Главная
Перспективы-2017: тяжкий груз на плечи перевозчиков
Год обещает быть тяжелым для грузоперевозчиков. Особенно это касается мелких игроков рынка, прогнозирует Дмитрий Лёушкин, директор группы компаний Prime. Специально для Forbes он проанализировал нынешнее непростое состояние украинского рынка грузоперевозок и назвал основные его проблемы. Всему виной, по словам автора, – несколько причин, которые достаточно легко устранить. Было бы желание.
Закрытость рынка и отсутствие планирования
Рынок грузоперевозок, как и многие другие сферы, в Украине предельно закрытый. Другими словами, лучшие заказы получают те, кто кого-то знает и с кем-то дружит. Уже сейчас у нас есть неутешительная статистика: каждый четвертый мелкий перевозчик разоряется и уходит с рынка. Они просто не выдерживают конкуренции, потому что она – нечестная.
Сказать, что самые «вкусные» заказы получает лучший – по качеству, цене и сервису, – язык ни у кого не повернется. Такой заказ получит тот, у кого есть связи. И это кумовство приводит к тому, что грузоперевозчик не вкладывает денег в улучшение качества сервиса или обновление автопарка – зачем? Он «покупает» знакомства, налаживает отношения с чиновниками или грузоотправителями.
Еще один фактор, из-за которого в отрасли нет прогресса – в стране отсутствует понимание того, как в средне- и долгосрочной перспективе будет развиваться тот или иной сектор экономики. Как поменяется конъюнктура рынка. Что будет более прибыльным, а во что не стоит вкладывать деньги.
В качестве примера можно назвать рынок перевозок новых автомобилей. Пару лет назад был настоящий бум таких перевозок, но как только грянул кризис, рынок свернулся, и все, кто делал на него ставку, обанкротились.
То же самое – с сельскохозяйственной техникой. Как только она перестала быть востребованной, перевозчики комбайнов и тракторов оказались не у дел. До тех пор, пока в стране не будет долгосрочного плана развития каждой стратегически важной отрасли экономики, рынок грузоперевозок по-прежнему будет лихорадить. И это скажется на качестве его работы.
Дураки и дороги
О том, что перегруженные фуры, курсирующие по дорогам Украины, убивают дорожное полотно, не говорил только ленивый. При этом смешно спрашивать с водителей фур – это стараются сэкономить их заказчики. Производственные предприятия, аграрные и строительные компании делают все, чтобы за один рейс «впихнуть» в машину как можно больше грузов. В результате превышается тоннажность, и асфальт быстро приходит в негодность.
Решить вопрос помог бы закон о введении ответственности грузоотправителей за перегруз машин. Такой документ – №4660 – Рада недавно пыталась принять. Но вместо необходимых 226 он набрал лишь 211 голосов. Депутатов, по-видимому, мало интересует, что из-за их безответственности и жажды наживы 97% украинских дорог (согласно утверждению главы «Укравтодора» Славомира Новака) – в плохом состоянии.
Между тем сами грузоперевозчики выступают за введение наказания за перегруженные фуры. Ведь чем меньше тонн будет приходиться на одну машину, тем больше автомобилей понадобится. А значит, будет больше занятых водителей, больше работы и отчислений в бюджет. Кроме того, с принятием закона у них появится серьезный аргумент для отказа грузоотправителю, если его груз превышает установленные весовые нормы.
Бензин дорожает, потому что кому-то так хочется
Еще одна серьезная причина, усложняющая жизнь грузоперевозчикам – неконтролируемые и ни к чему не привязанные цены на топливо. Как бы ни дешевел Brent и ни падал доллар, цены на бензин в Украине либо остаются на месте, либо растут.
Все потому, что стоимость топлива регулируют не рынок, мировые цены на нефть или курс доллара, а украинские политики. Они сделали все, чтобы уничтожить здоровую конкуренцию, и установили монополию. В результате грузоперевозчики вынуждены устанавливать завышенные тарифы – чтобы перестраховаться и заложить любое повышение цен на бензин и дизельное топливо. Кто в результате проигрывает? Правильно, потребители.
Тарифы все выше, товары все дороже
Если в начале года рынок грузоперевозок будет традиционно «спать», то к марту следует ожидать резкого скачка стоимости грузоперевозок. Большой – это на уровне 20%. Естественно, разница будет заложена в цену товаров для потребителей.
Откуда эта цифра? Во-первых, нас ждет неизбежное повышение стоимости дизтоплива – поскольку выросли акцизные ставки. Во-вторых, аукнутся те самые «3200» – минимальная зарплата, которая повлечет за собой повышение налогооблагаемой базы. Кроме того, из-за плохих дорог многие фуры придут в плачевное состояние, что скажется на стоимости их ремонта.
Что делать, чтобы нивелировать эти факторы и облегчить жизнь как грузоперевозчикам, так и потребителям? Очевидно, не допускать дальнейшей девальвации гривны, уменьшить налоговое бремя на бизнес. Например, снизить налоговую нагрузку на растаможку дизельного топлива, которая сегодня составляет около 40% розничной цены. Во-вторых – сразу после каникул принять законопроект, запрещающий перегруз на фурах. И, в-третьих, должен быть урегулирован рынок грузоперевозок. Чтобы игроки соревновались не в том, у кого знакомства круче, а в том, у кого самые современные и новые машины, лучшая логистика и оперативность доставки.
- Информация о материале
Непростий шлях реформи, або ще раз про атестацію поліцейських
Тема, яку я хочу висвітлювати в даній статті, є однією із топ-тем в інформаційному просторі України за останній рік. Написано і сказано про це багато різного, але очевидно, що акценти розставлені далеко не всі, і до цієї теми ми змушені повертатися неодноразово. Тим більше, що реформа в поліції далеко не завершена. Я б навіть сказав, що вона на початках.
Багато з написаного про атестацію писали люди які жодного уявлення про даний процес не мають. Одні робили це, оскільки тема «модна», а інші просто відпрацьовували гроші, спрямовані на дискредитацію процесу реформи, як в МВС, так і в правоохоронних органах в цілому. Я маю певне право про це говорити як людина, яка була в гущі процесу.
Від грудня 2015 року по березень 2016 року я працював у складі апеляційної комісії, а потім по вересень 2016 року очолював одну з атестаційних комісій, яка проводила атестацію вищого керівного складу Головних управлінь Національної поліції (ГУНП) в областях. Перед цим я працював у складі конкурсної комісії з обрання кандидатур до Спеціалізованої антикорупційної прокуратури. Тому маю певну можливість для порівняльного аналізу.
Я вже ділився своїми враженнями від ходу атестації. Змушений знову повертатись до даної теми.
Загальне тло
Наголошую, що атестація важлива, але далеко не єдина складова реформи поліції, фактично це тільки її початок.
