Главная
Как воруют деньги из бюджета
Как известно, сейчас новая власть активно верстает бюджет на 2010 год. И главный вопрос — где взять деньги, чтобы заткнуть гигантсткую бюджетную дыру. Эксперты (в том числе и мировых финансовых организаций) предлагают много вариантов — и цены на газ поднять, и самые крупные предприятия приватизировать, и пенсионный возраст повысить.
 В тоже время, есть куда более прямой, быстрый и гуманный способ наполнения бюджета — пресечь воровство денег из казны. Об этом же говорит и новая власть. МВД уже занимается проверкой расходования бюджетных средств по министерствам, а в правительстве говорят о принятии нового закона о госзакупках, который позволит закрыть лазейки, через которые налево уплывало в прошлые годы от 20 до 40 млрд грн. Оппозиция, правда, к этому относится скептически, говорит, что новая власть просто по-новому будет крышевать коррупционные схемы в бюджетной сфере. Но, так или иначе, мы решили помочь бороться с коррупцией и публикуем самые распространенные схемы бизнеса на госказне и рекомендации, как их ликвидировать.
Госзакупки. На первом месте, конечно же, в этих схемах стоят закупки на бюджетные средства. Уже два года страна живет вообще без четкого закона, который бы регулировал эту сферу что, безусловно, дает широкий простор для коррупционных схем (впрочем, и предлагавшиеся варианты законов также скорее коррупцию легитимизируют, а не сокращают; один такой недавно ветировал президент Янукович). В середине марта глава Счетной палаты Валентин Симоненко доложил Януковичу, что руководство прежнего Кабмина только в нынешнем году причинило государству убытков на 20 млрд гривен, когда вопросы тендерных закупок решались лишь личными распоряжениями Тимошенко и первого вице-премьера Турчинова или т.н. протокольными решениями, без принятия соответствующих постановлений.
Схемы. Как же воруют деньги в случае непрозрачных госзакупок? Начнем с процедуры проведения тендеров, то есть конкурсов на поставку товаров либо предоставление услуг за государственные (местные) деньги. Возьмем для примера некое министерство Х, в чем-то нуждающееся (скажем, в товаре У). Согласно 921-му постановлению Кабмина, ведомство объявляет тендер и проводит его. Собирает участников, раскрывает их тендерные предложения, объявляет победителя. А победитель, если ему «подыграли», то есть заранее определили, платит откат. Он был раньше 10%, сейчас 20% и до 25% доходит — от суммы контракта. Но как «подыграть»? По-разному — от прописывания тендерных условий под конкретного клиента, создания непрозрачных условий (хотя это должно публиковаться на сайте и в вестнике госзакупок, но это происходит далеко не всегда) до ухода от тендера как такового. То есть заранее решить, что покупаем товар у только у одного участника, остальные — свободны.
Для этого (на закупку у одного участника) надо получить согласие Минэкономики. Туда из министерства Х сообщается, что этот участник — единственный производитель нужного товара в Украине, или единственный представитель импортного поставщика, мол, больше взять не у кого, поэтому — берем у него. Причем мотивы такой закупки могут быть весьма надуманные. Например, в медицине нужный препарат с определенным названием существует лишь один. Поэтому, дескать, его можно купить только у фирмы Z. Но на самом деле, действующее вещество (а значит, и эффект от препарата) может быть в сотнях лекарств других фирм, но с иными названиями. И существенно дешевле — в два-пять раз.
Откат может быть даже стопроцентным
Из государственных средств, ежегодно направляемых на госзакупки, как утверждают представители нынешнего правительства, 20—40 млрд. грн. через коррупционные схемы в форме откатов попадают в карманы чиновников. Самые большие откаты наблюдаются при использовании госсредств в сфере строительства, реконструкции, закупки медицинского оборудования, объектов недвижимости, предоставления полиграфических услуг (до 40—50%), разработке программного обеспечения (до 70%). Бывают случаи, когда товары, работы и услуги совсем не поставляются или поставляются в небольших объемах, и тогда сумма отката вплотную приближается к стопроцентной отметке. Основными признаками наличия отката при проведении процедур госзакупок является значительное (5—10%) завышение цены закупки по сравнению со среднерыночной, участие в торгах связанных между собой лиц (2—3 фирмы — 1 владелец), лоббирование чиновниками «своих фирм», сокрытие информации о прохождении торгов.
Автодор: что «закатали» и что украли на стройке
Государственные строительные нормы (ГСН) позволяют варьировать параметрами строящейся автодороги. Скажем, может быть разная толщина покрытия, ширина пути и пр. Много применяется скрытых работ, то есть по их окончании не видно, что и как сделано, сколько ушло материалов. Закатали, например, дорогу, уже не определишь, что именно туда закатали, какая толщина «пирога», каковы слои, из чего состоят, каково качество материалов… Хотя контрольные сверления порой и делают, но даже если определят, что материалов недоложили, доказать умысел невозможно. Спишут на разгильдяйство, невнимательность, случайность, на что угодно, только не на коррупцию, которая заключается в сговоре подрядчика с госчиновником, дающим бюджетные деньги и принимающим работу (или с разными чиновниками).
Чаще доказывается умысел на коррупцию на тех работах, которые вообще не были выполнены или их сделали частично. Все-таки, если объект совсем не построен, а по бумагам сдан в эксплуатацию, это видно. И чиновнику, получившему откат и подписавшему якобы приемку объекта, объяснить это случайностью затруднительно. (Так, на Волыни построили на одну полосу дороги меньше, чем указали в бумагах и «взяли» на этом 2,7 млн. грн.).
Но есть и более завуалированные формы не сделанных, но оплаченных работ. Как нам рассказал источник в МВД, милиция в таких случаях обычно начинает со сбора оперативной информации. И узнает, например, что подрядчик «скинул» солидную сумму «на конверт» (то есть получил за якобы сделанную работу безналом и обналичил через незаконный конвертационный центр). Тогда начинают смотреть, а за что получил деньги? Скажем, за выполненную аэрофотосъемку объекта. А проводилась эта съемка или скачали фотографии из интернета? Если проводилась, то делалась любителем с дельтаплана или профессионалом с самолета (цены совершенно разные)? Так, шаг за шагом, оперативники раскрывают коррупционную схему (конечно, далеко не всегда). Например, Одесский автодор списал на аэрофотосъемку 24 млн. гривен.
То же с оборудованием, услугами. Вот конкретный пример. Для стройки стадиона Олимпийский в Киеве нужны услуги специфического крана. И якобы только такой кран может справиться, а предоставляет его одна фирма. Значит, заключаем с ней договор… Однако когда в МВД стали разбираться, оказалось, что, во-первых, услуги такого крана предоставляет не одна фирма, а пять, а во-вторых, еще порядка двух десятков фирм в Украине предоставляют другие краны (с иным названием), но с теми же функциями (даже лучше), причем в три раза дешевле…
Крадут у солдат и школьников
Даже в такой сфере как просвещение и наука, крадут в ходе строительства и ремонта, например, школ: часто применяют приписки (крышу не делали, а пишут, что делали), за них берут деньги, делятся с чиновниками. Либо расхищают средства при закупке компьютерных программ, оборудования. Была еще такая программа «Школьный автобус», на нее, сетуют в МВД, много денег ушло, причем не на дело, а «налево». Например, такая схема: покупали старые автобусы, чтобы возить детей (в основном в селах), а выдавали их за новые, разница в цене — в два-три раза. Такие нарушения выявили в нескольких областях Украины, однако наиболее характерно они проявились в Запорожской области, там украли на 3 миллиона гривен...
Наживаются в бюджетных организациях и на питании (где таковое предусмотрено, например, в армии или в школах). Памятен прошлогодний скандал с питанием в МО, который в итоге стоил кресла министру обороны Юрию Еханурову. Схема, утверждают в МВД, была такова: распорядитель бюджетных средств заключает договор с некой фирмой на комплексное обеспечение питанием (то есть фирма и продукты закупает, и готовит из них блюда, а потом предоставляет калькуляцию и получает компенсацию за свои затраты). В итоге блюдо получается, скажем, 10 грн, а если бы брали продукты по рыночным ценам, было бы 3 грн. На всю армию и флот Украины так работали всего 4 фирмы, по регионам: запад, восток, юг, север. И в каждую порядка 100 млн. грн, загонялось из бюджета, процентов 20 шло на откат чиновникам, сами фирмы зарабатывали 20—30%, остальное на — кормление, то есть солдат ел наполовину от положенного.
