Главная
Украина: глубина неравенства
Наука признает неравенство главной проблемой современности. И она едва ли не главный фактор общественной нестабильности: чем выше и разнообразнее неравенство, тем выше риски социального напряжения и социального конфликта.
Степень неравенства и его общественное восприятие в значительной мере отражает цивилизационные ориентации населения.
Выделяется неравенство экономическое, социальное, политическое и этнокультурное. Первичным чаще всего является экономическое неравенство, наиболее очевидное проявление которого — неравенство по доходам. Оно обычно служит причиной неравенства в доступе к основным социальным благам, ресурсам, к реализации основных прав. Но и само неравенство по доходам является следствием других видов и проявлений неравенства. Отсутствие возможности получить качественное образование обрекает детей из бедных семей на более низкие шансы найти приемлемую работу и, в конце концов, — на бедствование в уже взрослой жизни. Поскольку даже в Украине (где значительная часть населения с высшим образованием работает не по специальности или на рабочих местах, не требующих высокой квалификации) с 1999 г. наблюдается постоянная прямая связь между уровнем образования и уровнем доходов. В полной мере это касается и неравенства по продолжительности жизни — дети из бедных семей сталкиваются с более высоким риском преждевременной смерти или заболевания. Обычно люди с высоким доходами живут дольше, чем бедные, и вместе с тем хорошее здоровье — фундамент должной экономической конкурентоспособности.
Полное равенство не менее вредно, ибо не стимулирует к активности, в частности экономической, включая активность на рынке труда, и к приобретению конкурентной профессии. Зато чрезмерное неравенство неизбежно формирует падение общественного доверия к власти.
Наиболее опасным является «застывшее» неравенство, т.е. деление общества на отдельные касты при крайне осложненном переходе из низшей касты в высшую.
Эффективная государственная политика предусматривает обоснованную, ограниченную, понятную и приемлемую для общества дифференциацию доходов. Соответственно, задача власти — снижение неравенства с помощью, прежде всего, политики доходов.
Украинское измерение неравенства. Наиболее очевиднонеравенство по достаткам и/или доходам. Важно, что неравенство по размеру капитала, наличию и стоимости недвижимости в большинстве стран, по крайней мере с середины ХХ в., существенно превышает неравенство по текущим доходам, а по заработкам — и подавно. Но Украина по неравенству, определенному по заработкам, значительно опережает не только страны, которым присуще умеренное или слабое неравенство, но даже США, признанные страной с высоким неравенством. Так, по данным Томаса Пикетти, заработки 50% самых бедных налогоплательщиков в скандинавских странах в 1970–1980 гг. (период наиболее низкого неравенства) составляли 35% от общих трудовых доходов населения, в европейских (2010 г.) — 30, в США (2010 г.) — 25, а в Украине (2015 г.) — всего 15%. При условии полного равенства они бы равнялись 50%, согласно доле этой группы в общем количестве налогоплательщиков.
Зато заработки 10% богатейших составляли в скандинавских странах 20%, в европейских — 25, в США — 35, а в Украине — аж 39% (при условии полного равенства должны были бы составлять ровно 10%).
Недопустимо низкие (даже по национальным стандартам официальной оплаты труда) заработки по крайней мере половины работающих является характерным признаком неравенства в Украине. Так, в скандинавских странах средняя зарплата 50% более бедных составляет 70% от средней по стране, в европейских странах — 60, в США — 50, а в Украине — всего лишь 30%.
Вторая особенность — чрезвычайно большая разница в оплате труда 1% наиболее высоко оплачиваемых работников и остальной рабочей силы. В частности, в скандинавских странах заработки этой относительно небольшой группы превышают средние в пять раз, в европейских странах — в семь, в США — в 12, а в Украине — в 13 раз.
Соответственно разница в оплате труда 1% наиболее обеспеченных и 50% наименее обеспеченных работников в Украине фантастически высока. Если в скандинавских странах средние заработки 1% наиболее высокооплачиваемых работников превышают среднюю заработную плату 50% наименее оплачиваемых в 7,1 раза, в европейских странах — в 11,7, в США — в 24, то в Украине — аж в 43,3 (!) раза. И речь идет лишь об официально выплаченной заработной плате, с которой совершенно официально уплачены налоги. Но есть много оснований считать, что учет незарегистрированных доходов повысит показатели не столько более бедных, сколько наиболее зажиточных слоев украинского общества. Это, кстати, полностью отвечает мировой практике.
Вообще верхняя центиль (1% более богатых) — очень немногочисленная группа (скажем, в Украине — это 120 тыс. человек, если иметь в виду налогоплательщиков, и 420 тыс. — если иметь в виду все население страны). Но именно ее представители чрезвычайно мощно влияют на социально-психологический климат в обществе, на финансовую и вообще экономическую ситуацию.
Возможно, в высоком неравенстве по заработкам не было бы ничего плохого, если бы высокие доходы ассоциировались с талантом, хорошим образованием, в конце концов, с удачей. Увы, нет. Наблюдается большая разница в оценивании украинцами факторов успеха на родине и в экономически развитых странах. По мнению украинцев, успех в западных странах значительно больше зависит от личных качеств, чем от внешних (см. таблицу). Так, с большим отрывом лидируют высокий интеллект и способности (60,8%), хорошее образование (48,4%). Зато в Украине решающую роль играют происхождение (влиятельные родственники — 46,5%, происхождение из семьи с высоким социальным положением — 38,6, зажиточные родители — 37,5), умение идти в обход закона (33,1) и хорошее здоровье (38,3%).
Правда, не всегда ощущения населения отражают реальность. В частности, несмотря на распространенные тезисы о том, что высшее образование не уберегает от безработицы и бедности, о том, что украинские вузы зачастую не дают знаний и навыков, затребованных рынком труда, объективные данные свидетельствуют, что высшее образование на самом деле продуцирует относительно более высокие доходы. Если среди людей с полным высшим образованием доля бедных составляет 13%, со средними доходами — 32, а зажиточных — 12%, то среди тех, у кого лишь полное общее среднее образование (т.е. нет системной профессиональной подготовки), бедных — 29%, людей со средними доходами — 19, а зажиточных — 4%. Наличие в семье хотя бы одного человека с высшим образованием снижает риск бедности на 38%, а двух — на 54. Несмотря на то, что многие люди с высшим образованием работают не по полученной в вузах специальности, они все же вообще более конкурентоспособны на рынке труда, реже теряют работу и чаще и скорее находят новую.
Высокий уровень образования является более эффективным предохранителем бедности, чем материальная поддержка населения. Возможно, этим объясняется и рост заинтересованности родителей в повышении образовательного уровня детей даже при условии контрактного обучения, ограниченной финансовой возможности семьи. Такая тенденция свидетельствует о возможностях роста образовательного потенциала страны за счет осознания самим населением важности обучения.
Важно и то, что довольно выразительная прямая связь между уровнем образования, с одной стороны, и доходами и занятостью — с другой воспринимается населением как вполне обоснованная и не вызывает непонимания.
Традиционно неравенство по признаку местожительства. Большой город дает больше возможностей получить качественное образование, квалифицированную медпомощь, найти приемлемую работу, наконец, провести досуг. Но вместе с тем в большом городе совершенно иной образ жизни, намного больше загазованность и вообще загрязненность окружающей среды, значительно менее доступны недорогие свежие продукты. Зато сельские жители чаще страдают от невозможности получить медицинские, образовательные и прочие виды услуг, к тому же преимущественно уступающие в качестве услугам в городах. Важно, что расхождения в уровне и качестве жизни жителей больших городов и поселков и малых городков приобретают признаки постоянства.
Чрезвычайно важным признаком неравенства в Украине является отсутствие заметной связи между ее субъективным видением и статистическими оценками. Люди хорошо знают свои достатки, но очень часто имеют совершенно ошибочное представление о доходах и имуществе других. Так, 28% украинцев, имеющих в собственности второе жилье и автомобиль, относят себя к 30% самых бедных. Среди 35 стран Европы и Центральной Азии, где при содействии ЕБРР в 2010 г. были проведены обследования Life in Transition, этот показатель был наивысшим. Для сравнения: в Италии только 1% владельцев второго жилья и автомобиля считают себя бедными, в Албании — 2, в Германии, Чехии и Черногории — 3%. Такая специфика украинского субъективного оценивания распределения населения по достаткам, бесспорно, отражает особенности национального характера.
Можно констатировать наличие некого социокультурного фактора, формирующего в украинском обществе «презумпцию несправедливости». Принятие установки о тотальной несправедливости мира способствует повышению собственной самооценки: все достижения являются результатом собственных усилий, а неудачи — следствием несправедливости общества. Зато признание справедливости общества тождественно осознанию того, что индивидуальные успехи — результат не только собственных усилий, но и справедливости общественного устройства, а неудачи, хотя бы частично, — следствие собственных ошибок.
