковными делами приближенных к покойному митрополиту Владимиру и проукраински настроенных лиц; давление на епископов собственной церкви, подписавших «Меморандумом о единой Украине и единой Украинской поместной православной церкви»; торможение продуктивного диалога с православными церквями Киевской традиции; категоричное непринятие автокефалии Украинского православия и т.д.

В практической плоскости действующее духовенство УПЦ (МП) довольно активно приобщено к поддержке и предоставлению благословения экстремистам и террористам, содействию деятельности боевиков, участию в провокационных акциях и даже диверсиях, героизации имперского прошлого и т.п. В частности, настоятель Свято-Никольского монастыря священник Никон благословлял в Донецке «полицию «ДНР» на «ратные подвиги»; митрополит Иоанникий, член Священного синода УПЦ (МП), участвовал в «церемонии инаугурации главы» самопровозглашенной террористической организации («ЛНР») Игоря Плотницкого. Некоторые священники УПЦ (МП) доходят до кощунства — отказываются не только исповедовать и причащать украинских воинов, воюющих с оккупантами, но даже хоронить погибших.

Священники и иерархи УПЦ (МП) постоянно участвуют в огульном поношении действующей украинской власти, разрушении положительного имиджа Украины в глазах международного сообщества, разжигании межконфессионной вражды, применении физического и психологического давления к представителям других вероисповеданий. Показательны высказывания викария Черновицкой епархии УПЦ (МП) епископа Лонгина Банченского, адресованные украинскому государственному руководству: «Я никогда не буду поминать на Божественной литургии этих проклятых руководителей нашей страны, этих неверующих, которые не имеют страха Божьего, которые сидят в креслах и раздают приказы об убийствах… Сатанисты! Слуги лукавого». По мнению этого епископа УПЦ (МП), «власти не нужно ничего, кроме кровопролития», «и в этом они находят удовлетворение». Кстати, это именно он публично и постоянно подстрекал украинцев срывать мобилизацию и не защищать свою землю и семьи от российских агрессоров.

Под надуманными предлогами руководство УПЦ (МП) уклоняется от предоставления помощи Вооруженным силам Украины в то время, как это делают на миллионы гривен УПЦ КП, УГКЦ, УАПЦ и другие патриотически и ответственно настроенные украинские церкви. Вместо этого представители епископата УПЦ (МП), такие как митрополит Николаевский и Очаковский Питирим, запрещают своим священникам посещать и поддерживать украинских военных в зоне антитеррористической операции. В то же время в аннексированном Крыму местная епархия УПЦ (МП) полностью подчинилась удовлетворению общественно-политических требований оккупационного режима. По распоряжению митрополита Лазаря она принимала активное участие в массовых празднованиях «Дня народного единства» (российский национальный праздник) 4 ноября 2014 г., освящала российские истребители и «гуманитарные» грузы для «ДНР» и «ЛНР». Крымская епархия УПЦ (МП) активно «духовно опекает» Черноморский флот России. Такие поступки — не что иное, как коллаборационизм с оккупантами.

Кстати, Московский патриархат и не скрывает, что название УПЦ является лишь бутафорским прикрытием легального канала церковной оккупации Украины. Все епископы УПЦ (МП), а не только Крымский, являются штатными епископами Российской православной церкви. Именно поэтому они и проводят политику российского церковно-политического истеблишмента по денационализации и оккупации Украины, в частности поддерживая заявления В.Путина о том, что на крымской земле сосредоточены духовные скрепы «многолетнего монолита российской нации и централизованного Российского государства».

Приведенные и десятки не упомянутых здесь фактов свидетельствуют, что в украино-российской войне УПЦ (МП) разносторонне поддерживает агрессора — от замалчивания фактов вторжения в Украину регулярных войск России и обеспечения государственной властью РФ боевиков военной техникой и боеприпасами до непосредственного участия в бандитских формированиях, срыве военной мобилизации, проведении антиукраинской пропаганды и явном сотрудничестве с российскими оккупантами.