АПК: озимые и спецфонды
В АПК существует ряд коррупционных схем по воровству денег из бюджета. Рассказал нам о них эксперт сельскохозяйственного рынка, пожелавший остаться инкогнито. Основная схема базируется на дерибане государственных дотаций тем сельхозпредприятиям, которые в силу объективных причин понесли убытки (или, по крайней мере, заявляют об этом). Например, публично говорят, что в этом году у нас в стране из-за плохих погодных условий почти не будет озимых. Соответственно агрофирмы, которые не смогут собрать нормальный урожай, нуждаются в неотложной помощи правительства. Поскольку речь идет о компенсации за каждый гектар пропавшего зерна, в целом сумма набегает немаленькая — от 2 до 4 миллиардов гривен! На самом деле озимые могут быть живы-здоровы, и урожай будет прекрасным.
При этом, по словам директора AAA Consulting Аgency Сергея Наливко, посевы озимых в 2009 году увеличились в 12 раз. Даже если 10% озимых в таком состоянии, что их надо перепахать и посадить новые весенние культуры, это не критично. У нас традиционно каждую зиму гибнет часть посевов. Где-то вымерзнет, где-то вымокнет, где-то задыхается под ледовой коркой. Поэтому все аграрии заранее готовы к тому, что не соберут 100% посеянного зерна. Но это совсем не повод тратить огромные бюджетные деньги.
Механизм привлечения этих средств таков. Сначала чиновники из Киева (те, кто в доле), просят начальников облсельхозуправлений (тоже тех, которые в деле) прислать отчеты о сложившейся у них в регионе катастрофической ситуации. А потом начинают лоббировать вопрос дотаций в Кабмине. Естественно, получив дотационные средства, государственные мужи оставляют часть из них себе. А то, что осталось, передают коллегам в регионы. После чего какая-то часть средств (скажем прямо — мизерная) таки попадает в агрофирмы. Если хозяин предприятия не является своим человеком для местной власти (бывают и исключения), он должен отдать ей от 20 до 30% отката.
Подобная же схема получения дотаций существует и в животноводстве (дотируется проблемное поголовье скота).
— Однажды у нас в области произошла комичная ситуация, — говорит один из владельцев агропредприятия в Харьковской области. — Мой коллега очень хотел получить дотацию. Поэтому написал в заявке, что у него пропала почти вся озимая рожь. А у самого зерна девать было некуда, и его следовало как-то легализировать. Знаете, что он сделал? Сообщил в область, что собрал урожай пшеницы 126 центнеров с гектара! Если кто не в курсе, такого просто не бывает!
О том, что в нашем сельском хозяйстве дела не так плохи, как пытаются преподнести чиновники, говорит и еще один факт: за полтора кризисных года агросектор привлек 70% всех иностранных инвестиций. Разве в умирающую отрасль кто-то будет вкладывать средства?
Еще одна коррупционная схема предполагает нарушения при закупке зерна для Госрезерва. Работает она просто. В документах чиновники указывают, что купили зерно высшего класса, а на самом деле приобретают низкокачественный фураж. А сэкономленные таким образом бюджетные средства кладут себе в карман.
Следующая схема пока из будущего, она сможет позволить наживаться на деньгах из т.н. спецфондов. Их решили создать, чтобы компенсировать агропроизводителям уплаченный ими НДС. Дело в том, что раньше они этот налог не платили, и это позволяло хозяйствам динамично развиваться (производство молока увеличилось на 10%, а поголовье скота — на 11%). Но со вступлением Украины в ВТО налог пришлось платить. Вернуть производителям деньги решили через спецфонды. Однако руководить этими структурами будут чиновники, которые, конечно, не упустят возможности положить себе в карман копейку-другую. Впрочем, закрепить вопрос создания спецфондов на законодательном уровне старое правительство не успело. Поэтому схема не выгорела.
Уголь: «копанки» приносят сотни миллионов
Настоящее раздолье для воров госсредств и в углепроме. Самая главная схема, которая стала особо распространена в последние два года, — это «освоение» госдотаций. Перед выборами многие удивлялись, чего это вдруг множество директоров угольных шахт в Донбассе вдруг стали рьяно поддерживать Юлию Тимошенко. А ларчик, как уверяют знающие люди, просто открывался. В 2009 году на дотации угольной отрасли была выделена рекордная сумма — 10,7 млрд грн. Тогда оппозиция говорила, что большая часть этой суммы была разворована. Главная схема такова: государство дотирует каждую добытую тонну угля. Шахте, к примеру, ставят задачу — добыть миллион тонн (хотя все знают, что миллион она не добудет, да и хранить его негде). Тем не менее шахта рапортует о добытом миллионе (а добыла половину) и о том, что отгрузила этот уголь на несуществующий склад. Получает на весь объем (в том числе липовый) деньги, которые затем расхищаются.
Таким образом, крадутся миллиарды гривен. Помимо этого ноу-хау, используются и схемы воровства и предыдущих лет — покупка оборудования и услуг для шахт по завышенным ценам, завышение себестоимости продукции и даже... кража молока. Да-да, на раздаче шахтерам бесплатного молока также наваривают неслабо (впрочем, так происходит во всех вредных госпроизводствах). Молоко выдают на «мертвые души», за них кто-то расписывается, а молоко это и вовсе не закупалось, деньги сразу украли.
И еще одна схема. Пожалуй, самая подлая. При расследовании несчастных случаев на шахтах виновными признаются сами шахтеры, погибшие и выжившие. Что это дает? Огромную экономию на жизнях шахтеров, то есть можно не вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и при этом ничем не рисковать — все равно вину возложат на погибших.
Большие коррупционные деньги делаются на левом угле, добытом, как правило, из самодельных «копанок». Их, по прикидкам общественных организаций, в каждом шахтерском районе от 200 до 300, нелегальная добыча угля в денежном выражении только по Донецкой области составляет до 80 млн. долларов в год (а на взятки «крышам» уходит порядка 6 млн. долларов — платится с каждой «копанки» 500 долларов в месяц в райгосадминистрацию, 1000 долларов — правоохранителям, без чьего разрешения «копанки» работать не могут).
А в Луганской области есть районы, где «дырок» — до 3 тысяч, есть и открытые карьеры, на которых работает современная техника. Добытый на «копанках» уголь государственные шахтные объединения закупают за бесценок (ведь шахтерам в «копанках» платят копейки, там нет затрат на ТБ, технику и пр.) и потом продают государству же, например, ГП «Уголь Украины». Уже, конечно, за реальную цену. При этом собственный уголь, добытый на легальных шахтах, не продается, предприятие показывает убытки, которые покрываются за счет госдотаций.
Как грабят бюджет
Вот несколько примеров. Бывший директор «Одесского облавтодора» перечислил коммерческим предприятиям 24,9 млн. грн. за работы, которые не выполнялись.
На Луганщине чиновники перечислили одному из АТП 1,7 млн. грн. за якобы перевозку льготников (хотя на самом деле возили людей частные перевозчики, а не АТП).
На Донетчине служащие одного из облфондов незаконно кредитовали граждан из бюджета, вымогая у них за это 10% суммы кредита на содержание самого фонда (разбазарили 2,7 млн грн., из них более 600 тысяч присвоили себе в виде премий).
На Николаевщине сотрудники одного ДП создали сеть фиктивных фирм и через них украли из бюджета страны 156 млн. грн., предназначенных для строительства судоходного канала.
На Кировоградщине три фермерских хозяйства указали неправдивые сведения о своих сельхозугодьях и закупленной якобы для их обработки технике, в результате чего получили от чиновников почти 1 млн. грн. в качестве возмещения потерь.
На Львовщине без тендера купили для железной дороги (для вагонов) оборудование по завышенным ценам, чем причинили ущерб бюджету более чем на 6 млн грн.
В Луганске возбудили уголовное дело против чиновника горсовета за получение взятки от частного предпринимателя, которого сделали победителем тендера.
В Черновицкой области чиновники ОГА приписали объем выполненных аварийно-восстановительных работ на 1,14 млн. грн.
О схемах работы Госкомрезерва «Сегодня» сообщили из СБУ. Одна из них — занижение цены выставленных на аукцион товаров. Так, материальные ценности, выставленные на аукцион только за 1 квартал 2009 года, имели начальную цену в 1 млрд. 438 млн. грн. А продали их за… 584 млн. грн., то есть за 40% стартовой цены.
