Посвящается трехлетней годовщине Манифеста ВО «Майдан»
Правду говорят: если б Человечество смогло договориться о едином значении слов, оно бы жило гораздо счастливее. Попробуем это сделать хотя бы в масштабах Украины, и на примере всего одного, но очень важного для новейшей истории нашей страны слова.
«Гідність», «Достойність», «Достоинство» – эти слова были как-то утеряны при составлении Манифеста – основополагающего программного документа Майдана. Но, тем не менее, уверен, именно борьба за Достоинство – народа, нации, каждого отдельного участника событий – была ключевым драйвером революции.
Революции Достоинства – уже четвертый год...
За что же всё-таки боролась страна той холодной зимой 2013-2014? И что, в итоге, получилось?
* * *
Для начала, чтобы глубже понимать значение слова «Достоинство», попробуем проследить за его эволюцией в ходе истории.
В украинских словарях слово «Гідність» впервые встречается в «Лексиконі словенороському» Памво Беринди в 1627 году, и фигурирует в синонимичном ряду с 'достойністю' – 'урядом' і 'людськістю' – 'справедливою заплатою'.
Очень похожим образом это слово определяется в «Лексиконе английского языка» 1772 года: «Достоинство – ранг возвышения… Достоинство лучше всего представлено богато одетой леди, украшенной золотом и драгоценными камнями». Но уже присутствует и иная трактовка: «Общественная цена человека, т.е. ценность, придаваемая ему обществом».
Аналогично у Даля: «Достоинство – сан, звание, чин, «он достиг высоких достоинств»«. Но при этом «достойный – сообразный с требованиями правды и чести».
Иммануил Кант отстаивал идею о том, что человечество в целом и каждый его представитель в отдельности обладает Достоинством уже в силу принадлежности к людскому роду.
Именно эта идея нашла свое отражение в Декларации о независимости США и Декларации Французской республики. Многим позже, два века спустя, после Второй Мировой войны обновленная Германия начнет свою новую Конституцию со слов «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его – долг всех органов власти».
Хотя в XIX веке Ницше и Шопенгауэр выражали сомнения в том, что абсолютно каждый человек наделен достоинством с рождения. Они, как и некоторые другие философы, склонялись к мысли о том, что достоинство – это результат труда над собой.
Интересно китайское написание слова «Достоинство»: оно состоит из двух иероглифов, один из которых означает «уважение», второй – «суровость», почти «страх».
В Украинском академическом толковом словаре существует следующее определение слова «Гідність» – «сукупність рис, що характеризують позитивні якості».
Определение достаточно обширное, поэтому хотелось бы постараться его как-то конкретизировать. Тут есть смысл обратиться к мыслителям современности, в частности, к последнему труду Григория Шалвовича Чхартишвили «Аристономия», на который, похоже, его вдохновил украинский Майдан.
Достаточно вольные цитаты из этого труда просьба расценивать как рекомендации к прочтению оригинала.
* * *
Так вот, Чхартишвили пишет, что первым качеством, который составляет совокупность Достоинства, является нацеленность на развитие. Любой человек, особенно в наш информационный век, который регулярно углубляет свои профессиональные знания, – имеет значительно более высокую ценность с точки зрения общества, и, как правило, держится с достоинством.
Второе качество – развитое самоуважение. Это чувство основывается на осознании того факта, что в мире есть более существенные вещи, чем выживание.
Третье качество – это чувство ответственности за свои поступки. И оно не должно базироваться на стыде или тем более на страхе.
Четвертое качество – это умение владеть собой. Истеричного человека сложно назвать достойным, а отсутствие выдержки часто влечет за собой тяжелые последствия.
Пятое – стойкость перед лицом испытаний. В период активных событий на Майдане особо ценились люди именно с этим качеством.
Ну и шестое – способность к активному состраданию. Равнодушие и бездеятельность не может сопутствовать достоинству.
Этой совокупности, по мнению Григория Шалвовича, вполне достаточно, хотя совсем не означает, что Достойник не может быть, к примеру, щедрым и открытым – и тут, опять же, тяжело с ним не согласиться.
Определившись с понятием Достойности индивидуума, можно логическим образом определить основные качества Достойной Страны, которую группа индивидуумов должна стремиться создать.
В том числе – и с помощью Революции Достоинства.
* * *
Нацеленность на развитие должна найти свое отражение на государственном уровне в создании для каждого гражданина возможности достичь собственного Расцвета.
Исходя из этого, важнейшей из наук в Стране должна быть Педагогика, помогающая разобраться, в чем именно состоит уникальность и талант каждого индивидуума.
Развитое самоуважение индивидуумов должно отражаться в государственной геополитике, которая выстраивается на нравственных (а не на конъюнктурных, либо коррупционных) принципах.
Чувство ответственности должно отражаться, в первую очередь, на тех Достойниках, которых выбирает Страна, и которые обязаны просчитывать каждый свой шаг с учетом последствий для своих граждан и других стран.
Фактор выдержки (деликатности) для Страны еще важнее, чем для каждого человека в отдельности. Это, в первую очередь, касается уважения к языкам, вероисповеданиям и культурам своих граждан, но также и в отношении других, часто менее развитых, и потому – более агрессивных государств.
Стойкость в масштабах Страны – это внутренняя солидарность, способность к консолидации общества, готовность граждан вынести лишения и пройти испытания ради большого Общего дела.
Неравнодушное отношение Достойной Страны к тому, что происходит в других странах, безусловно, тоже очень важно. Тем более что Природа и Бог даже не догадывается, кажется, как мы все тут на Земле на самом деле разъединены.
Безусловно, существование Достойной Страны напрямую зависит от того, насколько удовлетворены базовые потребности ее граждан.
Если достойные общности угнетены проблемами выживания, они обречены на быстрый возврат к невежественным формам.
Не менее важным является наличие действенной системы, которая обеспечивает реальную защиту задекларированных в Стране прав, свобод и законов. При этом правоохранительная система должна постоянно находиться исключительно в рамках своих функций по защите граждан.
Крайне важной для Страны является способность защитить своих граждан, особенно если Страна находится в агрессивном окружении. Военная сила – одна из основ государственности, и те граждане, которые ее составляют и обеспечивают обороноспособность Страны, должны высоко цениться государством.
* * *
Насколько Украина через три года после Революции Достоинства соответствует описанной выше картине «идеальной» Достойной Страны?..
И не поздно ли сейчас говорить на эту тему?
Перечитывать заново Манифест, понимая, что фактически ни один его пункт так и не выполнен?
Думается, что не поздно. То, что Манифест остался просто «архивной бумагой», конечно, отвратительно, но в то же время, наверное, не удивительно. Ведь в нем (как и в других документах Майдана), к сожалению, не было главного – детального описания новой системы координат, в которой должна была бы жить обновленная Страна.
Майдан четко понимал, против чего он борется.
Но так и не смог отчетливо определиться – за что.
Поэтому, видимо, мы и продолжили жить в старой, ненавистной, но, в тоже время, привычной нам системе…
И, конечно же, плохо, что в основном документе Революции Достоинства обошлись без слова «Достоинство». Но кто сказал, что тот Манифест должен быть последним?..