Спорить об эффективности деятельности государственного концерна «Укроборонпром» и его предприятий — дело не очень благодарное. Сразу разобраться в пиар-шуме, пестрящем оборотами сталинских передовиц, описывающих тысячные, миллионные и миллиардные результаты талантливого менеджмента ОПК, непросто даже специалистам. Однако все озвученные «победы» меркнут по сравнению с «достижениями», о которых функционеры украинской оборонки предпочитают умалчивать.
Следует отметить, что все изложенное далее не является тайной следствия и базируется на материалах уголовных производств (реквизитами которых располагает ZN.UA) из разных ведомств — СБУ, Национальной полиции, фискальной службы, прокуратуры и МВД — практически из всех регионов Украины. Такая ведомственная разобщенность не позволяет в полной мере оценить масштаб злоупотреблений в данной сфере. Какие из этих производств завершатся приговором суда — сложно сказать. Будут ли доказаны хищения государственных средств и имущества в особо крупных размерах? Или в особо крупных размерах обрадуются «наезжающие»? Не стоит забывать, что на каждом этапе деятельности правоохранительных органов, судебной и исполнительной власти существует особая коррупционная среда, куда вливаются миллионы гривен, что позволяет фигурантам уголовных дел избегать ответственности за свои преступления и успешно продолжать грабить народ.
На сегодняшний день, к сожалению, мы только слышим политизированные заявления «матиосов» различных уровней о миллиардных злоупотреблениях.
Следователям и оперативным работникам правоохранительных ведомств предстоит еще кропотливая работа по сбору доказательств, однако анализ имеющихся в их распоряжении материалов позволяет четко описать существующие в системе оборонной промышленности схемы по выводу в теневой оборот бюджетных средств, которые государство направляет на реализацию оборонного заказа, важных оборонных программ и создание новых образцов вооружений.
Обналичка по-оборонпромовски
Схема обналичивания, практикуемая рядом предприятий оборонки, не очень затейливая. Можно даже сказать, что туповата.
Государственные средства, поступившие на предприятия «Укроборонпрома» в рамках оборонного заказа, перегоняются предприятиям-поставщикам оборудования и комплектующих. Те, в свою очередь, перечисляют эти деньги на другие фирмы, которые существуют только на бумаге и никакой хозяйственной деятельности по сути не осуществляют. В последующем через карточные счета физических лиц или физлиц-предпринимателей бюджетные средства обналичиваются. В целом по данным налоговиков, прокуратуры, полиции и СБУ, подобными услугами конвертаторов на сегодняшний день пользовались более 30 предприятий ГК «Укроборонпром». Теневикам от оборонки следственные органы инкриминируют почти 300 млн грн похищенных бюджетных средств.
Наиболее показательным в этом плане является уголовное производство, которое ведет военная прокуратура по признакам разворовывания государственного имущества. Как установили следователи, работники более 20 предприятий ГК «Укроборонпром», среди которых — ГП «Киевский бронетанковый завод», ПАО «НПО «КЗА им. Петровского», ГП «Львовский радиоремонтный завод», ГП ГХВФ «Укринмаш», ПАО «Киевский завод «Радар», хитро оприходовали государственные средства на сумму более 50 млн грн. В ходе следственных действий прокуратуре удалось установить, что все эти государственные предприятия пользовались услугами двух контрагентов с ограниченной ответственностью — предприятий «Брендоборонмаркет» и «ВТС-ПРОМ». Как оказалось, эти два субъекта хозяйствования поставляли предприятиям ОПК микросхемы и другое компьютерное оборудование, правда (как считают следователи), только виртуально. Такими же виртуальными операциями занимались их 19 предприятий-поставщиков из Харьковской области. Признаки их фиктивности и принадлежность к конвертационным центрам удалось подтвердить следователям управления финансовых расследований фискальной службы в Харьковской области, которые независимо от военной прокуратуры проводили собственное расследование деятельности организаторов крупного конвертационного центра на территории области. Сколько разворовано средств оборонного заказа с помощью теневиков из Харьковской области, может установить лишь кропотливая работа по сбору неопровержимых улик. Единственная проблема — на каком этапе поступит сверху команда свернуть все следственные действия?
Нет сомнения, что мы имеем дело с хорошо организованной преступной группой, которая, как и все подобные образования, имеет свою иерархию. А раз так, то необходимо установить, кто является организатором, подстрекателем, пособниками и соучастниками этой гладко-свинской схемы.