Семь ножей в спину коррупции в сфере госзакупок
Главные задачи борьбы с коррупцией в сфере госзакупок — обеспечение максимально прозрачной процедуры проведения тендеров, равных возможностей для всех участников, минимизация человеческого фактора в ходе проведения торгов. Для обеспечения этого нужно:
— создать новые «правила игры» только после широкого обсуждения их проекта среди общественности и коммерсантов;
— после их написания и утверждения максимально устранить участие людей в процедуре торгов, сделав упор на компьютерные технологии и проведение тендеров по заранее отработанному алгоритму;
— обеспечить контроль цен, по которым реально закупается товар, и принимаемых при этом (каких и кем) решений;
— ограничить количество продавцов только производителями закупаемого товара, устранить институт посредников;
— изменить саму схему проведения торгов, позволив продавцам в их ходе снижать предложенную цену;
— запретить корректировку торгов после подписания контрактов (в основном в сторону дополнительных расходов бюджета);
— обеспечить адресное оповещение о сроках и условиях тендера всех компаний-производителей нужного товара.
Нарушения при госзакупках
В этой сфере в прошлом году органами МВД раскрыто 692 преступления на сумму 325 млн грн.
Характерные виды преступлений:
— покупка по завышенным ценам, завышение объемов выполненных работ;
— покупка за бюджетные деньги товаров, не соответствующих заявленным требованиям;
— проведение фиктивных операций по приобретению товаров, работ и услуг;
— вымогательство взяток за определение победителя в тендерных торгах.
- Информация о материале
 
Непотопляемые
Смена правительства привела к очередной волне увольнений в рядах высокопоставленных чиновников. Тем не менее, среди них можно встретить и рекордсменов, умудряющихся задержаться в одном ведомстве на 15-20 лет. Секрет «непотопляемости» госслужащих-«эсминцев» не только в профессионализме.
В далеком 1994 г. будущий главный бухгалтер Министерства угольной промышленности впервые переступила порог этого ведомства. Судьбоносное предложение занять должность тогда еще заместителя министерского главбуха поступило к сотруднице львовского предприятия «Укрзападуголь» из… Луганска. Оттуда в кресло замминистра угольной промышленности как раз переезжал Вадим Копылов (сейчас первый замминистра финансов), назначенный куратором экономического блока. Спустя четыре года его «протеже» Леся Лесик доросла до главного бухгалтера министерства и остается им до сих пор. Но широкую известность ей принесла вовсе не продолжительная работа в должности, позволявшей контролировать основные финансовые потоки угольной отрасли, а… скандальная докладная записка на имя премьер-министра Юлии Тимошенко. В прошлом году электронные СМИ облетел резонансный документ, в котором описывались коррупционные схемы в отрасли. В конце стоял автограф главного бухгалтера Минуглепрома. Особое внимание автор уделила тогдашнему «куратору» угольщиков — нардепу от БЮТ Наталье Королевской. На первый взгляд, бумага могла показаться провокацией: министерство борется против себя же? Но, в отличие от Виктора Пинзеныка, открестившегося от этой докладной, г-жа Лесик причастность к скандальной записке не отрицает. Мотив — нешуточная борьба за собственное кресло. «За 15 лет в министерстве я работала с 20 министрами, и никогда не стоял вопрос о том, чтобы поменять главного бухгалтера. Этот вопрос встал только в 2009 г. в связи с желанием команды т. н. «куратора» отрасли Натальи Королевской, — не скрывает эмоций Леся Лесик, все же сохранившая кресло начальника управления бухгалтерского учета, отчетности и бюджетного финансирования Минуглепрома. — Мне пришлось лично обращаться к премьер-министру с докладной. Если бы они остались при власти, меня уже, наверное, убрали бы, но вся суть в том, что власть поменялась. Сейчас все нормально». По информации «ВД», наступление на строптивого главбуха было свернуто еще при предыдущей команде. Там решили прекратить нападки, чтобы избежать дальнейших публичных конфликтов, и ограничить доступ чиновницы к инсайдерской информации. Вместе с креслом в министерстве наша собеседница сохранила и статус «непотопляемой». И ей, и другим «долгожителям» этот титул обеспечивает жгучая смесь из везения, профессионализма и личных связей.
Люди-справочники
Волна кадрового обновления не оставила никаких шансов первым лицам министерств, служб и комитетов. Не удержались даже те, кто, на первый взгляд, располагал определенными гарантиями. Александра Кужель, до недавнего времени возглавлявшая Госкомпредпринимательства, — одна из них. Ее отчаянно защищал вице-премьер Сергей Тигипко, давней соратницей которого она является. «Да, я ходил по каким только мог уровням, чтобы Кужель была оставлена, но ее не поддержали фракции, потому что она не принадлежала ни к коммунистам, ни к Блоку Литвина, ни к Партии регионов, — признался он. — Коалиционное правительство поделило практически все министерства и комитеты, в том числе комитет, который занимается вопросами предпринимательства». Прошлогодний приход в Госкомпредпринимательства не был для Александры Кужель первым. Как ни странно, она сумела удержаться в его руководстве во времена премьерства Виктора Ющенко, Анатолия Кинаха и Виктора Януковича. Однако ни опыт, ни поддержка предпринимателей, ни лобби вице-премьера на этот раз не спасли ее от увольнения.
Но если публичных руководителей министерств и ведомств «перезагрузка» власти «снесла» подчистую, то в составе их замов дела обстоят несколько иначе. В центральном руководстве большинства министерств удержался хотя бы один «долгожитель».
В среднем же на десять чиновников второго эшелона сейчас приходится два-три «старичка». В их активе — смена как минимум одного правительства. А некоторые заместители-корифеи уже пережили десятки министров. Главная функция старожила в новом составе — обеспечить комфортную передачу власти. «Чтобы сохранить преемственность власти, обязательно нужно оставить часть чиновников, которая знает особенности низового состава, психологическую атмосферу коллектива, технические и материальные нюансы, — аргументирует Дмитрий Выдрин, политолог и заместитель секретаря СНБО. — Это просто необходимо, чтобы технологически и технически не разладить работу госорганов. Я не помню случая, чтобы при смене власти увольняли всех. Хотя не исключено, что с частью старой гвардии попрощаются, когда новички освоятся на своих должностях».
Особую ценность, согласно наблюдениям нашего собеседника,представляют специалисты по коммуникации с другими органами власти и знатоки ведомственных обычаев и порядков. «Я наблюдал, как аппарат Леонида Кравчука менялся на аппарат Леонида Кучмы, вместе с которым я и пришел в администрацию президента. Даже тогда была некая преемственность: работники, которые знали церемониал, сохранялись, — вспоминает г-н Выдрин. — Это такая деликатная сфера, где знания накапливаются годами. Я знаю человека, который отвечал за церемониал в Секретариате президента, он около 15 лет был там при разных гарантах. Сейчас работает послом. Другой мой знакомый работал помощником у восьми премьер-министров. Просто он хорошо знал всю канцелярскую работу, держал в памяти все телефоны, был своего рода телефонной книгой, справочником».
Нужные качества
Умение быстро ввести в курс дела нового шефа позволяет Анатолию Беркуте вот уже последние 17 лет работать в центральном руководстве строительного министерства (несмотря на его частые реорганизации и смены названий). Кадровые бури в верхах всякий раз обходят г-на Беркуту стороной, а каждый новый министр с его помощью может быстро разобраться в наработках и решениях, оставленных предшественником. «Новый старый» руководитель строительного министерства Владимир Яцуба именно этот козырь бессменного первого зама отмечает в числе приоритетных: «Анатолий Беркута работает в строительной сфере почти 30 лет, это дока, человек, который имеет непревзойденную институционную память, т. е. знает и может передать все, что происходило в отрасли и министерстве». Впрочем, профессиональному первому заму вряд ли удалось бы надолго закрепиться в ведомстве, попытайся он делать критические замечания в адрес политики министерства или, чего доброго, поддержать идеи политических оппонентов очередного начальства. Лояльность к меняющимся шефам — одно из важных условий, гарантирующих долгожительство заместителей.