Следует заметить, что преувеличение фактического расслоения, типичное для бедных стран, обостряет социальные проблемы, формирует потенциальную готовность к протесту. Чем беднее общество, тем острее оно реагирует на существующую (реально или в его воображении) дифференциацию. Особенно острой является реакция на резкое или продолжительное падение уровня жизни.
Чрезвычайно важно для проведения реформ и развития современного общества наличие значительной группы людей, уверенных в своих возможностях влиять на собственную жизнь и готовых брать на себя ответственность за нее. Так, по данным Института социологии НАН Украины, каждый второй украинец считает, что его жизнь определяется преимущественно внешними обстоятельствами, и только каждый пятый — доминированием собственного поведения.
Влияние политики доходов на неравенство. При отсутствии возможностей обеспечить справедливое распределение экономических результатов, а следовательно и доходов, власть должна уменьшать чрезмерное неравенство с помощью их перераспределения. Самой очевидной формой является налоговое перераспределение, в частности через применение прогрессивной шкалы налогообложения: более богатые платят больший процент своих доходов, чем более бедные. Соответственно, более богатые «щедрее делятся с обществом», больше вкладывают в финансирование публичных услуг, а более бедные дополнительно получают определенные выгоды — за счет большей их доступности, большего размера помощи и т.п. Однако сравнение украинских показателей с аналогами США, модель экономики которых предусматривает минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы, свидетельствует о том, что украинское государство почти устранилось от выполнения этой функции.
И в Украине, и в США вклад более богатой части налогоплательщиков превышает вклад более бедной. Но если в Украине более богатые платят 63,7% общей суммы налогов с населения, то в США — 97,8, а более бедные — половину: соответственно, 36,3 и 2,3%. Наболее богатые 10% налогоплательщиков в Украине обеспечивают 20,2% общей суммы поступлений с населения, а в США — 70,5. Однако самая яркая разница во вкладе 1% наиболее зажиточных: в Украине вклад этой категории составляет 4,4% от общих поступлений, а в США — 36,7 (следует еще вспомнить, что в США представители верхней центили получают 35% общих доходов, а в Украине — 39). Причин такой разницы много, но главными представляются большее распространение уклонения от уплаты налогов в Украине и отсутствие реально прогрессивной шкалы налогообложения.
Основными следствиями неравенства являются консервирование бедности, макроэкономическая нестабильность, сужение возможностей экономического роста и распространение коррупции, тотальное недоверие к власти.Прямое следствие чрезмерной дифференциации доходов населения — консервирование масштабной бедности и существенное (втрое—впятеро) превышение субъективными оценками ее уровня, определенного по объективным критериям. Масштабная субъективная бедность является чрезвычайным риском для социального спокойствия в стране: люди, идентифицирующие себя как бедные, обычно недовольны своим общественным положением и вообще тем, как сложилась их судьба, но склонны возлагать ответственность за это на власть, на внешние обстоятельства, только не на себя. Очень часто они ожидают лидера, который «поведет их к светлому будущему». Особо опасна масштабная субъективная бедность среди людей активного возраста. Исправить ситуацию может только трансформация политики доходов, в частности ее направление на снижение неравенства, значительное повышение доходов работающих, действенную поддержку бедных слоев.
Неравенство по доходам часто служит причиной макроэкономической нестабильности:
— значительное неравенство населения является фактором бедности (особенно определенной по так называемому относительному критерию) и, соответственно, масштабного вторичного перераспределения доходов через социальные трансферты;
— масштабные социальные трансферты обусловливают высокие бюджетные затраты, а следовательно и бюджетный дефицит, по крайней мере больший, чем был бы без необходимости финансировать значительные дополнительные социальные трансферты;
— необходимость покрыть бюджетный дефицит провоцирует инфляцию, которая значительно сильнее влияет на уровень жизни более бедных слоев населения, а следовательно провоцирует усиление неравенства, вынося его на новый виток спирали.
Круг замкнулся.
Глубокое неравенство крайне отрицательно сказывается и на возможности экономического роста. Следствием низкого уровня жизни часто становятся болезненность и низкий уровень образования, что, бесспорно, снижает экономическую активность соответствующих групп населения, отрицательно влияет на совокупный трудовой потенциал страны и, таким образом, вызывает замедление темпов экономического роста в целом. И наоборот — повышение доходов бедных слоев населения вызывает повышение спроса на товары национального производства, тогда как представители зажиточных слоев чаще ориентируются на импорт или вообще покупают значительную часть одежды, обуви, техники и т.п. за рубежом. Таким образом, сам рост спроса со стороны бедных слоев больше всего стимулирует развитие национальной экономики, которая, в свою очередь, вызывает рост спроса на рабочую силу. И, наконец, более справедливое распределение доходов является весомым стимулом (и материальным, и психологическим) расширения участия всех слоев населения в экономическом развитии, тогда как усиление неравенства грозит социальным напряжением и сопротивлением со стороны тех, кто потерял надежду на улучшение своей судьбы. Кстати, чаще всего такое активное деструктивное поведение характерно для образованных людей. Так что политика преодоления неравенства способствует развитию экономики в целом.
Неравенство является непосредственным фактором криминализации общества, в частности коррупции, поскольку провоцирует вмешательство в политику и государственное управление лиц с высокими доходами. Немалая концентрация ресурсов и доходов позволяет направлять некоторую их часть на взятки высоким должностным лицам и использовать их возможности в собственных экономических интересах. Такое сращивание богатства с властью, очевидно, не способствует ни гармоничному развитию общества, ни высоким темпам экономического роста, поскольку дает преференции отдельным составляющим экономики за счет других. Преференции предоставляются через непосредственное бюджетное финансирование или через различные налоговые привилегии. Влияние богатых слоев на распределение бюджетных средств — отдельное и практически неминуемое проявление неравенства в странах с низким развитием демократии и отсутствием соответствующих структур гражданского общества.
Такая несправедливость предопределяет экономические (а затем и социальные) конфликты, острота которых прямо пропорциональна степени неравенства. Наличие каких-либо экономических преференций (а вызванных кастовой принадлежностью — и подавно) противоречит принципам свободной конкуренции, существенно усложняет доступ на рынок новым игрокам, принуждает их прибегать к противозаконным действиям. Вместе с тем такая практика — чрезвычайно мощный стимул для правящей элиты стараться во что бы то ни стало сохранить свои позиции.
Уязвимые слои населения остаются такими в значительной мере из-за слабой возможности отстаивать свои интересы в принятии государственных решений, а слабые возможности определяются прежде всего их уязвимостью. Таким образом, экономическое неравенство препятствует демократическим преобразованиям и является фактором ослабления легитимности и усиления коррозии политических учреждений.
Коррупция отрицательно сказывается на качестве и количестве государственных услуг, в частности в сфере образования и здравоохранения, существенно снижая эффективность государственных затрат. В сфере образования снижается реальное качество обучения. Системы оценивания успешности учеников и студентов, определения рейтинга учебных заведений не отражают реальное состояние вещей и не обеспечивают выпускникам конкурентных преимуществ из-за недоверия к системе образования. В сфере здравоохранения снижаются масштабы и действенность программ вакцинации и иммунизации детей из-за недоверия населения к этим программам, замедляется и ухудшается качество лечения больных, замедляются процессы замены устаревшего оборудования и т.п. В целом — снижается удовлетворение домохозяйств полученными государственными услугами.
Крайне низкие официальные заработки большинства работников бюджетной сферы вызывают не только низкий уровень жизни и массовое недовольство предоставляющих публичные услуги населению, но и их — отчасти вынужденную — ориентацию на различные дополнительные нелегальные или полулегальные платежи. В результате коррупция вышла далеко за пределы тех видов деятельности, где она традиционно концентрируется: полиция, суды, чиновничество, — и распространилась едва ли не на все сферы общественной жизни.
Во многих учебных заведениях оценки учеников непосредственно зависят от того, насколько их родители стимулируют учителей. Как результат, ученики не получают должных знаний. Практика «оплачиваемых оценок» распространена и в высших учебных заведениях. Но это только одна сторона проблемы. Значительно опаснее то, что новые поколения рано приучаются к мысли: мол, все можно купить, и нет никакого смысла тяжко работать и учиться. То есть восприятие коррупции как неминуемой реальности формируется уже с детства. По оценкам Фонда «Демократические инициативы» имени Ильи Кучерива и Центра Разумкова, каждый пятый украинец считает взятки нормой жизни, а каждый третий соглашается, что благодаря взяткам проще решать все проблемы.