Мне кажется совсем не случайными вопросы, возникшие у следователя УМВД в Харьковской области в ходе расследования уголовного производства в отношении должностных лиц ГП «Харьковский бронетанковый завод», перечислявших бюджетные средства фиктивным поставщикам комплектующих для бронетехники. Не секрет, что в ГК «Укроборонпром» существует особая процедура присвоения предприятиям квалификации «поставщик». Как и меня, так и следователя заинтересовало — кто и на основании каких документов определил предприятия с признаками фиктивности ООО «Спецбудпостачання» и «Талори» как предприятия-поставщики для «Укроборонпрома»? Может, именно здесь необходимо начать поиски организаторов схемы и получателей уведенных в тень бюджетных средств?
Не могу не упомянуть еще один эпизод из жизни оружейных баронов. Следственным управлением национальной полиции в Харьковской области в рамках уголовного производства расследуется деятельность группы лиц по разворовыванию бюджетных средств в особо крупных размерах. В этом уголовном производстве фигурирует еще одно предприятие «Укроборонпрома» — ГП ГХВП «Спецтехноэкспорт». Следователями установлено, что с ноября 2014-го по октябрь 2015-го «Спецтехноэкспорт» перечислил на счета ООО «Хартех» за поставки авиационного оборудования и услуги более 59 млн грн. В последующем «Хартех» перевел эти средства на счета нескольких физических лиц, получивших их через кассы банков. Пожалуй, в истории оборонных предприятий это один из самых крупных случаев легализации доходов, полученных преступным путем. Поставлялось ли в действительности авиационное оборудование, и оказывались ли услуги «Хартехом» «Спецтехноэкспорту» — предстоит выяснить в ходе расследования. Даже не сомневаюсь, что следователям придется попотеть, собирая неоспоримые доказательства, ведь им попалась не рыба, а настоящая акула, обладающая к тому же значительным финансовым ресурсом, позволяющим «купить» решение суда любой инстанции.
Контрафактом тоже не брезгуем
Картину с фиктивными поставками комплектующих для предприятий ОПК эффектно могут дополнить материалы уголовного производства следователей ГУ СБУ в г. Киеве и Киевской области.
Речь идет о реализации внешнеэкономического договора по капитальному ремонту и модернизации самолетов Ан-32 для ВВС минобороны Индии. Да надо отметить, что в реализации этого договора участвовали менеджеры оборонки времен Януковича, однако учитывая то, что схема легализации контрафактной продукции продолжает действовать, остановлюсь на ней поподробнее.
Основным исполнителем работ в рамках указанного внешнеэкономического договора было определено предприятие «Укроборонпрома» — ГП «Завод 410 ГА», которое подписало договора на поставку комплектующих с ООО «Спецавиапостач-ОС» и «Агат» и перечислило на их счета соответствующие суммы средств. В свою очередь среди контрагентов этих предприятий появились ООО «Брокбудкепитал» и два ЧП — НП «Химич» и «Стрим», получившие на свои счета львиную долю средств. При этом следователи СБУ установили, что данные предприятия имеют признаки фиктивности. Как правило, это означает, что такие предприятия существуют на бумаге и никакой хозяйственной, а тем более производственной деятельности, не ведут.
Как выяснили следователи, ООО «Спецавиапостач-ОС» и «Агат» с ведома служебных лиц ГП «Завод 410 ГА» путем подделки технической документации (паспортов, сертификатов, бирок) к запасным частям и комплектующим для ремонта и модернизации самолетов Ан легализовали через своих контрагентов контрафактную продукцию, которая была поставлена на ГП «Завод 410 ГА».
Это же предприятие вместе с ГП «Одесский авиационный завод» и ГП «Авиакон» засветились в уголовном производстве национальной полиции в Сумской области. Как установило следствие, данные предприятия заключили договора поставки комплектующих с ООО «Вертол», «Укртехснаб», «Авиатехкомплект», «Промэлектроника», «Листехпоставка». При этом в перечни входили достаточно специфическое авиационное оборудование и комплектующие, предназначенные для проведения ремонта, модернизации и возобновления авиационной техники, большая часть из которого на территории Украины ранее не производилась. Следствию предстоит установить, действительно ли осуществлялись такие поставки. А еще необходимо выяснить происхождение вышеуказанного товара. Уж не контрафакт ли и в этом случае? Этот вопрос, скорее, должен быть задан таможенникам и пограничникам.
А вот другой вопрос; за качество оборудования и комплектующих, которые устанавливаются на самолеты, кто будет отвечать? А не дай бог во время боевого задания случится сбой…
А если эту же схему практикуют и другие предприятия «Укроборонпрома», которые ремонтируют и модернизируют боевые вертолеты и самолеты для наших вооруженных сил? Это отнюдь не риторический вопрос.