«Когда я пришла в Госкомпредпринимательства, то уволила троих заместителей, — вспоминает Александра Кужель. — Один сам написал заявление, одного я отправила в отставку, потому что, на мой взгляд, это было самое запущенное направление, еще с одной сотрудницей мы не совпадали в видении работы». Но в составе заместителей защитницы предпринимателей все же остались два человека из команды ее предшественника. Первый заместитель Андрей Гота пришел в Госкомпредпринимательства в 2003 г., во время первого правительства Виктора Януковича. Бывший мэр Хмельницка Николай Приступа вступил в должность замглавы Госкомитета в 2007 г., во время второго прихода в правительство нынешнего президента. Опытная госслужащая утверждает, что оставляла кадры предыдущего руководителя на основании их исполнительности. «Достаточно было видеть, что они ответственно относятся к работе и выполняют мои задания, которые я принципиально никогда не забывала и постоянно контролировала. Больше того, я читала всю входящую и исходящую почту. И когда замечала, что мой зам что-то подписал, я всегда разбирала, что подписал и почему».
Но гораздо чаще выстоять при смене нескольких министров чиновникам второго эшелона удается не столько ввиду личных качеств, сколько благодаря невидимым узам, ведущим к их влиятельным покровителям. Вероятно, если бы фракция коммунистов не вошла в коалицию, заместитель министра внутренних дел Василий Мармазов потерял бы статус «долгожителя». Но обстоятельства сложились благоприятно: сейчас он — единственный «выживший» после масштабных чисток заместитель главного милиционера страны. Впервые удачливый милиционер занял эту должность в 2006 г., во втором правительстве Виктора Януковича. Злые языки утверждают, что интерес Василия Мармазова к правоохранительному ведомству реализуется в кадровых договоренностях благодаря его отцу — народному депутату от КПУ Евгению Мармазову. Особенно любопытно попадание сына нардепа-коммуниста в руководство МВД при «оранжевом» министре Юрии Луценко.
По версии нардепа от Партии регионов Вадима Колесниченко, это назначение было платой за неголосование фракции коммунистов по вопросу отставки Кабмина Юлии Тимошенко летом 2008 г. Тогда для Василия Мармазова даже ввели дополнительную должность — заместитель министра внутренних дел. «Мы думаем, что это реальная политическая коррупция», — подчеркивал некогда Вадим Колесниченко. Впрочем, при нынешнем правительстве регионала Николая Азарова назначение г-на Мармазова не вызвало у представителей Партии регионов никаких вопросов.
Темные лошадки
Имена госслужащих-старожилов мало известны широкой публике, но это ничуть не уменьшает их влиятельности. В узких кругах многие из них носят звание серых кардиналов. Рекорд по количеству взращенных «долгожителей» с внушительными полномочиями принадлежит Национальному банку. Из 12 членов правления НБУ семеро беспрерывно работают в ведомстве более 10 лет. Ключ к разгадке долгожительства этих чиновников — успешная работа в команде экс-главы центробанка Виктора Ющенко. Его тогдашний первый зам Владимир Стельмах, оказавшись у руля, предпочел сохранить старые кадры, очень осторожно пополняя руководство новыми штыками.
В ведении старожилов НБУ находятся денежная эмиссия, валютный курс, миллиардное рефинансирование коммерческих финучреждений, не менее привлекательный банковский надзор и множество других денежных, во всех смыслах этого слова, вопросов.
Об их значимости банкиры говорят примерно с тем же пиететом, что и застройщики — о бессменном заместителе руководителя Государственного управления делами Алексее Панько, курирующем строительство. Его влиятельность позволяет заблокировать любую стройку, в которой задействовано это закрытое и весьма небедное ведомство. Многие крупнейшие столичные застройщики на своем опыте прочувствовали, почему с этим человеком лучше договариваться, а не ссориться. Он работает на руководящих должностях в Госуправделами с момента создания этой структуры в 2000 г. президентом Леонидом Кучмой. За десять лет Панько «проводил» двух президентов и трех их «завхозов» — Юрия Дагаева, Игоря Бакая и Игоря Тарасюка. После прихода на должность главы Госуправделами регионала Андрея Кравца указа об увольнении Алексея Панько так и не появилось.
Как бы там ни было, а чиновникам второго эшелона, несмотря на их внушительный профессиональный опыт, все равно приходится заручаться политической поддержкой, чтобы остаться при власти. Зачастую это подразумевает умение мимикрировать от одного политического лагеря к другому. Если же сделать это не удается, старожилы либо тихо уходят, либо громко воюют за свою должность. Иногда эта война проходит по принципу «день простоять да ночь продержаться» — до прихода нового шефа. Тогда в ход идет все — от саботажа распоряжений непосредственного начальства до предания огласке инсайдерской информации. В Минуглепроме это недавно проходили.
- Информация о материале
 
Зарплаты вынут из «конвертов». Налоговая хочет ввести солидарную ответственность работодателей и сотрудников за выплату теневых доходов
Едва вступив в премьерскую должность, Николай Азаров пообещал нещадно бороться с выплатой зарплат в «конвертах». Налоговая тут же начала масштабные проверки предприятий на предмет правильности и полноты отчислений взносов в социальные фонды и подоходного налога. Согласно данным ГНАУ в марте были проверены 1,4 тыс. компаний, в бюджет дополнительно перечислено более 600 млн грн. Но это только начало. Чтобы «отбелить» зарплаты, налоговики совместно с Госкомпредпринимательства предложили ряд законодательных новаций, ужесточающих контроль за работодателями. Их внедрение, по мнению разработчиков соответствующего законопроекта, позволит бюджету дополнительно получать не менее 20 млрд грн. ежегодно. Зная методы работы Николая Яновича, можно не сомневаться, что бизнесу начнут закручивать гайки по всем фронтам.
 Несгораемые конверты
На сегодняшний день нагрузка на фонд оплаты труда составляет 41,5%, из которых 3,5% оплачивает наемный работник, а 38% — работодатель. Кроме того, с зарплат сотрудников удерживается 15%-ный подоходный налог. Таким образом, общая нагрузка на фонд оплаты труда составляет 56,5%. Далеко не все работодатели готовы нести такие расходы, а потому активно «конвертируют» заработки своих сотрудников. Основные схемы две. Первая полностью укладывается в законодательные рамки и состоит в переводе сотрудников из наемных работников в частных предпринимателей, уплачивающих единый налог. Единственным недостатком этого варианта является то, что далеко не всегда можно придумать, какие услуги чепэшники могут предоставлять компании. Использовать вторую схему без нарушения законодательства невозможно: она предполагает выплату незначительной части зарплаты официально, тогда как основные заработки выплачиваются нелегально.
По словам заместителя директора департамента налогообложения физических лиц — начальника отдела ГНАУ Сергея Латынина, на сегодняшний день в тени пребывает до 40% всего зарплатного фонда отечественных предприятий. Причем, как признают налоговики, нынешнее законодательство не позволяет им эффективно бороться с зарплатными минимизаторами. Последние несколько лет власти активно обсуждали идею снижения нагрузки на фонд оплаты труда, в результате чего работодателю было бы выгодно выплачивать зарплаты легально. По подсчетам экспертов, экономия расходов предприятия при нелегальных расчетах с сотрудниками составляет как минимум 20% фонда заработной платы. Соответственно, чтобы работодатель был заинтересован в детенизации зарплат, нагрузку на фонд оплаты труда нужно уменьшить хотя бы до 29%. Однако из-за хронического дефицита Пенсионного фонда эти прогрессивные идеи так и не были воплощены в жизнь.
Зарплаты сверят с индикатором
Правительство Николая Азарова намерено применить иной подход для решения этой проблемы — усилить систему контроля над выплатой зарплат. Соответствующие предложения содержатся в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упорядочения оплаты труда)» — плод совместного творчества Минфина, ГНАУ и Госкомпредпринимательства, презентованном общественности на прошлой неделе. Документ призван повысить уровень отчислений в государственные социальные фонды. Стимулировать же «отбеливание» зарплат должно повышение ответственности работодателей и наемных работников за уклонение от уплаты налогов. «Некоторые компании уже легализовали выплаты зарплат. И это поставило их в неравные конкурентные условия с теми, кто по-прежнему выплачивает зарплаты в конвертах. Закон ликвидирует эту несправедливость. А самое главное — пенсии работников станут выше благодаря повышению отчислений в ПФ. При этом мы не вводим новых налогов, одновременно увеличивая поступления в бюджеты разных уровней примерно на 20 млрд грн.», — заявил глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский.
