Год обещает быть тяжелым для грузоперевозчиков. Особенно это касается мелких игроков рынка, прогнозирует Дмитрий Лёушкин, директор группы компаний Prime. Специально для Forbes он проанализировал нынешнее непростое состояние украинского рынка грузоперевозок и назвал основные его проблемы. Всему виной, по словам автора, – несколько причин, которые достаточно легко устранить. Было бы желание.
Закрытость рынка и отсутствие планирования
Рынок грузоперевозок, как и многие другие сферы, в Украине предельно закрытый. Другими словами, лучшие заказы получают те, кто кого-то знает и с кем-то дружит. Уже сейчас у нас есть неутешительная статистика: каждый четвертый мелкий перевозчик разоряется и уходит с рынка. Они просто не выдерживают конкуренции, потому что она – нечестная.
Сказать, что самые «вкусные» заказы получает лучший – по качеству, цене и сервису, – язык ни у кого не повернется. Такой заказ получит тот, у кого есть связи. И это кумовство приводит к тому, что грузоперевозчик не вкладывает денег в улучшение качества сервиса или обновление автопарка – зачем? Он «покупает» знакомства, налаживает отношения с чиновниками или грузоотправителями.
Еще один фактор, из-за которого в отрасли нет прогресса – в стране отсутствует понимание того, как в средне- и долгосрочной перспективе будет развиваться тот или иной сектор экономики. Как поменяется конъюнктура рынка. Что будет более прибыльным, а во что не стоит вкладывать деньги.
В качестве примера можно назвать рынок перевозок новых автомобилей. Пару лет назад был настоящий бум таких перевозок, но как только грянул кризис, рынок свернулся, и все, кто делал на него ставку, обанкротились.
То же самое – с сельскохозяйственной техникой. Как только она перестала быть востребованной, перевозчики комбайнов и тракторов оказались не у дел. До тех пор, пока в стране не будет долгосрочного плана развития каждой стратегически важной отрасли экономики, рынок грузоперевозок по-прежнему будет лихорадить. И это скажется на качестве его работы.
Дураки и дороги
О том, что перегруженные фуры, курсирующие по дорогам Украины, убивают дорожное полотно, не говорил только ленивый. При этом смешно спрашивать с водителей фур – это стараются сэкономить их заказчики. Производственные предприятия, аграрные и строительные компании делают все, чтобы за один рейс «впихнуть» в машину как можно больше грузов. В результате превышается тоннажность, и асфальт быстро приходит в негодность.
Решить вопрос помог бы закон о введении ответственности грузоотправителей за перегруз машин. Такой документ – №4660 – Рада недавно пыталась принять. Но вместо необходимых 226 он набрал лишь 211 голосов. Депутатов, по-видимому, мало интересует, что из-за их безответственности и жажды наживы 97% украинских дорог (согласно утверждению главы «Укравтодора» Славомира Новака) – в плохом состоянии.
Между тем сами грузоперевозчики выступают за введение наказания за перегруженные фуры. Ведь чем меньше тонн будет приходиться на одну машину, тем больше автомобилей понадобится. А значит, будет больше занятых водителей, больше работы и отчислений в бюджет. Кроме того, с принятием закона у них появится серьезный аргумент для отказа грузоотправителю, если его груз превышает установленные весовые нормы.
Бензин дорожает, потому что кому-то так хочется
Еще одна серьезная причина, усложняющая жизнь грузоперевозчикам – неконтролируемые и ни к чему не привязанные цены на топливо. Как бы ни дешевел Brent и ни падал доллар, цены на бензин в Украине либо остаются на месте, либо растут.
Все потому, что стоимость топлива регулируют не рынок, мировые цены на нефть или курс доллара, а украинские политики. Они сделали все, чтобы уничтожить здоровую конкуренцию, и установили монополию. В результате грузоперевозчики вынуждены устанавливать завышенные тарифы – чтобы перестраховаться и заложить любое повышение цен на бензин и дизельное топливо. Кто в результате проигрывает? Правильно, потребители.
Тарифы все выше, товары все дороже
Если в начале года рынок грузоперевозок будет традиционно «спать», то к марту следует ожидать резкого скачка стоимости грузоперевозок. Большой – это на уровне 20%. Естественно, разница будет заложена в цену товаров для потребителей.
Откуда эта цифра? Во-первых, нас ждет неизбежное повышение стоимости дизтоплива – поскольку выросли акцизные ставки. Во-вторых, аукнутся те самые «3200» – минимальная зарплата, которая повлечет за собой повышение налогооблагаемой базы. Кроме того, из-за плохих дорог многие фуры придут в плачевное состояние, что скажется на стоимости их ремонта.
Что делать, чтобы нивелировать эти факторы и облегчить жизнь как грузоперевозчикам, так и потребителям? Очевидно, не допускать дальнейшей девальвации гривны, уменьшить налоговое бремя на бизнес. Например, снизить налоговую нагрузку на растаможку дизельного топлива, которая сегодня составляет около 40% розничной цены. Во-вторых – сразу после каникул принять законопроект, запрещающий перегруз на фурах. И, в-третьих, должен быть урегулирован рынок грузоперевозок. Чтобы игроки соревновались не в том, у кого знакомства круче, а в том, у кого самые современные и новые машины, лучшая логистика и оперативность доставки.