Практически такая же ситуация сложилась и в медицине. Платить приходится абсолютно за все, и преимущественно непосредственно тому, кто предоставляет услуги: конкретному врачу, конкретной медицинской сестре, конкретной санитарке. По мнению украинцев, именно медицина — наиболее коррумпированный вид деятельности в стране: 84,6% опрошенных усматривают здесь масштабную коррупцию, — об этом свидетельствуют исследования Центра Разумкова. Конечно, в определенной мере такие выводы связаны с разной степенью осведомленности: подавляющее большинство населения так или иначе имеет дело с системой здравоохранения и, соответственно, осведомлено о реальной ситуации, в отличие от, скажем, СБУ или ВСУ, о деятельности которых люди чаще всего имеют весьма отдаленное представление. Об этом косвенно свидетельствуют показатели доли тех, кто не смог определиться с ответом (относительно медицины этот показатель наиболее низок).
Бесспорно, главной причиной сбора дополнительных средств на ремонты, на приобретение нового оборудования, на оплату дополнительных услуг школьных, дошкольных, медицинских учреждений является крайне низкий уровень финансирования всей социальной сферы и, соответственно, низкий уровень оплаты труда. Но вряд ли одним лишь повышением зарплат и улучшением финансирования вообще удастся решить проблему. Чтобы повышение финансирования, в частности зарплат, привело к снижению коррупции в образовании и здравоохранении, необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, должны существовать реальные возможности для населения выбирать место получения услуги. Во-вторых, работники должны дорожить своим рабочим местом. В-третьих, руководство заведения должно быть заинтересовано в увеличении количества предоставленных услуг, за которыми люди могут обратиться и в другие учреждения. Тогда сама администрация устанавливает жесткий контроль и искореняет какие-либо дополнительные платежи.
Поскольку с ростом коррупции все большая часть населения беднеет и оказывается за чертой бедности, растет спрос на более масштабное перераспределение доходов через фискальную систему, чтобы компенсировать влияние коррупции на неравенство и несправедливость. Но такое перераспределение дополнительно мотивирует влиятельные зажиточные слои населения на усиление экономической и политической коррупции для защиты своих доходов.
Распространение убежденности в кастовой структуре общества, сформированной исключительно по признакам достатков и связей, и уверенность в том, что принадлежность к высшим кастам может практически обезопасить от наказания за какие-либо преступления, превращает неравенство в одну из самых больших угроз социальной стабильности. Тотальное недоверие подавляющего большинства населения к владельцам «заводов, газет, пароходов» трансформируется в неприязнь к т.н. олигархам (так часто называют даже не самых богатых, а просто зажиточных людей в Украине), и любое повышение цен трактуется как последствие их давления на власть для повышения собственных доходов.
Разные по материальному статусу группы населения Украины по-разному реагируют и на пропаганду, в частности антиукраинскую. Так, по оценкам Киевского международного института социологии, люди, не испытывающие материальные трудности, в целом практически не воспринимают информацию СМИ России о природе и задачах Революции достоинства, положении русскоязычного населения в Украине, влиянии США и НАТО на украинскую политику и т.п. Вместе с тем те, кому средств не хватает даже на еду, чаще всего занимают прямо противоположную позицию. Связано это вовсе не с их наивностью, — они абсолютно недовольны своей жизнью и вину за это возлагают исключительно на власть, а потому воспринимают любую критику действий этой власти. Представляет ли риск для украинского государства протестный потенциал этих людей? Безусловно. К тому же он и растет под влиянием снижения уровня и качества жизни населения. И если такое снижение касается значительной части общества, то риск неизбежно превращается в угрозу. Поэтому даже в условиях крайне сложной экономической ситуации необходимо, во-первых, пытаться минимизировать риски обнищания населения, а во-вторых, если уж этого избежать невозможно, — систематически разъяснять намерения и действия власти, не скрывая трудностей и неурядиц.
Может ли на это повлиять политика доходов? Вероятно, да. Сейчас в Украине есть довольно многочисленная группа людей, верящих в собственные возможности влиять на события в стране, имеющих опыт вооруженного противостояния, часто у них на руках есть оружие. Вряд ли их можно убедить обещаниями светлого будущего — этим людям нужны наглядные изменения в системе управления, на местном и государственном уровнях. И самым очевидным проявлением таких изменений может и должно стать повышение уровня и улучшение качества жизни. Даже если это не будет касаться всех, избирательная направленность должна быть понятной, действия и намерения власти должны быть соответствующим образом разъяснены, четко определены риски как действий, так и бездеятельности.
Традиционное недоверие украинцев практически ко всем властным структурам, в сочетании с доверием к своему ближайшему окружению — семье, родственникам, коллегам, соседям, вообще соотечественникам, также является свидетельством слабости и неэффективности государства, прежде всего в социальной сфере. Весьма высокий уровень доверия к волонтерам (59%) обусловлен преимущественно чрезвычайно преданной и эффективной деятельностью этих структур во время первого периода военного конфликта в Донбассе и признанием их роли в событиях последних лет в целом. Продемонстрированное доверие к ученым (51%), скорее, связано с проведением опроса специалистами института НАН Украины, чем реальным престижем науки в украинском обществе. Доверие к ВСУ (41%), очевидно, вызвано неожиданным для многих решительным сопротивлением агрессору.
Формирование доверия к соотечественникам — отражение развития современного гражданского общества. В условиях низкого доверия населения едва ли не ко всем властным структурам успех проведения радикальных экономических реформ, нуждающихся в поддержке широких слоев общества, представляется весьма проблематичным. Необходимо формирование широкой коалиции групп, выступающих против действующей системы коррумпированных представителей власти. Активность населения, направленная в пользу реформ, может возникнуть спонтанно, но без решительного и авторитетного лидерства и эффективной организации масс такие настроения не будут трансформированы в реальные изменения. Вместе с тем, как справедливо подчеркивает Ф.Фукуяма, экономические и особенно социальные сдвиги, наподобие Революции достоинства, объединяют людей в новые группы, которые хотят иной, более современной, некоррумпированной политики.
Этот тезис подтверждают признаки устойчивого — возможно, не столь быстрого, как хотелось бы, — процесса формирования в Украине современного гражданского общества, в частности, это и постоянное положительное сальдо доверия украинцев к своим соотечественникам. Институтом социологии НАН Украины в 2015 г. зафиксирован самый высокий за все годы независимости уровень доверия к соотечественникам (51,5%), и практически самый низкий (12,8%) — недоверия. Уже само по себе положительное сальдо отношения к соотечественникам — свидетельство долгожданных общественных сдвигов. Ведь переход от вертикально до горизонтально организованного общества без гражданских структур, без активного поведения представителей различных слоев в защите своих прав, электорального поведения, налаживания и осуществления постоянного контроля над действиями власти кажется абсолютно невозможным. Вместе с тем в условиях низкого уровня жизни возникает риск трансформации этого активного поведения в определенную квазигражданскую деятельность, которая будет камуфлировать традиционные для украинского сообщества результаты заигрывания власти/оппозиции с населением.
* * *
Итоги. Есть ли возможности для кардинального изменения политики доходов в условиях экономического кризиса и нехватки средств в сфере публичных финансов? Очевидно, да. В частности, насущной является потребность переориентации всей системы с предоставления помощи нуждающимся в стимулирование повышения оплаты труда. Это означает:
— коренное изменение всей системы налогообложения, в частности восстановление на принципиально иных основаниях полномасштабной прогрессивной шкалы;
— монетизацию одних видов льгот и немонетарных помощи и субсидий и отмену других, противоречащих идеологии активизации экономических процессов;
— изменение практики определения стоимости публичных услуг (медицинских, образовательных, жилищно-коммунальных, социальных и т.п.) и механизма их оплаты (государственный бюджет, местный бюджет, фонды страхования населения и т.п.); направление системы тарифов не только на компенсацию затрат предоставляющим публичные услуги, но и на экономию объема их потребления;
— определение и четкое дальнейшее соблюдение соотношений между основными социальными стандартами и государственными гарантиями (минимальная заработная плата, соотношение оплаты труда в бюджетной сфере с минимальной заработной платой, согласование/несогласование окладов по тарифной сетке с минимальной заработной платой, соотношение минимальной заработной платы с минимальными социальными трансфертами, дифференциация пенсий в солидарной системе и т.п.);
— дифференциацию социальных трансфертов по трудоспособности, экономической активности и занятости — стимулирование трудоспособного населения к максимально активному поведению на рынке труда и в экономике в целом;
— введение жесткой системы контроля затрат и доходов с целью сделать невозможными масштабные незарегистрированные доходы, — на первых этапах это должно касаться чиновников и работников бюджетной сферы.