Законопроект оговаривает введение так называемой индикативной зарплаты — суммы, с которой предприятие обязано будет делать отчисления в социальные фонды. Этот показатель рассчитывается путем умножения суммы официально установленной минимальной зарплаты на коэффициент, размер которого зависит от занимаемой сотрудником должности. В частности, с коэффициентом 5 будет рассчитываться индикативная зарплата высших руководителей, 3 — главных бухгалтеров, 2 — рабочих. Причем эти правила распространяются лишь на частные предприятия. Госструктур документ не касается, видимо, потому, что в бюджетной сфере вся зарплата выплачивается официально. Именно с индикативной зарплаты работодатель должен будет проводить отчисления в социальные фонды, а также удерживать с сотрудников подоходный налог. В том числе и в случае, если фактически начисленная зарплата является ниже индикативной.
«Конечно, авторы законопроекта правы, что большинство директоров предприятий не могут зарабатывать, скажем, 800 грн., как это показывается в отчетности. Однако с такими подходами к решению этой проблемы все может закончиться тем, что предприятия вообще не будут официально держать людей на руководящих постах или должностях главных бухгалтеров. Весь персонал срочно переведут в статус исполняющих обязанности, на зарплаты которых упомянутые правила новых расчетов не распространяются», — комментирует «ДС» новую законодательную инициативу руководитель налоговой практики «Ernst&Young Украина» Владимир Котенко.
По словам заведующей отделом налогов и сборов Ассоциации налогоплательщиков Украины Валентины Прониной, на сегодняшний день в стране существуют тысячи мелких предприятий, штат которых состоит из директора и бухгалтера, которые не начинают процедуру закрытия бизнеса из-за ее сложности и начисляют себе 1/4 или 1/10 ставки. «Если же законопроект будет принят парламентом и подписан Президентом, всем этим предприятиям придется ежемесячно платить отчисления в социальные фонды с восьми минимальных зарплат, в противном случае — уплачивать штрафы и пеню», — резюмирует г-жа Пронина.
Однако наиболее революционным положением документа является установление солидарной административной ответственности работодателя и работника за выявленные нарушения в порядке выплаты зарплаты — по 100 необлагаемых минимумов доходов граждан с каждого (на сегодня это 1700 грн.). Соответствующие изменения предлагается внести в ст. 41 Кодекса об административных правонарушениях. Исходя из логики разработчиков законопроекта, персонал (в том числе и сотрудники низшего звена, включая, скажем, уборщиц или разнорабочих) должен быть в курсе всех тонкостей бухгалтерских расчетов. Более того, чтобы не попасть под штрафные санкции, наемным работникам следует сигнализировать в налоговую о минимизаторских схемах, прокручиваемых работодателем в целях зарплатной экономии. Это, мягко говоря, противоречит здравому смыслу. Ведь даже если работники и получают кровно заработанные в «конверте», вряд ли кто-нибудь решится рассказать об этом фискалам, рискуя остаться без работы. «В гражданском праве солидарная ответственность наступает в случае преднамеренной договоренности между нарушителями или неделимости предмета обязательства. Причем умышленный сговор еще должен доказать суд», — говорит Валентина Пронина. Поэтому начисление штрафа на работника можно будет оспорить в судебном порядке.
Продолжение следует
Несмотря на всю одиозность новых инициатив, вполне вероятно, что уже в ближайшее время они будут закреплены законодательно. Ведь нынешнее правительство располагает нужной для этого поддержкой и парламента, и Президента. Более того, зная методы работы Николая Азарова, не исключено, что похожие способы детенизации будут предложены и для других бюджетообразующих налогов — на прибыль и НДС. «То есть налоговой будут спускаться планы по наполнению бюджета, а фискалы в свою очередь начнут доводить бизнесу план по уплате обязательных платежей. И рассчитываться они будут не от реальных доходов компании, а от представлений фискалов о том, сколько она может теоретически заработать», — предполагает один из столичных правоведов.
Принцип применения индикативных цен сегодня действует на таможне, когда при расчете подлежащих уплате налогов учитывается не указанная в контракте цена ввозимого товара, а утвержденная ГТСУ индикативная цена на него. Именно занижение таможенной стоимости дает возможность импортерам ввозить товары народного потребления, например продукцию легкой промышленности китайского производства, за копейки. И именно увеличиваем таможенной стоимости с использованием индикативных цен в этом ведомстве добиваются повышения таможенных сборов. Однако на таможне достаточно часто перегибают палку, заставляя оценивать некоторые товары выше, чем они реально стоят, стимулируя такими методами рост контрабанды. Похожая ситуация может сложиться и в налоговой сфере, когда своими инициативами ГНАУ может перевести значительную часть малого и среднего бизнеса на полулегальное положение, а также спровоцировать увеличение числа официальных безработных.
- Информация о материале
 
Вы все еще платите налоги? Тогда мы идем к вам
На минувшей неделе правительство обнародовало резонансные намерения совершить шаги по наполнению государственного бюджета и созданию «Украины для людей». И вдруг выяснилось, что платить за «налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса на 5 лет», «покупку государством 100 тысяч квартир в год для льготных категорий», «снижение налогов на прибыль и НДС» и т.д. придется… широким массам средне- и малообеспеченных слоев электората. Какой сюрприз, не правда ли? Народ-то уже расслабился в ожидании «увеличения инновационно-инвестиционного ресурса экономического роста», «обеспечения прозрачности и общественной результативности бюджетного процесса», «высокого уровня экономической свободы и конкурентоспособности», «гармонизации бухгалтерского и налогового учета»…
 Министерство финансов подготовило законопроект о внесении изменений в 13 налоговых законов для увеличения сборов в бюджет. Важной инициативой является узаконивание электронного реестра налоговых накладных по НДС. Сам реестр был разработан налоговой при С.Буряке и даже принят в прошлом году постановлением Кабмина Ю.Тимошенко. Но в то время Партия регионов и президент В.Ющенко эту инициативу не поддержали и добились отмены постановления. Электронный реестр позволяет оперативно выявлять фиктивные предприятия и сразу пресекать их деятельность на основе финансового анализа. Реестр существенно затруднит методику формирования фиктивного НДС, «схлопывания» налоговых обязательств.
Также Кабмин намерен внести правки в закон о налогообложении прибыли, и ограничить перенос убытков прошлых лет на будущие периоды. Именно возможность переноса убытков предприятий вызвала в 70% случаев, согласно полученным «ЗН» данным ГНАУ, так называемую переплату налогов по итогам 2008 и 2009 годов.
Но самое любопытное — это повышение ставок налогообложения подакцизных товаров. Причем наибольшие новации ожидают на рынке алкоголя.
Как сообщает «КоммерсантЪ», для производителей меняется механизм налогообложения: акциз взимается не с литра вина, а с литра 100-процентного спирта, закупленного производителем. При этом акцизы повышаются до уровня сборов с водки. Таким образом, водочные компании, воспользовавшись руками Кабмина политической конъюнктурой нанесли мощный удар по своим конкурентам. Резкое повышение акцизов на все виды вин и на пиво ослабляет позиции в конкурирующих с водочниками отраслях алкогольной промышленности. По сути, между различными отраслями и корпорациями алкогольной промышленности идет постоянная борьба за спиртовый рынок, за закупку спирта по минимальным ценам. У водочных гигантов Донецкой, Луганской, Запорожской областей такие связи и такие «чисто конкретные» возможности решать любые вопросы, что уж кому-кому, а им в украинских условиях разорение не грозит. Не надо было водку трогать, как учит М.Жванецкий…
Однако эти мелкие интриги важны лишь настолько, насколько они могут реально содействовать наполнению бюджета. И вот здесь возникает большой вопрос. Будут ли алкогольные короли сохранять легальные высокие объемы производства и подставляться под усиленное налогообложение?
Информация к размышлению: за прошедший год было выявлено более 500 нелегальных цехов по выпуску контрафактной водки! Тенденций к сокращению нелегального рынка алкоголя нет. По оценкам высокопоставленных сотрудников ГНАУ, мнением которых поинтересовалось «ЗН», до 70% рынка спирта и до 50% рынка алкоголя уже сейчас работают в тени.
Система защиты с помощью акцизных марок уже давно является фикцией. Точные подделки украинских акцизных марок выпускаются за границей бесперебойно. В прошлом году Служба внешней разведки в сотрудничестве с турецкими спецслужбами накрыла целый завод по производству украинских акцизных марок в Турции.