Некоторые из фигурантов дел о контрафактных поставках оборудования пытаются апеллировать к тому, что, мол, на сегодняшний день, учитывая разрыв кооперационных связей и санкции в отношении РФ, без российских комплектующих и оборудования невозможно ремонтировать боевую технику. Но к чему тогда громкие словеса руководителей «Укроборонпрома» об импортозамещении и отказе от российских поставщиков?
Броня крепка, и танки наши шустры?
Рекордное количество уголовных производств расследуется в отношении должностных лиц практически всех предприятий бронетанковой отрасли Украины. При этом и суммы похищенных бюджетных средств, которые им инкриминируются, могут также претендовать на установление рекордов.
Следует отметить, что и схемы, применяемые расхитителями государственной собственности, настолько разнообразны, что на их описание могут уйти тома.
Лидерство в перечне злодеяний, конечно же, занимает поставка виртуальных комплектующих. Наиболее показательным в этом плане является уголовное производство в отношении должностных лиц ГП «Житомирский бронетанковый завод», которое расследовалось военными прокурорами. В ходе следственных действий только лишь по одному эпизоду этого дела было установлено, что подозреваемыми похищено 24 млн грн бюджетных средств. При этом надо отметить, что предприятию эти деньги были перечислены для исполнения оборонного заказа.
Не брезговали должностные лица данного госпредприятия и банальным воровством. Следователям национальной полиции в Житомирской области удалось установить, что в октябре 2014 г. директором завода было принято решение изъять из неприкосновенных запасов мобилизационного резерва 20 двигателей для бронетехники УТД-20, которые были вскоре вывезены в неизвестном направлении с территории завода. Государственным аудитом Госфининспекции было установлено, что ущерб составил почти 7 млн грн. Как пояснил в ходе расследования директор, эти двигатели якобы принадлежали ООО «НВК «Техимпекс». Да, именно тому предприятию из села Засупоевка в 100 км от столицы, которое являлось владельцем крупнейшего частного арсенала боевой техники и оружия (См. «Оружейные бароны украинского пошиба«, ZN.UA, №41, 2013 г.), которые по различным схемам выводились из армии и продавались на внутреннем рынке, а затем снова перепродавались через государственных посредников за рубеж. Не сомневаюсь, что оперативники и следователи установят, кому в действительности принадлежат эти двигатели, и каким образом они оказались во владении частного предприятия.
Двигатели для бронетехники фигурируют и в уголовном производстве военной прокуратуры Западного региона, открытом по факту поставки ГП «Львовский бронетанковый завод» Минобороны 40 российских двигателей В-46-6 для Минобороны. Как оказалось, в конце 2015 г. Минобороны перечислило «Львовскому бронетанковому заводу» 28,5 млн грн. бюджетных средств за указанные двигатели и другие комплектующие к бронетехнике. В ходе этой операции служебные лица воинской части подписали акты приема на баланс упомянутого имущества без наличия самих изделий, а также без соответствующей технической документации, паспортов завода производителя и, естественно, без проверки их технического состояния ввиду физического отсутствия двигателей.
Как удалось установить следователям, эти самые двигатели были приобретены «Львовским бронетанковым заводом» в 2010 г. у Минобороны через одного из государственных посредников как излишнее военное имущество по 40 тыс. грн за штуку. На момент приобретения двигатели уже прошли капремонт, им была присвоена вторая категория, с которой они и вошли в перечень излишнего имущества. Ключевым нюансом в свежей сделке было то обстоятельство, что в 2015 г. Эти же двигатели — «В-46-6» — были выкуплены министерством «назад» по цене, в среднем, в 10—15 раз превышающей сумму их продажи в 2010-м, и уже как новые изделия! Для несведущих в этой кухне поясню, что для ремонта и модернизации военное имущество, в отличии от излишнего, не продается, а по соответствующему договору передается предприятиям для проведения подобных работ.
Совершенно очевидно, что в ходе расследования необходимо будет установить, кто из должностных и служебных лиц Центрального бронетанкового управления Вооруженных сил принимал в 2010 г. решение о внесении этих изделий в перечень излишнего имущества для его реализации, а также, кто принимал в 2015 г. решение о необходимости закупки тех же двигателей, превратив их в новые, будучи осведомленным в том, что производятся они только российскими предприятиями.
Напомню, что в феврале 2010 г. правительством было принято постановление о введении в процесс реализации военного имущества независимых оценщиков, что позволило существенным образом повысить поступления в государственный бюджет от продажи ненужного армии имущества и материальных ценностей. Так что в ходе следствия вполне возможно установить, почему оценочная стоимость имущества была такой низкой, ведь это привело к тому, что двигатели продавались практически по бросовой цене.
Занижение стоимости излишнего военного имущества наносит значительный ущерб государственному бюджету. Это еще одна преступная схема, в которой в сговоре действуют военные чиновники, оценщики имущества, должностные лица уполномоченных государством предприятий-посредников, а также покупатели материальных ценностей.