Необхідність реформи була покликана повним розвалом правоохоронних органів, міліції зокрема, засиллям корупції та інших хвороб. Варто нагадати, що її проведення збіглося з початком війни, розпочатої Росією, як результат з надзвичайним погіршенням криміногенної ситуації.
Для запуску реформи потрібна була політична воля і титанічні організаційні зусилля, і така воля була. Була вона у міністра Арсена Авакова та його команди.
Основи концепції реформи, її філософія були напрацьовані експертною радою, створеною при Міністерстві внутрішніх справ. До її складу входили правозахисники, відомі експерти, представники іноземних партнерів. Наступним етапом були серйозні тактичні напрацювання та реалізація їх на практиці грузинськими реформаторами, де ключову роль відігравали Ека Згуладзе та Хатія Деканоідзе.
Початок реформи заклало прийняття нового Закону «Про національну поліцію», але вже тут стало очевидно, що реформа наражається на шалений спротив. Закон приймався довго, потім ветувався президентом. Це не призвело до зриву, але серйозно відтермінувало початок як реформи так і атестації зокрема.
Хід атестації
Вкотре наголошую, що в Україні не було досвіду подібної, як за глибиною так і за змістом реформи. Все робилося вперше. Відповідно йшов пошук оптимальних рішень, виявлялися помилки і прорахунки, вносились певні корективи, які не змінювали суті затвердженої концепції реформування.
В ході проведення атестації я б виділив декілька етапів:
I етап
На цьому етапі атестація проходила в перших семи областях (Київська, Одеська, Миколаївська, Хмельницька, Рівненська, Волинська та місто Київ). Я би цей етап назвав етапом «повного розгулу демократії» з непередбачуваними наслідками. Часто в атестаційних комісіях більше ніж половина їх членів складалась з представників громадського сектору, які об’єктивно і часто справедливо були налаштовані на тотальне звільнення старих міліцейських кадрів. До них долучилися представники патрульної поліції, які були в кожній із комісій. Їхньою мотивацією було відверте бажання втерти носа старим міліцейським кадрам (Ось ми вам покажемо як треба працювати!), а також розчистити поле для майбутнього кар’єрного росту. Як наслідок відсоток рекомендованих для звільнення сягав часто понад половину особового складу. Найгірше те, що в першу чергу страждали слідчі та підрозділи кримінального блоку, які були, є і будуть основою поліції. Для прикладу в окремих районних відділеннях національної поліції Одеської області залишилось по одному слідчому.
Зроблю короткий відступ від ходу атестації. Я вже говорив про погіршення криміногенної ситуації. Експерти, які розуміються на цих процесах, стверджують, що її головними причинами є погіршення загальної соціально-економічної ситуації, тотальне зубожіння населення, наявність мільйонів вимушено переселених осіб, війна, а також розповзання величезної кількості зброї поза театром військових дій. Ті ж експерти стверджують, що на рівень злочинності ефективність чи неефективність роботи силових структур впливає далеко не в першу чергу. Варто зазначити також, що одною з умов реформування було започаткування об’єктивної реєстрації всіх злочинів, чого раніше не було, бо статистика злочинності штучно занижувалась.
За цих умов та частина атестаційних комісій, що складалася з представників громадського сектору і не несла прямої відповідальності, як за результат реформ так і за криміногенну ситуацію, відстоювала тезу: «Вигнати всіх і набрати нових». Тут варто наголосити, що для підготовки та становлення професійного поліцейського потрібно 5-7 років, і це тільки фактично перший етап. Очевидно, їх вводив в оману відносно швидкий запуск патрульної поліції, які проходили короткострокові курси. Тобто, нам пропонувалося на 7 років створити вакуум, в якому з розгулом злочинності не боровся би ніхто. Це можливо?! Чи може це по-державному?! Черги бажаючих іти працювати в нову поліцію навіть при певному підвищені заробітних плат не було і немає. Коли ми пропонували часто згадуваним мною представникам громадського сектору в комісіях піти попрацювати в поліцію, вони навідсіч відмовлялись («Ми не вміємо, ми не можемо. У нас добрі зарплати»).
За таких умов міністр Арсен Аваков та тодішній голова Національної поліції Хатія Деканоідзе змушені були втручатися в хід атестації як посадові особи, які несли першочергову відповідальність не тільки за хід і наслідки атестації, а і за боротьбу із злочинністю. На деякий час атестація вимушено була призупинена, бо існувала загроза виходу криміногенної ситуації з-під контролю. Склад комісій дійсно був відкоригований, а з бажаючими працювати в їх складі були проведені попередні співбесіди. Це той момент за який в сторону мене і моїх колег радників міністра часто лунає критика. Стверджую, що в нас не було іншого виходу. По-перше в силу названих вище причин, але не тільки. Часто до складу комісій на першому етапі були залучені люди випадкові, надмірно озлоблені і такі, що не мали загального уявлення про функціонування правоохоронної системи та завдання реформи. А ще в мене склалося враження про наявність «окремих» випадків певної персональної зацікавленості: когось прибрати, а когось протягнути. При цьому наголошую, що багато членів атестаційної комісії працювали віддано, натхненно, безоплатно і щиро, і їх внесок у реформування є неоціненним. Значною мірою до певного коригування складу комісії нас спонукали самі представники громадського сектору. Коли спала перша ейфорія від кількості звільнених з Національної поліції, з їхнього боку почали лунати голоси з вимогою схаменутись. Було це приблизно у таких висловах: «Чекайте! Що ви робите? Ви приїхали і поїхали! А нам тут в регіонах жити і працювати». Особливо рельєфно це звучало на Львівщині, Черкащині та ряді інших. Наприклад: у Львові після перемоги Революції гідності була «ніч гніву», в результаті якої була фактично розігнана вся міліція. Як наслідок місцева самооборона, громадські активісти довгий час самі змушені були вдень і вночі патрулювати населені пункти. Тому вони мали моральні підстави вимагати призупинити масове звільнення правоохоронців.
II етап
На другому етапі, окрім згаданої мною корекції складу комісій, було вирішено ввести розподіл поліцейських, які підлягали атестуванню, на три категорії:
1. Вищий керівний склад (заступники голів ГУНП, начальники управлінь, голови районних відділів і відділень Національної поліції).
2. Середній керівний склад (начальники відділів ГУНП).
3. Особовий склад (ті що не увійшли до першої та другої категорії).
Для кожної категорії формувалися окремі атестаційні комісії. Думаю, що це було вірно бо кількість атестованих була величезна і ми змушені були приділяти більшу увагу тим хто займав вищі посади. Наперед скажу, що кількість звільнених або понижених у посадах представників першої та другої категорій була значно вища чим серед особового складу. І це справедливо і об’єктивно.