Быстрого эффекта не будет, более того — введение кардинальных изменений в политике доходов почти неизбежно вызовет мощное противодействие тех ее субъектов, которые понесут потери (лучше потенциальные, чем фактические), но пренебрежение имеющимися рисками угрожает социальными конфликтами и расшатыванием украинского государства.
Но кардинальные изменения в политике доходов — лишь одна, хотя и очень важная, составляющая комплексных усилий, направленных на снижение неравенства.
Следует как можно быстрее преодолеть препятствия в доступе сельского населения к базовым социальным услугам, прежде всего образовательным и медицинским. И в этом заключается одна из главных задач децентрализации. Но даже при наличии значительных различий в экономическом развитии регионов социальные стандарты в унитарном государстве должны быть едиными. Соответственно, те территориальные громады, которые по объективным причинам не смогут их обеспечивать, должны получать централизованную поддержку.
Необходимо ввести систему социальных лифтов, которые обеспечат интеграцию в общественную жизнь всех тех, кто по разным причинам лишен необходимых и характерных для нашего общества стартовых возможностей. Речь идет прежде всего о людях с инвалидностью, детях-сиротах, детях, лишенных родительской заботы, детях из асоциальных семей.
Необходимо обезопасить Украину от распространения дискриминации. Для этого надо определить и законодательно ввести разнообразные предупредительные меры. Но, кроме этого, должны быть сформированы соответствующие общественные нормы, что требует широкой систематической разъяснительной работы.
Нынешняя модель поведения в Украине, когда допускаются и даже одобряются неуплата налогов, взятки, различные виды нарушения законодательства, должна быть сломана, каких бы усилий это ни потребовало. Иначе все декларации о преданности европейскому пути развития останутся, в лучшем случае, лозунгами.
- Информация о материале
Харківські правоохоронці підозрюють підрядника будівництва полігону у Богодухові у виведенні 18 мільйонів через фіктивні фірми
Харківські правоохоронці підозрюють працівників ТОВ «СП «Ековтор» у внесенні недостовірних даних в документи та у спробі заводіння коштами у сумі 18,6 млн. грн., які призначалися для будівництва полігону у Богодухові.
Про це йдеться у ухвалі Київського районного суду міста Харкова від 12 вересня.
У тому ж році провели тендери на обидва полігони, й вартість будівництва була майже однакова - 26 млн грн, які мали виділити з бюджету. Переможцем обох виявилася донецька фірма - ТОВ «Спеціалізоване підприємство «Ековтор».
Засновницею фірми «Ековтор» була така собі Тетяна Юрченко. Єдиними конкурентами «Ековтора», як це не дивно, також були донеччани.
У 2014 році Департамент капбудівництва ХОДА провів ще торги на створення Полігону у Богодухові вартістю 19,83 млн. грн.
Влітку 2015 року правоохоронці відкрили кримінальне провадження. В одній з судових ухвал йшлось про спотворення результатів торгів, в яких перемогу отримало ТОВ «Ековтор», а також наголошувалося, що локальні кошториси не відповідають технічному завданню. А саме у кошторисі в десять разів завищували об’єми робіт, які необхідно було виконати.
Першу чергу полігону відкрили у березні 2016 року.
За даними ХОГА, кошторисна вартість об’єкту становить вже 80 млн. грн.
У відповіді на запит активіста «Харківського антикорупційного центру», стало відомо, що за даними на 16 червня 2016 року, на будівництво полігону було витрачено 49,18 млн. грн, зокрема, 29,6 млн. грн. – це були кошти обласного фонду навколишнього середовища, а 19,58 млн. грн. – кошти державного фонду навколишнього середовища.
Й зараз правоохоронці наполягають, що частина коштів була виведена через фіктивні фірми.
В ухвалі Київського районного суду міста Харкова, йдеться про те, що «під час виконання умов договору посадові особи ТОВ «СП «Ековтор» придбали обладнання для очисних споруд, послуги з інжинірингу, геології, геодезії та технічного консультування в цих сферах за ціною значно вищою середньо - ринкових, з використанням документів підприємств з ознаками фіктивності.
Станом на 30.12.2014 посадові особи ТОВ «СП «Ековтор» при виконанні робіт отримали понад 18,69 млн. грн., які були перераховані на підприємства з ознаками фіктивності ТОВ «Техно-Спецальянс» Дмитра Кононова та ТОВ НВП «Спеценергосервіс» Віталія Лавренкова. Раніше засновником цієї фірми був Андрій Редько, який є засновником ТОВ «Стан», що получає підряди від Департаменту капбудівництва без проведення торгів.
Також варто відзначити, о суд надав дозвіл правоохоронцям на отримання документів фірм, які вони вважають фіктивними, тож чекаємо на продовження.
Сьогодні ТОВ «СП «Ековтор»належить Олександру Біленку і одеському ТОВ «Екорегіон-77» Алли Безпалько, однак донеччанка Тетяна Юрченко продовжує обіймати посаду директора підприємства.
- Информация о материале
Мораторию на взыскание сумм платежей за коммунальные услуги быть?
а рассмотрении Верховной Рады находится законопроект №4527 «Об установлении моратория на принудительное взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги и начисление пени». 7 сентября он рассматривался на заседании Комитета ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения.
Этот проект, поднимающий столь злободневный для граждан страны вопрос, был зарегистрирован еще 25 апреля с. г. В текущей редакции, опубликованной на сайте парламента, он предусматривает ряд простых положений: что задолженность за жилищно-коммунальные услуги не может быть принудительно взыскана с потребителей-физических лиц, если среднемесячный совокупный доход семьи не превышает размера 3 минимальных заработных плат, а начисление и взыскание пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги для потребителей-физических лиц вообще запрещается.
Положениями проекта предусмотрено, что данный закон набирает силу со дня, следующего за днем его публикации, и утрачивает ее со дня вступления в силу законов, которые устанавливают социально справедливую стоимость услуг ЖКХ для населения. Начатые до вступления в силу закона процедуры принудительного взыскания задолженности за коммунальные услуги с указанных в его нормах лиц подлежат прекращению.
Защитить самых незащищенных
Инициаторы законопроекта обращают внимание на то, что положения Конституции (ст. 48) предусматривают право на соответствующий уровень жизни для граждан, членов их семей, а государство должно этот уровень жизни обеспечить. Вместе с тем, прожиточный минимум, установленный в государственном бюджете, и его фактический уровень, по данным Минсоцполитики, отличаются в 2 раза (сопоставление по состоянию на 1 января 2016 г. и март 2016 г., когда закон был подан). При этом по постановлениям НКРЭКП были подняты тарифы на коммунальные услуги для населения, их рост в 2015 г. составил 60%.
Повышение тарифов на коммунальные услуги при общем падении экономики, крайне низком уровне прожиточного минимума и минимальной заработной платы ведет к обнищанию населения и является социально несправедливым. Значительная часть граждан вынуждены просто выживать и фактически не способны оплачивать неоправданно сверхвысокие тарифы. Несмотря на это, законодательством предусмотрены как пеня за невыполнение обязательств, так и возможность обратить взыскание на имущество должника, включая жилье.
Авторы законопроекта считают поднятую проблему требующей безотлагательного решения, в частности, путем реализации временных мер в части запрета на принудительное взыскание задолженности за упомянутые услуги и начисление пени для особенно уязвимых и социально незащищенных слоев населения.
Мораторий не для всех
В пояснительной записке к проекту приводится сравнение действующего прожиточного минимума (1330 грн) и данных его фактически необходимого уровня по состоянию на март 2016 г. – 2491 грн. Поэтому, по мнению инициаторов, сумма среднемесячного дохода семьи, которая претендует на мораторий, не должна превышать 3990 грн. Такой доход действительно указывает на крайне бедственное положение дел, особенно, если в семье есть дети или неработоспособные. Подобная семья часто не может обеспечить себя самым необходимым, не говоря уж о том, чтобы платить по счетам коммунальных служб. Или же речь может идти о пенсионерах или одиноких людях, которые по какой-то причине не могут работать или получить высокооплачиваемую работу. Особенно актуальным данный законопроект может стать для тех граждан, которые не могут воспользоваться субсидиями по оплате за «коммуналку».
Впрочем, нельзя не обращать внимания на тот факт, что Конструкция Украины гарантирует соответствующий уровень жизни каждому, а не только социально незащищенным гражданам. Конечно, можно задаться вопросом, по какой причине граждане не могут сами обеспечить его себе, но нормы Конституции не делают исключений. Основным механизмом обеспечения указанного конституционного права является минимальная заработная плата и прожиточный минимум, но в пояснительной записке инициаторы проекта прямо признают, что их показатели на сегодняшний день сильно занижены по сравнению с реальными.