Как отметил «ЗН» один из высокопоставленных сотрудников ГНАУ, «система акцизных марок в настоящем виде абсолютно неэффективна и никакой реальной защиты для легально произведенной продукции не дает. Нет единой базы данных номеров акцизных марок. Поэтому марки с одной и той же настоящей голограммой могут появляться на бутылках где угодно и в любом количестве, а борьба с подделкой марок может вестись только оперативным путем. Голограмма — это защита только от совсем неумелых кустарей-самогонщиков и самостоятельный бизнес, на котором зарабатывают конкретные люди. Подпольные линии по разливу водки и поддельные марки организовывают те же граждане, которые контролируют и легальные предприятия. На самом деле, чтобы повысить доходы от акцизных сборов, необходима единая система контроля соответствия маркировки в режиме реального времени, усиление контроля за производством и импортом спирта. Без этих мер повышение акцизов только опустит в тень легальный сектор. К тому же новое руководство ГНАУ сохранило прежние методы работы в департаменте по акцизам, который непосредственно крышует создание сомнительных схем».
Остается добавить, что производство голограмм для акцизных марок — это бизнес частного консорциума «ЕДАПС», и большую часть стоимости марки составляет голограмма. Таким образом, государство абсолютно неэффективно тратит большие деньги на производство защитных знаков вместо того, чтобы вложить средства в изменение структуры работы контролирующих и регуляторных органов.
Кроме того, для контрафактного производства правительство и парламент оставили вполне легальные лазейки. Так, льготы на закупку спирта имеют производители лекарственных препаратов. Слабо контролируется закупка спирта для нужд химической промышленности — разнообразных моющих средств, например. Поэтому те огромные нелегальные объемы производства спирта на государственных заводах получают весьма широкий рынок сбыта, и есть десятки способов добычи спирта в промышленных масштабах и запуска этого спирта в нелегальное производство алкоголя.
Расширять базу налогообложения Минфин решил за счет плательщиков единого налога. 7 апреля на сайте Госкомпредпринимательства был выложен для общественного обсуждения законопроект «О семейном предприятии», где из реестра «единоналожников» предлагается вывести практически ряд категорий плательщиков. «ЗН» уже писало об этих новшествах. В законопроекте указано 20 отраслей, работники которых не будут иметь права на использование единого налога. По сути, правительство хотело бы перевести в разряд плательщиков единого налога только тех предпринимателей, кто не использует наемный труд и работает в малодоходных сферах. Особенно поразило, что из числа плательщиков ЕН предполагалось исключить все категории торговцев — вся оптовая и розничная торговля облагалась налогом на общих основаниях. Впрочем, 15 апреля на заседании рабочей группы этот проект был направлен на доработку. По данным источника «ЗН», близкого к Госкомпредпринимательства, окончательный список категорий, которым запрещено использовать ЕН, в новом варианте законопроекта будет несколько сокращен.
Безусловно, единый налог со ставкой 200 гривен в месяц является совершенным абсурдом в государстве, где минимальная пенсия граждан составляет 600 гривен — то есть «единщики» платят налогов гораздо меньше, чем будут получать пенсию. И, безусловно, единый налог — удобная форма уклонения от уплаты налогов в целом ряде отраслей. Однако расширение базы налогообложения и резкое повышение сборов в бюджет по данной статье невозможны. Потому что пока в государстве действует норма о 32% отчислений в Пенсионный фонд и 15% налога на фонд зарплаты, переход на некую упрощенную форму фиксированного налога для многих сограждан является не столько злым умыслом, а просто наиболее доступной возможностью уклониться от непосильного налогового бремени. Для крупных корпораций такой проблемы не существует, а вот для малого и среднего бизнеса это острейший вопрос. Да, будет логично прижать торговцев золотом и ювелиркой (налоговая уже проводит рейды по ювелирным магазинам) , ломбарды и тому подобные сферы. Но в торговле? Перевести всех базарных торговцев на общее налогообложение? Будут ли они вообще что-то платить? Следует, скорее, рассмотреть вопрос об увеличении ставки единого налога.
Правительство четко заявляет, что будет только усиливать фискальный пресс, а вот компенсаторы этого давления и стимулы для экономического роста и роста занятости пока не создает.
Как заявил зампред ГНАУ С.Лекарь, почти все предприятия Украины имеют нарушения в вопросах зарплаты. И потому налоговая начинает решительную борьбу за легализацию зарплат и прекращение практики выдачи зарплат в конвертах. Однако метод этой борьбы только один: Лекарь грозит бизнесу, что размеры штрафных санкций по данной статье могут вырасти в три раза. То есть вместо системных мер по изменению экономической конъюнктуры, как это и предполагал Виктор Федорович в своей победоносной избирательной программе, новые законопроекты Кабмина дадут мытарям больше полномочий, чтобы выбивать штрафы и вмешиваться в работу бухгалтеров, торговцев, аудиторов, оценщиков, страховщиков, работников телерадиовещания и представителей прочих, вероятно, самых коррумпированных профессий.
А что же будет с теми, кто является непосредственным и самым основным потребителем услуг этих намеченных к запрету категорий плательщиков ЕН, — с отечественными олигархами и богатыми людьми? Кабмин придумал очень громкий законопроект о налогообложении роскоши. На покупку автомобилей, украшений, домов и т.п. Чистый популизм этого законопроекта очевиден. Для резкого расширения базы налогообложения и повышения собираемости налогов как раз с тех, у кого в нашей стране больше всего денег, стоило бы ввести в действие давно разработанный в ГНАУ проект о введении единой налоговой декларации. Которая позволит получать фискальным органам данные о расходах и реальном состоянии богачей. Чтобы налоги уплачивались не только от будущих сделок, но и с тех десятков гектаров, которыми уже владеют хозяева Кончи-Заспы, Козина, Межигорья — на условиях покупки или аренды — не важно. В экономике официальная статистика показывает следующую закономерность — 20% предприятий платит 80% налогов. Можем предположить, что и в налогообложении физических лиц большую часть поступлений в бюджет следует планировать от деловой элиты, а не от бабулек в киосках…
В своем блоге глава Госкомпредпринимательства М.Бродский привел любопытный пример , который хорошо иллюстрирует малоэффективность попыток Минфина расширить базу налогообложения физических лиц путем отмены единого налога. Оказывается, по данным черкасской мэрии, из 140 тысяч трудоспособного населения 50 тысяч официально не работают. Т.е. почти 40% населения уже сейчас не платит даже несчастные 200 гривен единого налога… Как вывести из тени эту массу потенциальных налогоплательщиков? Неужели только штрафами налоговой?
Все эти проблемы, для которых существуют вполне простые и технически обоснованные решения, почему-то не являются приоритетами правительства, более озабоченного закручиванием гаек. Почему-то бюджет наполняется не за счет выведения из тени нелегальной экономики, а за счет жесткого прессинга тех, кто платит налоги. Но можно ли администрировать налоги в легальном секторе экономики, если государство не создало элементарных механизмов защиты легального производства на внутреннем рынке? Вопрос риторический. Чтобы резко повысить собираемость налогов, существует только один путь — провести детенизацию производства и расширить таким образом базу налогообложения. О расширении этой базы в Минфине говорят много и охотно, но делают почему-то все наоборот...
- Информация о материале
 
История одного назначения
О попытке премьера Юлии Тимошенко расплатиться за лояльность и позитивное решение Высшего административного суда с народным депутатом от БЮТ Олегом Черпицким креслом первого заместителя министра транспорта для его брата Александра «ЗН» уже писало (№11 от 20 марта 2010 г.).
 В кресле от Тимошенко он посидел недолго. Но зато мгновенно был востребован командой Януковича — решением правительства Александр Черпицкий назначен на должность заместителя министра обороны и по совместительству — директора Государственного департамента избыточного имущества и земель. Наверное, это случайное совпадение, но его брат — депутат Олег Черпицкий — как раз в это время из фракции БЮТ переметнулся в коалицию Януковича.
Назначение Черпицкого в военное ведомство, да еще и в сферу, связанную с торговлей военным имуществом и оружием, шокировало тех, кто понимает, чем это может закончиться. Как известно, эта очень специфическая сфера всегда находилась под контролем спецслужб, направлялась Совбезом и курировалась главой государства. Торговля оружием никогда не была прозрачной, на ней неплохо зарабатывали. Но явный криминалитет в этой сфере был non grata. Назначение Черпицкого нарушило это правило.