На другому етапі атестувались поліцейські з 15 областей окрім Донецької та Луганської, а також названих вище. Паралельно проводилась атестація міжрегіональних територіальних органів - департаментів внутрішньої безпеки, захисту економіки, кіберполіції, протидії наркозлочинності.
В підсумку загальна статистика першого і другого етапу атестації є такою:
- По першій категорії атестацію пройшло 767 осіб, з них рекомендовано до звільнення з поліції 203 (26%), рекомендовано понизити в посадах 114 (15%).
- По другій категорії атестувалися 4501 осіб, з них рекомендовано до звільнення 666 (14%), рекомендовано понизити в посадах 903 (19%).
- По третій категорії атестувалося 57750 осіб з них рекомендовано на звільнення 3791 (7%) і рекомендовано на пониження 3347 (6%).
Аналіз даної статистики зробимо нижче.
III етап
На цьому етапі проходить атестація добровольчих батальйонів, яка, попри всі складності пов’язані з дислокацією, майже завершена.
IV етап
Атестуються поліцейські підрозділи Донецької та Луганської областей.
Загальні підсумки
Вони є такими: за результатами атестування поліцейських комісіями прийнято висновки – займаній посаді не відповідає, підлягає звільненню зі служби в поліції через службову невідповідність 5300 осіб, 4364 рекомендовано понизити в посадах.
Але не тільки одною атестацією жила поліція. Кількість звільнених працівників поліції за 2014 рік становить 24220 осіб, за 2015 рік – 15070 осіб, за 2016 рік – 14580 осіб, всього за 3 роки звільнено 53870 осіб. Більшість з них звільнено за не реабілітаційними причинами.
Тобто очищення поліції відбувалось не тільки в ході атестації, а і в результаті планової роботи органів внутрішніх справ і це важливий, і принциповий наголос. Як наслідок маємо на сьогодні відчутний некомплект підрозділів національної поліції.
Загалом по Україні він становить близько 17% або понад 20000 осіб. Найбільше в Київський області 24,6%, Миколаївський області 27,5%, м. Києві 22,6%.
Особлива нестача кадрів відчувається в кримінальному блоці та серед дільничих. Великої черги на зайняття вакантних посад не спостерігається. Крім того на навчання нових кадрів потрібен певний час.
Звичайно це ускладнює і так не просту ситуацію з криміногенною обстановкою. Ці прогалини не заповнити одноразово.
Що робити?
Згідно із Законом України «Про національну поліцію», після проведення масової атестації приступили до діяльності постійно діючі Поліцейські та Атестаційні комісії. Перші будуть проводити конкурсний набір на вакантні посади, другі зосередяться на атестації тих осіб, що претендуватимуть на зайняття вищих посад. Паралельно проводиться реформування системи освіти, підготовки та підвищення кваліфікації особового складу.
Дані комісії врахують як позитивний, так і негативний досвід атестації.
Загальні висновки
Хід реформи Національної поліції та її перший етап атестації поліцейських я особисто вважаю задовільним. Ще раз наголошую, що такого масштабу і глибини реформування Україна ще не бачила. Кажуть, що все пізнається в порівнянні. Тому ставлю риторичне питання: де в Україні інші успішні реформи?
Про хід поліцейської реформи написано багато і різного. Дехто пише щиро і часто навіть з глибоким розумінням тематики. Але здебільшого це матеріал на замовлення. Часто лунають протилежні і взаємовиключні твердження.
Найбільш типові з них такі:
- Необхідно розігнати всіх без винятку.
- Не чіпайте професіоналів, хто буде боротись із злочинністю?
Тобто ми є свідками масового суспільного когнітивного дисонансу. Повторюсь ще раз, що реформування не відбувається без певних помилок, але команда МВС, міністр Аваков бачать їх і виправляють.
Часто в загальній свідомості стирається те, що було зовсім недавно. Зовсім недавно було звільнення значної частини Донецької, Луганської областей. Героїчні зусилля по зриву сценарію утворення Новоросії. Їх піком були складні і часом трагічні події в Одесі, Харкові, Миколаєві, Запоріжжі. Робилося це перш за все зусиллями новостворених добробатів та залишками збройних сил. Багато чого робилося з нуля. Це забирало масу часу і зусиль, в тім числі, а часто і в першу чергу, у міністра Авакова, які за інших умов могли би бути використані виключно на реформування. Але тоді би карта України була б іншою.
Я в українській політиці перебуваю з кінця 80-х років. Був народним депутатом України 4-х скликань, мав честь у І скликанні бути серед тих хто проголошував Незалежну Україну. Пройшов всі революційні події, які були в новітній історії України: підтримував Революцію на граніті, був активним учасником акцій «Україна без Кучми» та «Повстань Україно!», був «польовим командиром» Помаранчевого Майдану, учасником Революції Гідності. Міг би вже сидіти на дивані та гнівно писати про «недолугі реформи». Але очевидно це не для мене. Я в черговий раз впрягся в роботу. Цього разу це була участь в реформуванні органів внутрішніх справ і атестація поліцейських зокрема. Я об ’ їздив більшість областей України, не зважаючи на вік, моральну та фізичну втому. Працював в комісіях «з ранку до ночі». Нами була проведена колосальна робота, і якщо її позитивні наслідки не зовсім відчутні ще сьогодні, то вони обов’язково будуть.
- Информация о материале
«Достойная страна»
Посвящается трехлетней годовщине Манифеста ВО «Майдан»
Правду говорят: если б Человечество смогло договориться о едином значении слов, оно бы жило гораздо счастливее. Попробуем это сделать хотя бы в масштабах Украины, и на примере всего одного, но очень важного для новейшей истории нашей страны слова.
«Гідність», «Достойність», «Достоинство» – эти слова были как-то утеряны при составлении Манифеста – основополагающего программного документа Майдана. Но, тем не менее, уверен, именно борьба за Достоинство – народа, нации, каждого отдельного участника событий – была ключевым драйвером революции.
Революции Достоинства – уже четвертый год...
За что же всё-таки боролась страна той холодной зимой 2013-2014? И что, в итоге, получилось?
* * *
Для начала, чтобы глубже понимать значение слова «Достоинство», попробуем проследить за его эволюцией в ходе истории.
В украинских словарях слово «Гідність» впервые встречается в «Лексиконі словенороському» Памво Беринди в 1627 году, и фигурирует в синонимичном ряду с 'достойністю' – 'урядом' і 'людськістю' – 'справедливою заплатою'.
Очень похожим образом это слово определяется в «Лексиконе английского языка» 1772 года: «Достоинство – ранг возвышения… Достоинство лучше всего представлено богато одетой леди, украшенной золотом и драгоценными камнями». Но уже присутствует и иная трактовка: «Общественная цена человека, т.е. ценность, придаваемая ему обществом».
Аналогично у Даля: «Достоинство – сан, звание, чин, «он достиг высоких достоинств»«. Но при этом «достойный – сообразный с требованиями правды и чести».