При этом законопроект №4527 прямо указывает, что мораторий будет действовать лишь до тех пор, пока не будет принят закон, устанавливающий социально справедливую плату за коммунальные услуги. Обычным гражданам остается ожидать принятия целого пакета социально-ориентированных нормативно-правовых актов, которые, возможно, улучшат их положение. А принятие их зависит только от законодательной воли народных депутатов.
- Информация о материале
Протесты в Украине: у Тимошенко готовятся к «тарифному Майдану»
Сегодня в Украине ведется активная подготовка к осенним протестам против значительного повышения коммунальных тарифов. В частности, уже начата закупка крупных партий палаток для протестующих, которые должны быть готовы к 1 октября. В качестве наиболее вероятного организатора акций протеста источники называют партию «Батькивщина» во главе с Юлией Тимошенко, которая активно раскручивает тарифную тематику в парламенте и в СМИ. На Банковой заявляют, что не особо боятся протестов от Тимошенко, однако эксперты утверждают, что в АП все же серьезно обеспокоены.
Сразу несколько источников подтвердили «Апострофу», что общественные организации, деятельность которых связывают с Юлией Тимошенко, закупили от 300 до 500 палаток для возможного дальнейшего использования в массовых акциях. «Палатки заказала общественная организация, связанная с «Батькивщиной». Они должны быть готовы до 1 октября», - рассказал информированный источник.
В свою очередь близкий к Банковой политолог Тарас Березовец сообщил «Апострофу», что на 11 октября «Батькивщина» запланировала проведение так называемой репетиции осенних массовых мероприятий. По его словам, акция будет организована с привлечением профсоюзов.
«То, что готовится раскачка ситуации, - это 100%. Мы это видим по сигналам. У них уже есть предварительная дата. Пробную забастовку профсоюзов они собираются организовать 11 октября, об этом заявили их депутаты. Тема тарифов там будет одной из ключевых, это я и так понимаю и вижу», - рассказал политолог.
По его словам, главная цель протестов, которые планирует организовать Тимошенко, - добиться досрочных парламентских, а затем и президентских выборов.
«Раскачка будет в октябре-ноябре-декабре, чтобы добиться досрочных выборов парламента весной следующего года, примерно в марте. Если им это удастся, то следующая цель - досрочные президентские выборы, потому что Тимошенко на полуцелях не останавливается», - сказал Березовец.
Информацию о готовящихся акциях «Апострофу» подтвердил председатель Конфедерации свободных профсоюзов Украины (КСПУ) Михаил Волынец, который трижды избирался в парламент по спискам «Батькивщины». Он, в частности, рассказал, что на 11 октября планируется протест железнодорожников. Однако, по его словам, акция не будет связана ни с одной из партий.
«11 октября железнодорожники будут пикетировать Министерство инфраструктуры. Они будут требовать преодоления коррупции, повышения заработной платы, урегулирования отношений. Там не совсем ясно с этим поляком (главой ПАО «Укрзализныця» является поляк Войцех Бальчун, - «Апостроф»). Понятно, что их поддержит Конфедерация. Мы еще посмотрим, какими силами приобщимся», - сказал Волынец.
Глава КСПУ также добавил, что сегодня в ряде регионов наблюдается рост протестных настроений. В частности, по его словам, нарастает недовольство населения в прифронтовой зоне, где не работает ни одно предприятие. Такими настроениями, считает Волынец, скорее всего, воспользуется «Оппозиционный блок». Есть также признаки, что люди готовы протестовать и на западе Украины - в частности, на Волыни люди хотят перекрыть все пограничные переходы с Польшей. На сегодняшний день, утверждает Волынец, протесты профсоюзов пока не связаны ни с одной политической силой. Однако он отмечает, что люди доведены до отчаяния и «кто позовет, за тем и пойдут».
Волынец также напомнил, что усилия профсоюзов и организованные ими акции вполне способны повлиять на досрочную смену власти. «Давайте вспомним 1993 год, когда независимые профсоюзы начали забастовку, пикетирование Верховной Рады и Администрации президента. Чем завершилось? Досрочными парламентскими и президентскими выборами. Кравчук тогда проиграл», - сказал Волынец.
Следует отметить, что профсоюзы - не единственная сила, на которую может рассчитывать «Батькивщина», готовя акции протеста. Не исключено, что к этим мероприятиям могут быть привлечены также опекаемые ею фермеры, недовольные бюджетом на следующий год.
Как отметил «Апострофу» заместитель председателя фракции «Батькивщины» Сергей Соболев, проект бюджета в нынешнем виде должен быть отклонен парламентом, доработан и внесен заново. По его словам, дополнительные поступления в бюджет планируется привлечь за счет повышения налогов для мелких фермерских хозяйств, что является несправедливым.
На днях депутаты от «Батькивщины» приняли участие в «Форуме аграриев Кировоградщины». На сайте партии «Батькивщина» отмечается, что по результатам форума будет составлен перечень требований и предложений к парламенту, которые должны быть учтены при принятии госбюджета. Кроме того, 27 сентября появилось сообщение, что «Батькивщина» создает штаб противодействия земельному рейдерству. «На этом форуме мы проголосовали за то, что будет создан Общенациональный штаб противодействия рейдерству фермерских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, которое уже стало массовым явлением в Украине», - заявила Тимошенко журналистам по окончании форума аграриев.
Однако, по утверждению самих представителей «Батькивщины», им ничего не известно о готовящемся их партией Майдане. «Я посещаю все заседания фракции и не вижу, чтобы было планирование массовых акций протеста. Мы сейчас обсуждаем бюджет и изменения в бюджет», - отметил народный депутат от «Батькивщины» Игорь Луценко.
В свою очередь Сергей Соболев также убежден, что никаких протестов «Батькивщина» не организовывает. Он однако добавил, что в ближайшее время вполне возможны акции в поддержку необходимых законопроектов.
«Я в шоке. Я впервые слышу, что мы организовываем какие-то протесты. Мы четко пошли по пути судебного рассмотрения этого вопроса. Судя по всему, мы попали в десятку, премьер заволновался и хочет уже внести вопрос тарифов в парламент, хотя парламент никакого отношения к этому вопросу не имеет. Я так понимаю, они хотят «прикрыть себе спину», поскольку решение правительства и решение НКРЭКУ (Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, - «Апостроф») были незаконными и будут отменены судами», - сказал Соболев.
Он отметил, что судебный путь для «Батькивщины» - единственный возможный в данном случае, а протесты может организовывать кто угодно, но партия Тимошенко к этому отношения не имеет. Он также опроверг информацию о том, что организации, связанные с «Батькивщиной», могли закупать палатки для протестов. «Эта информация не соответствует действительности», - подчеркнул Соболев.
Собеседники «Апострофа» на Банковой отмечают, что протестов Тимошенко они не слишком опасаются и препятствовать им не будут, мол, акции рядом с АП проходят едва ли не каждую неделю. «Разгонять их никто не будет, пусть выступают», - говорит собеседник с Банковой.
Однако старший аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк убежден, что в Администрации президента не на шутку испугались возможных осенних протестов.
«Власть боится протестов, потому что любая дестабилизация может привести к досрочным выборам. Сегодня власть проводит политику консолидации всех ресурсов вокруг себя, и это пугает многих игроков. Во многих кругах сегодня понимают, что, если не выступить сейчас и если Порошенко выстоит, то до 2019 года ситуацию вряд ли можно будет изменить. Поэтому шанс что-то поменять есть именно сейчас», - объяснил Октисюк. Он также не исключает, что различные «мелкие игроки», которые чувствуют угрозу со стороны Порошенко, могут объединиться вокруг Тимошенко для того, чтобы противостоять президенту.
- Информация о материале
Хто регулюватиме ринок ліків: помічники депутатів, крадії держмайна чи фармацевт Майдану?
Обсяг ринку ліків — один з небагатьох в Україні, який динамічно розвивається.
Україна входить до числа найбільших виробників ліків у Східній Європі.
Їх виробництво, попри кризу та різке падіння ринку в 2014-2015 роках, виросло у 2016 році на 20% в грошовому еквіваленті та на 4% — в товарному.
Провідні позиції з продажу препаратів в аптеках посідають три українські компанії: «Фармак», «Дарниця» та «Артеріум».
З 15 компаній-лідерів з продажу сім — іноземні, які теж представлені потужним фармацевтичним лобі та об'єднуються в свої асоціації.
Їх три: АПРАД — асоціація виробників інноваційних ліків, АСС — Американська торговельна палата, тобто об'єднання американських виробників, та ЄБА — Європейська бізнес-асоціація.
Обсяг фармацевтичного ринку України експерти оцінюють 4,3 млрд дол, і весь цей ринок контролює один орган — Державна служба лікарських засобів.