Очевидно, этот господин имеет очень высоких покровителей как на Банковой, так и на Грушевского. Его назначение стало неожиданностью для многих, включая профильного вице-премьера Владимира Сивковича, сталкивавшегося ранее с подобными персонажами лишь как с объектами оперативных разработок или стукачами из криминальной среды.
В распоряжении редакции есть документы, свидетельствующие о том, что Черпицкий заручился поддержкой самого президента. Освятив своей подписью документ под названием «Согласование», Янукович дал путевку в жизнь лицу, хорошо знакомому с функционированием не военной, а правоохранительной системы.
Претенденты на высокий руководящий пост проходят специальную проверку, ведь им предстоит работать с государственными секретами. Интересно, Николаю Азарову, который своей подписью освятил назначение Черпицкого в Минобороны, кто-нибудь поведал о жизненном пути г-на Черпицкого?
И если Главное управление госслужбы, полагаясь на выводы правоохранительных органов, еще как-то может «просмотреть» судимость кандидата, но как теперь поступит глава СБУ Валерий Хорошковский, можем лишь гадать. Заполнить пробелы в биографии Черпицкого Служба обязана, ведь ее сотрудники отвечают за проверку чистоты рядов согласно Законам «Об СБУ» и «О государственной тайне», в том числе и в уголовном порядке. Насколько нам известно, на предыдущей работе в руководстве Госкомзема Черпицкий допуска к работе с секретными документами от СБУ так и не получил.
Весьма успешной представлена деятельность Черпицкого в рекомендательном письме министра обороны. Михаил Ежель убеждает президента и премьера, дескать, Черпицкий прекрасно осведомлен о состоянии дел и проблемных вопросах в деятельности Минобороны в части отчуждения и реализации военного имущества, он якобы хорошо знает законодательство в сфере обороноспособности государства. И когда это он успел ознакомиться с военной проблематикой? Министр Ежель также письменно докладывает президенту и премьеру, мол, Черпицкий и под следствием не пребывал, и судимостей не имеет. Ой ли?
Позиция Ежеля в этой истории до конца не понятна. Известно, что, когда правительство назначало Черпицкого в Минобороны, с Ежелем никто особо не советовался. Более того, нарушив соответствующий указ президента, кандидатуру Черпицкого в Кабмине «забыли» согласовать с Виктором Януковичем как Верховным главнокомандующим. Интересный факт: текст согласования президентом датирован 29 марта, а назначение Черпицкого Кабмином состоялось шестью днями ранее. Кто-то ну уж очень спешил пролоббировать своего человечка, да, Богдан Владимирович?
Говорят, что проект распоряжения о назначении Черпицкого Азаров внес с голоса, прямо на заседании Кабмина. И провел это решение. Николая Яновича можно обвинить в чем угодно, но не в самоуправстве, когда речь идет о президентской кадровой квоте. Кто мог так повлиять на премьера? Кто мог убедить его, что назначение Черпицкого согласовано с президентом? Не знаю. Был бы Левочкиным — знал бы…
Представление Черпицкого сотрудникам военного ведомства было произведено мгновенно — сразу после заседания Кабмина. В министерстве таким кадром были просто ошарашены.
Очевидно, потом были внутренние разборки в команде: как это посмели обойти президента и не согласовали с ним кандидатуру замминистра обороны? Ющенко таких кадровых вольностей правительству Тимошенко не прощал. Удивительно, но Янукович простил. Или помиловал на первый раз? Кого — самого Черпицкого или его лоббиста в правительстве?
По неведомым нам причинам Янукович все же решил оставить Черпицкого в Минобороны. Затем, в порядке назидания, по сути задним числом, была проведена формально необходимая процедура назначения: письменное представление Ежелем кандидата на Банковую — письменное добро президента на назначение — письменное представление Ежелем согласованного Януковичем претендента премьер-министру — и, наконец, кадровое распоряжение Кабмина.
Наверное, именно по этой причине и министр обороны Ежель, и кадровый департамент военного ведомства, чутко уловив позицию президента, решили закрыть глаза на заметно приукрашенную биографию Черпицкого, из которой как-то выпали «наиболее яркие» страницы и даже целые временные отрезки. В итоге документы, направленные Ежелем президенту и премьеру, содержат явные упущения и недомолвки.
К примеру, из биографии Черпицкого не ясно, где и как он провел почти три года после службы в рядах Советской армии. Кстати, Черпицкий пишет, что службу он проходил в…Житомирском округе. Но ведь такого округа в Союзе не было никогда! Что это — неграмотность или ложь?
Опять же, вспомнят ли студента Черпицкого его однокашники по Европейскому университету? Свое первое высшее образование в этом вузе он получил в 38 лет, что, конечно же, похвально для зрелого человека, сидящего на студенческой скамье со вчерашними школьниками.
И совсем уж приврали кадровики Минобороны, добавив к шестилетнему опыту работы на государственной службе претендента почти два лишних года.
Особым хитом в исполнении кадрового аппарата Минобороны является заверенное его сотрудниками так называемое временное удостоверение, выданное Черпицкому в 1998 году взамен военного билета, действительное лишь до сентября 2006 года, и «свежая» справка к этому документу, подписанная военным комиссаром Житомирского объединенного горвоенкомата, о том, что рядовой Черпицкий таки проходил военную службу. По этому же временному удостоверению Черпицким в 24 года был получен паспорт гражданина Украины. Странные какие-то паспортисты в нашей стране!
Не нашли или не захотели найти в Минобороны и данных о привлечении к уголовной ответственности, судимостях и пребывании Черпицкого в розыске по линии Интерпола. Хотя в СМИ об этом писалось неоднократно и небезосновательно — документы из базы МВД, подтверждающие факт судимости Черпицкого, были размещены и на сайте «ЗН».
На самом деле автобиография Черпицкого просто отдыхает в сравнении с информацией, находящейся в учетных системах правоохранительных органов. Как это часто бывает, большая часть материалов осталась на уровне оперативно-розыскных дел (ОРД) и впоследствии не вся была доведена до судебных инстанций.
Пройдемся по данным из милицейских хроник.
Первое упоминание об объекте по кличке «Чепчик» относится к 1991 году, когда в разработке правоохранителей находилось ОРД «Купонщики», которое завершилось привлечением фигурантов по статье 144 УК УССР «Вымогательсво» и статье 215 «Нарушение ПДД». В 1992 году «Чепчик» находился в розыске за совершение уголовно наказуемого деяния по статье 206 УК УССР «Хулиганство».
История «Чепчика» продолжилась в 1993 году по ОРД с громким названием «Академики». Основанием для пристального внимания правоохранителей снова послужили материалы о вымогательстве группой лиц. Часть «Академиков» была привлечена к уголовной ответственности за преступления на территории Житомирской области, а в отношении «Чепчика» проводились розыскные мероприятия, поскольку, по оперативной информации, один из них пребывал в тот период то ли в Чехии, то ли в Словакии, вероятно, тоже небезуспешно.
В 1997 году «Чепчик» был объявлен в межгосударственный розыск за совершение преступления по статье 296 часть 3 УК Украины «Хулиганство». Задержан он был в феврале 1999 года.
Упоминание о «Чепчике» есть и в 2001 году в материалах ОРД «Осьминоги» — о преступной группировке, занимающейся совершением разбойных нападений, грабежей и краж личного имущества граждан.
И уж совсем на этом фоне незначимая статья 358 УК Украины «Подделка документов» осенила путь «Чепчика» в 2008 году, когда речь шла о подделке документов землеустроительной экспертизы…
Интересно, сколько еще подобных «академиков», «чепчиков», «осьминогов» и «купонщиков» за последний месяц присели на руководящие кресла и теперь алчно поглядывают на финансовые и материальные потоки страны? И каких таких реформ от подобных деятелей нам с вами ожидать? Неужели президентская программа «Украина — для людей» и вправду была написана только для них?
P.S. А вверенный Черпицкому Госдепартамент избыточного имущества и земель Минобороны — это не только сотни тысяч гектаров земли и десятки тысяч зданий и сооружений по всей стране. Это еще и десятки тысяч единиц военной техники, вооружения и оборудования, миллионы единиц оружия и боеприпасов к нему. Как теперь всем этим будут распоряжаться «чепчики» и в чьи руки оно попадет — вот главный вопрос. К президенту прежде всего.