Иммануил Кант отстаивал идею о том, что человечество в целом и каждый его представитель в отдельности обладает Достоинством уже в силу принадлежности к людскому роду.
Именно эта идея нашла свое отражение в Декларации о независимости США и Декларации Французской республики. Многим позже, два века спустя, после Второй Мировой войны обновленная Германия начнет свою новую Конституцию со слов «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его – долг всех органов власти».
Хотя в XIX веке Ницше и Шопенгауэр выражали сомнения в том, что абсолютно каждый человек наделен достоинством с рождения. Они, как и некоторые другие философы, склонялись к мысли о том, что достоинство – это результат труда над собой.
Интересно китайское написание слова «Достоинство»: оно состоит из двух иероглифов, один из которых означает «уважение», второй – «суровость», почти «страх».
В Украинском академическом толковом словаре существует следующее определение слова «Гідність» – «сукупність рис, що характеризують позитивні якості».
Определение достаточно обширное, поэтому хотелось бы постараться его как-то конкретизировать. Тут есть смысл обратиться к мыслителям современности, в частности, к последнему труду Григория Шалвовича Чхартишвили «Аристономия», на который, похоже, его вдохновил украинский Майдан.
Достаточно вольные цитаты из этого труда просьба расценивать как рекомендации к прочтению оригинала.
* * *
Так вот, Чхартишвили пишет, что первым качеством, который составляет совокупность Достоинства, является нацеленность на развитие. Любой человек, особенно в наш информационный век, который регулярно углубляет свои профессиональные знания, – имеет значительно более высокую ценность с точки зрения общества, и, как правило, держится с достоинством.
Второе качество – развитое самоуважение. Это чувство основывается на осознании того факта, что в мире есть более существенные вещи, чем выживание.
Третье качество – это чувство ответственности за свои поступки. И оно не должно базироваться на стыде или тем более на страхе.
Четвертое качество – это умение владеть собой. Истеричного человека сложно назвать достойным, а отсутствие выдержки часто влечет за собой тяжелые последствия.
Пятое – стойкость перед лицом испытаний. В период активных событий на Майдане особо ценились люди именно с этим качеством.
Ну и шестое – способность к активному состраданию. Равнодушие и бездеятельность не может сопутствовать достоинству.
Этой совокупности, по мнению Григория Шалвовича, вполне достаточно, хотя совсем не означает, что Достойник не может быть, к примеру, щедрым и открытым – и тут, опять же, тяжело с ним не согласиться.
Определившись с понятием Достойности индивидуума, можно логическим образом определить основные качества Достойной Страны, которую группа индивидуумов должна стремиться создать.
В том числе – и с помощью Революции Достоинства.
* * *
Нацеленность на развитие должна найти свое отражение на государственном уровне в создании для каждого гражданина возможности достичь собственного Расцвета.
Исходя из этого, важнейшей из наук в Стране должна быть Педагогика, помогающая разобраться, в чем именно состоит уникальность и талант каждого индивидуума.
Развитое самоуважение индивидуумов должно отражаться в государственной геополитике, которая выстраивается на нравственных (а не на конъюнктурных, либо коррупционных) принципах.
Чувство ответственности должно отражаться, в первую очередь, на тех Достойниках, которых выбирает Страна, и которые обязаны просчитывать каждый свой шаг с учетом последствий для своих граждан и других стран.
Фактор выдержки (деликатности) для Страны еще важнее, чем для каждого человека в отдельности. Это, в первую очередь, касается уважения к языкам, вероисповеданиям и культурам своих граждан, но также и в отношении других, часто менее развитых, и потому – более агрессивных государств.
Стойкость в масштабах Страны – это внутренняя солидарность, способность к консолидации общества, готовность граждан вынести лишения и пройти испытания ради большого Общего дела.
Неравнодушное отношение Достойной Страны к тому, что происходит в других странах, безусловно, тоже очень важно. Тем более что Природа и Бог даже не догадывается, кажется, как мы все тут на Земле на самом деле разъединены.
Безусловно, существование Достойной Страны напрямую зависит от того, насколько удовлетворены базовые потребности ее граждан.
Если достойные общности угнетены проблемами выживания, они обречены на быстрый возврат к невежественным формам.
Не менее важным является наличие действенной системы, которая обеспечивает реальную защиту задекларированных в Стране прав, свобод и законов. При этом правоохранительная система должна постоянно находиться исключительно в рамках своих функций по защите граждан.
Крайне важной для Страны является способность защитить своих граждан, особенно если Страна находится в агрессивном окружении. Военная сила – одна из основ государственности, и те граждане, которые ее составляют и обеспечивают обороноспособность Страны, должны высоко цениться государством.
* * *
Насколько Украина через три года после Революции Достоинства соответствует описанной выше картине «идеальной» Достойной Страны?..
И не поздно ли сейчас говорить на эту тему?
Перечитывать заново Манифест, понимая, что фактически ни один его пункт так и не выполнен?
Думается, что не поздно. То, что Манифест остался просто «архивной бумагой», конечно, отвратительно, но в то же время, наверное, не удивительно. Ведь в нем (как и в других документах Майдана), к сожалению, не было главного – детального описания новой системы координат, в которой должна была бы жить обновленная Страна.
Майдан четко понимал, против чего он борется.
Но так и не смог отчетливо определиться – за что.
Поэтому, видимо, мы и продолжили жить в старой, ненавистной, но, в тоже время, привычной нам системе…
И, конечно же, плохо, что в основном документе Революции Достоинства обошлись без слова «Достоинство». Но кто сказал, что тот Манифест должен быть последним?..
- Информация о материале
Донбасс-2017: три сценария
Аналитическое прогнозирование украинской действительности превратилось сегодня в одну из разновидностей хобби: это одновременно и сложно, и невероятно легко.
С одной стороны, переменные такого анализа используют в своих прогнозах как политики, так и рядовой «житель» социальных сетей, фактически перетасовывая их, как колоду карт. С другой — результат, как правило, не так важен, как сам процесс: отчасти последний даже определяется первым. Такой парадокс стал возможен лишь потому, что прогноз в Украине превратился в отдельный вид заработка, а конгломерат экспертов становится едва ли не особой социальной прослойкой.
Однако простота заканчивается там, где начинаются блокпосты. Надписи «ЛДНР» означают не только отсутствие основных прав и свобод, опасность для жизни, — но и неопределенность будущего, где переменные меняются с такой скоростью, что спрогнозировать завтра порой не легче, чем разобраться в том, что было вчера. Но попытаемся все же выделить три сценария возможного будущего оккупированных территорий, оценив их вероятность, исходя из нынешнего положения дел.