Колись вона була підпорядкована МОЗ, але за часів Януковича, щоб не ділитися «неофіційними» потоками з ринку, службу підпорядкували Кабміну, який тоді очолював Азаров.
На вході на ринок України контроль та рекомендації щодо допущення чи недопущення ліків здійснює Державний експертний центр — ДЕЦ.
Після того, як препарат потрапляє на ринок, його контролює лише Державна служба лікарських засобів. Вона здійснює постреєстраційний контроль, що дозволяє призупиняти дію свідоцтва про реєстрацію ліків, через що часто на місяці препарати пропадають з полиць аптек.
Держлікслужба регулює величезний ринок товарів медичного призначення, вирішує, чиє виробництво відповідає міжнародним стандартам і навіть перевіряє препарати на наявність підробок.
Складно переоцінити, наскільки потужним може бути цей інструмент, якщо опиниться під керівництвом однієї з фармацевтичних груп. Можна призупиняти дію ліцензій конкурентів або не видавати європейським заводам українські сертифікати відповідності якості виробництва.
Свого часу таким інструментом користувалося екс-керівництво служби — люстрований Олексій Соловйов та Інна Демченко. За їх керівництва з ринку було викинуто кілька європейських виробників, наприклад, німецькі препарати компанії «Хель» або литовський препарат «Мілдронат».
Ще більш привабливою Держлікслужба стала після її злиття у 2015 році з Державною службою контролю за наркотиками. Отже, крісло керівника — знахідка для корупціонера та потужний інструмент в руках революціонера, який захоче навести лад на ринку.
Попри це на посаду керівника служби подалося всього вісім претендентів, більшість з яких далеко не нові люди на фармринку.
Є тут і помічники народних депутатів, і екс-керівник наркоконтролю, за сумісництвом власник елітної нерухомості, колишні працівники Держлікслужби і навіть директор музею.
Одним з претендентів є одіозний екс-помічник народного депутата та контролера фармацевтичного заводу «Дарниця» Гліба Загорія Іван Бавикін. Рік тому він уже був майже призначений на посаду голови Державного експертного центру.
Призначення «зірвалося», коли стала публічною інформація про порушення кримінальної справи на Бавикіна за зловживання службовими становищем та службове підроблення.
Будучи керівником ДП «Укртрансфармація», він звинувачувався за передавання компаніям з ознаками фіктивності приміщення підприємства за заниженою ціною.
Після «Укртрансфармації» Бавикін також очолював ДП «Український медичний центр сертифікації» (2008-2009) і Державну службу з лікарських засобів у Києві (2010-2011).
На посаду претендує ще один екс-керівник Державної служби лікарських засобів у Києві Наталія Гудзь. Призначена вона була за часів керівництва службою Олексія Соловйова.
До речі, саме її рекомендувала команда Квіташвілі на очільника Держлікслужби, але вона не була призначена.
Ще один претендент є екс-держлікслужбовцем. Владислав Онищенко раніше був головним інспектором України (в. о.) з контролю якості лікарських засобів. Після роботи на керівній посаді в держорганах він заснував громадську організацію «Союз споживачів медичних послуг».
Цікаво, що співзасновниками його організації стали люди, тісно пов'язані з фармацевтичним бізнесом.
Один з них — Ігор Вовкодав, який володіє чи пов'язаний через родичів з 14 фармацевтичними компаніями чи фірмами, які надають їм послуги. Вовкодав керує компанією «Фарм-рост», яка надає послуги з просування препаратів на ринку.
Ще один претендент на посаду — Костянтин Косяченко, він теж з екс-керівництва Держлікслужби.
Чиновник багато років працював помічником депутатів-комуністів. Є співзасновником «Спілки працівників фармації» та директором Житомирської обласної галузевої організації роботодавців фармацевтичних підприємств та установ.
Співзасновниця останньої — компанія «Санітас», власником якої є екс-депутат-»регіонал» з Житомирщини Валерій Нестеровський. Саме фірми Нестеровського вигравали тендери на Житомирщині із закупівель інсуліну.
Прокуратура досі намагається повернути землю, яку свого часу незаконно отримав Нестеровський для побудови готельно-ресторанного комплексу.
На вакантне місце подався й екс-керівник ліквідованої Державної служби контролю за наркотиками Олег Дзісяк. Саме він опинився в епіцентрі скандалу на початку 2016 року, коли журналісти знайшли в скромного чиновника із зарплатою 6 тис грн «багату» дружину з будинком на 800 кв м під Києвом.
Крім того, як виявилося, дружина з офіційним заробітком 2 800 грн володіє ще й землею та розкішним будинком на Закарпатті, походження яких важко пояснити такими скромними чиновницькими зарплатами.
Одним з претендентів на посаду є незмінний керівник ліквідованого «Укрпротезу» Владислав Цілина. Відразу після Революції гідності «Укрпротез» був ліквідований як непотрібний посередник між державою та виробниками.
Свого часу скандал навколо виділення Україною 50 млн дол на переобладнання китайських «Чері» для потреб інвалідів розгорівся саме довкола «Укрпротезу».
Саме це державне об'єднання було посередником та отримувачем коштів на переобладнання. Цікаво, що людина з таким же прізвищем була помічником народного депутата від «Свободи» Євгена Мельника.
Ще одним претендентом з потенційним конфліктом інтересів є Олег Клімов, екс-керівник КП «Фармація», мережі комунальних аптек Києва. Звільнений з підприємства він був зі скандалом через розтрату коштів та незадовільну роботу.
Після перевірки роботи підприємства за 2013-2014 роки виявилося, що екс-директор витрачав по 25 тис дол бюджетних коштів на особисті потреби під час, наприклад, поїздки до Парижа.
Зараз Клімов став громадським активістом та очолює ГО «Всеукраїнська фармацевтична палата». Він також є директором «Екологічного союзу», заснованого, зокрема, і «Єврофармою». До цього Клімов разом з кількома офшорами був засновником компанії «Модус», яка виробляла і продавала ліки.
Компанія була ліквідована, але партнерство Клімова з офшорами у сфері виробництва та продажу ліків може свідчити про конфлікт інтересів у майбутньому в разі призначення цієї людини на посаду керівника.
Останнім претендентом на цю посаду, який не дуже вписується в плеяду екс-керівництва Держлікслужби та помічників депутатів, є Наталя Шолойко — асистент кафедри організації та економіки фармації Національного медичного університету ім. О. О. Богомольця.
Працюючи директором Аптеки-музею у Києві, Шолойко під час Революції гідності була координатором фармацевтичної служби на Майдані. Саме вона відповідала за завезення ліків на склади.
До слова, Олег Мусій, організатор медичної служби на Євромайдані, а пізніше міністр охорони здоров'я в уряді Арсенія Яценюка, зараз просуває у стінах Верховної Ради проект закону «Про лікарські засоби».
Картина невтішна: облич реформаторів на фармацевтичному ринку не видно. Тож або уряд оголосить новий конкурс і займеться пошуком таких людей, або кардинальних змін на ринку ліків просто не буде.
Екс-керівництво служби, яке хоче повернутися в старі крісла, навряд чи буде займатися реформуванням, а люди, які мали доступ до грошових потоків чи пов'язані з певними фармацевтичнними групами, навряд чи будуть уникати преференцій чи перестануть користуватися службовими повноваженням заради власного збагачення.
Чи зможуть реформувати стару структуру головний фармацевт Майдану або директор музею, на яку, скоріш за все, зробить ставку нове керівництво МОЗ, покаже час.
- Информация о материале
«Укробналпром». Аll inclusive
Спорить об эффективности деятельности государственного концерна «Укроборонпром» и его предприятий — дело не очень благодарное. Сразу разобраться в пиар-шуме, пестрящем оборотами сталинских передовиц, описывающих тысячные, миллионные и миллиардные результаты талантливого менеджмента ОПК, непросто даже специалистам. Однако все озвученные «победы» меркнут по сравнению с «достижениями», о которых функционеры украинской оборонки предпочитают умалчивать.
Следует отметить, что все изложенное далее не является тайной следствия и базируется на материалах уголовных производств (реквизитами которых располагает ZN.UA) из разных ведомств — СБУ, Национальной полиции, фискальной службы, прокуратуры и МВД — практически из всех регионов Украины. Такая ведомственная разобщенность не позволяет в полной мере оценить масштаб злоупотреблений в данной сфере. Какие из этих производств завершатся приговором суда — сложно сказать. Будут ли доказаны хищения государственных средств и имущества в особо крупных размерах? Или в особо крупных размерах обрадуются «наезжающие»? Не стоит забывать, что на каждом этапе деятельности правоохранительных органов, судебной и исполнительной власти существует особая коррупционная среда, куда вливаются миллионы гривен, что позволяет фигурантам уголовных дел избегать ответственности за свои преступления и успешно продолжать грабить народ.