Наступление на автокефалию Украинского православия

В свою очередь РПЦ довольно энергично препятствует конституированию Украинской поместной православной церкви. Ведь собственная независимая православная церковь — это серьезная основа для укрепления политического суверенитета Украины и консолидации украинской нации. Москва заинтересована в противоположном: ей нужна марионеточная власть в Киеве, перманентная дестабилизация внутриполитической ситуации, территориальная фрагментация страны с контроверсионными амбициями региональных элит, подконтрольных российской политической верхушке. С целью удержать Украину в сфере собственных интересов Россия и развязала нынешнюю войну, в которой УПЦ (МП) выступает важным инструментом идеологически-духовной интервенции.

Когда в Украине появится отдельная от Москвы автокефальная церковь на месте УПЦ (МП), это приведет к ощутимым материальным, финансовым и кадровым потерям самой РПЦ. Мало того, это послужит причиной цепной реакции — автокефалию захотят и другие православные церкви из постсоветского пространства, находящиеся в организационной и церковно-правовой зависимости от РПЦ.

В результате последняя потеряет свой статус самой мощной поместной православной церкви мира. Если же объединятся православные церкви Киевской традиции — УПЦ КП и УАПЦ — в поместную церковь, то РПЦ получит необычайно сильного конкурента, а Константинополь — надежного союзника. Но самое главное в том, что будет нанесен сокрушительный удар по политике Московского патриархата на международной арене.

Прослеживается попытка дискредитировать в информационном пространстве сам проект «Украинская поместная православная церковь». Соответствующую пропагандистскую кампанию УПЦ (МП) начала проводить сразу после того, как была проанонсирована возможность объединения УПЦ КП и УАПЦ. Представители промосковской церкви в своих комментариях, интервью, обращениях пытались заверить общественность, что такое соединение не будет иметь конструктивных последствий, приведет к очередным ссорам и дележам, а Константинопольский патриарх ни в коем случае не признает новообразованную структуру из-за опасности углубления недоразумений в полноте мирового православия.

В то же время УПЦ (МП) обратилась к очередному раунду заигрываний с УАПЦ. Епископату, священнослужителям и верующим последней активно навязывали (и далее продолжают навязывать) мысль о неуместности объединения с УПЦ КП, учитывая «коварные» намерения патриарха Филарета «растворить» менее многочисленного и более слабого союзника в структуре собственной церкви. Вместо этого, якобы демонстрируя шаг навстречу, Священный синод УПЦ (МП) в конце июня 2015 г. создал комиссию для возобновления диалога с УАПЦ во главе с пророссийским митрополитом Каменец-Подольским и Городоцким Феодором. Цель деятельности новосформированной комиссии понятна — проволочка, распространение ложной информации о Киевской патриархии и т.п. Мы должны четко понимать, что церковь, которая настроена против автокефалии и идеологически созвучна с РПЦ, принципиально несостоятельна болеть за украинское национальное дело.

Кроме непосредственного влияния на церковную ситуацию в Украине, Москва использует рычаги давления на Константинополь. Например, 6 июля 2015 г. в Стамбуле руководитель отдела внешних церковных сношений РПЦ митрополит Иларион убеждал главу Вселенского патриархата в необходимости отстраниться от поддержки объединительного процесса между УПЦ КП и УАПЦ, ибо в противном случае Московский патриархат будет бойкотировать проведение Всеправославного собора и позаботится о существенном осложнении отношений с турецкой властью и т.п. После этого активность Константинополя в Украине, увы, уменьшилась.

Общими действиями РПЦ и УПЦ (МП), к сожалению, удалось достичь для себя желательного временного результата. В очередной раз переговоры между УПЦ КП и УАПЦ были сорваны.