Прежде чем перейти к самим сценариям, следует ответить на вопрос о том, кто сегодня наполняет собой оккупацию. Что касается социального среза, то он довольно прост: в большинстве своем это представители рабочего класса. Общеизвестно, что интеллигенция Донбасса преимущественно мигрировала в другие регионы страны с началом сепаратистских волнений. Речь идет не только о преподавателях и учителях, но также и о журналистах, писателях, музыкантах, ученых, которые вполне прочно закрепились в столице и крупных областных городах. Правда, в оккупации тут же были созданы некие суррогаты, вроде «Союза писателей ДНР», которые заняли места прежних участников интеллектуальных процессов.
Более сложен и важен идейный портрет. Несмотря на расхожее мнение, он не столь однозначен. Неоднозначности, как ни странно, ему добавляет сама «ДНР». Идейный мотив «Новороссии» от Одессы до Харькова окончательно канул в Лету. Объединение «ЛНР» с «ДНР» в нечто единое — менее популярная, но присутствующая здесь мысль — нереально в свете того, что ни одно из квазиобразований не вышло к границам, в которых мыслит себя. Стало быть, и объединять нечего. Ощущение себя частью «великой России» хоть и медленно, но уходит вслед за самой «Новороссией», то есть — в небытие. Постоянные заявления министра Лаврова о принадлежности Донбасса к Украине, а также отсутствие российского гражданства все больше убеждают вчерашних «республиканцев» в той самой «зраде», на которую так любят ссылаться по ту сторону блокпостов. Гордиться «молодыми республиками» как таковыми вообще не приходится: тотальная коррупция, цинизм и воровство оккупационной власти заставили махнуть рукой за кухонными столами даже тех, кто еще недавно возил колбасу с самогоном в казармы своим сыновьям.
Таким образом, рядовой обыватель оккупированного Донбасса — это обиженный настоящим житель советского прошлого, которое нет-нет да и блеснет в привычных митингах и очередях. Это отнюдь не открытие. Интересно другое. Едва речь заходит о возвращении в Украину, — первое, на что соскальзывает мысль таких людей, совсем не «нацисты». Это — тарифы. Иными словами, бродящий в лабиринтах трехцветных флажков обнаруживает вполне торговый склад мысли, в котором первое место будет — «за сколько?», а не — за «кто?»
Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что те, кто остались, — прожили худшее здесь. По разным причинам эти люди не покинули территорию, даже когда фронт пролегал прямо через дома. Вряд ли это можно отнести к чисто идейным мотивам: скорее, речь идет о том, что намного тверже любой из идей.
Наконец, есть здесь и те, кто вернулся. Эти люди представляют собой отдельный срез общества, еще более укорененный в местной реальности, чем «старожилы». В отличие от последних, вернувшиеся дважды начали новую жизнь: когда решили оставить все в оккупации, — и когда пришлось бросить все уже там, с той стороны блокпостов. Возвращение назад — не менее вынужденная мера, чем бегство отсюда. В большинстве своем эти люди все еще исповедуют идеи единой страны, хотя энтузиазм здесь быстро сменяет прагматика — и уже через полгода их с трудом отличишь от рядового «мне все равно».
Таков общий портрет среднего класса. Теперь перейдем к буржуа. За последние годы донецкий истеблишмент серьезно сменил свой фасад. «Arber» теперь стал тельняшкой, «носовичок» — георгиевским крестом. Целые лабиринты тоннелей из дизайнерских студий и спа-салонов, выводивших к областной администрации и далее, в глубь частных закрытых поместий, — вдруг рухнули. А на их место — с таким трудом пробиваясь сквозь ливень снарядов — пришли те, у кого был приклад. Эта простая вещица — одновременно и символ донецкого бизнеса, и инструмент дипломатии. Любой вопрос отныне вращается вокруг пресловутого «на подвал». Эта же схема обеспечивает и принадлежность к «элите». От прошлой — «донецких» — ее отличает две вещи: калибр орудий и списки. Те самые, в которых мелькает «от 7 до 15 лет». Парадокс, но именно это обстоятельство заставляет «элиту в тельняшках» не обращать внимания вообще ни на что. Зная, что пути назад нет, вчерашние люмпены грубо и жестко разделили и порезали все, что раньше строилось на тончайших связях и переговорах за высоким забором, — вроде того, что до сих пор белеет на донецком «Дубке». Отныне все в городе принадлежит если не Захарченко, то его жене. Если не жене — то «Ташкенту». Если не «Ташкенту» — дальше по списку… Члены «Народного Совета», «МГБ», полиции, комендатур, администраций — все, кто составляют современную ткань донецкой «элиты» — так или иначе «засвечены» в различного рода списках. И для этих людей пути назад нет.
А теперь, собственно, о сценариях.
Сценарий 1. Большая война.
Тот случай, когда достоверный прогноз практически невозможен. На сегодняшний день положение в «ДНР» таково. Военный штат фактически укомплектован, хотя и идет постоянный набор. Техника заходит в разы реже в сравнении даже с летом 16-го, но идет постоянный приток боеприпасов и ГСМ. Оккупированная территория превращена в одну сплошную военную базу, в которой достаточно техники с личным составом для полноценных активных боев. Не будем забывать и о бесконтрольной границе с РФ, через которую в любой момент может зайти все что угодно. Но силовой вариант все же разбивается о логику цифр: последние события на Светлодарской дуге показали, что для выхода к административным границам Донецкой области с захватом всех контролируемых ВСУ городов потребуется переступить даже через моральный рубеж предыдущих двух лет и опустить планку потерь до уровня кампаний Чечни. А возможно — и ниже.
Кроме того, нужен серьезный повод. Таким поводом могло бы стать признание независимости «ЛДНР» со стороны РФ, с последующим включением их в состав России. В этом случае законодательная логика Федерации пришла бы к мысли о том, что ныне подконтрольная ВСУ территория — часть России и оккупирована Украиной. И за нее пришлось бы вести войну. Не в последнюю очередь именно эти соображения служат аргументом в пользу того, что такого признания со стороны РФ никогда не будет.
Но если бы это произошло — мы бы, несомненно, увидели новый эмоциональный подъем. Те, кто уже три года блуждали между непризнанным статусом и украинским паспортом, снова бы вспомнили об «особом пути русских», который теперь действительно приобрел бы ясные очертания кремлевской звезды, а не донецкого флага. Полномасштабная война стала бы шансом и для тех «ветеранов», которые сейчас прозябают в местных барах и кабаках, равно как и для тех добровольцев РФ, которые покинули Донбасс еще в начале 16-го.
А вот для «элиты» настали бы не лучшие времена. Никто так не боится войны, как мечтающий о взятии Киева, он же — Захарченко и компания. Все дело в том, что все эти люди обросли тепличным жирком из потока финансов, который удается сейчас иметь со статуса-кво. Война для «элиты» означает неоправданный риск — свое они уже получили. Ни Гиви, ни Захарченко, ни «Ташкент», ни Кононов не заинтересованы в том, чтобы менять теплые кабинеты с «отстегнутыми» пачками денег за налаженную контрабанду и бизнес на влажный, холодный окоп. Но выбора у них здесь не будет: издержки подводной лодки, с которой, как известно, далеко не уйти.