- Информация о материале
 
«Дельтовая» замашка?
Если банк не отдает ваши деньги — это проблемы. Когда не отдает семизначную сумму, то проблемы уже большие и явно не только у вас. Сразу возникает вопрос — а что, собственно, происходит с банком или его собственниками? Благо, за последние год-полтора Украина накопила очень богатый опыт банковских историй.
 Два месяца назад, 16 февраля, руководство Национальной акционерной страховой компании (НАСК) «Оранта» письменно обратилось к главе совета директоров АО «Дельта Банк» Елене Поповой, сообщая о намерении прекратить действие трех договоров вкладов с 9 марта 2010 года. В общей сложности речь шла о 76,5 млн. грн. и 7 млн. долл. Причиной такого решения стало желание НАСК «Оранта» более эффективно разместить свои денежные активы.
Согласно условиям договоров, страховщики имели право в одностороннем порядке расторгнуть договора сотрудничества, письменно предупредив об этом банк за 20 календарных дней. Вместе с суммами вкладов попросили вернуть насчитанные на них проценты на текущие счета страховой компании.
Ответом стала оглушительная официальная тишина…
Через две недели, 2 марта, руководство НАСК «Оранта» уже повторно обратилось к г-же Поповой, сообщая, что инициирует прекращение действия депозитных договоров с 9 марта 2010 года.
Только после этого 4 марта был получен официальный ответ от первого зампреда совета директоров банка. Он без каких-либо аргументов сообщил, что «…АО «Дельта Банк» против досрочного прекращения действия вышеупомянутых договоров».
Исчерпав возможности переписки, но все еще не желая доводить дело до суда, руководство «Оранты» 24 марта провело брифинг с освещением возникшей проблемы. Через прессу оно обратилось к президенту Украины, премьер-министру страны, а также руководству Национального банка с просьбой посодействовать защите справедливых требований и законных прав вкладчика, каковым является НАСК «Оранта».
Кстати говоря, на брифинге страховщики с явным недоумением отмечали, что давно не сталкивались с подобным. Забота о собственной деловой репутации — вообще-то важнейший банковский приоритет, и зависание более 130 млн. грн. клиентских денег ее точно не укрепляют.
На следующий день банк таки ответил. И как! Оказалось, что, с его точки зрения, спора просто нет. Напротив, «Дельта Банк» на протяжении всей истории деятельности полностью и своевременно выполнял свои обязательства перед клиентами и кредиторами, как украинскими, так и зарубежными». Но вот деньги, конкретно «Оранте», отдавать он не будет. А почему — не скажет: «В связи с нормами действующего законодательства о раскрытии банками информации, которая составляет банковскую тайну, мы не имеем возможности давать детальные комментарии относительно операций наших клиентов».
Правда, «Дельта Банк» заявил, что «в ближайшее время планирует выяснить с руководством «Оранты» суть и причины сделанного заявления и приложит максимум усилий для устранения недоразумения».
Наверное, по этой версии, вернуть деньги вкладчику и является недоразумением.
Кстати говоря, с той поры прошел уже почти месяц, но деньги так и не поступили в НАСК. Очень похоже, что «недоразумение» будет решаться именно в судах.
В общем, банку лучше перечитать собственный лозунг — «построение цивилизованного бизнеса невозможно без уважения к потребителю, партнеру…»
Тем более что осенью прошлого года после дополнительной эмиссии в состав акционеров НАСК вошли структуры владельца «Дельта Банка» Николая Лагуна, получив очень приличный пакет. Вот только права «топить» страховую компанию это, увы, не дает. Даже наоборот.
Впрочем, появилась информация, что Николай Иванович почти три четверти своих акций НАСК (33 из 45%) выставил на продажу. Этот факт его представители и подтвердили газете «КоммерсантЪ». Причем торгуются акции за не слишком большие суммы — ниже номинала.
Внешне это выглядит довольно странно. Акции «Оранты», по общему мнению, имеют значительный потенциал роста. И еще несколько месяцев назад покупку пакета НАСК объясняли именно этим.
Ничего ужасного со страховщиком не произошло. Напротив, принята программа оптимизации и выхода на рентабельную работу. Поэтому часть экспертов считает, что проблемы с долгами как раз у г-на Лагуна. Его стремительный вход в бизнес несколько лет назад явно стоил немалых денег.
Версию, что средства на высокозатратный старт «Дельта Банка» (он начался в 2006-м) были получены от продажи миноритарного пакета Укрсоцбанка, полученного «в качестве бонуса за хорошую работу», разделяют далеко не все.
Зампредам у нас, конечно, неплохо платят, но редко кому хватает двух лет работы на этой должности на открытие нового банка. Похоже, были и другие кредиторы, как и обязательства перед ними.
Пока бизнес группы «Дельта» развивался, перспективы погашения особых вопросов не вызывали. Однако в прошлом году основная «дойная корова» группы — потребительское кредитование — стало высокорисковым. А кредитование юридических лиц заметно менее доходно, чем потребкредиты. Не говоря уже о том, что там много жестче конкуренция.
Проекты развития девелоперского бизнеса, в связи с общей обстановкой в строительстве, тоже не пошли.
Причем Лагун избрал модный, но оказавшийся наиболее уязвимым к кризису вариант строительного проекта. Понадеявшись на бесконечность желания киевлян жить на природе, предприниматель решил, что жителям столицы для полного счастья, кроме около сотни имеющихся, не хватает еще одного коттеджного городка на 290 гектаров! Чем и занялся аккурат в преддверии кризиса, начавшегося летом 2008 года.
Впрочем, как началось, так и закончилось: желающих приобрести подобную недвижимость стало очень мало. А тех, кто может себе это позволить, и того меньше. И уж совсем пропали те потенциальные покупатели, которые были готовы немедленно уплатить деньги за первый подвернувшийся вариант.
Дело в том, что сейчас на одного реального покупателя приходится минимум десяток предложений пригородных коттеджей. Между тем стройка шла в кредит. Сейчас суммы, вырученной от продажи прав на девелоперский проект, по слухам, не хватило даже для погашения процентов по долгу.
Проект ипотечного супермаркета «Т.О.Ч.К.А» тоже успехом не увенчался. Так что появляющейся информации, что переговоры о реструктуризации долгов г-на Лагуна идут тяжело, на рынке почему-то верят. Во всяком случае, уже начался отток кадров.
Между тем продавать-то особо уже и нечего: в период кризиса цены активов, включая тот же банк, минимальны. В общем, с ускоренным строительством бизнес-империи, похоже, вышло «как всегда».
Тем временем банк вел и ведет агрессивную кампанию по привлечению средств физических лиц, предлагая проценты выше среднерыночных. Вкладчики пошли, но вопрос — насколько при этом просчитаны риски.
В декабре прошлого года банкиры с удивлением наблюдали резкий скачок активов банка. За несколько недель они выросли примерно на 2,4 млрд. грн. — до 8,46 млрд. грн. Оказалось, банк начал играть на рынке «форекс», т.е. пытаться заработать на разнице колебаний курсов. Как скромно заметил банк, это было обусловлено «укладеними угодами на ринку Форекс щодо купівлі-продажу валютної пари «долар США /євро».
В принципе, этим занимаются многие, но мало кто в размерах более 20% от активов. Очень похоже, деньги нужно было раздобыть любым способом.
Официальной реакции НБУ так и не последовало. И когда к началу апреля массовый «заплыв» на этом рынке завершился, это сразу привело к падению размеров активов банка на 23%.
Откровенно говоря, столь масштабные игры крайне рискованны. А в банке, напомним, почти 3 млрд. грн. вкладов частных лиц. И НБУ в прошлом году уже и так выдал ему кредитов на сумму более полумиллиарда гривен.
Основатель «Дельта Банка» как-то сказал, что «считает основной причиной своего успеха склонность к здоровому авантюризму». Судя по всему, шкала оценки «здоровости» несколько зашкалила. Тут есть вопросы к контролирующим органам — как к Нацбанку и Госфинуслуг, так и к другим структурам. Может, и Валерий Хорошковский, как бывший коллега, даст оценку? Во избежание очередного «недоразумения». В массовых масштабах.
- Информация о материале
 
Страница 2003 из 2102
											
						