Актуальная повестка дня

Украинские реалии подтверждают вывод американского политолога З.Бжезинского о невозможности достичь реальной государственной независимости, если хотя бы 20% религиозной сети (особенно православной церкви) в стране контролируется извне. В этом разрезе ситуация весьма неутешительна: по состоянию на 2015 г. почти 50% ячеек православной сети Украины находятся в юрисдикции Московского патриархата. По сути, религиозный фактор выполняет сегодня роль одного из существенных инструментов зависимости Украинского государства от Российской Федерации. Самый действенный способ от этой зависимости избавиться — основать свою поместную православную церковь. Многие европейские страны пошли именно таким путем с единственной целью — нивелировать влияние национальных иностранных религиозных центров на внутриполитическую ситуацию, уладить межцерковные трения, продуцированные внешней идеологически-духовной экспансией.

Ответ, почему Украина является исключением в православном мире, можно найти в соответствующих выступлениях президента В.Путина: «…Традиционная конфессия Российской Федерации и ядерный щит России — те составляющие, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны...».

Именно поэтому, по нашему мнению, украинская власть не может себе позволить и в дальнейшем созерцательно-инертно относиться к УПЦ (МП).

Необходимым шагом на пути демократического укрепления суверенитета Украины должно стать нивелирование деструктивного влияния УПЦ (МП) на украинский социум. В этом контексте справедливой представляется практическая реализация ряда мер.

  1. Принять в парламенте законопроект №1244 от 04.12.2014 г. о внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организаций» относительно названий организаций, руководящие центры которых расположены за пределами Украины. Такой нормативно-правовой акт обяжет УПЦ (МП) осуществить перерегистрацию и отобразить в своем названии собственную зависимость от РПЦ, что положит конец введению в заблуждение миллионов верующих украинцев.
  2. Инициировать перед правительством страны вопрос об отказе подтвердить какие-либо имущественные права УПЦ (МП) на ключевые национальные святыни — Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру, Свято-Успенскую Почаевскую лавру, Свято-Успенскую Святогорскую лавру. Неправомерно, что выдающееся культурное наследие украинской нации принадлежит церкви, которая не заботится о развитии национальной государственности и духовности, а только попирает их.
  3. Не допускать к участию в публичных торжествах иерархов УПЦ (МП), имеющих пророссийскую позицию, дискредитирующих украинский народ и государственную власть.
  4. Привлекать как органами центральной власти, так и местного самоуправления к подготовке и реализации социально значимых проектов и программ только те православные учреждения, которые показали способность к общественно-патриотическому воспитанию своих верующих.
  5. Запретить въезд на территорию Украины одиозным деятелям и функционерам РПЦ, деятельность которых направлена на подрыв территориальной целостности и суверенитета государства, углубление межцерковных и межконфессионных конфликтов и противостояний, культивирование в общественном сознании российских имперско-шовинистических идеологем.
  6. Люстрировать чиновников, которые своими поступками и действиями тормозят процесс конституирования Украинской поместной православной церкви. К сожалению, даже в вышестоящих органах государственной власти продолжают занимать не второстепенные должности лица, которые ради собственной выгоды не только активно поддерживают УПЦ (МП), но и сознательно оправдывают деятельность церкви-коллаборациониста оккупационного российского режима.
  7. Провести публичное обсуждение подготовленного проекта Концепции государственно-конфессионных отношений с дальнейшей его доработкой и представлением в установленном порядке на рассмотрение в Верховную Раду Украины.
  8. Разработать и внести системы комплексных изменений в действующее законодательство о свободе совести и религиозных организациях, которыми предусмотреть безусловные санкции против деятельности религиозных организаций, направленной на нарушение территориальной целостности и суверенитета Украинского государства или разжигание религиозной вражды.
  9. Ввести в Украине систему конкордатов, т.е. перевести отношения между институтами государственной власти и религиозными организациями в двусторонние договоры внесением Верховной Радой Украины соответствующих изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Это будет развивать прозрачные партнерские принципы сотрудничества между субъектами общественного пространства, заставит соблюдать сторонами соответствующие обязательства, будет побуждать религиозные организации работать ответственно, на паритетных началах и на благо всего украинского народа.
  10. Осуществлять комплексное (дипломатическое, организационное, информационно-медийное и т.п.) содействие со стороны государства объективно назревшему конституированию Украинской поместной православной церкви с центром в столице Украины г. Киеве, что полностью отвечает нормам и церковного, и международного права.