Сценарий 2. Выборы.
Еще менее вероятный вариант, чем большая война. Постоянная риторика Захарченко о «молодом государстве» с подписью в Минске в качестве представителя ОРДЛО даже в Донецке вызывает ухмылку: всерьез этого персонажа не воспринимает никто. Очевидно, что указ из Москвы за сутки может превратить гибрид кареты и тыквы окончательно в овощ — и в «республике» всем объяснят, что нужно собраться на митинг. Теперь уже за то, что так удачно остановили «братоубийственную войну». В общем, «ЛДНР» в данном случае не проблема: люди здесь привыкли ходить строем. Выйдут и в этот раз.
«Проблема», а на деле — единственная надежда — это гражданское общество, которое лишь зарождается в нашей стране. Допустить участие в выборах — пусть и по украинским законам — представителей ОРДЛО — еще больший сюрреализм, чем прямой штурм Мариуполя. Сложно себе представить, как можно переиграть в этом вопросе Москву, которая загнала отечественную дипломатию в тупик. Ведь с одной стороны — тысячи жертв, положенных за то, чтобы такие персонажи, как Захарченко с Гиви, никогда не имели отношения к нашей стране. Разве что в качестве ее заключенных. А с другой — сотни танков, «Градов», десятки тысяч военных, которые наполняют оккупированный Донбасс и служат аргументом для «прямых переговоров с представителями Донбасса».
Как бы там ни было, легитимация ОРДЛО в рамках украинского законодательства совершенно точно будет проглочена местными со вздохом показательного облегчения «окончания мук». А максима об «особом пути русских» будет ждать своей следующей «русской весны», когда подрастет поколение тех, кто три года ходил в лицеистских шинелях. Без финансовой поддержки Москвы даже та буря негодования, которая поднимется в этом случае среди местных боевиков, очень быстро пойдет на спад. Собственно, произойдет ровно то, что произошло и в 14-м: всем предложат перекраситься в другие цвета. А особо идейные будут вынуждены искать себя на просторах «великой России». В практическом отношении для местного военного контингента вряд ли что-то изменится — за исключением вывода регулярных войск обратно в РФ. Все остальные в этом случае сменили бы только название, попав под амнистию.
Но главным камнем в ботинке была бы все же «элита», которая ежедневно раздражала бы глаз. Сложно себе представить, кем в случае выборов станут Захарченко, Гиви, «Ташкент» и прочие персонажи. Но попадание их в украинский политикум может справедливо считаться самым крупным разочарованием в нашей стране за все 25 лет.
Сценарий 3. Не изменится ничего.
То, что, скорее всего, и произойдет. И дело даже не в «безальтернативности Минска», который и означает колючую проволоку на десять и более лет. Дело в том, что не менять ничего — здесь оптимальный вариант для всех. Мы уже знаем, как ощущает себя здесь «элита», творящая в «ЛДНР» беспредел. Этим людям не нужны перемены: они на самой вершине, и любое движение будет означать движение вниз. А направление — влево и вправо — не так уж и важно.
Местные? Что ж, за два с половиной года войны патриоты из тех, кто остался, и сами в большинстве уверены в том, что «ЛДНР» — это уже навсегда. Все остальные давно нашли себя в качестве жителей тех территорий, которым в Википедии посвящают отдельный раздел. В редкие дни пробуждения, когда приходится стоять на морозе по восемь часов, они могут вспомнить, что живут в придуманном мире, которого не существует на карте. Но в остальном — все закончится, едва через посты провезут колбасу.
Военные? С обеих сторон идет миллионная контрабанда. Для следующей эволюционной цепи предусмотрены очереди: здесь можно поживиться чуть меньше, но все же. А Светлодарск возникает всего раз в году. Даст Бог, пронесет.
Политики? «В країні війна»: именно так часто объясняют тарифы, дороги, курс доллара. Все это в окопах, — ищите, мол, всё где-то там. Да и ручьи контрабанды берут начало где-то в столице, прежде чем стать целым морем здесь, на войне.
Остальная страна? Война давно стала личной и живет в домах тех, чьи близкие на передовой. Для остальных украинцев Донбасс возникает не чаще, чем сюжет ТСН. С потерей Донецка смирились, как смирились с потерей Крыма, о возвращении которого в ближайшие годы не рискнет заявить ни один серьезный эксперт.
Возможно, где-то есть и четвертый вариант под названием «чудо». Но в заглавии сценариев — всего три.
- Информация о материале
Як у Кернеса пиляють мільйони з державного бюджету на реконструкції Павлівського майдану: за 10 днів 2016 року планують витратити на реконструкцію майдану 10 мільйонів
Реконструкція майдану Павлівського харків’янам обійдеться на 16,02 млн.грн. дорожче. Спочатку планувалося, що для реконструкції вистачить 55,06 млн.грн. Але, на сьогодні вартість вже складає 71,09 млн.грн. Це, дуже дивно, адже всі роботи з реконструкції на майдані завершились ще на початку вересня.
Відкриваючи майдан Павлівський 2 вересня 2016 року, перший заступник Харківського міського голови Ігор Терехов зазначив: «Проведена реконструкція, яка розвантажить центральну частину міста і позбавить від автомобільних пробок. Залишилося виконати ще невеликий обсяг робіт: доробити розмітку на пішохідних переходах, встановити кілька знаків. Загалом, залишилися невеликі штрихи».
Реконструкція майдану Павлівського, без перекладання трамвайних колій, на ділянці від вул. Університетської до майдану Пролетарського спочатку оцінювалася в 36,087 млн.грн. (фото 4). Управління з будівництва, ремонту та реконструкції Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міської ради підписало з ТОВ «Паркінг+» 12 липня 2016 року на цю суму угоду.
Потім, 23 серпня, вартість цієї угоди знизили на 103 тисячі гривень шляхом виділення витрат на утилізацію сміття та розміщення ґрунту в окремий договір.
Але, 21 грудня Управління з будівництва, ремонту та реконструкції Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міської ради та ТОВ «Паркінг+» підписали додаткову угоду до договору щодо реконструкції майдану Павлівського на ділянці від вул. Університетської до майдану Пролетарського розміром 16,02 млн.грн.
Обґрунтували додаткову угоду необхідністю проведення додаткових будівельних робіт, не зазначених у початковому проекті, але які стали через непередбачувані обставини необхідними для виконання проекту. Загальна вартість додаткових робіт не перевищує 50 відсотків вартості первинного договору і тому додаткову угоду з ТОВ «Паркінг+» підписали без проведення аукціону.