Наиболее показательными в этом плане являются материалы уголовного производства военной прокуратуры Центрального региона относительно занижения оценщиком ООО «Оптима» оценочной стоимости танков Т-64. В результате продажи ГП «Укроборонсервис» «Харьковскому бронетанковому заводу» 51 танка по заниженной стоимости, как считают следователи, бюджету нанесен ущерб на сумму более 67 млн грн. Конечно же, следствию предстоит провести массу мероприятий для подтверждения этой цифры. Необходимо будет проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности соответствующих подразделений Минобороны, ГП «Укроборонсервис» и ГП «Харьковский бронетанковый завод», а также привлечь Фонд госимущества для проведения рецензии отчета оценщика.
О «бедных» агентах замолвите слово…
Тема злоупотреблений с выплатами вознаграждения иностранным агентам, содействовавшим украинским предприятиям-спецэкспортерам в реализации внешнеэкономических контрактов по поставкам за рубеж продукции двойного и военного назначения, на страницах еженедельника освещалась неоднократно («Геометрия иракской сделки», «Багдадские воришки», «Параллельный мир оборонки»). При этом мною раскрыты и описаны некоторые признаки уязвимости схем, используемых ранее и практикуемых современной оборонпромовской младогенерацией, курируемой сегодня напрямую президентской властной вертикалью.
Действительно, как и в любом другом бизнесе, так и в торговле оружием используются услуги агентов-посредников, которые оказывают содействие в организации сделки, начиная от ведения переговоров, подписания контракта и заканчивая непосредственно поставками товаров. Это устоявшаяся мировая практика. К сожалению, в мировую практику наши спецэкспортеры внесли свою лепту, которая, судя по материалам уголовных производств, расследуемых правоохранительными органами страны, содействует выводу в теневой оборот огромных сумм денежных средств.
Изобретательность наших государственных посредников поразительна! Оказывается, предприятию «Укроборонпрома» «Спецтехноэкспорту», для того чтобы подписать и реализовать контракт с белорусским предприятием «Техносоюзпроект», понадобилась помощь предприятия из Великобритании Brasen Development LLP, которое обязалось содействовать подписанию контракта, организовать приемку оборудования, обеспечить своевременность и полноту платежей. За свое посредничество британская компания получила почти 3,6 млн долл. Услуги британского агента обошлись Украине более чем в 13% от общей суммы сделки. И надо же было такому случиться: именно эта сделка попала в поле зрения правоохранительных органов! В ходе исследования обстоятельств реализации внешнеэкономического контракта правоохранители получили официальный ответ от Министерства налогов и сборов Республики Беларусь (№4-17/21234 от 27.11.2014 г.), и в нем сказано, что компания Brasen Development LLP вообще не участвовала в переговорах по подписанию упомянутого контракта с ООО «Техносоюзпроект». Вот такая нестыковка вышла! Далее выяснился еще один существенный нюанс. По линии Интерпола было установлено, что британская компания была официально зарегистрирована спустя полтора месяца с момента подписания агентского соглашения со «Спецтехноэкспортом». Нужны ли еще комментарии?
Подобные нестыковки в деятельности «Спецтехноэкспорта» возникали и ранее. Военной прокуратурой расследуется перечисление в конце 2009 г. более 9 млн долл. США некой фирме Global Marketing FZE. На сегодняшний день следователи ломают голову над правомерностью этой сделки, поскольку договор о консультационно-маркетинговых услугах со стороны компании из ОАЭ возник через три месяца после подписания договора по проведению работ по ремонту и модернизации самолетов для ВВС Индии.
Еще одна компания-агент с британской юрисдикцией засветилась в уголовном производстве НАБУ. Речь идет о сделке между предприятием «Укроборонпрома» «Укринмаш» и британской компанией Fuertventura Inter LP, по которой последней в октябре и декабре 2015 г. за посреднические услуги были перечислены средства в сумме 1,95 млн американских долларов. Следователям НАБУ удалось установить, что компания зарегистрирована по адресу массовой регистрации в Великобритании и специализируется якобы на торговле электротехническими товарами, а счет ее открыт гражданином Украины накануне проведения финансовых операций. Как вы считаете, сотрудником какой компании этот гражданин Украины оказался?
Хотелось бы надеяться, что известные и еще неизвестные правоохранительным органам авторы и исполнители описанных мною схем получат оценку их кропотливого труда в виде приговоров судов с далеко не условными сроками заключения, а не будут размещать в Интернете селфи на фоне зданий НАБУ, СБУ, ГПУ, МВД, НПУ, ГФС, уверовав в свою безнаказанность и насмехаясь над беззубым правосудием.