На сегодняшний день, к сожалению, мы только слышим политизированные заявления «матиосов» различных уровней о миллиардных злоупотреблениях.
Следователям и оперативным работникам правоохранительных ведомств предстоит еще кропотливая работа по сбору доказательств, однако анализ имеющихся в их распоряжении материалов позволяет четко описать существующие в системе оборонной промышленности схемы по выводу в теневой оборот бюджетных средств, которые государство направляет на реализацию оборонного заказа, важных оборонных программ и создание новых образцов вооружений.
Обналичка по-оборонпромовски
Схема обналичивания, практикуемая рядом предприятий оборонки, не очень затейливая. Можно даже сказать, что туповата.
Государственные средства, поступившие на предприятия «Укроборонпрома» в рамках оборонного заказа, перегоняются предприятиям-поставщикам оборудования и комплектующих. Те, в свою очередь, перечисляют эти деньги на другие фирмы, которые существуют только на бумаге и никакой хозяйственной деятельности по сути не осуществляют. В последующем через карточные счета физических лиц или физлиц-предпринимателей бюджетные средства обналичиваются. В целом по данным налоговиков, прокуратуры, полиции и СБУ, подобными услугами конвертаторов на сегодняшний день пользовались более 30 предприятий ГК «Укроборонпром». Теневикам от оборонки следственные органы инкриминируют почти 300 млн грн похищенных бюджетных средств.
Наиболее показательным в этом плане является уголовное производство, которое ведет военная прокуратура по признакам разворовывания государственного имущества. Как установили следователи, работники более 20 предприятий ГК «Укроборонпром», среди которых — ГП «Киевский бронетанковый завод», ПАО «НПО «КЗА им. Петровского», ГП «Львовский радиоремонтный завод», ГП ГХВФ «Укринмаш», ПАО «Киевский завод «Радар», хитро оприходовали государственные средства на сумму более 50 млн грн. В ходе следственных действий прокуратуре удалось установить, что все эти государственные предприятия пользовались услугами двух контрагентов с ограниченной ответственностью — предприятий «Брендоборонмаркет» и «ВТС-ПРОМ». Как оказалось, эти два субъекта хозяйствования поставляли предприятиям ОПК микросхемы и другое компьютерное оборудование, правда (как считают следователи), только виртуально. Такими же виртуальными операциями занимались их 19 предприятий-поставщиков из Харьковской области. Признаки их фиктивности и принадлежность к конвертационным центрам удалось подтвердить следователям управления финансовых расследований фискальной службы в Харьковской области, которые независимо от военной прокуратуры проводили собственное расследование деятельности организаторов крупного конвертационного центра на территории области. Сколько разворовано средств оборонного заказа с помощью теневиков из Харьковской области, может установить лишь кропотливая работа по сбору неопровержимых улик. Единственная проблема — на каком этапе поступит сверху команда свернуть все следственные действия?
Нет сомнения, что мы имеем дело с хорошо организованной преступной группой, которая, как и все подобные образования, имеет свою иерархию. А раз так, то необходимо установить, кто является организатором, подстрекателем, пособниками и соучастниками этой гладко-свинской схемы.
Мне кажется совсем не случайными вопросы, возникшие у следователя УМВД в Харьковской области в ходе расследования уголовного производства в отношении должностных лиц ГП «Харьковский бронетанковый завод», перечислявших бюджетные средства фиктивным поставщикам комплектующих для бронетехники. Не секрет, что в ГК «Укроборонпром» существует особая процедура присвоения предприятиям квалификации «поставщик». Как и меня, так и следователя заинтересовало — кто и на основании каких документов определил предприятия с признаками фиктивности ООО «Спецбудпостачання» и «Талори» как предприятия-поставщики для «Укроборонпрома»? Может, именно здесь необходимо начать поиски организаторов схемы и получателей уведенных в тень бюджетных средств?
Не могу не упомянуть еще один эпизод из жизни оружейных баронов. Следственным управлением национальной полиции в Харьковской области в рамках уголовного производства расследуется деятельность группы лиц по разворовыванию бюджетных средств в особо крупных размерах. В этом уголовном производстве фигурирует еще одно предприятие «Укроборонпрома» — ГП ГХВП «Спецтехноэкспорт». Следователями установлено, что с ноября 2014-го по октябрь 2015-го «Спецтехноэкспорт» перечислил на счета ООО «Хартех» за поставки авиационного оборудования и услуги более 59 млн грн. В последующем «Хартех» перевел эти средства на счета нескольких физических лиц, получивших их через кассы банков. Пожалуй, в истории оборонных предприятий это один из самых крупных случаев легализации доходов, полученных преступным путем. Поставлялось ли в действительности авиационное оборудование, и оказывались ли услуги «Хартехом» «Спецтехноэкспорту» — предстоит выяснить в ходе расследования. Даже не сомневаюсь, что следователям придется попотеть, собирая неоспоримые доказательства, ведь им попалась не рыба, а настоящая акула, обладающая к тому же значительным финансовым ресурсом, позволяющим «купить» решение суда любой инстанции.
Контрафактом тоже не брезгуем
Картину с фиктивными поставками комплектующих для предприятий ОПК эффектно могут дополнить материалы уголовного производства следователей ГУ СБУ в г. Киеве и Киевской области.
Речь идет о реализации внешнеэкономического договора по капитальному ремонту и модернизации самолетов Ан-32 для ВВС минобороны Индии. Да надо отметить, что в реализации этого договора участвовали менеджеры оборонки времен Януковича, однако учитывая то, что схема легализации контрафактной продукции продолжает действовать, остановлюсь на ней поподробнее.
Основным исполнителем работ в рамках указанного внешнеэкономического договора было определено предприятие «Укроборонпрома» — ГП «Завод 410 ГА», которое подписало договора на поставку комплектующих с ООО «Спецавиапостач-ОС» и «Агат» и перечислило на их счета соответствующие суммы средств. В свою очередь среди контрагентов этих предприятий появились ООО «Брокбудкепитал» и два ЧП — НП «Химич» и «Стрим», получившие на свои счета львиную долю средств. При этом следователи СБУ установили, что данные предприятия имеют признаки фиктивности. Как правило, это означает, что такие предприятия существуют на бумаге и никакой хозяйственной, а тем более производственной деятельности, не ведут.
Как выяснили следователи, ООО «Спецавиапостач-ОС» и «Агат» с ведома служебных лиц ГП «Завод 410 ГА» путем подделки технической документации (паспортов, сертификатов, бирок) к запасным частям и комплектующим для ремонта и модернизации самолетов Ан легализовали через своих контрагентов контрафактную продукцию, которая была поставлена на ГП «Завод 410 ГА».
Это же предприятие вместе с ГП «Одесский авиационный завод» и ГП «Авиакон» засветились в уголовном производстве национальной полиции в Сумской области. Как установило следствие, данные предприятия заключили договора поставки комплектующих с ООО «Вертол», «Укртехснаб», «Авиатехкомплект», «Промэлектроника», «Листехпоставка». При этом в перечни входили достаточно специфическое авиационное оборудование и комплектующие, предназначенные для проведения ремонта, модернизации и возобновления авиационной техники, большая часть из которого на территории Украины ранее не производилась. Следствию предстоит установить, действительно ли осуществлялись такие поставки. А еще необходимо выяснить происхождение вышеуказанного товара. Уж не контрафакт ли и в этом случае? Этот вопрос, скорее, должен быть задан таможенникам и пограничникам.
А вот другой вопрос; за качество оборудования и комплектующих, которые устанавливаются на самолеты, кто будет отвечать? А не дай бог во время боевого задания случится сбой…
А если эту же схему практикуют и другие предприятия «Укроборонпрома», которые ремонтируют и модернизируют боевые вертолеты и самолеты для наших вооруженных сил? Это отнюдь не риторический вопрос.
Некоторые из фигурантов дел о контрафактных поставках оборудования пытаются апеллировать к тому, что, мол, на сегодняшний день, учитывая разрыв кооперационных связей и санкции в отношении РФ, без российских комплектующих и оборудования невозможно ремонтировать боевую технику. Но к чему тогда громкие словеса руководителей «Укроборонпрома» об импортозамещении и отказе от российских поставщиков?
Броня крепка, и танки наши шустры?
Рекордное количество уголовных производств расследуется в отношении должностных лиц практически всех предприятий бронетанковой отрасли Украины. При этом и суммы похищенных бюджетных средств, которые им инкриминируются, могут также претендовать на установление рекордов.
Следует отметить, что и схемы, применяемые расхитителями государственной собственности, настолько разнообразны, что на их описание могут уйти тома.