Які, ж непередбачувані роботи неможливо було запланувати у початковому проекті?
Управління чесно відповідає: 5,8 млн.грн. на улаштування бетонної плити, 4,83 млн.грн. на земляні роботи, 3,12 млн.грн. на влаштування розмітки, 1,53 млн.грн. на проїзди та тротуари, 0,39 млн.грн. на встановлення перильного огородження, 0,2 млн.грн. на побутову каналізацію, 0,12 млн.грн. на винос мереж та 0,045 млн.грн. на теплотрасу і зовнішній газопровод.
Що, особливо виглядає дивним для тих, хто хоч раз в житті був на ділянці від вулиці Університетської до майдану Пролетарського, так це те, що на цьому невеличкому клаптику планується використати розмітки обсягом 6,43 КІЛОМЕТРИ…
Підписавши угоду 21 грудня 2016 року, планується, що в 2016 році виконають роботи обсягом на 9,53 млн.грн. Тобто, за 10 ДНІВ планується на реконструкцію використати майже 10 МІЛЬЙОНІВ ГРИВЕНЬ. 7,39 млн.грн. з цих 9,53 млн.грн. – це субвенція з державного бюджету, яку якщо не використати в 2016 році – прийдеться повертати, чого звісно харківська влада робити бажання немає. 2,14 млн.грн. – кошти місцевого бюджету.
Протягом 21-23 грудня на майдані Павлівському ніякої реконструкції не велось.
В 2017 році по додатковій угоді планується використати ще 6,49 млн.грн.
Також, згідно умовам додаткової угоди ТОВ «Паркінг+» обіцяє на не менш, ніж 20% обсягу робіт, залучити на субпідряд такі організації (фото 7): ТОВ «Харківагроснаб», ТОВ «Енергосервіс ПМК», ТОВ «Дорстрой Монтаж Київ», ТОВ «БК Будресурс», ТОВ «Трек Лайн».
Власником ТОВ «Харківагроснаб» є Олександр Посаженніков, який є бізнес-партнером директора Департаменту будівництва та шляхового господарства Володимира Чумакова по ПП «Стройпласт».
Власником ТОВ «Енергосервіс ПМК», за даними порталу youcontrol є Катерина Спіцина, людина з оточення Станіслава Косінова, депутат-порошенківець Харківської міськради, екс-очільник держфінінспекції в Харківській області та в.о. першого заступника голови Державної аудиторської служби України.
Власниками ТОВ «Дорстрой Монтаж є харків’яни Анатолій Тунік та Анатолій Чаговець, які балотувались до Чугуївської райради та Харківської облради від «БПП-Солідарність».
Власником ТОВ «БК Будресурс» з листопада 2016 року є Григорій Савченко, з серпня 2013 року почесний громадянин Харківського району. Раніше власником та керівником фірми був Роман Колесник. Людина з тією ж самою адресою та паспортними даними також певний час була власником та директором ТОВ «Дорожньо-Будівельна компанія «Уровень», яке має спільну адресу з ТОВ «ДБК «Уровень», яке неодноразово протягом 2012-2016 рр. вигравало тендери, які проводили харківські КП та підрозділи міськради.
Зараз кінцевими бенефіціарними власниками ТОВ «ДБК «Уровень» є депутат Харківської міськради Валерій Пєвнєв та компанія з управління активами «Фінекс-капітал» Ігоря Когута. Саме «Фінекс-капітал» в 2015 році виплатило 11,1 млн.грн. дивідендів Геннадію Кернесу.
Власницею ТОВ «Трек Лайн» є харків’янка Любов Юр’єва. Фірма була заснована в грудні 2015 року.
У відповіді на інформ.запит (фото 8) Управління з будівництва, ремонту та реконструкції Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міської ради зазначає, що станом на 14 грудня 2016 року реконструкція майдану виконана на 90%, а ТОВ «Паркінг+» за цю реконструкцію із міського бюджету отримав 19,606 млн.грн. 10% реконструкції в Управлінні планують завершити в 2017 році.
Крім цього договору та додаткової угоди до нього, з «Паркінг+» на реконструкцію майдану Павлівського (іншої ділянки) підписали 12 травня ще одну угоду на 6,51 млн.грн. Крім цього, ще 12,46 млн.грн. за перекладання трамвайних колій на майдані Павлівському отримало ТОВ «СК СТС».
- Информация о материале
Отработали на «тройку»: в каких реформах власть добилась ощутимого прогресса
Украинское правительство в уходящем году вновь не выполнило намеченный план реформ. Хотя обещания были воодушевляющими. Согласно плану действий, который Кабинет министров обнародовал еще в марте 2016 года, правительству совместно с администрацией президента и парламентом предстояло решить 379 конкретных задач.
В число приоритетных вопросов, в частности, вошли борьба с коррупцией, судебная и пенитенциарная реформа, изменения в налоговой системе (в том числе, реструктуризация Государственной фискальной службы), развитие государственных электронных сервисов, поддержка экспортоориентированных отраслей, земельная реформа.
Конечно, утверждать, что бизнес не ощутил никаких положительных изменений, не совсем корректно. Начата реформа в системе надзорных и контролирующих органов, реализовывается программа «Открытое правительство», взят курс на упрощение администрирования налогов и таможенных процедур, Национальным банком анонсирована масштабная перестройка валютного регулирования.
И, тем не менее, Украина по индикаторам, характеризующим легкость ведения бизнеса, по-прежнему занимает не самые почетные позиции. Например, в последней версии рейтинга Doing Business наша страна находится на 80-м месте, что лишь на одну ступень лучше результата годичной давности.
Forbes предлагает рассмотреть основные сферы жизни страны, в которых было анонсировано кардинальное реформирование, и оценить, насколько результаты совпали с первоначальными ожиданиями.
Дерегуляция бизнеса
Если верить данным Министерства экономразвития и торговли, правительство за последние три года сделало огромный шаг навстречу бизнесу. Отменены сотни разрешительных документов, лицензий и сертификатов, в разы уменьшилось число проверок, запущены разнообразные электронные сервисы. Начиная с получения различных выписок из государственных реестров и заканчивая регистрацией бизнеса в удаленном режиме.
Но это лишь видимая часть айсберга, так как проблем у предпринимателей и компаний все еще огромное количество. Главная из них – произвол со стороны проверяющих структур и безнаказанность за допущенные злоупотребления. Например, несмотря на то, что в Украине уже несколько лет действует мораторий на проверки бизнеса, ревизоры (в их числе представители налоговой службы, финансовой инспекции, санитарно-эпидемиологической службы, инспекции по вопросам труда и т.д.) находят лазейки для обхода моратория. Плюс ко всему, запрет на проверки, который продолжит действовать и в 2017 году, на внеплановые ревизии не распространяется. Достаточно жалобы или судебного иска, чтобы инспекторы-контролеры устроили на предприятии «шмон».
При этом широко анонсированное сужение прав и свобод проверяющих пока что буксует. К примеру, законопроект №2422а, который должен существенно «подрезать» полномочия контролирующих органов, на второе чтение в Верховную Раду до сих пор не вынесен. Медлит парламент и с принятием законопроекта №3724, главная цель которого – обеспечить прозрачность работы проверяющих, в том числе, с помощью создания публичного реестра проверок.
Правда, замминистра МЭРТ Максим Нефьодов заявил, что уже к 2018 году Украина войдет в ТОП-30 рейтинга Doing Business. Поэтому хочется верить, что дерегуляция в следующем году будет лишь набирать обороты. Иначе таких высот нам не достичь.
Электронные госзакупки
Официально с 1 августа 2016 года все государственные закупки в Украине осуществляются в электронном виде, через систему ProZorro. В теории, отказ от привычного формата торгов, которые долгие годы проводились в закрытом режиме и служили ширмой для разворовывания миллиардов бюджетных средств, должен на корню пресечь коррупцию в сфере гостендеров.
К тому же результаты, которые демонстрирует ProZorro, красноречивы. В течение 2016 года количество электронных тендеров увеличилось более чем в 10 раз, а сумма заявок – в 15 раз. Объем сэкономленных в 2016 году бюджетных средств, по данным торговой системы Zakupki.Prom.ua, превысил 8 млрд грн.
Но идеализировать ProZorro, даже при всем желании, очень сложно. На сегодняшний день система не позволяет в полной мере формировать репутацию участников тендеров, отфильтровывать неблагонадежных закупщиков или исполнителей, оспаривать сомнительные результаты торгов. Механизм, который возьмет на себя эти задачи, был запущен еще в ноябре 2016 года. Но как он себя проявит – покажет время.
Кроме того, даже электронные тендеры не лишены манипуляций – завышения или занижения цены, подтасовывания условий под конкретных участников и т.д. И если на первых порах работы системы такие огрехи ей еще можно простить, то в дальнейшем подобные прецеденты могут разгромить успех реформы госзакупок в пух и прах.
Налоговая реформа
В 2016 году «перезагрузка» налоговой системы не удалась. Законопроекты №5132 и №5368, принятые Верховной Радой в последнюю сессионную неделю декабря, внесли в Налоговый Кодекс ряд поправок. Но существенно они жизнь бизнесу не облегчат.
Сервисные функции фискальной службы будут в полной мере реализованы не раньше второй половины 2017 года. Это же касается и ликвидации налоговой милиции. Создание на ее базе финансовой полиции отложено на неопределенное время. Открытым остается вопрос внедрения налога на выведенный капитал, который придет на замену налогу на прибыль. Соответствующая законодательная база должна быть разработана в течение 1 полугодия 2017 года. Должна. Но будет ли?
Зато правительство пролоббировало, а депутаты поддержали повышение ставок акцизов на алкогольную, табачную продукцию и энергоносители. Кроме того, с весны 2017 года в тестовом режиме начнет действовать механизм блокировки НДС-накладных, направленный на борьбу со схемами и «скрутками». Только вот бизнес опасается, что приостановка накладных станет очередным инструментом давления на добросовестных налогоплательщиков. Плюс ко всему, в новую редакцию Налогового кодекса не попали нормы, которые бы позволили наказывать фискалов за «наезды» на бизнес.
Тем не менее, представители Министерства финансов и парламентского комитета по налоговой и таможенной политике заверили, что в 2017 году налоговая реформа будет действительно реформой, а не ее имитацией. Что именно заложено в эти обещания – сказать сложно. Но, как минимум, можно рассчитывать на пересмотр ставок ключевых бюджетообразующих налогов и сборов (НДФЛ и ЕСВ в частности), на дальнейшую расчистку проблем в администрировании, на шлифовку процедур по возмещению НДС, а также на перелицовку упрощенной системы налогообложения (это одно из требований МВФ).
Реформа таможни
Не меньше проблем у бизнеса с таможенными органами и процедурами, которые связаны с перемещением товара через границу Украины. Причем, и правительство Арсения Яценюка, и Кабинет Министров под главенством Владимира Гройсмана очень много об этих проблемах говорили, но мало сделали.
Единственным значимым шагом стал запуск «единого окна» на таможне в августе 2016 года. Хотя никакого чуда не произошло. Таможенные пункты попросту обязались привести свою работу в соответствие с требованиями законодательства и обеспечить пропуск импортных грузов через границу в течение 4 часов.
Но, опять-таки, это все в теории. На практике же задержки на границе зачастую зависят не только от таможенников, но и от более чем десятка других служб, которые требуют оформлять дополнительные разрешения, сертификаты и прочую документацию. Поэтому «единое окно» в буквальном смысле этого слова, когда все таможенные процедуры централизованы и сконцентрированы в единой базе данных, все еще миф.
Впрочем, по словам главы ГФС Романа Насирова, в 2017 году будут приложены все усилия для того, чтобы избавить бизнес от мучений с таможней.
Валютное регулирование
Национальный банк Украины в начале декабря 2016 года обнародовал концепцию новой модели валютного регулирования, внедрение которой начнется уже с января будущего года. Одна из ключевых целей НБУ – упразднить устаревшее валютное законодательство и заменить его единым законом «Об иностранной валюте», на основе которого будет выстроено либеральное и прозрачное валютное регулирование.
Реформа рассчитана на три этапа, в ходе которых будут сняты ограничения по экспортно-импортным операциям и прямым иностранным инвестициям, по портфельным инвестициям и потокам долгового капитала.
При этом в Нацбанке уточняют, что часть валютных послаблений бизнес уже успел ощутить. В течение 2016 года, во-первых, снижено до 65% требование по обязательной продаже валютной выручки. Во-вторых, увеличен с 90 до 120 дней предельный срок для расчетов по экспортно-импортным операциям. В-третьих, с 3 дней до 1 дня сократился срок резервирования гривны для покупки иностранной валюты.
Кроме того, НБУ разрешил репатриацию дивидендов, начисленных иностранным инвесторам в 2014-2015 годах, и отменил требование по обязательной продаже валюты, которая поступает в виде иностранных инвестиций.
В 2017 году Национальный банк, в рамках запланированной реформы, пообещал еще больше облегчить жизнь субъектам ВЭД. В частности, поэтапно ликвидировать ограничение сроков для расчетов по внешнеэкономическим контрактам и обязательную продажу валютной выручки, а также упростить выдачу лицензий для инвестирования за пределы Украины.
Правда, все это с оговоркой, что экономическая ситуация в стране останется стабильной, а на валютном рынке и в банковском секторе не будет потрясений.
- Информация о материале
Страница 376 из 2102