Лидерство в перечне злодеяний, конечно же, занимает поставка виртуальных комплектующих. Наиболее показательным в этом плане является уголовное производство в отношении должностных лиц ГП «Житомирский бронетанковый завод», которое расследовалось военными прокурорами. В ходе следственных действий только лишь по одному эпизоду этого дела было установлено, что подозреваемыми похищено 24 млн грн бюджетных средств. При этом надо отметить, что предприятию эти деньги были перечислены для исполнения оборонного заказа.
Не брезговали должностные лица данного госпредприятия и банальным воровством. Следователям национальной полиции в Житомирской области удалось установить, что в октябре 2014 г. директором завода было принято решение изъять из неприкосновенных запасов мобилизационного резерва 20 двигателей для бронетехники УТД-20, которые были вскоре вывезены в неизвестном направлении с территории завода. Государственным аудитом Госфининспекции было установлено, что ущерб составил почти 7 млн грн. Как пояснил в ходе расследования директор, эти двигатели якобы принадлежали ООО «НВК «Техимпекс». Да, именно тому предприятию из села Засупоевка в 100 км от столицы, которое являлось владельцем крупнейшего частного арсенала боевой техники и оружия (См. «Оружейные бароны украинского пошиба«, ZN.UA, №41, 2013 г.), которые по различным схемам выводились из армии и продавались на внутреннем рынке, а затем снова перепродавались через государственных посредников за рубеж. Не сомневаюсь, что оперативники и следователи установят, кому в действительности принадлежат эти двигатели, и каким образом они оказались во владении частного предприятия.
Двигатели для бронетехники фигурируют и в уголовном производстве военной прокуратуры Западного региона, открытом по факту поставки ГП «Львовский бронетанковый завод» Минобороны 40 российских двигателей В-46-6 для Минобороны. Как оказалось, в конце 2015 г. Минобороны перечислило «Львовскому бронетанковому заводу» 28,5 млн грн. бюджетных средств за указанные двигатели и другие комплектующие к бронетехнике. В ходе этой операции служебные лица воинской части подписали акты приема на баланс упомянутого имущества без наличия самих изделий, а также без соответствующей технической документации, паспортов завода производителя и, естественно, без проверки их технического состояния ввиду физического отсутствия двигателей.
Как удалось установить следователям, эти самые двигатели были приобретены «Львовским бронетанковым заводом» в 2010 г. у Минобороны через одного из государственных посредников как излишнее военное имущество по 40 тыс. грн за штуку. На момент приобретения двигатели уже прошли капремонт, им была присвоена вторая категория, с которой они и вошли в перечень излишнего имущества. Ключевым нюансом в свежей сделке было то обстоятельство, что в 2015 г. Эти же двигатели — «В-46-6» — были выкуплены министерством «назад» по цене, в среднем, в 10—15 раз превышающей сумму их продажи в 2010-м, и уже как новые изделия! Для несведущих в этой кухне поясню, что для ремонта и модернизации военное имущество, в отличии от излишнего, не продается, а по соответствующему договору передается предприятиям для проведения подобных работ.
Совершенно очевидно, что в ходе расследования необходимо будет установить, кто из должностных и служебных лиц Центрального бронетанкового управления Вооруженных сил принимал в 2010 г. решение о внесении этих изделий в перечень излишнего имущества для его реализации, а также, кто принимал в 2015 г. решение о необходимости закупки тех же двигателей, превратив их в новые, будучи осведомленным в том, что производятся они только российскими предприятиями.
Напомню, что в феврале 2010 г. правительством было принято постановление о введении в процесс реализации военного имущества независимых оценщиков, что позволило существенным образом повысить поступления в государственный бюджет от продажи ненужного армии имущества и материальных ценностей. Так что в ходе следствия вполне возможно установить, почему оценочная стоимость имущества была такой низкой, ведь это привело к тому, что двигатели продавались практически по бросовой цене.
Занижение стоимости излишнего военного имущества наносит значительный ущерб государственному бюджету. Это еще одна преступная схема, в которой в сговоре действуют военные чиновники, оценщики имущества, должностные лица уполномоченных государством предприятий-посредников, а также покупатели материальных ценностей.
Наиболее показательными в этом плане являются материалы уголовного производства военной прокуратуры Центрального региона относительно занижения оценщиком ООО «Оптима» оценочной стоимости танков Т-64. В результате продажи ГП «Укроборонсервис» «Харьковскому бронетанковому заводу» 51 танка по заниженной стоимости, как считают следователи, бюджету нанесен ущерб на сумму более 67 млн грн. Конечно же, следствию предстоит провести массу мероприятий для подтверждения этой цифры. Необходимо будет проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности соответствующих подразделений Минобороны, ГП «Укроборонсервис» и ГП «Харьковский бронетанковый завод», а также привлечь Фонд госимущества для проведения рецензии отчета оценщика.
О «бедных» агентах замолвите слово…
Тема злоупотреблений с выплатами вознаграждения иностранным агентам, содействовавшим украинским предприятиям-спецэкспортерам в реализации внешнеэкономических контрактов по поставкам за рубеж продукции двойного и военного назначения, на страницах еженедельника освещалась неоднократно («Геометрия иракской сделки», «Багдадские воришки», «Параллельный мир оборонки»). При этом мною раскрыты и описаны некоторые признаки уязвимости схем, используемых ранее и практикуемых современной оборонпромовской младогенерацией, курируемой сегодня напрямую президентской властной вертикалью.
Действительно, как и в любом другом бизнесе, так и в торговле оружием используются услуги агентов-посредников, которые оказывают содействие в организации сделки, начиная от ведения переговоров, подписания контракта и заканчивая непосредственно поставками товаров. Это устоявшаяся мировая практика. К сожалению, в мировую практику наши спецэкспортеры внесли свою лепту, которая, судя по материалам уголовных производств, расследуемых правоохранительными органами страны, содействует выводу в теневой оборот огромных сумм денежных средств.
Изобретательность наших государственных посредников поразительна! Оказывается, предприятию «Укроборонпрома» «Спецтехноэкспорту», для того чтобы подписать и реализовать контракт с белорусским предприятием «Техносоюзпроект», понадобилась помощь предприятия из Великобритании Brasen Development LLP, которое обязалось содействовать подписанию контракта, организовать приемку оборудования, обеспечить своевременность и полноту платежей. За свое посредничество британская компания получила почти 3,6 млн долл. Услуги британского агента обошлись Украине более чем в 13% от общей суммы сделки. И надо же было такому случиться: именно эта сделка попала в поле зрения правоохранительных органов! В ходе исследования обстоятельств реализации внешнеэкономического контракта правоохранители получили официальный ответ от Министерства налогов и сборов Республики Беларусь (№4-17/21234 от 27.11.2014 г.), и в нем сказано, что компания Brasen Development LLP вообще не участвовала в переговорах по подписанию упомянутого контракта с ООО «Техносоюзпроект». Вот такая нестыковка вышла! Далее выяснился еще один существенный нюанс. По линии Интерпола было установлено, что британская компания была официально зарегистрирована спустя полтора месяца с момента подписания агентского соглашения со «Спецтехноэкспортом». Нужны ли еще комментарии?
Подобные нестыковки в деятельности «Спецтехноэкспорта» возникали и ранее. Военной прокуратурой расследуется перечисление в конце 2009 г. более 9 млн долл. США некой фирме Global Marketing FZE. На сегодняшний день следователи ломают голову над правомерностью этой сделки, поскольку договор о консультационно-маркетинговых услугах со стороны компании из ОАЭ возник через три месяца после подписания договора по проведению работ по ремонту и модернизации самолетов для ВВС Индии.
Еще одна компания-агент с британской юрисдикцией засветилась в уголовном производстве НАБУ. Речь идет о сделке между предприятием «Укроборонпрома» «Укринмаш» и британской компанией Fuertventura Inter LP, по которой последней в октябре и декабре 2015 г. за посреднические услуги были перечислены средства в сумме 1,95 млн американских долларов. Следователям НАБУ удалось установить, что компания зарегистрирована по адресу массовой регистрации в Великобритании и специализируется якобы на торговле электротехническими товарами, а счет ее открыт гражданином Украины накануне проведения финансовых операций. Как вы считаете, сотрудником какой компании этот гражданин Украины оказался?
Хотелось бы надеяться, что известные и еще неизвестные правоохранительным органам авторы и исполнители описанных мною схем получат оценку их кропотливого труда в виде приговоров судов с далеко не условными сроками заключения, а не будут размещать в Интернете селфи на фоне зданий НАБУ, СБУ, ГПУ, МВД, НПУ, ГФС, уверовав в свою безнаказанность и насмехаясь над беззубым правосудием.
- Информация о материале
Страница 441 из 2102
